Как было сказано выше, монастырские школы стали тем самым местом, где монастырская культура наиболее тесным образом соприкасалась с народом. Ученики таких школ имели перспективы блестящей карьеры не только в церковной среде, но и при дворах владык мира сего. Ключом к успеху была Латынь. Латинский язык в стенах школы был единственно дозволенным и оттачивался до филигранного уровня. Санкт-галленский аббат Соломон, к примеру, требовал, чтобы младшие ученики приветствовали его латинской прозой, средние - ритмическими стихами (более простыми, сочиняемыми на слух), старшие - стихами метрическими (более сложными, сочиняемыми по книгам). Скрипторий, школа и ученые монахи этой обители к IX веку славились уже на всю Европу. В Санкт-Галлене не только созревала интеллектуальная элита Каролингской Европы, но и создавались высочайшие поэтические и музыкальные произведения того времени. Чего стоит только пример монаха Ноткера по прозвищу Заика Notker Balbulus ( 840 - 912 ), знаменитого поэта, композитора, богослова и историка. В Санкт-Галлене он был библиотекарем и учителем в школе. Свое богословское образование он получил в этом же монастыре под руководством ирландских монахов Исы и Мэнгалла, прибывших сюда из Бангора, места духовного возрастания святого Колумбана. Как видим, ирландское влияние на этот крупнейший в Европе духовный и интеллектуальный центр не прекращалось на протяжении всей Каролингской эпохи. Ноткер был настолько литературно одаренной личностью, что даже «Житие святого Галла» он составил в форме диалога, с чередованием стихов и прозы. Он первым начал сочинять секвенции, литургические песнопения, легшие в основы Латинской мессы. Именно он изобрел систему специального музыкального ударения в латинских текстах, для  того чтобы их можно было петь. Его перу принадлежат многие гимны, среди которых самый знаменитый «Media vita in morte sumus». Эта антифония вошла во все григорианские обиходы. Ее исполняли в середине субботы во время Великого Поста. Ноткер даже сочинял трактаты на музыкальные темы. В 1512 году Ноткер Заика был причислен Католической Церковью к лику блаженных .

