д) Ангелы принимают участие в человеке в час смерти его. Не оставляют нас святые Ангелы-Хранители и при нашем переходе из жизни временной в вечную. «Всегда содержи в уме своем мысль о смерти, – говорит св. Феодор Студит , – размышляй о самом разлучении души от тела, – разлучении, которое будет под начальственным смотрением твоего Ангела» (Догм. Бог . пр. Макария, стр. 432). Потому и Св. Церковь заповедует нам обращаться к Ангелу Хранителю с такой молитвой: «Прежде оного (Страшного) Суда не забуди раба твоего, руководителю мой... покрый мя исходяща от тела, еже не видети мерзкия лица демонския» (Кан. Ангелу Хранителю). Мы веруем так образом, что присутствие Ангела Хранителя и его светлый радостный взор облегчают тяжелые минуты разлучения души с телом и успокоят доброго христианина, не лишившего себя этой последней на земле небесной помощи. Верует Св. Церковь и в то, что Ангел Хранитель бывает покровителем христианской души и по разлучении ее от тела, во время прохождения ею мытарств. Потому молится всякий из нас, христиан, Ангелу Хранителю: «Буди ми защититель и поборник непоборим, егда прехожду мытарства лютого миродержца» (Кан. Ангелу Хранителю). То же свидетельствуют и святые отцы Церкви. Например, св. Кирилл Александрийский в слове на исход души говорит: «Душа поддерживается святыми Ангелами в шествии по воздуху и, возвышаясь, встречает мытарства, которые стерегут восход, удерживают и останавливают души восходящие» (Догм. Бог. пр. Макария, стр. 432). В чем именно и как может выражаться заступничество Ангела Хранителя во время мытарств, наглядные свидетельства тому мы находим в житии преп. Нифонта, епископа Кипрского. Молясь некогда в церкви и возведши очи на небо, преп. Нифонт увидел отверстые небеса и множество Ангелов, из которых одни на землю нисходили, а другие на небо восходили, вознося туда человеческие души. Два Ангела несли в высоту какую-то душу. Когда они приблизились к блудному мытарству, оттуда вышли бесы, с гневом говоря: «Это наша душа; как вы дерзаете нести её мимо, когда она наша?». Ангелы отвечали: «Какое знамение на ней имеете, называя ее своею?». Бесы отвечали: «Она до смерти грешила, осквернила себя, осуждая ближнего, и, что еще хуже, умерла без покаяния, а вы что скажете на это?». Ангелы отвечали: «Поистине, ни вам, ни отцу вашему, дьяволу , не верим, пока не расспросим Ангела души сей Хранителя». Ангел Хранитель сказал: «Правда, много согрешила душа эта, но с того часа, с какого разболелась, она стала плакать и грехи свои исповедовать Богу. Если Бог ее простил, то Он знает почему; Он имеет власть, Того праведному суду слава». Тогда Ангелы, посмеявшись бесам, вошли с душою в небесные врата (23 декабря).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Иноческая милостыня – помочь брату словом во время нужды, утешить в скорби духовным рассуждением; душевная милостыня настолько выше телесной, насколько душа выше тела. Если придет к нам странник, – успокоим его по силе, и если требует хлеба, – подадим ему и отпустим его», – говорил прп. Нил. Новая, до этого невиданная на Руси, жизнь скитская, часто высказываемая душевная скорбь о порче церковных книг и старание, по возможности, исправлять их, конечно, возбуждали против преподобного неудовольствия, но он терпеливо шел своим путем и был в уважении добрых святителей и даже вел. князей. Прп. Нил был на Соборе о жидовствующих еретиках в 1491. Сам ревнитель Православия, архиеп. Геннадий Новгородский , в 1492 желал лично видеть и слышать суждения прп. Нила о предметах недоумений, по делу о них. Даже вел. князь содержал Нила (Майкова) и учителя его Паисия (Ярославова) в великой чести. По окончании Собора 1503 о вдовых попах и диаконах старец Нил, как имевший доступ к самодержцу, по своей крепкой жизни и по великой