А в 1187 г. за Волоком и в земле коми (в Печоре) были перебиты новгородские – печерские (т. е. действовавшие в земле коми) и югорские (т. е. ханты-мансийские) данщики; здесь «паде голов о сте къметьства» 627 . А. Н. Насонов обратил внимание и на то, что кметы равнозначны «доброименитым», и на то, что данщик – «даньник» – вообще термин социально обусловленный 628 . Показательно и то, что ханты-мансийских данщиков избили в земле коми. Наконец, крупные народные движения произошли в 1185 г. в Черниговской земле – Новгороде Северском и городах Посемья (к ним относились тогда Путивль, Курск, Рыльск, Вырь и другие, имевшие значительную прослойку тюркского населения), издавна бывших объектом разорительной борьбы между половцами и князьями черниговскими, волынскими, суздальскими и смоленскими. Движение вспыхнуло после того, как стало известно о гибели русского войска Игоря Северского в половецком походе и о намерении князя Святослава передать Посемье сыну Олегу. Летопись так сообщает о происшедшем: «То бо слышавше возмятошася городи посемьские, и бысть скорбь и туга люта, якоже николи же не бывала во всемь Посемьи и в Новегороде Северьском и по всей волости Черниговьской. Князи изымали и дружина изымала и избита; и мятяхуться акы в мутви; городи воставахоуть и не мило бяшеть тогда комоуждо свое ближнее, но мнозе тогда отрекахоуся душь своих, жалоующе по князих своих». Не знаем, в какой мере участвовали в этом движении торкские поселенцы, но известно, что положение еще более обострилось (после половецкого набега на Путивль; половцы пожгли его острог и «повоевали» волость. Дело приняло такой оборот, что бежавший из плена князь Игорь, ненадолго задержавшись в Новгороде Северском, направился к своему брату в Чернигов, «помощи прося на Посемье». Черниговский князь не то помог, не то обещал помочь. Как было подавлено движение, источники не сообщают 629 . Следовательно, выступления в разных частях страны отражали общие закономерности в развитии вассальной иноязычной сферы и свойственные ей противоречия, по-видимому, осложненные экономическими трудностями, вызванными неурожаями и голодными годами 630 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Опустошениям от внешних врагов Новгородская область подвергалась 29 раз, Псковская – 24, Рязанская – 17, Московская – 14, Владимирская и Нижегородская – по 11, Северская – 8, Смоленская и Тверская – по семи, Ярославско-Ростовская – 4, Вятская – 1; следовательно, Новгородская область, более других, по-видимому, терпевшая от внешних войн, подвергалась неприятельским нашествиям по одному разу на 8 лет. Круглое число неприятельских нашествий будет 133; из этого числа на долю татарских опустошений приходится 48, считая все известия о тиранствах баскаков в разных городах; приложив к числу опустошений от внешних врагов число опустошений от усобиц, получим 232, следовательно, придется по опустошению почти на каждый год. Но понятно, чго на этих одних цифрах нельзя основать никаких выводов; так, например, Новгородская и Псковская области терпели больше всех других от нашествий внешних врагов, и, несмотря на то, Новгород и Псков оставались самыми богатыми городами во всей Северной России, ибо Псков во все это время был только раз во власти врагов, которые, впрочем, как видно, не причинили ему большого вреда: Новгород же ни разу не доставался в руки неприятелю; большая часть нашествий немецких, шведских и литовских, от которых терпели Новгород и Псков, ограничивались пограничными волостями их и нисколько не могут идти в сравнение с нашествием Батыя, с двукратным татарским опустошением во время усобиц между сыновьями Невского, с