Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Нил (Исакович), архиеп. Ярославский и Ростовский. Фотография. Ок. 1870 г. (Исакович Николай Федорович; 9.12.1796 (по др. сведениям, 9.12.1798 или 9.12.1799), с. Орехи Оршанского у. Могилёвской губ.- 21.06. 1874, Ярославль), архиеп. Ярославский и Ростовский. Род. в семье священника Николаевской ц. (отец скончался до рождения сына) и его жены Марфы Ивановны (в 1848 над могилой матери в Гродно Н. установил ц. во имя прп. Марфы). Н. Ф. Исакович обучался в Оршанском ДУ и Могилёвской ДС. В 1821 г., как лучший ученик, был направлен в СПбДА. 22 авг. 1825 г. вместе с товарищами по курсу Яковом Никольским (впосл. Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский митр. митр. Исидор ) и Андреем Соколовым (впосл. Казанский и Свияжский архиеп. Афанасий ) ректором еп. Ревельским Григорием (Постниковым) Н. Ф. Исакович был пострижен в монашество с именем Нил в честь прп. Нила Столобенского. По словам Н., на исповеди накануне пострига духовник-схимник назвал его «диаволом» за то, что Н. вошел в келию духовника, не прочитав перед дверью положенной молитвы, и за то, что крестился и одновременно кланялся: «Зачем ломаешь крест Христов? Ты должен сначала положить на себя крест, а потом уже сделать поклон» ( Самчевский. 1894. С. 99). 27 авг. того же года Н. был рукоположен во диакона, 29 авг.- во иерея. В 1825 г. окончил СПбДА старшим кандидатом с правом получения степени магистра по выслуге 2 лет в духовном ведомстве. 5 сент. того же года назначен инспектором Черниговской ДС и профессором философии (в те годы курс читали на лат. языке). 5 нояб. 1827 г. Н. был удостоен степени магистра богословия, получил золотой магистерский крест нового образца: «...вместо тернового венца на перекрестии лик Нерукотворного образа». В Чернигове особенно был дружен с профессором семинарии И. А. Самчевским, к-рого знал по учебе в академии и с к-рым «почти до конца жизни» состоял «в приятельской переписке». По отзыву Самчевского, «при отличных способностях» Н. «знал все предметы академического учения и в семинарии очень хорошо преподавал философию, и инспекторскую должность исполнял с достоинством» (Там же. С. 97).

http://pravenc.ru/text/2577625.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ правосл. миссия в Забайкалье в 1861-1918 гг. В 30-х гг. XVIII в. в Забайкалье прекратила работу Даурская духовная миссия . С нач. XIX в. церковные власти рассматривали идею учреждения новой миссии для активизации проповеди среди бурят, эвенков и др. местных народов. Деятельность миссионеров в Забайкалье активизировалась с 1814 г. при Иркутском еп. Михаиле (Бурдукове) . В 20-30-х гг. XIX в. миссионерским делом в селениях по берегам рек Уда, Она, Чесан, Кижинга, Хилок, Селенга и др. заведовал свящ. Александр Бобровников, составивший грамматику бурят. языка. В 1830 г. при Иркутской епархии был создан Комитет по делам духовной миссии. Из-за нехватки средств и сотрудников, а также активизации буддизма успех миссионеров оказался незначительным. Для создания полноценной миссии многое сделал Иркутский архиеп. Нил (Исакович) . Он неоднократно посещал Забайкалье, предлагал местным приходским священникам-миссионерам открывать церковноприходские школы в «инородческой» среде, в 1845 г. основал в Тункинской долине Нилову Столобенскую пуст. При участии архиеп. Нила было подготовлено положение для буддистов Вост. Сибири от 13 мая 1853 г., согласно к-рому количество штатных лам ограничивалось 285 (с хувараками - 320). Позже была отменена присяга Пандито хамбо-ламы Российской империи, в которой он обязывался поддерживать и распространять ламаизм в России. Архиеп. Нил написал соч. «Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири» (СПб., 1858) и ряд статей. Изучив бурят. язык, он вместе с крестным сыном (бывш. ламой Кыренского дацана) прот. Николаем Доржиевым перевел на бурятский язык литургию, вечерню, утреню, все песнопения Обихода, Часослов, воскресную службу, а позднее воскресные чтения из Евангелий и апостольские чтения. Первое богослужение на бурят. языке состоялось в авг. 1852 г. при освящении в Тункинской долине Гужирской Николаевской ц., настоятелем к-рой был прот. Н. Доржиев. 11 апр. 1854 г. в Богоявленском кафедральном соборе Иркутска прошло богослужение на 3 языках: свящ. Г. Шастин читал на бурятском, свящ. Н. Копылов - на якутском, а свт. Иннокентий (Вениаминов) , архиеп. Камчатский,- на алеутском. Однако, несмотря на усилия миссионеров, мн. буряты продолжали считать буддизм своей исконной религией, а к Православию относились как к религии русских.

