CXXI, 1068;1088). Cf. Glucas, 545), по понятным мотивам, рисует роль Василия в самых привлекательных чертах и совершенно снимает с него ответственность за цареубийство: Василий навлек на себя гнев Михаила тем, что пытался удерживать его от порочной жизни, а его друзья, опасаясь за жизнь Василия и интересы государства, убили Михаила. Но даже Генезий (Genes. p. 112; P. G. CIX 1136), благосклонный к основателю новой династии и хорошо осведомленный в придворных отношениях, не находит возможным всю вину сваливать на Михаила. Он отмечает, что слухи ходили разные: одни говорили, что Михаил замышляет убить Василия: другие, что он сохранял к нему расположение, хотя завистники и старались возбудить вражду между ними. И если Генезий приписывает убийство Михаила не Василию, а его друзьям, то и он оговаривается, что, по слухам, друзья советовали Василию покончить с Михаилом и, следовательно, Василий о их планах был осведомлен. Наконец, продолжатель Георгия, вполне независимый в своих суждениях, определенно свидетельствует против Василия (Georg. Contin. 1068; P. G. CIX. Leo Gramm. 250 (P.G. 1081). Pseudo-Symeon 683; P.G. CIX, 745). По нему, Василий составил заговор против императора, о чем последний получил предостережение от какого-то монаха, но не придал ему значения, не принял мер самозащиты и пал жертвой заговора. Версия Продолжателя Георгия о роли Василия наиболее надежна. 1526 Это не было накануне смерти Михаила, как ошибочно полагал J.Pargoire. Les Saint-Mamas De Consmanminople, р. 300. Известия Русс. Археол. Института в К-поль, 1904 (IX). 1527 Порфирогенет передает, что на жизнь Василия было сделано даже покушение, когда на охоте, по приказанию Михаила, один из воинов, целясь в зверя, бросил в него копье (Theoph.Cont. Lib. V, сар. 24; Lib. IV, сар. 43). Покушение, однако, сомнительно: если бы Михаил так далеко зашел в своей вражде, он принял бы против Василия какие-либо предосторожности, чего он не сделал. Брошенное копье могло быть простой случайностью. Но если невероятно, чтобы Михаил организовал заговор на Василия, то уже совершенно недопустимо, что бы в таком заговоре мог, из мести за Варду, принять участие Фотий, как думает Gasquet, L’empire byzantin et la monarchie franque.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИХАИЛ МАЛЕИН Преподобные Феодор Сикеот, Кир, Георгий Хозевит и Михаил Малеин. Изображения над мощевиками на Кийском кресте. 1656 г. (ц. прп. Сергия Радонежского в Крапивниках, Москва) Преподобные Феодор Сикеот, Кир, Георгий Хозевит и Михаил Малеин. Изображения над мощевиками на Кийском кресте. 1656 г. (ц. прп. Сергия Радонежского в Крапивниках, Москва) [Греч. Μιχαλ Μαλενος] (894, фема Харсиан, М. Азия - 12.07.961, мон-рь на горе Кимин, Вифиния), прп. (пам. 12 июля), визант. подвижник, основатель лавры на горе Кимин, наставник св. Афанасия Афонского . Единственным надежным источником сведений о жизни М. М. служит его пространное Житие, составленное его учеником мон. Феофаном. Он сопровождал М. М. 40 лет и создал Житие в лавре на горе Кимин (Вифиния) вскоре после кончины святого (BHG, N 1295; Petit. 1902), вероятно, в период правления имп. Никифора II Фоки (963-969). Житие содержит не только историю подвижничества М. М., но и ряд важных сведений о политической ситуации Византии X в., о культуре военной аристократии той эпохи. Мирское имя М. М. Мануил. Он род. в знатной зажиточной семье Евдокима и Анастасо (Αναστασ) Малеинов, принадлежавшей к визант. анатолийской военной аристократии. У Продолжателя Феофана ( Theoph. Contin. Chron. 438) упоминается некий Мелелеин (Μαλελενς). Если фамилия Малеин образовалась из Малелеин путем гаплологии, можно предполагать ее сирийское происхождение (ср. прозвище известного хрониста Иоанна Малалы - сир. Ритор). Родственники М. М. в неск. поколениях носили титул патрикия. Дед М. М. по отцу Евстафий, согласно Житию, был широко известен среди патрикиев и стратилатов; дед по матери Адралест занимал пост стратилата Анатолии (визант. фемы Анатолик) (ODB. Vol. 2. P. 1276). Родители М. М. долгое время были бездетны и молились о чадородии в храме Пресв. Богородицы в местечке Кука. Явившаяся во сне настоятелю храма свящ. Мефодию Божия Матерь держала в руках 4 мафория и 3 судария и приказала передать их Анастасо. Она предсказала женщине рождение детей с условием, что позднее один из судариев должен быть возвращен Ей ( Petit. 1902. P. 551-552). В семье родились трое детей: сыновья Мануил и Константин и дочь (ее имя неизв.); она вышла замуж за полководца Варду Фоку и родила сыновей Константина, Льва и Никифора (впосл. император). Т. о., М. М. приходился дядей имп. Никифору II, к-рый был рожден в 912 г., когда М. М. принял монашество. Большое внимание к аскетическим подвигам М. М. и само создание его Жития были связаны именно с этим родством семьи Малеинов с Фокадами. Тесные связи М. М. с домом Фокадов подтверждаются и упоминанием в «Истории» Льва Диакона (кон. X в.) о том, что имп. Никифор II осенью 969 г., после предсказания о своей скорой смерти, укрывался по ночам мантией М. М. ( Leo Diac. Hist. P. 83).