опустошением Тверской области татарами и Калитою, с нашествием Тохтамыша, Едигея. Также обманчивы приведенные цифры и относительно восточных областей; так, например, цифры показывают что Московское княжество подвергалось большим опустошениям, чем княжество Тверское; но рассмотрение других обстоятельств, и именно когда и какого рода опустошениям подвергались оба соперничествующие княжества, совершенно изменяет дело: Тверское княжество подверглось страшному опустошению вконец от татар и Калиты при князе Александре Михайловиче; потом, не успело оно оправиться от этого бедствия, начинаются усобицы княжеские, заставляющие народ выселяться из родных пределов в другие княжества, тогда как Москва не терпит опустошений от внешних врагов от Калиты до Донского, а усобицы начинаются в ней только в княжение Василия Васильевича, когда она уже воспользовалась временем отдыха и взяла окончательно верх над всеми другими княжествами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Подтверждают факт княжения Давида Святославича в Новгороде, по мнению А. А. Молчанова, и 2 сфрагистических памятника, найденных при раскопках в Новгороде в слоях 2-й половины XI в. В одном случае это княжеский знак – вертикальная черта с большим отрогом в виде большого зубца, отогнутого влево, с добавочным отрогом внутрь, вырезанный на деревянном цилиндре – бирке-замке вирника; в другом – на можжевеловой палочке (фрагментированном изделии неизвестного назначения) он вырезан вместе с тамгой в виде двузубца прямоугольных очертаний, которая атрибутируется Мстиславу Владимировичу, сидевшему в Новгороде до и после «Хронологическая последовательность их новгородских княжений как нельзя лучше иллюстрируется соседством тамг обоих лиц на одном и том же (В. Л. Янин приписывал этот знак Глебу Святославичу, занимавшему Новгородский стол в 1068–1078 гг.). В Смоленске Давид Святославич княжил до Любечского съезда 1097 г., когда, по его решению, он получил отчий Чернигов, престола которого победители (великий князь Киевский Святополк Изяславич и Переяславский князь Владимир Мономах) лишили старшего из Святославичей – Это событие, несмотря на длительное изучение всех аспектов, связанных со съездом, до сих пор вызывает недоумение у многих специалистов. При этом позиция Давида Святославича, который фактически не принимал участия в борьбе своего старшего брата Олега Гориславича против Святополка Изяславича и Владимира Мономаха, но получил от князей-победителей Черниговский стол, тогда как Олег Святославич вынужден был удовлетвориться Новгородом-Северским, остается непонятной. Более того, когда после осады Стародуба Олег пришел в Смоленск, где княжил Давид, «не прияша его Олег лишь смог пополнить здесь свою изрядно поредевшую дружину и ушел к Мурому. В. Н. Татищев сообщает, что в 1096 г., после заключенного под Стародубом с Олегом Святославичем перемирия (которое для последнего из-за фактического поражения равнялось капитуляции), Святополк Изяславич и Владимир Мономах «уложили междо собою Чернигов дать Давиду Святославичу, Ольгу для его безпокойств – Муром, Ярославу и Святославу братиям – Северу и Тмуторокань… Но сего Олегу до съезда не несомненно, был посвящен в эти намерения союзников, поскольку в упомянутом Святославе следует, по-видимому, усматривать как раз его сына Святошу. Это решение Святополк и Давид скрепили браком своих детей – Николы Святоши и дочери Святополка Анны, чем и связали руки Давиду Святославичу. Да и сам Святоша вынужден был в дальнейшем поддерживать своего тестя во всех его авантюрах в западных землях Руси, за что тот и наградил зятя, дав ему в держание половину Волыни с .

