30 . Евтихий, 552–565 и вторично 577–582, святой, 6 Апреля, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится у Морчелли и в Менологии). 31 . Иоанн III, схоластик, 565–577, святой, 80 Августа, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится у Морчелли). 32 . Иоанн IV, постник, 582–595, святой, 2 Сентября, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится у Морчелли и в Менологии). 33 . Кириак, 595–606, святой. 27 Октября, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (в одном и другим несправедливо принимаемый за епископа Византийского Кириака 225–241 годов, ибо в святцах он –  ρχιεπσκοπος γενρεενος Κωνσταντινουπλεως, см. y Kynepa u Hismoria chronologica Patriarcharum Consmanminopolimanorum u у  А. А. Дмитриевского  в первой части I тома Описания литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока, стр. 18). 34 . Фома I, 607–610, святой, 21 Марта, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится у Морчелли и в Менологии). 35 . Cepruй I, 610638, монофелит. 36 . Пирр, 639–641 и вторично в 654 году, монофелит. 37 . Павел II, 641–653, монофелит. 38 . Петр, 654–666, монофелит. 39 . Фома II, 667–669, святой, 15 Ноября, у преосв. Сергия (находится у Морчелли). 40 . Иоанн V, 669–675, святой, 18 Августа, в Синаксаристе и у преосв. Сергия. 41 . Константин I, 675–677, святой, в Синаксаристе – 29 Июля, у преосв. Сергия – 9 Августа (находится в Менологии). 42 . Фeoдop I, 677–679 и вторично 686–687, святой, 27 Декабря, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится у Морчелли). 43 . Георгий I, 679–686, святой, 18 Августа, в Синаксаристе и у преосв. Сергия. 44 . Nabeл III, 687–693, святой, 2 Сентября, у преосв. Сергия (находится у Морчелли). 45 . Каллиник I, 693–705, святой, 23 Августа, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится в Менологии). 46 . Кир, 706–711, святой, 8 Января, в Синаксаристе и у преосв. Сергия. 47 . Иоанн VI, 712–714, монофелит. 48 . Герман I, 715–730, святой, 12 Мая, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится в Менологии). 49 . Анастасий, 730–754, иконоборец (в Синаксаристе под 10 Февраля смешивается с Анастасием Иерусалимским).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

«Не входя в оценку тона заявления патриарха Тихона, которое я присылаю Вам для ознакомления, я думаю, что тов. Шпицберга необходимо на самом деле, из соображений практически – политических (аудитория на суде будет, вероятно, в большинстве православная), заменить кем – нибудь другим. Этим самым духовные круги будут лишены возможности главного довода насчет национальной мести и проч. Что касается судебного процесса, то Вы согласитесь со мною, что агитационная цель будет достигнута тем в большей степени, чем слабее будет карательная и сильнее разоблачительная сторона». 8/21 сентября. Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 13/26 сентября. Служил литургию в храме Сергия Радонежского в Рогожской слободе и всенощную в храме Василия Кесарийского на Тверской – Ямской. 14/27 сентября. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 20 сентября/3 октября. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 24 сентября/7 октября. Служил вечерню в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 25 сентября/8 октября. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 26 сентября/9 октября. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 27 сентября/10 октября. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 30 сентября/13 октября. Служил всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 1/14 октября. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 4/17 октября. Служил литургию в храме Троицы при Странноприимном доме Шереметевых. 11/24 октября. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 12/25 октября. Служил всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 13/26 октября. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 18/31 октября. