А ламаизм, в силу отсутствия учения о Боге Творце, «не знает собственно никакой космогонии, а имеет только космографии. Даже сам вопрос о происхождении мира считается в ламаизме плодом праздной мысли и ненормального нравственного настроения, побуждающего тревожить мысль вещами бесполезными, не имеющими никакого влияния на избавление от страдания» (С. 17). По мнению о. Иоанна, поскольку идеальное бытие – нирвана, – мыслится буддистами как «безграничная пустота», то найти ответ на вопрос о том, каким образом из пустоты без участия Бога произошел мир, человеческий ум не может. «Чувствуя, однако, происходящий отсюда пробел, ламаизм думает заполнить его численностью миров, и священные книги ламаистов наполнены подробнейшими до скрупулезности, но в тоже время и монотонными, скучными и по местам прямо фантастическими описаниями этих миров» (С. 18). Мир считается безначальным и бесконечным, и притом «по учению ламаистов, представляет собою только постоянную смену форм и явлений, вечный процесс самозарождающегося и самоуничтожающегося бытия и по самой сущности своей является злом, бытием ненормальным» (С. 18). Описав циклическое возрождение и разрушение миров, автор подчеркивает, что «этими мировыми переворотами управляет не личный, живой Бог , а неумолимый, действующий с неизбежною необходимостью закон причин и следствий. Тысячи миров уже уничтожались и являлись по этому закону и притом так, что прежний мир носил в себе зародыш будущего. Так было всегда, так и будет всегда. Начало и конец ускользает от ума ламаиста. В силу такого миропонимания, ламаист не только не знает Бога в христианском смысле слова, но и никакого мира. Все видимое есть только призрак. Происходя из ничего, предметы мира представляют только ничто и снова разрушаются в ничто. Хотя они и состоят из элементов, но все-таки это призрачные вещи, реальны не объективно, а субъективно, в сознании ослепленного невежеством человека. Все это обман» (С. 19). Автор указывает, что так учит школа ламаизма, наиболее близкая к классическому буддизму, но есть школы, которые «признают Ади-Будду и считают его творцом мира», и тут же добавляет, что творение они понимают иначе, чем христиане. Согласно им, Ади-будда «благоволил создать множество миров… телом превращений… иначе говоря, это скорее искусство фокусника… ничем не схожее с христианским пониманием творческой силы, вызывающей мир из небытия в бытие» (С. 21). Как уже указывалось ранее, о. Иоанн Попов критикует мнение арх. Нила (Исаковича) о том, что «ламаисты признают творение мира такое будто бы, какое возвещается и христианством» и пытается объяснить происхождение этого мнения христианским влиянием на бурятов, которые будто бы в своих книгах отражали «христианские понятия и представления» (С. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