http://sedmitza.ru/lib/text/5677369/

Отдав ему многолюдную столицу, всю юго-западную Россию и Новгород, он думал, что Изяслав и наследники его, сильнейшие других Князей, могут удерживать их в границах нужного повиновения и наказывать ослушников. Ярослав не предвидел, что самое Великое Княжение раздробится, ослабеет и что Удельные Владетели, чрез союзы между собою или с иными народами, будут иногда предписывать законы мнимому своему Государю. Уже Всеволод I долженствовал воевать с частным Князем его собственной области, а Святослав II ответствовать как подсудимый на запросы Князей Удельных. Одаренные мужеством и благоразумием, Мономах и Мстислав I еще умели повелевать Россиею; но преемники их лишились сей власти, основанной на личном уважении, и Киев зависел наконец от Суздаля. Если бы Всеволод III, следуя правилу Андрея Боголюбского, отменил систему Уделов в своих областях; если бы Константин и Георгий II имели государственные добродетели отца и дяди: то они могли бы восстановить Единовластие. Но Россия, по кончине Всеволода Георгиевича, осиротела без Главы, и сыновья его совсем не думали быть Монархами. Ярослав разделил Государство на четыре области, кроме Полоцкой, оставленной им в наследие роду старшего брата его: в течение времени каждая из оных разделилась еще на особенные Уделы – и Князья первых стали после называться Великими в отношении к частным, или Удельным, от них зависевшим. Волыния, Галиция, земля Дреговичей отошли от Киева. Княжение Переяславское, весьма знаменитое при Всеволоде I и Мономахе, утратило Суздаль, Ростов, Курск; а Черниговское – Рязань и Муром (кроме Тмутороканя, завоеванного Половцами); Новгород Северский, Стародуб, иногда земля Вятичей во XII веке принадлежали разным Владетелям, нередко обнажавшим меч друг на друга. Смоленское также имело частные Уделы: Торопецкий и Красенский. Самый Новгород, древнее достояние Государей Киевских, славный храбростию и богатством жителей, присвоив себе власть избирать Князей, не мог сохранить целости владений своих. Псковитяне действовали иногда как независимые от него и свободные граждане.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Он знал, что как только прибудет войско с Димитрием, то между жителями откроется желание пристать к нему. Наступило зимнее время: Димитрию сдались бы, прежде всего, посадские и Димитрий утвердился бы в теплых избах посада. Басманов послал двести стрельцов и внезапно приказал сжечь посад, а жителей загнать в город. Жители убегали с тем, что успели схватить. Подъехав к Новгород-Северскому, Димитрий послал вперед казаков. Они пришли уже на потухающий пожар. Жалко им было посада; сожалели они о нем со своей казацкой точки зрения: лучше было бы его так ограбить, как ограбили черниговский. Остановившись, они не знали, что делать, и дали знать Димитрию. На другой день подошел к Новгород-Северскому сам Димитрий со всем войском и отправил трех поляков и несколько московских людей из Моравска с предложением сдаться и присягнуть Димитрию Ивановичу, как это сделали другие. Но Басманов принял их не так, как другие: со стен Новгород-Северского закричали им: «А, б......сыны, приехали на наши деньги с вором!» Ополчение Димитрия стало обозом над рекой Десной, версты за полторы от замка. 14 ноября приготовили они свои пушечки, которых у них было восемь небольших немецких полевых, да шесть смиговниц на колесах; стали стрелять из них по городу, ничего не сделали: не могли пробить стены. Выстрелы из города, напротив, нескольких побили и покалечили. Потом охотники сошли с лошадей, и пошли было на приступ; два раза подходили они к стенам и два раза их отбивали; тем, которые доходили до стен, бревнами и колодами покалечили руки и ноги. Через четыре дня, 18 ноября, с субботы на воскресенье, задумали Димитрий и Мнишек зажечь стены, иначе невозможно было и думать добыть город, когда пушки были так малы, что не могли пробить стены. Выстроили