История о том, как святые мужи отказывали Феодоре в прощении Феофила, повторяется в визант. источниках неск. раз, причем главная роль всякий раз принадлежит разным персонажам: иконописцу Лазарю ( Theoph. Contin. P. 103), прп. Феофану Начертанному (Ibid. P. 161), прп. Симеону Митилинскому (Acta graeca sanctorum Davidis, Symeonis et Georgii Mitylenae in insula Lesbo//AnBoll. 1899. Vol. 18. P. 244-245, см. также ст. Давид, Симеон и Георгий , святые Митилинские). Агиографы рассказывают, что, когда императрица вновь решила собрать православных отцов, И. Н. Д. разъяснил ей смысл истинных догматов, причем во время беседы лицо его чудесным образом преобразилось. Феодора заставила И. Н. Д. вновь принять должность настоятеля Далматского мон-ря. Тогда же преподобный совершил еще неск. чудес: исцелил сухорукого и одержимого бесом человека из Вел. Армении, а также некоего знатного человека, страдавшего от язв. У одного из синклитиков он полностью излечил 2 слепых сыновей. Преподав наставление братии своего мон-ря, И. Н. Д. скончался. Был похоронен в храме св. Иоанна Предтечи, в правом приделе первомч. Стефана. Из раки святого изливалось целебное миро. Источники сообщают о пророчествах И. Н. Д.: еще будучи садовником, он будто бы предсказал время кончины прп. Феодора Студита (см. выше: Латышев ). Согласно одному из антифотианских памфлетов, сохранившемуся у Псевдо-Симеона, И. Н. Д. сказал матери буд. патриарха свт. Фотия, что она беременна сатаной ( Theoph. Contin. P. 669). И. Н. Д. наряду с прп. Иоанникием Великим относился к тем признанным подвижникам и исповедникам, на чей авторитет опирался свт. Мефодий, патриарх К-польский в своей борьбе за всеобщее извержение из сана иконоборческого клира (см.: Darrouz è s J. Le patriarche Méthode contre les iconoclastes et les Stoudites//RÉB. 1987. Vol. 45. P. 54). Возможно, отчасти поэтому И. Н. Д. посвящено отдельное многолетие в Синодике в Неделю Православия ( Gouillard. Synodikon. P. 53, 130-131). В византийских календарях память И. Н. Д. указывается также под 5 июня и 5 июля.

http://pravenc.ru/text/389225.html

Само название «Живоносный Источник» еще в IX в. было использовано прп. Иосифом Песнопевцем применительно к Божией Матери, а затем, когда оно закрепилось за мон-рем (не позже XIV в.), появилась и одноименная Богородичная икона (см. статью «Живоносный Источник» ). В поствизант. греч. мире этот образ стал очень популярен, и множество мон-рей и храмов были освящены в его честь. С эпохи Юстиниана местность, где располагался «Ж. И.» м., рассматривалась как предместье К-поля. Храм неоднократно реставрировался. По сообщению Псевдо-Кодина, имп. Ирина отремонтировала его после землетрясения ок. 790 г. ( Preger T. Ibid. P. 260). Страдая кровотечением, Ирина получила исцеление от недуга, выпив воды из источника, после чего сделала щедрые пожертвования мон-рю, включая мозаику с изображением себя и своего сына, имп. Константина VI. При имп. Василии I Македонянине (867-886) церковь также была перестроена и украшена мозаиками (вероятно, после землетрясения 869 г.) ( Theoph. Contin. P. 323). 7 сент. 924 г. храм был подожжен воинами болг. царя Симеона, осаждавшими К-поль, но затем быстро отреставрирован, т. к. в 927 г. там проходило венчание болг. царя Петра с внучкой имп. Романа I Лакапина Марией ( Cedrenus G. Comp. hist. T. 2. P. 304, 310, 371; Theoph. Contin. P. 406, 414). Визант. писателю Михаилу Пселлу (XI в.) были пожалованы в личное распоряжение доходы «Ж. И.» м.; там же для него была сооружена гробница ( Michael Psellus. Scripta minora: Magnam partem adhuc inedita/Ed. E. Kurtz, F. Drexl. Mil., 1941. Vol. 2. P. 221, 229). Сохранились сведения о том, что в 966 г. имп. Никифор II Фока присутствовал в храме Живоносного Источника на службе в день Вознесения Господня ( Cedrenus G. Comp. hist. T. 2. P. 371). По-видимому, это было обычной практикой придворного церемониала того времени. В кн. имп. Константина VII Багрянородного (912-959) «О Церемониях византийского двора» описана такая служба ( Const. Porphyr. De cerem. P. 101-104). Император прибывал по морю к Золотым воротам К-поля, садился на коня и продолжал путь по суше до баптистерия, где спешивался и переоблачался в отведенных ему покоях. Затем при входе в нартекс он ожидал приезда духовенства. Облобызавшись с патриархом, император входил вместе с ним в храм, и оба направлялись к алтарю. Помолившись перед престолом, василевс поднимался по правой лестнице на свою галерею и находился там во время литургии. Патриарх приносил императору причастие. По окончании службы император приглашал патриарха на обед в свою резиденцию.

