Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Церкви от Миланского эдикта (313 г. ) до разделения Церквей (1054 г. ). Епископат ЛЕВКИЙ (I-III или IV-V вв.), еп. Врунтисиопольский (Брундизийский), исп. Александрийский (пам. 20 июня, пам. зап. 8, 11 янв.) ЛУКИЙ архиеп. Александрийский (после 24 дек. 361 - 21 февр. 362, 24 окт. 362 - 5 сент. 363, окт. 365 - 1 февр. 366, кон. 375 - 30 мая 378), арианин МАКСИМ († между 408 и 423), проповедник и церковный писатель, еп. Туринский (Тавринский), проповедник и церковный писатель, св. (пам. 25 июня) МАРТИН [Мартин Бракарский, Думийский] († 20 апр. 579/8), еп. Бракары Августы (ныне Брага, Португалия), противник арианства, св. (пам. зап. 20 марта; перенесение мощей 22 окт.) МАРТИН (316/7 или 336/7 - 397), еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция), считается основоположником зап. монашества, св. (пам. зап. 11 нояб.) НЕМЕСИЙ [Немезий] (IV - нач. V в.), христ. философ и богослов, предположительно епископ г. Эмеса (ныне Хомс, Сирия) НЕПОТ [Арсинойский, Пентапольский, Египетский], епископ города и округа Арсиноя в Египте (оазис Файюм)(ок. 30-50-х гг. III в.), раннехрист. богослов, экзегет НЕСТОРИЙ (80-е гг. IV в. - не ранее 450), архиеп. К-польский (10 апр. 428 - 3 сент. 431), один из крупнейших представителей Антиохийской школы, основатель несторианства, осужденный на Вселенском III Соборе в Эфесе НИКИТА (ок. 335 - 414), еп. Ремесианский, проповедник и богослов, известен как «апостол румын», свт. (пам. 24 июня; пам. зап. 7 янв., 22 июня) НИФОНТ свт. (пам. 23 дек.), еп. г. Константиана, в Календаре РПЦ - в Календаре РПЦ - еп. Кипрский (IV или XI в.) ОСИЙ († кон. 357 или 358), свт. (пам. 27 авг. и в воскресенье перед 12 окт.- в Соборе святых, в земле Испанской и Португальской просиявших), еп. Кордубы (ныне Кордова, Испания), сподвижник имп. Константина I Великого (306-337), участник арианских споров ПАВЕЛ АВРЕЛИАН (VI в.?), св. (пам. зап. 12 марта), 1-й епископ Леон (ныне г. Сен-Поль-де-Леон) в Арморике (Бретань, Франция), один из 7 св. покровителей Бретани ПАВЛИН Милостивый (между 352 и 355 - 431), св. (пам. 23 янв.; пам. зап. 22 июня), еп. Нолы, деятель раннего монашества, поэт и писатель ПАЛЛАДИЙ (ок. 364 - между 420 и 430), еп. Еленопольский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) ПЕТР (341/5 - после 392), свт. (пам. 9 янв.), еп. Севастии Армянской, брат свт. Василия Великого, свт. Григория Нисского и прп. Макрины Младшей ПЕТР ИВЕР (V в.), еп. Маюмский (с 451 или 452), видный церковный деятель, основатель первых груз. обителей на Св. земле, автор ряда богословских трудов ПЕТР АРГОССКИЙ [Чудотворец] (851/2 - ок. 922), епископ Арголидский (Аргосский), церковный писатель, преподобный (пам. 3 мая)

http://pravenc.ru/rubrics/121298_5.html

