«По времени же (после преставления святого Саввы) в оной (Андрониковской) обители бывшу игумену Александру, ученику предпомянутого игумена Савы, мужу добродетельну и мудру и изрядну зело и такоже другому старцу его именем Андрею иконописцу преизрядну, всех превосходящу в мудрости зельней и седины честны имущу и прочий мнози, симаже добре строящима обитель благодатию Христовою и Богу помогающу создаста во обители своей церковь каменну зело красну и подписанием чудну своима рукама украсиша в память отец своих, еже и доныне всеми зрится в славу Христу Богу». Так говорят писатели XV и начала XVI веков. Послушаем составителей подлинников иконописных в XVII веке: 177 «Преподобный отец Андрей Радонежский иконописец, прозванием Рублев, многие святые иконы писал все чудотворные, яко же пишет о нем в Стоглаве святого чудного Макария Митрополита, что с его письма писати иконы, а не своим умыслом. А преже живяше в послушании у преподобного отца Никона Радонежского. Он повеле при себе образ написати Пресвятые Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию Чудотворцу. Преподобный отец Даниил, спостник его, иконописец славный зовомый Черный, с ним святые иконы чудесные написаша, везде неразлучно с ним; изде при смерти приидоша к Москве во обитель Спасскую и преподобных отец Андроника и Саввы и написаша церьковь стенным письмом и иконы призыванием игумена Александра, ученика Андроника святого и сами сподобишася ту почити о Господе, якоже пишет о них в житии святого Никона». В Книге глаголемой о российских святых 178 говорится о них так: «Преподобные отцы Андрей Рублев и Даниил Черный спостники, иконописцы славные преставишася в лето 6938; положены в монастыре Андроникове; ту писаша церьковь. Чти о них в житии Сергия и Никона». 1. Из сличения Софийского Временника и житий преподобного Сергия и Никона видно, что составитель подлинника не вник в смысл жития Никона, на которое он сам указывает. Из жития преподобного Сергия (см. статью о начале Андроникова монастыря, конец коей приведен нами выше) видно, что Андрей и, следовательно, Даниил были андрониковские старцы и в Андроникове жили на послушании; ибо Андрей называется старцем Александра, игумена андрониковского, и в житии святого Никона и Софийском Временнике говорится, что преподобный Никон собрал, и то на краткое время, живописцев для расписывания только храма во имя Святые Троицы. Наконец Иосиф Волоколамский положительно решает этот вопрос, утверждая, что Даниил и Андрей были ученики самого Андроника и следовательно с ранних лет постриженики Андроникова монастыря; но составитель подлинника, не знавший или не взявший во внимание духовной грамоты Иосифа, не вникший и в смысл жития преподобного Никона, утверждает, что Андрей был на послушании у преподобного Никона и называет его Радонежским; за составителем подлинника тоже повторяют и некоторые известные наши ученые изыскатели древностей. 179

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИГНАТИЙ († не ранее 50-х гг. XV в., Троице-Сергиев мон-рь), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Троицкий, Радонежский, ученик прп. Никона Радонежского. С И. связано одно из посмертных чудес прп. Сергия Радонежского («О видении святого Сергия в церкви»), описанное в 3-й редакции Жития прп. Сергия, к-рая была составлена Пахомием Логофетом ок. 1442 г. (датировка Б. М. Клосса). В Житии рассказывается, что «при настоятеле Никоне у гроба святого Сергия... некий мужь духовен, в добродетелех знаменит, именем Игнатии в обители его виде известно святого Сергиа, на бдении всенощнем в церкви стояще на месте своем и поющя с братьями. И тако исповеда братьям» ( Клосс. 1998. С. 421). Названного в рассказе о чуде «мужа духовна» можно отождествить с «присным учеником» и келейником прп. Никона Радонежского Игнатием, который был главным информатором Пахомия Логофета, когда тот писал Житие прп. Никона (кон. 40-х - 50-е гг. XV в.). Об Игнатии сообщается в особой редакции Жития прп. Никона: «Елма благоизволи Бог и вь последних днехь рода нашего рускых странах многим и великымь мужемь вь добродетели просияти, от нихже бысть и сый блажений отець Никонь, якоже ми поведа ученикь его присни Игнатие, веди исперва» (РГБ. Троиц. 763. Л. 407; Житие прп. Никона в данном сборнике, по мнению Клосса, является автографом Пахомия Логофета). Прп. Игнатий рассказывает братии о видении прп. Сергия. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. 80-е - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21. Л. 295 об.) Прп. Игнатий рассказывает братии о видении прп. Сергия. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. 80-е - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21. Л. 295 об.) Важные сведения об И. можно почерпнуть из актов Троице-Сергиева мон-ря. И. происходил из угличских землевладельцев. Между 1410 и 1427 гг. (вероятно, между летом 1423 и летом 1425) мон. Мина купил у И. для Троицкого мон-ря вотчину последнего в Городском стане Угличского у.

