Опять поговорим о поврежденности мира сего вследствие первородного греха, который совершили лишь двое наших прародителей. Вследствие поврежденности нашего мира и возникает необходимость наличия чудес в мире. Как чудеса именуются на церковном языке? Не на церковно-славянском языке, а вообще на церковном языке? Часто вместо слова “чудо” употребляется слово “знамение”. И еще один аспект – чудеса истинные и ложные. Истинные чудеса – это чудеса, которые творит Бог, а ложные чудеса – это чудеса, которые творит сатана. И те, и другие – чудеса. Они противоречат законам природы. Но одни чудеса – истинные знамения, они направлены на спасение человека, а другие чудеса – ложные, они направлены с целью осуждения, с целью заполучения души человека в диавольские сети. Поэтому чудеса существуют не с целью латания природы, как это казалось бы, а с целью спасения человека. Чудеса существуют только лишь для человека. Чудеса – это всегда знамения. Саму по себе природу латать не надо. Вот такое замечание, о котором всегда надо помнить. Возникновение жизни Сейчас мы с вами поговорим более подробно о том, чем мы завершили предыдущую лекцию. Мы говорили о жизни, о биологии. Немножко более подробно поговорим об особенностях жизни, о том, как проистекает жизнь, что такое эволюция и как быть с этой наукой. Действительно ли наука доказала, что жизнь проистекает самопроизвольно, что эволюционно порождаются виды, что человек произошел от обезьяны, и поэтому библейское представление является наивным и сказочным? Сразу скажу, что единой церковной позиции по этому вопросу не существует. На Западе католики долгое время противились теории эволюции. Знаете, в Штатах даже в начале века были судебные процессы, где обсуждалось преподавание в школах эволюционной теории Дарвина. Но в последние годы западная церковь , особенно католическая, начинает занимать более лояльную позицию по сравнению даже с церковью протестантской. Вот лет пять назад была даже не энциклика, а просто папское послание об эволюции, где папа римский высказал, что эволюция – это лишь одна из научных гипотез, которая имеет право на существование. Она ничего не доказывает, ничего не опровергает. Она не вмешивается в дела церкви, не опровергает существование Бога, и таким образом можно объяснить возникновение мира, не противореча Священному Писанию .

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/os...

6 . Евдоксий, 360–370, арианин. 7 . Евагрий, 370 не долго, святой, 6 Марта, у Болландистов. 8 . Демофил, 870–380, арианин. 9 . Григорий Богослов , 381 не долго, святой, 25 Января, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится у Морчелли и в Менологии). 10 . Нектарий, 381–397, святой, 11 Октября, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится у Морчелли). 11 . Иоанн Златоустый , 398–404, святой, 18 Ноября, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится у Морчелли и в Менологии). 12 . Арсакий, 404–405, святой, 11 Октября, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится у Морчелли). 13 . Аттик, 406–425, святой, 8 Января, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится у Морчелли). 14 . Cucuhhuй I, 426–427, святой, 11 Октября, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится у Морчелли). 15 . Несторий, 428–431, еретик. 16 . Максимиан, 481–434, святой, 21 Апреля, в Синаисаристе и у преосв. Сергия (находится у Морчелли и в Менологии). 17 . Прокл, 434–446, святой, 20 Ноября, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится у Морчелли и в Менологии). 18 . Флавиан, 446–449, святой, 16 Февраля, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится в Менологии). 19 . Анатолий, 449–458, святой, 3 Июля, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится в Менологии). 