добродетели, и как уважаемый самодержцем, предложил, чтобы не было сел у монастырей и жили бы монахи трудами рук своих. С ним согласны были все Белозерские подвижники. В своем предсмертном завещании прп. Нил, заповедуя ученикам бросить тело его в пустыни в пищу зверям или закопать его в яму с презрением, написал: «Оно тяжко согрешило перед Богом и недостойно погребения», а затем прибавил: «Сколько в моей силе было, старался я не пользоваться никакой честью на земле в этой жизни, так пусть будет и по смерти». Память прп. Нилу отмечается 7/20 мая. Архим. Иустин Нил Столбенский (Нил) Народное название дня прп. Нила Столбенского, 7/20 дек. В этот день заканчивали зимний праздник уходящего года. Девушки и молодые женщины принимались за шитье с молитвой, приговаривая: «Наперед стежка – Богу молись, наперед шитья – Бога славь». Нифонт Преподобный, еп. Кипрский (IV в.), празднуется 23 дек./5 янв., у русского народа почитался заступником от козней и наваждений нечистого духа. В «Сказании о святых» ему назначается особая молитва о прогнании лукавого духа от людей и скота. Верование это основывается на жизнеописании преподобного, который всю свою жизнь боролся с нечистыми духами и всегда побеждал их при помощи Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн I, Златоуст Арсакий Сисинний I Несторий, еретик Максимиан Прокл (октября 24) Флавиан, блаженный Анатолий (июля 31) Геннадий I Акакий Флавитас, Фраитас, Фравита, Флавиан, еретик Евфимий (Всехвальный) Македоний II Тимофей I Иоанн II, каппадокиец Епифаний Анфим, еретик Евтихий Иоанн III Евтихий (во второй раз) Иоанн IV, постник Кириак II Сергий I Павел II Пирр I (во второй раз) Пётр, еретик Фома II, Погонат Иоанн V Константин I Феодор I Георгий Кипрский Феодор I (во второй раз) Павел III Каллиник I Иоанн VI Герман I (мая 3) Анастасий, иконоборец Константин II Никита Кастрат Павел IV Тарасий Никифор I (июня 2) Феодот, иконоборец Анатолий I, иконоборец Иоанн VII, Синкел Мефодий Омологита Игнатий Игнатий (во второй раз) Фотий (во второй раз) Стефан I, Порфирородный Антоний II Николай I, Мистик Евфимий I, Синкел Николай I (во второй раз) Стефан II Трифон Феофилакт Полиевкт (февраля 6) Василий I, Скамандрин Анатолий III, Студит Николай II, Хрисоверг Сисинний II Сергий II (или Евлогий) Евстафий Алексий, Студит Михаил Кируларий Константин III, Лихуда Иоанн VIII, Ксифилин Косма I, монах Евстратий Гарид Николай III, Грамматик Иоанн IX, Агапит Лев Стопт или Ступп Михаил II, Куркуас Косма II, Антик Николай IV Феодот II Неофит I Константин IV, Лихуда Лука Хрисоверг Михаил III Харитон Феодосий I, Варадионт Василий II, Каматир Никита II, Монтан Леонтий Феотокит Досифей Георгий II, Ксифилин Иоанн X, Каматир Фома Латинянин Михаил IV, Авториян Феодор II Максим I Мануил Герман II Мефодий II (3 месяца) Мануил II Арсений Никифор II Арсений (во второй раз) Герман III (4 месяца) Иосиф I Иоанн XI Иосиф I (во второй раз) Георгий или Григорий II Афанасий I Иоанн XII Афанасий I (во второй раз) Нифонт I Иоанн XIII Глика Герасим I Иоанн XIV Исидор I Каллист I Филофей Каллист (июня 20) во второй раз Филофей (во второй раз) Макарий Нил (святой) Антоний IV Каллист II Матфей I Евфимий II Иосиф II Митрофан II Григорий III Афанасий II Патриархи Время вступления, от Рождества Христова Султаны Геннадий II