В одном из писем М. П. Погодину он говорит о том, что переустройство администрации зависит только от личности обер-прокурора: «Один лишь обер-прокурор может вывести Церковь из сего бедственного положения, но такой только, который будучи одарен чрезвычайной энергией, при глубоком знании своего дела, решится быть графом Протасовым в обратном смысле. Но если такой и появится, ему ничего не дадут делать чиновники, обросшие льготами» 439 . Вслед за ним в обсуждение вступили иерархи. В основном оно носило закрытый характер, поскольку велось в личной переписке и беседах между собою. Возможно, это исходило от сознания собственного бессилия. Так, камчатский епископ, откликаясь на первую записку А. Муравьева, сообщенную ему, пояснял: «Перо мое рвется изложить все то, чтобы я мог сказать касательно сего предмета. Но нельзя дать ему воли, главное потому, что это ни к чему не поведет» 440 . Сам митр. Иннокентий, разделяя многие тезисы А. Муравьева, выступил с предложением о значительном увеличении числа викариатств, но натолкнулся на возражения митрополита Филарета и Нила (Исаковича) Ярославского 441 . Митрополит Филарет, как всегда, проявлял осторожность, хотя и симпатизировал взглядам Муравьева 442 . Радикальнее всех оказался епископ Ревельский Агафангел (Соловьев) . В его записке изложена четкая программа реформы высшего управления Церкви. Еп. Агафангел предлагал преобразовать Синод в «Святейший правительствующий постоянный всероссийский Собор» из 16 членов; 1 – первоприсутствующий с правом доклада царю, 11 – заведующие управлениями по назначению Собора и 4 – советники, следящие за течением всех дел, представители интересов церкви в заседаниях Комитета и Совета Министров, Государственного Совета при слушании там дел духовного управления или дел смешанного ведения властей светской и церковной. Обер-прокурорство упразднялось. Очень интересны краеугольные камни предполагавшейся реформы. Их три: 1. Отделение духовной власти от государственной, но с сохранением поддержки последней; 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Введенская ц. (1673 или 1696, уничтожена в 1949) завершалась 2 главами на поперечной бочке; ц. Рождества св. Иоанна Предтечи (1704 или 1707, утрачена после 1956) - вытянутым в ширину четвериком с 2-скатным покрытием. В киренском Троицком мон-ре была построена огромная 9-главая надвратная ц. св. Иоанна Предтечи (1693-1699, разобрана, вероятно, в сер. XIX в.). Ее изображения неизвестны, но сохранились восторженные отзывы современников, напр. Нила (Исаковича), еп. Иркутского (1838): «Вообще, здание это таково, что в средние века в каждом городе и аббатстве нашло бы оно для себя почетное место» (цит. по: Калинина. 2000. С. 286). Редким, если не уникальным, было завершение Богоявленской ц. в Верхоленске (Качугский р-н; 1718, утрачена после 1925) - 2 крещатыми бочками, верхняя из к-рых была поставлена по диагонали к нижней. Среди шатровых храмов епархии выделялся монументальный (до 40 м в высоту) храм Богоявления в Знаменке (Жигаловский р-н, 1731, разобран в 1932) - типа восьмерик на четверике, с дополнительными главами на углах четверика и с 2 алтарными апсидами. Спасская ц. в Иркутске. 1706–1710 гг. Фотография. 2006 г. Спасская ц. в Иркутске. 1706–1710 гг. Фотография. 2006 г. Формы нарышкинского стиля проникают в епархию, как и в большинство городов Сибири, вместе с началом каменного строительства после 1700 г. В 1701 г. в Иркутск из Верхотурья был прислан московский подмастерье каменных дел Моисей Долгих, артель к-рого возвела первые каменные здания Иркутска - приказную избу (1702-1704, не сохр.) и Спасскую ц. (1706-1710). Храм принадлежит к самому распространенному типу бесстолпных 5-главых приходских церквей ( Беседина. 1990. С. 24; сейчас храм имеет 1 главу). Он 2-этажный, с трапезной, первоначально имел гульбище. Каменный Богоявленский собор вместо сгоревшего в 1716 г. деревянного был заложен в 1718 г. и в целом завершен в 1731 г., но освящен лишь в 1746 г. Это был типичный храм восьмериком на четверике, с отдельным объемом сев. придела во имя апостолов Петра и Павла (освящен в 1724) и с шатровой колокольней (1729, шатер рухнул в 1742, реконструирован при реставрации 1967-1985).

