В 1912-1913 гг. Ф. Я. по авторскому рисунку сделал в технике золотой наводки по красной меди украшенные 8 клеймами со священными изображениями и орнаментом входные двери для церкви в нижнем ярусе колокольни, построенной в 1913 г. на Рогожском кладбище в Москве в память распечатывания алтарей 16 апр. 1905 г. Эти двери являются копией сев. дверей сер. XVI в. Благовещенского собора Московского Кремля, но в отличие от оригинала на копии отсутствуют 2 нижних клейма с изображениями 4 ветхозаветных мудрецов и внесены композиционные изменения практически в каждое клеймо. В этом же храме находятся выполненные из золоченого серебра в 1910-1912 гг. в мастерской М. басменный иконостас и 2 напольных подсвечника цилиндрической формы, украшенные растительным орнаментом. Серебряная басма иконостаса, изготовленная на высоком техническом и художественном уровне, копирует лучшие образцы древнерус. басмы XVI в. В хранении НКПИКЗ имеется серебряная дарохранительница, изготовленная Ф. Я. в 1914 г. по образу малого сиона 1486 г. (см.: Киево-Печерский гос. историко-культурный музей-заповедник: Альбом/Сост.: Ю. Д. Кибальник. К., 1984. С. 225, 243). Для иконы «Свт. Петр, митр. Московский» из Успенского собора Московского Кремля Ф. Я. в 1915 г. сделал серебряный басменный венец. В 1916 г. был изготовлен серебряный золоченый оклад Евангелия (ГТГ. Инв. 22976), повторяющий серебряный оклад Евангелия 1532-1533 гг. (ГИМ) - вклад Новгородского архиеп. Макария в Пафнутиев Боровский мон-рь (Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода. 2008. Кат. 59. С. 330-332). В том же году Ф. Я. был руководителем работ по чеканке предметов внутреннего убранства для Никольского храма в Ялте, построенного архит. В. Н. Максимовым. Для изделий, созданных по проектам и непосредственно Ф. Я. в нач. XX в., характерно совмещение форм и декора произведений разных эпох. Это стилизации серебряных произведений домонг. Руси, памятников новгородского и псковского серебряного дела XIV-XVII вв., а также произведений московского, ярославского и строгановского узорочья позднего средневековья. В отличие от предметов из серебра ведущих московских ювелирных фирм, таких как фабрики Овчинникова, Хлебникова, Оловянишникова, Курлюкова и др., работы мастерской М. этого периода зачастую повторяли не только стиль, но и утраченные древние технологии изготовления серебряных изделий. Для таких произведений характерно творческое переосмысление и воспроизведение предметов древнерус. церковной утвари. К числу лучших работ Ф. Я. относятся также и предметы, изготовленные в новорус. стиле, где причудливые, плавно текучие, изменчивые формы европ. модерна совмещаются с рус. национальными мотивами орнаментики и элементами раннехрист. символики. Такие изделия, отмеченные высоким художественным уровнем исполнения, являются новациями, и в то же время они ориентированы на древнерусские образцы.