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Когда Священный Собор открыл чудотворный гроб, все вокруг исполнилось благоухания и тонкого аромата, и все увидели чудное и умиления достойное зрелище: не только честное тело святого сохранилось целым и светлым, но и одежда, в которой он был погребен, оказалась целой, совершенно не тронутой тлением. Вода стояла с обеих сторон гроба, но тела святого и риз его не касалась. Увидев это, все прославили Бога, ведь тело преподобного, столько лет находившееся во гробе, сохранилось невредимым». В то время Предстоятелем Русской Церкви был Митрополит Фотий. С его благословения совершилось прославление Преподобного Сергия. После этого преподобный Никон и братия решили построить каменный собор для мощей Преподобного Сергия. И вот с помощью христолюбивых князей, почитающих святого верою и любовью, – в особенности щедрым было пожертвование крестника Преподобного Сергия – Галичско-Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, – был завершен святой храм Единосущной Троицы. В этом храме в первоначальной дубовой раке и были положены мощи Преподобного Сергия. Часть третья Посмертные чудеса Преподобного Сергия Радонежского Посмертные чудеса Вот уже более шестисот лет не прекращается поток чудесной помощи Преподобного Сергия. Первым летописцем посмертных чудес Преподобного был Пахомий Логофет – ученик Епифания Премудрого – автора первой редакции «Жития Преподобного Сергия». Вот как о своем труде говорит сам иеромонах Пахомий: Слово Пахомия Логофета А я, смиренный грешный иеромонах Пахомий, записал это, потому что, придя в обитель святого, увидел чудеса, совершающиеся от раки богоносного отца. О других чудесах узнал я от ученика блаженного, прожившего много лет, с самого юного возраста, рядом со святым, – я имею в виду Епифания, который хорошо знал блаженного и подробно рассказывал о нем, а кое-что и записал – о рождении и возмужании святого и о его чудотворениях. О житии и о преставлении Преподобного слышал я и от многих других братий, но особенно удивили меня виденные мною самим чудеса, происходившие от раки святого. И, прося Божией помощи и надеясь на молитвы святого отца, дерзнул я записать то, что слышал или видел, лишь малое из великого, сколько смог я, грешный; а многое другое, что следовало бы рассказать о святом, я пропустил: рассказывать можно долго, но как неизмеримы широта земли и глубина моря, так неисчислимы чудеса святых. Записал же я все это для того, чтобы не предать забвению, по нерадению нашему, в эти последние времена. Ибо уже пришло предсказанное, сбылось Евангелие: оскудела любовь во многих, везде беды, страх и нужда.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Разделы портала «Азбука веры» Канон Пресвятой Богородице пред иконой Ее “Умиление” Серафимо-Дивеевской (“Всех радостей Радость”) В Избранное Тропарь, глас 4 Церковнославянский Русский КБогородице со умилением припадем,/вси, грехми обремененнии,/чудотворную Ея икону Умиления облобызающе/и вопиюще со слезами:/Владычице, приими моление недостойных раб Твоих/и подаждь нам, просящим,/велию Твою милость. КБогородице со умилением припадем,/все, грехами обремененные,/чудотворную Ее икону “Умиление” лобзая/и взывая со слезами:/“Владычица, прими моление недостойных рабов Твоих/и подай нам, просящим,/великую Твою милость”. КАНОН, ГЛАС 4 Песнь 1 Ирмос: Отверзу уста моя,/и наполнятся Духа,/и слово отрыгну Царице Матери,/и явлюся, светло торжествуя,/и воспою, радуяся, Тоя чудеса. Ирмос: Отверзу уста мои,/и они исполнятся Духа;/и слово изреку Царице Матери,/и явлюсь светло торжествующим,/и воспою радостно Ее чудеса. Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас. Умилися, умилостивися, умилосердися, Владычице,/на мя, грешнаго и недостойнаго раба Твоего,/дерзающаго воспети Твоя чудеса. Умились, умилостивись, умилосердись, Владычица,/надо мною, грешным и недостойным рабом Твоим,/дерзающим воспеть Твои чудеса. Мати Божия Пречистая,/не отрини мене, окаяннаго и нечистаго,/дерзающаго пети Твоя чудеса, Умиление. Матерь Божия Пречистая,/не отринь меня, окаянного и нечистого,/дерзающего воспевать Твои чудеса, Умиление. Слава: Инаго прибежища и теплаго предстательства/к Сыну Твоему и Богу нашему не имам, Всепетая,/темже сподоби мя, многогрешнаго, восхвалити Твоя чудеса. Слава: Иного прибежища и теплого ходатайства/к Сыну Твоему и Богу нашему не имею я, Всехвальная;/потому сподоби меня, многогрешного,/восхвалить Твои чудеса. И ныне: Леностию одержимь и страстьми обуреваемь есмь аз,/неключимый раб Твой, Владычице,/недоумею по достоянию восхвалити и прославити Твоя чудеса. И ныне: Леностью охвачен и страстями обуреваем,/я непотребный раб Твой, Владычица,/не знаю как по достоинству восхвалить/и прославить Твои чудеса.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-pre...