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Никон Мετανоετε прп. † 998 г. (Сергий). Происх. из фемы Армениакон от богатых помещиков. Подвизался в Пафлагонском монастыре, потом на Крите и, наконец, в Спарте. Необычайно важное для истории Пелопоннеса в X в. житие святого, написанное в классическом стиле (см., например, классические реминисценции на стр. 154, 155, 158, 161, 162, 164, 166, 215:217) некоторое время спустя по смерти его (см. ряд посмертных чудес, описанных по рассказам очевидцев, стр. 208) игуменом основанного Никоном монастыря (стр. 221). Издано Ламбросом («Νος Ελληνоμνμων», 1906 г. стр. 131−222). Память 26 ноября. Нифонт, прп. Легенда, хронология которой не поддаётся определению, относит время жизни Нифонта к Константину В. (лист 499), и рассказывает о поставлении его епископом Кипрским от александрийского патриарха Александра «пятого по Петре», времён Диоклетиана (лист 517), за которым следовал патриарх Афанасий (л. 520). Эта обширная легенда, греческий текст которой имеется в особом кодексе Синодальной библиотеки 401), издана лишь в славянском переводе в Минеях Макария (декабрь, листы 480−522). Память 23 декабря. Олимпиада диакониса, прп. Умерла, пережив несколькими месяцами своего друга – Иоанна Златоуста , за несколько месяцев до смерти императора Аркадия (житие стр. 415 и 418). Богатая наследница Константинопольского вельможи, прославленная за свою широкую благотворительность церкви. Её хорошо осведомлённое житие, составленное на основании рассказа Палладия (см. Historia Lausiaca) и других источников до 532 г. (см. Delehaye, Anal. Boll., 404). Издано в Anal. Bolland. XV, 409−423. Рассказ Сергия о перенесении мощей св. Олимпиады напечатан в Anal. Boll. XVI, 44−51. Память 25 июля. Онуфрий В., прп., подвизался в Египетской пустыне в конце IV в. Рассказ Аввы Пафнутия, о посещении им Онуфрия и душеспасительных наставлениях последнего. Издан в AASS, июнь, III, 2430. Память 12 июня. Павел Кайумский, прп. Пострадал при Константине V за инокопочитание. Краткое и риторичное сообщение о нем издано Пападопуло-Керамевсом в Аналектах, IV, 247−251. Память 8 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Часы и места явлений Богоматери подвижникам также были самые разнообразные. Она являлась им во время их молитвенных предстояний – утренних, полуденных, вечерних, полуночных и после трех часов пополуночи. Местами явлений служили церкви, монастырские кельи, лесные землянки, на которых потом вырастали храмы или обители. Святой Андрей Христа ради юродивый, святой Нифонт Кипрский, Афонские преподобные Матфей и Косма открыто созерцали Божию Матерь в храме, пред их взором Она наблюдала за поведением молящихся, раздавала им благодатные дарования под видом разных монет и Сама слезно молилась о всем мире. Явного видения Пресвятой Богородицы неоднократно удостаивался наш Преподобный Серафим Саровский на протяжении своей многолетней подвижнической жизни. По сказанию его жития, 25 ноября 1825 года он, покинув затвор, вышел в Саровский лес с целью посетить свою дальнюю пустыньку. И вот, на берегу речки Саровки, у Богословского источника, старец увидел явившуюся ему Богоматерь и стоявших позади Нее на пригорке апостолов Петра и Иоанна Богослова. Божия Матерь ударила в землю Своим жезлом, и вслед за этим мгновенно забил из нее фонтаном источник светлой воды. Преподобный пал пред Богоматерью и просил Ее дать Свое благословение водам источника. И Царица Небесная милостиво обещала исполнить его прошение. Одновременно Она преподала подробные наставления относительно устройства Дивеевской обители. Она назвала по имени восемь сестер-девиц из прежней общины первоначальницы монахини Александры, дала особый устав и повелела принимать в новую общину одних только девиц. Игуменией этой обители Она обещала всегда быть Сама и назвала ее Своим «четвертым вселенским жребием на земле» (разумеется – после Иверии, Афона и Киева). В 1830 году Преподобный Серафим вновь сподобился явления Божией Матери. Об этом он сам рассказывал дивеевскому священнику отцу Василию Садовскому следующее: «Ныне, – говорил он, – Царица Небесная посетила убогого Серафима и покрыла неизъяснимой благодатью, рекши мне: “Любимиче Мой! Проси от Меня чего хочешь”.

http://azbyka.ru/propovedi/pokhvala-bozh...

