П.В. Безобразов Митрополиту московскому Филарету от 1 июня 1852 г. Два раза я получал от вас значительное количество денег для бедных монастырей и арабских церквей в Палестине, на поминовение рабов Божиих Давида и Герасима. Первый вклад, состоявший из 300 р., роздан по монастырям согласно с вашей росписью. Из второго же 200 р. внесены в обитель Саввы Освященного, а 500 р. расходуются на изготовление ризницы для сельских церквей арабских. На первый раз шьются два подризника, две пары поручей, две епитрахили, две фелони и один большой воздух, все из хорошей шелковой материи, в бедную церковь деревни Пастырей (Бет-Сахур), находящуюся близ Вифлеема в том месте, где ангелы возвестили пастухам и воспели Рождение Спасителя мира. Подобные облачения на счет помянутой церкви будут сделаны в Газу, в села Бетжалу и Рамаллу и в древнее протопресвитерство абудское, о котором упоминал еще Нил Доксопатрий в XII столетии. Таким образом в пяти храмах арабские священники облекутся в велелепоту и будут воспоминать в молитвах своих почившего о Господе Герасима. Ваше благодетельное посредство в назначении упомянутых приношений, проистекающее из веры в общение святых Божиих церквей, придает мне смелость постучаться у вас, просить и искать новой милостыни тех доброхотных дателей, которых весть Господь и ваше владычнее сердце, для древнего престола святейшей митрополии амидской. Владыко святый! Не зрите на лицо толкущего и не ожидайте от него вишневых слов, достойных вашего слуха, а с веселым лицом и ласковым взором и с благостью апостольского широкого сердца выслушайте простое сказание. О престоле святейшей митрополии амидийской и о нуждах его. На правом берегу приснопамятной реки Тигра, в верховьях ее, находится древнейший город Амида, ныне Диарбекир, приосеняемый вершинами Тавра, по выражению Аммиана. Неизвестно время основания его. Император Траян назначил его главным городом Месопотамии, отделенной от области Озроэнской. Константин Великий в четвертый год своего царствования укрепил его твердыни, Валент и Валентиниан возобновляли их. В десятый год царствования Льва, преемника Маркиана, персы осаждали и опустошали Амиду, а при царе Фоке взяли ее, мстя ему за убиение императора Маврикия. Победоносный Ираклий отнял у них сей злосчастный город, но ненадолго. Ибо последователи Магомета еще при калифе Омаре под предводительством Ийяса, сына Саруева, овладели им вместе с сопредельными городами Едессой, Низибом, Турабдином и Мардином. С тех пор он постоянно находился под тяжким игом халифов багдадских и султанов египетских и турецких.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Р. 230. N 3), и одна из нотиций XIV в., где она оказалась на 5-м месте, после Никомидийской и Никейской митрополий ( Hieroclis. 1866. Р. 225). Число подчиненных Ираклийской митрополии епископий постепенно увеличивалось: в сер. VII в.- 5 (Паний, Каллиполь, Херсонес, Килы и Редест - Darrouz è s. Notitiae. P. 207. N 1), в нач. VIII в.- 14 (те же и Лизик, Цурул, Даоний, Врисида, Метры, Халкида, Хариополь, Мидий, Эмос - Ibid. P. 234. N 3), в 901 или 902 г.- 15 (вместо Кил, Врисиды и Эмоса указаны Феодорополь, Мадит, Памфил и Сергенца - Ibid. P. 154. N 7), во 2-й пол. Х в.- 17 (те же и Перистасида и Афира - Ibid. P. 311. N 10). В 1143 г. Нил Доксопатр упоминает 15 епископий, подчиненных И. Ф. (Ibid. P. 374. N 14). В кон. VII в. была образована визант. фема Фракия, главным городом к-рой был Евдоксиополь (Силиврия), к-рый с сер. VI в. оттеснил И. Ф. на 2-е место («Синекдим» Иерокла 528-535 гг.- Hieroclis. 1866. P. 3). Согласно соч. имп. Константина VII Багрянородного «О фемах», И. Ф. занимала среди фракийских городов то же место ( Constantino Porfirogenito. De thematibus/Ed. A. Pertusi. Vat., 1952. P. 86. (ST; 160)). В Х в. И. Ф. была включена в фему Македония, а приблизительно в кон. XI в.- в фему Фракия и Македония. В 719 г. И. Ф. захватили болгары, а в 813 г. они разорили окрестности города. Предположение нек-рых болг. исследователей, что у истоков создания Болгарской Церкви в 870-877 гг. стоял митр. Николай Ираклийский, получивший в управление новообразованную болг. епархию в составе К-польского Патриархата ( Be š evliev V. Die protobulgarischen Inschriften. B., 1963. S. 328. N 87; Георгиев П. Първият български архиепископ//Преславска книжовна школа. София, 1998. Т. 3. С. 132-136), основано на отождествлении еп. Николая, упомянутого в надписях 871 г. из Дристра (Доростола) и на оловянной печати из архиепископской резиденции в Плиске (построена в 70-х гг. IX в.), с одноименным Ираклийским митрополитом, о существовании к-рого известно благодаря печати, датируемой В. Лораном сер.

