В верхней половине одного кружка у царских дверей составлены слова из тех же кубиков. Как только обмыли их водой, я прочел: ΜΝΗСΤΗΤΙ ΚΥΡΙΕ 404 , т. е. помяни, Господи. Дальнейшие слова, к сожалению, утратились 405 . Тут, как я догадывался, читалось имя строителя церкви или того, кто украсил ее мозаикой. Утрата невознаградимая. Христиане обрадовались, когда узнали смысл этих письмен, а я убедительно просил их хранить эту священную древность. Помянутая купель иссечена в цельном мягком камне белого цвета. Снаружи она походит на перерез, а внутри крестообразно изваяны сверху донизу четыре углубления в виде желобов. Такие купели видел я в Фекое и Джифне. Они весьма древни. Капитель колонны, узорчатый фриз над западной дверью и остатки мозаического пола за нынешней папертью, на пространстве 1215 шагов в длину, доказывали, что древняя церковь в Тайбе коринфского ордена была длиннее нынешней почти вдвое. Все эти остатки древнего благолепия её убеждали меня, что она первоначально построена была по какому-то особенному побуждению и что именно она осталась в числе семи протопресвитерских церквей в епархии Иерусалимского патриарха, которые поименовал Нил Доксопатрий (1146 г.) в своем списке пяти патриархатов 406 . Оставалось мне выслушать живое предание местных христиан. Я вмешался в толпу их, зевавшую на самовар, как на невидаль, и стал разговаривать с ними. – Православные! В святом Евангелии сказано, что Господь наш И(исус) Христос по воскресении Лазаря удалился в город Ефрем близ пустыни 407 . Я ищу следы этого города и гадаю, что он находился на месте вашего села, либо там внизу (я указал рукой на при-Иорданские высоты), впрочем недалеко отсюда. Итак, не знаете ли вы здесь каких [-нибудь] развалин или какой горы под названием Ефрем, Ефрон или Офра, Оф? – Не знаем, – отвечали они. Но один из них выставил из-за других смуглую голову свою и сказал мне: там нет Офа, он здесь. Я несказанно обрадовался и, вызвав этого хранителя предания в середину нашего круга, начал спрашивать его, какое же место здесь называется Оф?

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Эту церковь почтил достоинством протопресвитерства Иерусалимский патриарх Ювеналий, присутствовавший на четвертом вселенском соборе в Халкидоне (451 г.). Она считалась протопресвитерской и в 1146 году. Тогда упомянул о ней сицилийский монах Нил Доксопатрий в списке всех восточных епархий, составленном для владетеля Сицилии Рожера, и в числе семи палестинских протопресвитерств поставил ее третьей после Вифлеема и Еммауса 421 . Таибский шех рассказывал мне, что в то время, когда крестоносцы взяли Иерусалим и составили Палестинское королевство (с 1099 по 1187 год), в Тайбе жил областной правитель эмир Фаррич, христианин. Однажды он узнал, что сарацинское войско из-за Иордана идет к Тайбе и, встретив его со своей дружиной, вступил в битву с ним. Во время сражения Св. Георгий Победоносец явно помогал ратникам его. Эмир одержал победу над врагами и в память её пристроил к Ильинскому храму на Офе церковь во имя сего великомученика и приложил ей участок земли, который поныне принадлежит ей и обрабатывается таибскими христианами. Дальнейшая судьба Ефрема или Тайбе неизвестна. Думаю, что протопресвитерская церковь тут разрушена была жестоким гонителем христиан, египетским султаном Бибарсом, в 1262 году. С той поры развалины её лежали на своем месте до прошлого года, в который она перестроена в виде простого дома. Православное селение Тайбе, в котором не было и нет магометан, подведомо не епископу, а самому патриарху. Зачисление его за мечетью Омара было причиной целости его и сохранения в нем христианства. Оно расположено на круглом холме, который, подобно острову, со всех сторон отделен долинами от смежных высот. В статистике церкви Палестинской, составленной святогробским монахом Анфимом и напечатанной в С.