подвижные деревянные башенки, поставили на санях и тихо покатили по пепелищу посада. При них шли человек триста с соломой и хворостом; нужно было разложить огонь у самых стен так, чтоб занялись стены. Но от Басманова не укрылись эти замыслы: только что димитриевцы стали приближаться к стенам, Басманов велел стрелять со стен, и выстрелы прогнали их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Между тем неизвестно с чего, а вероятно умыслом и обманом Плещеева, сентября 1-го 1608 года пронесся слух, что Шведы уже на устье реки Великой и просятся во Псков, а Стрельцы с Плещеевым приступили уже к городу. Тогда народ разделился на разный мнения. Духовенство и некоторые граждане хотели быть в осаде и отбиваться от самих Стрельцов: но прочие не соглашались. Весть о Шведах оказалась несправедливой, а вместо их народа того же вечера отворил Великия ворота Плещееву со Стрельцами; иные же выйдя к ним еще за город к Алексеевской Церкви, дали присягу самозванцу. На другой день сентября 2 Плещеев с Боярскими детьми всех Пригородов открыто во Пскове сами дали присягу самозванцу и выпустили из тюрем более 400 Северских Боярских детей и разночинцев, присланных во Псков Царем Шуйским, и с ними пошли под Москву к самозванцу; а наперед послали с одним Воеводою к нему донесение о покорности. После сего шли во Псков Донские Казаки, бывшие в Ивангороде, а в тоже время и из Новгорода посыльные Бояре и Казаки. Те и другие услышав, что Псковичи уже присягнули самозванцу, сами разделились на разные стороны, и за 15 верст от Пскова в Кляпах подравшись, половина пошла во Псков, а другая возвратилась в Новгород. Вскоре за тем самозванец прислал сюда своих Воевод, которые много собрали денег и набрали рекрутов почти поголовно, тем удобнее, что Псков весь в сем году выгорел и чернь не имела почти пристанища, а многие дети Боярские выехали в Новгород. Пока все сие происходило во Пскове, бывший в Новгороде Наместник Михайло Васильевич Шуйский-Скопин, сродник Царя, по его же повелению 28 февраля 1609 года заключил союз со Швецией и выпросил 5000 вспомогательного Шведского войска, которое 30 марта и пришло в Новгород под предводительством Генерала Иакова Понтуса де-ла Гарди. С сим войском Новгородцы и ушедшие к ним Псковичи и Казаки соединяясь под предводительством Шуйского-Скопина и де-ла Гардия, пришли под Псков, подступили сперва за Мирожей под слободу Стрельцов, но не одолев их, выжгли Завеличье с Церквями и отогнали много скота.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Не менее важно в этом отношении и то обстоятельство, что учреждение православного викариатства при Слуцкой архимандрии не составляло никакой новости в Польше. Оно могло совершиться без королевской привилегии, по примеру польских католических суффраганов – титулярных епископов в далеких азиатских странах. 999 Вопрос об учреждении особой православной епископской кафедры в Польше, в качестве Киевского коадъюторства, с особой силой обсуждался киевским и могилевским архиереями тогда, когда в Белоруссии, в г. Полоцке, для униатов учреждена была в начале 1783 г. униатская архиепископия. Это являлось уступкой папе и Польше со стороны России. За такую уступку Св. Синод смело мог самостоятельно открыть православную кафедру в Польше, 1000 не откладывая дела, тем более, что в 1784 году Сенат и Синод серьезно были заняты епархиальным переустройством, применительно к губернскому делению России. Общему переделу подлежали и малороссийские епархии. Заодно можно было решить вопрос об особом епископе для управления православными церквами и монастырями в Польше. Так действительно и случилось. 18 сентября 1781 г. Малороссия была разделена на три губернии-наместничества – Киевское, Черниговское и Новгород-Северское. Киевское наместничество образовали одиннадцать городов с уездами, а именно: Киев, Остер, Козелец, Переяславль, Пирятин, Лубны, Миргород, Хорол, Золотоноша, Градижск, Голтва и безуездное местечко Васильков. 