Четвертая Пахомиевская редакция Жития прп. Сергия Радонежского. Автограф Пахомия Лагофета. Нач. 40-х гг. XV в. (РНБ. Соф. 1248. Л. 329) Клосс датировал каждую выделенную им редакцию и указал причины их появления ( Клосс. 1998. Т. 1). Первая, по его мнению, была создана в 1438 г. и объявляла преемником прп. Сергия прп. Никона Радонежского вместо прп. Саввы Сторожевского, что могло быть связано с готовившейся канонизацией прп. Никона и, возможно, с борьбой вел. кн. Василия II с звенигородско-галицким кн. Юрием Дмитриевичем. Вторая редакция, по мнению исследователя, была написана П. Л. ок. 1440 г. (между 1437 и 1440, во время правления митр. Исидора) специально для Симоновского монастыря и дополнена вставками из Житий святых Афанасия Афонского и Феодора Эдесского. Первая и Вторая редакции являлись сокращением епифаниевского текста, доводя повествование до кончины прп. Сергия. Третью редакцию П. Л. составил ок. 1442 г., когда произошло примирение Василия II Васильевича Тёмного с Дмитрием Шемякой. Текст был дополнен похвалой святому в рассказе о преставлении прп. Сергия (похвала заимствована из Жития прп. Афанасия Афонского; кроме того, появились вставки из этого Жития в др. главах), рассказом об обретении мощей прп. Сергия в 1422 г. и сказанием о его посмертных чудесах, а также переработанными главами из Епифаниевской редакции Жития, опущенными в Первой и во Второй редакциях. Третья редакция, по мнению Клосса, стала источником последующих редакций: Четвертой (согласно датировке старшего списка, создана ок. 1443-1445 как сокращение Третьей редакции), Пятой (создана ок. 1459 на основе протографа Четвертой редакции с дополнениями из Третьей и из Жития прп. Никона Радонежского), Проложной (является сокращенным вариантом Четвертой редакции) и предположительно принадлежащей П. Л. Редакции с записью Чудес 1449 г. (создана на основе протографа Четвертой редакции с дополнениями из Третьей и с записью Чудес 1449 г.). Предположения Клосса вызвали критику (см.: Бобров, Прохоров, Семячко. 2003. С. 440-442; Кучкин. 2003. 4(14). С. 116-117).

http://pravenc.ru/text/2579870.html

Да он же говорил ему, князь Самойлу, что при Степане Наумове в Ферапонтов монастырь приходили три человека казаков – Федька, да Ефтюшка, а третьему имя припамятовал, а звали де ево, Никона, с собою, чтоб с ними шел к Кириллову монастырю, а их де пришло по него 200 человек, а есть де готово и 5,000 человек, и чтоб Степана Наумова убить до смерти и Кириллов монастырь разорить и с тою б казною и с пушки и с запасы идти на Волгу. И потому ево намерению знатно, что то извещение ему не от самого Господа Бога, а знатно – то дело ему стало ведомо от тех же воровских людей, которые к нему приезжали; и чаят, что то смятение и кровопролитие содеяся от них; а только он Никон хотел всякаго добра по Христовым заповедем, и он бы про такое великое дело не умолчал и тех воровских казаков, которые к нему приходили, велел их переймать и к государю к Москве прислать; а трех человек мочно было ему кем поймать; государевы служилые люди безпрестанно в Ферапонтовом монастыре для остереганья ево, Никона, были. А как милостию Божиею и заступлением пресвятыя Богородицы и святых московских чудотворцев Петра и Алексея и Ионы и Филиппа и преподобнаго отца Сергия Радонежского чудотворца молением, и блаженныя памяти великаго государя праведною молитвою то злое дело разрушилось, и враги под ноги его государские покорились, отступник и крестопреступник и изменник Стенька Разин и с товарищи пойманы и смертию казнены, и только после того он приход к себе воровских людей, как к нему приходили и звали на воровство, объявил великому государю чрез князь Самойла Шайсупова, только и то закрытым делом; а кто им в белозерских странех о том советовали, и какие люди к воровству собирались, и где 200 человек донских козаков стояли, и каких чинов 5,000 человек у них было приготовлено и в которых местах, и кто у них такому воровству были имяны заводчики, про то не сказал; и то ево злое начинание к великому государю и ко всему московскому государству, а не доброхотство. Да на тож его зломыслие и в деле явилось; как Стенька Разин привезен к Москве, и в то время в распросе у пытки и со многих пыток и с огня сказал: приезжал к Синбирску старец от него, Никона, и говорил ему, чтоб ему идти вверх Волгою, а он Никон в свою сторону пойдет для того, что ему тошно от бояр, да бояре же де переводят государския семена; и тот де старец из под Синбирска ушол; а сказывал де ему тот старец, что у Никона есть готовых людей с 5,000 человек, а те де люди у него готовы на Белеозере, и тот старец на бою был, исколол своими руками сына боярского при нем, Стеньке.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

