Самым скромным был проект, разработанный Барщевским и основанный на приёмах псковско-новгородской архитектуры. Храм, тяжёлый по формам, в то же время, благодаря крупным кокошникам, плавно вздымался вверх. Тенишева передала проект Барщевского для дальнейшей разработки академику архитектуры Владимиру Суслову. Ещё одним проектировщиком выступил исследователь русского деревянного зодчества В.В. Суслов (его эскизы, выполненные тушью и акварелью на бумаге: СОМ 436, СОМ 11662/9, 14, 15, 16, 17, находятся в Смоленском музее-заповеднике, они поступили из Тенишевского собрания в 1919 году). Его модель семиглавого собора, по утверждению самой Тенишевой и мнению Кочановой, была отвергнута княгиней. Белогорцев, однако, утверждал, что именно эскизный проект В.В. Суслова на основе набросков Тенишевой и Барщевского в конце 1898 года был представлен на утверждение губернскому архитектору. После одобрения этого эскизного проекта Суслов создал технический проект, который летом 1902 года был утверждён губернским инженером и губернским архитектором. С этого времени, по мнению Белогорцева, именно на основе проекта Суслова началось строительство храма. По мнению Белогорцева, Суслов выполнял обязанности главного архитектора, во время его отсутствия эти обязанности исполняли Сергей Малютин и Барщевский. Суслову приписали авторство осуществлённого проекта храма и авторы монографии о его творчестве, изданной в 1976 году, дочь архитектора Анна Суслова и академик архитектуры Татьяна Славина. Летом 1899 года Михаилом Врубелем, во время двухнедельного пребывания в Талашкине, были выполнены эскизы храма (проект включал собор, колокольню и трапезную), которые также не устроили Тенишеву (в графическом собрании Смоленского музея-заповедника находятся два его эскиза СОМ 432, 433, они представляют северный и западный фасады здания, выполнены акварелью и коричневой тушью на бумаге, наклеенной на картон, были переданы в музей А. П. Мишоновым 5 ноября 1929 года). Этот проект Белогорцев считал наиболее интересным. Роскошный орнамент, вытянутые арки-кокошники с треугольными завершениями, высокие крылечки и множество мелких художественных деталей придавали ему дворцовую помпезность. Проект Врубеля в советские времена экспонировался в смоленском областном музее имени Крупской.

http://sobory.ru/article/?object=03165

190. Отечество. XIX век. Музеи Московского Кремля. 191. Фрагмент иконы «Вход в Иерусалим». Вторая половина XIX – начало ХХ века (цв. табл. 43). Историко-архитектурный музей-заповедник «Коломенское», Москва. В суздальском иконном деле стилизации старых писем предполагали массу «сниженных» вариантов, по сравнению с которыми подделки-фальсификации и сложные стилизации – уровень «высокого» искусства, своего рода образец для подражания. Здесь подделки и «расхожие» стилизации различались как с точки зрения мастерства исполнения, так и уровня мистификации. В подделках последняя являлась целью, которая в массовой продукции лишь «наследовалась» в упрощенном виде. Все редуцировалось до уровня «общих цитат». Примечательно, что механические повреждения вроде потертостей и сколов в обычных стилизациях, как правило, исключались, но выбор старой доски и темная олифа были практически всегда обязательны. В этой связи, как мы уже упоминали, в Мстере существовал специальный промысел по сбору старых досок по всей России; ежегодно офени привозили их десятками тысяч. На «расхожих» «подстаринных» иконах достаточно было «присмирить», по выражению старинщиков, живопись темной олифой, чтобы она в глазах благочестивых староверов из простонародья замерцала таинственным и приглушенным блеском притягательной роскоши отдаленной строгановской эпохи. Рассчитанная на простого потребителя, массовая продукция «под строгановское письмо» интересно следовала сложившейся в конце XVIII – первой половине XIX в. мифической системе представлений староверов-старинщиков о древнерусских «пошибах» и «письмах». Суздальские иконники и их заказчики, староверы, в своем большинстве были уверены, что о «подлинной» русской иконописи можно говорить только начиная с XVI в. В ней они выделяли три главных «пошиба»: строгановский, московский и новгородский. Иногда к ним прибавляли устюжские и фряжские письма, а также некоторые другие. «Уже одни только названия писем свидетельствуют, замечает Г.И. Вздорнов, – что какого- либо общего принципа для классификации икон по письмам не существовало. Они распределялись то по их отношению к искусству соседних стран (византийские, корсунские, фряжские), то по месту их происхождения (новгородские, московские, устюжские, сибирские, суздальские), то по их связи с какими-либо знаменитыми родами или царским двором (строгановские, царские), то по вероисповеданию их авторов (поморские)» (Вздорнов, 1972, с. 64).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