http://pravenc.ru/text/673873.html

Она складена частью из диких, частью из тесанных четверосторонних камней песчаникового свойства. Над западной дверью ее на длинном каменном косяке я заметил коптскую надпись и отподобил ее 100 . В первой строке ее читается греческое слово χριτι (благодатию), а во второй βτω (купина) Это последнее слово дает повод думать, что церковь была освящена во имя Божией матери – Неопалимой Купины. Она принадлежала коптам. Стало быть, и в соседних с ней домах жили эти же христиане. Замечательно, что все эти дома складены из камней, а на вышеописанном холме и около него все здания построены были из кирпичей. Это несходство в зодчестве, кладке и в материалах фаранских построек доказывает если не разность двух обитавших здесь племен, то разное время и разное благосостояние туземцев. Кирпичные постройки производимы были в те века, когда фараниты, живя при пути обширной торговли финикиян и греков на Чермном море, получали прибытки от службы на купеческих кораблях. Благосостояние их начало клониться к упадку под игом магометан с 641 года по Р.Х., а в тринадцатом веке совсем исчезло. В 1146 году Нил Доксопатрий считал Фаран в числе пяти митрополий Александрийского престола, не имевших епископий; а в грамоте Римского папы Григория IX, данной Синайскому монастырю (1227–1241 годах), хотя и упомянут сей город с его землями и финиковыми садами как достояние церкви св.Марии Синайской, но ни слова не сказано ни о жителях его, ни о святейшей церкви их. Значит, сия церковь и примыкавшие к ней древние здания тогда лежали в развалинах. Что касается той части Фарана, где жили копты и имели свой храм, то уже самая отдельность ее и сохранность домов, не похожих на древние кирпичные постройки, доказывают, что эта часть возникла и покинута гораздо позднее. Вероятно, египетское правительство поселило тут коптов в конце 12 или в начале 13 века вместо православных христиан и франков, (т.е. крестоносцев) которых разоренные жилища на окрестных высотах указывали мне местные бедуины. Но и коптов постигла та же участь.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

После перехода Охрида в 1018 г. под визант. власть имп. Василий II Болгаробойца, желая заручиться лояльностью болгар, сохранил автокефальный статус Болгарской Церкви. Хрисовулом 1019 г. он назначил Охридским архиепископом мон. Иоанна из Дебара (см. Иоанн I ), что ознаменовало создание О. а. Тремя хрисовулами (1019-1020) император утвердил список ее епархий, большинство к-рых (кроме Драча (ныне Дуррес, Албания), Лариссы, Навпакта, Преслава, Провата, Девелта, переданных в подчинение К-польскому патриарху) ранее входили в Болгарскую Церковь: первоначально помимо Охрида в нее вошли Костур (ныне Кастория), Главиница (Кефалиния, ныне Балши, Албания), Моглена, Вутелий (ныне Битола, Республика Македония), Струмица, Моровизд, Вельбужд (ныне Кюстендил, Болгария), Триадица (ныне София), Ниш, Браница, Белград, Срем, Скопье, Призрен, Липлян, Сервия, Стаги, Веррия, чуть позже - Доростол, Бдин (ныне Видин, Болгария), Раса, Орея, Черник, Химара, Адрианополь (Дриинополь, ныне Либохова), Вела, Ботрот, Янина, Козел, Петра, Ригон (Роги) ( Gelzer. 1893. Bd. 2. S. 42-46; RegImp. N 806, 807). Утверждение Охридского предстоятеля приравнивалось к поставлению Болгарского и К-польского патриархов, запрещалось вмешательство светских властей в дела архиепископии. О. а. разрешалось иметь 745 клириков и 715 приходов, а селяне, подвластные ее епархиальным иерархам, освобождались от гос. повинностей. Хотя исследователи сомневаются в аутентичности сохранившихся в списках XVI-XVII вв. хрисовулов, утверждавших права О. а. ( 1908. С. 2-3; Станев. 2017), их позднее происхождение маловероятно (см.: Тъпкова-Заимова. 1995; Она же. 2000; Eadem (Tapkova-Zaimova). 2008; Божилов. 2011. С. 77-80). Об автокефальном статусе О. а. упоминают визант. канонисты Нил Доксопатр (XII в.) и Феодор IV Вальсамон ( Theodorus Balsamon. In canonem II synodi Constantinopolitanae oecumenicae secundae commentarium//PG. 137. Col. 1017) и Матфей Властарь ( Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. 1859. Τ. 6. Σ. 258). Кафедральный собор Св. Софии в Охриде. 40-е гг. XI в. Фотография. 2013 г. Фото: А. Ю. Виноградов

http://pravenc.ru/text/2581773.html