http://pravenc.ru/text/293419.html

Пробудясь Феодосий не чувствовал более никакой боли в ноге и поручил иконописцу написать икону преподобного с древней иконы, присланной из Москвы княгинею Кривоборскою. Это было при царе Алексии Михайловиче. 651 Обитель преп. Филиппа закрывалась в 1764 г., но потом снова восстановлена в 1792 г. 652 Память о преп. Филиппе рабанском Пр. Филипп полагал начало монашескому житию в обители преп. Дионисия глушицкого. В 1447 г. он основал на р. Сухоне и Рабанге обитель с храмом преображения Господня. Это в нынешнем кадниковском уезде, в 32 вер. от Вологды. Здесь и почил он 15 нояб. Мощи его покоятся под спудом в храме обители, закрытой в 1764 г. 653 Преставление пр. Сергия малопинежского Блаженный Сергий 62 года священствовал при малопинежской приходской церкви сольвычегодского уезда. Чувствуя близость кончины, он принял монашество и схиму и почил 16 нояб. 1585 г. на девяносто втором году своей жизни. Память его установлено праздновать в 1655 г. 654 Преставление преп. Никона, игумена радонежского Имя преп. Никона еще при жизни его «яко освящение некое обносимо было», говорит древний жизнеописатель его. 655 Родясь в недальнем месте от пустыни богоносного Сергия, в г. Юрьеве поволгском, он в ранней молодости слышал об ангельской жизни Сергия и пожелал слышать наставления его. Пр. Сергий послал его в научение к ученику своему Афанасию высоцкому, основателю (1373 г.) Серпуховской обители. Афанасий принял его не без испытания: но видя слезы его и твердую решимость на все постриг его в иночество. Никон ревностно совершал иноческие добродетели и удостоен был сана священства. Блаж. Афанасий любил Никона: но душа Никона стремилась в пустынь великого Сергия. Не более двух лет пробыл он в Высоцкой обители и по благословению Афанасия, отправился посетить Сергия; Сергий, видя его чистые желания, удержал его в своей обители. 656 Великий наставник сперва назначил ему служение по обители и познакомил с ним братию своей пустыни. Потом принял его в свою келью. Здесь Никон нашел в примере и наставлениях Сергия и духовную мудрость и побуждения к высшим подвигам и подкрепления в душевных скорбях. Сердце Никона постоянно было открыто для его наставника. Это само по себе много значило для усовершения в духовной жизни. «Самое объявление отцу худых помыслов, говорит опытный наставник, истребляет их и обессиливает страсти. Как змея, вынесенная на свет, старается убежать и скрыться: так и худые помыслы, будучи открыты на исповеди, отбегают от человека». 657 Сколько же святого и духовного переходило с наставлениями Сергия в открытую для них душу Никона! Сергий в последние годы сперва возложил на Никона часть забот своих о братии, потом за 6 месяцев до кончины совсем передал Никону начальство над обителию.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Никон отдал себя руководству Афанасия, как самого Сергия, и за то скоро почтен был саном священства. Афанасий любил Никона как сына, но душа Никона стремилась в пустыню великого Сергия. Года через два после прибытия к Афанасию Никон стал просить своего наставника отпустить его к Сергию, и Афанасий охотно согласился. Старец с радостью встретил Никона и уже навсегда оставил в своей обители. Здесь он сначала проходил келарское послушание, а потом старец взял его в свою келию. В этой убогой келии Никон нашел для себя и высшее училище духовного любомудрия в беседах богомудрого Сергия, и новое поощрение подвигам в близком примере святого старца, и ограждение от искушений в его прозорливом руководстве, и подкрепление против немощей в его сильной молитве, и райское утешение в общении сей молитвы. Любящее сердце Сергия было дня Никона отверстой дверью, откуда исходил к нему благодатный свет и мир; верное сердце Никона было также отверстою дверью для открытия Сергию помыслов и душевных движений, дабы никакое сомнение или смущение не уменьшило чистоты совести. Так почил на Никоне дух Сергия, и Сергий в последние годы сложил на Никона часть своих забот о братии, а потом, за шесть месяцев до кончины, и совсем передал Никону начальство над своей Лаврой. Кто мог наполнить безмерную пустоту, оставленную в Лавре кончиной Преподобного Сергия, вопрошает святитель Филарет и отвечает: по крайней мере, никто лучше Преподобного Никона не мог уменьшить чувства сего лишения. Между прочим он положил себе за непременное правило: во-первых – в точности и с любовью выполнять все то, что учредил и заповедал святой основатель обители, и во-вторых – был первым на общих братских трудах. Он часто предлагал братии поучения в церкви и его слово дышало отеческой любовью и духовной мудростью. Кротостью в обращении, заботливым управлением и отеческими советами он не только приобрел любовь и уважение всей братии, но и далеко за ограду обители распространилось о нем благоговейное мнение и слава. Но эта слава очень тяготила его и устрашала.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Закрыть Иконография святого преподобного Сергия Радонежского в контексте духовно-нравственной культуры России 24.02.2014 2155 Время на чтение 7 минут Закономерно, что начало расцвета русской иконописи относится к эпохе преподобного Сергия Радонежского (13141392). С именем этого всероссийского святого связаны поворотные события отечественной истории, знаменовавший духовный подъем русского народа, его житие дает яркий пример пути человека к святости, а его запечатленный на иконах лик - нравственный идеал. Самым первым образом святого Сергия Радонежского, сохранившим его портретные черты, считается надгробный покров, исполненный в период игуменства преп. Никона Радонежского около 1422 г., когда были открыты нетленные мощи преподобного. Этот покров выполнили в великокняжеской светлице. Возможно, мастерицы помнили облик св. Сергия или руководствовались его прижизненным изображением. Они почти документально воспроизвели черты преподобного, сохранив в них духовное состояние человека, погруженного в молитву. Древний покров св. Сергия Радонежского стал первым произведением церковного шитья как жанра надгробного покрывала. С одной стороны, его появление в XV в. связано с принятием на Руси Иерусалимского устава, установившего правило изнесения плащаницы и положения ее на «Гроб Господень» посреди храма в предпасхальную службу; с другой, - с началом формирования самобытной линии в русской иконописи, отражавшей настроение эпохи. «Первое, что поражает в этом изображении - захватывающая глубина и сила скорби: это - не личная или индивидуальная скорбь, а печаль обо всей земле русской, обездоленной, униженной и истерзанной татарами... Трудно найти другой памятник нашей старины, где бы так ясно обнаружилась та духовная сила, которая создала русскую иконопись» с. 115]. Покров стал вкладом вел. князя Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского и крестника преп. Сергия Радонежского, в Троице-Сергиев монастырь. В 1452 г. Русская Православная церковь причислила преп. Сергия Радонежского к лику святых. С этого времени начинает активно развиваться его иконография.