20 . Геннадий I, 458–471, святой, 31 Августа, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (В первом – под 17 Ноября и ошибочно принимается за Геннадия II, который был первым патриархом после взятия Константинополя Турками. Находится у Морчелли и в Менологии). 21 . Акакий, 471–489. 22 . Франта или Флавита (Флавиан), 489, не долго. 23 . Евфимий I (Ефремий), 490–496, святой, 5 Августа, у преосв. Сергия. 24 . Македоний II, 496–511, святой, 25 Апреля, в Синаксаристе и у преосв. Сергия. 25 . Тимофей, 511–518, монофизит. 26 . Иоанн II, Каппадокийский, 518–520, святой, 25 Августа, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится у Морчелли). 27 . Епифаний, 520–535, святой, 25 Августа, в Синаксаристе и у преосв. Сергия. 28 . Ahфuм I (Ahmeмuй), 535–536, монофизит. 29 . Мина, 536–552, святой, 25 Августа, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится в Менологии).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

И Святейший Патриарх Московский и всея России Иосиф 170 в нынешнем, 160 (1652) году, 25 сентября, вместе с Самодержцем праздновал память Преподобного и открыто проповедовал всем о чуде святого Сергия: как его святыми молитвами он получил исцеление от утробной болезни и излечился водою из новоявленного колодца. Он повелел нам записать это в чудеса святого, что мы и сделали, как будет видно из дальнейшего повествования. Государь же Царь и Великий Князь всея России Алексей Михайлович изволил спросить меня, Келаря Симона, о чудесах святого Сергия: «Записываете ли вы для памяти чудеса, которые бывают от мощей святого в наше время?» Я отвечал: «С тех пор, Государь, как написано учеником его Епифанием и Пахомием Житие его, – с тех пор никто не дописывал в книге о нем новых чудес. Только теперь, когда ты, Государь Царь, изволил напечатать книгу его жития, мы собрали новые чудеса святого, случившиеся в наше время, затем выбрали из летописных книг и из книги об осаде обители чудеса, случившиеся тогда, и все это предложили Печатному двору. И из тех, Государь, чудес одни были напечатаны в книге о Преподобном, другие же, не знаем по какой причине, остались в небрежении и были утеряны печатниками». Государь Царь и Великий Князь всея России Алексей Михайлович, услышав об этом, приказал нам впредь записывать случающиеся чудеса святого, чтобы не были забыты эти чудеса Преподобного Сергия. Я же, недостойный, услышав царское повеление, подумал: «Если я не пишу и другие тоже не станут писать, и от нашего небрежения и лености забудется что-нибудь из чудес его, то мы наведем на себя гнев самого Преподобного либо за неисполнение царского приказа заслужим гневное слово от Государя Царя». Убоялся я, вспомнив притчу о ленивом рабе, ведь хотя я весьма грешен и недостоин послужить такому делу, но надеюсь на кротость и милосердие самого чудотворца Сергия и на его святые молитвы. Он был весьма милостив и кроток со своими учениками, как в этой жизни, так и по преставлении подавая равную милость и щедроты, и никто тогда не уходил из обители его с пустыми руками, не получив полезного слова и благого подаяния, да и теперь никто не уходит со скорбным лицом, не получив неисчерпаемых его даров и целебной благодати. Воистину не оскудевает и ныне благодать Пресвятого Духа по молитвам его, но растут и множатся чудотворения от его преподобных мощей.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

22 Вероятно, в связи с установлением Димитриевской субботы Преподобный Сергий построил над воротами монастыря храм во имя святого великомученика Димитрия Солунского, который затем дважды (1408, 1608–1610) разорялся врагами (7, с. 112–113:351). 23 Приводим список событий после кончины Преподобного Сергия, в которых он являл свое заступничество за Россию как ее Ангел-хранитель и взбранный воевода. 1408 – явление Преподобного Сергия вместе с московскими святителями Петром и Алексием преподобному Никону с предупреждением о нашествии Едигея, разорении обители и ее будущем восстановлении (30, л. 185 об.). – воин Иоанн избавлен от смерти от поганых татар царя Махмета молитвами Преподобного Сергия (30, лл. 196–197 об.). 