Свидетельства о мытарствах из житий святых Преподобный Макарий и череп Описания мытарств различны, потому что люди не похожи друг на друга. Это не противоречия, а взаимодополняющее многообразие В житиях таких святых, как святая великомученица Екатерина (память 13 декабря), святитель Нифонт Кипрский (память 23 декабря), святой Симеон, Христа ради юродивый Эмесский (память 21 июля), святитель Иоанн Милостивый (память 19 декабря), преподобный Макарий Великий (память 19 декабря), содержатся свидетельства о воздушных мытарствах, некоторые из которых мы рассмотрим. Особенно важно для нас увидеть различия в описании мытарств, они могут быть связаны с нашей непохожестью друг на друга. И то, что кому-то представится разночтением или даже противоречием, мы, верующие, воспримем как взаимодополняющее многообразие. В «Житии преподобного отца нашего Макария Египетского» мы находим следующее свидетельство: «В другой раз преподобный Макарий шел по пустыне и нашел высохший человеческий череп, лежавший на земле. Повернув его своим жезлом, преподобный услыхал, как будто он издал какой-то звук. Тогда Макарий спросил череп: – Кто ты такой? – Я, – отвечал тот, – был начальником языческих жрецов, обитавших на сем месте. Когда ты, авва Макарий, исполненный Духа Божия, умилосердившись над находящимися в муках в аду, молишься за нас, мы тогда получаем некоторое облегчение. – Какое же облегчение получаете вы, – спросил Макарий, – и каковы ваши мучения, расскажи мне? – Как далеко отстоит небо от земли, – отвечал со стоном череп, – так велик огонь, среди которого мы находимся, палимые отовсюду с ног до головы. При этом мы не можем видеть лица друг друга. Когда же ты молишься за нас, мы видим немного друг друга, и это служит нам некоторым утешением. Услыхав такой ответ, преподобный прослезился и сказал: – Проклят тот день, когда человек преступил Божественные заповеди. И снова он спросил череп: – Есть ли какие-либо другие мучения, лютейшие ваших? – Внизу, намного глубже под нами, находятся многие другие, – отвечал тот.