http://pravenc.ru/text/182391.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прот. Аристарх Израилев. Фотография. 1892 г. [Налётов] Аристарх Александрович (10.04.1817, с. Петровское Романово-Борисоглебского у. Ярославской губ.- 9.07.1901, Ярославль), прот., историк, исследователь церковных колоколов, педагог и акустик-любитель. Род. в семье сельского диак. Александра Осиповича Налётова. В 1826 г. И. переехал в Ярославль, где учился в ДУ и жил в помещении под северной папертью ц. прор. Илии. И. был звонарем на колокольне Ильинской ц. Обладая хорошим голосом и прекрасным муз. слухом, он пел в хоре, учился игре на муз. инструментах (фортепиано, гусли). Уже учась в семинарии, И. заинтересовался вопросами муз. акустики. 25 июля 1840 г. закончил Ярославскую ДС. В июле 1841 г. И. венчался с дочерью сельского священника Александрой Спасской и был рукоположен во диакона Петропавловской ц. в г. Петровске Ростовского у. Летом 1841 г. переведен в Богородице-Рождественский жен. мон-рь (г. Ростов), 10 мая 1842 г. рукоположен во иерея, служил в монастыре до 14 янв. 1886 г. (в 1868-1872 был духовнником этой обители). С 1855 г. занимал должность законоучителя ростовских уч-щ (в жен. Мариинской прогимназии и во 2-м приходском уч-ще; с 1862 - в уездном училище). В 70-80-х гг. в течение 17 лет преподавал пение в Ростовском уездном уч-ще и в Ростовском городском уч-ще. За усердную священническую службу И. получил награды: бронзовый наперсный крест на Владимирской ленте (1858), набедренник от Ярославского архиеп. Нила (Исаковича) (1859), бархатную фиолетовую скуфью от Святейшего Синода (1863), бархатную фиолетовую камилавку (1867), ордена св. Анны 3-й (1876) и 2-й степени (1880) и орден св. Владимира 4-й степени (1892). В 1869 г., после 28 лет супружества, И. овдовел, оставшись с 4 малолетними детьми (всего у супругов было 8 детей). В Ростове И. продолжил изучение музыкальной акустики. В 1870 г. он выписал из С.-Петербурга эталонный камертон (принят в России в 1862, спустя 4 года после утверждения Парижской национальной академией).

http://pravenc.ru/text/293906.html

Настоятель Сретенского монастыря архимандрит Вениамин (Петухов). Часть 1 Архимандрит Вениамин (Петухов) Архимандрит Вениамин (Петухов) – один из замечательных церковных деятелей XIX века. Он был ближайшим помощником Московского митрополита Филарета (Дроздова), наместником кафедрального Чудова монастыря и одновременно настоятелем сначала Сретенского – в 1859–1872 годах, а затем Покровского и Высокопетровского монастырей в Москве. Архимандрит Вениамин (в миру Виктор Фортунатович Петухов) родился 20 мая 1818 года, в день памяти московского святителя Алексия, в городе Тобольске, в семье священника. Его отец служил в тобольской церкви Рождества Христова. Первые годы жизни Виктор сопутствовал отцу во всех его переходах по Сибири – из Тобольска в Красноярск, Ачинск и Канск. К 10 годам, благодаря заботам своих родителей, он уже хорошо читал по-гречески. В это время, когда они жили в городе Канске, Виктор обратил на себя особое внимание архиепископа Иркутского Михаила (Бурдукова) и получил от него в подарок «Канон святой Пасхи»на греческом языке . Виктор учился сначала в духовном училище, затем поступил в тобольскую семинарию. В 1839 году, когда его отец был кафедральным протоиереем в Иркутске, в связи с тяжелой болезнью матери Виктор перевелся из тобольской семинарии в иркутскую, которую окончил в 1840 году со степенью студента. Впечатления детства часто имеют глубокое значение на всю жизнь человека. С ранних лет Виктор был свидетелем неутомимых трудов своего отца, с 1832 года занимавшегося в том числе и миссионерской деятельностью среди язычников, раскольников и сектантов, которыми так богата Сибирь. После окончания курса богословских наук, по благословению архиепископа Иркутского, Нерчинского и Якутского Нила (Исаковича), 15 июля 1840 года Виктор Фортунатович Петухов был определен на должность учителя в иркутское приходское училище, во 2-й класс, и назначен на священническое место к Воскресенской церкви. Получив назначение в священство, Виктор должен был вступить в брак. В скромной купеческой семье Котельниковых он нашел себе спутницу жизни – Александру Семеновну Котельникову.

