Лит.: Тимошевский Г. Духовное и гражданское самоуправление: Православные храмы Мариуполя//Мариуполь и его окрестности. Мариуполь, 1892. С. 95-121; Яруцкий Л. Д. Мариупольские храмы вчера и сегодня. Мариуполь, 1991; Джуха И. Г. Одиссея мариупольских греков: Очерки истории. Вологда, 1993. С. 40-43; Дынгес А. А. Римско-католич. Церковь в Приазовье в нач. XX в.//Летопись Донбасса: Краевед. сб. Донецк, 1994. Вып. 2. С. 107-111; Лabpib П. Icmopiя Nibдehho-Cxiдhoï Украïни. К., 1996; Гедьо А. В. Церковна oprahiзaцiя грецького населення Mapiynoльщuhu (kih. XVIII-XIX ст.)//Новые страницы истории Донбасса. Донецк, 1998. Кн. 6. С. 15-26; она же. До питання про церковний ycmpiй мapiynoльcьkux rpekib (80 рр. XVIII-XIX ст.)//Грецьке православ " я в Украïни: Зб. наук. ст. та мam-лib. К., 2001. С. 70-84; Якубова Л. Mapiynoльcьki греки: (Emhiчha icmopiя): 1778 р.- початок 30-х рр. ХХ ст. К., 1999; Irhamyшa О. М. Kohфeciï Nibдehhoï Украïни в 20-30-х рр. ХХ ст.//Miжkohфeciйhi на nibдhi Украïни XVIII-XX ст. Зanopiжжя, 1999. С. 106-133; он же. Православна Церква за умов державного атеïзму: Nepшiй дocbiд cnibichybahhя в Зanopiзьkoмy periohi 1918-1920 рр.//Наук. npaцi icm. фак-ту Зanopiзьkoro держ. ун-ту. 2004. Вип. 18. С. 165-173; он же. та благочиння Украïнського екзархату Рос. правосл. Церкви у 20-30-х рр. ХХ ст.//Там же. 2010. Вип. 29. С. 145-152; он же. Peлiriйhe життя Зanopiзьkoro краю niд час hiмeцьkoï okynaцiï (1941-1944 рр.)//Там же. 2013. Вип. 36. С. 151-168; Грецьке Православ " я в Ykpaïhi: Зб. наук. ст. та мam-лib. К., 2001; Подгайко М. К. Социально-политическое и духовное сосуществование различных этнических групп Сев. Приазовья//Наука. Peлiriя. Cycniльcmbo. 1. Донецьк, 2002. С. 178-182; она же. Утворення грецького осередку у Nibhiчhoмy Приазов " ï hanpukihцi XVIII ст.//Киïвська старовина. К., 2010. 5(345). С. 171-179; она же. Лikbiдaцiя Mapiynoльcьkoro грецького суду у дpyriй noлobuhi XIX ст.//Cxiд. 2012. 6(119). С. 131-137; Арабаджи С. С. Повсякденне життя грецького населення Nibhiчhoro Приазов " я kihця XVIII - початку ХХ ст.: Джерелознавчий аспект. Донецьк, 2012; История мариупольских православных храмов: (По мат-лам изд. «Мариуполь православный»)/Сост.: Р. П. Божко. Мариуполь, 2013; Табунщикова Л. В. Особенности церк. жизни на территории Ростовской обл. в период немецкой оккупации в годы Великой Отеч. войны//Исторические, филос., полит. и юрид. науки, культурология и искусствоведение: Вопросы теории и практики. Тамбов, 2015. Вып. 10(60). Ч. 2. С. 175-178.