http://pravenc.ru/text/2563850.html

Новгородцы и туристы увидят 300 образцов современного храмового искусства, выполненных выпускниками иконописной школы Московской духовной академии.   Великий Новгород 29 ноября, ПРАВМИР. Московская духовная академия (МДА) впервые представит в Великом Новгороде около 300 образцов современного храмового искусства. «Выставка носит название «Безмолвная проповедь». Она пройдет в одном из залов Николо-Дворищенского собора — особенного, уникального новгородского храма. Как говорят летописи, собор был построен в начале XII века. Он уступает по возрасту только кафедральному Софийскому собору в Новгородском кремле — древнейшему в современной России православному храму, заложенному в 1045 году», — сообщил РИА Новости представитель Новгородского музея-заповедника, одного из крупнейших в России. Организаторы выставки намерены познакомить новгородцев и туристов с работами, выполненными в течение 15 последних лет выпускниками иконописной школы при МДА. «Авторы выставки покажут не только готовые работы, но и эскизы к ним — то есть тот рабочий материал, который редко покидает стены мастерских, но показывает процесс развития творческих замыслов», — сообщил собеседник. По его словам, Новгородский музей и Московскую духовную академию соединяют давние связи. «Великий Новгород и наш музей с его уникальными коллекциями часто служат местом учебных практик для обучающихся в (МДА)», — сказал собеседник. «Безмолвная проповедь» — это попытка ответить на вопрос, возможно ли новое слово, если каноны глубоко усвоены сердцем художника, а его вера питается из того же источника, что и вера его предшественников», — добавил представитель музея. Выставка завершится 25 февраля 2014 года. Она посвящена предстоящему 700-летию со дня рождения одного из наиболее почитаемых в России святых — Сергия Радонежского.           Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/vystavka-xramovogo-isk...

Беноццо Гоццоли показывает праздничные одежды волхвов, их сосредоточенный вид. Волхвов, или как их еще называли, магов, царей, традиционно изображали людьми разного возраста — юношей, зрелым мужем и стариком. А иногда даже как представителей разных рас — европейцем, азиатом, эфиопом. Это подчеркивало единство человеческого мира в радости о Христе. Капеллу семейства Медичи во Флоренции так и будут называть — капелла волхвов. Рождество в иконах и картинах: Икона. VII — IX в. Монастырь св.Екатерины, Синай Византийская миниатюра. XI в. Афон, Греция Мозаика церкви Марторана в Палермо. 1146–1151 г. Италия Икона. 3-я четверть XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай Икона из праздничного чина Благовещенского собора Московского Кремля 1405г. Икона из Луковецкой церкви Череповецкого р-на Вологодской обл. Кон. XVIII в. Череповецкое музейное объединение Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304-1306 г. Падуя, Италия Альбрехт Дюрер. Поклонение волхвов. 1504 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия Радость и ожидание — главные настроения праздника Рождества, а потом события будто ускоряют свой ход. И вот уже волхвы, встретившиеся с младенцем Христом и отдавшие дары, во сне слышат призыв ангела не возвращаться в Иерусалим, уходить из Вифлеема другой дорогой. И как изображено на еще одной средневековой миниатюре, пробудившись, волхвы садятся на корабль и отправляются в дальний путь, все еще озаряемые Вифлеемской звездой. Она теперь не погаснет никогда, направляя всех по пути спасения. Миниатюра «Сон и возвращение волхвов». Евангелие из Шпайерского собора. 1197 год. Карлсруэ, Германия Сретение Спустя 40 дней после Рождества, как и полагалось по древнему закону, дева Мария и Иосиф приносят младенца Христа в храм. Эта великая сцена встречи старца Симеона и младенца Христа изображалась разными художниками. Эмаль. Конец XII-haчaлo XIII в. Грузия. Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси Икона. 70-80-е годы XV в. Новгород. Новгородский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

http://pravmir.ru/creative/put-k-velikoj...