http://ruskline.ru/analitika/2014/02/25/...

При преподобном Никоне 5 июля 1422 г., во время строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы, были обретены нетленные мощи преподобного Сергия Радонежского 30 ноября. ПРАВМИР. Церковь отмечает память преподобного Никона, игумена Радонежского, ученика преподобного Сергия. Преподобный Никон родился в Юрьев-Польском. В юном возрасте, услышав об ангельской жизни преподобного Сергия и желая последовать ему, святой пришел к преподобному Сергию и просил приобщения к лику монашествующих. Преподобный Сергий, провидя в нем будущего великого подвижника и испытывая его смирение и терпение, отослал св. Никона к своему ученику преподобному Афанасию Высоцкому. Здесь преподобный Никон учился умному деланию, изучал Священное Писание и преуспевал в добродетели и чистоте. Возведенный в сан иеромонаха, преподобный Никон вернулся в Троице-Сергиеву лавру и стал любимым и близким учеником преподобного Сергия. Видя духовную зрелость и опытность преподобного Никона, преподобный Сергий перед смертью назначил его своим преемником. Став игуменом, преподобный Никон поддерживал все, что было установлено учителем: любил молитву и пост, трудился наравне с братией, о которой постоянно с любовью заботился. При преподобном Никоне 5 июля 1422 г., во время строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы, были обретены нетленные мощи преподобного Сергия Радонежского. После многих трудов и подвигов преподобный Никон скончался 17 ноября 1426 г. и был погребен близ раки своего учителя. В 1560 г. над могилой преподобного был построен храм во имя его. Мощи преподобного Никона, почивающие здесь под гробницей, отделяются от раки великого Сергия одной каменной стеной. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 18 января, 2021 6 июня, 2020 26 октября, 2023 19 августа, 2023

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-p...