Что исчисление метрополий в постановлении Имп. Льва позднее дополнено, это можно видеть и из сличения с переписью епархий, подведомственных Константинопольскому Патриарху, доставлено Нилом Доксопатром Сицилийскому Королю Роджеру в 1143 г. Ссылаясь неоднократно на записи, храня­щаяся при кафедре Патриаршей (τακτικ του νομοκαννος), он показывает только 65 митрополий. В исчислении их он совершенно согласен с по­рядком, определенном в уставе, Имп. Льва,– до 42 митрополии, т. е. где оканчивается ряд древних митрополий со включением новоприсоединенных из иллирийской области. Но в исчислении епархий, вновь возведенных на степень митропо­лий, его список много разнится от постановления Имп. Льва, как в числе, так и в порядке, инет здесь имени Русской митрополии, хотя Нил и упоминает, что в Россию посылается Митрополит из Константинополя. Это может показывать, что список Нила древние действительного включения России в число митрополий Константинопольского Патриарха, и что постановление Имп. Льва в сво­ем, первоначальном, составе много разнилось от того вида, в каком ныне его имеем. Отсюда очевидно, что упоминание Русской митро­полии в постановлении Имп. Льва, как оно ныне, известно нам, не может служить доказательством ее существования в то время: так как многие митрополии прибавлены к этому списку гораздо позд­ние времени Имп. Льва. Кроме того, представляются и другие сомнения о существовании митрополии Русской в конце IX века. Обыкновенно наименование митрополии усвоялось кафедре, главного города провинции, и соединялось с действительною властью митрополита над прочими епископами той же провинции. В последствии стали усвоять это наименование, как почетное, и другим кафедрам, но уважение к их давности, святости бывших там пастырей, пли по другим обстоятельствам епархии.– В конце IX века не было н не могло быть в России митрополии в первом и собственном значении сего слова: потому что еще не было распространено по городам христианство , а посему не было н епископов, которых бы надле­жало подчинить старейшему.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Вот эти Рассуждения историка: «Латиняне думают и говорят, что римский первосвященник есть глава и владыка всей Вселенной; это не более как выражение их высокомерия. Знайте, что когда царский престол, сенат и все государственные учреждения перенесены были из Рима в Константинополь, сюда также перенесено было и иерархическое преимущество. С того времени было предоставлено первенство кафедре Константинопольской, а особенно Халкидонский собор (разумеется 28-е правило) возвысил эту кафедру на первую степень, подчинив ей диоцезы во всей земле». 40 Т. е. Комнина хочет сказать, что, несмотря на все папские происки, Константинопольский патриарх в глазах Греции остается не только выше всех патриарших кафедр Востока, но и выше «апостольского» папского престола. Мысль притязательная, но она возникла под влиянием распри между церковью Греческой и Латинской. Это воззрение историка мы встречаем часто повторяющимся у разных греческих церковных писателей изучаемого периода. Так поступает в середине XII в. греческий писатель Нил Доксопатр. Он развивает мысль, что с тех пор, как Рим отпал от Восточной империи, этот последний перестал быть столицей и вместе с тем первенствующей кафедрой в христианском мире. Доксопатр говорит: «Каждое живое тело управляется пятью чувствами, и если хоть одного из этих чувств недостает, то организм чужд совершенства; так и церковь Христова, образуя из себя единое тело Его, управляется пятью патриархами, как бы пятью чувствами. Поэтому, так как для Церкви необходимы были пять патриархов, то Второй Вселенский собор в присутствии четырех (?) патриархов определил, чтобы Константинополь имел равные права с древним Римом». Затем, приводя 28-е правило Халкидонского собора, которое усиливает предыдущее узаконение Второго Вселенского собора, Доксопатр замечает: «Видишь, как этим правилом опровергается нелепое утверждение тех, кто настаивает на мысли, что Рим ради апостола Петра получил свое преимущество. Здесь ясно говорится, что преимущество Рима основывалось на том, что этот город был императорской столицей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Мысль притязательная, но она возникла под влиянием распри между церковью Греческой и Латинской. Это воззрение историка мы встречаем часто повторяющимся у разных греческих церковных писателей изучаемого периода. Так поступает