268. Царские послы сообщили Никону, что государь указал освободить племянника Никона и всех, кто наказан из-за него; в свою очередь патриарх перечислил имена всех сосланных его сторонников (иконийского митрополита Афанасия, священника Сысоя, боярина Никиту Зюзина, дионисия Немчина, певчего Саввы, повара Савки). В этот приезд царских послов патриарх Никон передал через них Алексею Михайловичу свою просьбу перевести его из Ферапонтова монастыря в Воскресенский, но лучше в Иверский и дать ему доверенного человека для присмотра. Послы приказали приставу С. Шайсупову дать свободный выход Никону из кельи – Николаев- ский 1886, 41 – 43; Соловьев 1991, 268 – 269. Л. 124 ...в Корнильеве и в Павлове монастырех... – Корнилиев-Комельский-Введенский мужской монастырь основан в 1498 г. иноком Кирилло-Белозерского монастыря прп. Корнилием Комельским. Павлов-Обнорский-Троицкий-Комельский-Дидский мужской монастырь основан в 1414 г. прп. Павлом, учеником прп. Сергия Радонежского – Зверинский 2, 187 – 188 884), 258 1033). ...Прилуцким, и Каменным, и Троецким, и Новозерским... – Спасо-Прилуцкий-Димитриев мужской монастырь основан в 1371 г. прп. Димитрием, собеседником прп. Сергия Радонежского и восприемником детей великого князя Дмитрия Донского. Спасо-Каменный монастырь на острове Кубенского озера основан в XIII в. – Зверинский 2, 332 – 333 1174); I, 237 Троицкий Усть-Шехонский мужской монастырь основан в 1251 г. удельным князем белозерским Глебом в благодарность Богу за чудесное исцеление от слепоты его сына Михаила. Новоезерский мужской монастырь основан в XIV в. прп. Авраамием Чухломским – Зверинский 2, 394 46 – 47 а Слово между строк. 21.Письмо патриарха Никона царской семье (первые числа мая) РГАДА, ф. 27, оп. I, д. 140а, ч. 3, л. 167а, 168 – 169. Столбец из трех сставов. Писцовая скоропись. Филигрань «Голова шута» типа: Дианова 1997, (1664, 1665), 318 (1665, 1666), 322(1678, 1679, 1680). Письмо написано во время пребывания в Ферапонтовом монастыре стряпчего Кузьмы Лопухина, который прибыл в обитель 30 апреля (РГАДА, ф. 27, оп. I, д. 140а, ч. 3, л. 141 – 142, 164 – 166, 188, 198). Никон благодарит царя за милость и перечисляет принадлежавшие ему книги и вещи, которые остались в Воскресенском монастыре и в которых он теперь нуждается. Поручение Лопухину взять у патриарха «роспись» вещей, необходимых Никону в ссылке, а также ознакомить Никона с перечнем книг его келейной библиотеки в Воскресенском монастыре было дано царем Алексеем Михайловичем 17 апреля 1674 г. при отправке стольника в Ферапонтов монастырь – РГАДА.Ф. 27,оп.1, д. 140а, ч. 3, л. 157а – 164.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это оправдывает их краткость и лаконичность, а также дает возможность исполнять их нараспев благодаря определенной длине херетизмов, их краткости и одинаковости последнего слога. В богослужебном творчестве архиепископа Никона есть и  акафист Всем святым. Традиционно отсутствует 1-й кондак; икос имеет рефрен: «Радуйтеся вси святи, светом невечерним нас озаряющии» . Сам текст акафиста в каждом икосе прославляет святых как «агнцев, последовавших истинному Агнцу», «любовь ко Господу стяжавших и украсивших Церковь своими подвигами жизни, получивших дары совершенства и чудотворений, предавших свой дух Господу и наследовавших Царствие Небесное, став Небесным силам собеседниками и предстоятелями пред престолом Божиим, подобно сияющим звездам, нам указующим путь ко спасению», воспевает  их «глубину мудрости духовныя» . Краткие возгласы очень живо и ярко, но в то же время без лишнего отягощения, раскрывают суть праздника Всех небесных предстателей наших, в особенности духовного подвига не отдельного лика святых, но всех в целом, всего сонма угодников Божиих. Гимнография архиепископа Никона содержит акафисты святым, которых владыка особо почитал: святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии, преподобному Александру Куштскому, небесному покровителю владыки, чье имя он получил при крещении, и преподобному Никону Радонежскому. В этих акафистах автор не приводит строгого количества херетизмов в икосах, а также не рифмует окончаний, не соблюдая при этом одинаковую длину херетизмов. По стилю изложения эти акафисты больше похожи на произведения, воспевающее подвиги святого, раскрывающие разные периоды его жития. В акафисте преподобному Александру Куштскому нет 1-го кондака, а в акафисте своему небесному покровителю, преподобному Никону Радонежскому, 4-й, 5-й и 6-й икосы в рефрене имеют особенное величание, прославляющее преподобных Сергия и Никона Радонежских . Акафист Господу Иисусу Христу Искупителю грешных заметно отличается от приведенных выше акафистов двунадесятым праздникам и определенным святым.