То есть игрой в кости и в шахматы, которые порицались как " поганьскыя обычаи " . О наказании идолопоклонников говорит апостол Павел в 1 послании коринфянам (10, 7-8), пересказывая некоторые книги Бытия: " народ сел есть и пить, и встал играть. Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи " . Общее место средневековой русской литературы, восходит к библейским текстам (встречается от древнейших частей Библии до Апокалипсиса). Следует притча из Еванг. от Луки (14, 8-11), приводимая по древнеславянскому переводу, в котором слово бракъ значит " пир " ; здесь же добавления и комментарии из " Слова " Иоанна Златоуста по Измарагду. В Х главе II редакции Домостроя та же притча дана в переработанном и сокращенном виде, как достаточно хорошо известная читателю. Также общее место; здесь начинается характерный для средневековых поучений мотив " против пьянства " - тема, достаточно важная и социально необходимая в эпоху, когда любое чрезмерное проявление греховно чувственного воспринималось как пьянство ( " опьянение " ); само слово пьянство означало тогда не действие от глагола пити, а качество (он пьян - чрезмерно возбужден). Древнерусская литература отразила это отношение к чрезмерности пития как выражение несобранности и самовольства (ср. " Повесть о Хмеле " , " Повесть о Горе-Злочастии " и пр.). Из подобных формул состоят все древнерусские поучения " против пьянства " , начиная с известных слов Феодосия Печерского (XI в.); много выразительных изречений содержится в древнерусском переводе " Пчелы " (XII в.), к которым восходят многие русские пословицы на этот счет. Здесь и слова из 1 послания апостола Павла к коринфянам (6, 10; 10, 23); ср. также Ефес. (5, 18), Деяния (4, 11), Пел. (3, 3) и пр. Мотив, частый в средневековой литературе, ср. и здесь (гл. 49: " любо званой или избранной человекъ... " ) - обычный для Домостроя парафраз из Еванг. от Матфея (20, 16 или 22, 14): " много званых, а мало избранных " ), Нифонт " Трезвый " , епископ Констанции Кипрской (память 23 декабря), известен преследованием " язычников " за игрища на русалиях ( " яко та игра от бесовъ есть " ); " видение " , описанное в Прологе, - ночное явление тысячи бесов, стремившихся уничтожить святого, который отпугнул их крестом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1976...

И в то же время, как я уже сказал, дух - это свет. Каждый из нас, скорее всего, когда-либо чувствовал, как вокруг сгущается как бы некий мрак, и душа перестает понимать, куда идти, хотя внешне, в обстоятельствах жизни, это может никак не выражаться. Это и есть отсутствие того света, который в тропаре Рождества Христова именуется светом разума и без которого наша жизнь погружается во мрак греха и всевозможных заблуждений. К сожалению, среди нас, современных христиан, нет практически никого, кому это в той или иной мере не было бы знакомо. Дуновение жизни Что такое вообще дух, как понять для себя значение этого слова? Мы знаем, что есть Святой Дух - одно из Лиц Святой Троицы, но в данном случае речь идет о духе человеческом. Мы помним, что когда Господь творил Адама, Он вдохнул в его лицо дыхание жизни, и это Божественное дуновение есть в каждом человеке. Дух - это то, что в человеке в первую очередь обращено к Богу Дух - это то, что в человеке в первую очередь обращено к Богу. Можно сказать, что это способность к жизни с Богом как таковая, которая является даром, нами от Бога полученным. Тот, кто крестился в сознательном возрасте или присутствовал на таинствах Крещения и Миропомазания, помнит, скорее всего, слова, которые произносит священник, помазывая крещаемого миром: «Печать дара Духа Святаго». Что это за дар Духа Святаго? Это дар, в котором Господь дает человеку Самого Себя, и через это наш дух оживотворяется, мы получаем возможность пребывать с Богом и в этой земной жизни, и в вечности. И дальше этот дар Духа Святаго может либо в нас раскрываться, если мы даем Богу действовать в себе, либо постепенно угасать, если наша жизнь противоречит евангельским заповедям. Дар духа в человеке неистребим, каким бы грешником он ни был. Преподобный Григорий Синаит сравнивает его с жемчужиной, которую можно зарыть в грязь, засыпать всевозможным хламом так, что потом почти невозможно будет найти, но она останется такой же чистой и нетленной, какой была изначально. Человек всегда сохраняет в себе способность обращения к Богу и возрождения духовной жизни. То, что мы видим в жизни таких святых, как преподобная Мария Египетская, святитель Нифонт Кипрский, преподобный Моисей Мурин, - как раз такое удивительное явление. Человек, казалось бы, имел в себе всецелый мрак, беспросветную тьму, и вдруг в нем воссиял свет - тот свет, который в его сердце обитал совершенно неощутимым и незримым для него образом.