http://pravenc.ru/text/674055.html

Прочие мелкие племена проходим молчанием. Но кто желает иметь об них понятие, тому советуем заглянуть в полное собрание ученых путешествий по России. 14 Роды, на которые подразделяются Хамниганы, суть следующие: 1.Улятский. 6.Намятский. 2.Сарпульский. 7.Онхотский. 3.Сародульский. 8.Баджандаритский. 4.Чимчигитский. 9.Табунатский. 5.Бялкагатский. 10.Харанутский. 15 Гантимур родом Маньчжур. В 1667 году, был он послан с китайским войском, для препятствования чуждым пришлецам селиться на берегах Амура. На пути к Комаровскому острогу, стоявшему в 600 в. от соединения Шилка с Аргунью, встретил он казачьи отряды, но, не дав сражения, объявил о желании своем принять Русское подданство вместе с Тунгусами Лугамоцкого рода, в числе пятисот душ. 16 Роды Даурских Бурятов носят следующие названия: 1) Дзун-харгананский. 2) Дзун-хачинский. 3) Ходайский. 4) Гучитский. 5) Ачи-багатский. 6) Галзутский. 7) Дзун-барун-купдутский. 8) Хальбинский. 9) Шарайтский. 10) Батанайский. 11) Барун-хацинский. 12) Бодонгутский. 13) Удзонский. 14) Гунейский. 15) Бальтягатский. 16) Тукчинский. Из родов сих последние четыре, сосредоточенные на Ононе, входят в состав Гантимуровского удела и по преимуществу удерживают за собою название Монголов, в отличие от Хамниганов, Цонголов и Бурятов. Притом, по свидетельству Монгольского историка Сананг – сецена Хон-тайджи, прямое потомство Чингисхана сохранилось в Дзалейрском племени, причисленном ныне к Удзонскому роду. Племя это происходит от Моголи, главного вождя и ближнего родственника Чингисова. 17 В недавние годы (1840–53) Буряты Тункинские, Баргузинские и Аларские обнаруживали замечательную наклонность к принятию Христианства. Мне самому случалось крестить их целыми сотнями. Ангара и Иркут не раз представляли нам умилительные зрелища времен Св. Владимира, совершавшиеся на Днепре и Почайне. Благословенный ход дела зависел от многих видимых и невидимых причин. Но осязательно споспешествовали тому: 1, учреждение пустыни Преп. Нила на Западной границе нашей с Китайскою Монголией, в видах распространения Евангельской проповеди среди языческих племен; 2, построение многих церквей, и особенно в средоточии населения Тункинских, Балаганских и Аларских Бурят; 3, усиление миссий и правильно обусловленная их деятельность; 4, перевод Богослужебных книг на Монголо-Бурятский язык и совершение на языке сем разных служб и треб. Звуки родного языка, слышимые во храме Божьем, нередко производили на Бурятов чудесное действие. Так, Тункинский Тайша Зангей Хамаков, имев случай слышать при Архиерейском священнодействии в Гужирской Николаевской церкви некоторые песнопения на Монгольском языке, до того возбужден был в пользу христианства, что немедленно объявил о желании своем и семейства своего принять Св. крещение и создать церковь на том самом месте, где уже начато было созидание языческого капища.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

" Пространный катехизис " был напечатан впервые славянским шрифтом в 1823 г., вскоре вышел " Краткий катехизис " . В 1824 г., по настоянию министра просвещения Шишкова, печатание катехизисов было приостановлено из за русского перевода текстов. По рассмотрении их Св. Синодом, они были напечатаны церковным шрифтом в 1827 г., гражданским в 1828 г. Окончательно пересмотренный катехизис был напечатан в 1839 г. и с тех пор сохранял свой неизменный вид. Видным его современником был знаменитый Иннокентий (Борисов), окончивший киевскую академию магистром, скончавшийся в 1857т. архиеп. херсонским. Кроме множества проповедей, после него остались часть его лекций по богословию в киевской академии и несколько исторических сочинений. Огромное значение имели труды митр. Макария (Булгакова) и архиеп. Филарета (Гумилевского), а также еп. Сильвестра (Малеванского). В позднейшее время крупными учеными были митр. Антоний (Храповицкий), митр. Сергий (Страгородский). Стали выдвигаться на ученом поприще б. ректор петроградской академии, Феофан (Быстров), архиепископ полтавский, скончавшийся в 1940 году во Франции и ректор московской академии епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский). последнем владыка Антоний (Храповицкий) писал 13 ноября 1905 г. митр. киевскому Флавиану: " Это звезда восходящая. Он может повернуть жизнь академии... " Знаменский отмечает еще труды прот. Иоакима Кочетова, написавшего " черты деятельного учения веры " (1824); проф. И.Я. Ветринского, издавшего (1829-44) шесть томов " Памятников древней христианской церкви; " прот. Иоанна Скворцова (†1863), автора " Записки по церковному законоведению; " монголоведа Нила (Исаковича), архиепископа иркутского, потом ярославского, автора труда " О будущем " (†1874); Алексия (Лаврова-Платонова), архиепископа литовского, известного канониста (†1890), еще во время своего профессорства в московской академии оказавшего " важные услуги церкви разработкой вопроса о церковном суде в противодействие в 1870-х годах либеральной реформе этого суда; " протопресвитера московского Архангельского собора, Михаила Богословского, ранее законоучителя в Императорском Училище Правоведения, получившего степень доктора богословия за составленную им " Священную Историю " Ветхого и Нового Завета, одного из первоклассных богословов канонистов, написавшего " Курс общего церковного права " (†1884).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

