Во-первых, дается чрезмерно буквалистическая интерпретация библейскому тексту Исх.1:11 , где говорится о том, что народ израильский «построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов». Отталкиваясь от названия Раамсес, делают вывод о том, что эти города были построены при фараоне Раамзесе II (годы правления 1290–1224), известном своими строительными программами. 6 Рис. 1. Стела Мернептаха Во-вторых, ссылаются на древнейший небиблейский памятник, в котором впервые упоминается имя «Израиль» – стелу Мернептаха 7 (рис. 1), названную так в честь фараона, правившего Египтом приблизительно с 1213 по 1203 год до Р. Х. Стела датируется 1209 годом до Р. Х. и была найдена английским археологом Флиндерсом Петри в 1896 году в погребальном храме Мернептаха в Фивах. В тексте стелы описаны военные подвиги фараона, включая его победу в земле Ханаанской (см. рис. 2). Рис. 2. Текст стелы Мернептаха Интересующий нас фрагмент надписи начинается вводной фразой: «Ханаан жестоко разграблен»; затем идет перечисление того, что конкретно разграблено в Ханаане: «Ашкелон – завоеван, Гезер – захвачен, Яноам – уничтожен, Израиль – опустошен, его семя исчезло» 8 . Замечательно, что при упоминании Ашкелона, Гезера и Яноама используется иероглиф (три горы и тросточка сверху), означающий «государство» – перечисленные названия, действительно, указывают на древние города-государства в Палестине (см. рис. 2; например, вторая строка снизу, справа). Когда же речь идет об Израиле, употребляется другой иероглиф: (мужчина, женщина и три палочки для обозначения множественного числа), означающий «народ» 9 (см. рис. 3). Рис. 3. «Израиль народ» – фрагмент текста стелы Мернептаха Сторонники поздней даты исхода объясняют это тем, что к 1209 году народ Израильский совсем недолго пребывал в Ханаане после момента исхода; поэтому структуры государственной власти у него еще не оформились. В-третьих, ссылаясь на исследования раввина Нельсона Глюка, проводившиеся в 1930-е годы, утверждают, что государства идумеев и моавитян в Заиорданье складываются лишь к XIII веку до Р.Х. 10 Если бы это было так, то в случае более раннего исхода евреи не встретили бы сопротивления со стороны этих народов на пути в Палестину, о чем говорит Писание. |
Следы от шипов Тернового венца; ребро, пронзённое римским копьём уже после наступления смерти; следы благовоний – смирны и алоэ, необходимых при иудейском погребении и упоминаемых в Евангелии, и другие уникальные детали полностью соответствуют тем, что описаны в Новом Завете. Казалось, к 80-м годам XX века наука собрала уже более чем достаточное количество доказательств аутентичности Туринской плащаницы, однако внезапно перед учёными возникла проблема. В 1988 году тремя ведущими мировыми лабораториями по радиоуглеродному анализу (Аризонским университетом, Оксфордским университетом в Англии, а так же Федеральным политехническим институтом в Швейцарии) было проведено исследование возраста Туринской плащаницы. Был вырезан небольшой кусочек, который разделили на три части. Каждая из них была отправлена в одну из вышеназванных лабораторий. В результате оказалось, что возраст Плащаницы составляет всего 650 – 750 лет, то есть её происхождение можно отнести примерно к XIV веку. Изотопные данные 1988 года практически совпадали с первым официальным документом, фиксирующим появление Туринского полотна во Франции в июне 1353 года, но при этом они входили в противоречие с результатами остальных исследований. В том числе, с описаниями, иконами, фресками и книжными миниатюрами XI — XII веков, созданными людьми, видевшими Плащаницу в Софийском соборе до взятия крестоносцами Константинополя в апреле 1204 года. Характерная особенность некоторых из этих изображений – четырехпалые руки Христа. Их можно было только скопировать: знания о том, что гвоздь, пробивший медианный нерв, вызвал втягивание