В кон. IX в. был составлен «Учебник музыки» («Musica enchiriadis»; предполагаемый автор - Хогер, аббат мон-ря в Вердене; ранее автором этого труда считался Хукбальд из мон-ря Эльнон; см. также ст. Анонимы ), содержащий первые известные истории образцы многоголосной музыки (музыка в жанре органума записана в особой, «дидактической», форме дасийной нотации ). Истоки средневек. муз. театра - литургической драмы - в наст. время также связываются c К. в.; прототипы - плач «A solis ortu» на смерть Карла Великого в рукописи X в. из аббатства Сен-Марсьяль в Лиможе (Paris. lat. 1154) и диалогический пасхальный троп «Quem quaeritis» из санкт-галленской рукописи X в. (St. Gallen. Stiftsbibl. 381). Из обычая тропировать мелизмы аллилуиария мессы в период К. в. возник лат. гимнографический жанр секвенции ; одним из первых сочинителей секвенций считается санкт-галленский мон. Ноткер Заика (сб. «Liber hymnorum», между 881 и 887). В письменных источниках К. в. встречается первое в европ. истории иллюстрированное описание муз. инструментов (древнейшая рукопись с миниатюрами, т. н. Псалтирь из Анже (Angers. Bibl. municip. 8), относится к сер. IX в.; полный текст компиляции, известной под названием «Послание к Дардану», без иллюстраций, был помещен в энциклопедии «О Вселенной» (De universo. XVIII. 4) Рабана Мавра в 843 г. В бенедиктинском аббатстве Корби с помощью каролингского минускула были выполнены самые ранние из сохранившихся списков труда «Основы музыки» (Institutio musica) Боэция (Paris. lat. 13955; 14080; 13020; возможно, также Paris. lat. 7200; 7181; все - IX в.). Из галльских скрипториев (в Корби, Сент-Амане, Флёри и др.) этот основополагающий учебник музыки распространился по всему западнохрист. миру, связав варварскую Европу с научной и дидактической традициями античности. Лит.: Hammerstein R. Instrumenta Hieronymi//Archiv für Musikwissenschaft. Stuttg., 1959. Bd. 16. S. 117-134; Huglo M. Les tonaires: Inventaire, analyse, comparaison. P., 1971; Page C. Biblical Instruments in Medieval Manuscript Illustration//Early Music. L., 1977. Vol. 5. P. 299-309; Stevens J. Words and Music in the Middle Ages. Camb., 1986;

http://pravenc.ru/text/1681119.html

В образе идеального правителя важным элементом было описание покровительства, которое оказывал Карл Великий наукам и искусствам. По рассказам Н. З., император хорошо разбирался в церковной лит-ре и литургических песнопениях, лично оценивал исполнительское мастерство певчих, награждал их по заслугам (способность различать искусных и неискусных Н. З. уподоблял способности рассудить праведных и неправедных). Монах вводит в повествование хорошо знакомые ему реалии церковной жизни, использует преимущественно сюжеты, связанные с его семейными преданиями и историей аббатства Санкт-Галлен. До сер. ХХ в. «Деяния Карла Великого» не рассматривались в числе важных исторических источников из-за якобы недостоверности этого сочинения, искажения «подлинных» фактов. Однако благодаря работам Г. Ф. Хефеле, Х. Лёве, Х. В. Гётца вопрос о значимости этого произведения был пересмотрен: это ценный источник, отражающий взгляды социальной элиты позднекаролингской эпохи, социально-политические и церковные реалии последней четв. IX в. С 90-х гг. ХХ в. это сочинение привлекает внимание ученых в контексте исследований исторической памяти как пример соединения устной и письменной традиций (М. Иннз, А. И. Сидоров). В наст. время «Деяния Карла Великого» рассматриваются исследователями как один из последних значительных историографических памятников каролингской эпохи; в этом произведении исторические свидетельства о Карле Великом трансформировались в легенды, которые были осмыслены в новом политическом контексте. Другое историческое сочинение Н. З.- «Продолжение Бревиария Эрханберта» (Continuatio Breviarii Erchanberti) - существенно отличается по манере изложения от соч. «Деяния Карла Великого». Автор повествует об истории империи Каролингов в 840-881 гг.: от смерти имп. Людовика Благочестивого до имп. коронации Карла III Толстого. В связи с этим составление «Продолжения Бревиария Эрханберта» относят обычно к 881 г. (хотя возможна и более поздняя датировка). Сочинение состоит преимущественно из кратких сообщений о смене государей и территориальных переделах, в целом для повествования характерна историческая точность. В отличие от «Деяний Карла Великого», автор уделяет внимание тому, что происходило не только на нем. землях, но и в Западнофранкском королевстве, Лотарингии, Италии (хотя родные для Н. З. территории упоминаются значительно чаще). Через все сочинение проходит мотив тревоги за будущее державы Каролингов. Литургическое творчество