1439 – явление Преподобного Сергия пресвитеру Симеону после Флорентийского лжесобора с увещанием держаться Православия (30, лл. 110–113). 1442 – Троицкий игумен Зиновий примирил в монастыре великого князя Василия с его двоюродным братом Димитрием Шемякой, заставив их целовать крест у гроба Преподобного Сергия (33, с. 246). 1479 – рождение наследника Московского княжества великого князя Василия Ивановича по молитвам княгини Софии к Преподобному Сергию (30, лл. 121–122 об.). – освобождение от осады литовских войск города Себежа (Псковская область) по молитвенной помощи Преподобного Сергия (29, с. 15–16). 1521 – освобождение от осады литовских войск города Опочки (Псковская область) по явлению и молитвенной помощи Преподобного Сергия (30, лл. 123–124; 29, с. 16; 3, ч. 3, с. 61). 1521 – заступничество Преподобного Сергия и Варлаама Хутынского перед Божией Матерью и московскими святителями о спасении Москвы от разгрома татарским ханом Махмет-Гиреем (29, с. 16). 1545–1551 – явления и чудеса Преподобного Сергия при основании Свияжской крепости (церковный звон, пение, хождение Преподобного Сергия с крестом) (30, лл. 124–125 об.). 1552 – явления и чудеса Преподобного Сергия при взятии Казани (хождение Преподобного Сергия по стенам города с крестом и окропление святой водой) (30, лл. 126–126 об.); после взятия Казани царь Иоанн Грозный совершил особое молебствие Преподобному Сергию как пособнику победы (7, с. 111).

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Если, следовательно, ученик, проведший с Ним три года, участвовавший в трапезе Господней, видевший величайшие знамения и чудеса, слушавший Господни проповеди, – узрев Его, воскресшего, не уверовал, пока не осмотрел язвы от гвоздей и рану от копья, как тогда могла уверовать вселенная, если бы увидела воскресшего Господа?... И не только с этой, но и с другой стороны мы покажем, что чудеса убеждали больше, чем лицезрение Воскресшего. Народ, услышав Петра, сказавшего хромому: «Во имя Иисуса Христа встань и ходи», – уверовал во Христа; сначала таковых было три тысячи, а затем и пять тысяч; а ученик, увидев Воскресшего, не поверил... Увидев Воскресшего, и собственный Его ученик не уверовал, а узрев чудеса, уверовали и враги». «Апостольские знамения и чудеса были сильнейшим доказательством Воскресения. Поэтому и Сам Спаситель говорит: «Аминь, аминь глаголю вам: веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит, и больша сих сотворит» ( Ин.14:12 ). Так как предшествовавший крест соблазнял очень многих, то [после того] и были нужны великие знамения. Если бы умерший Христос остался в смерти и во гробе, если бы не воскрес и не восшел на небеса, то не только бы после креста не совершились великие знамения, но и ранее совершенные должны были бы потерять силу... Христос прежде творил чудеса: воскрешал мертвых, очищал прокаженных, изгонял бесов; потом Он был распят и, как говорят беззаконные иудеи, не воскрес из мертвых. Что мы им на это скажем? Вот что: если Он не воскрес, как тогда после того [Его именем] были совершаемы вящие знамения? Никто из живущих, вкусив смерть, не творил по смерти великих знамений, а здесь после этого были чудеса величайшие и по способу совершения, и по своим свойствам. Были они величайшими по свойствам, потому что никогда Христова тень не воскрешала мертвых, а тени Апостолов творили много такого. Были знамения высочайшими и по способу совершения, потому что прежде Сам Он творил чудеса [Своим] повелением, а после креста Его служители, призывая Его славное и святое имя, совершали знаменательнейшие и превосходнейшие дела, в которых могущественнее и славнее проявлялась Его сила. В самом деле, гораздо значимее то, когда чудеса творил другой, призывая Его имя, чем