Леонтий Феотокит 1189 г., игумен монастыря св. Апостолов (§ 861). Досифей 1190 г. из патриархов иерусалимских, прежде был монах студийский (§ 862). Георгий II Ксифилин 1191 г, диакон и сосудохранитель великой церкви (§ 869 Lequien 1, 275). Иоанн X Каматер 1198 г. диакон и хартуларий (§ 877−879). Михаил IV Авториан 1206 г., диакон и сакелларий (§ 920. 921. 924). Феодор II Иреник 1213 г., диакон и хартофи лакс великой церкви (§ 925). Максим И-й 1216 г., игумен монастыря Неусыпающих и духовный отец императора (§ 930. 931). Мануи л I Сарантен 1217 г, диакон (§ 936). Герман II , 1222 г., диакон великой церкви, потом вступил в монастырь (Lequien. 1, 278). Мефодий II , 1240 г., игумен монастыря Иакинфова (§ 951. 952). Мануил II Харитопул 1244 г. придворный протопресвитер (§ 960). Арсений Авториан 1255 г., монах (§ 966. 967). Никифор II , 1260 г., из ефесских митрополитов (§ 973), прежде был придворный архидиакон девственник по жизни (Ephraem). Герман III , 1267 г. из адрианопольских епископов , прежде был монахом Черногорского монастыря на востоке (Parhym e res, Pala e olog. Lib. IV. с. 12). Иосиф И-й , 1267 г., игумен галасийский (Histor. Patriarch. § 997). Иоанн XI Векк , 1275 г., диакон и хартофилакс великой церкви (§ 1004. 1007). Григорий ИИ-й кипрский, 1283 г, из мирян, Пред посвящением в патриарха пострижен и прошел низшие степени церковные (§ 1015). Афанасий И-й 1289 г., монах из горы ганской (§ 1020). Иоанн XII созопольский, 1294 г., в мире Козьма , священник женатый; оставив жену, вступил в монастырь, был игуменом и духовником императора (§ 1025. 1029). Нифонт И-й , 1313, из митрополитов кизических (§ 1014), прежде был настоятелем лавры на Афоне (Ephraem.). Иоанн XIII Глика , 1316 г., из мирян, оставил жену и детей; жена его постриглась, и сам он хотел постричься, но удержан императором, по немощи (§ 1050). Герасим И-й , 1320 г., из иеромонахов манганского монастыря (§ 1054). Исаия , 1323 г., из монахов святогорских (§ 1061). Иоанн ХИ V Апрен , 1333 г., из пресвитеров придворных (§ 1065. Lequien. Or. C h r. 1, 297. 298).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Откровенно говоря, Андронику II не везло с патриархами, которых при нем сменилось рекордное количество – десять (учитывая интронизовавшихся дважды). После скорой смерти Иосифа престол занял Григорий II Кипрский (1283 – 1289). Низложенный Векк развернул пропагандистскую кампанию против нового владыки. Так как Иоанн был много образованней Григория, ему удалось обвинить «прожорливого кита, восставшего с берегов Кипра», в невежестве, и тот со стыда оставил кафедру. Новый патриарх Афанасий I (1289 – 1293 и 1303 – 1309) оказался чересчур суров. Он выслал в свои епархии всех провинциальных епископов, наслаждавшихся прелестями столичной жизни, потребовал запретить работу в воскресные и праздничные дни мест излюбленных развлечений народа – кабаков и бань. Кроме того, Афанасий не умел закрывать глаза на факты неблагочестивого поведения столичной аристократии и направо и налево раздавал строгие епитимьи. В припадке ярости он даже написал грамоту об отлучении «за разврат» всех (!) жителей Византии от церкви – эту грамоту позже случайно нашли в тайнике храма св.