http://pravenc.ru/text/2577973.html

Ок. 1215 г. Ульрих фон Закс, аббат мон-ря Санкт-Галлен (1204-1220), инициировал канонизационный процесс Н. З. Этим временем датируется его анонимное Житие (BHL, N 6251; ранее считалось, что его составил декан мон-ря Эккехард). В 1512 г. Н. З. был беатифицирован папой Римским Юлием II ; его поминовение совершалось в аббатстве Санкт-Галлен и в диоцезе Констанц. С 1963 г. память Н. З. совершается в еп-стве Санкт-Галлен 7 мая - в день перенесения мощей (состоялось в 1537). В Римском Мартирологе память Н. З. указана под 7 апр. Сочинения Лит. наследие Н. З. обширно и многообразно, включает исторические, агиографические, богословские сочинения, сохранились его письма, а также составленное им собрание формуляров для написания грамот. Частично сохранилось написанное прозиметром Житие св. Галла, основателя мон-ря Санкт-Галлен (Metrum de vita Sancti Galli; между 884 и 890). Составители Жития - Н. З., Гартман и Ратперт - написали его в форме диалогов учителя и учеников. Частью этого Жития была, вероятно, т. н. Констанцская проповедь (Sermo habitus Constantiae), изданная в сер. «Patrologia Latina» под авторством св. Галла (PL. 87. Col. 13-26). «Записки о знаменитых мужах» (Notatio de viris illustribus; 885) - адресованные ученику Соломону, буд. еп. Констанцскому, 2 дидактических письма, которые, по мнению М. Л. Гаспарова, можно рассматривать как «первый в Европе учебник латинской патристики», «подобие аннотированной библиографии» ( Гаспаров. 1970. С. 417). Произведение представляет собой руководство, указывающее, к каким книгам Свящ. Писания, творениям отцов Церкви и др. сочинениям христ. авторов следует обращаться, чтобы узнать о том или ином предмете. Подробные рекомендации, к-рые Н. З. дает ученику, отражают его глубокие познания. В подобном жанре был написан ряд произведений позднеантичных и раннесредневек. авторов: блж. Иеронима Стридонского († 419/20), Геннадия Марсельского (2-я пол. V в.), Евгиппия († после 558), Кассиодора († ок. 580), Исидора Севильского († 636), Ильдефонса Толетского (Толедского) († 667), однако для каролингской эпохи сочинение Н. З.- уникальный в своем роде пример, после него сочинения в этом жанре были созданы лишь в кон. XI - 1-й пол. XII в. Сигибертом из Жамблу и Гонорием Отёнским .