http://ruskline.ru/opp/2019/avgust/27/hr...

Еще не облегчившись сама от ига иноверного православная Русь сострадала своим православным братьям на Востоке. Приходившие к нам епископы и иноки восточные находили радушный прием и щедрую милостыню. Конечно, со слов этих странников в летописях наших описываются бедствия, постигшие Александрию, Антиохию и Иерусалим от султана египетского Шабана II, раздраженного нападением на Александрию короля кипрского Петра и Мальтийских рыцарей в 1365 г. 54 Чрез шесть лет после того был у нас из Иерусалима Митроп. Герман, потом Синайской горы Митр. Марк, и еще из Иерусалима архимандрит Нифонт: последний, по сказанию наших летописей, при пособии собранной им милостыни, и стал Патриархом Иерусалимским 55 Двукратно приходили к Митрополиту Всероссийскому и послы от Константинопольского Патриарха 56 ‘, но нам неизвестно, по каким именно делам; знаем только, что с одним из сих посольств, вероятно, первым было получено другом св. Алексия,.Игуменом Радонежским, преп. Сергием, послание от Патриарха Филофея, который, прославляя его богоугодное житие, прислал ему на благословение крест, параманд и схиму, и советовал ему учредить в своем монастыре общежитие. Приближаясь к блаженной кончине, св. Алексий не хотел иметь по себе иного преемника, как только преп. Сергия, которого знал по многократным сношениям с ним и беседам, по его богоугодной жизни действию ero примера и наставлений на его учеников и посторонних, как мужа сильного духовною опытностью и могущего право править слово истинны. Посему призвав его в одно время к себе, раскрыл ему свое намерение возвести его наперед в сан епископа с тем, чтобы в свое время удобнее он мог занять престол первосвятительский. Изъяснив свое желание, св. Алексий присовокупи; «знаю, что и В. Князь и бояре весьма желали бы видеть тебя на моем месте. Но смиренномудрствующий Сергий на вс. убеждения одним словом отвечал: выше меры моей есть дело сие – и св. Алексий принужден был отказаться от своего пред положения. Между тем В. Князь готовил в приемники престарелому Святителю своего любимца, Михаила. Кроме осанистой наружности, этот Михаил отличался обширными познаниями в делах гражданских: много читал он книг и имел крепкую память, беседа его была разнообразна и любопытна. Почему В. Князь взял его из Коломны, где был он священником, сделал его своим печатником; потом, согласно со своими видами, убедил его постричься в монашество и в тот же день, как он постригся, сделал его архимандритом в своем, Спасском монастыре. Это было еще за два года до кончины св. Алексия. 57

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Ревностный о благе своей церкви, архипастырь не устрашился бы, конечно, посетить и юго-западную часть своей митрополии всероссийской, если бы не препятствовали тому враждебные отношения между московским великокняжением и Литвою. С ближайшими епархиями он мог иметь непосредственныя сношония: так он поставил епископов в Чернигов и Смоленск. Но более всего требовала пастырской попечительности земля Галичская. Княживший там 1371 г., Владислав Опольский, преданный Римской церкви, вошел в сношения с римским престолом и просил учредить в его владениях, на место православных, четыре епископа латинския. Папа Григорий к удивлению своему узнавший, что в земле русской существуют схизматические епископы, предписал архиепископу Краковскому изгнать их с своих престолов и в 1375 г. объявил об учреждении латинских епископий в Галиче, Перемышле, Владимире и Хольме, и престол Галичский возвел в достоинство архиепископии. Впрочем распоряжения папские не успели пресечь преемства православных епископов ни в одной из охваченных епархий. Вера православная держалась там еще крепко. И мы уже видели, что патриарх Филофей