http://pravenc.ru/text/182279.html

1 «Ныне хочу рассказать про тела, превращенные в формы новые» (Овидий. Метаморфозы. I, 1. Пер. С. В. Шервинского). ( Ред .) 2 Что касается подробностей вопроса о Руси дорюриковской, мы излагаем их в отдельной статье, входящей в юбилейное издание «Одесского общества истории и древностей» (1914). 3 Васильев А. А. Происхождение Василия. — Виз. Врем. Т. XII. 4 Vita Basilii. 9. — Theoph. Contin. Lib. V. P. 224. Bonn. 5 Λαμπρος . Ιστορια της Ελλαδος . IV. Р. 194—195. 6 Выше об нем замечено (Vita Basilii. С. 12. Р. 229), что это был отец современного писателя, логофета дрома Фомы. 7 Это, конечно, одно из самых важных мест, свидетельствующих об армянском происхождении Македонской династии: о κωνσταντινος σφοδρα φιλιως προς τον В ασιλειον διακειμενος αιε και αυτος εξ А ρμενιων ελκων το γενος ? (Константин был весьма расположен к Василию, потому что и его собственный род происходил из Армении.) 8 ιδιωτης χαι πανυ αφελης (Vita. С. 15. Р. 234). 9 Theoph. Contin. Lib. V. C. 16 (De Basilio). Р. 234—235. 10 De Basilio Macedone. C. 17. P. 236. 11 De Basilio. С. 17. Р. 237—238. Здесь ответственность Василия весьма смягчена. 12 Главное и исчерпывающее предмет сочинение о Фотии принадлежит кардиналу Hergenrother " y. — Photius Pair. v. Constantinopel. Regensburg, 1867—1869 (три тома). 13 Hergenrother. I. 5. 368. 14 Βαλεττα . Φωτου επιστολαι . Αρισταρχη . Του εν αγιοις πατρς ημν Φωτου λγοι χα ομιλιοα ογδοηκοντα τρεις . Т. I-II. 15 Hergenrother. I. 5. 430. Письмо 9-е папы Николая: «Quoniam apud Graecos, sicut nonnullae diversae temporis scripturae testantur, familiaris est ista temeritas» (Потому что у греков вполне обычна эта неточность, будто бы это несколько различных сочинений разного времени). 16 Стоит здесь вспомнить место у немца Шлецера: «Кирилл и Мефодий и участь его единоверцев в других землях неоспоримо принадлежат ведению русского историка». 17 Имею в виду книгу «Первые славянские монархии», затем тысячелетний юбилей Кирилла и Мефодия в 1885 г., на который я отозвался речью, напеч. в журнале «Киевская старина» (май, 1885 г.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3441...