http://pravoslavie.ru/94136.html

Покаянием умерщвляется греховное влияние телесных чувств (353). При его посредстве переходят «из состояния душевного в состояние духовное... Все добродетели, и самые высшие, должны быть растворены покаянием» (459). Им совершается обновление человека. Когда же «человек обновится покаянием, тогда грехи юности его не препятствуют ему заботиться о душах ближних. Так понимала Церковь издревле, и святой Нифонт, епископ Кесарии Кипрской, по откровению Божию, принял на себя обязанности пастыря, хотя в юности и подвергался тяжким преткновениям. (Житие его 23-го декабря)» (339). Через покаяние обретается «пажить спасительная. Вознерадевший о покаянии чужд всякого блага» (260). В Иерусалим есть врата, но одни – покаяние. «Хотелось бы попасть во врата! Хотелось бы попасть во Святый град! Не хотелось бы остаться вне. Не хотелось бы, чтоб на пути застигла ночь! Ночью вне града скитаются звери хищные! Удобно делается жертвою их запоздавший путник! ...Там была сказана притча о запоздавших юродивых девах. Они остались вне, изнутри только услышали глас: «Не вем вас. Отыдите!» (190). В покаянии залог вечной жизни, «вся тайна спасения» (262). «Убелённый покаянием, да вниду в рай, куда не будут впущены те, которых ризы не убелены покаянием. Да узрю там любящих меня о Господе, да припаду вместе с ними к стопам Господа, не скрывшего от нас село покаяния, на котором сокровен драгоценный бисер спасения. Но купец, желающий купить это село, должен продать всё имение своё, чтоб купить село покаяния. Пусть буду этим купцом! Пусть буду обладателем этого духовного дара во спасение моё и ближних! Воздыхает душа моя, жаждет глубокого, ненарушимого безмолвия, вне которого невозможно найти обильного, полного покаяния» (409–410). В одном из писем Святитель воспевает целый гимн покаянию: «Покаяние – вера, покаяние – признание искупления и Искупителя! Покаяние – усвоение себе заслуг Искупителя верою в Искупителя! Покаяние – самоотвержение! Покаяние – признание падения и погибели, объявших весь род человеческий!.. Покаяние восполняет собою недостаток добродетелей человеческих, присваивает человеку добродетели Искупителя!» (383).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Затем, по рассказу историка, Магомет призывает к себе некоторых византийских духовных лиц и говорит им: «Где же ваш патриарх? Почему он не идет воздать мне подобающую честь?». Ему ответили на то: «Уже давно нет у нас патриарха ( πο πολλν καιρν πατριαρχην οκ χωμεν); тот, кто был нашим патриархом, – говорили они, – еще добровольно при жизни (?) отказался от кафедры» 697 . Итак, последним патриархом Византийским христианского периода был Григорий Мамм, а может быть Афанасий II 698 . Всех патриархов, правивших Константинопольской церковью, начиная с царствования Михаила Палеолога, при котором Византия, по отнятии ее у крестоносцев, снова сделалась столицей Греческого царства до завоевания ее турками, насчитывается двадцать пять. Из вышеизложенных сведений о них открывается, что между ними не было таких великих и знаменитых, которые напоминали бы собой славнейших патриархов Византии древних времен, которые напоминали бы Григория Богослова , Златоуста, Иоанна Постника , Тарасия, Мефодия, Фотия. Образованных глубоко и серьезно между патриархами изученного нами периода было немного ( Григорий Кипрский , Иоанн Глика, Векк), большая же часть их не возвышалась над средним уровнем богословского просвещения, влиятельных по своей пастырской деятельности и по своему нравственному характеру в числе их было тоже немного, и во всяком случае их влиятельность проявлялась в фактах далеко не выпуклых. К сожалению, в среде их встречались и такие лица, нравственный характер которых не соответствовал высоте занимаемого ими места (Нифонт, Исайя). Вообще заметно, чем дальше идет время, тем бледнее и бесцветнее становятся личности Константинопольских патриархов. А пятнадцатый век дает Константинопольской церкви, к сожалению, архипастырей – отщепенцев от православия, приверженцев папизма и Флорентийской унии. Невольно рождается вопрос: что стало бы с церковью Константинопольской, если бы турки не разрушили империи и тем не положили конца папско-униатским стремлениям византийских царей и патриархов?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Это значит: " Тебе дано было Богом большое имущество, чтоб ты, посредством его вспомоществуя нуждающимся и бедствующим, как то повелевает Закон Божий, изработал свое спасение; но ты злоупотребил даром Божиим, повергши его в смрад плотоугодия, и за это низвергся в пропасть, в пламень ада. Также Лазарю, во очищение грехов его, посланы были Богом нищета и недуг. Он воспользовался ими, сознался в греховности своей, оправдал и исповедал правосудие Божие, покаялся. Он вознесен ангелами в селения райские для вечного блаженства как исполнивший волю Божию " . Справедливо замечают отцы, что об этой добродетели Лазаря, хотя и умолчано, но она явствует из последствий, иначе ангелы не предстали бы ему и не поместили бы его в вечной обители святых, угодивших Богу Нифонт, епископ Констанции Кипрской, муж великой святости, беседуя однажды с братией о пользе души, воспомянул и следующее: " Был в этом городе (в Константинополе, где жил святой до епископства своего) у одного из вельмож раб именем Василий, художеством швец, по нраву злой, сквернитель, скомрах, погублявший все время в играх и плотских грехах, несмотря на увещания господина своего. Дивным смотрением милосердого Бога устроилось ему спасение следующим образом: настал великий голод, и начали господа выгонять от себя рабов по причине недостатка в продовольствии. Выгнал и Василия господин его. Изгнанный Василий продал сперва одежду для покупки хлеба, потом стал ходить полуобнаженным, прося милостыню. Тогда была зима, он очень пострадал от стужи. Наконец, изнемогши, лег на улице. Мало-помалу отгнили у него ножные пальцы, а потом отнялись и самые ноги. Василий терпеливо переносил это состояние, признавая его наказанием за грехи свои; он постоянно повторял: Слава Богу за все. Так пробыл он два месяца на улице без покрова, воздыхая и рыдая о грехах своих. Случилось, что по этой улице проходил некий Христолюбец, именем Никифор. Он, увидев Василия страждущим, приказал отнести его в свой дом, где доставил ему спокойствие и пропитание.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гимнография НЕРСЕС IV ШНОРАЛИ [Благодатный; Клаеци] (ок. 1102 - 1173), католикос Армянской Апостольской Церкви (1166-1173); арм. поэт и гимнограф; святитель Армянской Церкви (пам. в субботу перед 5-м воскресеньем Воздвижения Креста, в день праздника святых переводчиков) НИКИФОР I (757/8 - 5.04. или 2.06.828), свт. (пам. 13 марта, 2 июня), патриарх К-польский (12 апр. 806 - 13/20 марта 815); богослов, историк НИКОДИМ (в миру Никита; † 3.07.1639), прп. Кожеозерский, Хозьюгский, пустынножитель (пам. 3 июля, 5 авг. (местное празднование в день обретения мощей), в Соборе святых Архангельской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф НИКОЛАЙ (260-265 (?) - 334 (?)), свт. (пам. 6 дек., 9 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 29 июля - рождество, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), чудотворец, один из самых почитаемых святых христ. мира; архиеп. Мир Ликийских НИКОЛАЙ (Орбелиани) (1672-1732) митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви, груз. гимнограф, писатель НИКОЛАЙ (Черкезишвили; † после 1733), митр. Руставский (не позже 1711-1723) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви, грузинский гимнограф НИЛ (Прихудайлов Николай Иванович (в монашестве Никон); 1801-1870), иеросхим., настоятель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни НИЛ МЛАДШИЙ [Нил Россанский, Нил Криптоферратский, Нил Гроттаферратский] (910-1004), прп. (пам. 26 сент.), основатель мон-ря Гроттаферрата, гимнограф НИФОНТ свт. (пам. 23 дек.), еп. г. Константиана, в Календаре РПЦ - в Календаре РПЦ - еп. Кипрский (IV или XI в.) НОЙ прав., ветхозаветный патриарх; согласно христ. и иудейской традиции - праотец, родоначальник (через сыновей Сима, Хама, Иафета) послепотопного человечества

