После завоевания К-поля предусматривалось учреждение коллегии, к-рая должна была избрать нового императора, и создание комиссии, распределявшей лены между участниками экспедиции (в состав коллегии и комиссии входили по 6 представителей от Венецианской республики и войска крестоносцев). Новый император получал во владение 1/4 всех земель Византии, оставшиеся земли делились поровну между венецианцами и крестоносцами. Партия, чей ставленник проиграл на выборах, получала право назначения клириков храма Св. Софии, из их числа избирался патриарх К-польский. Император должен был подтвердить все торговые привилегии, полученные венецианцами, а также дать гарантии ненападения на Венецианскую республику. Основным претендентом на престол императора являлся Бонифаций Монферратский, однако большинство выборщиков поддержали кандидатуру Балдуина I. 9 апр. 1204 г. крестоносцы начали 2-ю осаду К-поля. Первоначально попытка венецианцев взять с моря участок стены, контролировавшийся ими в ходе 1-й осады (1203), не увенчалась успехом, однако использование крестоносцами осадных машин привело к тому, что 13 апр. 1204 г. К-поль пал. Крестоносцы разграбили город (подробнее см. ст. Константинополь ). 16 мая состоялась коронация Балдуина I, положившая начало существованию Латинской империи . Папа Иннокентий III вынужден был признать захват К-поля и создание нового гос-ва. Папские легаты Соффредо и Петр Капуанский освободили крестоносцев от обязанности совершать поход на Александрию и приравняли захват К-поля к исполнению крестоносного обета. Венецианцы были освобождены от церковного отлучения, к-рое было наложено на них за захват Зары. Захват К-поля участниками 4-го крестового похода привел к дезинтеграции Византии. На месте единой империи возникло несколько гос-в - Никейская империя , Трапезундская империя , Эпирское княжество , а также гос-ва Латинской Романии: Латинская империя (1204-1261), Фессалоникское королевство (1209-1224), Ахейское (Морейское) княжество (1205-1432), Афинская сеньория (1205-1456, с 1260 - герцогство) (подробнее см.: Карпов.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

В Евангелии описан ритуал этой игры, когда, помните, воины падают на колени и кричат: «Радуйся, царь иудейский». Римлянам-то какое до этого дело? А дело очень даже есть, потому что водружение на голову тернового венца – это ритуал коронации римского цезаря. На голову цезаря надевали лавровый венок, ведь кроме того, что он был императором, он был еще и жрецом. Давали жезл, а Христу давали палку, это пародия такая была, такое страшное шутовство. Вместо лаврового венка ему надевают страшную корону из колючек, которая может сильно изуродовать. Помните же, Понтий Пилат пишет, что Иисус Христос – царь иудейский. За что Христа осудили? Его же не за религиозные убеждения осудили, до этого римлянам вообще никакого дела не было. Его осудили по политическому мотиву, якобы он хотел, как это часто тогда у иудеев происходило, возглавить некое политическое движение и стать царем, то есть сместить законную власть. Как только Пилат приговаривает Его к смертной казни, с Ним происходит вот такая вещь. Почему в Париже в виде венка? Потому что в таком виде его уже привозят, почти что, из Константинополя. Терновый венец был захвачен и стал собственностью латинского императора (напомню, что с 1203 по 1261 год там была Латинская империя, там правили латиняне). Этот латинский император, кузен Людовика IX, очень много задолжал венецианцам и, чтобы расплатиться, отдал в залог терновый венец, а Людовик IX его за огромную сумму выкупил. Сначала венецианцы такую сумму огромную запросили, что король не мог ее заплатить, поэтому был торг. После этого торга все-таки венецианцы скинули цену, а несколько шипов отломали. Шипы сейчас по всему миру разбросаны, они в Генуе находятся, и в Лиссабоне, и в Венеции, шипов очень много. Какие-то шипы в венце остались, но большинство из них венецианцы отломали. Король Людовик IX прекрасно знал, с кем имеет дело, он послал туда двух монахов доминиканцев, которые видели терновый венец до разграбления Константинополя, чтобы они подтвердили, что это тот самый венец. И его привезли, и сам король его встречал, босой, в рубахе – это отдельная история…

http://pravmir.ru/turinskaya-plashhanits...