С открытием военных действий в Крыму он направляет благотворения в открывшийся тогда комитет – на военные издержки Крымской компании 1853–1856 годов. Иеромонаху Вениамину было поручено 25 августа 1854 года и исправление должности казначея этого комитета. По ходатайству святителя Филарета 17 апреля 1857 года за усердную службу отец Вениамин был награжден от Святейшего Синода наперсным крестом. ЕНИСЕЙСКИЙ СПАССКИЙ МОНАСТЫРЬ По указанию архиепископа Ярославского Нила (Исаковича), в это время присутствующего в Святейшем Синоде и знавшего отца Вениамина еще по службе в Иркутске, последний был назначен настоятелем енисейского Спасского монастыря. Митрополитом Московским Филаретом 5 мая 1857 года он был произведен в архимандрита этого монастыря. В знак своего внимания владыка благословил его из Чудской ризницы митрою и архимандричьим крестом. Архимандрит Вениамин прибыл в енисейский Спасский монастырь 7 августа 1857 года. В кратковременное свое управление монастырем он успел настолько приобрести любовь и расположение граждан города Енисейска, что при их участии монастырь во всех отношениях был приведен им в лучший порядок. При отце Вениамине и само число монастырской братии увеличилось прибытием многих ее членов из Москвы. 3 мая 1858 года архимандрит Вениамин был назначен и первоприсутствующим в Енисейском духовном правлении. В 1858 году отец Вениамин решился опять проситься в Москву – в связи с расстройством здоровья из-за тяжелого климата Енисейска. По словам докторов, в сыром и болотистом Енисейске при холодах, и особенно при резких ежедневных переходах из тепла в холод, при недостаточности в городе медицинских средств дальнейшее пребывание тут архимандрита Вениамина было нежелательно. Епископ Томский Парфений (Попов), к епархии которого тогда принадлежал Енисейск, 1 июня 1859 года писал архимандриту Вениамину: «Жаль, что Вы оставляете нас, и крайне жаль. Во все время пребывания Вашего в енисейском монастыре и управления им я совершенно успокоился, а теперь опять начались скорби. Но для меня утешительно будет то, если Господь за Ваши труды наградит Вас спокойствием и здоровьем и лучшим местом в благочестивой нашей столице. Приношу Вам искреннюю благодарность за все доброе, что Вы сделали для монастыря енисейского. Енисейск жалеет о Вас» .

http://pravoslavie.ru/33131.html

Настоятель Сретенского монастыря архимандрит Вениамин (Петухов). Часть 1 Архимандрит Вениамин (Петухов) Архимандрит Вениамин (Петухов) – один из замечательных церковных деятелей XIX века. Он был ближайшим помощником Московского митрополита Филарета (Дроздова), наместником кафедрального Чудова монастыря и одновременно настоятелем сначала Сретенского – в 1859–1872 годах, а затем Покровского и Высокопетровского монастырей в Москве. Архимандрит Вениамин (в миру Виктор Фортунатович Петухов) родился 20 мая 1818 года, в день памяти московского святителя Алексия, в городе Тобольске, в семье священника. Его отец служил в тобольской церкви Рождества Христова. Первые годы жизни Виктор сопутствовал отцу во всех его переходах по Сибири – из Тобольска в Красноярск, Ачинск и Канск. К 10 годам, благодаря заботам своих родителей, он уже хорошо читал по-гречески. В это время, когда они жили в городе Канске, Виктор обратил на себя особое внимание архиепископа Иркутского Михаила (Бурдукова) и получил от него в подарок «Канон святой Пасхи»на греческом языке . Виктор учился сначала в духовном училище, затем поступил в тобольскую семинарию. В 1839 году, когда его отец был кафедральным протоиереем в Иркутске, в связи с тяжелой болезнью матери Виктор перевелся из тобольской семинарии в иркутскую, которую окончил в 1840 году со степенью студента. Впечатления детства часто имеют глубокое значение на всю жизнь человека. С ранних лет Виктор был свидетелем неутомимых трудов своего отца, с 1832 года занимавшегося в том числе и миссионерской деятельностью среди язычников, раскольников и сектантов, которыми так богата Сибирь. После окончания курса богословских наук, по благословению архиепископа Иркутского, Нерчинского и Якутского Нила (Исаковича), 15 июля 1840 года Виктор Фортунатович Петухов был определен на должность учителя в иркутское приходское училище, во 2-й класс, и назначен на священническое место к Воскресенской церкви. Получив назначение в священство, Виктор должен был вступить в брак. В скромной купеческой семье Котельниковых он нашел себе спутницу жизни – Александру Семеновну Котельникову.