http://pravenc.ru/rubrics/122798_10.html

В юж. приделе, в куполе, помещены изображения Спаса Эммануила, в апсиде - 2 архангелов, поддерживающих огромный медальон с образом восседающего на радуге Христа. В проходе из придела в храм изображены неизвестный епископ (в нише), свт. Нифонт, еп. Констанции Кипрской, и вмч. Пантелеимон. Композиция в апсиде придела связана с темой Собора архангелов или темой Теофании (Боговидения), Г. Бабич трактует ее как Видение Христа во славе. В. Джурич считает, что эти росписи выполнены одновременно с фресками наоса, и приписывает их столичным мастерам, а П. Милькович-Пепек относит их к 1164-1170 гг. и связывает с кругом художников, работавших в Нерези. По мнению Джурича, мастера, расписавшие В., придерживались идеалов «монашеского» направления в искусстве той эпохи. Собор во имя Богородицы Елеусы в Велюсе. XI, XIV вв. Собор во имя Богородицы Елеусы в Велюсе. XI, XIV вв. Мон-рь находился под особым покровительством императора (грамота 1085 г.). В 1106 г. В. посетил имп. Алексей I Комнин и щедро одарил обитель. В грамоте имп. Мануила I (1152) перечислены земельные владения В. в Македонии. В 1164 г. были написаны иконы для храма, в описи того года упомянуты 35 икон (главная - Богоматерь с Младенцем), 67 рукописных книг, 17 царских грамот, архивные книги, церковные облачения и др. Болг. царь Иоанн Асень II (1218-1241) передал В. в качестве подворья афонскому Иверскому мон-рю, в архивах к-рого сохранились сведения об истории В. (грамоты, акты, типик, описи имущества). Статус подворья был закреплен К-польским Патриархом Мануилом II (1250) и подтвержден грамотой серб. царя Стефана IV Душана (1346). Экзонартекс с юж. галереей пристроены во 2-й пол. XIV в., тогда же, вероятно, были созданы фрески экзонартекса, а также сев. и зап. стен галереи («Св. Онуфрий»). К XIX в. относится расцвет монашеской жизни в В. В 1913 г., во время первой Балканской войны, мон-рь был разорен и оставлен иверскими монахами. Однако он продолжал действовать до второй мировой войны. В 1958 г. была произведена расчистка фресок, в 1966 и 1970 гг.- консервация архитектуры и живописи.