если бы Он Сам делал то же самое Своем повелением... Если бы Христос, вкусив смерти, не воскрес, то и знамения должны были бы прекратиться; но они не только не прекратились, а стали после того еще более значительными и славными. Если бы Христос не воскрес, то другие не могли бы Его именем творить такие чудеса, потому что одна и та же сила совершала чудеса как прежде креста, так и после креста, только до креста она творила их через Самого Христа, а после – через Его учеников. А чтобы доказательство Воскресения было очевиднейшим и славнейшим, чудеса после креста были грандиознейшими и высочайшими».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Указаны адрес и телефон. 948. Жития святых в земле Российской просиявших: Рус. святые вв. Русские святые вв. Новомученики и исповедники XX века: Жития, чудеса, поучения/Троице-Сергиева пустынь. — СПб.: Фонд «Домострой», Сатисъ, 2001. — 701 с.: ил. — Из содерж.: Святитель Игнатий Брянчанинов, епископ Черноморский и Кавказский (30 апреля 1867 г.). — С. 514–520; Прил.: Письмо епископа Игнатия Брянчанинова [без указания адресата и даты]. — С. 661–664. Использованы материалы из книги архим. Игнатия Малышева «Краткие жизнеописания русских святых». СПб., 1875. 949. Филарет (Гумилевский). Жития святых, чтимых Православной Церковью со сведениями о праздниках Господских и Богородичных и о явленных чудотворных иконах с дополнением житий святых, канонизированных Русской Православной Церковью в XX веке для общецерковного почитания, а также житиями русских святых, канонизированных другими Православными Поместными Церквами и внесенными в календарь Русской Православной Церкви: Март. Апрель. — М.: изд. Сретен. монастыря, 2000. — 695 с. разд. паг.: ил. — Из содерж.: Апрель. Прил.: 30-го числа: Святитель Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский и Черноморский. — С. 375–389 2-й паг.: ил. 950. Всеволод (Филипьев). Новые святые Российской Церкви: Прославление: [свт. Филарет Московский, свт. Игнатий Кавказский, свт. Феофан Затворник, блаж. Феофил Киевский]; Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский//Православ. жизнь. — Джорданвилль, 2001. — С. 1–5, 13–18: ил. О прославлении свт. Игнатия Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей 24 октября 2000 г. На ил.: икона свт. Игнатия письма иеромон. Андрея. 951. Житие святителя Игнатия (Брянчанинова)//Жития и творения русских святых: Жития и духов. творения вел. подвижников христиан. благочестия, учащие основам православ. веры и наставляющие на путь спасения по учению Господа нашего Иисуса Христа/Трифонов Печенг. монастырь. — М., 2001. — С. 480–491. Общество по изучению православной культуры им. Игнатия Брянчанинова

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

50 . Константин II, 754–766, иконоборец. 51 . Никита I, 766–780, иконоборец. 52 . Павел IV, 780–784, святой, 80 Августа, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится у Морчелли под 2-м Сентября в несправедливо, как думаем, принимается им за Павла I, исповедника, который и в его календаре находится под 6-м Ноября). 53 . Тарасий, 784–806, святой, 25 Февраля, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится в Менологии). 54 . Никифор I, 806–815, святой, 2 Июня, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится в Менологии). 55 . Феодот I, Мелиссен или Касситера, 815–821, иконоборец. 56 . Антоний I, 821–886, иконоборец. 57 . Uoahh VII, 836–842, иконоборец. 58 . Мефодий I, 842–846, святой, 14 Июня, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится в Менологии). 59 . Игнатий, 846–857 и вторично 867–877, святой, 23 Октября, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится в Менологии). 60 . Фотий, 857–867 и вторично 877–886, святой, 6 Февраля, в Синаксаристе и у преосв. Сергия. 61 . Стефан I, 886–893, святой, в Синаксаристе – 18 Мая, у преосв. Сергия – 17 Мая (находится в Менологии). 