http://pravoslavie.ru/33131.html

Архиепископ Нил (Исакович) Архиепископ Нил (Исакович Н.Ф, 1799–1874) – один из первых русских исследователей буддизма. Изучение этой религии было напрямую связано с его архипастырскими трудами в Сибири. Оказавшись в 1838 г. на Иркутской кафедре, владыка не только развил церковную жизнь среди русского населения, но отличился также миссионерскими трудами среди забайкальских народов. Особое внимание он уделял бурятам и считается распространителем Православия среди бурятского народа. Ему доводилось лично совершать массовые крещения – по нескольку сотен бурят. Под влиянием архиепископа обратился в Православие лама Дембрел Дорджеев, который принял крещение с именем Николай и позднее удостоился священнического сана. О. Николай Дорджеев стал ближайшим помощником архиепископа Льва как в проповеди бурятам, так и в переводе Евангелия и богослужебных книг на монголо-бурятский язык. За время трудов архиепископа Нила в Сибири было построено более 70 храмов и крещено около 20 000 человек. На протяжении шестнадцатилетнего служения в Сибири архиепископ Нил имел много возможностей изучить верования местных буддистов, тем более что он освоил их язык и познакомился с буддистской литературой. По результатам своих наблюдений он в 1858 г. в Санкт-Петербурге опубликовал книгу «Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири» 16 . Во вступлении архиепископ указывает, что «буддизм, случайно явившись в дальних пределах отечества нашего, сумел стать твердою ногою, воздвиг капища, обставил себя легионом жрецов и более столетия господствует от Амура до Лены над значительнейшей частью монголо-бурятского и тунгусского племени» (Сс. 13–14). Это обстоятельство побуждает «к обнаружению оснований, на которых утверждается столп лжемудрия» (С. 14). Таким образом, книга архиепископа Нила не является собственно полемической и посвящена описанию верований и обрядов буддистов-бурятов. В ней нет ни систематической критики буддизма, ни сравнения его положений с христианством. Однако она все же позволяет составить представление о том, как архиепископ-миссионер воспринимал буддизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

С.В. Мельникова Миссионер, ученый, философ, поэт: образ автора-путешественника в «путевых записках» архиеп. Нила (Исаковича) Источник Архиепископ Нил (Исакович) в литературоведении известен прежде всего как прототип главного героя рассказа Н. С. Лескова «На краю света». Настоящая статья – это попытка представить архиеп. Нила вне лесковского контекста, как самобытного духовного писателя середины XIX в. В центре внимания – автобиографические «Путевые записки» архиеп. Нила о Сибири. Это произведение – одно из лучших описаний Восточной Сибири того времени, сопоставимое с шедеврами жанра путевых заметок. Его адресат не только духовенство, но и светский читатель. Акцент в анализе произведения делается на образе автора-путешественника, чья многогранность и широта взглядов свидетельствует не только о личном таланте автора, но и о высоком образовательном и культурном уровне православного духовенства в целом. В качестве одного из самых продуктивных жанров документальной литературы можно назвать жанр путевых записок, или путешествия. Причины его продуктивности заключаются, прежде всего, в своего рода «демократичности» (любой человек, совершивший путешествие, может стать автором записок о нем), а также в привлекательной гибкости формы (описание путешествия допустимо в виде заметок, записок, дневника, очерка, писем и т.п.) и, наконец, в возможности воплощения самых разнообразных (познавательных, художественных, публицистических) задач в пределах одного текста. Не удивительно, что границы жанра до сих пор не определены и вызывают споры 1 . Этот жанр начинает формироваться в конце XVIII в. и максимальной популярности достигает к середине XIX столетия. Среди наиболее известных отечественных «путешествий» такие разные сочинения, как «Письма из Франции» Д. И. Фонвизина, «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина , «Путешествие вокруг света...» И. Ф. Крузенштерна, «Фрегат Паллада» И. А. Гончарова, «Странник» А. Ф. Вельтмана, «Зимние заметки о летних впечатлениях» Ф. М. Достоевского и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Димитрий Вознесенский. Фотография. 10-е гг. XX в. Павлович Вознесенский (8.10.1855, с. Никола-Замошье Мологского у. Ярославской губ.- 18.10.1918, близ ст. Шестихино Северных железных дорог), сщмч. (пам. 4 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи пономаря. Приход был бедный, семья жила в большой нужде. В 12 лет по резолюции архиеп. Нила (Исаковича) определен пономарем на место покойного отца к ц. Успения Пресв. Богородицы с. Никола-Замошье. В 1877 г. окончил курс Ярославской ДС и определен штатным псаломщиком к Успенской ц. 4 июня 1882 г. рукоположен во диакона и определен псаломщиком к той же церкви, в 1885 г. перемещен на вакансию диакона. В 1910 г. по благословению Ярославского и Ростовского архиеп. св. Тихона ( Белавина, впосл. Патриарх Московский и всея России) стал священником той же церкви. 6 мая 1910 г. рукоположен Рыбинским еп. Сильвестром (Братановским), викарием Ярославской епархии, во иерея. 16 окт. 1918 г., во время крестьянского восстания против советской власти, принял участие в соборном молении «об умножении любви, искоренении ненависти и всякия злобы», проведенном на ст. Харино. 17 окт. утром, во время литургии, в храм вошли красноармейцы и потребовали прекратить службу. Д. ответил отказом: «Вы исполняете свой долг, не мешайте исполнять и мне свой». Один из солдат пригрозил, что будет стрелять, на что последовал ответ: «Стреляй, я готов». Красноармейцы ушли с угрозами. Д. продолжил службу. В тот же день карательным отрядом Д. и неск. мирян были схвачены и доставлены на ст. Шестихино, где ночью расстреляны. Д. погребен в общей могиле рядом с железнодорожными путями. Власти не позволили родственникам Д. перезахоронить его в с. Никола-Замошье. До 1935 г. на могиле стоял крест, позднее по этому месту пролегла автомобильная дорога. Имя Д. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода от 6 окт. 2001 г.

