Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОВГОРОД-СЕВЕРСКАЯ И ГЛУХОВСКАЯ ЕПАРХИЯ Собор в честь Пресв. Богородицы в Новгород-Северском. 2-я пол. XVII - 1-я четв. XVIII в. Фотография. 10-е гг. XXI в. Собор в честь Пресв. Богородицы в Новгород-Северском. 2-я пол. XVII - 1-я четв. XVIII в. Фотография. 10-е гг. XXI в. Новгород-Северская и Глуховская епархия существовала в 1785-1797 и в 1924-1926 гг., в 1868-1924 гг. и в 1998-2003 гг.- Новгород-Северское викариатство Черниговской епархии. 1785-1797 гг. Хиротонисанный во епископа 8 марта 1657 г. Лазарь (Баранович) имел титул «Черниговский и Новгород-Северский», такой же титул был у его преемников. В 1657-1785 гг. и с 2008 г. по настоящее время Новгород-Северский (ныне Черниговской обл., Украина) является 2-м кафедральным городом Черниговской и Новгород-Северской епархии . Указом имп. Екатерины II Алексеевны от 31 марта 1785 г. была создана Н.-С. и Г. е., что было связано с учреждением 27 янв. 1782 г. Новгород-Северского наместничества. Указом Синода епископом Новгород-Северским и Глуховским был назначен Иларион (Кондратковский) с предписанием пребывания в новгород-северском в честь Преображения Господня мужском монастыре , ставшем архиерейским домом. 6 июня 1785 г. была образована Новгород-Северская консистория. В том же году еп. Иларион перевел в архиерейский дом из Переяслава (ныне Переяслав-Хмельницкий Киевской обл., Украина) духовную семинарию (коллегиум), в сент. в ней начались занятия. Первым ректором семинарии стал архим. Варлаам (Шишацкий). После перевода архим. Варлаама в 1787 г. обратно в Переяслав ректором семинарии в 1787-1796 гг. являлся архим. Платон (Романовский), в 1796-1797 гг.- архим. Иероним (Загоровский). К 1790 г. в семинарии учились 470 чел. В 1785 г. в Н.-С. и Г. е. насчитывалось 448 церквей и 20 монастырей (14 мужских и 6 женских). Епархия была разделена на 11 уездных протопопий: Глуховскую, Конотопскую, Коропскую, Кролевецкую, Мглинскую, Новгород-Северскую, Новоместскую, Погарскую, Сосницкую, Стародубскую, Суражскую.

http://pravenc.ru/text/2577759.html

Новгород-Северский. Церковь Варвары великомученицы. Варваринская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Варвары великомученицы Год постройки:1783. Год утраты:1936 (сгорела) Адрес: Украина, Черниговская обл., Новгород-Северский район, г. Новгород-Северский, Базарная пл. (на месте нынешнего пустыря у водонапорной башни) Координаты: 52.010347, 33.261293 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Построена в 1760 г. на деньги мещан. Находилась на территории, где в настоящее время расположен городской рынок, за водонапорной башней. По переписи показана как церковь Рождества Христова (её первое посвящение), с приделом в честь вмч. Варвары. По этой же переписи при храме имелась школа, где преподавал дьячок, богадельня за крепостью города, двор братский в самой городовой крепости близ звонницы " . Усадебная земля двора церкви была утверждена универсалом полковника Миклашевского в 1695 году. После пожара 1781 г. в пепле сгоревшей церкви был найден образ великомученицы Варвары и в честь ее на месте пепелища был построен деревянный храм святой Варвары. Он предоставлял собой высокий (до 30 м) деревянный однокупольный храм, в три яруса, с широкими окнами. Вход в него осуществлялся через выдвинутую деревянную звонницу. К сожалению, Варваринская церковь сгорела в 1936 г. Уборщица Мельниченко (Журавок) Пелагея затопила печь в церкви. Возле печки лежал коврик. Она пошла на время домой. Головешка упала из печки на коврик и тот загорелся, загорелось и помещение церкви. Пелагея Журавок прибежала к церкви, которая уже сильно горела, дул сильный ветер и искры и головешки от пожара летели через улицу Советскую в реку Десну. Пелагея успела выхватить из огня икону Божьей Матери и позже принесла её в Воскресенскую церковь. Варваринская церковь, несмотря на усилия пожарных команд (одной из г. Шостки), полностью сгорела.