62 . Антоний II, Кавлей, 893–895, святой, 12 Февраля, в Синаксаристе и у преосв. Сергия. 63 . Николай I, Мистик или Асинкрит, 895–906 и вторично 911–925, святой, 16 Мая, у преосв. Сергия. 64 . Евфимий II, 906–911 65 . Стефан II, 925–928, святой, 18 Июля, у преосв. Сергия. 66 . Трифон, 928–981, cbяmoй, L9 Апреля, в Синаксаристе и у преосв. Сергия. 67 . Феофилакт, 983–956. 68 . Полиевкт, 956–970, святой, 5 Февраля, в Синаксаристе и у преосв. Сергия. 69 . Василий I, Скамандрен, 970–974. 70 . Ahmohuй III, 974–978. 71 . Николай II, Хризоверг, после четырех-летнего слишком вдовства кафедры 982–995, святой, 16 Декабря, в Синаксаристе и у преосв. Сергия. 72 . Сисинний II, 995–999. 73 . Сергий II, 999–1019, святой, 12 Апреля, у преосв. Сергия. 74 . Евстафий, 1019 или 1020–1025, святой, 31 Мая, у преосв. Сергия. В общем числе 74-х епископов-патриархов 18-ть епископов-патриархов били еретики, которые, само собою разумеется, не могли быть причисляемы к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Вспомнил я еще одно великое и преславное чудо, сотворенное Господом нашим Иисусом Христом в 7151 (1643) году. При Троице-Сергиевом монастыре был медных дел мастер по имени Григорий, который сошел с ума: он никого не узнавал, и беспокойно вращая глазами во все стороны, кричал громким голосом; при этом два или три человека едва могли его удержать. Больного привели в обитель святого великого Сергия чудотворца, наложили на него железные вериги и водили в церковь Пресвятой Троицы, к цельбоносным мощам святого Сергия. Спустя несколько дней, по Божией благодати и по молитвам Преподобного, он стал здоровым и разумным, словно никогда не болел. И воздал славу и благодарение Всесильному Богу, творящему дивные и преславные чудеса через угодника Своего, великого Сергия. Глава 81. ЧУДО ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ О ДРУГОМ СУМАСШЕДШЕМ В 7151 (1643) году служитель погребной службы того же Сергиева монастыря по имени Феодор сошел с ума и дико вопил, не узнавая никого из своих знакомых. На него наложили железные вериги, причем два человека едва могли его удержать, и приводили в церковь Пресвятой Троицы, ко гробу святого Преподобного Сергия, великого чудотворца. И вот, по Божию милосердию и по молитвам святого Сергия, он стал здоровым и разумным, как и прежде, и славил и благодарил Бога и угодника Его, великого в чудесах Сергия чудотворца. Глава 82. ЕЩЕ ОДНО ЧУДО СВЯТОГО О СУМАСШЕДШЕМ В 7151 (1643) году служитель того же Сергиева монастыря по имени Александр, по прозвищу Корсаков, сошел с ума и громким голосом кричал что-то нелепое. На него наложили вериги, причем три человека едва удерживали его, и привели в лавру святого Сергия, в церковь Святой Троицы, к цельбоносным мощам великого Сергия чудотворца. Спустя несколько дней, по милости Святой Живоначальной Троицы и по молитвам Преподобного, он стал здоровым и разумным, как и прежде, и пошел в дом свой, радуясь и славя Святую Троицу и Преподобного и блаженного Сергия чудотворца. Глава 83. ЧУДО ОБ ИНОКАХ ТОГО ЖЕ МОНАСТЫРЯ Инок того же Сергиева монастыря Живоначальной Троицы Феодосий, работавший на хлебном дворе, рассказал о случившемся с ним чуде Преподобного Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Житие Сергия Радонежского в составе Никоновской летописи читается под 6900 г. и имеет заголовок «Повесть о преподобнем Сергии». Текст основан на Пространной редакции и Второй Пахомиевской, самое начало взято из сообщения Симеоновской летописи, имеются также заимствования из Повести о Куликовской битве (той же Никоновской летописи). Текст на всем протяжении подвергся значительной литературной обработке. Составителем данной редакции жития, как и всего летописного свода в целом, следует считать митрополита Даниила (1522—1539). Никоновская летопись в первоначальном составе, доведенном до 1520 