Одновременно с Троицким собором в 1635 г. был расписан и Никоновский придел, но живопись этого времени сохранилась только в его средней закомаре над апсидой (композиция " Богоматерь с младенцем и святителями " ) и в простенках барабана купола (фрагментарно). Андреем Рублевым и Даниилом Черным с артелью был выполнен ок. 1425-1427 гг. и иконостас (за исключением праотеческого яруса, созданного в 1600 г. по велению Бориса Годунова). Кроме того, Андрей Рублев несколькими годами раньше написал для Троицкого собора икону " Троица " , входившую в состав местного ряда иконостаса (с 1929 г. хранится в Третьяковской галерее, а на ее месте находится копия). В местный ряд входит и другая глубоко чтимая икона " Сергий с житием " (конец XV в.), принадлежащая школе Дионисия. В соборе стоит серебряная рака над гробом Сергия Радонежского (исполнена мастерами Оружейной палаты в Москве в конце XVI в. по велению Ивана Грозного), прекрасный образец русской чеканки (поступила в монастырь после смерти Грозного в 1585г. как вклад царя Феодора и царицы Ирины). Серебряная сень вклад императрицы Анны Иоанновны изготовлена в Москве в мастерской Давида Прифа и установлена в 1737 г. http://www.bestreferat.ru/referat-88036.html Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (1623) С южной стороны к Троицкому собору примыкает Никоновская церковь, поставленная над гробом преемника и ученика Троицкого первоигумена преподобного Никона Радонежского (†1428). 25 (9 марта) февраля 1547 г. Церковный Собор установил повсеместное почитание памяти преподобного Никона, Радонежского чудотворца - ученика и ближайшего соратника Преподобного Сергия, близкого ему и в земной и в жизни вечной. В следующем году над могилой преподобного Никона была построена небольшая каменная церковь, замененная 75 лет спустя существующим храмом. Никоновская церковь вплотную примыкает к южной стене Троицкого собора, воспринимаясь вместе с ним как единое целое. Первоначальный храм, от которого лишь частично сохранился фундамент, был сооружен в 1548 г. Существующий ныне бесстолпный одноапсидный одноглавый храм с коробовым сводом был возведен на месте более раннего в 1623-1624 гг. Его размеры и пропорции соотнесены с Троицким собором: высота Никоновского храма с крестом (23 м) точно соответствует высоте интерьера Троицкого собора.

http://sobory.ru/article/?object=03960

Закрыть Соблазн идет от интеллигенции К 100-летию кончины архиепископа Никона (Рождественского) Архиепископ Никон (Рождественский)   12:24 12.01.2019 1779 Время на чтение 5 минут Сегодня исполнилось 100 лет со дня кончины (некоторые считают, что мученической) известного проповедника, одного из вдохновителей создания Союза русского народа архиепископа Никона (Рождественского) . В этот день по окончании поздней Божественной литургии в 10.00 у могилы владыки Никона братией Лавры была отслужена панихида, сообщает сайт Троице-Сергиевой Лавры. С 1895 года, будучи членом лаврской братии в сане иеромонаха, а затем архимандрита, отец Никон исполнял обязанности казначея Лавры и начальника иконописного училища при монастыре. Архиепископ Никон известен своей широкой издательской деятельностью: он основал знаменитое периодическое издание «Троицкие листки», которые за 30 лет до 1917 года были изданы тиражом 136 млн. экземпляров, а также такие издания, как «Троицкий цветок», «Троицкая народная библиотека», «Божья нива» и др. Значительным вкладом в почитание прп. Сергия Радонежского стало издание классического современного жития великого русского святого: «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца». Архиепископ Никон издал также «Толковое Евангелие от Матфея» и множество статей и дневников. С 1904 года – епископ Муромский, с 1906-го – архиепископ Волгодский и Тотемский, член Св. Синода. С 1916 года на покое проживал в Троице-Сергиевой Лавре. В годы революционного лихолетья выступил как резкий противник революции и защитник монархии. Могила архиепископа Никона давно уже стала местом почитания лаврских паломников. Отметим, что владыка Никон был убежденным монархистом, состоял в ряде монархических организаций, в том числе в Союзе русского народа. Приведем также выдержки из дневников владыки Никона за 1910-1917 гг., которые и сегодня не потеряли своей актуальности: «Вот уже несколько лет будто туманом ядовитым заволокло нашу Русскую землю и идет по ней такая духовная смута, какой не знала она во времена злой татарщины: нужно ли подробно говорить о том, что в наши дни творилось и доселе творится у нас на Руси?.. Забыты, попраны все заповеди Божий, кощунство, богохульство, все виды распутства, и, наконец, такие преступления, которые доводят до ужаса верующее сердце, о коих рука отказывается писать, язык немеет говорить... Чувствует грешное сердце, что вот-вот гнев Божий, как страшный гром небесный, разразится над нами и не будет нам помилования...