http://bogoslov.ru/article/312950

Созданный им Мартиролог был дополнен на континенте, а в сер. IX в. полностью переработан диак. Флором Лионским (первоначальный вариант текста Беды не сохр.). Сочинению Беды подражал Рабан Мавр (сер. IX в.). Свт. Адон Вьеннский , перу к-рого принадлежит ряд др. агиографических трудов (напр., 3-е Житие св. Дезидерия Вьеннского), напротив, ориентировался на совр. ему рим. традицию и составил Мартиролог с наиболее подробными сказаниями. Узуард и Ноткер Заика пытались совместить эти традиции. Они увеличили количество годовых памятей, однако если Узуард шел по пути сокращения сказаний, то Ноткер старался сохранять все подробности в жизнеописаниях святых. В последующую эпоху работа над мартирологами была связана с дополнением и распространением текста Узуарда. Вандальбертом Прюмским был составлен поэтический Мартиролог на все дни года. Поэтические парафразы житий были характерной чертой Каролингского возрождения. В X в. каноник Реймсской Церкви Флодоард составил цикл поэм «О триумфах Христа», где краткие агиографические очерки распределены по регионам (Палестина, Антиохия, Италия). Со 2-й пол. IX в. началось составление сказаний о перенесении мощей святых и сопутствующих чудесах, что отчасти было связано с массовым перенесением святынь во время нападений норманнов, сарацин и позднее венгров. Примерно с этого времени получили распространение епископские и аббатские деяния (gesta). Одним из ранних памятников этого типа стали Деяния Мецских епископов Павла Диакона ( Paulus Diaconus. Gesta episcoporum Mettensium); впосл. появились деяния епископов др. кафедр (напр., Осерской - Gesta pontificum Autissioderensium), однако расцвет жанра приходится на X в. (Деяния епископов Камбре; Деяния епископов Тунгров, Моза-Траекта и Леодия), особенно во Фландрии и в Лотарингии. Одним из примечательных житийных памятников X в. стало жизнеописание св. Житие св. Леодегария Августодунского. Лист из Пассионала. Кентербери. XII в. (Lond. Brit. Lib. Arundel. 91. Fol. 47v) Житие св. Леодегария Августодунского.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Известнейшую обитель и образовательный центр основал ученик преподобного Колумбана, святой Галл. В его монастырь, который впоследствии будет назван Санкт-Галлен, потекли книги со всей Европы. Скрипторий, школа и ученые монахи этой обители к IX веку славились уже на всю Европу. В Санкт-Галлене не только созревала интеллектуальная элита Каролингской Европы, но и создавались высочайшие поэтические и музыкальные произведения того времени. На сегодняшний день Санкт-Галлен обладает одной из самых блестящих библиотек в Европе, где собраны древнейшие христианские и классические тексты. Кстати, тот же Ноткер по прозвищу Заика был библиотекарем и учителем в школе Санкт-Галлена. Свое богословское образование он получил под руководством ирландских монахов Исы и Мэнгалла. Ноткер первым начал сочинять секвенции, литургические песнопения, легшие в основы латинской мессы. Именно он изобрел систему специального музыкального ударения в латинских текстах, чтобы их можно было петь. В германских землях проповедовали также саксы: Бенедикт Бискуп, Уилфрид, Уиллиброрд и Уинфрид. Все они обучались у ирландцев. Например, Уинфрид после обучение в ирландском монастыре проникся идеей кельтского странничества. В 717 году он присоединился к своему соплеменнику Уиллиброрду, проповедовавшего на землях Фризии. Ярким представителям кельтской миссии был и святой Бонифаций, апостол Германии, который продолжил работу Колумбана по избавлению церкви от «местного произвола».    Каролингское возрождение Ко второй половине VIII века труды ирландских миссионеров и ученых существенно изменили ситуацию в Западной церкви и позволили осуществить один из самых значительных культурных проектов Средневековья — Renovatio Imperii Romanorum, или Восстановление Римской империи. Этот научный и духовный ренессанс проходил при Карле Великом (742 – 814 гг.) и больше известен как Каролингское Возрождение . При Карле по всей империи организовываются монастырские школы, к королевскому двору привлекаются образованные деятели. Доминирующую роль в этом процессе играла традиция ирландского монашества.

http://bogoslov.ru/article/5304808

представители герм. епископата поддержали архиеп. Виллигиза Майнцского, выступив против вмешательства папы Римского в церковные дела на их землях. Найти решение конфликта тогда не удалось, противостояние продолжалось при преемниках О. вплоть до 1030 г. Укрепилось могущество и других прелатов, возвысившихся при Оттоне II. Архиеп. Эгберт Трирский (977-993), хотя и поддержал герц. Генриха Строптивого в борьбе за власть, к 985 г. примирился с имп. Феофано и сохранил свое положение. Выходец из Санкт-Галлена Ноткер, еп. Льежский (972-1008), вел активную деятельность в придворной капелле Оттонов и на Льежской епископской кафедре еще при деде и отце О. Приобретя статус влиятельного советника государей Саксонской династии, он сохранял его на протяжении всей карьеры, участвовал в итал. походах (983, 989-990, 996, 998-1002; сопровождал тело О. из Италии к месту погребения). Еще в 980 г. еп. Ноткер Льежский получил от Оттона II светскую власть над территорией своей епархии и статус князя-епископа, а в 985 и 987 гг. его владениями также стали графства Юи и «Брунненгеруут». Иоанн Филагат, занявший в 988 г. архиепископскую кафедру Пьяченцы, пользовался таким влиянием, что в королевской грамоте от 18 апр. 991 г. именовал себя: «милостью Божией архиепископ и протонотарий святой Римской Церкви, первый из советников и канцлер короля Оттона» (Die Regesten. 1956. S. 521). О. продолжил политику Оттона II, направленную на развитие мон-рей как самостоятельных церковных и культурных центров. В 987 г. во главе зальцбургского мон-ря ап. Петра, аббатом к-рого прежде считался сам архиепископ Зальцбургский, был поставлен отличавшийся большой ученостью мон. Тито (987-1025) - выходец из аббатства Санкт-Эммерам. Св. Вольфганг , еп. Регенсбургский (972-994), и св. Гебхард II , еп. Констанцский (979-995), оказывали покровительство мон-рям Санкт-Эммерам (в Регенсбурге) и Петерсхаузен (в Констанце). И в период регентства, и во время самостоятельного правления О. под имп. покровительством находился жен. мон-рь в Эссене. При аббатисе Матильде (949-1011), представительнице швабской ветви рода Людольфингов (аббатиса поддержала О. в противостоянии с герц. Генрихом Строптивым), обитель превратилась в одно из главных мест поминовения представителей правящего рода, прежде всего имп. Оттона II. Эссенское аббатство получило множество реликвий, в т. ч. мощи св. Марса (пам. зап. 4 окт.; из Лиона) и св. Флорина (пам. зап. 17 нояб.; из Кобленца).

