Во-первых, дается чрезмерно буквалистическая интерпретация библейскому тексту Исх.1:11 , где говорится о том, что народ израильский «построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов». Отталкиваясь от названия Раамсес, делают вывод о том, что эти города были построены при фараоне Раамзесе II (годы правления 1290–1224), известном своими строительными программами. 6 Рис. 1. Стела Мернептаха Во-вторых, ссылаются на древнейший небиблейский памятник, в котором впервые упоминается имя «Израиль» – стелу Мернептаха 7 (рис. 1), названную так в честь фараона, правившего Египтом приблизительно с 1213 по 1203 год до Р. Х. Стела датируется 1209 годом до Р. Х. и была найдена английским археологом Флиндерсом Петри в 1896 году в погребальном храме Мернептаха в Фивах. В тексте стелы описаны военные подвиги фараона, включая его победу в земле Ханаанской (см. рис. 2). Рис. 2. Текст стелы Мернептаха Интересующий нас фрагмент надписи начинается вводной фразой: «Ханаан жестоко разграблен»; затем идет перечисление того, что конкретно разграблено в Ханаане: «Ашкелон – завоеван, Гезер – захвачен, Яноам – уничтожен, Израиль – опустошен, его семя исчезло» 8 . Замечательно, что при упоминании Ашкелона, Гезера и Яноама используется иероглиф (три горы и тросточка сверху), означающий «государство» – перечисленные названия, действительно, указывают на древние города-государства в Палестине (см. рис. 2; например, вторая строка снизу, справа). Когда же речь идет об Израиле, употребляется другой иероглиф: (мужчина, женщина и три палочки для обозначения множественного числа), означающий «народ» 9 (см. рис. 3). Рис. 3. «Израиль народ» – фрагмент текста стелы Мернептаха Сторонники поздней даты исхода объясняют это тем, что к 1209 году народ Израильский совсем недолго пребывал в Ханаане после момента исхода; поэтому структуры государственной власти у него еще не оформились. В-третьих, ссылаясь на исследования раввина Нельсона Глюка, проводившиеся в 1930-е годы, утверждают, что государства идумеев и моавитян в Заиорданье складываются лишь к XIII веку до Р.Х. 10 Если бы это было так, то в случае более раннего исхода евреи не встретили бы сопротивления со стороны этих народов на пути в Палестину, о чем говорит Писание.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Следы от шипов Тернового венца; ребро, пронзённое римским копьём уже после наступления смерти; следы благовоний – смирны и алоэ, необходимых при иудейском погребении и упоминаемых в Евангелии, и другие уникальные детали полностью соответствуют тем, что описаны в Новом Завете. Казалось, к 80-м годам XX века наука собрала уже более чем достаточное количество доказательств аутентичности Туринской плащаницы, однако внезапно перед учёными возникла проблема. В 1988 году тремя ведущими мировыми лабораториями по радиоуглеродному анализу (Аризонским университетом, Оксфордским университетом в Англии, а так же Федеральным политехническим институтом в Швейцарии) было проведено исследование возраста Туринской плащаницы. Был вырезан небольшой кусочек, который разделили на три части. Каждая из них была отправлена в одну из вышеназванных лабораторий. В результате оказалось, что возраст Плащаницы составляет всего 650 – 750 лет, то есть её происхождение можно отнести примерно к XIV веку. Изотопные данные 1988 года практически совпадали с первым официальным документом, фиксирующим появление Туринского полотна во Франции в июне 1353 года, но при этом они входили в противоречие с результатами остальных исследований. В том числе, с описаниями, иконами, фресками и книжными миниатюрами XI — XII веков, созданными людьми, видевшими Плащаницу в Софийском соборе до взятия крестоносцами Константинополя в апреле 1204 года. Характерная особенность некоторых из этих изображений – четырехпалые руки Христа. Их можно было только скопировать: знания о том, что гвоздь, пробивший медианный нерв, вызвал втягивание большого пальца в ладонь, пришли только в конце двадцатого века. Рассказывает Джон Джексон: «Крестоносец Робер де Клари пишет, что в 1203 году он видел Плащаницу Господа в храме, которую поднимали прямо вверх каждую пятницу, и видел изображение на ней. В 1978 году я обнаружил на Полотне странные отметины – как бы следы от перекладин. Почти двадцать лет я размышлял над тем, откуда они взялись, и пришел к выводу, что они появились в Константинополе. Это следы от приспособления, поднимавшего Плащаницу вверх. Более того, есть икона, которая называется «Муж скорбей». На ней нарисован Господь, встающий из гроба. И это изображение совпадает с изображением на Плащанице. Итак, у нас есть три факта, относящиеся к одному периоду: воспоминания де Клари, специфические отметины на ткани и икона. Я думаю, это не может быть случайностью. Я думаю, это доказывает то, что Туринская Плащаница и Плащаница, которая известна по историческим документам как Константинопольская, это одно и тоже».