http://pravenc.ru/text/150175.html

Это точно известно мне не только по опыту, но и из святых отцов… Меня не раз занимая вопрос: почему при учреждении христианства и целых 300 лет нужны были и оказались, прежде всего, мученики? Преподобные пришли после… И теперь вот, перед Рождеством, все память мучеников, мучениц, преподобномучениц (и мало преподобных: 23 декабря – святой Нифонт, епископ Кипрский). После Рождества Христова – Собор Божией Матери, а затем тотчас же (27-го) – первомученик архидиакон Стефан. 28 декабря – 20 000 (двадцать тысяч в одни день!) сожженных в Никомидии (302 год). 29 декабря – 14 000 младенцев, Иродом избиенных, – и так далее, и так далее. Точно драгоценное ожерелье из самоцветных камней на иконе Рождества Господа. Или еще: как бы ближайшая графская свита при Царе… Что это означает? И самый главный ответ теперь мне ясен: война, поднятая Еммануилом против диавола, принята была потом на свои плечи Его воинами – христианами и христианками. На них и ополчился со всею злобою и коварством «князь мира» – сатана. Но они побеждали его силою Христа Господа, пока не разрушили его царства до конца: христианство объявлено было религиею – сначала дозволенною, а потом господствующею. Поэтому и поется им в общем тропаре: «…имуще бо крепость Твою», Господи, «мучителей низложиша, сокрушиша и демонов немощныя дерзости…» Вот где был самый основной фронт их борьбы. Они – демоны – злобствовали, «дерзали» против воинов Христовых, но их злоба оказалась лишь «бессильной дерзостью». Между прочим: обычно на иконах мученики изображаются с крестом, или пальмою, или с тем и другим. Крест – символ победы Христа над адом; пальма – тоже символ победы. А так как с пальмами встречали и Господа при входе в Иерусалим, как Победителя «горького царства» смерти и ада, то становится еще более очевидною связь, что мученики – продолжатели Грядущего на борьбу и победу над диаволом. Но тогда уже был последний решительный момент борьбы. А теперь, на Рождество, пророчески предуказывается она событиями: смертию 14000 младенцев, после – архидиакона Стефана и так далее…

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

1924 г. Медный змий в Ветхом Завете есть знак поразительного величия любви Божией к провинившемуся пред Ним разумному творению – человеку. Еще ради будущего только удовлетворения Правосудия Божия крестной смертью Сына Божия уже оно [Правосудие] побеждается в настоящем лишь напоминанием о том. Поразительная любовь. 1924 г. Алтарь. Как по естественному разуму должно быть одно, но по Божию усмотрению бывает другое (особенно чудо), так и по духовному разуму должно быть одно, но по Божию смотрению бывает другое, чему дивятся ангелы и святые на небе. 1924 г. В Вознесении Господнем на небо обожилось наше человеческое естество, и потому неприлично уже ему снижаться до подчинения ему духа. В Пятидесятницу же оно исполнилось силы и полноты его. Такова благодать сих праздников. Поэтому от Вознесения Господня до Пятидесятницы нужно давать естеству лишь самое необходимое, а от Пятидесятницы обуздывать его. 1924 г. Сотворив видимый мир, Бог заботится о нем, любя его. Мало того, приняв плоть и кровь человеческую чрез воплощение от Девы Марии, Сын Божий усвоил естество мира Пресвятой Троице. Высшая степень проявления этого усвоения выражается непрестанно в Св. Церкви чрез Таинство Евхаристии и Св. Причащения. Низшая степень проявления его выражается в освящении естества силою Божиею, например, чрез крестное знамение, молитву и пр. Благодатное освящение верующего чрез почитание Евангелия есть средняя степень проявления этого усвоения. Поэтому справедливо должно почитать иконы, особенно чудотворные. Чрез них таинственно выражается усвоение Богом Себе видимого мира. 1924 г. Господи! Не дай погаснуть во мне светильнику возженной Тобою веры и оскудеть елею любви, Тобою же подаваемому. 1925 г. Поскольку мы отрешаемся от мира и своих страстей ради Христа, поскольку предаемся Ему всем или не всем существом своим, постольку Он за нас Сам разрешает все вопросы, как бы они ни были сложны, порожденные жизнью в людях или обстоятельствах нашими грехами. Итак, предайся Ему всем сердцем и существом своим, и Он исправит всю неправду твою, порожденную в жизни и людях, Своею Мудростью и всемогуществом, ибо Он благ. Примеры тому: ап. Павел, прпп. Мария Египетская и Таисия, Моисей Мурин, св. еп. Карфагенский Киприан, св. еп. Кипрский Нифонт и проч. и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Свт. Димитрий существенно сократил текст пространной редакции, представленный в ВМЧ митр. Макария, отдав предпочтение исторической стороне жизнеописания: «Виждь, читателю любезный, яко сего святаго Нифонта житие особная в Четиях обретается немалая книга. Не все убо зде житие положися величества ради истории, но мало от многих списася, яко точию на едино чтение довлети. Хотящь же уведати все до больших Четий Миней Макария митрополита Московского отсылается» (Жит. Ниф. ЛАИ УрГУ. XI. 74 р/1648. XVIII в. Л. 312). Ростовский митрополит внес также существенные изменения в стиль и язык Жития, переработав пространный текст в удобный для проповеди рассказ о великом милосердии Божием к раскаявшимся грешникам: «К сему же, да и мы, грешные, имамы образ, еже не отчаятися нам, во многия беззакония погруженным, но да исправим [ся] покаянием, яко же и сей, о коль исправил есть себе добре…» (ЛАИ УрГУ. XI. 74 р/1648. Л. 312). На основе Жития Нифонта в редакции свт. Дмитрия Ростовского «в посаде Пучеже» в 1857 г. был составлен «Акафист прп. Нифонту, еп. Констанции, града Кипрскаго» (нач.: «Избранный Христом, Сыном Божиим, на прославление Неизреченнаго Его Милосердия…»), сочинителем к-рого был П. И. Серебренников (РГБ. Троиц. II/268. Л. 386 об.- 393 об.). О душеполезности Жития Н. говорят мн. выписки из этого текста, а также записи и пометы на книгах, напр., «О, сколь сия книга душеполезна, исполнена умиления и покаяния душевнаго!..» (РГБ. Ф. 199. 694. XVIII в. Л. 1). Ист.: РГБ. Ф. 178. 1832. Кон. XII - нач. XIII в. Л. 1-33; ГИМ. Муз. 340. 2-я четв. XVI в. Л. 1-163 (350 миниатюр); БАН. 34.6.61. четв. XVI в. Л. 1 - 193 + 8 (384 + I миниатюры); РНБ. ОЛДП (из собр. П. П. Вяземского) Q 17. XVI в. Л. 1-432 об. (396 миниатюр); Житие Нифонта/Ред. свт. Димитрий Ростовский; ЛАИ ИГНИ УрФУ. XI. 74 р/1648. Л. 310 об.- 333; Житие св. Нифонта, лицевое XVI в.// Щепкин В. Н. Описание памятников: Имп. Рос. исторический музей им. Имп. Александра III. М., 1903. Вып. 2. Лит.: Свирин А. Н. Древнерус. миниатюра.

