Несмотря на строгость и размеренность ритма, мотив ликования природы, столь ярко изображавшийся в греческой иконописи XIV–XV веков, есть и в новгородской иконе. Представление о ликующей земле создается динамичным ритмом резко обозначенных пробелами лещадок 7 и разбросанных по склону темных пятен деревьев с красными яблоками. Ангелы же и волхвы стоят, как певчие на литургии. Они словно поют: " Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» ( Лк.2:13–14 ). Вся икона наполнена светом, она буквально залита им. Интересно, что освещает ее не сходящий с неба луч, который, разделяясь у звезды на трое (символ Пресвятой Троицы), устремляется к яслям Спасителя. Этот луч нарочито написан темной краской. «Свет миру», «Солнце правды» покоится в колыбели. Именно от Него, от Младенца Христа, разливается во все стороны световой поток и бликами ложится на все окружающее. Самыми светлыми оказываются осел, который в русских иконах часто походит на лошадку, и Саломия, держащая Младенца на руках. Только фигура Богородицы остается темной: на мафории ни одного белого пятна! Это можно объяснить тем, что Богородице «полностью был вверен свет», по словам святых отцов, Она его весь отдала миру. Это Ее жертва: любить Бога как Сына, и предать Его на Голгофу. Образ неотвратимости страшной жертвы, литургическое предуготовление, присутствует и здесь. Поэтому так сосредоточенно печальны лица повитух 8 : Зеломы, льющей воду в огромную чашу (на литургии в потир тоже добавляется вода), и Саломии, держащей Младенца на белом покрове с особым литургическом рисунком. И Сам Младенец лежит у нее на руках, как на смертном одре. Да и ясли в русских иконах напоминают уже не престол в алтаре, а гроб – именно таким он пишется на образах погребения и воскресения Спасителя. «Омовение младенца» Фрагмент иконы «Рождество Христово». XV в. Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва Жены-мироносицы у Гроба Господня Первая половина XVI в. Из праздничного чина иконостаса церкви Архангелов в Городце. Псковский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/rozhdest...

Научный спор о времени возникновения Валаамского монастыря длится уже почти столетие, однако из-за малочисленности источников его невозможно решить окончательно. Местное предание возводит основание православной веры на Валааме ко времени пребывания там св. Апостола Андрея Первозванного. Основателями монашества на Валааме считаются свв. Сергий и Герман (см. о них ниже). Многие средневековые источники содержат упоминания о Валаамском монастыре в таком контексте, который указывает на X–XII век («Валаамская беседа», «Уваровская летопись» — XVI b.) или XIV век (вариант «Краткой летописи»). В настоящее время большинство исследователей придерживается версии, что монастырь существовал уже в XII b.; препп. Сергий и Герман были канонизированы очень рано, новгородский архиепископ закрепил их культ и заказал иконы в 1160-х годах. В конце XII b. был построен главный храм во имя Преображения Господня, и сам монастырь уже назывался Спасо-Преображенским. В XII–XVI bb., во время частых войн между Россией и Швецией, монастырь был неоднократно разоряем шведами, и после очередного нападения в конце XVI b., за которым последовали мор и пожары, пришел в запустение, царившее целое столетие, так как по Столбовскому договору 1617 г. Валаам остался в руках шведов. С 1715 г. в результате Полтавской битвы Валаам вновь перешел к России и началось восстановление монастыря. В 1756 г. была заново построена деревянная церковь Преображения Господня. Но настоящий расцвет Валаама начался с 1781 г., когда туда прибыл из Саровской пустыни иеромонах Назарий, установивший в монастыре строгий общежительный устав и выстроивший множество каменных зданий. В это время монастырь ведет широкую просветительную деятельность на Алеутских островах. В течение XIX b. в Валаамском монастыре, получившем в 1822 г. статус первоклассного, правили настоятели (игумены Иннокентий, Ионафан, Варлаам, Дамаскин), укрепившие внутреннюю жизнь монастыря и внешнее его положение (так, при игумене Дамаскине были приобретены три обширных острова в Ладожском озере и построена значительная часть скитов). В 1918 г. Валаам отошел к Финляндии, а в 1940 г., после русско-финской войны, территория острова стала принадлежать Советскому Союзу. Монастырь был эвакуирован. В зданиях последовательно размещались школа юнг, дом-интернат для инвалидов войны, а с 1980 г. — Валаамский музей-заповедник. В сентябре 1989 г. Валаамский Спасо-Преображенский монастырь был возвращен Русской Православной церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Глава Новгородской митрополии выступил на XXXIII Международных чтениях «Достоевский и современность» 26 мая 2018 г. 15:51 23-26 мая 2018 года в городе Старая Русса (Новгородская обл.) состоялись XXXIII Международные чтения «Достоевский и современность». На открытии чтений присутствовали глава администрации Старорусского муниципального района Василий Бордовский, генеральный директор Новгородского музея-заповедника Наталья Григорьева, и.о. ректора Новгородского государственного университета Юрий Боровиков, благочинный Старорусского округа Новгородской епархии протоиерей Амвросий Джиган. От имени Новгородской митрополии с приветственным словом к участникам мероприятия обратился митрополит Новгородский и Старорусский Лев . На пленарном заседании были представлены доклады, посвященные творчеству Ф.М. Достоевского. Среди докладчиков: Карен Степанян (Москва) — «Почему люди в первом романе Достоевского — бедные?»; Владимир Викторович (Коломна) — «Достоевский и гений новгородского земства А.И. Васильчиков»; Борис Тихомиров (Санкт-Петербург) — «Рассказ Достоевского " Кроткая " как новелла»; Олег Сыромятников (Пермь) — «Реализм в высшем смысле — основа православной поэтики». За четыре дня работы конференции было заслушано 65 докладов и сообщений ученых, преподавателей университетов из России, музейных сотрудников и краеведов из Старой Руссы. В этом году увеличилось количество зарубежных достоевистов: на конференцию приехали исследователи из Китая, Японии, Азербайджана, Беларуси, Литвы и Австрии. В основном это аспиранты, которые учатся в российских вузах. В рамках чтений состоялась презентация проекта новой литературной композиции, которая откроется в Доме-музее Ф.М. Достоевского в июне этого года — «Музей романа " Братья Карамазовы " ». Согласно архивным документам, Ф.М. Достоевский длительное время жил и работал в Старой Руссе. Здесь он, в частности, написал многие главы романа «Братья Карамазовы». Новгородская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Редкую икону XVIII века с изображением Московского Кремля приобрел Новгородский музей-заповедник Великий Новгород, 13 декабря 2019 г. Новгородский государственный музей-заповедник приобрел у коллекционера редкую икону XVIII века «Богоматерь Боголюбская Московская с изображением Московского Кремля», сообщили «Интерфаксу» в музее. Фото: 53news.ru      «К настоящему моменту в музейных собраниях были только две подобные иконы меньших размеров. Первая икона в серебряном окладе 1784 года хранится в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Вторая - в собрании Московского государственного музея-заповедника «Коломенское», - говорится в сообщении. Иконе около 230 лет. Она была написана в Москве. Ее размеры составляют примерно 72 на 58 см. Молящаяся Богоматерь изображена в полный рост с развернутым свитком в руках. Перед ней в несколько рядов находятся молящиеся святые. Особенностью иконы является подробная, точная панорама Московского Кремля. По словам прежнего владельца, икона принадлежала его бабушке, жительнице новгородской деревни Старое Ракомо. В годы Великой Отечественной войны икона во время обстрела была повреждена осколком снаряда. Предполагается, что после реставрации она станет частью новой экспозиции в особняке графини Анны Орловой в Новгородском музее народного деревянного зодчества «Витославлицы». 13 декабря 2019 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/126381.html