http://sobory.ru/article/?object=56758

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОВГОРОД-СЕВЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Панорама Спасо-Преображенского мон-ря в Новгороде-Северском. Фотография. 10-е гг. XXI в. Панорама Спасо-Преображенского мон-ря в Новгороде-Северском. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Черниговской и Новгород-Северской епархии УПЦ), находится в г. Новгород-Северский Черниговской обл. (Украина). Н.-С. м. до XVI в. Время возникновения обители является предметом дискуссий. Его установление осложняется отсутствием письменных источников о мон-ре до XVI в. В «Кратком топографическом описании Новгород-Северского наместничества», составленном в 1787 г. А. Ф. Шафонским, основание Н.-С. м. было отнесено к 1033 г. (Черниговские ГВ. 1851. Ч. неофиц. 45. С. 382). М. Е. Марков в нач. XIX в., ошибочно интерпретировав текст «Повести временных лет», выдвинул версию о том, что мон-рь был основан в 1036 г. (Мат-лы для ист.-стат. описания г. Новгорода-Северского//Там же. 1853. 1. С. 8). В сер.- 2-й пол. XIX в. появление обители стали относить к 1-й пол. XII в. ( Филарет (Гумилевский). 1873. С. 36-37). В 2012 г. Ю. А. Карманов, исходя из несовпадения планового расположения сохранившихся подземных галерей и наземных сооружений мон-ря, выдвинул гипотезу, согласно к-рой Н.-С. м. мог быть основан в домонг. время и первоначально представлял собой пещерную обитель ( Карманов. 2012. С. 101-102). Археологические исследования на территории Н.-С. м. проводили Н. В. Холостенко (1954-1956), члены экспедиции под рук. А. В. Кузы (1979-1983), Е. Е. Черненко и А. Л. Казаков (2003, 2015), Е. Е. Черненко и О. М. Иоаннисян (2013). В результате изучены находки XI-XIII вв., установлено, что в кон. XI - 1-й пол. XII в. в мон-ре существовал двор, окруженный частоколом, в сев.-вост. углу обители зафиксирована плотная жилая застройка XII-XIII вв. Куза высказал мнение о том, что на территории позднейшего Н.-С. м. находилась княжеская резиденция ( Куза А.