Икона Знамение Пресвятой Богородицы – одна из наиболее почитаемых в русском православии. Икону относят к XII веку, но ее серьезно поновляли в XVI веке, так что от древней живописи на лицевой стороне сохранились только фрагменты. В 1170 году войска князя Мстислава Андреевича, сына Андрея Боголюбского, осадили Новгород. По решению архиепископа Новгородского Иоанна икону вынесли из храма и обнесли ею крепостную стену. Осаждавшие обстреливали крепость, и одна из выпущенных ими стрел попала в икону, отчего из глаз Богородицы потекли слезы. Суздальцы были охвачены ужасом, побросали оружие и отступили от города. Первоначально икона находилась в Спасо-Преображенской церкви на Ильине улице, а с XIV столетия – в специально построенном для нее Знаменском соборе. После революции ее передали в Новгородский музей-заповедник. В августе 1991 года икону вернули Церкви и поместили перед иконостасом новгородского Софийского собора. Боголюбская икона Божией Матери была написана для Рождественского храма в загородной резиденции князя Андрея Боголюбского, построенной под Владимиром, на месте явления Богородицы. По преданию, Божья Матерь явилась князю в походном шатре во время перенесения Владимирской иконы в Залесье из Вышгорода. Икона сильно пострадала от времени и неудачных реставраций. В 1992 году изначальный образ передали в Свято-Успенский девичий Княгинин монастырь во Владимире, но после резкого ухудшения состояния ее сохранности в 2009 году она была возвращена во Владимиро-Суздальский музей, где находится на реставрации вплоть до настоящего времени. – Что случилось с Боголюбской иконой во Владимире? – Ну, если говорить с музейной и хранительской точки зрения – с ней произошла катастрофа. Из трех названных произведений Боголюбская икона Божией Матери была всегда самой сложной. На момент снятия оклада в 1918 году состояние ее сохранности было чудовищным – авторский грунт и живопись были сильно разрушены и находились под множеством слоев разновременной записи и потемневшей олифы. Уже тогда икону частично расчистили и законсервировали, а в 1946 году, когда она, наконец, оказалась во Владимирском музее, выяснилось, что древний левкас очень неустойчив и отстает от основы, так что икону нужно было укреплять заново. Но и этого оказалось недостаточно – в 1958 году икону передали в ВХНРЦ, где она провела целых двадцать лет!

http://pravmir.ru/iskusstvoved-levon-ner...

Описание иконы Холмская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Холмская икона Божией Матери находится в городе Холме Люблинской губернии, в соборной церкви. Происхождение ее относится к очень древнему времени. По местному преданию, записанному епископом Иаковом Сушею, она написана св. евангелистом Лукой и привезена в Россию из Греции при князе Владимире, который после своего крещения, как известно, получил в дар из Константинополя много икон. Холмская икона написана на трех соединенных вместе кипарисовых досках; размеры ее: в длину 1 аршин 4 вершка и в ширину 1 аршин. В древние времена эта икона украшена была драгоценной ризой из литого золота с эмалью византийской работы. Но в 1261 году, во время нашествия татар, полчища Бурундая вторглись в юго-западную Русь и разграбили Холм; от них пострадала также и св. икона: риза ее была снята татарами с повреждением в некоторых местах живописи, а сама она была куда-то заброшена. Только спустя 100 лет после разрушения Холма татарами св. икона была найдена под известковым щебнем и торжественно поставлена [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Холмская Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Холмская чудотворная икона Пресвятой Богородицы. XI-XII вв. Византия. Дерево, левкас, темпера,золочение. 95,5х66,5 см. Музей Волынской иконы, г. Луцк, Украина. Файл 29477.jpg:   Размер: 1041x1500, 1.56 MPix, 425 Kb. Дата: 2017-08-26, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (158) , (2) . Описание: Холмская (?) Пресвятая Богородица. 1860-е годы. Россия. Дерево, масло. На окладе клеймо мастера " С.Г. " 22,5 х 17,5 см. Частное собрание. Файл 30535.jpg:   Размер: 934x1182, 1.1 MPix, 497 Kb. Дата: 2017-12-03, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (140) , (1) . Описание: Холмская Пресвятая Богородица. Кон. XIX - нач. XX века. Дерево, техника смешанная (?) 17,9 х 14,5 см. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник.