Но в таком случае время жизни этих мудрецов-псалмопевцев совпадает с временем жизни соименных им Давидовых певцов и начальников хора Емана и Ефана, так как они, подобно Асафу-пророку 1201 и вместе с ним, жили и стояли во главе богослужебных хоров и в царствование Соломона 1202 . Сходятся они с этими последними и по другим важнейшим отличительным признакам: и те и другие носят одинаковые имена; одни представляются как известные мудрецы, достигавшие богодарованной мудрости Соломона, и другие описываются как мужи богопросвещенные, – «прозорливцы, по словам Божиим» 1203 ; первым приписывается составление двух названных выше песней Псалтири, и последние вместе с пророком Асафом, по самому своему служению, были и известны как замечательнейшие певцы и устроители богослужебной музыки и пения, что естественно дает предполагать в них, так же как и в пророке Асафе, не простых только исполнителей, но и самостоятельных составителей священных песней 1204 . Таким образом, разница между теми и другими ограничивается лишь тем только, что Еман и Ефан, певцы Давида, известны как левиты; современные же им мудрецы Соломоновы того же имени не называются левитами, а носят прозвание Езрахитов. Но разница эта не представляет непреодолимого препятствия к тому, чтобы и тех и других считать одними и теми же лицами. С целью устранения встречающегося при этом затруднения придумано не мало различных объяснений наименования певцов Давида Езрахитами. Всего бы легче и естественнее, конечно, устранялось затруднение, если бы можно было объяснить это наименование из родословия самих певцов Давидовых; почему некоторыми толкователями псалмов и сделаны были попытки объяснить его словопроизводством от имени Азарии, одного из предков певца Емана 1205 , или от имени Зераха, одного из родственников обоих певцов, только по другой родовой линии от Гирсона, предка Асафова 1206 . Но имя Азарии, предка Еманова, мало имеет отношения к Ефану, принадлежавшему к другой родовой линии, и притом по еврейскому написанию настолько отличается от , что производство от него этого последнего совершенно немыслимо; производство же от имени левита Зераха – хотя грамматически и совершенно правильно 1207 , но в отношении к Еману и Ефану не представляется достаточно основательным; так как решительно не видно причины, почему бы такие знаменитые певцы могли быть названы по имени очень дальнего и мало известного их родственника, и притом по другой родовой линии, тогда как и прямые его потомки, напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Вероятнее предполагать, что первая часть Царствования Алексея написана еще в Цареграде, около 1203 года. Нам кажется возможным, что между написанием первой книги и четырех глав второй, а также и остальных частей истории Алексея, должен был пройти значительный промежуток времени 455 . Начиная с 5 главы II книги, правление Алексея III, без сомнения, описано в Никее. Скорбное обращение к византийской империи по поводу того обстоятельства, что царедворцы в выборе преемника императору Алексею III руководились личными целями и свой интерес ставили выше общего блага, может оправдываться только тем, что тогда писатель действительно имел в виду падшую империю. В самом деле, образ прелестницы, продающей свои ласки всякому встречному, женщины, подвергшиеся насилию и т.п., едва ли может быть приложен к византийской империи времени Алексея III Ангела 456 ; вероятно, тут имеется в виду империя, завоеванная латинянами. Точно также, в описании набега кочевых народов (половцев), в союзе с болгарами, на местечко Куперий, во Фракии, есть один признак, дающий основание предполагать, что это событие описано после 1206 года. Никита делает замечание, что скифы и доселе 457 избегают нападают на городские и полевые укрепления. Во всяком случае, следует думать, что между событием и описанием его был значительный промежуток времени, когда скифы, т.е. половцы и команы могли несколько раз доказать свою неспособность к осаде укреплений. Но таковы и были набеги этих кочевников в 1205–6 годах, к описанию которых Никита и обращается в своем месте. Заметим еще, что отдел, начинающийся в 8 гл. в III книге Алексея, мог составлять совершенно самостоятельный рассказ и внесен в историю в последствии. В рукописи, хранящейся в Лондоне (cod. Bodl.), этот отдел, действительно, представляет самостоятельное целое. Говоря об обещаниях, которые дал крестоносцам сын исаака Ангела, Алексей IV, Никита выражает убеждение, что он никогда не в силах был исполнить их 458 -убеждение, основанное на совершившихся событиях; это еще признак, что вторая половина царствования Алексея III написана после занятия латинянами Цареграда.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