http://pravenc.ru/text/2563750.html

Орлец под стопами свт. Димитрия Ростовского. Шитый покров. Ок. 1757 г. (?). Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 г. (Б-ка Конгресса США) [Греч. ετς], небольшой круглый коврик с изображением парящего над городом одноглавого орла (отсюда наименование), от которого исходит сияние; в правосл. традиции относится к числу архиерейских инсигний и постилается под ноги архиерею в тех местах в храме, где он останавливается для облачения, совершения молитвы, благословения или иных обрядовых действий. Время происхождения этой инсигнии точно не установлено. Принято считать, что она заимствована из придворного церемониала визант. императоров. Однако еще в IX-XI вв. греч. термин ετς относился к имп. красному плащу (хламиде) особого кроя, к-рый носили без пояса (его было принято называть орлом (по изображению) или морем (вероятно, из-за того, что он развевался за спиной) - Theoph. Contin. I 9; Const. Porphyr. De cerem. II 15). По мнению А. П. Голубцова, О. произошли от визант. омфалиев - кругов из порфира, к-рыми отмечали места в центре храма и в предалтарном пространстве ( Голубцов А. П. Соборные Чиновники и особенности службы по ним. М., 1907. С. 74-75, 229-238). Эти круги помещали на прямоугольной мраморной плите, они символизировали Гроб Господень, запечатанный круглым камнем. В круге могло находиться мозаичное или резное изображение двуглавого имп. орла. Омфалии, а также выложенные на полу из мрамора т. н. реки служили ориентирами для священнослужителей и придворных при совершении тех или иных обрядов. По крайней мере с XIII в. при совершении чина великого извещения (или 1-го запечатления; на Руси он назывался малым знамением), предшествующего хиротонии во епископа, в центре храма ставили места для совершавших хиротонию архиереев. Перед ними параллельно алтарю рисовали мелом на полу 3 реки (ближе к царским вратам), город и орла (ближе к архиереям) (см., напр.: Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 298-299). Эти изображения охраняли иподиаконы. Хиротонисуемый совершал поклон на одной из рек, затем, стоя на изображении города, читал свое исповедание веры, а при архидиаконском возгласе «Повелите» переходил на изображение орла для получения благословения от предстоятеля и др. архиереев ( Неселовский А. З. Чины хиротесий и хиротоний. Каменец-Подольск, 1906. С. 231-233; в нек-рых вариантах чина отдельные элементы исповедания произносили соответственно у хвоста, туловища и головы орла - Там же. С. 261-262, 267-268). Этот обычай, вероятно, воспроизводил более раннюю имп. церемонию поставления придворных чинов, во время к-рой кандидат делал 3 остановки в определенных местах при приближении к императору ( Const. Porphyr. De cerem. I 45-46). По свидетельству старца Арсения (Суханова), еще в XVII в. у греков О. использовали только в чине исповедания веры избранного епископа (Проскинитарий Арсения Суханова. СПб., 1889. С. 250).