http://pravenc.ru/text/2581743.html

57. Если во II b. массовые избиения христиан выражались не более, как цифрой 40 (Лион 177 г.) то в III b. и особенно при Диоклетиане мучеников были тысячи; величина цифры здесь поэтому не внушает сомнения, как и частое повторение некоторых имен (Феликс 118 раз, Сатурнин 87 и т. д.), а также странность иных имен (Manira, Jtercola, Barbalabia); надо иметь в виду привычку римлян не стесняться в прозвищах рабам. 58. Арх. Сергий, Полн. месяц. вост. I, 58–61. 59. Ныне Париж. Национ библ. Описан Kellner " ом Heort. 213–215 по Morin " y Amecdota Maredsolana, Par. 1893, I. У арх. Сергия не упомянут. 60. Из других месяцесловов на Западе в этот период известны 1) изданный Аллянцием (De eccl. lccident фейгу lrient. perpetua consensione, R. 1648, p. 1487) из Бравиария Ватик. библ. VIII b.; из 84 памятей половина есть у нас; некоторые памяти в те числа, как у нас, а не как ныне у римо-католиков; нет Преображения и Введения; не все апостолы; 12 мар. — 14 апр. нет свв. 2) Календарь в Сакраментарии, приписываемом Григорию Великому, VII–VIII b.; сходен с предшествующим, но некоторых памятей не достает, некоторые новые; все апостолы. 3) Галликанский: позднейшая память св. Григория Великого († 604), памяти на все дни, но 16 авг. — дек. деффект. 4) протисия, еп. Безансонского († 625 г.); сходен с Сакраментарием Григория; в марта только 5 памятей; другою рукою внесены позднейшие памяти, например Карла В. — Кроме того появился целый ряд сокращений Иеронимова месяцеслова. Таким сокращением был прежде всего мартиролог Беды († 735 г.), знаменитого английского писателя-монаха, «который, старался тщательно отмечать, каким родом мучения и при каком судии мученики победили мир», посему оставил на каждый день из Иеронимова мартиролога по одному, два святых, а некоторые дни и без памятей. Впрочем март. Беды дошел до нас только в дополненном ок. 830 г. Флором Дрепанием, каноником Лионского диоцеза, виде; в этом последнем тоже памяти не на все дни. Последний мартиролог переработали (переставлены памяти) и немного дополнили: в Трирском диоцезе Вандельберт ок. 848 г., в Майнце архиеп. Рабан Мавр в середине IX b. памяти на все дни), в Лионе ок. 858 г. Адон впоследствии архиеп. Вьенский (есть очень обширные сказания о свв., начинается 25 дек.), Узуард бенедиктинец близ Парижа ок. 8585 г. и Ноткер в Швейцарии ок. 894 г. (Арх. Сергий, Полн. мес. вост. I, 62–73.)