При чтении этого слова прежде всего поражает читателя лесть и преувеличение достоинств Исаака Ангела. Мы не привыкли слышать от Никиты похвалу правительственным лицам; здесь же выдумываются победы, и за будушие трофеи император увенчивается лаврами. В читателе, незнакомом с языком и литературным методом Никиты, может даже возродиться сомнение: действительно-ли принадлежат перу автора истории Исаака сейчас приведенные слова. Можем уверить, что слог и язык как истории, так и слова, один и тот же, но разны взгляды на предмет: в истории независимое мнение умного писателя, в слове фраза и лесть придворного оратора 598 . Не останавливаясь на доказательствах принадлежности этого слова перу Никиты, переходим к разрешению другого вопроса: когда состоялся поход, о котором идет здесь речь, есть-ли возможность приурочить его к каким-нибудь событиям, внесенным истории Никиты? Сначала отметим и некоторые черты, которые могут помочь в определении обстоятельств этого похода, а потом посмотрим, какое известие о походах Исаака на скифов может всего ближе подойдти к известию слова. 1) Из содержания слова можно вывести, что сам писатель не получил приказания сопутствовать императору в этом походе: он представляет императора удаляющимся, а себя остающимся без его лицезрения-откуда печаль и сожаление 599 . 2) Поход состоялся вскоре за проследованием крестоносцев в святую землю 600 . 3) Это был уже не первый поход Исаака против славян и кочевых народов 601 . 4) Есть несколько указаний на время года, когда состоялся этот поход 602 . Император Исаак Ангел два раза был на престоле византийском: в первый-от 1185 до 1195 года, во второй-в 1203 г., и царствовал вместе с сыном своим Алексеем IV. Здесь речь идет об отношениях, случившихся в первый период его царствования. С первых же лет правления Исаака, в Болгарии началось сильное движение, которому предводители Петр и Асень сумели придать национально-религиозный характер. В союзе с половцами, которых византийцы обозначали именем скифов, болгары каждогодно переходили Дунай, грабили имперские области и возвращались в горы с богатою добычей.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

[лат. Ritus byzantinus], термин, принятый в совр. зап. науке для обозначения литургической традиции, зародившейся на Востоке Римской империи, использовавшейся греч. Патриархатами древности и сохраняющейся и после падения Византии в богослужении правосл. Поместных Церквей вплоть до наст. времени (Р. Тафт). Однако по своему содержанию термин не вполне корректен в силу неск. причин. Во-первых, в визант. эпоху на Востоке Римской империи (см. Византийская империя ) сосуществовали неск. литургических традиций, частично они легли в основу византийского богослужения , частично исчезли или же сохранились лишь в богослужении нехалкидонитов. Наиболее важными для последующего правосл. богослужения стали традиции К-поля и Иерусалима, к-рые в разные эпохи своего развития имели различную форму и, кроме того, оказывали друг на друга существенное влияние. Наконец, богослужение Православных Поместных Церквей и после падения Византии, и в наст. время (причем нередко в каждой из Церквей по-своему) продолжает развиваться, поэтому говорить о В. о. как о некой определенной традиции невозможно. Само употребление слова «обряд» для обозначения целой богослужебной традиции изначально являлось попыткой свести ее только к обрядовой стороне. Не случайно название В. о. активно использовалось иезуитами в период между мировыми войнами, преимущественно в Вост. Польше, для распространения унии (см. Восточный обряд ), когда совершение богослужения католич. священнослужителями по правосл. чину преследовало цели прозелитизма. Офиц. признание термин «В. о.» получил в католич. Церкви только в 60-х гг. XX в. после переиздания ряда греч. и слав. литургических книг и особенно на фоне решений Ватиканского II Собора (ККЦ. 1203). В Кодексе канонического права Восточных католич. Церквей сам термин «обряд» определяется уже шире (как литургическое, богословское, духовное и дисциплинарное наследие), но связывается с богослужением автономных Церквей (sui juris), иерархия к-рых признана Римом (Codex canonum ecclesium orientalium. Tit. 2. Can. 27-28). Тем не менее в силу изложенных выше причин термин «В. о.» не может считаться адекватным определением богослужения правосл. Церкви.

http://pravenc.ru/text/Византийский ...