большого пальца в ладонь, пришли только в конце двадцатого века. Рассказывает Джон Джексон: «Крестоносец Робер де Клари пишет, что в 1203 году он видел Плащаницу Господа в храме, которую поднимали прямо вверх каждую пятницу, и видел изображение на ней. В 1978 году я обнаружил на Полотне странные отметины – как бы следы от перекладин. Почти двадцать лет я размышлял над тем, откуда они взялись, и пришел к выводу, что они появились в Константинополе. Это следы от приспособления, поднимавшего Плащаницу вверх. Более того, есть икона, которая называется «Муж скорбей». На ней нарисован Господь, встающий из гроба. И это изображение совпадает с изображением на Плащанице. Итак, у нас есть три факта, относящиеся к одному периоду: воспоминания де Клари, специфические отметины на ткани и икона. Я думаю, это не может быть случайностью. Я думаю, это доказывает то, что Туринская Плащаница и Плащаница, которая известна по историческим документам как Константинопольская, это одно и тоже». |
понятие А. использовалось для обозначения ручательства отчуждателя имущества (auctor) по поводу правомочности сделки (actio auctoritatis) или санкции лица, отвечающего за законность акта др. лица (auctoritas domini, patris, tutoris), а также для выражения одобрения патрицианским Сенатом постановлений комиций - народного собрания (auctoritas patrum) или тех или иных действий магистратов - чиновников (auctoritas sentatus), наконец, для характеристики полноты власти императора или в качестве синонима его распоряжений (summa auctoritas). Первоначально в отличие от власти по должности, обладающей в соответствии с законом четко регламентированными полномочиями и принудительным характером, обозначаемой в лат. языке особым термином potestas, А. мыслился как власть, восходящая к сакральному праву, освящающая potestas. В особенности применительно к должности императора происходит сближение этих двух понятий, хотя А. (согласно этимологии, от auctor - создатель, руководитель) и удержал за собой значение верховенства в понятии о любых властных полномочиях. В средневек. западноевроп. науке понятие А.- одно из фундаментальных: под ним подразумевается не только А. Свящ. Писания, но и А. Свящ. Предания. Начиная с блж. Августина и св. Кирилла Александрийского, ересь понималась как нечто новое, не имеющее опоры не только в Свящ. Писании, но и в творениях христ. писателей, подборки высказываний к-рых стали важным инструментом теологической полемики ( флорилегии или просто Libelli auctoritatum, Auctoritates); одновременно такие сборники служили сохранению и систематизации учения отцов Церкви. Викентий Леринский ( ок. 450) прямо указывал, что для богословского доказательства недостаточно ссылок только на Свящ. Писание, к-рое в силу слабости человеческого разума, не всегда способного проникнуть в истинные глубины богодухновенного текста, может стать опорой и для еретиков. В классической для всего средневековья формулировке Винцентия обязательным для Вселенской Церкви можно считать лишь то, во что верили везде, всегда и все (Commonimorium. 2-3). Достичь при решении того или иного теологического вопроса единства с А., т. е. со всеобщей, извечной и единодушной верой отцов - цель поколений теологов, отражавшая парадигму средневек. сознания, в целом чуждого идее обновления и развития, ориентированного на традицию, древность к-рой тождественна святости. Схоласту Бернарду Шартрскому ( 1124/30) принадлежит знаменитый афоризм: «Мы карлики на плечах великанов» (Иоанн Солсберийский. Metalogicon. III 4). Производное от термина «А.» прилагательное «аутентичный» обозначало учение, основанное на А., а потому истинное (doctrina authentica - Абсалон Сен-Викторский [ 1203]. Sermo. 27//PL. 211. Col. 162). Аналогичное значение имел А. в каноническом праве . |