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Образцом для трактата послужили труды блж. Августина (проповеди, «Об обучении оглашенных», «О христианской науке», «О граде Божием»), Лактанция («Божественные установления»), Иеронима Стридонского («Толкование на книгу пророка Даниила»), Тихония («Толкование на книгу Откровения») и Павла Орозия («История против язычников»). В целом трактат К., к-рый Ноткер Заика в IX в. назвал «правилом всех Божественных Писаний» (regulam omnium divinarum scripturarum - Notker Balbulus. De interpretibus divinarum scripturarum. 9//PL. 131. Col. 1001), представляет собой прекрасный пример патристической экзегезы и богословского осмысления человеческой истории. История понимается как последовательное осуществление Божественного домостроительства спасения верующих из всех народов. Своей кульминации история достигает в апокалиптических событиях - появлении царства антихриста и ниспровержении этого царства Христом. К. приписывается 6 проповедей (CPL, N 414-417), авторство к-рых дискутируется. Одна из них под названием «Слово о песни Исаии» (Sermo de cantico Isaiae//RBen. 1965. Vol. 75. P. 117-123; CPL, N 417a) в наст. время некоторыми исследователями признается подлинной ( Gryson. 2007. T. 2. P. 751). В качестве потенциально принадлежащих К. проповедей рассматриваются еще 4: «О светлой среде» (De quarta feria Paschae// Morin G., ed. Sancti Aureli Augustini tractatus sive sermones inediti ex codice Guelferbytano 4096. Kempten; Münch., 1917. P. 191-195), «Слово о вознесении Господнем» (Sermo de ascensione Domini//RBen. 1912. Vol. 29. P. 253-261) и Слова 95-е и 126-е из собрания А. Маи ( Mai. NPB. T. 1. P. 187-197, 289-298). Учение Догматические воззрения К. сложились под сильным влиянием богословской мысли блж. Августина ( Braun. 1986. Col. 2885). Обращаясь к осмыслению веры как таковой, К. прежде всего указывает на ее связь с др. основными христ. добродетелями - надеждой и любовью: «все понятие о вере (omnis fidei ratio) завершается надеждой и любовью; ведь только любя обетование [Божие], в которое кто-либо верит, он питает веру до тех пор, пока не получит все, на что он надеялся» ( Quodvultdeus.

http://pravenc.ru/text/1684079.html

В то же самое время, хотя и реже, путешественник проходит мимо совсем новых домов и церквушек, иногда построенных усилиями одного монаха, келиота, строившего свое жилище рядом с заброшенными, но пригодными старыми кельями. Мы вышли из праха и в прах вернемся. Тем более в прах обернутся дела рук наших, это временное убежище, которое мы по воле Божьей состряпали для наших земных нужд. Святогорца ничто не должно связывать с этим миром, в котором он лишь скромный прохожий, меньше всего его должна связывать жалость к этим бедным домикам, которые, слава Спасителю, послужили какому-то подвижнику земным приютом, в котором он больше не нуждается. Строительство и разрушение – суета этого мира: ценность сотворенного человеком видна, когда оно зарастает плющом. Только святыни пощажены от этой монашеской незаботливости о материальном. Все литургическое должно быть красиво, очень красиво, потому что литургией души спасаются, Все, что святители жизнью своей освятили, надо тщательно беречь, потому что на этом мир держится. Мощи святые, чудотворные иконы, облачения и митры, чаши и книги в драгоценных переплетах благоговейно передаются из века в век. Но самые большие святыни – не на каждый день и не для всех. И будут показаны лишь тем, о которых монахи думают, что те получат духовную пользу. Все это: афонская диалектика заботы и незаботы о вещах – иногда доводит до отчаяния археологов, реставраторов и искусствоведов, которые до сих пор не знают, какие сокровища хранятся в монастырях и скитах, в каком состоянии находятся эти ценности, насколько безвозвратно пропадают. Сберечь ли каждый камень на своем месте, каждый нюанс живописи, каждую балку? Или сберечь душу? Потому, что мы – прах и во прах вернемся» (Рак, 1994, стр. 23-24). Эта антикультурная тенденция сохранилась, однако, в монашеской среде лишь кое-где и скорее в виде исключения, а не правила. Как показал Л.П. Карсавин (1992), аскетический мироотрцающий идеал монашества очень быстро размывался после каждой из периодически повторявшихся попыток его обновления энтузиастами-подвижниками. Монашество «обмирщалось», исторически оно оказывалось несостоятельным перед натиском мирских соблазнов и в первую очередь – соблазна культурой. Не удивительно поэтому, что очень быстро из укрытий от культуры монастыри стали превращаться в свою противоположность. По мере того как представления о самоценности культуры все шире и глубже внедрялись в христианское мироощущение, очень многие монастыри становились «культурными центрами», хранившими и насаждавшими «ценности» культуры среди окружавшего их «дикого» средневекового мира. Св. Максим Исповедник и св. Иоанн Дамаскин, Иоанн Скот Эриугена и Ноткер Заика, Михаил Пселл и Роджер Бэкон, Франческо Петрарка и св. Андрей Рублев были монахами.