http://bogoslov.ru/article/5607981

Сказание о чудном посещении Богоматери, бывшем преподобному и богоносному отцу нашему Сергию, взятое из полного жизнеописания преподобного Сергия, составленного учеником его Епифанием. Литографировано с рукописи, хранящейся в лаврской ризнице. [М.], 1837. Скрынников Р. Г. Митрополит Алексий и Сергий Радонежский. М., 1990. (Сер.: Атеизм и религия: история, современность. 1990. 6). Скрынников Р. Г. Сергий Радонежский//Государство и церковь на Руси XIV–XVI вв.: Подвижники русской церкви. Новосибирск, 1991. С. 43–71. Слово в день памяти преподобного отца нашего Сергия, игумена, радонежского чудотворца. М., 1856. Слово в день преставления преподобного Сергия, игумена радонежского и всея России чудотворца (8 октября)//Слово. Проповеди, конспекты, лекции из архива МДА. [Коломна], 1992. С. 513–548. Слово на обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена радонежского и всея России чудотворца (18 июля)//Слово. Проповеди, конспекты, лекции из архива МДА. [Коломна], 1992. С. 488–497. Служба обретению честных мощей преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена радонежского, чудотворца//Минея. Месяц июль. М., 1904. С. 42–51 (кирилловская печать). Служба преподобного отца нашего Сергия, игумена радонежского, чудотворца//Минея. Месяц сентябрь. М., 1904. С. 235–247 (кирилловская печать). Служба преподобному отцу нашему Сергию игумену, радонежскому чудотворцу. М., 1848 (кирилловская печать). Служба преподобному Сергию Радонежскому (25 сентября). М., 1765. Перепеч.: 1829, 1837, 1853, 1858, 1874 (кирилловская печать). Служба преподобному Сергию Радонежскому с акафистом. М., 1791. Перепеч.: 1795, 1798, 1799, 1804, 1824, 1833 (кирилловская печать). Служба со акафистом преподобному отцу нашему Сергию, игумену радонежскому, чудотворцу. М., 1895. Перепеч.: Служба со акафистом преподобному Сергию Радонежскому чудотворцу. М., 1992. Службы и жития Сергия и Никона. М., 1646. (кирилловская печать). Случевский К. К. Государственное значение святого Сергия и Троице- Сергиевой лавры. М., 1892.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Москве открылась уникальная выставка, посвященная 700-летию преподобного Сергия 15 мая, 2014. Новостная служба История радонежского игумена и его обители показана в контексте общерусской истории XIV–XX веков. 15 мая. ПРАВМИР. В Государственном историческом музее (ГИМ) открылась выставка, посвященная 700-летию преподобного Сергия и его роли в истории и культуре России и Русской православной церкви. Выставка представляет Сергия Радонежского как святого и как реального исторического деятеля, имя которого неразрывно связано с освобождением Руси от ордынского ига, — сообщает пресс-служба Министерства культуры . История радонежского игумена и его обители показана в контексте общерусской истории XIV–XX веков. В экспозиции — подлинные реликвии времен преподобного Сергия — «Служебник Сергия Радонежского», «Служебник» и «Евангелие» преподобного Никона Радонежского, шитый