Т. о., можно предполагать, что некоторые этнические группы участвовали во мн. войнах, затрагивающих Египет, причем то на стороне Египта, то на стороне его противников, что подтверждается егип. надписями. Примером служат шарданцы, к-рые служили наемниками и у хеттов, и у ливийцев, и у египтян. Вместе с тем в такой грандиозной литературно-исторической композиции, какая была создана в Мединет-Абу, авторы рельефов и текстов, вероятно, до известной степени свободно расставляли фигурки воинов (по крайней мере в некоторых эпизодах), исходя из некоего фиксированного списка. Главную часть этого списка как раз и составляют 9 Н. м., выделенных египтологами кон. XIX - нач. XX в. Кроме группы из 5 «народов-заговорщиков» из списка Рамсеса III к этому списку традиционно причисляют еще 4 народа, фигурирующих в Большой надписи фараона Мернептаха (1213-1203 гг. до Р. Х.) на стене главного храма в Карнаке. Надпись относится к 5-му году правления Мернептаха и посвящена победе над ливийцами, пытавшимися вторгнуться в зап. часть Дельты. В операцию против Египта ливийский князь привлек в качестве наемников (или союзников) иностранных воинов ( Breasted. 1906. Vol. 3. § 574, 579, 588; Manassa. 2003. P. 23 ff.; Woudhuizen. 2006. P. 43): «В 5-й год, во второй месяц сезона жатвы пришли и сказали Его Величеству: «Презренный вождь врагов-ливийцев Мерей, сын Дедая, напал на страну Чехену со своими лучниками... отрядами шарданцев, шекелешей, эквешей, луккийцев и терешей, составленными из лучших пехотинцев своих стран и лучших воинов с тяжелым оружием. Он взял с собой жену и детей... И достиг западной границы на полях Перире»». Т. к. шекелеши уже встречались в списке «народов-заговорщиков» в надписи из Мединет-Абу, то карнакская надпись добавляет только 4 новые этнические группы. Из них, как можно установить по надписям и рельефам в Мединет-Абу, в сражениях 8-го года царствования Рамсеса III не участвуют только эквеши и луккийцы. Так или иначе, существует 2 списка народов, относящихся к событиям, случившимся в разное время (с интервалом примерно в 30 лет): список Мернептаха (сражение с ливийцами и их союзниками к западу от Дельты, 1209/08 г. |
Наконец, исполнитель каждого из этих служений получает при совершении таинства Божью благодать, многократно приумножающую его силы, выделяющую его из общей массы лиц . По-видимому, наиболее наглядно это проявляется в царском служении. Помазание на царство символизирует излияние на царя благодатных даров, которые укрепят его для устроения земной жизни вверенного ему народа и ограждения его от внешних опасностей. Безусловно, благодатные дары, данные царю при помазании, простирались и на область духовно-мистической жизни. «Бог дал ему иное сердце» (1 Цар. 10:6, 9) . Осознанно или нет, но многократно сами цари различными способами подчеркивали родство своего и монашеского служения. Один из таких прецедентов связан с принятием Византийским императором Исааком II Ангелом (1185-1195 и 1203-1204) на себя звания « епистимонарха». Как отмечают исследователи, важным в этом акте является не только официальное признание царя «опытнейшим правителем Церкви», «благочинным Церкви», имеющим власть исправлять то, что совершается вопреки каноническим определениям. В интересующем нас контексте важно то, что епистимонархом в это время называли особого монастырского надзирателя, « будильщика», который ночью поднимал всю братию, начиная с настоятеля, к утреннему богослужению. А во время Литургии обходил кельи, чтобы спящих по лености монахов привести в храм. Днем же епистимонарх следил, не сошлись ли монахи без всякой причины для праздных слов и бездельничанья, вразумляя и напоминая им об их обязанностях. Едва ли данный факт можно считать случайным . Вполне естественно в свете сказанного, что монашество издавна стало не просто объектом особой заботы царской власти, но и формой царского служения. Например, Византийские императоры Василий I Македонянин (867-886) и его сын Лев VI Мудрый (886-912) не только демонстрировали личное высокое благочестие, но и часто проводили время в богословских и душеспасительных беседах с монастырскими старцами. Не говоря уже о том, что выделяли большие средства для реставрации старых и обеспечения действующих обителей, защищали от произвола и домогательств третьих лиц. Так, в 872 г. Василий I дал афонским монахам грамоту, оберегавшую их от мирян. |