http://pravenc.ru/text/2577761.html

XXVII. Новгород-Северский, Путивль, Кромы Прошли безвозвратно счастливые дни Бориса Годунова. Бедствие и невзгоды посыпались на его дотоле не знавшую неуспеха голову и приучили его к неудачам. Казалось, всё вооружилось против надменного царя... Таинственное имя, ужаснувшее царя Бориса, уже перестало быть грозным призраком: самозванец хозяйничал уже в пределах Московского государства. Годунов долго колебался. Ему не хотелось воевать с бродягой, но когда все предупредительные средства не удались, пришлось принять унизительный для царя вызов. Четыре месяца Годунов медлил. Самозванец за это время перешёл Днепр, устроился в Северской области и своим именем всколыхнул народные массы. Давно была пора оказать ему противодействие!.. Царь Борис велел набирать полки. В приговоре о наборе, однако, он должен был признаться, что „войска очень оскудели: одни, прельщённые вором, передались ему; многие казаки, позабыв крестное целование, изменили; иные от долгого стояния изнурились, издержались и разошлись по домам; многие люди, имея великие поместья и отчины, службы не служат ни сами, ни дети их, ни холопы, живут в домах, не заботясь о гибели царства и святой церкви“. Поэтому царь решил произвести поголовный набор всех способных носить оружие, „чтобы все патриаршие, митрополичьи, архиепископские, епископские и монастырские слуги, сколько ни есть их годных, немедленно собравшись с оружием и запасами, шли в Калугу; останутся только старики да больные“. По областям разосланы были указы о скорейшем сборе служилых людей под угрозой всяких наказаний и лишения имений ослушникам. С каждых 200 четвертей пахотной земли приказано было помещикам и вотчинникам выставлять ратника с конём, доспехом и запасом. Но при всех стараниях и угрозах под Брянском успели собрать только от 40 до 50 тысяч войска, которое разделилось на пять полков. Главным воеводой назначен был князь Феодор Иванович Мстиславский. Одновременно царь Борис переменил в Северской области некоторых воевод, но было уже поздно. Посланные им навстречу самозванцу в Чернигов воеводы, князь Н. Р. Трубецкой и окольничий Пётр Басманов, немного не успели дойти до этого города. Узнав о сдаче его, они с отрядом московских стрельцов и брянских детей боярских, с казаками из Кром, Белева и Трубчевска бросились в Новгород-Северский и приготовили его к обороне: укрепили острог, сожгли кругом все жилые постройки, согнали в острог местных стрельцов и казаков и сели в осаду, ожидая самозванца. Когда передовой отряд поляков потребовал сдачи города якобы законному государю, им ответили из крепости:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Новгород-Северский. Церковь Николая Чудотворца. Николаевская церковь Карта и ближайшие объекты НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1720 г. Сооружение деревянное, ошалеванное, пятисрубное, крестовое в плане, одноверхое. Центральный сруб перекрыт восьмигранным верхом с двумя заломами, южный и северный срубы — восьмигранными шатрами, западный и восточный — плоским перекрытием на балках, украшенных резьбой. Кровля на всех срубах, кроме центрального — скатная, с небольшими фронтончиками. Дверные проемы с трапециевидным верхом характерны для украинской архитектуры XVII—XVIII вв. Наличники окон, дверей и карнизов украшены резьбой. В интерьере высотно раскрытое пространство центрального сруба подчеркнуто низкими перекрытиями боковых ветвей. Конструктивной особенностью завершения среднего сруба является переход от квадратного основания к восьмерику через плоские паруса, расположенные на разной высоте, поэтому восьмерик верха асимметричен. По памятнику проведены реставрационные работы: сделан новый цоколь, отремонтирована и покрыта гонтом крыша, частично заменены отдельные венцы срубов, восстановлен по прежним образцам резной декор и пр. Памятник принадлежит к лучшим сооружениям черниговской школы деревянной народной архитектуры XVIII в. Используется Новгород-Северским филиалом Черниговского государственного архитектурно-исторического заповедника.    Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр. 315, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год На крутом холме у дороги, которая издавна вела от пристани на Десне на гору к Замку, еще в 1086 году был построен первый храм в честь Св. Николая, на том месте, где в дохристианские времена стоял языческий идол. В 1760 году на этом же месте была построена ныне существующая деревянная церковь в честь святого Николая. Крестообразный однокупольный многоярусный храм. Его пирамидальный силуэт логично завершает очертание холма. Мягкие формы крытых гонтом крыш и заломов, вертикальное членение плоскостей - все это можно видеть в архитектуре данного памятника архитектуры. Бросается в глаза характерная для украинского зодчества деталь - скошенные углы дверных откосов. Ассиметричная конструкция центрального верха, обусловлена стремлением поставить достаточно высокий иконостас в такой небольшой церковки, является уникальной архитектурной чертой, не присущей ни одному другому деревянному храму в украинском зодчестве. Во время ремонта 1820 года церковь приобрела ампирные черты, благодаря пристроенным портикам, ризнице и боковым алтарям. Рядом с храмом была построена двухъярусная колокольня, не сохранившаяся до наших дней. Храм сохранил именно ему присущую первоначальную композицию основного объема, который завершается увенчаным крестом стройным куполом с заломами.