http://pravmir.ru/turinskaya-plashhanica...

понятие А. использовалось для обозначения ручательства отчуждателя имущества (auctor) по поводу правомочности сделки (actio auctoritatis) или санкции лица, отвечающего за законность акта др. лица (auctoritas domini, patris, tutoris), а также для выражения одобрения патрицианским Сенатом постановлений комиций - народного собрания (auctoritas patrum) или тех или иных действий магистратов - чиновников (auctoritas sentatus), наконец, для характеристики полноты власти императора или в качестве синонима его распоряжений (summa auctoritas). Первоначально в отличие от власти по должности, обладающей в соответствии с законом четко регламентированными полномочиями и принудительным характером, обозначаемой в лат. языке особым термином potestas, А. мыслился как власть, восходящая к сакральному праву, освящающая potestas. В особенности применительно к должности императора происходит сближение этих двух понятий, хотя А. (согласно этимологии, от auctor - создатель, руководитель) и удержал за собой значение верховенства в понятии о любых властных полномочиях. В средневек. западноевроп. науке понятие А.- одно из фундаментальных: под ним подразумевается не только А. Свящ. Писания, но и А. Свящ. Предания. Начиная с блж. Августина и св. Кирилла Александрийского, ересь понималась как нечто новое, не имеющее опоры не только в Свящ. Писании, но и в творениях христ. писателей, подборки высказываний к-рых стали важным инструментом теологической полемики ( флорилегии или просто Libelli auctoritatum, Auctoritates); одновременно такие сборники служили сохранению и систематизации учения отцов Церкви. Викентий Леринский ( ок. 450) прямо указывал, что для богословского доказательства недостаточно ссылок только на Свящ. Писание, к-рое в силу слабости человеческого разума, не всегда способного проникнуть в истинные глубины богодухновенного текста, может стать опорой и для еретиков. В классической для всего средневековья формулировке Винцентия обязательным для Вселенской Церкви можно считать лишь то, во что верили везде, всегда и все (Commonimorium. 2-3). Достичь при решении того или иного теологического вопроса единства с А., т. е. со всеобщей, извечной и единодушной верой отцов - цель поколений теологов, отражавшая парадигму средневек. сознания, в целом чуждого идее обновления и развития, ориентированного на традицию, древность к-рой тождественна святости. Схоласту Бернарду Шартрскому ( 1124/30) принадлежит знаменитый афоризм: «Мы карлики на плечах великанов» (Иоанн Солсберийский. Metalogicon. III 4). Производное от термина «А.» прилагательное «аутентичный» обозначало учение, основанное на А., а потому истинное (doctrina authentica - Абсалон Сен-Викторский [ 1203]. Sermo. 27//PL. 211. Col. 162). Аналогичное значение имел А. в каноническом праве .