http://pravenc.ru/text/2581539.html

Соч.: Краткое собрание Льва Миротворца, августейшего греч. кесаря, показующее дел воинских обучение/Пер.: И. Ф. Копиевский. Амстердам, 1700; Leonis Philosophi Homiliae et panegyrici//PG. 107. Col. 1-298; Красносельцев Н. Ф. Addenda к изд. А. Васильева «Anecdota graeco-byzantina». Од., 1898. С. 25-30; Anastasijewi D. N. Alphabete//BZ. 1907. Bd. 16. N 2. S. 479-501; Пападопуло-Керамевс А. И. Varia graeca sacra: Сб. неизд. греч. богосл. текстов IV-XV вв. СПб., 1909. С. 213-253; Λοντος το Σοφο Πανυγηρικο λγοι/Εκδ. Ακακου ερομ. Αθναι, 1868; Tillyard J. W. Εωθιν ναστσιμα: The Morning Hymns of the Emperor Leo//AnnBSA. 1930. Vol. 30. P. 86-108; 1931. Vol. 31. P. 115-147; Oraison funèbre de Basile I par son fils Léon VI le Sage/Éd. A. Vogt, I. Hausherr. R., 1932. (OrChr; 77); Halkin F. Douze récits byzantins sur S. Jean Chrysostome. Brux., 1977. P. 488-497; Ciccolella F. Il carme anacreontico di Leone VI//Boll. dei classici. Ser. 3. R., 1989. Vol. 10. P. 17-37; Vereecken J., Hadermann-Misguich L. Les «Oracles de Léon le Sage» illustrés par Georges Klontzas: La version Barozzi dans le Codex Bute. Venezia, 2000; L " omelia di Leone VI il Sapiente per il profeta Elia (BHG 577)/Introd., testo crit., trad. e comment. G. Strano//Orpheus. N. S. Catania, 2001. Vol. 33. P. 192-258; Homiliae/Ed. Th. Antonopoulou. Turnhout, 2008. (CCSG; 63); Кучма В. В., пер. Лев VI Мудрый: Тактика Льва/Отв. ред.: Н. Д. Барабанов. СПб., 2012. Ист.: Всеобщая история Степаноса Таронского, Асохика по прозванию/Пер.: Н. Эмин. М., 1864; Theoph. Contin. P. 353-377; Sym. Log. Chron.; Scyl. Hist. Leo VI; Zonara. Epit. hist. Vol. 2. P. 437-455; Kurz E. Zwei griechische Texte über die heilige Theophano, die Gemahlin Kaisers Leo VI. St.-Pb., 1898. (ЗИАН. Сер. 8; Т. 3. N 2); Les Novelles de Léon le Sage/Ed. C. A. Spulber. Cernui, 1934; Les Novelles de Léon VI, le Sage/Ed. P. Noailles, A. Dain. P., 1944; Визант. книга эпарха/Пер., коммент.: М. Я. Сюзюмов. М., 1962; Vita Euthymii CP (рус. пер.: Псамафийская хроника/Пер., коммент.: А. П. Каждан//Две визант. хроники X в. М., 1959. C. 7-139); Житие прп. Отца нашего Константина, что из иудеев/Пер. Д. Е. Афиногенова. М., 2001. С. 70-71.

http://pravenc.ru/text/2463289.html

Запрещалось крестить их детей. Они лишались права иметь рабов. Спустя 100 лет, при имп. Василии I (867-886), византийцы вновь вернулись к политике тотальной христианизации ( Theoph. Contin. 5. 95). 55-я новелла Льва VI Мудрого отменяла действие всех законов об иудеях, предшествовавших указу Василия I об обязательном крещении. Однако на практике положение евреев не изменилось. В IX-XI вв. в пределы Византийской империи стали массово переселяться иудеи караимы из Египта и Месопотамии. О лит. деятельности иудеев этого периода почти ничего не известно. В визант. Италии ок. 953 г. был выполнен перевод соч. Иосифа Флавия на евр. язык с дополнениями - кн. «Сефер Йосиппон» (приписывается Йосефу бен Гуриону). Из авторов литургической поэзии известны Яннай (X в.), учитель Калира, тесно связанный с палестинской традицией, и Беньямин бен Шмуэль, живший в К-поле в XI в. (16 пиютов с его именем было включено в состав романиотского Махзора). В кон. XI в. Товия бен Элиезер из Кастории составил аггадический мидраш на Книгу Руфь «Леках тов» (     «Доброе знание»). В целом раввины др. стран (в т. ч., Авраам Ибн Эзра и Маймонид) неодобрительно отзывались об ученых евреях из Византии. Положение иудеев резко ухудшилось после 1204 г. Евр. квартал в К-поле был сожжен крестоносцами. В 1229 г. имп. Феодор Дука, захвативший Фессалонику, объявил о конфискации собственности иудеев, не принявших крещения. В 1253 г. в Никее Иоанн Ватац предписал насильственно крестить всех иудеев. Эта практика была прекращена только Михаилом VIII Палеологом. Особые привилегии при нем получили венецианские евреи. В XIV-XV вв. в Византию и на ее территории, захваченные турками, устремились евреи из Испании и герм. земель. После падения К-поля в 1453 г. в пределах Османской империи евреи получили статус зимми и должны были носить отличительный знак (желтый тюрбан), но им было разрешено строить новые синагоги. Им также удалось постепенно восстановить утраченное положение в международной торговле и финансах. На рубеже XV и XVI вв.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