http://pravenc.ru/text/178027.html

ЦВ 11 (432) июнь 2010 /  11 июня 2010 г. Первая церковная газета отметила 150-летний юбилей В полуторовековой истории небольшого провинциального церковного издания отразилась история не только епархиальной жизни, но и всего региона. В период своего образования, в середине XIX века, «Ведомости» представляли новый тип российской церковной прессы. Сегодня «Ярославские епархиальные ведомости» ведут летопись XXI века. «Когда в середине XIX века появились “Ярославские епархиальные ведомости”, они были для жителей епархии тем, чем сегодня являются телевидение, радио и Интернет вместе взятые, — сказал, поздравляя участников празднования, архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. — С памятного 16 апреля 1860 года — дня выходя в свет первого номера “Ведомостей”, — они еще долгое время были единственным печатным органом в губернии. Сегодня издание продолжает традицию — рассказывает о жизни епархии». А началось празднование этого знаменательного события в жизни российской прессы благодарственным молебном в храме Ярославской (Печерской) иконы Божией Матери на территории музея-заповедника «Ярославский Спасо-Преображенский монастырь». Здесь же на могиле основателя «Ведомостей» архиепископа Нила (Исаковича, 1799–1874) была совершена лития. В круглом столе «Место православных изданий в современном мире», посвященном юбилею журнала, приняли участие ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» С.В. Чапнин, сотрудники редакции «Ведомостей», представители Вологодской, Костромской и Тульской епархий, а также журналисты светских СМИ Ярославля. Затем в стенах Ярославской духовной семинарии состоялся праздничный вечер, прошедший в форме устного выпуска «Ярославских епархиальных ведомостей». Приветствие участникам торжеств направил председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда. Вспоминая историю создания «Епархиальных ведомостей», участники торжеств отметили, что инициатива создания епархиальных периодических изданий принадлежала архиепископу Херсонскому Иннокентию (Борисову, 1800–1857). В середине XIX века он составил первую концепцию (в те времена это называлось «программа») «Епархиальных ведомостей», однако Крымская война и последовавшая вскоре кончина архиерея не позволили ему воплотить эту идея в жизнь. Первым испросил благословение на издание газеты по этой концепции архиепископ Ярославский и Ростовский Нил. И 16 апреля 1860 года, в пасхальные дни, вышел в свет первый номер «Ярославских епархиальных ведомостей».

http://e-vestnik.ru/church/pervaya_tserk...