в середине XII в. греческий писатель Нил Доксопатр. Он развивает мысль, что с тех пор, как Рим отпал от Восточной империи, этот последний перестал быть столицей и вместе с тем первенствующей кафедрой в христианском мире. Доксопатр говорит: «Каждое живое тело управляется пятью чувствами, и если хоть одного из этих чувств недостает, то организм чужд совершенства; так и церковь Христова, образуя из себя единое тело Его, управляется пятью патриархами, как бы пятью чувствами. Поэтому, так как для Церкви необходимы были пять патриархов, то Второй Вселенский собор в присутствии четырех (?) патриархов 43 определил, чтобы Константинополь имел равные права с древним Римом». Затем, приводя 28–е правило Халкидонского собора, которое усиливает предыдущее узаконение Второго Вселенского собора, Доксопатр замечает: «Видишь, как этим правилом опровергается нелепое утверждение тех, кто настаивает на мысли, что Рим ради апостола Петра получил свое преимущество. Здесь ясно говорится, что преимущество Рима основывалось на том, что этот город был императорской столицей. И конечно, после того, как Рим перестал быть столицей, он вместе с лишением императорского престола лишился и привилегий, с этим престолом соединенных». Заключение Доксопатра: Константинополь теперь стал тем, чем раньше был Рим в иерархическом отношении. 44 Немного позднее Доксопатра Василий, архиепископ Фессалоникийский, с целью уколоть папу, доказывал, что существует два высших первосвященника в христианском мире, – это папа Римский на Западе и Константинопольский патриарх (тоже своего рода папа, по мысли Василия, на Востоке). 45 Знаменитый греческий канонист Вальсамон не без явного намерения принизить достоинство Римской церкви в сравнении с Константинопольской, следующим образом высказывается о значении Римской церкви в христианском мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Иды были посвящены Юпитеру, которому в тот день жрец Юпитера (лат. flamen dialis) приносил в жертву овцу. В мартовские иды (15 марта) 44 г. до н. э. заговорщиками был убит Юлий Цезарь На 15-е число иды приходятся в марте, мае , июле и октябре; на 13-е – в остальных восьми месяцах. После реформы календаря Юлием Цезарем (см. Юлианский календарь) связь между длиной месяца и числом, на которые приходятся иды , была утеряна. Индикт (или индиктион от греч. ‏Ινδικτιν) – период в 15 лет, который использовался в Европе (как в западной, так и в восточной) в Средние века при датировке документов. Это совершалось в 10-й день, который назывался Днем очищения или умилостивления.... Киновия или «общежитие» (κοινς – общий и βος – жизнь) есть одна из форм монашеской жизни. Первичным и элементарным бытом иноческого мира было анахоретство или одиночный образ жизни. За ним следовало келлиотство. Лангобарды . – Лангобардское королевство – в Италии существовало немногим более 200 лет. Л. племя, принадлежавшее к зап. германцам и первоначально жившее по р. Эльбе, переселилось на Дунай... Маркграф – в раннем средневековье в Западной Европе должностное лицо в подчинении короля, наделённое широкими административными, военными и судебными полномочиями в марке. Маркграфство , -а, ср. Ист. Область, княжество, управляемые маркграфом . Монофелитизм – Ересь Монофелитов . Монофелитство было смягченной формой монофизитства. Признавая две природы во Христе, монофелиты учили, что во Христе одна воля, а именно, воля Божественная. Нестор – Преподобный Нестор Летописец был родом из Киева. О точной дате рождения, о подробностях его детства и юношества нам ничего не известно. Есть основания полагать, что Нестор появился на свет в 50-х годах XI столетия. В семнадцатилетнем возрасте Нестор , желая связать свою жизнь с монашеским деланием, явился к двум блаженным отцам: преподобному Антонию (основателю русского иночества) и преподобному Феодосию Нил Доксопатр (греч. Νελος Δοξοπτρης; лат. Nilus Doxipatrius; ок. 1101–1154) – византийский учёный и священник XII века. Жил, как считается, на юге Италии или на Сицилии. Нил носил ту же фамилию, что и Иоанн Доксопатр , профессор риторики, преподававший в Константинополе в XI веке. Предполагается, что он был архимандритом Константинопольской церкви, нотариусом патриарха, протопроедром синкелла (протосинкеллом) и номофилаксом (блюстителем законов).