После закрытия завода Усачевых колокололитейное дело в Валдае прекращается. Но по-прежнему жива в народе слава о валдайских мастерах. О ней напоминают были, легенды, поверья, песни, стихи. Валдайский колокольчик заливается своей неповторимой мелодией, как и встарь, но не под дугами почтовых троек и не на звонницах, а в Валдайском филиале Новгородского музея-заповедника. Летом 1980 г. в нем открылась экспозиция «Валдайский колокольчик». Музей проводит большую экскурсионную, лекционную, пропагандистскую и исследовательскую работу. При музее создан методический центр по изучению колоколов. Сотрудники ведут переписку с 40 частными коллекционерами колокольчиков и 69 музеями страны. На основе столь широких контактов составлен каталог подписных колокольчиков, хранящихся в государственных и частных коллекциях СССР. Зафиксировано 796 разновидностей подписных колокольчиков. Из них 181 разновидность – валдайские изделия, 48 – псевдовалдайские, 393 – из с. Пурех, 78 – из г. Слободского, 49 – из г. Касимова, 12 – из г. Тюмени, 9 – из г. Павлове и др. Ю.А. Дунаев. Производство поддужных колокольчиков в Тюмени, в Нижегородской губернии и на Урале Тюмень была основана в 1586 г. на месте татарского города Чинги-Тура, на так называемом «тюменском волоке». В 1605 г. сюда пришли из России ямщики и поселились на окраине города, образовав первую в Сибири ямскую слободу 444 . Тюменский округ лесист и болотист, пахотных земель мало, да и те малоплодородны. Многие оставили соху и косу и принялись за ремесло, за мелкую промышленность. Широкого развития достигли кузнечное и литейное производство. По образцу валдайского колокольчика в Зауралье стали производиться изделия тюменских мастеров. Можно предполагать, что тюменцы отливали «звонкий» товар еще в XVIII в., поскольку меднолитейное производство в городе развито с XVII в. Подтвердить предположение не удается, так как тюменские мастера не ставили автографов на своих первых изделиях. До наших дней сохранилась продукция мастеров, работающих в самом начале XIX в. В коллекции автора имеется колокольчик, изготовленный в 1807 г.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

Басменный угольник Евангелия с изображением ап. Марка. 2-я пол. XVII в. (ЯИАМЗ) Басменный угольник Евангелия с изображением ап. Марка. 2-я пол. XVII в. (ЯИАМЗ) В узоре серебряной Б. на протяжении XV-XVII вв. заметны ярко выраженные вост. мотивы. Большое влияние на орнаментацию рус. тиснения оказали привозные иран., тур. ткани XV-XVI вв. с пышным красочным растительным орнаментом. В XV - 1-й пол. XVI в. наиболее часто встречающийся тип Б. плетенка, имевшая новгородские истоки. Такой серебряный басменный орнамент из ремневидных сдвоенных стеблей, закрученных в спирали на гладком фоне, украшал «свет» икон праздничного ряда, а также нимбы Деисусного ряда Софийского собора в Новгороде (1-я пол. XVI в.). Для композиции рус. серебряной Б. XV-XVII вв. характерна симметрия, не строго геометрическая, а основанная на общем эстетическом впечатлении равновесия, согласованности различных частей. Ручное тиснение по фольге получило широкое распространение во всем правосл. мире, в России имело непрерывное развитие вплоть до кон. XVIII в., однако в последний период произошло заметное снижение художественного и технического уровня. Многообразие иконографических сюжетов, богатство и разнообразие орнаментации, особенности стиля и своеобразие технологии изготовления Б. тесно взаимосвязаны со временем создания произведения. Однако широкое распространение аналогичных образцов тиснения, простота перевоза матриц и легкость изготовления затрудняют ее атрибуцию и связь с тем или иным художественным центром Др. Руси. В XIX в. Б. вытесняет штамповка, более производительная и дешевая по себестоимости техника. Отдельные мастера, близкие к старообрядчеству, работали в технике ручного тиснения вплоть до нач. XX в. Были попытки возродить технику Б. и у отдельных ювелирных фирм в XIX - нач. XX в., напр. «Т-во П. И. Оловянишников С-вья». Лит.: Постникова-Лосева М. М. , Платонова Н. Г. , Ульянова Б. Л. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. М., 1983; Гордиенко Э. А. , Трифонова А. Н. Каталог серебряных окладов новгородского музея-заповедника//Музей 6. М., 1986. С. 209-261; Игошев В. В. Символика окладов икон XV-XVII веков//Искусство христианского мира. М., 1999. Вып. 3. С. 113, 118-119; он же. Опыт атрибуции серебряной и золотой басмы XV-XVII вв.//Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства: Мат-лы 4 науч. конф. ГТГ. М., 2000. С. 30-39; Стерлигова И. А. Драгоценный убор древнерусских икон XI-XIV вв. М., 2000. С. 132, 198, 221-223.