http://pravenc.ru/text/2577973.html

Н. З. провел всю жизнь в мон-ре Санкт-Галлен. Он не занимал высоких должностей: нек-рое время исполнял обязанности библиотекаря и госпитария (ведал монастырской гостиницей), был наставником в монастырской школе. Среди его учеников - историк и аббат Санкт-Галлена Гартман († 925), Соломон III, еп. Констанца и аббат Санкт-Галлена (890-919/20), и его брат - Вальдон, еп. Фрайзинга (883-906). Н. З. именовал себя «хворым и заикой» (aeger et balbulus), от чего происходит закрепившееся за ним прозвище. Аббат Эккехард IV, пересказывая в «Истории монастыря Санкт-Галлен» монастырские предания, изображает Н. З. «немощным телом, но не духом, заикающимся голосом, но не душой» ( Ekkehard IV. Casus S. Galli. 3/Ed. G. Pertz//MGH. SS. T. 2. P. 94). Приводятся также слова современников, к-рые описывали Н. З. как смиренного, робкого, склонного к уединенным духовным трудам, что не мешало его дружбе с Туотилоном - противоположным по характеру, веселым и открытым, физически сильным и любившим демонстрировать свои разносторонние таланты. Агиограф, очевидно, стремился создать идеализированный образ Н. З.- подвижника, наделенного особыми духовными дарами, в повествовании подчеркиваются его исключительное благочестие, отрешенность от всего мирского и в то же время творческая одаренность. В более поздних монастырских преданиях Н. З. представлен мудрым наставником, библиотекарем, хранившим, передававшим и преумножавшим знания и духовный опыт. В «Истории монастыря Санкт-Галлен» отражен процесс складывания локального почитания Н. З., начавшийся уже в 1-й пол. XI в. К этому времени относится и самое раннее из сохранившихся до наст. времени изображение Н. З.- портрет в сборнике секвенций, переписанном между 1024 и 1027 гг. в скриптории мон-ря Санкт-Галлен для еп. Сигиберта Минденского (1022-1036) (Kraków. Bibl. Jagielloska. Berol. Theol. Lat. Qu. 11. Fol. 144r). На этом портрете юный монах изображен перед письменным столом с ножом в одной руке и с очиненным пером в другой. На страницах книги, лежащей на столе,- строка из секвенции авторства Н. З. на Пятидесятницу: «Sancti Spiritus assit nobis gratia» (Благодать Святого Духа да пребудет с нами). Позднее распространение получила традиция изображать Н. З. держащим сломанный посох, к-рая восходит к преданию о том, что монах побил им диавола. Согласно монастырскому преданию, посох в руках Н. З. был посохом основателя обители, св. Галла († ок. 650), а тот в свою очередь будто бы получил его от св. Колумбана († 615).