http://pravenc.ru/text/2562072.html

26. Дайнеко, А. М. «Спасибо Вам за память обо мне» [Текст] : письма свт. Луки (Войно-Ясенецкого) к свящ. Мартину Римше// Вестн. Православ. Свято-Тихоновского гуманитар. ун-та. Сер. 2, История. История Рус. Православ. Церкви. 2013. 3 (52). С. 52–61. Письма относятся к ташкентскому периоду жизни: первое написано 10 марта 1928 г., второе – 20 июля 1929 г. 27. Письма архиепископа Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого) А. М. Фокину 1934–1937гг. и воспоминания А. М. Фокина об архиепископе Луке (В.Ф. Войно-Ясенецком) 1968 г. [Текст]/[подгот. публ.] В. Г. Бухерт//Археографический ежегодник за 2009–2010 годы/[отв. ред. С. О. Шмидт]. Москва, 2013. С. 471–487. 28. Мир и благословие. Письма архиепископа Луки [Текст]/архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий) //Слово. 1991. 3. – С. 47–49: фот. Письма 1942–1943 гг. Н. Пузину, сотруднику музея-усадьбы Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. 29. Климова, С. М. Религиозный ренессанс в стране воинствующего атеизма [Текст]/С. М. Климова//Человек. 2012. 6. С. 104–108. Письмо Местоблюстителю Патриаршего престола Алексию, датируемое июлем 1944г., в котором затрагиваются вопросы религиозной жизни в стране, предлагается программа религиозного воспитания молодёжи. 30. Телеграмма Генералиссимусу И. В. Сталину [Текст]/Тамб. архиеп. Лука Войно-Ясенецкий , проф. хирургии//Журн. Моск. Патриархии. 1946. 3. С. 44. Литература о жизни и деятельности В.Ф. Войно-Ясенецкого 31. Забавникова, Е. С. Публицистика архиепископа Луки (профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого) в религиозно-политическом контексте 1940–1950-х гг.: автореферат дис. ... канд. филолог. наук: 10.01.10/Забавникова Евгения Сергеевна; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т]. Воронеж, 2016. 25 с. 32. Каликинская, Е. Детство со святителем Лукой: по воспоминаниям родных и близких святителя Луки Крымского [Текст]/Е. Каликинская. Москва: Авторская Академия, 2016. 88 с. фот. 33. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) [Текст]/сост. О. Л. Рожнева. Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2016. 160 с. 34. Крутикова, Э. А. Нравственное и патриотическое начала в опыте жизни Сергия Радонежского, святителей Тихона Задонского и Луки Войно-Ясенецкого [Текст]/Э. А. Крутикова//Где дух Господень, там свобода: материалы XI междунар. форума. Липецк, 2016. С. 74–77.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Желаю всему многонациональному народу Республики Казахстан благополучия, мира и единомыслия. Да укрепит Всеблагой Господь Своею благодатью всех нас в делах на благо Отечества нашего. И трудясь над созиданием достойного будущего, будем черпать силы из источников духовной мудрости, оставленных нам в наследство нашими просветителями и наставниками в земле Казахстанской просиявшими и, взирая на кончину их жизни, будем подражать их вере. Беседовала Марина Сазонова Патриархия.ru за темою До питання про час та обставини заснування монастиря [Стаття] чергове ради з видання Священного Собору 1917-1918 рр. прем " «Святий князь Московський та його обитель» У лаври вийшла книга, присвячена Никону У Астани глави Казахстанського митрополичого округу з верховним Казахстан Синоду Казахстанського митрополичого округу У свято Господнього глава Казахстанського митрополичого округу звершив у Вознесенському кафедральному м. Алма-Ати Глава Казахстанського митрополичого округу звершив молебень про порятунок Алма-Ати та Казахстану у 2023 Синоду митрополичого округу Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Президенту Киргизии С.Н. Жапарову с 55-летием со дня рождения : та звернення] У рамках виставки-форуму Слова» в присвячена Року мови в СНД Представники Церкви взяли участь у з злагоди у з ключовими словами Церкви – Православ " я в – Православ " я в   ihmepb " ю Преподобна Полоцька - княжна, Павел (Кривоногов): Якщо послух сприймати як данину Бога — все правильно Епископ Сергиево-Посадский Фома: «Мы помним заветы преподобного Сергия, поэтому всегда всех ждем и всем рады» Владикавказький Аланський Герасим: «Серце ченця завжди тягнеться в гори». (До хрещення — Духовна пам " ять алан. " ю Владикавказького Аланського Герасима Владикавказький Аланський «Час бути Кронштадтський Олександра Невського — свято для для кожногоо Фома: настанов проростуть, якщо серце буде любов " ю до Бога Дому Живоначальной Троицы на Русском Севере — 500 лет екзархат — 30   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2213653...