http://pravenc.ru/text/77656.html

Музей «Коломенское» – Государственный художественный и историко-архитектурный музей-заповедник «Коломенское» (Москва) Музей «Новый Иерусалим» – Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» (Истра) Музей «Покровский собор» – филиал Государственного Исторического музея «Покровский собор» (Москва) Музей Татарстана – Государственный объединенный музей Республики Татарстан Муромский музей – Муромский историко-художественный музей ІІаркомпрос – Народный комиссариат просвещения РСФСР Нижегородский музей – Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник Новгородский музейНовгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник ОДР И–Общество древнерусского искусства при Московском публичном музее ОИДР – Общество истории и древностей российских при Московском университете ОЛДП – Общество любителей древней письменности (С.-Петербург) ОРСА ИАО – Отделение русской и славянской археологии Императорскою археологического общества (С-Петербург) ОРПГФ Музеев Московского Кремля – Отдел рукописных, печатных и графических фондов ФГУ «Государственный историко-культурный музей-заповедник „Московский Кремль " » Переславский музей – Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Петрозаводский музейМузей изобразительных искусств Карелии Псковский музей – Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник ПФА РАН – С.-Петербургский филиал архива Российской академии наук РАИ К – Русский археологический институт в Константинополе РАО – Российское археологическое общество (С.-Петербург) РГАДА – Российский государственный архив древних актов (Москва) РГИА – Российский государственный исторический архив (С.-Петербург) РГБ – Российская государственная библиотека (Москва) РНБ – Российская национальная библиотека (С.-Петербург) Ростовский музей – Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» Рязанский музей – Рязанский государственный историко-архитектурный музей-заповедник

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

vk fb tw ok @ g+ lj Архипов С. Схватка русских с татарами, 12 век. 1916 Центральный военно-исторический музей артиллерии и войск связи vk fb tw ok @ g+ lj Суриков В.И. Княжий суд. 1874 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Иванов Сергей Васильевич. Съезд князей в Уветичах. 1910 Костромской областной музей изобразительного искусства Раздел 2. Московское Царство. Иоанн Грозный Отдельный раздел посвящен образу Ивана IV Грозного и драматическим событиям его царствования, к которым на протяжении второй половины XIX века обращался не только И.Е. Репин, но и многие другие живописцы академического направления и художники-реалисты, стремившиеся показать и значительные деяния царя, и трагические стороны его натуры. vk fb tw ok @ g+ lj Иванов С. Поход москвитян. XVI век. 1903 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Лебедев К.В. Василий Блаженный. 1902 Новгородский музей-заповедник vk fb tw ok @ g+ lj Лебедев К.В. Василий Блаженный (фрагмент). 1902 Новгородский музей-заповедник vk fb tw ok @ g+ lj Лебедев К.В. Увоз колокола. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского вече. 1889 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Лебедев К.В. Увоз колокола. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского вече (фрагмент). 1889 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Лебедев К.В. Увоз колокола. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского вече (фрагмент). 1889 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Пукирев В.В. Иван Грозный на молитве. 1884 Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург vk fb tw ok @ g+ lj Шварц В.Г. Иоанн Грозный у тела убитого им сына. 1864 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Неврев Н.В. Кончина митрополита Филиппа. 1898 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Раздел 3. Герои Смутного времени. Первые Романовы Одной из центральных для русской исторической живописи стала тема любви к Отечеству. На выставке она представлена картинами на сюжеты об эпохе Смутного времени, преодоление которого началось с подвига гражданина Минина и князя Пожарского и завершилось вступлением на престол государя из рода Романовых.