-Петербурге в 1840 году 422 ошибочно сказано, что недалеко от Тайбе находится Ефрон, в котором Господь пребывал со своими учениками, и что жители его магометане. Вся эта статистика наполнена ошибками. Сочинитель её, никогда не ездивший по Св. Земле, не имел ясного понятия о местоположении, расстоянии, народонаселении православных деревень, например: Риммон у него отстоит от Иерусалима на полчаса пути, а в окрестности Св. Града нет и помину о Риммоне, который находился в соседстве с Тайбе; Зифна (Джифна) у него помещена на север от Вефиля, тогда как она находится на западе. Если эти и другие места указаны ошибочно, то Ефрон – ложно; ибо в окрестностях Тайбе нет ни одной магометанской деревни, которая называлась бы Ефрон. Соседние селения суть: Бурка, Кудейра, Диван, Джерис, Сильвад, Эбруд, Мезраа, Риммон, Махмас, Одже, а соседние развалины суть: Ната, Чилия, Самра, телл- Ксер, телл-Асор.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Достиг ли Рим такого положения, потому что его церковь была основана Петром или это произошло потому, что он был столицей Римской империи? В документе, который стал известен как двадцать восьмой канон Халкидонского Собора (451-й год), «Константинополю, сему Новому Риму», даруются особые привилегии наряду с теми, которые имеет Старый Рим, и объясняется все это тем, что Старый Рим занял характерное для него положение в Церкви в силу того, что был столицей 1575 . Позднейшие византийские апологеты и, в частности, богослов и канонист Нил Доксопатр, на основании этого канона утверждали, что «не правы те, кто говорит, будто Рим обрел первенство чести благодаря Святому Петру. Сей канон святого собора гласит, что первенство сие он имеет потому, что в нем императорская власть». Следовательно, Константинополь, будучи Новым Римом, уступает только Старому 1576 . Петр же пришел «в Рим, который в ту пору был имперским городом среди прочих городов» 1577 , но который ныне таковым не является. Порой позднейшие византийцы будут утверждать, что сводить Божию благодать к какому-то одному месту – пережиток иудаизма и, следовательно, неправомерно соотносить 18-й стих из Матфея ( Мф.16:18 ) с Римом 1578 . Однако более сильным выпадом со стороны Византии было утверждение, согласно которому «константинопольский патриарх именуется архиепископом Нового Рима, ибо он восприял римские права и преимущества» 1579 . Не ясно, однако, когда именно этот тезис заявил о себе в византийском богословии и церковном праве. Первое недвусмысленно упоминание об этой идее содержится не в греческих источниках, а в ответе папы на обвинения «восточных». Папа Николай заявляет, что греки «похваляясь, даже утверждают, что, когда императоры перебрались из Рима в Константинополь, первенство римского престола тоже перешло к константинопольской церкви и что права церкви римской вместе с императорскими почестями перешли к другой» 1580 . Несмотря на то что в данном случае имеется в виду Фотий и его антиримские послания и трактаты, по-видимому, нет документальных свидетельств, говорящих о том, что тот действительно высказывал нечто подобное.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Попутно Рожер начал тонко играть на сближение с Константинополем. В первую очередь норманн решил пустить «пробный шар», затронув болезненную для восточного клира тему о прерогативах Константинопольского патриарха. По его приказу греческий архимандрит одного из монастырей Сицилии Нил Доксопатриос написал трактат «О патриарших престолах». В сочинении рефреном проходит та мысль, что после Халкидонского Собора 451 г. Римский папа утратил право на главенство в Кафолической Церкви, которую с тех давних пор возглавляет уже Константинопольский патриарх 434 . Безусловно, это был некий реверанс в сторону Константинополя, но слишком слабый, чтобы ему придали серьезное значение в византийской столице. Поэтому, завершая кампанию на Востоке, Иоанн II Комнин должен был думать о предстоящей войне на Западе, которая могла начаться в любой момент, как только военное давление Германского королевского дома на норманнов Сицилии ослабеет. И он думал – как обычно, без спешки и суеты, и еще в 1140 г. пришел к выводу о том, что только поддержание в тонусе военного напряжения на Западе позволит ему обезопасить Римское государство от неожиданных нападений норманнских рыцарей. Лишь до тех пор, пока Германия воюет с Сицилией, Византия могла чувствовать себя спокойной. Для достижения этого далеко не простого по реализации плана он предложил Конраду III заключить брачный союз между их детьми. И уже вскоре в Германию направилось посольство с конкретным предложением – выдать одну из германских принцесс за младшего сына Римского царя Мануила. Король Конрад согласился и предложил в качестве невесты свою свояченицу Берту, дочь графа Зульцбаха. Поскольку Мануил не являлся наследником царского престола, брак можно было считать равноправным. Помимо этого Германский король обещал императору Иоанну Комнину начать новый поход в Италию, должный покончить с зарвавшимся сицилийцем. Это была большая дипломатическая победа Византийского царя, и в начале 1142 г. Берта прибыла в Константинополь. Как говорят, Мануил был не в восторге от своей избранницы, но, послушный воле отца, вступил в брак. Сыграли свадьбу, после которой его жена изменила имя, взяв греческое Ирина.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дрезеке находит, что сочинения Николая Мефонского могут служить прекрасной иллюстрацией к речи Евстафия Солунского в честь Мануила Комнина, что некоторые сочинения Николая относятся по происхождению своему к первой половине столетия. Сюда относится «Опровержение Прокла» 167 , в котором делается почетное упоминание об Евстратии Никейском, точно также сюда относятся сочинения его против латинян; эти сочинения составлены в 30-х годах XII века. Если это так, то, без сомнения, Николай Мефонский принимал участие в полемике против посла императора Лотаря III Ансельма Гавельбергского, бывшего в Константинополе в 1136 году. Таким образом, наш писатель в ранний период своей деятельности защищал те же интересы и по тому же поводу, что Никита Пекторат, Нил Доксопатр и другие. О Сотирихе современники говорят как о человеке весьма образованном, гордом и надменном своими знаниями. О товарище его Никифоре Василаки, разделявшем его мнения и тоже подвергшемся отлучению от церкви, мало сохранилось известий. Но нельзя не отметить ту любопытную черту, что византийское духовенство стояло на высоте современного философского образования и что большинство подвергшихся отлучению лиц имеют то или другое отношение к высшей школе и высшему образованию. Василаки принадлежит род учебника, в котором собраны образцы для занятий по истории, мифологии, риторике и богословию 168 . Эти образцы, если только они действительно выражают тогдашнюю постановку образования в школах, свидетельствуют о значительной свободе преподавания и о большой устойчивости традиции, против которой начата была борьба в конце XI века. Если высшие светские и духовные деятели занимающей нас эпохи проходили те школы, с которыми мы знакомимся по лекциям М. Пселла 169 и по учебнику Василаки, то нет ничего удивительного, что в XI и XII веках так резко заявляет себя дух резонерства и публичных диспутов, нашедший себе применение в вероучении. Но что в особенности замечательно, – школьные риторические приемы нередко переносились в церковь , и учителям риторики давались проповеднические кафедры 170 . Так именно случилось с Н. Василаки.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