http://pravicon.com/icon-347

Илл. 30. Пророк Аввакум, прп. Иоанн Дамаскин . Фреска в нартексе мон. Высокие Дечаны. XIV в. Косово. Сербия. Илл. 31. Пророк Аввакум, Фреска в парусе церкви Богородицы Перивлепты. XIV в. XIV в. Охрид. Македония Илл. 32. Пророк Аввакум. Фреска на юго-западном столбе нефа. Собор мон. Грачаница. XIV в. Косово. Сербия. Илл. 33. Пророк Аввакум. Фреска в приделе Иоакима и Анны собора мон. Студеница. 1313–14 гг. Сербия. Со второй половины XV века в русских и поствизантийских памятниках (илл. 34–36) в изображении пророка Аввакума наступает долгожданное еди­нообразие, правда, цвета одежд еще варьируются и весьма широко. Закреп­лению иконографии пророков способствовало развитие высокого русского иконостаса. Так, в иконостасе Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры пророк Аввакум изображен в багровом хитоне и синем гиматии (илл. 34), фигура пророка находится с южной стороны и повернута к цен­тру. В иконостасе Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (илл. 35) пророк Аввакум изображен почти фронтально, только голова повернута влево от него. Дело в том, что в ранних пророческих рядах еще не было центральной иконы Божией Матери «Знамение». Ряд разбивался на несколько вытянутых горизонтально икон, на каждой из которых изоб­ражалось обычно по три пророка: один в центре фронтально, а те, что по краям, в той или иной мере были повернуты к центру доски. Цвет хитона Аввакума здесь синий, цвет гиматия – вишневый с яркими голубыми раз­делками (отливом). В пророческом ряду иконостаса Рождественского со­бора Ферапонтова монастыря начала XVI века (илл. 36) пророк Аввакум расположен слева от центра, на нем фиолетовый плащ и голубая туника с золотым оплечьем. Сер. XVI в. Новгородский государственный объединенный музей-запо­ведник. Илл. 34. Пророк Аввакум. Икона пророческого ряда иконостаса Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Троицкий. 1425–1427 гг. Сергиев Посад. Илл. 35. Пророк Аввакум. Икона пророческого ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 г. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный музей-заповедник.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Уникальный новгородский храм XII века укрыли от непогоды стеклянным куполом 06.09.2017 Реставраторы укрыли стеклянным куполом часть уникальной новгородской церкви Благовещения на Рюриковом городище , сообщили во вторник " Интерфаксу " в петербургской компании " Ренессанс-реставрация " , выступившей генподрядчиком ремонтно-восстановительных работ. " Площадь витражного " фонаря " , смонтированного на металлическом каркасе, составила около 90 квадратных метров. Эта защитная конструкция как своеобразный " зонтик " укроет от непогоды помещения храма и экспозицию, которая впоследствии появится в них. Кроме этого, благодаря прозрачному " фонарю " в здание будет попадать солнечный свет " , - сказал собеседник агентства. Реставрационные работы, начавшиеся в 2016 году, предполагается завершить в течение двух ближайших месяцев. " Мы надеемся, что благодаря подсветке церкви ее будет видно из Великого Новгорода , то есть с расстояния в несколько километров " , - добавил реставратор. Церковь Благовещения была построена на берегу реки Волхов в 1103 году. В XIV веке по повелению великого князя Симеона Гордого храм частично разобрали, а на его руинах построили новую церковь. В годы Великой Отечественной войны памятник получил значительные повреждения. На комплексные ремонтно-восстановительные работы в церкви Благовещения были направлены 122 млн. рублей из средств Международного банка реконструкции и развития. Еще 5 млн. рублей на благоустройство территории вокруг храма и на создание в нем музейной экспозиции выделил Новгородский государственный музей-заповедник. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 06.09.2017 17:06:06 Новости 01.05.2024 Скончался протоиерей Василий Зализняк, клирик Джанкойской епархии Скончался архимандрит Поликарп (Ничипорук), духовник Шамординской пустыни 29.04.2024 В Ужгороде митрополит Феодор (Мамасуев) освятил новый храм Немецкие мусульмане призвали власти создать «халифат Германии» В северной Индии христианского священника и мирянина тяжело ранили за проповеди 28.04.2024 В кировоградском селе Коробчино в Украине подожгли домовой храм прихода УПЦ Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Серафима (Пасанаева) во епископа Минусинского и Курагинского 26.04.2024 В Яранской епархии вышла в свет первая часть сборника документов Яранской епископии 1920-1937 гг. 25.04.2024 Монография «Святой Патриарх Тихон и изъятие церковных ценностей в 1922 году» вышла в издательстве ПСТГУ Спецслужбы Украины задержали наместника Успенской Святогорской лавры митрополита Святогорского Арсения Подписка Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/news/22740.html