http://sobory.ru/article/?object=10143

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XIV. Епархия Черниговская Черниговская епархия древностью своею возводится к исходу XI века, но это требует исследования. Десятая из второклассных. I. Епископы Черниговские 1. Неофит , 1071. 2. Иоанн , 1080 и 83; † 23 нояб. 1111; был болен 25 лет (Ипат. Лет., 3). 3. Феоктист 12 янв. 1112 143 хирот. из игум. Киево-Печерских (Ипат., 3); † 6 авг. 1123. 4. Пантелеймон † 1142 (Ипат., 18). 5. Ануфрий хирот. 1143 (Ипат., 19). Упом. 1146 и 47 (Ипат. 23, 30). В 1156 не был (Ипат., 80). 6. Антоний , Грек, 1158 и 66. (Ипат., 92). 7. Порфирий , 1177 144 , 1187, 1230–39 145 Конечно два сего имени? II. Епископы Черниговские и Брянские 8. Нафанаил , после 1356. 9. Григорий , 1377. 10. Исаакий , 1389–1415, 15 нояб. 11. Евфимий упом. 1458, а 1464 бежал в Москву и в нояб. сделан епископом Суздальским. 12. Феодор , бежал туда-же, сделан в 1483 епископом Суздальским. 13. Нектарий (Акт. Зап. Рос., 168); до 1499. 14. Иона наречён 4 апр. 1499 (Акт. Зап. Рос., 168). III. Архиепископы Черниговские и Новгород-Северские 15. Зосима Прокопович , епископ, из Киево-Печерских иеромонахов, упом. в 1649–56; †.... 16. Лазарь Баранович хирот. 8 мар. 1657, из игум. Братского и Кирилловского Киевских мнтрей; 8 сент. 1667 произведён в архиепископа; в 1692 уволен на покой; † 3сент. 1693. 17. Феодосий Углецкий хирот. 11 септ. 1692 из архим. Черниговского Елецкого монастыря; † 7 февр. 1696. 18. Иоанн Максимович хирот. 10 янв. 1697 из архим. Черниговского Елецкого монастыря; с 11 мар. 1712 митрополит Сибирский. 19. Антоний Стаховский хирот. 20 сент. 1713 из архим. Новгород-Северского Спасского монастыря; с 1 мар. 1721 митрополит Сибирский. 20. Иродион Жураховский хирот. 6 мая (sic) 1722 из архим. Киево-Межигорского монастыря; в 1734 уволен туда-же на покой; † 18 сент. 1735. 21. Иларион Рогалевский 25 мар. 1735 перев. из Казани; 11 окт. 1738 уволен в Киево-Печерскую Лавру на покой; † 1742.... IV. Епископы Черниговские и Новгород-Северские 22. Никодим Сребницкий хирот. 6 дек. 1738 из архим. Новоспасских; 29 мая 1740 назначен в митрополита Сибирского, но оставлен при Архангельском соборе; 1 сент. 1742 перев. на епархию С.-Петербургскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лазарь, архиепископ Черниговский и Новгород-Северский (Баранович) Родился в 1620 году в Малороссии. Обучался в школе Киевского Братского Богоявленского монастыря. Окончательное образование получил в польских коллегиях. В начале 40-х годов XVII столетия состоял наставником в Киевской духовной академии. Приняв монашество, он был преподавателем, а с 1650 года – ректором Киево-Могилянской коллегии (с 1701 года – Киево-Могилянская духовная академия) и игуменом Братского Богоявленского училищного монастыря, а с 1651 или 1652 года и Киево-Кирилловского монастыря. В 1651 году оставил духовную академию и жил в монастырях Киево-Кирилловском, Купятицком и Дятловецком. С 1653 года заведовал Елецким Успенским монастырем Черниговской епархии. 8 марта 1657 года в Яссах митрополитом Сочавским Гедеоном Лазарь был хиротонисан во епископа Черниговского. Был местоблюстителем Киевской митрополии с апреля по декабрь 1657 года, с октября 1659 года по май 1661 года, с 1669 года по 1676 год. Участвовал в работе Московского Собора 1666–1667 годов, который среди прочих рассматривал также вопрос о подчинении Киевской митрополии Московскому патриархату. 