http://pravenc.ru/text/2577973.html

37 Из рукописи 17-го века, принадлежащей Бреславльской Государственной и Университетской библиотеке, slav. 5. Л. 88, хомовый текст, столповая нотация типа B. 40 До введения крюка тресветлого, степéнь высшая по отношению к крюку светлому (в нотации типа C, а потом и в некоторых рукописях с нотацией B) обозначалась крюком светлым с сорочьей ножкой: . То что этот высший звук выражался прежде не добавочной точкой (тресветом), а воспомогательным знаком (сорочьей ножкой, сокольцем), указывает на то, что теоретики до второй половины 16-го века указывали только три постепенных восходящих звука; если же требовалось указать еще высшую, выходящую за пределы данного трихорда ступень, – то она в представлении теоретиков принадлежала уже к следующей звукорядной единице, т. е. следующему трихорду и потому указывалась воспомогательным певческим знаком. 41 Ник. Финдейзен: Очерки по истории музыки в России. Т. 1, вып. 2. Москва–Ленинград, 1928. Стр. 238–239. – О близком знакомстве Новгородского архиепископа Геннадия (1490 г.) с западной культурой говорит А. В. Карташев : Очерки по истории русской церкви, I, Париж, 1959, стр. 504. Архиепископ Геннадий был в близком контакте с одним хорватским доминиканцем Вениамином; делались переводы некоторых западных богословских сочинений с латинского языка на русский. 42 «Нам же, великороссияном, иже непосредственне ведущим тайноводительствуемого сего знамени гласы, и в нем многоразличных лиц и их розводов меру, и силу, и всякую дробь, и тонкость, никая же належит о сем нотном знамени нужда». Смоленский: Азбука..., Л. 7. «Мезенец не ратует за застой, упрямое держание старины, но указывает целесообразность и исключительную пригодность знамен для русского церковного пения» (там же, стр. 28). «Следует заметить вообще, что нотами невозможно передать частности знаменного пения» (там-же, стр. 28, примечание). 44 Ноткер Балбулус (Notker Balbulus) жил в 9-м веке (ум. 912). О его системе см. у Iohannes Wolf: Handbuch... (цитирована в примеч. 6), стр. 140. По этой системе a означало altius, l – levare, e – equaliter, и т. д. По системе Германа Контрактуса (Hermann Kontractus) (ум. 1054 г.) s означало semitonus (полутон), t – tonus (целый тон), e – equisonus (равный звук, прима), и т. д. См. там-же, стр. 143.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Писания. За это он подвергся порицанию от Амалярия в книге «О чине антифонном», и отвечал в трактатах, в которых вместе с проявлением великого негодования по отношению к своему противнику, поддерживается тот принцип, на основе которого приведены были им литургические преобразования 3595 . Архиепископ объявил те песни, которые он исключил, «не только негодными и излишними, но даже нечестивыми и еретическими», порицал обычай обращать чрезмерное внимание на музыку, когда даже изучение св. Писания находилось в пренебрежении, – каковой обычай, как говорит он, надмевает клириков, незнающих ничего кроме музыки, самомнением в своих совершенствах, и когда Амалярий издал свою книгу «О божественных службах», Агоберт не только порицал его толкование за пустоту, но и обвинял его в заблуждениях в области учения 3596 . В более позднее время Флор, начальник кафедральной школы в Лионе, бывший противником Амалярия по делу Готтшалка 3597 , напал на него с большой резкостью за его обрядовую систему и привлекал его на суд двух соборов, из которых второй, найдя, что его таинственные теории покоились не на каком-либо другом основании, кроме его собственного воображения, объявил их опасными. Но тому стилю изложения, который введен был Амалярием, вообще следовали средневековые литургисты; он был поддерживаем в Римской церкви, и попытки возродить его были даже и в Англиканской церкви новейшего времени. 2 . В IXcmoлemuu составилось несколько сборников жизнеописаний святых, расположенных по порядку календаря и носящих название Мартирологов 3598 . Среди составителей этих мартирологов были Флор 3599 , Адон, архиепископ Вьеннский 3600 , Узуард, монах Сен-Жерменский в Париже 3601 и Ноткер Сен-Галльский 3602 . Жизнеописаний отдельных святых явилось множество. Переписывались прежние жизнеописания, составлялись новые сказания и легенды, в замен более достоверных свидетельств, погибших во время норманнских опустошений; не мало повествований о святых мужах и женах возникло и в монастырях. Между повествованиями этого рода не только было много сходства в подробностях, но даже и целые повествования о нескольких святых были тождественны во всем, кроме имен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во всяком случае в средневековую эпоху «Утешение фило­софией» не