http://pravoslavie.ru/33131.html

Если в доме якута разрешится от бремени жена или другая какая-нибудь женщина, то якут, не желая разгневать духа промысла и чрез это лишиться добычи, никогда не пойдет до новолуния на промысел, так как в данном случае, по его верованию, будет неудача. Случалось, что якуты заводили даже тяжбу из-за того, что пред неудачным промыслом к ним ранее новолуния являлся кто-нибудь из бывших у родильницы. Якуты верят, что покойник, спустя три ночи после смерти, ходит по жилищам родственников, оставшихся в живых, и приносит сюда различного рода несчастья. Чтобы не допустит его к себе, якуты ставят на воротах, в дверях и окнах юрта крестики, сделанные из лучинок. Подобные же крестики ставятся и на тех дорожных перекрестках, по которым предполагается шествие покойника. Тут уже, очевидно, влияние христианства, прогоняющее суеверный страх. 10 Очевидно, что хотя якуты и не возвысились до правильного понятия о Боге и придерживаются многих суеверий, тем не менее эти последние – не то, что грубые языческие верования. Есть основание надеяться, что, благодаря влиянию походных церквей, дело просвещения якутов и других инородцев Якутской области скоро придет к концу. Архиепископ Нил Исакович , устроив походные церкви для Якутской области, не мог оставить без внимания инородцев, живущих в других областях его епархии – Иркутской, Забайкальской и пр. В этих областях, не смотря на 150-летнию борьбу там христианства с язычеством, последнее держалось еще упорно. Архиепископ Нил для большего успеха распространения христианства решил действовать на знатных иркутских и забайкальских язычников. Действительно, при нем мы видим не мало примеров обращения бурятских тайшей и шуленгов. Так, в 1852 г., между прочим, принял крещение главный тайша тункинских бурят Зангей Хомаков вместе со шуленгами того же тункинского ведомства, с заседателями инородческой думы и двумястами простолюдинов. Хомаков, приняв христианство, изъявил желание построить на свой счет и христианскую церковь на том самом месте, где за два года его старанием было положено основание языческому капищу. В 1853 г., когда архиепископ Нил оставил Иркутскую кафедру, число инородцев, обращенных во время его управления Иркутскою епархией, возросло до нескольких тысяч. Свет Евангелия начал таким образом заметно светить среди бурят, благодаря деятельности архиепископа Нила.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому подъём миссионерского служения в начале XVIII века в Сибири вновь предстаёт перед нами как чудо. И никакие аргументы о политической обусловленности сибирского просветительства не могут поколебать ощущение, что не российский император, а Господь Истории вмешался в течение дел. Покорение Сибири началось за сто пятьдесят лет до Петра I, но никакой миссии на протяжении полутора столетий не было. В то же время Филофей (Лещинский), назначенный Тобольским митрополитом по указанию Петра, равно как и его ближайшие преемники, часто сталкивались с равнодушием петербургских властей. Пётр отказал Филофею и в просьбах о собственной типографии для издания религиозной литературы, и в просьбе об учреждении серьёзной богословской школы, которая была бы открыта для представителей всех сословий, запретил созывать ежегодные соборы сибирского духовенства. Но несмотря на постоянно возникавшие трудности, сибирские, дальневосточные и американские миссионеры XVIII - XX веков стали славой Русской Церкви. Многие из них канонизированы: святители Филофей, Иоанн, Антоний, Павел Тобольские, Иннокентий и Софроний Иркутские, Иннокентий Московский (просветитель Аляски и Сибири), Мелетий Рязанский (просветитель бурят, тунгусов и якутов), Николай Японский, Тихон, патриарх Московский, преподобные Герман Аляскинский и Макарий Алтайский, священномученики Иоанн Кочуров и Александр Хотовицкий. Не должны быть забыты и труды архимандрита Вениамина и епископа Евгения (Казанцева) на Крайнем Севере, епископа Нила (Исаковича), архиепископа Дионисия (Хитрова), митрополита Макария (Невского), митрополита Нестора (Анисимова) в Сибири, Н. И. Ильменского и И. Я. Яковлева в Поволжье, С. К. Гадиева в Осетии, епископа Гавриила (Кикодзе) в Закавказье, и многих, многих других. Зададим себе вопрос - не является ли расцвет миссионерства показателем внутреннего состояния Церкви, своеобразным индикатором её верности своей " первой любви " (Откр. 2:4)? Синодальный период истории Русской Церкви сопровождался известными патологическими процессами, но миссионерство в лице лучших своих представителей является одним из безусловных свидетельств неоскудевающей святости Соборной Апостольской Церкви на её земных перепутьях. И наоборот, если мы не находим в каком-то периоде церковной жизни миссионерского вдохновения, не свидетельство ли это утраты Христа и Его Евангелия?