8 сентября 1667 года возведен в сан архиепископа. В 1692 году уволен на покой. Скончался 3 сентября 1693 года. Погребен в Черниговском Борисоглебском монастыре. Архиепископ Лазарь – ревностный поборник святой веры и благочестия. Святитель Димитрий Ростовский называл его «великим столпом Церкви». В бурное время междоусобий, когда Украина, недавно присоединенная к России, едва вновь не отторглась от нее, владыка Лазарь показал себя не только красноречивым проповедником и талантливым духовным писателем, но и крупным общественным деятелем. Недолго ему пришлось заниматься святым делом воспитания юношества в духе Православия. Скоро Братская коллегия была разгромлена униатами; ректор ее, игумен Лазарь, был вынужден удалиться в Кирилловский монастырь; воспитанники коллегии взялись за оружие. Поляки и крымские татары под видом союзников борющихся между собой гетманов грабили и жгли села по всей Украине; даже в окрестностях Киева в 1665 году открылись военные действия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Новгород-Северский. Спасо-Преображенский монастырь. Собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Когда b XI веке в Новгороде-Северском был основан монастырь, все строения его были деревянными. Первым же каменным сооружением стал построенный в kohцe XII века монастырский собор, освященный во имя Преображения Господня. И сейчас, когда пройдя под башней-колокольней, заходишь на территорию монастыря, прямо перед глазами, в центре монастыря, возвышается величественное строение собора. Вот только не похож он совсем ни на древнерусский храм, ни на собор построенный в стиле украинского барокко. 22 января 1787 года монастырь посетила императрица Екатерина II. По личному указу старый собор должен быть разобран, а на его месте построен более величественный храм. Средства на его строительство выделила лично сама государыня. Возводился собор с 1791 по 1806 год по проекту Джакомо Кваренги. Большой массивный объем храма, который в плане имеет размеры 28х28 м и такую же высоту до зенита купола, поражает величием и монументальностью среди окружающих его невысоких построек. Большой световой круглый барабан со сферическим куполом и четыре глухие восьмиугольные барабана по углам создают торжественный, выразительный образ этого грандиозного сооружения. Три фасада украшены треугольными фронтонами. Западный фасад украшен четырехколонным портиком тосканского ордера. Южный и северный ризалиты оформлены пилястрами того же ордера. В интерьере храма - четыре пилона, соединенные подпружными арками, разделенными на 9 частей. В северном нефе находится могильная плита из красного мрамора с надписью: " Здесь похоронен граф Алексей Кириллович Розумовский (1748-1822) " . А на глубине около двух метров находится фундамент и остатки стен древней церкви Спаса, в которой святили оружие в поход на половцев воины князя Игоря Святославича. Именно отсюда отправился он вместе с сыном, племянником и братом в половецкий поход в 1185 году. В 1853 году в соборе устроили два боковых престола: справа - Успения Богородицы, слева - св. Димитрия Ростовского. Бывал ли Кваренги в Новгороде-Северском, неизвестно, но он не учел особенностей рельефа и грунта, и уже через 15 лет после завершения строительства Антону Карташевскому пришлось укреплять стены контрфорсами и купол внутренними колоннами. Собор подвергался реставрации в 1858, 1910, 1968 и в 1983 годах.