вызывало подозрения относительно чистоты хри­стианской веры ее автора. Это была одна из самых читаемых на Западе книг в эпоху раннего средневековья, и поэтому с появле­нием письменности на национальных языках ее стали интенсив­но переводить: король Альфред Великий перевел «Утешение» на англо-саксонский язык, монах Ноткер из Сент-Галленского мона­стыря – на древневерхненемецкий, автор «Романа о Розе» Жан де Мень – на старофранцузский. Трактат Боэция о Троице ком­ментировал Фома Аквинат. Образ Боэция присутствует в X песни Дантевского «Рая»: «Узрев все благо, радуется там безгрешный дух, который лживость мира являет внявшему его словам. Плоть, из которой он был изгнан, сиро лежит в Чельдоро, сам же он из мук и заточенья принят в царство мира». В 1883 г. папа Лeb XIII санкционировал местный культ Боэция в Павийской епархии, где его издавна почитали как христианского мученика. Лучшими греческими историками V века были продолжив­шие, каждый по-своему, классический труд Евсевия Кесарий­ского: уроженец столицы Сократ, Созомен, родившийся близ палестинской Газы, и блаженный Феодорит Кирский , сириец, писавший на греческом языке. Крупнейшим из современных им западных историков был выходец из Испании Орозий, кото­рый около 417 г. завершил работу над написанной под прямым влиянием блаженного Августина и продиктованной апологе­тической идеей историей мира – «История в семи книгах про­тив язычников». Марсельскому епископу, а по другим сведени­ям, – священнику Сальвиану, родом из Трира, захваченному и разоренному франками в 418 г., в пору юности автора, при­надлежит трактат «О Промысле Божием» (De gubernatione Dei). В нем Сальвиан задается вопросом, почему варвары и язычни­ки безнаказанно грабят и убивают римлян и христиан, и ответ на этот вопрос у него тот же, что давали русские летописцы по поводу нашествия на Русь Батыя: по грехам самих христи­ан они претерпевают мучения от варваров. Чтобы проиллю­стрировать этот свой тезис, он рассказывает о злоупотребле­ниях римских чиновников, о беспощадной жадности крупных земельных собственников – галлов и римлян, о том, как они отягощают участь бедняков, вынужденных продавать своих детей, чтобы не умереть от голода, о восстании багаудов – нищих разоренных крестьян, о том, что бедные люди часто бегут с территорий, контролируемых римской властью, на земли, захваченные варварами, где они надеются устроиться более благополучно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Протоиерей Владимир Воробьев напомнил, что Свято-Тихоновский университет в течение многих лет борется за признание научного статуса теологии. По словам отца Владимира, многие ученые высказываются за то, чтобы «православное образование и православная наука, как и исламское богословие, было восстановлено в своих правах, которые они имели в России до революции и сейчас имеют в других европейских странах». Пережитком советского времени назвал отец Владимир отрицание теологии как науки, напомнив, что вся европейская система образования началась именно с теологии. Возможность защищать кандидатские и докторские диссертации по теологии даст новый импульс развитию этой науки, а это, в свою очередь, будет способствовать тому, что «народ будет возвращаться к своей культуре, обретать веру и нравственные устои», уверен священник. Представители факультета теологии Берлинского университета им. Гумбольдта (Германия) рассказали о давней традиции развития теологии в европейских университетах. По словам профессора Хайнца Оме, эта традиция не прерывалась даже в коммунистической ГДР, где в шести университетах работали факультеты теологии. Сейчас в Германии ежегодно обучается на евангелических и католических факультетах теологии 52 тыс. студентов, защищается около 200 кандидатских и 50 докторских диссертаций по этой специальности. Профессор Хайнц Оме и его коллега профессор Ноткер Сленска не раз подчеркивали на пресс-конференции, что теология всегда воспринималась в ряду других наук, российские же дебаты о признании или непризнании за теологией прав научной дисциплины кажутся немецким специалистам абсурдом. Профессор Н. Сленска также подчеркнул очевидную, с его точки зрения, заинтересованность государства в развитии теологической науки и теологического образования на всех уровнях. По его словам, это является важным условием межрелигиозного диалога. Несмотря на то, что часть выпускников государственных вузов Германии становится священнослужителями, профессор Н. Сленска выразил убеждение, что развитие теологии в этих вузах воспринимается не как результат заинтересованности религиозных организаций, но как проявление ответственности государства.