http://pravenc.ru/text/81016.html

Т. о., можно предполагать, что некоторые этнические группы участвовали во мн. войнах, затрагивающих Египет, причем то на стороне Египта, то на стороне его противников, что подтверждается егип. надписями. Примером служат шарданцы, к-рые служили наемниками и у хеттов, и у ливийцев, и у египтян. Вместе с тем в такой грандиозной литературно-исторической композиции, какая была создана в Мединет-Абу, авторы рельефов и текстов, вероятно, до известной степени свободно расставляли фигурки воинов (по крайней мере в некоторых эпизодах), исходя из некоего фиксированного списка. Главную часть этого списка как раз и составляют 9 Н. м., выделенных египтологами кон. XIX - нач. XX в. Кроме группы из 5 «народов-заговорщиков» из списка Рамсеса III к этому списку традиционно причисляют еще 4 народа, фигурирующих в Большой надписи фараона Мернептаха (1213-1203 гг. до Р. Х.) на стене главного храма в Карнаке. Надпись относится к 5-му году правления Мернептаха и посвящена победе над ливийцами, пытавшимися вторгнуться в зап. часть Дельты. В операцию против Египта ливийский князь привлек в качестве наемников (или союзников) иностранных воинов ( Breasted. 1906. Vol. 3. § 574, 579, 588; Manassa. 2003. P. 23 ff.; Woudhuizen. 2006. P. 43): «В 5-й год, во второй месяц сезона жатвы пришли и сказали Его Величеству: «Презренный вождь врагов-ливийцев Мерей, сын Дедая, напал на страну Чехену со своими лучниками... отрядами шарданцев, шекелешей, эквешей, луккийцев и терешей, составленными из лучших пехотинцев своих стран и лучших воинов с тяжелым оружием. Он взял с собой жену и детей... И достиг западной границы на полях Перире»». Т. к. шекелеши уже встречались в списке «народов-заговорщиков» в надписи из Мединет-Абу, то карнакская надпись добавляет только 4 новые этнические группы. Из них, как можно установить по надписям и рельефам в Мединет-Абу, в сражениях 8-го года царствования Рамсеса III не участвуют только эквеши и луккийцы. Так или иначе, существует 2 списка народов, относящихся к событиям, случившимся в разное время (с интервалом примерно в 30 лет): список Мернептаха (сражение с ливийцами и их союзниками к западу от Дельты, 1209/08 г.

http://pravenc.ru/text/2564690.html

Наконец, исполнитель каждого из этих служений получает при совершении таинства Божью благодать, многократно приумножающую его силы, выделяющую его из общей массы лиц . По-видимому, наиболее наглядно это проявляется в царском служении. Помазание на царство символизирует излияние на царя благодатных даров, которые укрепят его для устроения земной жизни вверенного ему народа и ограждения его от внешних опасностей. Безусловно, благодатные дары, данные царю при помазании, простирались и на область духовно-мистической жизни. «Бог дал ему иное сердце» (1 Цар. 10:6, 9) . Осознанно или нет, но многократно сами цари различными способами подчеркивали родство своего и монашеского служения. Один из таких прецедентов связан с принятием Византийским императором Исааком II Ангелом (1185-1195 и 1203-1204) на себя звания « епистимонарха». Как отмечают исследователи, важным в этом акте является не только официальное признание царя «опытнейшим правителем Церкви», «благочинным Церкви», имеющим власть исправлять то, что совершается вопреки каноническим определениям. В интересующем нас контексте важно то, что епистимонархом в это время называли особого монастырского надзирателя, « будильщика», который ночью поднимал всю братию, начиная с настоятеля, к утреннему богослужению. А во время Литургии обходил кельи, чтобы спящих по лености монахов привести в храм. Днем же епистимонарх следил, не сошлись ли монахи без всякой причины для праздных слов и бездельничанья, вразумляя и напоминая им об их обязанностях. Едва ли данный факт можно считать случайным . Вполне естественно в свете сказанного, что монашество издавна стало не просто объектом особой заботы царской власти, но и формой царского служения. Например, Византийские императоры Василий I Македонянин (867-886) и его сын Лев VI Мудрый (886-912) не только демонстрировали личное высокое благочестие, но и часто проводили время в богословских и душеспасительных беседах с монастырскими старцами. Не говоря уже о том, что выделяли большие средства для реставрации старых и обеспечения действующих обителей, защищали от произвола и домогательств третьих лиц. Так, в 872 г. Василий I дал афонским монахам грамоту, оберегавшую их от мирян.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/15/...