Софии. В конце концов между двором и патриархом назрел конфликт, и главой константинопольской церкви в 1294 г. стал полуграмотный священник Иоанн XII Косьма. В 1303 г. этот малозначительный патриарх умер, на престол до 1309 г. возвратился не изменивший своих убеждений Афанасий. Полной противоположностью ему оказался Нифонт (1310 – 1314), человек не только совершенно необразованный (не умел своей рукою написать даже букв азбуки), но вдобавок алчный, женолюб и горький пьяница. Терпение василевса лопнуло, когда ему донесли, что патриарх ворует церковное добро – влекомый ненасытной жадностью, высший иерарх православия сдирал с икон драгоценные оклады и продавал их. За такие «художества» Нифонта с позором изгнали, но его преемник – культурный, образованный и спокойный Иоанн XIII Глика (бывший прежде логофетом дрома) скончался всего через четыре года; полуглухой от старости Герасим I (1318 – 1321) и Исайя (1323 – 1332) прославили себя исключительно своими интригами в пользу врагов императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И может быть – это и есть рождественская благодать: любовь к Возлюбившему нас?! Кажется, такой именно благодати я еще не видел ни на один праздник. Были радость, торжество, победность, страх, ожидание конца и так далее; была и любовь к людям; но именно любви к Богу, Христу Спасителю как основного чувства праздника не было. Кроме десяти мучеников Критских, ныне празднуется еще память святителя Кипрского Нифонта. Его житие замечательно. Из очень богатой и знатной семьи… В юности развратился… Но потом покаялся, в чем ему помогла Божия Матерь через икону Свою. Затем постом, молитвами и истязаниями он укротил страсть и сподобился разных дарований Божиих. В частности, он видел бесов и их козни. Между прочим, есть случай, в коем как раз сказывается сила пришествия Господа. Однажды он увидел великого беса, с трудом и в печали двигавшегося к городу святого (город Констанций на Кипре). Святой спросил его: как он смел прийти сюда? Бес стал грозить святому Нифонту сокрушить его со всею паствою. Но святитель ответил: «Немощной (жалкий)! ты сам сокрушен, и меня ли хочешь сокрушить? Я видел, как один подвижник боролся с вами и тридцать ваших бесов изнемогли в борьбе с ним: кто же не посмеется над вашей немощью?!» «Не удивляйся этому, – сказал диавол, – если бы я имел прежнюю силу, мне бы ничего не стоило сокрушить тебя; но с тех пор, как Иисус был распят, я действительно немощен… Я знаю, что ты много можешь; но не делай мне зла: я уйду из твоего города, и больше не стану подходить к нему». Здесь все понятно и не требует толкований. Вот от какой силы «искупил» Христос Господь! Вот какого врага победил! И чем? – КРЕСТОМ, РАСПЯТИЕМ (а не «ответною любовию» людей). Так же и в житии святой преподобномученицы Евдокии ([память ее совершается] 1 марта) говорится, что сила беса связана; иначе он мог бы весь мир сокрушить. Конец жизни святого Нифонта был таков. Избранный чудесно на епископию, он управлял ею свято. Пред смертию к нему пришел святой Афанасий Великий . И когда тот лежал на рогоже на земле, то святитель Афанасий спросил: есть ли польза от болезни? «Человек очищается от грехов своих!» – ответил святой Нифонт, вероятно вспомнив о своих бывших грехах. Замолчал и заплакал… Но затем переменился: лицо его просветилось; он улыбнулся и сказал: «Приветствую вас, ангелы святые!» Затем открылись очи и у Афанасия, – и он увидел лик мучеников, пророков