походный иконостас XV века, лицевая рукопись «Жития Сергия» конца XVI века, Указ императрицы Елизаветы Петровны из Святейшего Синода архимандриту Арсению (Могилянскому) об именовании Троице-Сергиева монастыря лаврой. Большой интерес представляют монастырские рукописи современников преподобного, скромные образа из старообрядческих церквей, паломнические сувениры начала прошлого века. Основу экспозиции составили около 400 предметов из фондов Исторического музея. Ценные экспонаты для выставки предоставили музеи и библиотеки Москвы, а также частные собрания коллекционеров. Выставка продолжит работу до 13 октября 2014 года.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 октября, 2023 21 апреля, 2023 27 февраля, 2020 28 октября, 2019 1 мая, 2019 25 февраля, 2019 29 января, 2019 26 ноября, 2018 13 октября, 2018 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/v-moskve-otkryilas-uni...

Представление том, как изменялось название монастыря дают надписи на вкладах в лаврскую ризницу, приводимые А.В.Горским. Один из первых таких вкладов - кадило преподобного Никона, игумена Радонежского с надписью «сие кадило создано бысть святей Троицы». Царь Феодор Иоаннович и царица Ирина передали драгоценный, шитый шелками покров «в дом Живоначальныя Троицы и Преподобнаго Сергия Чудотворца и Никона». Царь Михаил Феодорович в 1632 году пожертвовал Евангелие «в дом Пресвятыя и Живоначальныя Троицы и Великих Чудотворцев Сергия и Никона». 1677 годом датируется вклад боярина Богдана Хитрово «в обитель Пресв. и Живоначальныя Троицы». Годом позже крест - дар царевны Ирины Михайловны «в обитель Пр. Живоначальныя Троицы и Пр. Отцев Сергия и Никона Радонежских Чудотворцев». В 1734 году императрица Анна Иоанновна пожаловала панагию своему духовнику - архимандриту «Троицкаго Сергиева монастыря». В письмах святителя Филарета, митрополита Московского можно найти упоминания о Лавре или Троицкой Лавре. В справочнике 1852 года она именовалась Троицкая-Сергиева Лавра. Преподобный Амвросий Оптинский писал о Сергиевой Лавре. Наконец, в уже упоминавшемся справочнике 1910 года она именуется Троице-Сергиева лавра. Выражение Свято-Троицкая Сергиева Лавра вводится в употребление только в XX столетии. Мне могут возразить, что названия монастырей складываются исторически и на этот процесс накладывают отпечаток новые реалии, например, переосвящение главного престола храма или вхождение обители в юрисдикцию Святейшего Патриарха. Действительно, название монастыря уникально, как фамилия, имя и отчество, которое имеет каждый из нас. При обращении можно называть их полностью, но гораздо чаще мы используем только имя. Это облегчает и упрощает общение между людьми, нисколько не умаляя их достоинства. Вспомним, что зачастую в историю входили даже прозвища наших далеких предков, носивших христианские имена. Не каждый сегодня ответит, чем известны схимонахи Троицкой обители XIV столетия Александр и Андриан, но имена героев Куликовской битвы Пересвета и Осляби у всех на слуху.