http://bogoslov.ru/article/6168021

Биограф Карла Великого Ноткер Заика, воспитанник ирландского монастыря св. Галла, начинает свои «Деяния Карла Великого» так: «Случилось, что к берегам Галлии прибыли из Ирландии вместе с британскими купцами два скотта (ирландца) — люди несравненной осведомленности в светских науках и Священных Писаниях. И хоть они и не выставляли напоказ никакого продажного товара, все же имели обыкновение зазывать толпу, стекавшуюся для покупок: " Кто жаждет мудрости, подходи к нам и получай ее — у нас ее можно купить " . Они кричали так до тех пор, пока удивленные или принявшие их за безумцев люди не довели весть о них до слуха короля Карла, который всегда любил мудрость и стремился к ней. Он тотчас потребовал их к себе и спросил, верно ли молва донесла до него, будто они возят с собой мудрость? " Да, – отвечали они, – мы владеем ею и готовы поделиться с теми, кто именем Бога будет достойно просить об этом " . Когда же он стал выведывать у них, что они за нее запросят, они сказали: " Только удобное помещение, восприимчивые души и то, без чего нельзя обойтись в странствии, — пищу и одежду " . Услыхав это, он очень обрадовался. < …> Одному из них, по имени Климент, он приказал остаться в Галлии и поручил ему довольно много мальчиков знатного, среднего и низкого происхождения, распорядившись предоставить им необходимое продовольствие и подходящие для занятий жилища. Другого же, по имени Дунгал, он направил в Италию и вверил ему монастырь святого Августина близ города Тицены, чтобы там могли собираться у него для обучения все, кто пожелает». Климент Ирландский обосновался в Париже, где специализировался в преподавании грамматики и стал первым ректором будущего Парижского университета. Практически везде в Европе, где ирландцы основывали свои монастыри, вскоре появлялись прославленные своими учеными мужьями школы и знаменитые книгами библиотеки.  Например, тот же колумбановский монастырь в городе Люксой породил гениального ирландского географа и монаха Дикулия (Dicuil), который составил знаменитый трактат , где он впервые описывает окрестности Нила и Красное море .  Даже первые комментарии на Вергилия появились именно в Ирландии в VII веке. Оттуда эта традиция перешла в Европу, где тексты поэта не сохранились и даже не переписывались со времен Кассиодора .  Монастырь св. Колумбана в Боббио стал крупнейшим ученым центром и обладал громаднейшей библиотекой. Кстати, между Санкт-Галленом и Боббио был прекрасно организован обмен рукописями, что позволяло пополнять каталоги этих двух ирландских школ.