и др., отдельно приветствовавших святого. После некоего промежутка молчания он еще воскликнул: «Радуйся, Обрадованная, красный мой свет, Помощница моя и крепость! Прославляю Тебя, Благая; ибо помню я милость и благодать Твою!» Лицо его заблестело, как солнце… И он умолк навеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Житие Н. было переведено на слав. язык очень рано, однако по хронологическим соображениям перевод вряд ли мог быть выполнен в Вост. Болгарии. Притом что переводил явно болгарин ( Ходова. 1952. C. 13-15), остается предположить, что он работал либо на Афоне ( Иванов. 1998. C. 512), либо в Зап. Болгарии, о чем свидетельствует древнейшее изображение Н. 1080 г. в церкви мон-ря Велюса (ныне Македония). Оно находится в вост. конхе церкви среди эсхатологических сцен, возможно навеянных Житием ( П. Beлjyca. Ckonje, 1981. C. 207-209). Текст Жития очень скоро оказался в Киеве, где фрагмент из него, «Повесть о милостивом Созомене», вставили в конец Изборника 1076 г. ( Мушинская М. С. Изборник 1076 г.: Текстология и язык. М., 2015. C. 175-176). Древнейшая из сохранившихся рукописей полного слав. перевода Жития (РГБ. Троиц. 35) была переписана в Ростове в 1219 г. Вторая полная версия перевода (РНБ. Солов. 525) появилась в XVII в., без повторного обращения к оригиналу. На Руси возникла также и краткая версия Жития (не восходящая к более поздним кратким редакциям греч. оригинала), древнейшая рукопись к-рого - Выголексинский сборник (РГБ. Муз. 62) кон. XII в. Кроме того, 8 отрывков из Жития, а также вольных их пересказов получили самостоятельное хождение в древнерус. книжности в составе Златоуста, Измарагда, Пролога, ВМЧ. Особенно популярны были приписываемые Н. предостережения против светских игрищ, именуемых в древнерус. текстах русалиями. Эпитоматоров привлекала в Житии Н. (в противоположность Житиям Андрея Юродивого и особенно Василия) не эсхатологическая, а дидактическая часть, при этом образ Н. раздвоился: он именовался как епископом (даже «патриархом Царяграда»), так и «мнихом», что нашло отражение и в различной иконографии. В совр. календаре РПЦ он назван еп. Кипрским. Изд.: Mamepiaлu з icmopiï biзahmuiйcьko-cлob " янськоï лimepamypu та мови/Niдrom.: О. В. Ристенко. Од., 1928. С. 3-186. Lpz., 19822 [пространная греч. версия]; ibid. C. 187-238; Εστρατιδης Σ. Ο σιος Νφων, πσκοπος Κωνσταντιανς τς κατ Αλεξνδρειας//ΕΘ. 1936. Τ. 35. Σ. 210-231 [кр. греч. версия]; Житие прп. Нифонта/ОЛДП. СПб., 1879-1895. 3 вып.; Щепкин В. Н. Житие св. Нифонта, лицевое XVI в. М., 1903; ВМЧ. Дек. Дни 18-23. Стб. 1783-1837 [пространная слав. версия]; Дни 25-31. Стб. 2441-2443 [отрывки]; Выголексинский сб./Изд. подгот.: В. Ф. Дубровина, Р. В. Бахтурина, В. С. Голышенко. М., 1977. С. 69-132 [кр. слав. версия]; Кушелев-Безбородко. Памятники. Вып. 1. С. 207-208; Срезневский И. И. Древние памятники рус. письма и языка. СПб., 18822. Стб. 227-229; Mercati S. G. Collectanea Byzantina. Bari, 1970. Vol. 2. P. 170-171; Изб. 1076 г. М., 2009. С. 706-707; Marinis V. The Vision of Last Judgment in the Vita of St. Niphon (BHG, N 1371z)//DOP. 2017. Vol. 71. P. 193-228 [отрывки].