17, (1) Но когда завистливый и лукавый соперник и противник рода праведных увидел величие мученичества его и безукоризненное от начала житие его и что увенчан он венцом нетления 1192 и получил непререкаемую награду 1193 , то постарался, чтобы и тело 1194 его не было взято нами, хотя многие желали сие сделать и иметь [частицу] (κοινωνσαι) 1195 его святого тела. (2) И вот внушил он Никите, отцу Ирода, брату Алки 1196 , обратиться к начальнику 1197 , чтобы он не отдавал тела его, дабы мы, как говорил он, оставив Распятого, не начали почитать сего. Это сказано 1198 было по внушению и настоянию иудеев, которые уследили, что мы собираемся взять его с костра, и не понимали, что мы никогда не сможем ни оставить Христа, Который пострадал для спасения всех, спасаемых в мире, непорочный за грешников, ни почитать кого-либо другого. (3) Ибо мы покланяемся Ему как Сыну Божию; а мучеников как учеников и подражателей Господних 1199 достойно любим за непобедимую приверженность [их] к своему Царю и Учителю. Да даст Бог и нам быть их общниками 1200 и соучениками! 1201 18, (1) Центурион 1202 , видя иудейскую сварливость, положил тело посредине 1203 , как у них принято 1204 , и сжег. (2) И так мы взяли затем кости его, которые драгоценнее дорогих камней и благороднее золота 1205 , и положили, где следовало. (3) Там по возможности Господь даст и нам, собравшимся в веселии и радости 1206 , отпраздновать день рождения его мученика 1207 , в память подвизавшихся [за веру] до нас и в наставление и приготовление для будущих [подвижников]. 19, (1) Такова [история] блаженного Поликарпа, которого одного, [хотя он был] двенадцатым (вместе с Филадельфийскими) мучеником в Смирне 1208 , все особенно 1209 вспоминают, так что и язычники повсюду толкуют о нем. Он был не только знаменитым учителем, но и изрядным мучеником, мученичеству которого, совершившемуся по Евангелию Христову, все подражать желают. (2) Ибо он, терпением победив беззаконного начальника и таким образом восприяв венец нетления 1210 и веселясь ныне с апостолами и всеми праведниками, славит Бога Отца Вседержителя 1211 и благословляет Господа нашего, Спасителя душ наших и Кормчего телес наших и Пастыря вселенской кафолической 1212 Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Ср.: 55-е правило Трулльского Собора и 18-е правило Гангрского Поместного Собора. Единственное исключение из этого правила – строгий пост в Великую субботу. 1139 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Почему же он избрал двенадцать апостолов, а не какое-нибудь другое количество, чтобы и на этом основании я не мог истолковать его как моего Христа, предсказанного не только словами пророков, но и знаками деяний?» 1193 Употреблен глагол suggillare. Выше действия Христа по отношению к преследователям пророков обозначались словами suggillans («укоряя») и suggillatio («укор», переведено: «укорять») (Tert. Adv. Marc., IV, 15, 1). 1198 Конъектура Кройманна. В рукописи: «дабы мне также и в этом суждении показать Христа принадлежащим Творцу, обогащающему » 1202 Слова «Ибо, – говорит, – вы получили свое утешение, – конечно, от богатств, от их славы и доходов мира сего» Кройманн помещает сюда. В рукописи они находятся ниже, после слов «приписывает богатым пороки, сопутствующие богатствам». 1203 Другой возможный перевод: «Но пороки, сопутствующие богатствам, обращают в Евангелии на богатых то “Горе!”». 1240 Qui non modo vicem, sed etiam ultionem, etiam recordationem et re­cogitationem injuriae prohibit. B переводе 1870 r.: «who forbids not only all reprisals, but even a revengeful thought or recollection of an injury». B переводе 1972 г.: «who forbids not only retaliation, not only vengeance, but even the remembrance and recollection of injury». 1243 Taliones. Конъектура Кройманна. В рукописи оба слова стоят в родительном падеже единственного числа. 1245 Другой возможный перевод: «чтобы никто не нуждался, во Второзаконии у тебя есть установленный для подающего образ Творца». 1256 Т. е. заповедь нового бога – поскольку он не сказал заранее, чего следует желать для себя и другого, – бессмысленна и может быть игнорируемой. 1258 Конъектура Кройманна. В рукописи: « именно теперь был открыт, все-таки открыт». Последнее слово Корссен исключает как интерполяцию. 1271 Согласно другому прочтению: «ведь более знаменательно, когда Он запрещает требовать назад даже у собирающегося погасить».