http://pravoslavie.ru/139872.html

Мурманская область Кандалакшский район. Ковда. Николая Чудотворца, церковь Печенгский район. Борисоглебский (Пазрека, Пазрецкий погост). Бориса и Глеба (старая), церковь Нижегородская область Воскресенский район. Троицкое. Троицы Живоначальной, церковь Дальнеконстантиновский район. Горные Березники. Троицы Живоначальной (старая), церковь Кстовский район. Ляписи. Успения Пресвятой Богородицы, церковь Городецкий район. Скородум. Неизвестная церковь Балахнинский район. Юрино. Казанской иконы Божией Матери, церковь Нижний Новгород, город. Советский район. Музей-заповедник " Щёлоковский хутор " . Церковь Покрова Пресвятой Богородицы из с. Зеленово Городецкого района Новгородская область Пестовский район. Ёлкино. Покрова Пресвятой Богородицы (деревянная), церковь Великий Новгород, город. Юрьево. Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Троицы Живоначальной из Реконьской пустыни Любытинского района Великий Новгород, город. Юрьево. Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Никулино Любытинского района Великий Новгород, город. Юрьево. Музей деревянного зодчества Витославлицы. Часовня Марии Магдалины из деревни Малышево Пестовского района Пестовский район. Карпелово. Николая Чудотворца, церковь Великий Новгород, город. Юрьево. Музей деревянного зодчества Витославлицы. Часовня Петра и Павла из деревни Гарь Маловишерского района Демянский район. Ильина Гора. Илии пророка, церковь Старорусский район. Старая Русса. Владимирской иконы Божией Матери, церковь Пермский край Пермский район. Гора. Архитектурно-этнографический музей. Церковь Спаса Преображения из с. Янидор Чердынского района Чердынский район. Янидор, урочище. Спаса Преображения (деревянная), церковь Псковская область Псков, город. Псков. Варвары великомученицы, церковь Республика Карелия Медвежьегорский район. Пегрема. Варлаама Хутынского, часовня Медвежьегорский район. Юккогуба. Троицы Живоначальной, часовня Медвежьегорский район. Насоновщина. Петра и Павла, часовня Пряжинский район. Руга. Илии Пророка, часовня

http://sobory.ru/mapsearch/?style=55

Общепринято выделять два основных иконографических извода Покрова — так называемые «суздальский» (среднерусский) и «новгородский». В первом случае Богоматерь изображается перед храмом простирающей свой мафорий над всеми присутствующими. Внизу в центре обычно располагается амвон, на котором стоит святой Роман Сладкопевец со свитком в руках. Наиболее ранним образцом этого типа является храмовая икона Покровского Суздальского монастыря второй половины XIV века (ныне в Государственной Третьяковской галерее). Примечательно, что архитектура заднего плана передает общие черты построек во Влахернах — базилики с двускатной крышей и круглой купольной церкви. Сооружение базиликального типа повторяется на иконе конца XV beka из этого же монастыря (Владимиро-Суздальский музей-заповедник). В «новгородском» варианте плат поддерживают ангелы, а не Сама Богородица, представленная внутри храма над закрытыми царскими вратами. Одна из наиболее ранних икон этого типа происходит из Зверина монастыря и датируется 1399 годом (Новгородский музей). Архитектура на заднем плане совсем иная — трехнефный храм венчают пять главок с куполами. Покров Богоматери. Лицевая сторона двухсторонней иконы-таблетки из Софийского собора Новгорода. Конец XV в. Новгородский музей-заповедник Оба варианта имеют и схожие черты. Как правило, в нижней части изображался очевидец влахернского чуда святой Андрей Юродивый, указующий своему юному ученику на образ Пречистой Девы. Покров, дарующий заступничество Царицы Небесной, чаще всего выделялсяярко-краснымцветом. Художники следовали описанию видения в житии святого Андрея, где подчеркивалось, что простираемый плат был «молнии подобен». В памятниках XVI века — например на иконах из Глушицкого Сосновецкого монастыря (Вологодский музей) и Воскресенского Горицкого монастыря (Череповецкое музейное объединение) — Богоматерь держит плат белого цвета. Покров Богоматери. Новгород. Середина XVI в. Государственный Русский музей В конце XV beka происходит объединение двух иконографических вариантов сцены. На иконе-таблетке из Софийского собора в Новгороде, композиция которой станет образцом для многих памятников XVI столетия, плат над представленной в позе Оранты Богоматерью держат ангелы, а внизу изображается святой Роман. Для поздних образов характерно включение большего количества действующих лиц: среди присутствующих теперь можно увидеть и византийского патриарха Тарасия (784–806), защищавшего почитание икон Богоматери, и императора Льва Мудрого с супругой Феофаной. Именно в его правление и произошло влахернское чудо.

http://pravmir.ru/pokrov-presvyatoj-bogo...