В конце его Фотий хвалит Льва за неподкупность убеждений. 939 В указанном письме речь идет о достоинствах стиля книг свящ. Писания, которые Лев, ссылаясь на встречающиеся там плеоназмы, оспаривал, а Фотий защищает. В другом случае Фотию приходилось опровергать мнение Льва что красноречие Ап. Павла уступает красноречию светских ораторов. Здесь и там Фотий выступает защитником церковных взглядов, от которых уклонялся Лев, и важность спорных вопросов могла как побудить Фотия выступить против своего учителя, так и сделать его критику более строгой. 941 Genes., p. 76 (P. G. CIX, 1088). Theoph. Cont. Lib. III, p. 116 (P. G. CIX, 129). Pseudo-Symeon. 644 (P. G. CIX, 705). Cedren. II, 125 (P. G. CXXI, 1008). Zonara III, p. 375–376. Manass. Bonnae 1837, p. 211. Acta SS. ibid., 443 B. 946 Григорий умер между 24 дек. 879 и 26 янв. 880 г., и Фотий почтил его надгробным словом. Vita Ignatii p. 573 (P. G. CV). То, что издано у г. Аристархи под именем надгробного слова Григорию (ριστρχης о. с. Τομ Β» σελ. 400–403), представляет выборку разных мест из писем Фотия к Григорию и из жития Игнатия, о чём впрочем предупреждает и сам г. Аристархи (Ibid., σελ. 399). 948 Объяснять это молчание гордостью Фотия, его желанием приписать свои успехи только себе самому, как находит это возможным Гергенрётер (I, 323), не представляется необходимостью. 949 Vita Ignatii p. 509 (P. G. CV). «В нём сочеталось всё: природная даровитость, прилежание, богатство, благодаря которому ему была доступна всякая книга, а более всего любовь к славе, из-за которой он проводил над чтением бессонные ночи». 951 Неправ Никита Пафлагон, утверждающий, что Фотий обратился к изучению богословия лишь после выбора на кафедру. Vita Ignatii p. 509. Неправ и Псевдо-Симеон. p. 60 (P. G. CIX, 732). 955 Аналогичные рассказы существовали о патр. Иоанне Грамматике, которого также обвиняли в сношениях с духами и волшебстве. Georg. Monach. ed. De Boor Vol. II, 778, 798. Georg. Contin. P. G. CX, 1017. Leo Gramm. 221 (P. G. CVIII, 1053).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Исп. Михаил, еп. Синадский, с предстоящими перед иконой Божией Матери. Фрагмент иконы «Торжество Православия». Кон. XVI — нач. XVII в. Иконописец Э. Дзанфуронарис (музей Бенаки, Афины) После того как новый имп. Лев V (813-820) через 2 года после воцарения возобновил преследования иконопочитателей, М. решительно встал на сторону последних. Лидером православных стал патриарх К-польский свт. Никифор I . Обращение М. к императору (вместе со своим другом и сподвижником Феофилактом, еп. Никомидийским, и с др. правосл. клириками и архиереями) и полемика с ним привели к ссылке М. в г. Евдокиада. Затем М. более 10 лет скитался по разным областям империи, находился в заключении в К-поле (вероятно, в мон-ре святых Сергия и Вакха). Возможно, он был знаком со спафарием Сергием, отцом патриарха К-польского свт. Фотия I ( Theoph. Contin. 668-669). После гибели Льва V М. был возвращен из ссылки, как и мн. др. иконопочитатели, однако, видимо, не вернулся на свою епископскую кафедру. М. скончался скорее всего где-то близ К-поля в один год с прп. Феодором Студитом, к-рый высоко ценил его вклад в борьбу с ересью иконоборчества. В сохранившемся письме М. прп. Феодор называл подвижника своим другом ( Theod. Stud. Ер. 364). Он подробно описал кончину М., у которого внезапно начались сильные боли, и он «сделался безгласен»; на 3-й день, на праздник Пятидесятницы, предал свой дух Господу ( Idem. Catech. parv. 21). Можно предположить, что прп. Феодор лично присутствовал при последних днях М., однако ниже есть описание смерти др. монаха, поэтому с уверенностью утверждать этого нельзя. В научной лит-ре встречается также др. дата смерти М.- 821 г., к-рая скорее всего неверна. Честная глава М. хранится в Великой Лавре на Афоне, там же в Иверском мон-ре есть его левая стопа; в храме Воскресения (Гроба Господня) в Иерусалиме - десница. Кроме того, многочисленные частицы мощей находятся в других храмах и мон-рях Греции (подробнее см.: Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//OrChr. 1970. Vol. 54. P. 219). М. также особо почитается в Каристийской и Скиросской митрополии Элладской Православной Церкви.