Закрыть Куда идём, россияне? Ещё несколько слов о кадрах, идеологии и обществе 26.07.2022 1203 Время на чтение 9 минут Фото: Из личного архива автора Начну с ситуации из недавнего прошлого политической истории России, которая имела некоторый медийный резонанс, но в общественном сознании осталась практически незамеченной. 20 августа 2016 года во время летней Олимпиады в Рио-де-Жанейро в финале соревнований по вольной борьбе в весовой категории до 86 килограммов встретились ингуш, ранее известный как Зелимхан Картоев, выступающей под флагом Турции, и российский спортсмен из Дагестана Абдулрашид Садулаев. Юнус-Бек Евкуров, в то время Глава Республики Ингушетия, субъекта Российской Федерации, на своей странице b Facebook (hыhe запрещен в России) написал в преддверии поединка: «Дорогие друзья, наш Зелимхан Картоев пробился в финал олимпиады по борьбе. В полуфинале он одолел борца из США. Таким образом, Зелимхан сразится в финале с нашим братом из республики Дагестан Абдулрашидом Садулаевым, который, несмотря на свой юный возраст, является одним из лучших в своей весовой категории, показывает хорошую борьбу, обладает блестящей техникой. Но в спорте всегда есть победители и проигравшие. Вся Ингушетия будет болеть и переживать за Зелимхана Картоева. Желаем ему удачи в финале!» Всё бы ничего, но 26-летний, на тот момент, Картоев, уроженец Ингушетии, ранее выступал за сборную России. А с 2014 года он принял гражданство Турции, сменив имя и фамилию на Селима Яшара, уже представляя на международных соревнованиях это государство. То есть глава административно-политического субъекта Российской Федерации пожелал победы представителю иностранного государства в борьбе с представителем России. Причём в своём фейсбушном воззвании ни разу Российскую Федерацию не упомянул. К радости российских болельщиков вольной борьбы и, видимо, к печали всех нероссийских болельщиков, Абдулрашид Садулаев, известный уже тогда за рубежом под прозвищем «Русский танк» безоговорочно победил турка Селима Яшара со счётом 5:0.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/26/ku...

25-е † Благоверных князей Давида и Евфросинии, Муромских чудотворцев Блаженный Давид, в иночестве Пётр 263 , князь Муромский, был второй сын князя Юрия Владимировича Муромского. Старший брат его Владимир Юрьевич с 1170 г. наследовал после отца Муром. – После того как Болгары опустошили (в 1183 г.) окрестности Мурома, Муромские князья Владимир и Давид вместе с несколькими другими вступили в землю Болгаров с мечом и огнём и вознаградили потери поданных. В 1186 г. Владимир и Давид Юрьевичи участвовали в походе великого князя Всеволода против Рязанских князей, нападавших на своих братьев, князей Пронских 264 . – В 1196 г. три брата, князья Муромские, были у Всеволода на брачном пиру сына его; а в следующем году один Давид Юрьевич был у великого князя при выдаче дочери его в замужество 265 . По повести, пока жив был старший брат, «имеяше обычай блаженный Пётр всегда приходити к брату своему на поклонение»: так уважал он старшего брата! В конце 1203 г. (дек. 18 дня) князь Владимир умер и «на Муроме остался брат его Давид Юрьевич 266 . По повести, когда св. князь принял правление после брата, пришлось ему испытать сильную борьбу с собой, но он вышел победителем. За несколько времени перед тем долго страдал он опасной болезнью, – тело его покрыто было струпьями. – Славившаяся умом своим дочь «древолазца», бортника, излечила его мазью. По разговору и поступкам девушки князь признал высокие качества ума и сердца в дочери бортника и дал слово взять её в супругу себе; но потом нашёл неприличным для князя супружество с простой девушкой. Болезнь возобновилась. Евфросиния вновь вылечила князя, и признательный князь выполнил своё слово, сочетался с ней браком. – Когда же после смерти брата вступил он на престол, Муромская знать, конечно, подстрекаемая младшим братом и племянником, объявила: или пусть отпустит от себя супругу, оскорбляющую своим происхождением знатных жён, или же, оставит Муром. – Князь твёрдо помнил слова Господа: «что Бог сочетал, того человек да не разлучит. Кто отпустит жену свою и женится на другой, тот прелюбодей». Потому, верный долгу христианского супруга, князь согласился отказаться от княжества. Он остался после того с небогатыми средствами к жизни, и печальные мысли невольно приходили ему на ум. Но умная княгиня говорила ему: «не печалься, князь, – милостивый Бог не оставит нас в нищете». В Муроме скоро открылись раздоры непримиримые, искатели власти схватились за мечи и многие из вельможных потеряли жизнь. Бояры Муромские принуждены были просить князя Давида и княгиню Евфросинию возвратиться в Муром. Так князь, верный долгу своему, восторжествовал и над врагами своими 267 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Закрыть Разделить и разнуздать - чтоб взнуздать и властвовать Управляемый хаос в Америке выгоден всем игрокам 19.06.2020 1203 Время на чтение 8 минут Мы продолжаем публиковать тексты, входящие в цикл бесед с профессором Браунского Университета (Род Айленд, США) Владимиром Гольштейном, посвящённые проблеме нынешнего кризиса в Соединённых Штатах. Павел Тихомиров: Уважаемый профессор, в Америке недавно попал од запрет фильм «Унесённые ветром». Фильм этот давно почитается в качестве классики искусства ХХ века. У вас там что, энтузиасты мультикультурности и толерантства не понимают, что превращая США в какую-то совершенно оруэлловскую карикатуру, они, на самом деле, выставляют свои идеалы толерантности на посмешище? Что вообще происходит с американцами? Владимир Гольштейн: О связи между неврозами, экономическим упадком и страхом заразы. Разные антропологические теории, Рене Жирара в частности, говорят нам о том, что страхи и неврозы, - вызванные экономической, политической, или медицинской причинами - выражают себя в страхе перед заразой, инфекцией, грязью, и реальными, а чаще вымышленными источниками этих инфекций. Так было в средние века, когда эпидемия чумы вызывала погромы всех, кого фантазия и страхи назначали в козлов отпущения. Так было и в нацистской Германии, и безумным страхом или ненавистью к евреям, цыганам, большевикам и всем, кто разлагает и отравляет немецкие тело и дух. Но, я думаю, мы можем перевернуть эту уравнение. Чем больше страхов перед «другим», чем истеричнее обвинения;чем хуже экономическая ситуация, тем быстрее средний класс теряет почву под ногами. При этом, среднему классу Америки очень трудно признать какие бы то ни было поражения или неудачи, ибо американцы воспитаны на вере в себя и оптимизме. Поэтому, по их разумению, плохо бывает другим, у вот уних все хорошо. А если и есть проблемы, то мы их поведаем бутылке, наркотикам, или своему психиатру. И больше никому. Поэтому, серьезным экономическим анализом, изучением результатов глобализма и корпоративного капитализма никто заниматься не хочет. Проблемы тем не менее остаются, поэтому и происходит психологическое замещение.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/19/...