Игумен Никон не ограничился прославлением Сергия в памятниках письменности, но предпринял энергичные усилия для его канонизации. Воскресным днем 5 июля 1422 г. состоялось «обретение мощей» Сергия Радонежского, после чего было принято решение о строительстве мемориального белокаменного Троицкого собора. К осени 1426 г. здание было воздвигнуто (умерший осенью этого года радонежский князь Андрей Владимирович был в нем похоронен). Мощи преподобного Сергия были перенесены в новый храм, расписанный знаменитыми живописцами Даниилом и Андреем Рублевым. Сам Никон, скончавшийся 17 ноября 1428 г., был похоронен «при гробе» своего учителя святого Сергия. Длительное игуменство Зиновия (1432–1445 гг.) падает на период династического кризиса, вспыхнувшего во второй четверти XV в. При Зиновии Троице-Сергиев монастырь приобретает значительное влияние, его владения растут небывало быстрыми темпами и к середине XV в. в общих чертах складывается основной земельный фонд монастыря. При Зиновии были созданы новые редакции Жития Сергия Радонежского, автором которых являлся выдающийся сербский агио- граф Пахомий Логофет. Свою литературную деятельность на Руси Пахомий начал в Новгороде во второй половине 30-х годов XV в., но к 1438 г. появился уже в Троице-Сергиевом монастыре и тогда же создал первую редакцию Жития Сергия Радонежского (Троиц., 746). В Троице-Сергиевом монастыре Пахомий прожил около 20 лет (до конца 50-х годов). За это время агиограф написал пять (возможно – шесть) новых редакций Жития Сергия (и еще одну краткую – для включения в Пролог), составил Службу святому, а также два варианта Жития Никона Радонежского. Особенной полнотой отличается редакция (третья по счету) Жития Сергия, написанная Пахомием около 1442 г. (и открытая лишь недавно); в ней описаны события, которых не мог знать первый биограф Сергия – Епифаний Премудрый : обретение мощей Сергия в 1422 г., строительство каменного храма Троицы, посмертные чудеса святого. Значение Троице-Сергиева монастыря наконец-то оценила центральная власть, и с 30-х годов XV в. началось постепенное превращение монастыря в «государево богомолье». Впервые Василий П посетил Троицкий монастырь 25 сентября 1432 г. (на Сергиеву память), а на следующий день 26 сентября игумен Зиновий получил от князя жалованную грамоту на села Присеки и Вилгош в Бежецком Верхе. В другой раз великий князь почтил память Сергия 25 сентября 1439 г., как можно предполагать, исходя из выдачи игумену Зиновию (в самом Троицком монастыре) жалованной грамоты на село Сватское в Верхдубенском стане Переяславского уезда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6 января 1583 года – царь Иоанн Грозный прииес в Троицкой обители у чудотворцев Сергия и Никона покаяние в убиении сына Иоанна пред келарем Евстафием, старцем Варсонофием и духовником архимандритом Феодосием. В синодике обители были записаны имена убиенных в опричнину (33, с. 65). 1592 – избавление Москвы от набега крымских татар по молитвам Преподобного Сергия (29, с. 16; 25, с. 179). 23 сентября 1608 – 12 января 1610 – многочисленные явления и покров Преподобного Сергия во время осады Троице-Сергиева монастыря 15 000-м войском польско-литовских интервентов под предводительством Сапеги и Лисовского (30, лл. 126 об. – 136:175). осень 1611 – троекратное явление Преподобного Сергия нижегородскому мяснику Косме Минину с приказанием собирать народное ополчение для освобождения России (29, с. 34). 14–18 августа 1612 – перед ракой Преподобного Сергия молились Димитрий Пожарский и Косма Минин, шедшие с ополчением освобождать Москву. После того, как преподобный Дионисий осенил войско крестом, от самого гроба Преподобного Сергия поднялся ветер, который дул по ходу движения ополчения (29, с. 35). 22 августа 1612 – примирение казаков с ополчением по молитвам к Преподобному Сергию и победа в бою с Ходкевичем (29, с. 36). 21 октября 1612 – явление Преподобного Сергия святителю Арсению, архиепископу Элласонскому, томившемуся в плену в Московском Кремле, с обетованием заступничества в освобождении Москвы (29, с. 36; 30, лл. 136 об. – 137 об.). 