Умалчиваю о прочих чудотворениях от святых икон, как и не покушаюсь мерить небо пядями или море в заключать в горсть. Ибо легче сосчитать звезды неба, листву деревьев, траву всей земли, песок вдоль моря, чем перечислить чудеса от икон – Христовой, Богородичной, святителя Николая и прочих угодников Божиих, конца бы не было моему писанию в таковом деле. Одни только чудеса от святых икон в нашем Православном Российском государстве столь многочисленны, что если бы подробно о них писал, правду говоря, написал бы книгу, которую и поднять невозможно. Конец когда-нибудь придет моему писанию и жизни нашей, конца же чудесам от сияющих святых икон не будет. Написав обо всем этом столь кратко, завершу свой рассказ словами святого Иоанна: «Многое сотворил Иисус (при иконе Своей, а также иконах Матери Своей и Своих угодников), о чем и писали многие, поэтому все это невозможно уместить в одну книгу, аминь». Первый вывод Бывают ли чудеса во свидетельство ложной веры или нет? Богословы обращаются к этому вопросу и говорят, что это совершенно невозможно. Могут быть и в ложных верах демонские грезы и призраки, ведь летал же по воздуху Симон Волхв или сотворил же змея Египетский чародей. Есть и другие, подобные этим, бесовские нечестивые действия для обмана смотрящих, что и будет от антихриста при кончине века, по Слову Христову: Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных ( Мф. 24, 24 ). Надо обращать внимание на то, каково намерение и цель лживых чудес, диавольских грез и призраков. А намерение и цель не иные, как только кощунствовать, прельстить, погубить, и противоречить мудрости Святого Писания. Но чудеса истинные, от Бога, не могут быть на прельщение и погибель, а всегда на пользу человеку, чтобы глухой услышал, слепой увидел, немой заговорил, болящий исцелился, прокаженный очистился, мертвый восстал. Эти и тому подобные чудеса не могут быть истинными от демона, его чудеса – только грезы и призраки; истинными же чудеса бывают только от Самого Бога, который творит чудеса или непосредственно, или же через угодников своих, или иным неким орудием, от естества или от искусства, каковы святые иконы. Поскольку такие премногие чудеса бывают у святых икон, о чем и было сказано выше, очевидно, что Догмат Православной веры, который учит почитать святые иконы, не может быть ложным, иначе бы Сам Бог был бы свидетелем и утвердителем лжи, что и подумать о Боге страшно.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Разделы портала «Азбука веры» По благословению архиепископа Запорожского и Мелитопольского Василия Вступление: чудодеять или чудить? священник Михаил Шполянский «Там чудеса, там леший бродит; русалка на ветвях сидит…» Чудеса – сказка, легенда, мечта, надежда? Дар, сила, высшее знание? Чудеса, чудесное, сверхъестественное всегда привлекало человека – от магических изображений на стенах пещер, обиталищ первобытного человека, до культа Гарри Поттера. Множество самых разнообразных понятий и образов связано с понятием «чуда» или ассоциируется с ним. Вот малая толика того, что говорится о чуде и его производных в словаре Даля: « ЧУДО- всякое явленье, кое мы не умеем объяснить, по известным нам законам природы… Диво, необычайная вещь или явленъе, случай; … Чудо искусства, живописи, ваянья. Чудеса в решете . … Чудовый, чудный либо чудесный; удивительный, странный, необычайный; превосходный, прекрасный. Чудоватое дело, непонятное, сомнительное … чудить – дивить, мудрить, делать что, придумывать, строить, хитрить; странничать, чудачитъ; дуритъ, проказить с умыслу; сумасшествовать, сумасбродствовать … чудиха ж. чудила – кто чудит, чудесит; проказникк, чудак … Чудачностъ ж. и чудаковатостъ, странности чудака. Чудище, чудовище … Чудовищностъ – свойство, качество … Чудогрея, чудогрейка – род женской кофты,.. Чудодеятъ, чудодействоватъ, чудотворить – делать, творить чудеса, что-либо сверхъ естественное, противное законам природы, как человек или наука их понимает.… Поим Богу, чудодеящему мышцею высокою … Чудодеяние источаеши … Чудодейственник .. чудотворец, чудорица, – церк. совершающий чудеса Веры … Чудодейное, чудодейственное явленъе. Чудодетельная молитва. Чудотворная икона, творящая чудеса. Чудозрачные виды, дивно красивые; чудозрачностъ, красота… Чудород, чудодей, чудак, Чудоточный, чудоточивый и чудоточащий образ, источающий чудеса. Чудоцвет м. – растен. MimaiIis, переводн. В рамках сегодняшнего разговора нас не интересуют чудеса искусства, живописи, ваянъя, как и чудеса в решете, чудаки, чудовища, чудоцвет.

http://azbyka.ru/xristos-posrede-nas-chu...