http://pravenc.ru/text/2577703.html

Русский православный образовательный центр не намерен останавливаться на достигнутом. У руководителей и коллектива далеко идущие планы на будущее: выпуск православной газеты, создание нового русского православного радио на общенациональном кипрском канале. Наши соотечественники организуют паломнические поездки, ведут радиопрограмму на русском языке, открывают воскресные школы для русскоговорящих детей. В 2006 году на Кипре впервые состоялся Праздник славянской письменности и культуры. С каждым годом растёт число паломников из России к святым местам Кипра. Заканчивая обзор русско-кипрских церковных связей, следует отметить, что между обеими Церквами издревле существовало молитвенное общение; почитаемые кипрские святые были включены в Макарьевские Великие Четьи-Минеи: апостол Варнава (I в.), преподобный Георгий Хозевит (VII в.), святой Епифаний Кипрский (IV в.), святитель Иоанн Милостивый (VII в.), мученик Мамант (III в.), преподобный Нифонт, епископ Кипрский (IV в.), святитель Спиридон, епископ Тримифунтский (IV в.), святитель Тихон, епископ Амафунтский (IV–V вв.), священномученик Феодот, епископ Киринейский (ок. 320 г.), священномученик Ферапонт, епископ Кипрский (IV век) и многие другие 157 . История русско-кипрских связей насчитывает несколько столетий; можно надеяться на то, что в будущем эти связи будут крепнуть и становиться всё более плодотворными. Русская и Кипрская Православные Церкви призваны осуществлять свою историческую миссию — служить на благо своим народам, способствовать укреп­лению всеправославного единства и межхристианского сотрудничества. Список сокращений БЭ Богословская энциклопедия. Византийский Временник. Государственный исторический музей. Журнал Московской Патриархии. Православный Палестинский сборник. Полное собрание русских летописей. Труды Отдела древнерусской литературы. Христианское чтение. Чтения в Обществе истории и древностей Российских при Московском университете. 1 История Кипрской Православной Церкви освещалась на страницах “Жур­на­ла Московской Патриархии” (ЖМП): 1955. 1. С. 64–67; 1964. 6. С. 38–44; 7. С. 47–51; 1973. 7. С. 52–56; 1977. 5. С. 59–61.

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

536 Historia politico,. P. 27–28; Historia patriarchica. P. 81; Phrantzes. P. 306–307; Κιγλας. Να σνοψις διαφρων Ιστοριν. νετησιν, 1637. Σ. 428. 537 В известных источниках вопроса нет никакого основания и для следующего сообщения проф. Н. С. Суворова в его «Учебнике церковного права»: «Согласно церемониалу, соблюдавшемуся императорами при возведении нового патриарха на кафедру, – читаем здесь, – Магомет II вручил патриарху Геннадию Схоларию омофор и жезл, с произнесением слов: „Св. Троица, даровавшая мне императорскую власть, дарует тебе патриархат нового Рима " " (М., 1902. С. 85–86). Ср.: Gasquet. De l " autorite imperiale et matiere religieuse en Byzance. P. 87–88. 541 A­ ριστρχης Σ. Του ν γοις πατρς ημν Φωτον, πατριρχου Κπ., λγοι και μιλαι. Τ. Ι. Σ. θ– Γ. Κωνσταντινοπολις, 1900; Hergenrother. Photius, Patriarch von Konstantinopel. Bd. I. S. 379–380; Лебедев А. П. История разделения Церквей в IX-XI вв. Μ., 1900. С. 41 544 Ibid. Τ. VI. Σ. 350–352. – Кроме того, Эпанагога Василия Македонянина говорит, что мирянин, если будет избран на епископскую кафедру, должен не менее трех месяцев состоять в сонме клириков для изучения св. канонов и церковного богослужения; но если он окажется учительным и в мирском чине, то опыт обыкновенно свидетельствует, что не представляется опасности и не применять к нему указанный срок (Epanagoge. P. 78 δ). В таком же роде высказывается Эпанагога Распространенная (Zachariae a Lingenthal. Jus graecoromanum. Т. IV. P. 192–193). 