25 сентября 1617 – смерть полковника Лисовского, ранее осаждавшего Троицкий монастырь, в день памяти Преподобного Сергия (пал с лошади с криком: «О великий Сергий! Ты мне не попустил!» (29, с. 44). 1 декабря 1618 – по молитвам Преподобного Сергия в деревне Деулино (около 5 км от обители) заключено перемирие между Россией и Польшей. В благодарность и назидание ровно через год в этой деревне был освящен храм-памятник в честь Преподобного Сергия (1, с. 246–248). 1622 – явление Преподобного Сергия с видом Троицкой обители во время морского боя донских казаков с турками; победа казаков по молитвам Преподобного Сергия (30, лл. 146 об. – 147 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

И с того часа, по молитвам Преподобного чудотворца Сергия, болезнь его облегчилась, и он выздоровел». Мы же, услышав его рассказ, возблагодарили Святую Троицу, и Пречистую Богородицу, и Преподобного Сергия, чудотворца, и записали это в чудесах святого. 43. О пожаре и о том, как по молитвам святого огонь угас В нынешнем, 161 году 7-й тысячи лет (1653) написал мне, Келарю Симону, из Москвы князь Семен, сын князя Ивана Шаховского, о чуде великого чудотворца Сергия следующее. На самый праздник Преподобного, 25 сентября, случился в его вотчине большой пожар, некоторые из построек на его дворе были объяты огнем, и сильный ветер дул в сторону Божией церкви и на его хоромы. Огненные языки уже приближались, и все были в отчаянии, потому что множество людей ничем не могли помочь. В это время князь Семен вспомнил о недавнем чуде – о случившемся незадолго перед тем пожаре как раз под стеною Сергиевой обители, на Воловом дворе, когда от образа Преподобного ветер обратился вспять и огонь угас, – и, словно Богом наставляемый, взял образ Сергия чудотворца, бывший у него, встал против огненного пламени и начал читать икосы своего сочинения. И, по молитвам Преподобного Сергия, внезапно ветер повернул на горелое место, огонь угас, а церковь и остальные хоромы, которые князь заслонил Сергиевым образом, уцелели от огня. Мы же, прочтя его рукопись, возблагодарили Святую Троицу, и Пречистую Богородицу, и Преподобного Сергия и повелели записать этот рассказ, чтобы не были забыты чудеса Преподобного. 44. Об исцелении правого уха иерея по молитвам святого В 7161 (1653) году некий иеромонах по имени Авраамий, по прозванию Лютиковский, поведал нам еще об одном чуде святого Сергия. «Несколько лет назад был я, – сказал он, – в обители Преподобного Сергия, чудотворца, и подошла моя очередь служить, но случилось так, что во сне мое правое ухо как бы наполнилось водою, я оглох и не слышал ни церковного пения, ни человеческой речи, и так продолжалось почти шесть месяцев. Спустя несколько дней, перед началом всенощной, послышался мне еще до церковного благовеста звон великий во все тяжелые колокола. Быстро встав, я с радостью поспешил к соборной церкви Живоначальной Троицы, где пребывают мощи Преподобного Сергия, но церковные двери были заперты, потому что служба еще не начиналась. Постояв немного, я вернулся в свою келлию, удивляясь случившемуся чуду, и стал молиться Преподобному Сергию, чудотворцу, размышляя о звуке, который я слышал своими ушами.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Использованная тематическая литература: Акиньшин А. Священномученик Алексий Воронежский//Православная жизнь. – 1995. 8. С. 4–16. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943/Сост. Μ. Е. Губонин. – М.: Правосл. Свято-Тихоновский богословс. ин-т: Братство во имя Всемилостивого Спаса, 1994. Алленов А. Н. Патриарший избранник//Город Тамбов в прошлом, настоящем и будущем: Тезисы докладов краевед, конф., 26 апреля 1996 г. – Тамбов, 1996. Амвросий (граф фон Сиверс), еп. Катакомбная Церковь : «Кочующий» Собор 1928 г.//Русское Православие. Всероссийский Вестник ИПХ. СПб., 1997. 3 (7). С. 2–30. Амвросий (граф фон Сиверс), еп. Катакомбная Церковь : Усть- Кутский Собор 1937 г.