В кон. VIII в., во время очередного нашествия арабов на П., свт. Георгий , архиеп. Амастриды, призвал жителей окрестных территорий укрыться в городе, а сам с молитвой обошел городские стены, что, по преданию, спасло Амастриду от разорения (Житие св. Георгия Амастридского. 24-26// Васильевский В. Г. Труды. Пг., 1915. Т. 3. С. 37-41; переизд.: Он же. Избр. труды по истории Византии/Ред.-сост.: М. В. Грацианский, П. В. Кузенков. М., 2010. Кн. 2. Т. 3. С. 320-322). В разделе Жития, посвященном посмертным чудесам свт. Георгия, сообщается о нападении на Амастриду «дикого и грубого» народа русов/росов (ο Ρς). Это нападение, являвшееся, вероятно, частью масштабной экспедиции от Мраморного м. до П., имело место в 1-й пол.- сер. IX в. (по всей видимости, между 815 и 843, подробнее см.: TIB. 1996. Bd. 9. S. 78-79; Кузенков П. В. Из истории начального этапа византийско-русских отношений//ИВ. 2012. Т. 1(148): Начало рус. государственности. С. 54-99, здесь - С. 62-67). В лит-ре также высказывалось мнение о том, что указанное повествование является интерполяцией и связано с походом руси на К-поль в 860 г. или с походом кн. Киевского Игоря в 941 г. В правление имп. Феофила (829-842), стремившегося укрепить позиции Византии на Понте, П. стала отдельной фемой. В 838 г. П. была вовлечена в мятеж Феофова, после чего в ней были размещены 2 тыс. хуррамитов ( Theoph. Contin. P. 124-125). В 1-й пол. IX в. из фемы Армениак была выделена фема П., к-рая занимала вост. часть одноименной исторической области с центром в Амастриде. Во главе фемы стоял катепан, c XII в.- дука Амастриды. В кон. IX в. в П. засвидетельствовано наличие фемного ополчения ( Fourmy M.-H., Leroy M. La Vie de S. Philarète//Byz. 1934. Vol. 9. P. 125-127). Согласно Ибн Хордадбеху, который опирался на аль-Гарми, в феме Вукелларии было 2 турмы, 8 тыс. воинов и 13 крепостей, в феме П.- 1 турма, 5 тыс. воинов и 5 крепостей. В Х в. эти фемы, имевшие флот, могли временно объединяться. В источниках упоминаются аристократы, крупные землевладельцы, происходившие из П.: Мария, дочь прп. Филарета Милостивого из Амнии, стала женой имп. Константина VI (790-797), св. Феодора , дочь друнгария или турмарха Марина из Эвиссы,- женой имп. Феофила ( Theoph. Contin. P. 89). Во 2-й пол. IX в. в П. род. известный ритор и писатель Никита Давид Пафлагон . На равнине Гунария, к югу от крепости Кастамон, находились большие земельные владения династии Комнинов. В 1057 г. это место стало центром восстания части визант. стратигов против имп. Михаила VI Стратиотика ; здесь же был провозглашен императором Исаак I Комнин . Из П. происходили имп. Михаил IV Пафлагон (1034-1041) и его брат, Иоанн Орфанотроф.