http://pravoslavie.ru/1934.html

Известные черты сходства с произведениями Андрея Рублева обнаруживают также миниатюры «Евангелия 1401 года» (Государственная библиотека им.Ленина) и «Переяславского Евангелия» (Государственная Публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина) 53 . 3. Третий период -жизни и творчества Андрея Рублева (1425–1430 гг.) Лучшее из произведений Андрея Рублева – чудотворная икона Святой Троицы, находящаяся ныне в Государственной Третьяковской галерее 54 . Клинцовский иконописный подлинник сообщает, что «преподобный Андрей, Радонежский иконописец, прозванием Рублев, писаше многия святыя иконы, чудны зело и украшенны; бе той Андрей прежде живяше в послушании преподобнаго отца Никона Радонежского: той повеле ему при себе написати образ Пресвятыя Троицы в похвалу отцу своему Сергию чудотворцу» 55 . Из этого сообщения мы можем, кажется, заключить, что Андрей Рублев, названный «Радонежским», вероятно, по причине первоначальной принадлежности к братии Свято-Троицкой обители, основанной преподобным Сергием Радонежским 56 , написал икону Святой Троицы в период полного расцвета своего таланта – после того, как написал уже «многия святыя иконы, чудны зело и украшенны». Слова о том, что прежде «той Андрей живяше в послушании преподобнаго Никона», имеют, по-видимому, характер вскользь сделанного замечания, имеющего целью уточнить образ взаимоотношений между игуменом и прославленным иконописцем указанием на их прежнюю близость. Надо полагать, что Рублев ко времени написания иконы Святой Троицы вышел уже из непосредственного подчинения обители преподобного Сергия, в связи с своим положением знаменитого московского мастера, находившегося в ведении великого князя; вероятно, он и числился теперь монахом подмосковного Спасо-Андроникова монастыря» 57 , однако любил, конечно, и обитель преподобного Сергия, как место своего пострига и долголетних иноческих трудов под духовным руководством преподобного Никона. Что слово «повеле» не следует понимать как приказание послушнику, можно, по-видимому, заключить из сопоставления приведенного нами свидетельства Клинцовского подлинника со следующим летописным указанием: «Бяше нужно бо и се нам есть помянути... яко исполнися желание преподобнаго отца настоятеля Никона. Умолени быша от него чюднии добродетельнии старцы и живописцы Данил и Андрея предномянутый... и яко украсиша подписанием церковь сию» 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