17, (1) Но когда завистливый и лукавый соперник и противник рода праведных увидел величие мученичества его и безукоризненное от начала житие его и что увенчан он венцом нетления 1192 и получил непререкаемую награду 1193 , то постарался, чтобы и тело 1194 его не было взято нами, хотя многие желали сие сделать и иметь [частицу] (κοινωνσαι) 1195 его святого тела. (2) И вот внушил он Никите, отцу Ирода, брату Алки 1196 , обратиться к начальнику 1197 , чтобы он не отдавал тела его, дабы мы, как говорил он, оставив Распятого, не начали почитать сего. Это сказано 1198 было по внушению и настоянию иудеев, которые уследили, что мы собираемся взять его с костра, и не понимали, что мы никогда не сможем ни оставить Христа, Который пострадал для спасения всех, спасаемых в мире, непорочный за грешников, ни почитать кого-либо другого. (3) Ибо мы покланяемся Ему как Сыну Божию; а мучеников как учеников и подражателей Господних 1199 достойно любим за непобедимую приверженность [их] к своему Царю и Учителю. Да даст Бог и нам быть их общниками 1200 и соучениками! 1201 18, (1) Центурион 1202 , видя иудейскую сварливость, положил тело посредине 1203 , как у них принято 1204 , и сжег. (2) И так мы взяли затем кости его, которые драгоценнее дорогих камней и благороднее золота 1205 , и положили, где следовало. (3) Там по возможности Господь даст и нам, собравшимся в веселии и радости 1206 , отпраздновать день рождения его мученика 1207 , в память подвизавшихся [за веру] до нас и в наставление и приготовление для будущих [подвижников]. 19, (1) Такова [история] блаженного Поликарпа, которого одного, [хотя он был] двенадцатым (вместе с Филадельфийскими) мучеником в Смирне 1208 , все особенно 1209 вспоминают, так что и язычники повсюду толкуют о нем. Он был не только знаменитым учителем, но и изрядным мучеником, мученичеству которого, совершившемуся по Евангелию Христову, все подражать желают. (2) Ибо он, терпением победив беззаконного начальника и таким образом восприяв венец нетления 1210 и веселясь ныне с апостолами и всеми праведниками, славит Бога Отца Вседержителя 1211 и благословляет Господа нашего, Спасителя душ наших и Кормчего телес наших и Пастыря вселенской кафолической 1212 Церкви. |
Не удалось извлечь искомое из базы ((( |
|
|
Ср.: 55-е правило Трулльского Собора и 18-е правило Гангрского Поместного Собора. Единственное исключение из этого правила – строгий пост в Великую субботу. 1139 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Почему же он избрал двенадцать апостолов, а не какое-нибудь другое количество, чтобы и на этом основании я не мог истолковать его как моего Христа, предсказанного не только словами пророков, но и знаками деяний?» 1193 Употреблен глагол suggillare. Выше действия Христа по отношению к преследователям пророков обозначались словами suggillans («укоряя») и suggillatio («укор», переведено: «укорять») (Tert. Adv. Marc., IV, 15, 1). 1198 Конъектура Кройманна. В рукописи: «дабы мне также и в этом суждении показать Христа принадлежащим Творцу, обогащающему » 1202 Слова «Ибо, – говорит, – вы получили свое утешение, – конечно, от богатств, от их славы и доходов мира сего» Кройманн помещает сюда. В рукописи они находятся ниже, после слов «приписывает богатым пороки, сопутствующие богатствам». 1203 Другой возможный перевод: «Но пороки, сопутствующие богатствам, обращают в Евангелии на богатых то “Горе!”». 