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

По свидетельству свящ. Сергеева, некоторые при исполнении этой формы радения кружатся так быстро, что „и глаз их не видно: волосы на голове поднимаются вверх, на мужчинах рубахи, на женщинах платья раздуваются как трубы и происходит вихрь“ 1196 , так что, по справедливому замечанию архимандрита Досифея, „машинально вертящийся столб“, образующийся при этом, „для наблюдательного взора представляет весьма странное и ужасное зрелище“ 1197 . Совершаемое большею частию в начале богослужения 1198 , одиночное радение бывает непродолжительно и имеет значение приуготовительного действия к совершению других, более сложных, форм радения. Впрочем, кроме этого своего употребления, так сказать специфического, одиночное радение входит, как увидим, в „круговое радение“, как его составная часть. 2) В схватку, составляющее отчасти повторение одиночного радения. Обыкновенно, двое (большею частию мужчина и женщина) обоймутся и начинают кружиться,– только уже не на одном месте, как происходит в одиночном радении, a по всему пространству моленной комнаты 1199 . Таким образом, радение „в схватку“ по образу совершения несколько походит на танец обыкновенного галопа. 3) Стенкой или стеночкой. Составляется круг; каждый член последнего должен стоять боком нпо отношению к двум своим противоположным соседям. Составленный таким образом круг начинает скорое круговое скакание по комнате, строго наблюдая при этом, чтобы прыжки делались всеми, составляющими круг, одновременно и при том непременно обеими ногами разом; махание руками должно сопровождать каждый новый прыжок 1200 . 4) Корабельное или Давидово. Составляется такой же круг, но так, что каждый член его обращается лицом к затылку другого, стоящего впереди. Быстрое беганье друг за другом к кругообразном посолонном направлении открывает совершение этой формы радения. Во все время бегания сектанты сильно топают ногами в один шаг, машут руками, стараясь при этом дышать по возможности сильнее и отрывистее. Скорость бегания усиливается, когда они, по словам Андреянова, „почувствуют в себе Дух“; в это время скорость их бегания равняется „скорости коней, бегущих рысью“ 1201 . Набегавшись друг за другом до совершенной усталости, хлысты и копцы останавливаются, моментально оборачиваются друг к другу лицом и начинают прыгать на пальцах своих ног, „приподымаясь“ в то же время „немного вверх по солнцу“ 1202 , т. е. вероятно по направлению от севера к западу, от запада на юг и т. д., как объяснено в показании другого хлыста 1203 . Финал корабельного радения ужасный по своим последствиям. Иные сектанты в порыве бешенства „брали, по показанию Осипова на следствии 1747 г., обухи, а другие завернутые в тряпицы пушечные ядра 1204 и били себя по спинам, приговаривая: „сокрушайся, моя плоть“ 1205 ; некоторые же, как открыло то же следствие, буквально рубились ножами 1206 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010