561 ει στιν ρα της λειτουργας, λειτουργουσι και χειροτονουαυτν, επερ στιν Ιερομναχος. – Дмитриевский Α. Α. Ευχολγια. С 630. 564 См., напр.: Pachymeres. Т. II. Р. 45 (хиротония Георгия Кипрского); Р. 146 (хиротония Афанасия). 570 Pachymeres. Т. II. Р. 44–47 (историк отмечает, что в этой хиротонии, по обстоятельствам времени, не участвовал никто из клириков Великой Церкви); Gregoras. Т. I. Р. 164–165 583 Ibid. P. 115 (патриарх Максим III – 1476 г.); Р. 128 (патриарх Нифонт II – 1486 г.); P. 139 (патриарх Пахомий – 1503 г.); Р. 151, 153, 192 (патриарх Иеремия II – 1572 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

Σ. 384. Ср.: Acropolites. P. 50); Мефодий II (124)0 – игумен никейского монастыря Иакинфа (Acropolites. P. 71; Callistus. P. 465 D; Ephraemius. P. 411); Арсений Авториан (1255–1260, авг. 1261-май 1267) – монах обители у озера Аполлониады в Вифинии (Acropolites. P. 107, 290; Gregoras. Т. I. Р. 55; Callistus. Col. 465 D); Иосиф/(1 янв. 1268-май 1275 г., 31 дек. 1282-март 1283 г.) – игумен Галисийского монастыря (Gregoras. Т. I. Р. 107; Pachymeres. Т. I. Р. 256, 304; Callistus. Col. 468 В; Ephraemius. P. 412–413); Григорий II Кипрский (11 апр. 1283-июнь 1289 г.)- первоначально был придворным апостоларием, а потом пострижен в монастыре Петра во имя Иоанна Предтечи (Pachymeres. Т. П. Р. 44; Gregoras. Т. I. Р. 165; Callistus. Col. 468; Ephraemius. Ρ.415); Афанасий I» (14 окт. 1289–16 окт. 1293, 1303–1311) – подвижник Афона и Гана (Pachymeres. Т. II. Р. 107, 139; Gregoras. Т. I. Р. 180); Иоанн XII Созопольский [янв. 1294–23 авг. 1303] – игумен обители Богородицы Паммакаристы (Pachymeres. Т. II. Р. 182, 185; Gregoras. Т. I. Р. 193; Ephraemius. Р. 416; Γεδεν. Σ. 404); Нифонт I (1311–1315)- игумен Лавры св. Афанасия на Афоне (Gregoras. Т. I. Р. 259; Ephraemius. Р. 416); Герасим I (1320–19 апр. 1321) – игумен Сосандрской обители, а потом Манганской (Gregoras. Т. I. Р. 292; Ephraemius. P. 416; Joannes Cantacuzenus. Т. I. Р. 67); Исаия [окт. 1323–1334] – афонский монах (Gregoras. Т. I. Р. 360; Ephraemius. P. 416–417; Georgius Phrantzes. Annales. P. 32); Исидор I (17 мая 1347–2 дек. 1349 г.) – афонский подвижник ( Пападопуло-Керамевс А. И. Жития двух Вселенских патриархов XIV в. С. 76 и др.; Cantacuzenus. Т. III. Р. 26; Gregoras. Т. II. Р. 786); Каллист I (10 июня 1350–1354, 1355-авг. 1363) – подвижник Иверского монастыря на Афоне (Gregoras. Т. II. Р. 871, 873; Cantacuzenus. Т. И. Р. 209); Филофей (1354–1355, 12 февр. 1364–1376) – игумен лавры св. Афанасия на Афоне (Cantacuzenus. Т. III. Р. 107); Нил (1380–1388) – монах, ученик подвижника Марка (Miklosich et Miiller. Acta et diplomata graeca.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

Церковное учение о вере в Бога Творца исповедовали многие преподобные мужи и жены. Назовем некоторых из них Преподобная Феодора (11 сентября, с. 253). Преподобный Сергий Радонежский (25 сентября, с. 528). Преподобный Авраамий затворник (29 октября, с. 607). Преподобный Харитон исповедник (28 сентября, с. 616). Преподобный Даниил Столпник (11 декабря, с. 319). Святитель Нифонт Кипрский (23 декабря, с. 623). Преподобный Феодосий Великий (11 января, с. 318). Преподобный Лука Элладский (7 февраля, с. 143). Преподобный Алексий, человек Божий (17 марта, с. 337). Преподобный Иосиф, песнописец и творец канонов (4 апреля, с. 64). Преподобный Зосима Соловецкий (17 апреля, с. 261). Преподобный Анастасий Синаит (20 апреля, с. 300). Блаженная Глафира (26 апреля, с. 423). Преподобный Феодосий Печерский (3 мая, с. 162). Преподобный Феодор Освященный (16 мая, с. 531). Преподобный Симеон Дивногорец (24 мая, сс. 693–694). Святитель