//Русское Православие. Всероссийский Вестник ИПХ. СПб., 1997. 4 (8). Амвросий (граф фон Сиверс), еп. Катакомбная Церковь : Тайный Собор ИПЦ 1948 г.//Русское Православие. Всероссийский Вестник ИПХ. СПб., 1997. 5 (9). Амвросий (граф фон Сиверс), еп. Катакомбная Церковь : Тайный Собор ИПЦ 1961 г.//Русское Православие. Всероссийский Вестник ИПХ. СПб., 1997. Амвросий (граф фон Сиверс), еп. Катакомбная Церковь : Освященные Соборы 1994–1997 гг.//Русское Православие. Всероссийский Вестник ИПХ. СПб., 1998. 3 (12). Андриевский А. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1911. Ч. 1. Антоний, митрополит С.-Петербургский и Ладожский/Сост. М. Б.– Пг.: О-во распространения религиозн.-нравств. просвещения в духе Православ. Церкви, 1915. Антонов В. В. (Бутаков А.) Священномученик епископ Сергий (Дружинин)//Православная жизнь. 1996. 2. С. 1–9. Арсений (Жадановский) , епископ. Воспоминания. – М.: Православ. Свято-Тихоновский богослов, ин-т, 1995. Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). – М.: Индрик, 1997. Бернштам М. Стороны в гражданской войне 1917–1922 гг. Проблематика, методика, статистика//Вестник РХД, 1978, 128. Булгаков С. Н. Агония//Христианский социализм (С. Н. Булгаков): Споры о судьбах России. – Новосибирск, Наука. Сиб. отд- ние, 1991.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Православный настаивает на том, что подлежит зрению, то описуемо, тем более, что Спаситель имеет тело, кости, руки и ноги. – Иконобор. Апостолы видели Христа по воскресении, точно, но чистыми очами, каких у нас нет. – Православ. Как видели Его Апостолы до воскресения и по воскресении, так и описывают, и мы так принимаем, а об очах своих ничего не говорят. А они видели и то, что Спаситель и до страданий Своих творил многое, что несвойственно человеческой природе, напр., ходил по водам. Что же удивительного, если по воскресении Он творил несвойственное человеческой природе? Из этого не следует, что Он был неописуем. – Иконобор. Как же понимать слова Апостола Павла: аще же и разумехом по плоти Христа, но ныне ктому не разумеем ( 2Кор. 15:16 )? – Православный приводит учение Ап. Павла о том, что мы сонаследники Христу ( Рим. 8: 17 ). Если Христос неописуем, то и мы неописуемы. Но этого не говорят богословы. Так св. Григорий Богослов представляет Христа по вознесении описуемым, как имеющим тело, конечно, без проявлений аффектов и без греха. Кратко это выразил святитель словами: «описуем по телу и неописуем по духу» ( περιγραπτς σματι, περγραπτος πνεματι). – Иконоборец угрожает привести мнения каких-то святых отцов, которые будто запрещали поставлять иконы Спасителя, Богоматери и кого либо из святых. – Православный допускает, что есть мнения, но не святых, а неправильно почитаемых иконоборцем за таковых и еретиков. Святые же отцы учили согласно с истиною. – Иконобор. А Епифаний? – Православ. Сего мы знаем и почитаем за святого. Это основательно. Ученик Епифания, Сабин, воздвиг храм и украсил его живописными изображениями евангельской истории. Он этого не сделал бы, если бы его учитель был иконоборцем. И Леонтий, еп. Кипрский, ничего не сказал недостойного о нем. – Василий Великий признаком святости считает полное согласие с истинным учением. Апостол Павел говорит, что аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет ( Гал. 1:8 ). Обычай поставлять и поклоняться иконам принят Церковью с давних времен. Как могло бы это быть, если бы он не был апостольским преданием? Отвергающие почитание икон вводят иное, неапостольское учение. След., они сами навлекают на себя анафему. Этим и заканчивается вторая беседа 258 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