http://pravenc.ru/text/2579796.html

Основной внешнеполитической задачей М. Р. было противостояние болгарам. После его отказа заключить мирный договор удачливый и сильный предводитель болгар хан Крум продолжил успешные военные действия и взял Месемврию (ныне Несебыр, Болгария). В ответ М. Р. тоже предпринял поход и продвинулся к Адрианополю (ныне Эдирне, Турция). При Версиникии (близ Адрианополя) состоялось сражение, в котором византийская армия потерпела сокрушительное поражение (подробнее см. в ст. Лев V , визант. имп.). Основной причиной поражения стала нерешительность М. Р., который с позором удалился в столицу; полководец Лев, напротив, проявил себя как умный и отважный военачальник. Политическое положение М. Р. сильно пошатнулось. Ввиду прямой угрозы войск Крума К-полю и очевидной неспособности организовать противостояние врагам М. Р. при посредничестве патриарха Никифора сложил с себя власть (июль 813). Императором был провозглашен Лев V. М. Р. и вся его семья были пострижены в монахи, сыновья оскоплены. М. Р. окончил жизнь в монастыре на Принцевых о-вах с именем Афанасий. Хронисты критично оценивают период царствования М. Р., они ставят ему в вину несамостоятельность и зависимость от влиятельных приближенных, гл. обр.- логофета Феоктиста и Феодора Студита. Его современник прп. Феофан Исповедник († 818), чья «Хронография» заканчивается описанием правления М. Р., говорит о нем как о человеке благочестивом и скромном, но неспособном к управлению государством ( Theoph. Chron. P. 499-500). Георгий Монах отмечает отсутствие у него опыта в военных делах. У более поздних историков отношение к М. Р. варьируется в зависимости от того, что они хотят подчеркнуть,- непротивление Льву V или нераспорядительность, приведшую того к власти. Агиографические источники в целом рисуют образ благочестивого кроткого царя. Ист.: Theoph. Chron. P. 490-502; Theoph. Contin. I 4-6; Joseph. Reg. Lib. P. 10; Georgii Monachi dicti Hamartoli Chronicon/Ed. E. de Muralt=Хронограф Георгия Амартола/Изд.: Э. Г. фон Муральт. СПб., 1859. P. 977-980; Symeon Logothetes. Chronicon// Leo Gramm. Chron. P. 205, 206-207; Cedrenus G. Сотр. hist. Vol. 2. P. 43-49; Duffy J., ed. The Synodicon Vetus. Wash., 1979. P. 128, 132; Ibid. Append. 2. P. 193; Vita Theodori Studitae [A; BHG, N 1755]//PG. 99. Col. 164-165, 169; Vita ibid. [B; BHG, N 1754)//Ibid. Col. 272-276, 320; Vita ibid. [C; BHG, 1755d]//Ibid. Col. 277; Vita Ignatii [BHG, N 817]//Ibid. 105. Col. 489-492; Einhard Vita Karoli Magni 16//MGH. Script. Rer. Germ. P. 19-20.