748 . Испокон века либо люди говорили об истинном Боге, либо истинный Бог говорил, обращаясь к людям. 749 . Чудеса. – Как мне ненавистны люди, делающие вид, будто не верят в чудеса! Монтень в двух местах своей книги говорит о чудесах, как о них и подобает говорить. И если одно из этих высказываний весьма сдержанно, то во втором он не скрывает своей веры и насмехается над не верящими. Так или иначе, окажись маловеры правы, у Церкви не было бы доказательств. 750 . Начало. – Чудеса отмечают особыми своими чертами вероучение, равно как вероучение отмечает чудеса. Есть чудеса истинные, есть и лжечудеса. Чтобы их различить, необходим некий знак, в противном случае они были бы бесполезны. Меж тем чудеса отнюдь не бесполезны, более того, являют собой одну из основ вероучения. Но правило, помогающее распознать чудо, не должно сводить на нет того доказательства истины, которое дает нам истинное чудо, ибо истина и есть цель всех чудес. Моисей дал два отличительных знака истинного чуда: в нем сбывается предсказанное (Второзаконие, XVIII), оно не ведет к идолопоклонству (Второзаконие, XIII), а Иисус Христос – один знак. Если вероучение указует правило чудесам, такие чудеса бесполезны для вероучения. Если чудеса указуют... Возражение против единого правила. – Различие между временами. Одни правила для времен Моисея, другие – для нашего времени. 751 . Велика разница между теми людьми, которые, не веруя в Иисуса Христа, прямо говорят об этом, и теми, которые, не веря, притворяются, будто веруют. Первые могут творить чудеса, для вторых это невозможно, потому что первые со всей очевидностью идут против истины, а вот про вторых этого не скажешь, а чудеса требуют очевидности. 752 . В Ветхом Завете – когда вас отвращают от Бога; в Новом Завете – когда вас отвращают от Иисуса Христа: вот те указанные случаи, когда не следует верить чудесам; других исключений делать не следует. Вытекает ли из этого, что они были вправе исключить всех являвшихся к ним пророков? Нет. Они согрешили бы, не отвергнув тех, кто прямо отрицал Господа, и согрешили бы, отвергнув тех, кто не отрицал.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mysl...

Выслушайте меня со вниманием. То, что я говорю, служит доказательством несомненности воскресения; почему я это и повторяю. Иисус Христос прежде совершал чудеса: воскрешал мертвых, исцелял прокаженных, изгонял бесов; потом Он был распят. Но беззаконные Иудеи говорят, что Он не воскрес из мертвых: что же мы скажем им? Скажем: если Христос не воскрес; то как же после именем Его совершались большие чудеса? Ибо никто из живущих, когда умрет, по смерти не производит чудес больших; а здесь совершались чудеса большие и по образу совершения, и по самому свойству. Большие по свойству: потому что никогда тень Христова не воскрешала мертвых, между тем, тени Апостолов совершали нечто подобное. Чудеса большие и по образу их совершения: потому что тогда Он Сам – Владыка, совершал чудеса; а после Креста рабы Его, призывая досточтимое и святое имя Его, совершали большие и высшие дела, в которых Его сила обнаружилась гораздо величественнее и славнее. Ибо, совершение чудес через призывание имени Его – важнее, нежели совершение их Его повелением. Видишь ли, возлюбленный, что после воскресения Христова Апостолами совершены чудеса большие и по своему свойству, и по образу совершения? Сие-то и составляет несомненное доказательство воскресения. Что я сказал прежде, то и теперь скажу: если бы Иисус Христос, умерши, не воскрес; то и чудеса Его долженствовали бы окончиться и прекратиться; ныне же они не только не прекратились, но еще соделаны большие и славнейшие. Если бы Христос не воскрес; то и другие не совершили бы чудес Его именем; потому что одна и та же сила производила чудеса и прежде страдания, и после оного: только сперва Господь действовал Сам Собою, а потом – через учеников; но, дабы очевиднее и славнее было доказательство Его воскресения, после страдания совершены чудеса большие и славнейшие. Откуда же известно, что такие чудеса были совершены? Из Божественных Писаний; ибо, в самом деле, из святых Писаний видно, что и чудеса были тогда совершены, и Христос был распят: Писания повествуют о том и о другом. Если же противник скажет, что Апостолы чудес не творили; то тем самым он еще более докажет их Божественную силу и благодать; потому что тогда будет выходить, что Апостолы без чудес обратили к вере всю вселенную. Сие-то и составляет величайшее чудо и преславное знамение, что люди убогие, бедные, презренные, неученые, простые и не образованные, и, притом, только в числе двенадцати, без чудес обратили столько городов, областей и народов, царей и правителей, философов и риторов, и, так сказать, привлекли к себе всю вселенную.