Новгородский музей представляет на выставке в Брюсселе старинные иконы и личные вещи Патриарха Никона 21 октября 2005 г. 14:01 Новгородский объединенный музей заповедник принимает участие в выставке «От царя до императора», проходящей в Брюсселе в рамках фестиваля «Европалия». Как сообщили в комитете культуры, кино и туризма администрации Новгородской области, мероприятие является ежегодным и представляет высшие достижения культуры какой-либо страны. В этом году главным действующим лицом фестиваля стала Россия, поэтому в нем принимают участие ведущие музеи, театры, художественные коллективы нашей родины. Партнерами Новгородского музея по выставке являются Московский Кремль, Исторический, Русский и другие крупнейшие музеи страны. Великий Новгород представляет на выставке личные вещи Патриарха Никона, а также иконы из Антониева монастыря и церкви свв. Петра и Павла в Кожевниках, ювелирные изделия из Грановитой палаты, берестяные грамоты. Нынешняя «Европалия» проходит под личным патронажем президента Путина и короля Бельгии. Впервые фестиваль прошел в 1969 году, и аналитики отмечают, что «Европалия-Россия» станет самым крупным мероприятием в его истории. Regions.ru /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/54185.html

Софийскую звонницу Новгородского кремля закрыли на реставрацию 26 июня 2007 г. 10:56 Памятник архитектуры XV века Софийская звонница Новгородского кремля в минувший понедельник закрылась на реставрацию, сообщил «Интерфаксу» гендиректор Новгородского государственного музея-заповедника Николай Гринев. По его словам, ремонт звонницы — очередной этап в комплексной работе по подготовке к 1150-летию Великого Новгорода. «Звонница закрывается для посетителей, ставятся леса, затем фасад памятника будет расчищаться от наслоений для того, чтобы качественно его оштукатурить. Это предполагается сделать современными прочными материалами, но обязательно в традициях прошлого», — отметил H. Гринев. Он подчеркнул, что финансирование музей осуществляет за счет собственных средств. H. Гринев также рассказал, что, помимо этого объекта, продолжаются работы по реставрации Владычной, или Грановитой, палаты, Спасской башни кремля, ведется ремонт здания присутственных мест, к реставрации готовится фасад митрополичьих покоев, Никитского корпуса кремля. Кроме того, в ближайшее время планируется начать реставрационные мероприятия в музее деревянного зодчества «Витославлица», финансирование которых пойдет уже по федеральной целевой программе, исполнитель будет определяться по конкурсу. Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/261713.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010