http://patriarchia.ru/db/text/1094663.ht...

1105 Тропы – текстовые и музыкальные фразы (иногда – только музыкальные), дополнявшие традиционный текст песнопения мессы, а в случае текстуальных привнесений – придававшие ему новую интерпретацию. 1107 Установление формы секвенции приписывается монаху–бенедиктинцу из монастыря Санкт–Галлен (в Швейцарии, близ Боденского озера) Ноткеру Заике (ок. 840–912), который в своей книге Liber Ymnorum рассказывает о возникновении жанра секвенции так: в Санкт–Галлен прибыл из разоренного аббатства Жюмьеж (на Сене, под Руаном) монах, который передал санкт–галленцам сведения о секвенции. По совету своего учителя Изо Ноткер подтекстовал юбиляции согласно силлабическому принципу (один слог на один звук мелодии), а затем и сам сочинил секвенции «в подражание» известным ему песнопениям. В 9–10 вв. секвенции были нерифмованными, рифма в них появилась позднее. Уже в эпоху Ноткера началось исполнение секвенций хором, антифонно (в том числе с чередованием голосов мальчиков и мужчин) – «чтобы, – как писал в 13 в. Дурандус, – наглядно выразить согласие всех в любви». 1108 Секвенция (позднелат. sequentia, букв. – «то, что идет вслед»; «следование», от лат. sequor– «следую») – песнопение, исполнявшееся в мессе после Alleluia перед чтением Евангелия (относительно аналогично православному аллилуиарию; в заупокойной службе секвенция поется после тракта. Absolve Domine) . Происхождение термина «секвенция» связано с обычаем расширять песнопение Alleluia, прибавляя к нему (примерно с 4 в.) ликующую юбиляцию ( jubelus) на гласные a – е – и – i – a (в особенности на последнюю). Добавляемая юбиляция ( sequetur jubilatio), первоначально бестекстовая, и была впоследствии названа секвенцией. Секвенция является разновидностью тропа. Специфика секвенции, отличающая ее от обычного тропа, состоит в том, что она представляет собой относительно самостоятельный раздел, выполняющий функцию расширения предшествующего песнопения. Различают две разные формы секвенции: бестекстовая (не называлась секвенцией; условно преобладала до 9 в.) и с текстом (собственно секвенция). Последняя форма распространилась в Европе во 2–й половине 9 в. под влиянием византийских (а возможно, и болгарских) певцов (в рукописях секвенций встречаются указания: graeca, bulgarica) .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Перспективы развития теологического образования обсудили в РИА Новости 18 февраля, 2010. Редакция " Правмира " 18 февраля 2010 года в РИА «Новости» состоялась пресс-конференция на тему «Перспективы развития теологического образования и науки в России», организованная Советом по теологии и Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом. Одной из главных проблем, рассмотренных на конференции, была разница в перспективах западных и русских теологов: для студентов Университета им. Гумбольдта доступны все необходимые атрибуты академической карьеры: ученая степень доктора теологии, профессорское звание, руководство студентами и аспирантами. Российские же студенты-теологи после получения диплома магистра могут защитить диссертацию и продолжить свои исследования только за рубежом, а для получения научной степени им придется выбрать смежную специальность: философию, религиоведение, филологию и др. Также были затронуты актуальные темы: признает ли ВАК специальность «теология»? Как воспринимается эта специальность в сравнении с ее статусом в других демократических странах? Что делать представителям других конфессий? На эти и другие вопросы отвечали спикеры конференции: протоиерей Владимир Воробьев, ректор ПСТГУ; Воронина Галина Борисовна, директор института иностранных языков им. Мориса Тореза; Наумов Александр Викторович, директор Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки РФ; Касюк Арсен Яковлевич, доктор исторических наук, профессор, директор Института международных отношений и социально-политических наук; представители Берлинского университета им. Гумбольдта Сленска Ноткер, профессор, доктор теологии, преподаватель Основного богословаия и Оме Хайнц, профессор, доктор теологии, заведующий кафедрой Истории древней Церкви. Представители Гумбольдтского университета поделились опытом развития теологической науки в Германии. Также было высказано предположение, что православных ожидает подарок к Пасхе: принятие официальными инстанциями теологии как науки и утверждение ее ВАКом.

http://pravmir.ru/perspektivy-razvitiya-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010