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда германский император Лотарь II отправил (1135г.) в Константинополь своего легата, Гавельбергского епископа Ансельма, для переговоров об унии, то византийский император Иоанн Комнин устроил богословский с ним диспут о разностях между Восточной и Латинской церквами, происходивший публично в храме Св. Софии; со стороны византийских богословов тогда выступил именно Никита Никомидийский; его полемическая против латинян речь была потом записана. Она сохранилась, между прочим, и в сочинении Ансельма, посвящённом этому диспуту. Нил Доксопатр, архимандрит Великой церкви, нотарий патриарха, протопроэдр синкеллов и номофилакс, процветал около 1140г., некоторое время провёл в Сицилии при короле Роджере и, по совету последнего, написал сочинение « Σνταγμα περ τν πντε πατριαρχικν θρνων», направленное и против латинян. Писатель не признаёт правильным учение латинян о первенстве папы, которое он получил будто бы от апостола Петра. Приведя 28 правило Халкидонского собора, Нил говорит: «Видишь ли, что настоящим правилом ясно обличаются в легкомыслии те, которые утверждают, будто Рим был предпочтён ради апостола Петра? Ведь канон определённо говорит, что Рим имеет предпочтение потому, что был столицей. Но после, в течение многих лет, царь посылался в Рим императором из Константинополя. Когда же Рим перестал быть столицей вследствие захвата его иноплеменниками, под властью которых он и теперь находится, то ясно, что город, лишившись значения столицы, потерял и первенство, которое он раньше имел как столица, и первым остался престол истинной столицы – Константинополя, так как прежний престол потерял своё царственное значение, – тем более что он отделился и от остальных престолов». 269 Василий Ахридский первоначально состоял первым секретарём патриарха Константинопольского, потом был хиротонисан в сан архиепископа Фессалоникийского. Это был иерарх мудрый и добродетельный. В 1154г. римский папа Адриан IV послал к византийскому императору Мануилу Комнину двух послов для переговоров об унии и написал письмо о соединении Церквей и Фессалоникийскому архиепископу Василию, который своей учёностью был известен и на Западе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

43 См.: Παλου Μενεβισγλου, μητροπολτου Ιστορικ εισαγωγ εις τους καννας της Ορθοδξου Εκκλησας. Στοκχλμη, 1990. Σ. 388. 44 Κυρλλου βδου κκλητος πρς τ θρνο τς Κωνσταντινουπλεως 45 Правила святых Вселенских Соборов с толкованиями. М., 2000. С. 87–88. Слав. пер.: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что град оный есть новый Рим». Греч. текст: τν μντοι Κωνσταντινουπλεως πσκοπον κα χειν τ πρεσβεα τς τιμς μετ τν τς μης πσκοπον, δι τ εναι ατν ναν μην. 46 Но это происходило постепенно. Решение дел в Малой Азии свт. Иоанном Златоустом считалось экстерриториальным и выходящим за пределы его непосредственной юрисдикции. Тем не менее пример свт. Иоанна, заботившегося о «всей Фракии… и целой Асии… и украсившего Понт законами» (Theodoretus. Historia ecclesiastica 5, 28//Theodoret. Kirchengeschichte//GCS. Bd. 44. S. 329), очень показателен и может интерпретироваться по-разному: хотя митрополит Павел ссылается на него в поддержку мнения о власти Константинопольского епископа в трёх диоцезах (см.: Παλου Μενεβισγλου, μητροπολτου Ιστορικ εισαγωγ εις τους καννας της Ορθοδξου Εκκλησας. Στοκχλμη, 1990. Σ. 267), в действительности эта власть еще не была четко зафиксирована и установлена. 47 Власть рукополагать митрополитов в диоцезы Азии и Понта происходит «от древнего права» (согласно утверждению отцов Халкидонского Собора в послании к римскому епископу). 48 Толкуя данное правило, еп. Кирилл (Катереллос) пишет: «Отцы II Вселенского собора наделили Константинопольский Престол равными преимуществами (σα πρεσβεα) с теми, которыми до той поры обладал епископ Рима». В данном случае он повторяет трактовку из 28-го правила Халкидона. См. также у поздневизантийского канониста Нила Доксопатра: Nilus Doxapatres. Notitia patriarchatuum//Des Nilos Doxopatres Τξις τν πατριαρχικν θρνων (armenisch und griechisch)/hrsg. F. N. Finck. Marburg: N. G. Elwerfs Verlag, 1902. S. 22–28. Под равными преимуществами можно понимать и первенство власти, в то время как в самом правиле сказано только о «первенстве чести». Именно Нил Доксопатр, толкуя третье правило, ввёл понятие «равное первенство».

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010