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что нечестивые не могут творить чудеса. В самом деле, мы уже говорили (1), что чудеса происходят по молитве. Но просьбы грешника не удовлетворяются, согласно сказанному [в Писании]: «Мы знаем, что грешников Бог не слушает» ( Ин. 9:31 ); и ещё: «Кто отклоняет ухо своё от слушания Закона, того и молитва – мерзость» ( Прит. 28:9 ). Следовательно, похоже, что нечестивые не могут творить чудеса. Возражение 2. Далее, чудеса усваиваются вере, согласно сказанному [в Писании]: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “Перейди отсюда туда!” – и она перейдёт» ( Мф. 17:20 ). Но «вера без дел – мертва» ( Иак. 2:20 ), и так это, похоже, потому, что она лишена присущей ей деятельности. Следовательно, не делающие ничего доброго нечестивцы не могут творить чудеса. Возражение 3. Далее, чудеса есть свидетельства Божии, согласно сказанному [в Писании]: «При засвидетельствовании от Бога знамениями, и чудесами, и различными силами» ( Евр. 2:4 ); поэтому Церковь канонизирует некоторых ввиду засвидетельствования чудесами. Но Бог не может лжесвидетельствовать. Следовательно, похоже, что нечестивые не могут творить чудеса. Возражение 4. Кроме того, благочестивые в большей степени соединены с Богом, чем нечестивцы. Но не все благочестивые творят чудеса. Следовательно, тем более не творят их и нечестивцы. Этому противоречат следующие слова апостола: «Если имею... всю веру (так что могу и горы переставлять), а не имею любви, то я – ничто» ( 1Кор. 13:2 ). Но не имеющий любви нечестив, поскольку, по словам Августина, «один только этот дар Святого Духа отделяет сынов Царства вечного от сынов вечной погибели» 720 . Следовательно, похоже, что творить чудеса может и нечестивец. Отвечаю: некоторые чудеса являются делами не истинными, а кажущимися, поскольку вводят человека в заблуждение, обнаруживая то, чего нет, тогда как другие хотя и являются истинными делами, однако истинными чудесами не являются, поскольку совершаются в силу некоторой естественной причины. При этом, как уже было сказано (1), те и другие могут производиться демонами.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

88. Колхозного собрания не будет. Переяславской Рады тоже. А Украинская поместная церковь?//Бюллетень Центра Религиозной Информации. 1996. N 6 (17). С.12-13. 89. Комаров Е. «Да не обольстит вас никто...» Размышления о приходской жизни в Галиции//ЖМП. 1991. N 8. С.24-31. 90. Комаров Е. «Самостийность», «незалежность» и автокефалия. Заметки с Западной Украины и с межрелигиозного форума, проходившего в Киеве 20-21 ноября 1991 года//ЖМП. 1992. N 3. С.7-13. 91. Кто овцы, кто пастыри?//Правда Украины. 1995. 25 июля. 92. «Лimepamypha Ykpaiha». 1989. 28 сентября (укр.). 93. Листовки на стенах Киево-Печерской Лавры//Благовест-Инфо. 1996. N 27. 26 марта-1 апреля. С.8. 94. Лоза А. Чи ichye Ykpaihcьka Православна Церква Kuibcьkuй Nampiapxam?//Православний bichuk. 1996. N 1. С.43-55. (укр.). 95. Локосов В., Оловянников П. Конфликт глазами социолога//Наука и религия. 1991. N 6. С.11. 96. «Молода Украина». 1990. N 9. 97. Московский патриарх осудил «киевских раскольников»//Киевские ведомости. 1995. 25 июля. 98. Мусафирова О., Соб.корр.»Комсомольской правды» специально для «Независимости»//Независимость. 1995. 21 июля. 99. Насильственная смерть?//Всеукраинские ведомости. 1995. 25 июля. 100. Натыкина Н. «Как некогда блудный сын, я возвращаюсь в отчий дом»//Православная Москва. 1994. N 4 (10). 101. «Haцiohaлicm». Xapkib. 1992. N 1. (укр.). 102. «Наша bipa». 1994. N 10-11. (укр.). 103. «Наша bipa Православ " я». 1989. N 1. (укр.). 104. «Наша bipa Православ " я». 1989. П2-3.(укр.). 105. «Независимость». 1993. 24 февраля. 106. Николаев К.Н. Восточный обряд. Париж: YMKA-PRESS, 1960. 335с. 107. Николай (Юрик), митрополит Львовский и Тернопольский. Возрождение Святого Православия в Западных областях Украины. Доклад на торжественном акте 15 мая 1976 года во Львове//Львовский Церковный Собор. Документы и материалы. Издание Московской Патриархии. М., 1982. С.157-161. 108. «Новая газета». 1995. N 32. 109. Новые «епископы» УПЦ КП//Бюллетень Центра Религиозной Информации. 1996. N 6 (17). 16-30 апреля. С.4-5.

http://sedmitza.ru/lib/text/440094/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010