http://pravenc.ru/text/2563612.html

1992. P. 492, 528, 546), выдержанные в весьма уважительном тоне и посвященные богословской полемике, гл. обр. относительно почитания икон. Тем не менее прп. Феодор обращается к И. Г. только как к грамматику, т. е. ученому, не называя церковных чинов. Еще будучи синкеллом, И. Г. руководил одним или неск. визант. посольствами в Багдад к халифу аль-Мамуну, ему удалось уговорить бежавшего в халифат логофета Мануила вернуться в Византию. О визант. посольстве 832 г. писали араб. авторы ат-Табари и аль-Масуди ( Vasiliev A. A. Byzance et les Arabes. Brux., 1935. Vol. 1. P. 289, 329). Визант. хронисты сообщали, что под впечатлением от посещения Сирии И. Г. построил дворец Вриас в К-поле в араб. стиле, причем Продолжатель Феофана ( Theoph. Contin. 1838. P. 98-99) называл И. Г. главным архитектором. В хронике Симеон Логофет ( Leo Gramm. Chron. P. 228) называет И. Г. свойственником (греч. σντεκνος) св. имп. Феодоры (точное значение слова неясно, возможно «кум»); этим, вероятно, объясняются близкие отношения И. Г. с имп. двором. Если брат И. Г. Арсавир - одно лицо с патрикием и магистром Арсавиром, мужем Каломарии, сестры имп. Феодоры (см. Treadgold. 1988. P. 368), то патриарх и императрица находились в свойстве. Непосредственно о Патриаршестве И. Г. сохранилось мало сведений. Сообщение о созыве им иконоборческого Собора в К-поле в 837 г., хотя и считается учеными «несколько подозрительным» (ср.: RegPatr, N 413), тем не менее может соответствовать действительности, если считать, что именно тогда анафеме были преданы свт. Фотий и его отец спафарий Сергий. При И. Г. на Патриарших печатях впервые появилась надпись: «Епископ Константинополя Нового Рима» (печать ГЭ. M-571). Об обстоятельствах низложения и ссылки И. Г. существуют различные полулегендарные истории. Можно считать достоверным, что после смерти имп. Феофила имп. Феодора начала переговоры с оппозицией иконопочитателей о прощении своего покойного мужа. Когда в нач. 843 г. соглашение было достигнуто, смещение И. Г. стало неизбежным.