http://pravenc.ru/text/2563700.html

См. Heimbach, 1, 649. Он же называет Кирилла: κοινς τς ικουμνης διδσκαλος. Heimb. I. 646. Ср. Mortreuil, Histoire du droit byzantin, I p. 259. Точно так же называет до Юстиниановских профессоров права Феодор Гермополитанский, юрист времени императора Тиверия II (578–582): ι τς ικουμνης διδασκαλοι. Heimb. I. 698. 111 Диакон Игнатий, грамматик (по Саиде), магистр (по надпис. к эпиграммам), обращаясь к св. Тарасию, говорит: «не забуду полезных наставлений твоих... у тебя я получил лучшие уроки в триметрах, тетраметрах, трохеях» и т. д. Филарет, § 243, пр. 13. 112 Известно, что Лев Армянин (813–820) поручал Иоанну Грамматику исследовать церковные и монастырские библиотеки, чтобы найти в творениях отцов церкви какие-нибудь доказательства против иконопочитания. Walch, Geschichte der Ketzereien, X, 670. 113 Scylitses (Иоанн Куропалат), p. 549. По Льву Грамматику во дворце Магнавры, ed. 1655, р. 455. Слава Льва Математика была так велика, что его просил себе у императора багдадский калиф Аль-Мамун. Но Феофил назначил его учителем в Константинополе и потом сделал архиепископом Солунским. 114 Historiae bysantinae scriprores poet Theophanem, Parisiis, 1685. Contin. Theoph. p. 119, IV, c. 29. На кафедру философии был назначен Лев Математик, за сочувствие иконоборству лишенный сана, и, вероятно, возвратившийся к православию. У него слушал лекции Кирилл, просветитель славян. Кафедру геометрии занимал Феодор, астрономии – Феодегий, грамматики – Комитас. Фотий, впоследствии знаменитый патриарх, был преподавателем в этих училищах. Hergenröther, Photius, I, 326. Здесь вообще о состоянии образованности в IX в., стр. 322–337. 115 Cedrenus, ed. Paris, р. 550. δ’ατος Вαρδας κα Кασαρ γενομενος συνεχς εφοτα τος τо πποδρμου δικαστεροις κα τος νμους νηβν ατιοις γγονε, το χρνου κα τν περ ατος ακρβειαν συνκαλψαντος. Cf. Cont. Theoph. IV, 30. Mort.ed I. 374. Zacharia, Delineatio, p. 21. 116 Cedrenus, p. 568. Glycas, ed. Bonn, 547–548 о заботах Василия Македонянина по преобразованию судебной части. 117 Basilic. LIV, 14: τος παιδευτας μνον τν λευϑερων, οον ρτοροι κα γραμματικος, κα γεωμτραις, κα ατρος περ μισϑν εξτραορδιναρως δικαιοδοτε, ο δ φιλοσφοι τος παιδευτας ο συναριϑμοντα. Το μν γρ πργμα στιν ερον καταφρονεν δ πραγμτων φελουσιν, οτε δ τος ξργητας τν νμων δικζι· περ μιεϑν... εσ γρ τιν ευπρεπς διδμενα οκ υπρεπς δ απαιτομενα. Чем же содержалась философы и юристы? Не значит ли это, что они получали жалованье из казны? Замечательно, что приведенное место Василик повторено в «Синопсисе» Атталиата (tit. 49). См. Безобразова, Византийский писатель и государств. деятель Михаил Пселл М. 1890, I, 177. Нет никаких оснований предполагать, чтобы эта статья когда-нибудь потеряла свою силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Слова Епифания о том, что зихи хотели убить апостола, появились скорее всего из-за сведений об их жестокости. Согласно Епифанию, от зихов апостол отправился проповедовать к верхним сугдаям (Σουγδοι ο νω), к «людям послушным и кротким», жившим между территорией, занимаемой зихами, и Боспором. Сведения о кавк. сугдаях в др. источниках (Равеннский аноним (Itineraria Romana/Hrsg. J. Schnetz. Stuttg., 1990r. Bd. 2/Hrsg. M. Zumschlinge), Роман об Александре (Historia Alexandri Magni (Pseudo-Callisphenes)/Hrsg. G. Kroll. B., 1926 и др.)) заставляют видеть в верхних сугдаях Епифания реально существовавший народ, к-рый можно соотнести с потомками евдусиан из анонимного «Periplus Ponti Euxini». При этом если верхние сугдаи жили севернее зихов, то нижними сугдаями могли быть сами зихи, что согласуется с временным появлением Сугдейской кафедры на месте Никопсийской в Notitia 3. Вероятно, под именем «сухи» сугдаи выступают в осет. нартском эпосе как враги нартов-аланов ( Кузнецов. 1984). Свидетельство Епифания о состоянии христианства у зихов объясняет возможные причины переноса кафедры З. в греч. Матраху, соседями к-рой были более христианизированные верхние сугдаи. На рубеже IX и X вв. «большинство, чтобы не сказать все» зихи, как пишет Никита Давид Пафлагон (Греч. предания. 2005. С. 287), были неверующими, соседняя с зихами страна верхних сугдаев, сообщает он, «теперь необитаема». В арм. «Географии» VII в. зихи упомянуты в гл. «Об азиатской Сарматии» ( Еремян. 1973). Прп. Феофан Исповедник (нач. IX в.; Theoph. Chron. P. 434) отмечает, что в 763-764 гг. Чёрное м. замерзло от З. (Ζιγχα) до Болгарии. В X в. Продолжатель Феофана ( Theoph. Contin. II 12) упоминает зихов вместе с иверами в войске Фомы Славянина , в 820-823 гг. поднявшего восстание в визант. М. Азии. В сер. Х в. сведения о З. приводит имп. Константин VII Багрянородный в трактате «Об управлении империей». В 6-й гл. он утверждает, что крымские печенеги осуществляют связь между Херсоном и территорией зихов. В рассказе об островах З.