http://sobory.ru/article/?object=05573

Севск. Спасо-Преображенский монастырь. Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский монастырь основан архимандритом новгород-северского Преображенского монастыря Корнилием в 1636 г. До начала XVIII в. строения были деревянными. В 1713-17 гг. при игумене Игнатии возведён каменный собор. Позже был резиденцией Севских архиепископов, в XVIII в. построены ограда с башнями, колокольня, жилые корпуса. После упразднения Севской епархии (1788 г.) и пожара 1824 г. временно был закрыт, позже возобновлён как женский. После революции повторно закрыт, ныне пребывает в руинированном состоянии. Севский Спасо-Преображенский женский монастырь — действующий монастырь Брянской епархии Русской православной церкви, расположенный на окраине города Севск Брянской области. Монастырь основан архимандритом Новгород-Северского Преображенского монастыря Корнилием в 1631 году. До начала XVIII века строения были деревянными. В 1690 году наместником монастыря был иеромонах Николай, который подавал челобитную грамоту в Патриарший Приказ о благословении на строительство в монастыре каменного храма вместо обветшавшего деревянного. В 1713-1717 годах при игумене Игнатии возведен каменный собор. Был этот главный храм бесстолпным и кубовидным. На нем «глава побита белым железом, на оной главе крест железный окрашен красками». Согласно описанием тех лет, свод храма у основания украшался граненым карнизом, оконные проемы заключались в арочные обрамления. Глубокие откосы окон выделялись лепными рамками с крупными розетками. Такая нарядность украинского барокко объяснялась соседством Левобережной Украины. Двери собора расписали изображением святых апостолов. Резные, позолоченные царские ворота. Иконостас «гнутый, резной, злаченный и высеребряный». С севера к собору примыкал придел во имя святого пророка Илии, построенный в конце лета 1713 года, с запада – трапезная. Внутри монастыря находились добротный двухэтажный каменный дом со всеми удобствами, две церкви, одна из которых была теплой, другая – собором, колокольня находилась над святыми вратами. Собор утопал в зелени роскошного регулярного сада с множеством плодовых деревьев, из которого узкая тропинка вела к реке, омывавшей обитель с двух сторон. Тогда же было преступлено к обнесению монастыря высокой каменной оградой длиной 410 метров, толщиной 2 метра, с амбразурами, из которых на пасху производились пушечные выстрелы. Ограда образовала четырехугольник с тремя островерхими восьмиугольными башнями по углам, увенчанными высокими шатрами и флюгерами, с монументальными воротами главного входа. С внутренней стороны в ограде были устроены глубокие ниши, по верху которых размещалась обходная галерея. Ограда производила впечатление военно-оборонительной.

http://sobory.ru/article/?object=01621

По преданию, монастырь основан на месте, где некогда один благочестивый пчеловод обрел на кленовом дереве чудотворную икону свт. Николая Мирликийского. Пчеловод трижды переносил святыню в свой дом, но наутро она вновь оказывалась на месте обретения. Тогда пчеловод поведал о чуде окрестным жителям, и те поставили на благодатном месте часовню. Позже ее сменил деревянный храм. Предание также гласит, что 2 раза в году, в дни памяти свт. Николая, в этом храме совершал богослужение священник Василий из близлежащего села Оболонье. Однажды, в день весеннего празднования памяти свт. Николая, о. Василий решил было, по нерадению, оставить пустынный храм без богослужения. Но накануне торжества священнику явился во сне сам угодник Божий. Он выглядел так, как на обретенной иконе. Святитель упрекнул о. Василия за нерадение о людях, собирающихся на праздник в пустынный храм, и велел поспешить к святыне. Священник проснулся и хотел отправиться в путь, но почувствовал себя тяжело больным. Тогда он попросил близких: «Рыхло везите меня во храм святого Николая, к чудотворной его иконе, чтобы я исцелился, ибо я согрешил на небо и перед ним!» Слово «рыхло» в данном случае взято из польского языка и означает «быстро» (в кон. XIV – кон. XV вв. и 1-й пол. XVII в. Северский край находился под властью Польши). Когда о. Василия доставили к иконе, он почувствовал облегчение, но был не в силах служить. В это время в храм прибыл другой священник, по имени Феодор. Некий юноша, привезший его сюда, вдруг стал невидим вместе с повозкой. Гость поведал собравшимся, что служит в Новгороде-Северском, но в нынешний праздник, идя в свой храм, встретил юношу с повозкой, который от имени больного о. Василия убедительно просил приехать на службу в пустынную церковь. Зная, что Новгород-Северский удален от места обретения иконы на полсотни верст, собравшиеся удивились столь быстрому прибытию о. Феодора к утренней службе и воскликнули: «Рыхло, рыхло!» («Быстро, быстро!») В память об этом чуде икону свт. Николая назвали Рыхловской. Основание [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Николаев...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010