http://pravenc.ru/text/469590.html

Обстоятельства его низложения представлены в хронике Псевдо-Генесия ( Iosephi Genesii Regum. IV 3, 12-15. 1978). В ней сообщается, что, когда патрикий Варда, брат Феодоры, явился со стражей к И. Г., тот отказался добровольно оставить престол под тем предлогом, что был ранен друнгарием виглы Константином Армянином. Однако, проведя расследование, Варда уличил И. Г. во лжи (тот сам нанес себе заведомо неопасные ранения), и это послужило основанием для низложения патриарха. И. Г. был сослан в мон-рь Клидион, где он будто бы приказал слуге выколоть глаза Спасителю, Богородице и архангелам, изображенным на находившихся там иконах, поскольку не мог вынести их взгляда. Имп. Феодора хотела ослепить его, но потом приговорила к 6 (по др. сведениям, к 200) ударам бичом. И. Г. сослали в его имение Психа, недалеко от К-поля, где он умер, вероятно, в 863 г., но в любом случае до 867 г. И. Г. наряду с Феодотом и Антонием был предан анафеме К-польским Собором 843 г., что зафиксировано в синодике в Неделю Православия. Спустя неск. лет по приказу имп. Михаила III останки И. Г. были эксгумированы, преданы поруганию на к-польском ипподроме вместе с костями имп. Константина V и сожжены. В хрониках Продолжателя Феофана ( Theoph. Contin. 1838. P. 155-157) и Псевдо-Симеона Магистра (Ibid. P. 649-650) сохранились также легендарные повествования об И. Г. В одном из них рассказано о том, как И. Г. удалось отразить нашествие некоего племени, возглавляемого 3 вождями. Патриарх приказал разбить головы 3-главой статуе, стоявшей на к-польском ипподроме, читая при этом заклинания. Между вражескими предводителями возникла междоусобица, в к-рой двое из них погибли, а 3-й едва спасся и отступил. В другом сообщается о секретном подвале, к-рый был в имении его брата Арсавира. Там патриарх будто бы предавался оргиям с женщинами, в т. ч. с монахинями, к-рые помогали И. Г. заниматься колдовством и гаданиями при участии бесов. Предсказания часто сбывались. Из сочинений И. Г. сохранились лишь незначительные фрагменты.

http://pravenc.ru/text/469590.html

Напротив греч. мон-ря Встречи расположен рус. участок в Вифании площадью 2 тыс. кв. м, с 4 зданиями и «часовней Марфы». Участок был приобретен в 1909 г. начальником РДМ в Иерусалиме архим. Леонидом (Сенцовым) . В 30-х гг. ХХ в. на его территории были обнаружены археологические находки визант. времени: фундамент церковного здания и неск. скальных пещер, видимо служивших жилищами древних подвижников. В нек-рых из них вырублены евр. ниши кокким. В 1934 г. посреди двора, ближе к углу участка, при строительстве был найден прямоугольный обтесанный камень, напоминающий наддверие входа в храм, с греч. надписью V-VI вв.: «Здесь Марфа и Мария впервые услышали от Господа слово о воскресении из мертвых. Господь…» (на этом слове надпись обрывается.- Авт.). На месте обретения камня поставлена «часовня Марфы» с полукруглым куполом. Здесь в Вербную субботу духовенство РДМ (юрисдикции РПЦЗ) совершает торжественную службу с крестным ходом и водосвятием. Важнейший по исторической и археологической значимости объект Вифании - гробница прав. Лазаря (1-й храм на этом месте построен в IV в.) - окружен комплексом построек (мечеть, католическая и греческая церкви во имя прав. Лазаря). При этом отсутствуют сведения о кончине, гробницах и мощах М. и М. Кипрские предания также не упоминают о том, чтобы сестры последовали за прав. Лазарем на Кипр. Лишь в кон. XVIII - 1-й трети XIX в. в Житии равноап. Марии Магдалины, написанном старцем Иерофеем Загорейским с учетом зап. источников, Марфа появляется как второстепенный персонаж в числе христиан, сопровождающих Марию Магдалину на корабле в Массилию (Святая Мария Магдалина: Неистощимый сосуд Христовой благодати. Св. Гора Афон, 2010. С. 83). Сообщения о мощах М. и М. появляются в источниках в единственном случае - при рассказе о святынях, перенесенных в К-поль имп. Львом VI Мудрым. Вопреки указанию хроники Георгия Амартола и Синаксарей о привозе из Эфеса мощей Марии Магдалины (SynCP. Col. 658; Georg. Mon. Chron. 1904. P. 1105) более поздние хронисты начали смешивать ее с одноименной сестрой прав. Лазаря, т. к. естественно было бы предположить, что имп. Лев VI поместил вместе мощи родственников ( Theoph. Contin. P. 365; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 2. P. 160; Scyl. Hist. 20. 5). Эту путаницу усугубили паломники XII-XV вв., упоминая о местонахождении в мон-ре мощей Марфы и (или) Марии (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 443; Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the XIV-XV Cent. Wash., 1984. Р. 139, 165, 183). Отсутствие др. сведений о мощах М. и М., более ранней или более поздней эпохи, делает известие о реликвиях в к-польском мон-ре св. Лазаря изолированным в визант. традиции.

http://pravenc.ru/text/2562512.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010