Музей Ксении Блаженной открыт в Санкт-Петербурге Санкт-Петербург, 3 ноября 2017 г. Выставочный зал блаженной Ксении Петербургской открылся 2 ноября. Настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери протоиерей Виктор Московский в сослужении протоиерея Александра Лесюиса совершил молебен святой, затем освятил экспонаты. Фото: Станислав Марченко      В экспозиции представлены картины Александра Простева, камзол того времени - такой же, как носила она, бронзовая статуя, изображающая святую, старинные вещи, рассказывающие о времени, когда она жила. " Когда я поднимался на второй этаж, то увидел образ Ксении Блаженной в керамическом киоте, - сказал протоиерей Виктор Московский. - Святая словно смотрит на нас и приглашает войти. Когда я еду куда-нибудь, в дорогу беру ее, чтобы чувствовать помощь и заступничество " . Три комнаты посвящены святой Ксении Петербургской, также есть зал для временных выставок, в котором представлены древнерусские новгородские иконы. Экспозиция " Безмолвная проповедь " , на которой составлена из копий икон, хранящихся в музеях Великого Новгорода, в Третьяковской галерее и в Успенском соборе Московского Кремля. Епископ Юрьевский Арсений, наместник Свято-Георгиевского монастыря, поздравил гостей с открытием музея и выставки: " Из древнерусских школ иконописи Новгородская - наиболее масштабная и полнокровная, хотя бы в силу того, что Новгород счастливо избежал ордынского нашествия. Древнерусское искусство немыслимо без новгородских иконописи, архитектуры, фрески " . Фото: Станислав Марченко      Директор новгородского музея-заповедника Наталья Григорьева преподнесла для экспозиции икону святой Ксении Петербургской. Как рассказал корреспонденту ИА " Вода живая " организатор выставки, меценат Юрий Жельне, идея постоянной экспозиции, посвященной Ксении Петербургской, возникла давно. Второй этаж здания был заброшен, там проведена реконструкция. Художник Александр Простев согласился предоставить для экспозиции работы, посвященные блаженной Ксении. 3 ноября 2017 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/107792.html