http://bogoslov.ru/article/954388

Попов Г. М. В якутской глуши. Сборник статей из приходской жизни Якутской епархии. Иркутск: Паровая типо-лит. П. И. Макушина, 1910. Преосвященный Дионисий, епископ Уфимский и Мензелинский: (Автобиография.)//Прибавления к церковным ведомостям. СПб., 1900. 14. С. 575–584. Титов А. Н. Миссионерская деятельность преосвященных Нила Исаковича и Дионисия Хитрова. М.: б. и. 1910. Учреждение для управления Сибирских губерний//Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. 38: 1822–1823. 29.125. С. 345. Хитров Д. прот. Краткая грамматика якутского языка. М.: Синодальная типография, 1858. Чирков Н. В . Миссионерская деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова) в Якутии//Религиоведение. Научно-теоретический журнал. Благовещенск, 2014. 3. С. 152–160. Широков С. А. Валаамский монастырь и американская православная миссия. М.: Либрис, 1996. Щукин Н. С. Поездка в Якутск. СПб.: Н. Щ., 1844.   Об отыскании достойных людей для проповеди Евангелия Сибирским инородцам и Китайцам//Полное собрание Законов. Т. IV: 1700–1712. 1800. С. 59–61. Тойон — титул представителя господствующего слоя у якутов. Глава отдельного племени в XVII в. Тойоны владели большими стадами оленей, вели хозяйство, эксплуатируя зависимых от них улусных людей. Акишин М. О. Петр Великий и православная миссия среди народов Сибири. [Электронный ресурс]. URL: http://zaimka.ru/akishin-mission/ (дата обращения: 04.04.22). Конев А. Ю. Вестник Новосибирский государственный университет. Серия: История, филология. 2006. Т. 5. Выпуск 3. С. 20–25. Попов Г., свящ. Сочинения. Т. 1. История христианского просвещения якутов и других инородцев Якутской области. Якутск, 2005. C. 86. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Вып. 80. Якутская область. С. 9. Карих Е. В. Этническая структура населения Якутской области в конце XIX в.//Вестник Томского государственного университета. Серия: История. Томск: НИТГУ, 2007. 296. С. 94. Учреждение для управления Сибирских губерний//Полное собрание законов Российской империи.

http://bogoslov.ru/article/6193057

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010