20. Удальцова Э.В. Культурные связи Византии с Древней Русью. М., 1985. С. 16. 21. Шмеман А., прот. Исторический путь православия. Париж, 1989. С. 198. 22. Синицына Н.В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции. М., 1998. 23. Ефимов Н.И. «Русь – новый Израиль»: Теократическая идеология своеземнаго православия в до-Петровской письменности. Казань, 1912. 24. Идея Рима в Москве: XV–XVI вв.: Источники по истории русской общественной мысли. Рим, 1993. С. XXIX–XXXIV. 25. Ромейское царство – это не конкретное политическое образование или геополитическое понятие, но функция, лишенная пространственно-временной характеристики; носителями ее могут быть разные государственные образования. Великий Рим ее утратил, не сохранив конфессиональной чистоты; Греческое царство перестало быть ее политическим гарантом; теперь она перешла к России, что служит залогом продолжения земной истории человечества (здесь выражена идея историческо-культурных и духовных корней и исторической ответственности). Отныне: Третий Рим – Русское государство, Ромейское царство: «Многажды и апостол Павел поминает Рима в Посланиих, в толковании глаголет: Рим весь мир». 26. Экзегеза апокалиптической жены в трактате «Об обидах Церкви» – жена бежит из старого Рима в новый, но, не обретя там покоя, движется далее в «пустыню» – «Рим третий» (весьма провиденциально – главный престол Русской Церкви в православном государстве, в Москве посвящен Успению Пресвятой Богородицы). 27. Billington J. (Биллингтон, Дж.). Images of Moscow//Slavie Review. 1962. 3. С. 356. 28. МДА. Библ.: Мумриков А.П. Завет Преподобного Сергия Радонежского как направление в православном богословии: Рукопись, 1983. С. 25 – «Понятие, выражаемое созерцанием, глубже, чем понятие, выражаемое дискурсивно». 29. Горский В.С. Философские идеи в культуре Киевской Руси XI – начала XII в. Киев, 1988; Степнов П.П. Древняя Русь: государство и власть: Проблемы морально-этического сознания. М., 2003. 30. Основные материалы, составляющие наследие и относящиеся к наследию Святейшего Патриарха Никона, см.: Патриарх Никон. Труды…; также см. исследования свящ. Самуила Михайловского «Жизнь Святейшего Никона, Патриарха Всероссийского» (М., 1863, 1878, 1907) и «Никон Патриарх Всероссийский: Историческое повествование» (М., 1895, 1896), в которых описаны и проанализированы заслуги Патриарха Никона перед Церковью, государством и народом.

http://pravoslavie.ru/36953.html

Первая половина XVII столетия была временем расцвета русской литургической самобытности, вторая – временем постепенного вымирания этой самобытности. Уже патриарх Никон в 1653 году отменил в Неделю всех святых соборный вход по великом славословии 63 . Как полагает проф. А. П. Голубцов , это было сделано из соображений согласования богослужения с требованиями принятого в Русской Церкви Иерусалимского устава и с греческим обрядом того времени. Служение же патриархом всенощных бдений с торжественным выходом на литию, что по существу означало перенесение торжественнейшего момента в чине вечерни на это исхождение, естественно, обрекало на отмирание и соборное совершение вечернего входа. В составленном в патриаршество Никона чиновнике под названием «Книга записная облачением и действу великаго государя святейшаго Никона, архиепископа царствующаго града Москвы и всеа Великия и Малыя и Белыя Росии патриарха» обстоятельно описываются такие подробности, как цвет и материал его облачений и облачений его причетников, но нет ни слова о входах 64 . Не упоминается и чин «пещного действа» 65 . Чрезмерное грекофильство патриарха Никона выразилось не только в отмене входов и «пещного действа», но и в сокращении торжественности богослужения в праздники русским святым: Петру и Февронии Муромским 66 , князю Константину Муромскому и чадам его Михаилу и Феодору 67 , Василию Блаженному 68 , Сергию Радонежскому 69 , митрополиту Петру в день «проявления» мощей (4 августа) 70  и даже Владимирской иконе Божией Матери – 21 мая 71  и 23 июня 72 . Преемники патриарха Никона оказались не в силах восстановить дониконовскую русскую литургическую самобытность. В 1682 году вышел из печати Типикон, в котором были изъяты все русские особенности, встречавшиеся в предыдущих изданиях. А так как некоторые владыки все еще продолжали держаться богослужебных порядков, указанных в чиновниках, патриарх Иоаким перед выходом из печати Типикона «сий чиновник указал взять из соборныя апостольския церкви (из Успенского собора. – Н. У) в правильню, что в ево доме, а быт ему в книгохранилне, а в соборную церковь без имян-ного указу святейшего патриарха не отдават для того, что с но-воисправленными книгами во уставе и в чинех не сходен» 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010