43 См.: Παλου Μενεβισγλου, μητροπολτου Ιστορικ εισαγωγ εις τους καννας της Ορθοδξου Εκκλησας. Στοκχλμη, 1990. Σ. 388. 44 Κυρλλου βδου κκλητος πρς τ θρνο τς Κωνσταντινουπλεως 45 Правила святых Вселенских Соборов с толкованиями. М., 2000. С. 87–88. Слав. пер.: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что град оный есть новый Рим». Греч. текст: τν μντοι Κωνσταντινουπλεως πσκοπον κα χειν τ πρεσβεα τς τιμς μετ τν τς μης πσκοπον, δι τ εναι ατν ναν μην. 46 Но это происходило постепенно. Решение дел в Малой Азии свт. Иоанном Златоустом считалось экстерриториальным и выходящим за пределы его непосредственной юрисдикции. Тем не менее пример свт. Иоанна, заботившегося о «всей Фракии… и целой Асии… и украсившего Понт законами» (Theodoretus. Historia ecclesiastica 5, 28//Theodoret. Kirchengeschichte//GCS. Bd. 44. S. 329), очень показателен и может интерпретироваться по-разному: хотя митрополит Павел ссылается на него в поддержку мнения о власти Константинопольского епископа в трёх диоцезах (см.: Παλου Μενεβισγλου, μητροπολτου Ιστορικ εισαγωγ εις τους καννας της Ορθοδξου Εκκλησας. Στοκχλμη, 1990. Σ. 267), в действительности эта власть еще не была четко зафиксирована и установлена. 47 Власть рукополагать митрополитов в диоцезы Азии и Понта происходит «от древнего права» (согласно утверждению отцов Халкидонского Собора в послании к римскому епископу). 48 Толкуя данное правило, еп. Кирилл (Катереллос) пишет: «Отцы II Вселенского собора наделили Константинопольский Престол равными преимуществами (σα πρεσβεα) с теми, которыми до той поры обладал епископ Рима». В данном случае он повторяет трактовку из 28-го правила Халкидона. См. также у поздневизантийского канониста Нила Доксопатра: Nilus Doxapatres. Notitia patriarchatuum//Des Nilos Doxopatres Τξις τν πατριαρχικν θρνων (armenisch und griechisch)/hrsg. F. N. Finck. Marburg: N. G. Elwerfs Verlag, 1902. S. 22–28. Под равными преимуществами можно понимать и первенство власти, в то время как в самом правиле сказано только о «первенстве чести». Именно Нил Доксопатр, толкуя третье правило, ввёл понятие «равное первенство».

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Фототипия А.И. Вильборг Рис. П. Соловьев. Рис. 7. Крепость Рас-ел-Айн. Заблаговременно возвратившись оттуда в садовое помещение свое [подле Яффы], я усиливался вспомнить, что и что мне известно об осмотренной местности и вспомнил только вот что. Вышепомянутый Нил Доксопатр в 1146 году, описывая пределы архиепископства Яффского, упомянул, что оно с северной стороны простиралось до реки Вделл, которая называется и Сиор-ан и что ему принадлежал и Фарсе, [именуемый] иначе Арсуф 237 . Так как между этим Арсуфом (Аполлонией) и Яффой протекает только одна река Одже, выходя из земли подле крепостцы Медж-делл, то ее и надобно разуметь у Доксопатра, полагавшего, как видится, первую на севере границу архиепископства у крутого поворота её на север, а вторую, дальнейшую, у Арсуфа. Во дни этого писателя существовало укрепление Медж-делл, а именем его только укороченным, называлась и оная река, – В-делл. Что касается до нынешнего названия её, – Одже, то оно дается ей по имени соседней деревни Одже. Спрашивается, библейская ли эта местность, т. е. упоминается ли она в Св. Писании Ветхого Завета и ежели упоминается, то в какой книге его? И кто тут жил и воду пил из Вделла? Отвечаю на этот вопрос, держа в руках своих книгу Иисуса Навина, в которой поименованы виденные мною места 238 : Шестый жребий выпал сынам Неффалима. Города у них укрепленные (– на месте которых и ныне стоят арабские селитвы): Тир, ныне ел-Тире, у большой дороги, немного севернее Кефер-Саба, – Антипатриды. Это селище я видел несколько раз, едучи из Яффы в Кармильский монастырь и обратно. Рама, ныне Рамиа, на западе от города Севастии. Ассор, ныне Аззор, на юго-востоке от Антипатриды. Эн-Асор, – источник; это – у Доксопатра река Сиор-ан, напоминающая библейский А-сор-ан, нынешний Рас-ель-Айн. Название Сиор-ан состоит из двух слов «Сиор (Σωρ)» и «ан», по-еврейски «ен» 239 , по-арабски «айн» 240 , – источник. Иреон, ныне Ирта, севернее Антипатриды, и ел-Тире. Магдал-ел, ныне Меджделл, – крепостца подле Рас-ель-Айн. Оран, ныне Харам с кантоном Али, у самого моря, в 3-х часах езды от Яффы на север.