1001 В состав Черниговского наместничества вошло одиннадцать городов с уездами: Чернигов, Городня, Березна, Борзна, Нежин, Прилуки, Глинск, Ромень, Лохвица, Гадяч и Зеньков. Новгород-Северское наместничество составили также одиннадцать городов с уездами: Новгород-Северск, Стародуб, Погар, Мглин, Глухов, Кролевец, Короп, Сосница, Конотоп, Новоместо, Сураж и безуездное местечко Батурин. 1002 Нужно ли повторять, что при новом переделе малороссийских городов по трем губерниям в епархиальном управлении по Малороссии наблюдались те же неудобства, как и в Великороссии. Епархиальному начальству по некоторым делам иногда приходилось сноситься с двумя и даже тремя гражданскими наместническими управлениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Титул. Звенигород, Сквиры Харьков стар. Ахтырка, Изюм, Лебедян, Сума Чернигов Новгород-Северск, Нежин, Конотоп, Стародуб Полтава Ромны, Кременчуг Белгород, Львов, Обоянь, Старый Оскол Холмщина Холм и Бельцы Седлец, Замостье, Люблин, Брест, Бела, Новоминск Подолия Каменец Могилев, Балта Волынь Житомир Новгород-волынский, Владимир, Кременец, Острог Ингерманлан СПБург Примат Царское Село, Петергоф, Кронштадт, Гатчина, луга, Орешек Арх. Ямбург» Нарва» Гдов тит. архиеп. Ладога Титул.: Павловск, Колпино Старая русь Новгород Великий ст . Старая Русса, Боровичи, Тихвин, Белозерск Озерная Русь Великие Луки, Холм, Остров, Воронец Ливония и Эстония Ревель, Гапсаль Курляндия Митава, Виндава, Либава Финляия Выборг Свеаборг, Кексгольм Олонецкий Край Петрозаводск Олонецк, Вытегра, Каргополь, Повенец Северная Русь Архангельск Холмогоры, Кемь, Мезень, Онега Вологодский Край Вологда Великий Устюг, Устьсысольск, Тотьма, Никельск Вильно Ковно, Гродно Белая русь Витебск ст. Полоцк, Двинск Пинск, Слуцк, Борисов, Бобруйск Могилев Рогачев, Орша, Гомель, Мстиславль Новая Русь Одесса Тирасполь, Елизаветград Таврида Херсон ст. Николаев, Перекоп Бессарабия Кишинев Измаил, Бендеры Севастополь Симферополь, Ялта, Керчь, Феодосия, Евпатория, Бердянск, Мелитополь, Бахчисарай Донская область Ростов на Дону Новочеркасск, Таганрог, Азов, Усть-Медведицы Донецкая Земля Екатериносл. Мариуполь, Славяно-сербск Приволжье Казань Козьмодемианск, Ланшев, Чистополь, Чебоксары, Царевококшайск Саратов Камышин, Царицын, Вольск, Кузнецк Самара Ставрополь, Сызрань, Симбирск, Николаевск Краснослободск, Саранск Сарапуль, Глазов Златоуст, Бирск Ирбит, Екатеринбург, Соликамск, Верхотурье Оренбург Уральск, Челябинск Каспия Астрахань Царев, Енотайск Кавказ Владикавказ Пятигорск, Новороссийск, Ставрополь, Екатеринодар Грузия Тифлис Католикос Горы, Елизаветполь, Баку, Нуха, Дербент, Карс, Эриван, Дусет Поти, Озургеты Имеретия Кутаис Зугдыды, Сенаки Мингрелия Очемчиры, Гагры Среднеазиатская Самарканд Красноводск, Асхабад, Мерв, Хива, Бухара, Кунград

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

В Киеве, Чернигове, Галиче обнаружены дворы феодалов площадью ок. 0,1-0,2 га. Площадь дворов простых горожан в Новгороде, Киеве, Рязани, Смоленске составляла до 0,06 га. В городах было от 3 (Рязань) до неск. десятков (Киев, Смоленск, Новгород) каменных церквей. Повсеместно обнаружены производственные комплексы, ремесленная деятельность представлена множеством узкоспециализированных профессий. Активное градообразование отмечено на Руси во 2-й пол. Х в. Особенно интенсивно этот процесс протекал в Ср. Поднепровье, на юго-западе и северо-западе страны. Систематизация по шкале социально-экономических укрепленных поселений позволяет определять как городские многие из тех поселений, к-рые известны только археологически. Абсолютное большинство имело площадь не менее 2,5 га, защищенную стенами и рвами с примыкающими к ним открытыми селищами-посадами. X - нач. XI в. датируют следующие поселения, обладавшие городскими признаками (указаны дата 1-го упоминания и площадь на это время): в Киевской земле - Киев (до X в., 11 га), Вышгород (946, ок. 7 га), Белгород (991,52 га), Витичев (949, ок. 10 га); в Переяславской земле - Переяславль (907, ок. 80 га), городища Гочевское (ок. 10 га) и Б. Горнальское (ок. 5 га); в Черниговской земле - Чернигов (907, ок. 8 га), Любеч (907, 4,5 га), Новгород-Северский (1079, 3 га); в Галицко-Волынской земле - Перемышль (981, 3 га), Червен (981, 4 га), Волынь (1018, 0,5 га), городища: Листвин (11 га), Ступница (14 га), Ревное I (4,5 га), Ревное II (ок. 10 га), Грозницы (ок. 6 га); в Полоцкой земле - Полоцк (862, 10 га), Витебск (1021, 4 га); в Новгородской земле - Новгород (859, 7 га), Псков (903, 2,5 га), Ладога (862, 1 га); в Ростово-Суздальской земле - Суздаль (1024, ок. 50 га), Белоозеро (862, ок. 30 га); в Рязанской земле - Рязань (1096, 4,5 га), городища Белогорское (4 га) и Титчиха (7,5 га). 14 из этих поселений упомянуты в письменных источниках в связи с событиями IX-X вв., 5 - в текстах XI в. Уверенно можно говорить о городском характере Киева и Новгорода, где первые укрепления были окружены кварталами с усадебной застройкой, улицами и переулками.

http://pravenc.ru/text/180421.html

Особенно успешной была торговля ветковцев и Стародубцев с северной частью Малороссии, в частности в Новгород-Северском полку. Торговля хлебом, пенькой, конопляным маслом, лесом, деревянными изделиями, а также снабжение населения мануфактурой и галантереей почти целиком находились в их руках, и описание новгород-северского наместничества 1779–1781 гг. постоянно отмечает, что скупщиками этих продуктов были «стародубские раскольники» и их одноверцы из Клинцов, Климова, Зыбки, Понуровки и других старообрядческих поселений Стародубья и Ветки 1236 . Исход старообрядцев с Ветки в Стародубье, в Батурин и в другие города Малороссии вследствие русских военных экспедиций на Ветку 1735 и 1764 гг. 1237 лишь расширил поле деятельности старообрядческого купечества и подготовил их дальнейшее хозяйственное усиление в этой части империи. По всегда преуменьшенным официальным подсчетам, стародубская «колония» насчитывала в 1848 г. уже до 47 000 человек, причем, имела 8 монастырей, 28 церквей, множество часовен, а в скитах и монастырях проживало 1165 монахов и монахинь 1238 . Не менее успешно развивалась экономическая жизнь зарубежных соседей Стародубцев – старообрядцев Ветки, обустроившихся на землях местных крупных помещиков Халецкого и Красильского, которые ревностно защищали интересы этих своих поселенцев 1239 . Две экспедиции русских войск, которые, воспользовавшись царившей в Польше анархией, вывели часть старообрядцев обратно в Россию, были сильными ударами для ветковцев, но старообрядцы быстро оправлялись после обоих " выгонок». Уже через несколько лет после первой правительственной русской экспедиции 1735 г., когда войска вывели в Россию часть раскольников, Ветка процветала не менее, чем перед разорением, и уже по наличию 1200 иноков и инокинь в ветковских монастырях в 1740-х гг. видно, сколько всего старообрядцев проживало в этой поповской метрополии XVIII века 1240 . После второй экспедиции 1764 г. Ветка уже не восстановила своего влияния и богатства, но это объясняется не столько тем, что сами раскольники были разорены, сколько тем, что после провозглашения в России религиозной терпимости старообрядцы начали переселяться из бедной Белоруссии на богатые земли Поволжья, Сибири и Новороссии. Еще за четыре года до второй ветковской экспедиции, узнав об ослаблении гонений на раскол в России, старообрядческие иноки Филарет и Феодосий обратились к гетману Разумовскому с просьбой разрешить переселяться на пустые земли Малороссийского гетманства. Выражая готовность защищать Россию от врагов,»за веру христианскую, за державу ее Императорского Величества кровь свою пролить и главы свои яко едину положить«, старообрядцы просили о позволении молиться по-старому 1241 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010