Самая древняя сохранившаяся икона относится к XIII веку и украшает врата Собора Рождества Богородицы в Суздале.  Старейшее сохранившееся изображение Покрова Богородицы. Западные врата Богородице-Рождественского собора 1227–1238 год. Владимиро-Суздальский музей заповедник Суздальские иконы XIV–XV веков После того, как Андрей Боголюбский прославил образ Покрова Богородицы, в разных местах страны стали формироваться местные традиции иконописи. Основные – Суздальский и Новгородский. Самые древние образы сейчас хранятся в музеях. Суздальская 1360 годов – в Третьяковской галерее. Также во Владимиро-Суздальском музее есть икона конца 15 века. Суздальская, 14 век. ru.wikipedia.org Суздальская, 15 век. collection.vladmuseum.ru Новгородские иконы XIV–XVI веков Первые новгородские иконы были написаны в Зверинском монастыре в конце XIV и XV веках. Находятся сейчас в Новгородском музее-заповеднике на постоянной экспозиции русских икон XI–XIX веков. Новгородская, 1399 г. ru.wikipedia.org Новгородская, XV век. Новгородский музей-заповедник Иконы XV–XVII веков С конца XV века на окнах Покрова Богородицы стали изображать больше действующих лиц, наблюдается объединение традиций. 16 век, икона из Горицкого монастыря в Переславле-Залесском. Хранится в Череповецком музейном объединении Иконы 17 века похожи на самую древнюю, Суздальскую, где Богоматерь обращается ко Христу, который изображен сбоку. Покров Богоматери. Конец XVI – начало XVII вв. Сольвычегодский историко-художественный музей Псковская икона В 1581 году Псков осадили поляки под предводительством Стефана Батория. Тогда Божья Матерь явилась иноку Печорского монастыря Досифею и велела отвезти её святую икону Покрова в Псков и обнести вокруг городских стен. После того, как это было исполнено, врагов удалось победить. В память об этом событии была написана Псковская икона Покрова Богородицы, которая до сих пор является святынею монастыря. pskoviana.ru Казаческая икона Казаки особенно почитают образ Покрова Пресвятой Богородицы, считая её своей заступницей, помощницей в войнах и молитвенницей за усопших. Даже свой день казачества они празднуют в день Покрова, 14 октября. По написанию некоторые казаческие иконы отличаются от канонического русского образа и сформировались под католическим влиянием. На них Богородица сохраняет людей под своей мантией, а исторические участники события не изображены.

http://foma.ru/ikona-pokrov-bogorodicy.h...

Фрагмент саркофага. 325-350-е годы. Музей Пио-Кристиано, Ватикан Художники из восточных провинций империи гробницу изображали так, как она выглядела, то есть, как пещеру в скалах. Со временем композиция становится все более повествовательной, наполняется деталями. Изображаются Марфа и Мария, иудеи открывающие гробницу, человек, снимающий пелены с воскрешенного. Некоторые персонажи закрывают краем одежды носы — так иллюстрируются слова Марфы «Господи, уже смердит; ибо четыре дня как он во гробе» (Ин. 11:39). Миниатюра Евангелия из Россано. VI в. Музей Диочезано, Россано, Италия. Фрагмент Саркофаг. IV в. Церковь Сан Витале, Равенна, Италия Саркофаг. IV в. Церковь Сан Витале, Равенна, Италия Донце поминального сосуда. IV в. Музей Пио-Кристиано, Ватикан Резная панель двери церкви Санта Сабина. V в. Рим. Фрагмент Мозаика церкви Сан Аполинаре Нуово. 530-е годы. Равенна, Италия Фреска церкви Токали килисе в Гёреме. X-XI в. Каппадокия, Турция Трехчастная икона. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент Миниатюра Трапезундского Евангелия. Византия. Константинополь. Середина XII в. Музей Уолтерса, Балтимор, США Икона-эпистилий. 2-ая пол. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент Пластина бронзовых дверей. 1170 — 1220 г. Кафедральный собор г. Беневенто, Италия Западные врата Богородице-Рождественского собора. 1227-1238 г. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Фрагмент Фреска собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. 1313 г. Псков. Икона из праздничного чина иконостаса новгородского Софийского Собора. Ок.1341г. Фрагмент Икона из Кирилло-Белозерского монастыря. 2-ая половина XV в. Русский музей, Спб. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/voskreshenie-lazarya-i...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010