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

П.В. Безобразов Митрополиту московскому Филарету от 1 июня 1852 г. Два раза я получал от вас значительное количество денег для бедных монастырей и арабских церквей в Палестине, на поминовение рабов Божиих Давида и Герасима. Первый вклад, состоявший из 300 р., роздан по монастырям согласно с вашей росписью. Из второго же 200 р. внесены в обитель Саввы Освященного, а 500 р. расходуются на изготовление ризницы для сельских церквей арабских. На первый раз шьются два подризника, две пары поручей, две епитрахили, две фелони и один большой воздух, все из хорошей шелковой материи, в бедную церковь деревни Пастырей (Бет-Сахур), находящуюся близ Вифлеема в том месте, где ангелы возвестили пастухам и воспели Рождение Спасителя мира. Подобные облачения на счет помянутой церкви будут сделаны в Газу, в села Бетжалу и Рамаллу и в древнее протопресвитерство абудское, о котором упоминал еще Нил Доксопатрий в XII столетии. Таким образом в пяти храмах арабские священники облекутся в велелепоту и будут воспоминать в молитвах своих почившего о Господе Герасима. Ваше благодетельное посредство в назначении упомянутых приношений, проистекающее из веры в общение святых Божиих церквей, придает мне смелость постучаться у вас, просить и искать новой милостыни тех доброхотных дателей, которых весть Господь и ваше владычнее сердце, для древнего престола святейшей митрополии амидской. Владыко святый! Не зрите на лицо толкущего и не ожидайте от него вишневых слов, достойных вашего слуха, а с веселым лицом и ласковым взором и с благостью апостольского широкого сердца выслушайте простое сказание. О престоле святейшей митрополии амидийской и о нуждах его. На правом берегу приснопамятной реки Тигра, в верховьях ее, находится древнейший город Амида, ныне Диарбекир, приосеняемый вершинами Тавра, по выражению Аммиана. Неизвестно время основания его. Император Траян назначил его главным городом Месопотамии, отделенной от области Озроэнской. Константин Великий в четвертый год своего царствования укрепил его твердыни, Валент и Валентиниан возобновляли их. В десятый год царствования Льва, преемника Маркиана, персы осаждали и опустошали Амиду, а при царе Фоке взяли ее, мстя ему за убиение императора Маврикия. Победоносный Ираклий отнял у них сей злосчастный город, но ненадолго. Ибо последователи Магомета еще при калифе Омаре под предводительством Ийяса, сына Саруева, овладели им вместе с сопредельными городами Едессой, Низибом, Турабдином и Мардином. С тех пор он постоянно находился под тяжким игом халифов багдадских и султанов египетских и турецких.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