Гродно. Церковь Марфы на православном кладбище. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь во имя преподобной Марфы На кладбище по ул. Антонова, около рынка, известного каждому гродненцу, находится старая церковь, история которой - создание и возрождение - необыкновенны. " Здесь покоится прах Священницы Марфы Исаковичей, матери архиепископа Иркутского и Якутского и Кавалера Нила, скончавшейся 4-го мая 1846 года, имевшей от роду 74-е года, в память коей последним воздвигнут сей храм в 1848-м году " - повествует надпись на мемориальной плите в алтаре церкви. В 1848 году на деньги архиепископа Иркутского, Нерчинского и Якутского Нила и при содействии директора гродненской гимназии И. Борковского на православном кладбище при Софийском соборе была построена церковь во имя преподобной Марфы. В 1866 году епископ Брестский Игнатий обратился к губернатору Гродненскому с просьбой оказать содействие в реконструкции старой каменной церкви, которая " по наружности не имеет вида Православного храма и по внутреннему устройству весьма бедна, а по объему своему до того тесна, что затрудняет как священнослужителей, так и мирян, особенно при отпевании " . В связи с реконструкцией был выполнен проект " на расширение и благовидное наружное устройство сей церкви, на каковый предмет по сметному исчислению потребуется 1650 рублей " . Устроитель церкви на кладбище, в это время Ярославский архиепископ, Нил пожертвовал на реконструкцию 300 рублей. В 1867 году составлены были план и сметы на перестройку кладбищенской церкви. Подрядчиками строительства выступили прусский подданный Карл Кельм и Бернард Гениуш. Для осуществления работ и контроля за ними был создан специальный комитет, и к 1868 году реконструкция кладбищенской церкви во имя преподобной Марфы была завершена. Многие годы церковь была действующей, в ней совершалось Богослужение. В советские времена церковь была закрыта и пришла в разрушение. В 1990 году решением Гродненского горисполкома были возвращены Православной Церкви две старинные святыни: Свято - Борисо - Глебская (Коложская) церковь и церковь во имя преподобной Марфы. По благословению митрополита Минского и Гродненского Филарета, восстановление Марфинской церкви было поручено иерею Илье Комкову. Отец Илья обратился в производственный кооператив " Декор " , и, с Божией помощью, в кратчайший срок (с августа 1990 по июль 1991 года) - храм восстал из руин, и в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла был заново освящен митрополитом Филаретом. С этого дня Свято - Марфинская церковь стала еще одним действующим храмом в Гродненской епархии. За восстановление храма Владыка Экзарх возвел о. Илью Комкова в сан протоиерея.

http://sobory.ru/article/?object=03896

Отец-минералог: история священника, который возглавляет научный центр РАН Кирилл Баглай Источник: Фома.Ru      19 августа, праздник Преображения Господня. В самом обычном храме города Апатиты, здание которого было когда-то бараком, служит священник. Его зовут отец Сергий. Он приехал одним из первых, снял пиджак и надел облачение. Когда служба заканчивается и все яблоки по случаю праздника освящены, священник выходит в Интернет, чтобы прочитать онлайн-лекцию на международном конгрессе Союза кристаллографов. Она посвящена природным полиоксометаллатам. «Это минералы, в основе которых лежат многоатомные кластеры», — пытается как можно проще объяснить батюшка, но группа журналистов его все равно не понимает. Отец Сергий — в миру Сергей Владимирович Кривовичев — кристаллограф и минералог, который возглавляет Кольский научный центр РАН в Апатитах. В его честь назван редкий минерал кривовичевит, а полную научную библиографию затрудняется перечислить даже Википедия. Он доктор геолого-минералогических наук, профессор и член-корреспондент РАН. А еще тот самый отец Сергий, который служит, исповедует, крестит и читает проповеди.      Как же получилось, что священник руководит одним из самых важных научных центров (и единственным в России, который находится за Полярным кругом)? Вот его рассказ.      — У меня есть православные друзья и коллеги, которые предпочитают в любой ситуации называть меня отцом Сергием. И поначалу всех шокировало, когда во время ученого совета мой коллега — член-корреспондент РАН — обращался ко мне именно так. Люди оборачивались и не понимали, о ком вообще идет речь. Но я ничего против не имею — пусть называет как удобно.      Я геолог в третьем поколении. Дед закончил геологический факультет Санкт-Петербургского университета, а отец, профессор, до сих пор работает там на кафедре минералогии. В детстве он приводил меня в Минералогический музей, и я часами разглядывал камни. Там есть образцы, собранные Вернадским, Менделеевым. А еще — уникальная коллекция архиепископа Ярославского и Ростовского Нила (Исаковича) — он был большим собирателем минералов и передал их перед смертью университету. До сих пор на кафедре минералогии висит его портрет.

http://pravoslavie.ru/142140.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010