http://bogoslov.ru/article/5304808

Ноктер многое буквально заимствовал из Адона, пользовался также мартирологом Рабана Мавра; сказания его также неровны, есть краткие – календарные, средние и пространные. Мартиролог его много объемом превосходит мартиролог Рабана, но уступает Адонову. В первый раз он издан Канизием 101 ), некоторых дней не достает по случаю повреждения рукописи; кончается 26-м октября и до сего времени не найдено конца года. Нельзя сказать, чтобы Ноткер рабскй держался предшествовавших ему писателей мартирологов; у него есть и особые сказания: о найденном св. Еленою кресте в Иерусалиме он говорит, что половина его оставлена в Иерусалиме, а другая перенесена в Царьград (неизвестно, откуда взял он сие неверное сказание). Он различает Дионисия Ареопагита от Дионисия, епископа парижского; первого ставит 3-го октября, а второго 9-го. Мартиролог его довольно долгое время был в употреблении в Германии. Ноткером кончается ряд древних писателей мартирологов. Дитмар, епископ Мерсебурга в Саксонии ( 1018), говорит в 7 книге своей хроники о составленном им мартирологе; но он до нас не дошел. Почему мартиролог, известный под именем Иеронима, сокращался в именах святых последующими составителями мартирологов? Потому что в нем много есть имен неизвестных святых, а писатели последующих мартирологов поставляли себе задачею дать более полные сведения о святых даже для назидательного чтения; потому они опускали имена тех святых, о которых ничего не знали, кроме имен и разве еще областей или мест страданий. Иногда не показывается у Иеронима и область их, а просто негде (alibi) , напр: 14 июля негде св. Фоки, епископа (т. е. Синопского, у нас 22 сентября). Так и в русском прологе печатном, увидим ниже, опущены святые, которые находятся в древних прологах греческих и славянских, но о коих нет сведений. Настоящий мартиролог римской церкви, много восполненный, исправленный, обогащенный учеными примечаниями кардиналом Баронием, издан в первый раз в 1586 году по приказанию папы Григория XIII, вновь исправленный и восполненный при папе Урбане VIII, издан в 1630 году. Бароний сличил употреблявшийся до него римский мартиролог с другими западными мартирологами 102 , внес в него и многих восточных святых, пользуясь между прочим месяцесловом Сирлета, составленным на основании греческих синаксарей, находившихся в библиотеке сего кардинала.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

1545 Если во II в. массовые избиения христиан выражались не более, как цифрой 40 (Лион 177 г.) то в III в. и особенно при Диоклитиане мучеников были тысячи; величина цифры здесь поэтому не внушает сомнения, как и частое повторение некоторых имен (Феликс 118 раз, Сатурнин 87 и т.д.), а также странность иных имен (Manira, Jtercola, Barbalabia); надо иметь в виду привычку римлян не стесняться в прозвищах рабам. 1546 Арх. Сергий , Полн. месяц. вост. I, 58—61. 1547 Ныне Парих. Национ библ. Описан Kellner " ом Heort. 213—215 по Morin " y Amecdota Maredsolana, Par. 1893, I. У арх. Сергия не упомянут. 1548 Из других месяцесловов на Западе в этот период известны 1) изданный Аллянцием (De eccl. lccident фейгу lrient. perpetua consensione, R. 1648, p. 1487) из Бравиария Ватик. библ. VIII в.; из 84 памятей половина есть у нас; некоторые памяти в те числа, как у нас, а не как ныне у р.-католиков; нет Преображения и Введения; не все апостолы; 12 мар. – 14 апр. нет свв. 2) Календарь в Сакраментарии , приписываемом Григорию В., VII-VIII в.; сходен с предшествующим, но некоторых памятей не достает, некоторые новые; все апостолы. 3) Галликанский : позднейшая память св. Григория Великого (†604), памяти на все дни, но 16 авг. – дек. деффект. 4) протисия, еп. Безансонского † 625 г.; сходен с Сакраментарием Григория; в мр. только 5 памятей; другою рукою внесены позднейшие памяти, напр. Карла В. – Кроме того появился целый ряд сокращений Иерогимова месяцеслова. Таким сокращением был прежде всего мартиролог Беды († 735 г.), знаменитого английского писателя-монаха, «который, старался тщательно отмечать, каким родом мучения и при каком судии мученики победили мир», посему оставил на каждый день из Иер. мартирол. по одному, два святых, а некоторые дни и без памятей. Впрочем март. Беды дошел до нас только в дополненном ок. 830 г. Флором Дрепанием , каноником Лионского диоцеза, виде; в этом последнем тоже памяти не на все дни. Последний мартир. переработали (переставлены памяти) и немного дополнили: в Трирском диоцезе Вандельберт ок. 848 г., в Майнце архиеп. Рабан Мавр в середине IX в. памяти на все дни), в Лионе ок. 858 г. Адон впоследствии архиеп. Вьенский (есть очень обширные сказания о свв., начинается 25 дек.), Узуард бенедиктинец близ Парижа ок. 8585 г. и Ноткер в Швейцарии ок. 894 г. ( Арх. Сергий , Полн. мес. вост. I, 62—73.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010