К сноске 548 . О Феодоре Птохопродроме, племяннике митрополита Иоанна 2 , см. в двух статьях о Продромах, напечатанных на греческом языке в IV и V томах Византийского Временника (принадлежащих г. Хаджидакису и г. Пападимитриу). К стр. 181 абзац 4 сверху («После всего сказанного у нас остаётся ещё некоторая речь о митрополитах-Греках»). Нил Доксопатр в своём Τξις’е τν πατριαρχικν θρνων, написанном в 1147году, называет Россию великой Россией: Κα ες τν μεγλην ωσαν π то πατριρχου Κωνσταντινουπλεως στλλεται μητροπολτης, -в Патрологии Миня t. 132, col. 1105 sub fin. Если в греческом духовенстве действительно находились люди, не изъявлявшее желания стать русскими митрополитами (указывают на некоего Леонтия, бывшего потом патриархом Иерусалимским (Константинопольским?), который будто бы не изъявил такового желания в правление императора Мануила Комнина, 1143–1180): то нужно объяснять подобное нежелание боязнью нашего климата и нерасположением жить среди варваров. А ещё, может быть, и какими-нибудь временными обстоятельствами. Что митрополиты Греки и епископы из Греков отсылали накоплявшиеся ими в России богатства на родину, и что таким образом за период до-монгольский ушли из России в Грецию очень большие суммы денег, это и само собой нужно было бы предполагать, и прямо даёт знать об этом архиепископ Новгородский Илия в своём поучении к духовенству епархии, сказанном в сборное воскресение 1166 года. См. сноску 1265 . К стр. 183, к фразе (Недавно сделано предположение, что вероятно в Киеве с самого начала не нашлось для митрополита удобного помещения). Истинно странное предположение это, высказанное покойным N. в виде, так сказать, обмолвки, некоторые продолжают повторять и до сих пор. В городе не нашлось готового помещения для митрополита, а в селе, чтó представлял собой Переяславль по отношению к Киеву, оно нашлось! Если в Киеве действительно не было готового помещения для митрополита: то в продолжение времени, которое протекло от приступа к крещению народа до прибытия митрополита в Россию, могло быть приготовлено не одно помещение, а десять помещений...

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В «Постановлении императора Льва Философа (886–912) о порядке престолов церковных, подлежащих патриарху Константинопольскому», русская митрополия упомянута в числе митрополий на 61 месте (Leuncl. Op. cit. 1. 88 Codini De offic. curiae et Eccles. Constant. P. 379; ed. 1648 Но несомненно, что имя нашей митрополии внесено в это постановление впоследствии, когда — неизвестно (О митрополии русск. в конце IX в., Прибавл. к Тв. св. отц. 9. 132–146 В других древних списках митрополий Константинопольского патриарха (помещ. у Беверегия. T. 2. Annotat. P. 135 ] и Гоаром в его издании Кодина De offic. P. 337 где митрополий исчислено только 34, и именно древних, русская митрополия не упоминается. Даже в списке, какой доставил из Византии в 1143 г. Нил Доксопатр сицилийскому королю Рожеру, где перечислены уже 65 митрополий Константинопольского патриарха, сперва 42 древних, потом новые, русская митрополия не упомянута, хотя и замечено впереди списка, что в Россию посылается митрополит от Константинопольского патриарха (Allat. De Eccles. Occid. et Orient. cons. Lib. I. C. 24. P. 410–417 Что новые митрополии занимали места ниже всех древних, видно и из списков упомянутого Постановления Льва Философа (Loc. cit.). В числе пяти митрополитов, заседавших на Константинопольском Соборе 1087 или 1102 г. , русский митрополит упомянут последним (Leuncl. Op. cit. 1. 269 Припомним студийского чернеца Михаила, пришедшего в Киев с митрополитом Георгием; грека митрополича Феодора; греков, приходивших на поклонение мощам святых Бориса и Глеба и удивлявшихся великолепию их раки; певцов греческих, переселившихся в Киев, и из числа их Мануила, сделавшегося первым епископом Смоленским. П. собр. р. лет. 1. 60, 119, 128 Карамз. 2. 145, 154 Припомним Изборник Святославов, переписанный с болгарского; Златоструй Симеона, царя болгарского, переводы и сочинения Иоанна, экзарха Болгарского, Константина, епископа Болгарского, и Климента, епископа Словенского, доселе хранящиеся у нас в списках XII в. Татищ. 2. 228 Никон. лет. 2. 56 Руднев. О ерес. и раскол. в Русск. Церкви. 28–39. М., 1836

http://sedmitza.ru/lib/text/435825/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010