http://pravenc.ru/text/199891.html

Также были обезглавлены диаконы Христофор и Харитон. София похоронила их рядом с Агафангелом. Вероятно, это произошло в 304 или в 309 г., но если считать, что мучения К. продолжались 28 лет (начиная с 284), то год его смерти - 312-й, хотя известно, что начало Диоклетианова гонения не совпадает с началом его имп. правления и датируется 303 г. Т. о., можно сделать вывод, что ни хронологию Мученичества, ни хронологию, предложенную болландистами, нельзя считать безукоризненными. Визант. историк XIV в. Никифор Каллист Ксанфопул упоминает мучеников К. и Агафангела в «Истории Церкви», называя их величайшими из всех пострадавших за Христа, т. к. К. и Агафангел в течение мн. лет испытали все известные в то время пытки от 11 мучителей в разных городах. Кард. Ц. Бароний в примечаниях к Мартирологу пишет, что мучения К. преувеличены, вероятно, имея в виду, что у Мученичества К. была историческая основа, но до нас сказание дошло в лит., несколько утрированном виде. В К-поле существовал храм во имя К., где совершалась память К. и Агафангела 23 янв.,- в квартале Евдоксиу (нек-рые источники уточняют: «за Анаплом» (местность на европ. берегу Босфора)). Точно локализовать этот храм невозможно, поскольку нигде, кроме синаксарей, квартал Евдоксиу не упоминается. Часовня К. находилась в Большом имп. дворце, была построена при имп. Василии I Македонянине (867-886). Она находилась близ ц. св. Илии. В часовне хранилась глава К. и др. частицы его мощей ( Theoph. Contin. 330). Кроме того, по сведениям Николая Месарита, митр. Эфесского (1163/64 - после 1217), там же в серебряной раке хранились и мощи Агафангела ( Nikolaos Mesarites. Die Palastrevolution des Johannes Komnenos. Würzburg, 1907. P. 37-40). В позднейших источниках есть сведения о том, что глава К. и др. частицы его мощей находились в сокровищнице Св. Софии. Рус. паломник Стефан Новгородец сообщает, что видел мощи К. в К-поле в ц. св. Константина в 1350 г.; в 1419-1421 гг. иеродиак. Зосима свидетельствует о пребывании мощей К. в мон-ре Филантропос . Есть также сведения о том, что часть мощей К. Гавриил, митр. Анкирский, передал в 907 г. свт. Евфимию II (I) , патриарху К-польскому, к-рый положил их в основанном им Псамафийском мон-ре (близ Золотых ворот в К-поле). Вероятно, во время Крестовых походов главу К. переправили на Запад. Глава К. упомянута в грамоте Балдуина II (1247) (Реликвии в Византии и Др. Руси: Письменные источники/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М. 2006. С. 216). В XVII в. главу выставляли для поклонения в мон-ре Валь-де-Грас в Париже. В наст. время рука К. нахоится в мон-ре Петраки (Афины), есть сведения о том, что частицы его мощей хранятся в афонских мон-рях и др. мон-рях ЭПЦ (подробнее см. Meinardus O. Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//OriensChr. 1970. Bd. 54. S. 159).

http://pravenc.ru/text/1841335.html

Е. (в миру Сергий) род. в 6-й год правления имп. Льва V в Галатии (М. Азия) в благочестивой семье среднего достатка. Получив начальное образование, он ощутил потребность в уединении и склонность к монашеской жизни. Когда Е. повзрослел, отец взял его с собой в К-поль, где представил своему родственнику патрикию Феоктисту Вриеннию. Тот сделал 20-летнего юношу своим доверенным лицом. События, связанные с иконоборческой политикой Феофила и восстановлением иконопочитания в 843 г., в Житии практически не отражены. Е. сопровождал Вриенния в посольстве к болгарам, к-рое было отправлено по распоряжению имп. Феодоры. Оно не упоминается в др. источниках (вероятно, его следует датировать нач. 843 ( Laurent. Col. 111), и оно не может быть отождествлено с посольством, описанным у Продолжателя Феофана ( Theoph. Contin. IV 13), относящимся ко времени правления царя Бориса I (т. е. после 852)). Когда посольство прибыло в окрестности Проватона во Фракии, Е. услышал от местных жителей о проживающем поблизости, в Скопелосе, старце Иоанне. Там же Е. приобрел сочинение прп. Ефрема Сирина, и под влиянием прочитанного оставил своих спутников и отправился к старцу Иоанну. После того как он пробыл у него в учениках 6 месяцев, старец послал Е. в К-поль в Студийский мон-рь, где его встретил игум. Навкратий (игумен с 842). В Студийском мон-ре Е. принял постриг (843) и в первое время прислуживал на кухне. Вскоре с монахом по имени Еввиот (см. ст. Еввиот , прп. Студийский) он покинул обитель, чтобы уединиться на одном из островов Пропонтиды, однако игум. Навкратий вернул их обратно. После смерти Навкратия игуменом мон-ря стал прп. Николай (847-850), который приблизил к себе Е. и сделал его помощником эконома (в др. трактовках - помощником игумена (PMBZ, N 1618)). В кон. 857 г., когда Студийский мон-рь отказался признать законным патриархом свт. Фотия, Е. вместе с др. монахами и прп. Николаем был вынужден покинуть обитель и скитаться в поисках пристанища. Вскоре Е. приютил некий благочестивый константинополец по имени Самуил. Однако Е. вернулся к заболевшему прп. Николаю во Фракию, в мест. Гексамилион. Прп. Николай и Е. были вызваны для беседы к имп. Михаилу III. Затем они вернулись к Самуилу. Видя, какое множество людей каждый день приходят, чтобы побеседовать с прп. Николаем, Самуил купил имение Кокоровион и отдал его в распоряжение прп. Николая, к-рый основал там мон-рь. Неск. лет спустя, когда Николай перед кончиной смог вернуться в Студийский мон-рь (после воцарения имп. Василия I в сент. 867), игуменом нового мон-ря стал Е. Из Жития следует, что к этому времени он был в сане пресвитера, но, когда и кем был рукоположен, не сообщается.