1240 Qui non modo vicem, sed etiam ultionem, etiam recordationem et recogitationem injuriae prohibit. B переводе 1870 r.: «who forbids not only all reprisals, but even a revengeful thought or recollection of an injury». B переводе 1972 г.: «who forbids not only retaliation, not only vengeance, but even the remembrance and recollection of injury». 1243 Taliones. Конъектура Кройманна. В рукописи оба слова стоят в родительном падеже единственного числа. 1245 Другой возможный перевод: «чтобы никто не нуждался, во Второзаконии у тебя есть установленный для подающего образ Творца». 1256 Т. е. заповедь нового бога – поскольку он не сказал заранее, чего следует желать для себя и другого, – бессмысленна и может быть игнорируемой. 1258 Конъектура Кройманна. В рукописи: « именно теперь был открыт, все-таки открыт». Последнее слово Корссен исключает как интерполяцию. 1271 Согласно другому прочтению: «ведь более знаменательно, когда Он запрещает требовать назад даже у собирающегося погасить». |
Не удалось извлечь искомое из базы ((( |
|
|
По свидетельству свящ. Сергеева, некоторые при исполнении этой формы радения кружатся так быстро, что „и глаз их не видно: волосы на голове поднимаются вверх, на мужчинах рубахи, на женщинах платья раздуваются как трубы и происходит вихрь“ 1196 , так что, по справедливому замечанию архимандрита Досифея, „машинально вертящийся столб“, образующийся при этом, „для наблюдательного взора представляет весьма странное и ужасное зрелище“ 1197 . Совершаемое большею частию в начале богослужения 1198 , одиночное радение бывает непродолжительно и имеет значение приуготовительного действия к совершению других, более сложных, форм радения. Впрочем, кроме этого своего употребления, так сказать специфического, одиночное радение входит, как увидим, в „круговое радение“, как его составная часть. 2) В схватку, составляющее отчасти повторение одиночного радения. Обыкновенно, двое (большею частию мужчина и женщина) обоймутся и начинают кружиться,– только уже не на одном месте, как происходит в одиночном радении, a по всему пространству моленной комнаты 1199 . Таким образом, радение „в схватку“ по образу совершения несколько походит на танец обыкновенного галопа. 3) Стенкой или стеночкой. Составляется круг; каждый член последнего должен стоять боком нпо отношению к двум своим противоположным соседям. Составленный таким образом круг начинает скорое круговое скакание по комнате, строго наблюдая при этом, чтобы прыжки делались всеми, составляющими круг, одновременно и при том непременно обеими ногами разом; махание руками должно сопровождать каждый новый прыжок 1200 . 4) Корабельное или Давидово. Составляется такой же круг, но так, что каждый член его обращается лицом к затылку другого, стоящего впереди. Быстрое беганье друг за другом к кругообразном посолонном направлении открывает совершение этой формы радения. Во все время бегания сектанты сильно топают ногами в один шаг, машут руками, стараясь при этом дышать по возможности сильнее и отрывистее. Скорость бегания усиливается, когда они, по словам Андреянова, „почувствуют в себе Дух“; в это время скорость их бегания равняется „скорости коней, бегущих рысью“ 1201 . Набегавшись друг за другом до совершенной усталости, хлысты и копцы останавливаются, моментально оборачиваются друг к другу лицом и начинают прыгать на пальцах своих ног, „приподымаясь“ в то же время „немного вверх по солнцу“ 1202 , т. е. вероятно по направлению от севера к западу, от запада на юг и т. д., как объяснено в показании другого хлыста 1203 . Финал корабельного радения ужасный по своим последствиям. Иные сектанты в порыве бешенства „брали, по показанию Осипова на следствии 1747 г., обухи, а другие завернутые в тряпицы пушечные ядра 1204 и били себя по спинам, приговаривая: „сокрушайся, моя плоть“ 1205 ; некоторые же, как открыло то же следствие, буквально рубились ножами 1206 . |
| |