http://pravenc.ru/text/2577703.html

Показывает миниатюрист и подвиг Н. пустынника; святой переживает видения небесной славы - окруженное ореолом из побегов и языков огня явление Спасителя, сидящего на престоле, с поклоняющимися ангелами. Н. одет в тунику, поверх нее накинут плащ. Помимо Создателя во славе ему открываются видения черного бесовского войска (Л. 127-128 об.). Средовеком он изображен в сценах бесед с различными людьми, в т. ч., напр., с прав. Григорием (Л. 131-134 об.). На отдельных миниатюрах Н. похож на ап. Павла (соответственно с текстом Жития), где именно сходство с ап. Павлом служило для Александрийского патриарха указанием на избранника Бога на престол епископа Кипрского г. Константианы. Борода святого разделена на вьющиеся пряди, высокий лоб уподобляет его ап. Павлу, к-рый является ему в тонком сне неск. раз и объявляет о назначении его пастырем хотя и не на долгое время (Л. 140, 140 об., 142), сопровождает его во время встречи с Александрийским патриархом, в храме ап. Павла (узнается по иконе, Л. 142). Строго следуя за текстом Жития Н., миниатюрист изображает Н. в царском венце (Л. 142 об.). Служба свт. Нифонту, еп. Кипрскому; изгнание бесов. Миниатюра из лицевого Жития свт. Нифонта. 1628–1629 гг. (РНБ. ОЛДП. Q. 17. Л. 412) Служба свт. Нифонту, еп. Кипрскому; изгнание бесов. Миниатюра из лицевого Жития свт. Нифонта. 1628–1629 гг. (РНБ. ОЛДП. Q. 17. Л. 412) С момента поставления в сан епископа Константианы Н. изображается уже не как отрок или молодой человек. Обширные познания мастеров в иконографии святых продолжают влиять на выбор облика святого. Поскольку его поставление происходило в Александрии, а рукоположение осуществлял свт. Афанасий Великий, после церемонии Н. изображается по подобию свт. Кирилла Александрийского, с недлинной острой бородой, в крещатых ризах и в остроконечной, также крещатой шапочке (Л. 144-145, 151-152 об.). На праздничном пиру он одет как владыка - в черном клобуке и мантии с дорогами, его посох несет юный служитель, ликом напоминает Н. в юности (Л. 143 об.); Н.

http://pravenc.ru/text/2577703.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010