В Новгороде открылась выставка в честь 420-летия Успенской церкви из музея «Витославлицы» 8 апреля 2019 г. 16:34 5 апреля в выставочном зале Главного здания Новгородского музея-заповедника в кремле открылась выставка «Сбереженный мир. 420 лет церкви Успения Богородицы села Никулино Тихвинского уезда Новгородской губернии», сообщает  сайт 53news.ru . На выставке представлены более сорока предметов: иконы, церковная утварь, рисунки Леонида Егоровича Красноречьева, документы, фотоматериалы видов церкви и интерьера начала XX века, процесса разборки, перевозки и реставрации церкви, реставрации икон. Это история одной маленькой деревянной церкви, характерной для Русского Севера, одной из немногих сохраненных до наших дней благодаря переезду в музей под открытым небом. Дата постройки — 1599 год. Церковь срубили на окраине села, на живописном берегу озера Никулинское (теперь это территория Любытинского района). В период Смутного времени, когда северные погосты подверглись опустошительным набегам иноземцев, у села Никулино литовцы разбили ополчение, погибли жители, был убит священник, а храм осквернен. Время безжалостно стирает с лица земли деревянные храмы, деревни, жальники. Великая сокровищница народной культуры — Русский Север — постепенно пустеет. Перевозка церкви в «Витославлицы» с ее исконного места диктовалась многими причинами, но, прежде всего, тем, что деревня Никулино катастрофически пустела, а памятник — и по времени сооружения, и по своей архитектуре — уникален. Если бы его не перевезли, то он непременно был бы потерян. В 1975 году Никулинскую церковь разобрали и доставили на территорию музея деревянного зодчества «Витославлицы». Ее воссоздали в первоначальных формах под руководством архитектора-реставратора Леонида Егоровича Красноречьева. Одновременно со строением в Новгородский музей-заповедник поступили иконостас, иконы, кресты, фрагменты облачения священника, полотенца. Деревянное зодчество — особая и уникальная часть нашего культурного наследия. По сравнению с каменными храмами, деревянные постройки наиболее уязвимы, дерево разрушается значительно быстрее. С 2016 года силами сотрудников Новгородской научной реставрационно-производственной мастерской, Новгородского музея-заповедника, Государственного Эрмитажа была проведена огромная работа по исследованию, реставрации церкви и предметов ее внутреннего убранства. Многие памятники древнерусской живописи на выставке демонстрируются впервые. Выставка «Сбереженный мир» позволяет понять сложность процесса сохранения культурного наследия, необходимость и важность этой работы для создания непрерывной исторической связи между поколениями. Экспозицию можно будет увидеть до 10 июня. Православие.ru /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В работы Орлова хочется всматриваться, каждая из них заслуживает пристального и внимательного изучения. Когда работ много, можно увидеть, что с годами, на протяжении полувека, менялось в творчестве художника, а что оставалось неизменным. Новгород. Церковь Спаса на Торгу. Врата Знаменского монастыря. Художник: Владимир Орлов/Музей христианского искусства» Менялась, прежде всего, стилистка. «В начале ХХ века, когда художник рисует церкви Новгорода. Пскова, Углича, он работает в стиле позднего модерна начала ХХ века. В его работах тех лет, выполненных в смешанной технике (акварель – гуашь), можно видеть прозрачность красочного слоя, лаконичность в передаче облика, объема архитектуры. Дореволюционный блок работ (1907–1918 гг.) очень цельный. Что в новгородских, что в псковских работах, что в работах, посвященных деревянному русскому зодчеству. Затем художник создает довольно много работ в Москве, поскольку преподает здесь», – говорит Зарицкая. В 1920–1930-е годы, когда художник работал в Ростове Великом, Ярославле, в Костроме, в Вологде, в его пейзажах заметен более реалистичный подход, это видно, в том числе, и в цветопередаче. В целом же образы архитектуры получаются даже более внутренне светлыми, чем это было раньше. Вид храма в Ростове Великом. Художник: Владимир Орлов/Музей христианского искусства Как уже говорилось выше, последние работы мастера – виды Троице-Сергиевой лавры, датированы 1959 годом, они необычайно красочны, праздничны. Не меняется главное – предмет изображения, смысловая составляющая работ. Орлов рисовал храмы, давая одновременно собственное впечатление от них и – точный, выверенный архитектурный образ. Художника интересовал именно архитектурный рисунок. «Судя по работам, по отношению к архитектуре, Владимир Орлов получил в Строгановском училище именно архитектурное образование, – рассказывает Оксана Зарицкая. – Причем рисовал он не только в России. Подтверждение тому – хранящиеся в Музее Москвы и в музее-заповеднике «Шушенское» два его рисунка с видами итальянских храмов. Скорее всего, Орлов был в Италии на стажировке, что более вероятно, или в путешествии, где-то в промежутке между 1912 и 1916 годом. 1916 год для меня под вопросом – ведь в это время во всю идет Первая мировая война, самые горячие сражения, как он возвращался в Россию? Вообще, нет точных, документально подтвержденных фактов, когда он уехал из Италии, есть только догадки».

http://pravoslavie.ru/153661.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010