г., была создана в конце 20–х — начале 30–х годов XVI в. и сохранилась в оригинале: РГАДА, ф. 201 (Собрание М. А. Оболенского), 163 (большая часть текста переписана рукой митрополичьего писца Юшки Сасинова) . Публикация (по списку БАН, 32.14.8): ПСРЛ. СПб., 1897. Т. 11. С. 127—147. Вставки из жития Сергия имеются и в других местах Никоновской летописи. Под 6886 г., в «Повести о Алексеи митрополите всея Русии», эпизоды об основании Андроникова монастыря и о попытке склонить Сергия занять митрополичий престол заимствованы из жития Сергия Пространной редакции (ПСРЛ. Т. 11. С. 30—31, 31—32, 33—34). Составленная в 60–х годах XVI в. Степенная книга включает ряд эпизодов из различных редакций жития Сергия Радонежского. В разделе, посвященном жизнеописанию митрополита Алексея, рассказы «О Стефане, брате великаго Сергия», «О составлении Андроникова монастыря», «Беседование святаго Алексия с преподобным Сергием о митрополии» — заимствованы из Никоновской летописи, а рубрики «О начале игуменьства преподобнаго Сергия чюдотворца», «О збытии пророчества святаго святителя Алексия и преподобнаго игумена Сергия» самостоятельно извлечены составителем Степенной книги из Пространного жития Сергия (имеется и отсылка: «яко свидетельству–еть в житии самого того преподобнаго Сергия»). Конспективный пересказ этого жития, озаглавленный «О Сергии чюдотворце», помещен после известия о преставлении Сергия под 6900 г. (с отсылкой, что деяния и чудеса Сергия «явлена суть в торжественом словеси великого жития его»).

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

2010 17. О семье и воспитании детей [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) . Москва: Сиб. благозвонница, 2010. 44 с. То же. 2012, 2014. 2013 18. Я полюбил страдание [Текст]: автобиография/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) . Минск: Белорусская Православ. Церковь , 2013. 125, с.: портр. 2014 19. «Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу» [Текст]: сб./свт. Лука (Войно-Ясенецкий) ; [сост. Л. А. Чуткова]. Москва: Сиб. Благозвонница, 2014. 254, с.: ил., портр. То же. 2016. Автобиография и избранные наставления святителя Луки. 20. Страницы жизни [Текст]: воспоминания святителя Луки (Войно-Ясенецкого) , имя которого неразрывно связано с Крымом/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Респ. Крым. 2014. 16 янв. С. 11: фот. Воспоминания святителя Луки (Войно-Ясенецкого) о пребывании в Бутырской и Таганской тюрьмах. 2015 21. Я полюбил страдание [Текст]: автобиография/свт. Лука Крымский . Москва: Сиб. Благозвонница, 2015. 155, с.: ил. То же – 2016. 2016 22. «Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу». Год со святителем Лукой Крымским . [Текст]: православ. календарь на 2017 г./свт. Лука (Войно-Ясенецкий) ; сост. Анатолий Плево. Москва: Приход Св. Духа сошествия на Лазаревском кладбище, 2016 368 с. Автобиография и проповеди святителя Луки. 23. Третья ссылка [Текст]//Мичурин. правда. 2016. 11 июня. С. 14. Отрывок из автобиографии святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого) «Я полюбил страдание». Эпистолярное наследие В.Ф. Войно-Ясенецкого (прямая хронология писем) 24. Безмездный целитель святитель Лука (Войно-Ясенецкий) . Житие. Чудеса. Письма [Текст]/сост. архим. Нектарий (Андонопулус); пер. с греч. Н. Г. Николау. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2011. 128 с. То же 2013. 25. Пузин, Н. П. Несколько штрихов к биографии профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, архиепископа Луки (по неопубликованным письмам и воспоминаниям) [Текст]/Н. П. Пузин//Вестн. рус. христиан. движения. – Париж; Нью-Йорк; Москва, 1994. 170. С. 205–215. Письмо Льву Николаевичу Толстому от 30 октября 1897 г. и письма 1942–1943 гг. Н. Пузину, сотруднику музея-усадьбы Л. Н. Толстого в Ясной Поляне.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010