в письме своем к святителю Алексию говорил, что рукоположенному митрополиту Антонию, по просьбе польского Короля Казимира, отданы Галич в митрополию и четыре епископии: Холмская, Туровская, Перемышльская и Владимирская. Не облегчившись сама от ига иноверного, православная Русь, во дни митрополита Алексия, сострадала своим православным братьям и на Востоке. Приходившие к нам епископы и иноки восточные находили радушный прием и щедрую милостыню. Конечно, со слов этих странников в летописях наших описываются бедствия, постигшия Алексавдрию, Антиохию и Иерусалим от султана египетского Шабана II, раздраженного нападением на Александрию короля кипрского Петра и мальтийских рыцарей в 1365 году. Чрез шесть лет после того был у нас из Иерусалима Митрополит Герман, потом синайской горы митрополит Марк, и Архимандрит Нифонт из Иерусалима, ставший при пособии собранной им милостыни, патриархом Иерусалимским. Двукратно приходили к митрополиту Алексию и послы от константинопольского патриарха. С одним из сих посольств получено другом св. Алексия, игуменом радонежским, преподобным Сергием, послание от патриарха Филофя, который, прославляя его богоугодное житие, прислал ему на благословение крест, параманд и схиму, и советовал ему учредить в своем монастыре общежитие, с согласия своего митрополита, святителя Алексия. Св. старец исполнил патриаршую волю, устроил в своей обители общежитие, распределил между братьями послушания, учредил должности келаря, экклесиарха и другия, и строго заповедал иметь все общим, никому не приобретать себе ничего особо.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Moskov...

В. Древнейший слав. перевод жития Василия Нового и его греч. оригинал//ВВ. 2004. Т. 63(88). С. 114). Содержательную близость к Житию Василия Нового обнаруживает Видение монаха Космы, где кратко повествуется о сюжетах, которые подробно раскрываются в Житии, в т. ч. и посмертный путь души через М. ( Она же. Видение мон. Козьмы в слав. традиции//Письменность, лит-ра и фольклор слав. народов: XIV междунар. съезд славистов (Охрид, 10-16 сент. 2008): Докл. рос. делегации. М., 2008. С. 126-151). Житие прп. Нифонта, еп. Констанцского (IV в., пам. 23 дек.; в рус. святцах - прп. Нифонт, еп. Кипрский), написанное между 965 и 1037 гг. ( Иванов С. А. К датировке жития св. Нифонта (BHG, 1371z)//ВВ. 1999. Т. 58(83). С. 72-75), было переведено на слав. язык в домонг. период и широко известно в древнерус. списках. Житие оказало большое влияние на древнерус. лит-ру. Получили распространение извлечения из Жития, вошедшие в сборники «Златоуст», «Измарагд», «Пролог». В числе мн. видений Нифонта, о к-рых повествует Житие, есть и видение восхождения душ усопших на небо с описанием М.; упоминаются М. блуда, корыстолюбия, злопамятства, разбоя. Общее число М. не называется, хотя подразумевается, что оно известно: «...не дошли они и до четвертого мытарства, как бесы отняли из рук святых ангелов ту душу и с поруганием бросили в бездну» (Житие св. отца нашего Нифонта, еп. Кипрского//ЖСв. Дек. С. 629). Достигнув наибольшего развития в Житии прп. Василия Нового, сюжет прохождения воздушных М. укоренился в правосл. лит-ре. Житие оказало заметное влияние на древнерусское изобразительное искусство и фольклор (Из «Жития Василия Нового»: Хождение Феодоры по воздушным мытарствам//БЛДР. 2003. Т. 8. С. 576), в частности на рус. духовные стихи (см.: Сахаров В. А. Эсхатологические сочинения и сказания в древнерус. письменности и влияние их на народные духовные стихи. Тула, 1879. С. 148-192; Веселовский А. Н. Разыскания в области рус. духовных стихов. СПб., 1889. Вып. 5. С. 117-127). В сер. XI в. Павел Евергетин , игум.

http://pravenc.ru/text/2564534.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010