Несколько лет после этого летописи ничего не сообщают о Мстиславе Трепольском, пока, в 1197 г. Рюрик Ростиславич не послал его к Владимиру Галицкому за подмогой против своего врага Романа Волынского. Вместе с галичанами Мстислав Мстиславич разорял окрестности города Перемиля в романовой волости. В 1203 г. Мстислав Мстиславич участвовал в победоносном зимнем походе великого князя Романа Киевского, Галицкого и волынского на половцев, подробности которого, к сожалению, остаются неизвестными. В том же году трепольский князь женился на дочери половецкого хана Котяна. 1207 год застает Мстислава уже в столице Поросья Торческе. Падение Рюрика Ростиславича означало крутые перемены и для него самого. Войско черниговских Ольговичей во главе с Веволодом Чермным осадило город. Надежды удержаться было мало, но Мстислав хорошо подготовился к осаде и решил бороться. По сообщению В.Н. Татищева Мстиславич, ободрив войско, он устроил успешную вылазку, перебив многих неприятелей и отступив обратно в крепость лишь из-за угрозы оказаться отрезанным от ворот. Вероятно, Мстислав решил действовать по примеру отца, сумевшего выдержать, в свое время, беспримерную осаду Вышгорода против огромного войска Андрея Боголюбского, истребляя на вылазках цвет его дружины, однако вышло иначе. Черниговцы применили " тактику выжженной земли " , принявшись беспощадно разорять окрестности Торческа. Храбрый, но человечный князь этого зрелища вынести не смог и предложил Всеволоду сдать город, если тот прекратит зверства и даст ему гарантии беспрепятственного ухода. Тот с удовольствием согласился и Мстислав Мстиславич покинул Южную Русь, вернувшись на Смоленщину, в свой Торопец. Этот небольшой и откровенно бедный удел занимал уникальное положение, контролируя истоки Западной Двины, Ловати, Волги и Днепра. Отсюда было недалеко до киевского Юга, но еще ближе к псковскому и полоцкому Западу, новгородскому Северу и суздальскому Востоку. Торопецкий князь мог выступать посредником в их спорах, влиять на политику этих государственных образований. Недалеко отсюда было и до продолжавшей свое усиление Литвы.

http://ruskline.ru/analitika/2006/12/29/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010