Вассиан Лавдийский (10 июня, с. 183). Преподобный Паисий Великий (19 июня, с. 430). Левкий Исповедник (20 июня, с. 469). Преподобномученица Феврония (25 июня, с. 552). Преподобная Евпраксия (25 июля, сс. 589, 591). Преподобный Моисей Угрин (26 июля, с. 607). Благоверный Князь Александр Невский (20 августа, с. 542). Завершим перечень святых изречением великого православного богослова и учителя. Преподобный Максим Исповедник : «Кто не исповедует Госпожу нашу, всепетую, святейшую и пренепорочную Деву, честнейшую всех разумных существ, истинною Матерью Бога, сотворившего небо и землю, море и все, что в них, тот да будет анафема от Отца, и Сына, и Святого Духа, единосущной и преестественной Троицы, и от всех сил небесных, от лика святых апостолов и пророков, и безконечного множества мучеников, и от всякой праведной души, скончавшейся в вере, ныне, всегда и во веки веков!» с. 225] (21 января). Глава 3. Православное учение о Боге как Судье и о кончине мира 1. Связь церковного учения о Конце мира с догматом о Сотворении Вера библейскому откровению о шестидневном Сотворении неразрывна с верой евангельскому предречению о неминуемом Конце веков – Втором страшном пришествии Господа Иисуса Христа как Судии мира сего. Тот, «Имже вся быша», исповедуется Православной Церковью как Тот, Которого ожидаем «паки грядущаго» Судию. Тот, Который есть Альфа, Он же есть и Омега ( Апок.1:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

В храме, безусловно, нужно бывать как можно чаще, особенно в праздничные и выходные дни: ведь это Небо на земле! Когда преподобный Сергий Радонежский совершал Литургию, многие видели, как Ангелы сослужили ему и как он приобщался из Святой Чаши огнем. Блаженный Нифонт, епископ Кипрский, стоя однажды в церкви на Патриаршем Богослужении, как бы прозрел духом и увидел огонь, снисшедший с неба и покрывший Алтарь и Архиерея. Когда запели Трисвятое, показались четыре Ангела и пели вместе с певцами. Так что храм – это место общения сил Небесных и земных. Согласно учению Церкви, в нем христиане получают благословение Божие, способствующее успеху во всех добрых начинаниях. Сам Господь невидимо наставляет молящихся. Есть, Владыко, и такая точка зрения: если я хожу в церковь регулярно, значит, и земная жизнь моя должна быть устроена, и по смерти, само собой разумеется, я попаду в Царствие Небесное. Это мысль ошибочная. Человек, согласно Библии , сотворен для сорадования Богу. Он ни в коем случае не «зарабатывает» свое спасение хорошими поступками, потому что с Богом не может быть рыночных отношений. Чтобы спастись, недостаточно только ходить в храм. Но тот, кто посещает храм регулярно, имеет большой шанс на спасение, так как он наверняка хоть раз подумал о грехах, вздохнул о себе и своих близких, помолился. И, поверьте, ни одно движение души не пройдет бесследно. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Одно «Господи помилуй», сказанное в храме, действеннее тысячи поклонов, сделанных дома». Здесь человек как нигде замечает, что он весьма далек от совершенства. Оказывается, можно находиться в церкви, а умом успеть побывать и на рынке, и в магазине, и даже мысленно побеседовать с кем-нибудь. Так что именно в храме наша внутренняя болезнь особенно сильно проявляется: это как в темноте мы видим плохо, а на свету сразу замечаем все изъяны – так и тут. Когда благодать Божия касается человека, он осознает, что действительно исполнен всяких недостатков, грехов. Иначе нет смысла посещать храм. Если же человек пришел на Богослужение, просто постоял, думая о житейском, а то еще и осудил других, – какая в этом польза? В храм приходят каяться.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010