http://pravenc.ru/text/186891.html

В судьбе Неемани и Сербии особенно ясно видно то, как много значит чистая вера для политического быта народов. – Сам сербский народ доселе помнит свою историю только со времени Неемани10), хотя жупания славянская и южные горцы сражались с римлянами за свою политическую свободу еще прежде времени христианского11). – От чего это так? С 1062 г. большая часть Сербии по церковному быту состояла в зависимости от римского папы12). -   6) Шафарика памятники. Сам Симеон в христовуле Хиландарю: «воздвиг я погибшую дедину свою и приобрел от Поморья Зету с городами, от Албинцев Пилот, от греков земли Лаб с Лепланом, Глубочицу, Реку, Загралату, Левчье, Белицу, Лепеницу». Григоровича путеш. 40. Сербляк (л. 124) показывает, что от греков отобрано было 30 городов при имп. Андронике Комнене, след. в 1183-1185 г. Андроник хотел сокрушить молодое сербское государство, но жестоко ошибся. 7) Эта зависимость, по условиям начальным, была почти только номинальною. Theoph. contin. P. 291 ed. Bon. Мануил Комнен, предоставивший Неемане звание великого жупана, велел написать на картине возведение Неемана в жупана: он надеялся увидеть в Неемане безответного вассала; но ошибся. Евстафий солунский, в похвальном слове Мануилу не опускает этого деяния Мануилова, но как грек прибавляет: «одно не одобряется в живописце, что везде украшает, он раба трофеями, но не называет Неемана рабом». – Tafel de Thesalonica p. 419. 515. 8) С такою подписью древнее изображение его в храме Юрьевых столбов. Зап. геогр. общ. VI, 139. 9) Первовенчанного житие св. Симеона Неемани. 10) Сербская летопись, найденная Гильфердингом в ркп. XV в., начинает историю Сербии с Неемани именно потому, что «когда угасла первая проповедь в сербской земле и различные ереси умножились в ней на много лет, начальствующие нимало не заботились об истреблении еретических плевелов до того времени, когда явился великий жупан Нееманя». Русс. Бес. 1860 г. 11, 19. 11) См. марта 26, июня 22, нояб. 14, генв. 13. 12) Главный пастырь сербской церкви был архиепископ антиварийский, получавший паллиум из Рима иему подчинены были епископии Сербии и Албании: которское, свачское, скодринское, дивотское, пилотское (Пулати сев. Албании), сербское, боснийское, требинское. Булла п. Александра 1062 г. антиварийскому архиепископу – у Фарлати (t. VII ed. Coletti) и Яффе (Regesta pontificum roman.). Такие отношения Сербии начались с сербского кн. Михаила Воиславича, подчинившего Сербию папе ок. 1050 г. Со времени имп. Василия сербская церковь находилась в ведении константинопольского патриарха. – О греческих кафедрах см. янв. 12 пр. 20. О ядринской славянской митрополии, босанском епископе Феодоре и белоградском епископе Феодосие 1055 г. см. Гласник Х, 195. 204.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010