местными помещиками, оставшимися верными православию. Хотя и были попытки обратить и этот монастырь в унию, однако же остался непоколебим до 1795 г., когда с присоединением края к России Императрица Екатерина II повелела перевести братию в Духов упраздненный униатский мон. с возведением монастыря в 1-й класс, церковь же переименовать во имя св. Екатерины и сделать кафедральным собором. Но в 1799 г., по неудобности Екатерининской церкви, быть собором, Петропавловский монастырь при церкви св. Духа переведен в гор. Пинск под именем Богоявленского, монастырская церковь переименована в кафедральный собор, а Екатерининский собор обращен в приходскую церковь . “Ист. Росс. Иерар.”, IV, 82; V, 67 ; Ратшин, 174; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 200; “Памят. кн. Минск. губ. на 1888 г.”, 89; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1872 г., 59; “Минск. губ. в.”, 1864 г., 9 (Выпись из книг земских акта, составленного дворян. православ. исповед. Минского и др. воеводств на основ. в Минске православ. Петропавл. м-ря, 1612 г., в котором дворяне жаловались на отступление части духовенства без позволения всей Руси от повиновения Константинопольск. патриарху и принятие унии, на что они, дворяне, никогда не соглашались), 11 (Выпись из книг главного суда Литовского трибунала протеста православных против намерения правительства забрать на унию основ. в Минске правосл. Петропавлов. м-рь, 1619 г.), 14 (Выпись грамоты Владислава IV, 1633 г., Петропавл. м-рю с утверждением братства при нем и проч.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 541, 5; Николай, “Ист. стат. опис. Минск. епар.”, 83; “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, II, ч. 1, 504 (прошение 1722 г. игум. Гедеона о дозволении собирать милостыню на строение церкви, разоренной шведами); III, прилож., CXII, XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии показан в числе благочестивых княж. Литовского); VI, 1726 г., 129 (доношение города Минска, что в Польше, Петропавл. м-ря наместника Серапиона о разрешении ему сбора милост. на м-рь); “Древности, Труды Москов. Археол.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

  Яровой О.А. Валаамский монастырь и православная церковь в Финляндии 1880-1920-е гг.: (Из истории финнизации православной конфессии). Дис. канд. ист. наук. – Петрозаводск, 1999. С. 64. Шмеман А., протопр. Дневники. 1973–1983/Сост., подгот. текста У.С. Шмеман, Н.А. Струве, Е.Ю. Дорман; Предисл. С.А. Шмемана; Примеч. Е.Ю. Дорман. – 3-е изд.– М.: Русский путь, 2009. С. 211. Тальберг Н.Д. Возбудители раскола. – Париж: Изд-во светлейшего князя М.К. Горчакова «Долой зло», 1927. С. 34. Историческая записка о положении православия в Финляндской Карелии: К 200-летнему юбилею взятия Выборг. крепости и воссоединения Карелии с православ. Россией, 14 июня 1710-1910//URL: (дата обращения: 21.02.2014). Военно-статистическое обозрение Российской империи: Т. 1-17. – СПб., 1848-1858. Т. 1: Великое Княжество Финляндия: Ч. 1-8, 1850-1851. Ч. 2: Куопиоская губерния, 1851. С. 35. См.: Яровой О.Я., Смирнова И.А. Валаамский монастырь и Православная церковь в Финляндии: 1880 – 1930-е гг.: (Из истории финнизации православной конфессии)/О.Я. Яровой, И.А. Смирнова. – Петрозаводск, 1997. С. 39. Историческая записка о положении православия в Финляндской Карелии: К 200-летнему юбилею взятия Выборг. крепости и воссоединения Карелии с православ. Россией, 14 июня 1710-1910//URL: (дата обращения: 21.02.2014). Яровой О.Я., Смирнова И.А. Валаамский монастырь и Православная церковь в Финляндии: 1880 – 1930-е гг.: (Из истории финнизации православной конфессии)/О.Я. Яровой, И.А. Смирнова. – Петрозаводск, 1997. С. 88. Шевченко Т.И. Валаамский монастырь и становление Финляндской Православной Церкви (1917-1957 гг.). – М.: Издательство ПСТГУ, 2012. С. 66. Кырлежев А.И. Архиепископ Герман – предстоятель Финляндской Православной Церкви//Журнал Московской Патриархии. 1990. 4. С. 56. Valamon luostarin arkisto. Aktit v. 1923. Ea: 86. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря дело «О разных предметах». S. 41. Миролюбов-Нурмела А. Павлов, Пауланне или Пауломаа? Русские фамилии и заявления на их изменение на финские среди «старых русских» в Финляндии в 1920-1940 гг. Дис. … док. соц. наук. – Тампере, 2008. С. 19.

http://bogoslov.ru/article/4047527

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010