http://ruskline.ru/news_rl/2019/01/12/so...

Ф. 9 .191). Житийная литература 155 . [Азарьин Симон]. Службы и Жития и о чудесах списания преподобных отец наших Сергия Радонежского чудотворца и ученика его преп. отца и чудотворца Никона. М. 1646. 2 М. 1653. 1851. 10. Книга о новоявленных чудесах преп. Сергия/Публ. Платонов С. Ф. СПб. 1908. (ПДПИ 70). 156 . Житие Сергия Радонежского/Издание митр. Платона (Левшина) . М. 1782. 157 . [ Филарет (Дроздов) , митроп.] Житие Преподобного Сергия Радонежского, составленное Московским митрополитом Филаретом//Слова и речи, произнесенные во время управления Московской епархией. М. 1835. 2 М. 1848. 158 . Епифаний (Премудрый). Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всея России чудотворца. СТСЛ 1853. 378. 159 . Лаврентий Г. Описание жизни и чудес преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всея России чудотворца. Сост. по древним сказаниям современников, русским летописям и другим историческим материалам. СПб. 1862. 201. Матвеевский Павел , свящ.//Странник 1862. Январь. 20. 160 . Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия Чудотворца и похвальное ему слово написанные учеником его Епифанием Премудрым в XV веке. Печатаются по Троицким спискам XVI века, с разночтениями из Синодального списка Макарьевских Четьи-Миней/[Публ. архим. Леонид (Кавелин) ]. СПб. 1885. 197. (ПДПИ 58). 2 Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского чудотворца и похвальное слово ему, написанное учеником его Епифанием Премудрым . Сергиев Посад 1908. 127. 161 . [Никон, иером.] Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия игумена Радонежского и всея России чудотворца. М. 1885. 2 М. 1891. 3 М. 1898. 4 Сергиев Посад 1904. VIII, 264, ил. СТСЛ 1989. М. 1991. 162 . [Екатерина II, имп.] Житие Преподобного Сергия Радонежского/Написано государынею императрицею Екатериною Второю. Сообщил П. И. Бартенев. СПб. 1887. (ПДПИ 69). [Вопреки указ. публ., не сочинение Εκ II, но сделанные для нее выписки о преп. Сергии из Никоновской летописи].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

1994. Сб. 7. Ч. 2. С. 264-275; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1; 2001. Т. 2 (по указ.); Конявская Е. Л. Авторское самосознание древнерус. книжника (XI - сер. XV в.). М., 2000. С. 151-154, 160-164; она же. Очерки по истории тверской лит-ры. М., 2007 (по указ.); Кучкин В. А. О древнейшем списке Жития Сергия Радонежского//Тр. ГИМ. М., 2002. Вып. 135: Поволжье и сопредельные территории в средние века. С. 96-107; он же. Антиклоссицизм//ДРВМ. 2003. 3(13). С. 113-127; он же. О времени написания Слова похвального Сергию Радонежскому Епифания Премудрого//От Др. Руси к России нового времени. М., 2003. С. 407-419; он же. О времени написания сгоревшей в 1812 г. Троицкой летописи//Ad fontem=У источника: Сб. ст. в честь С. М. Каштанова. М., 2005. С. 237-242; Духанина А. В. К вопросу об атрибуции Пространной редакции Жития Сергия Радонежского: Лингвист. данные//ДРВМ. 2006. Вып. 3(29). С. 5-19; она же. Специфика употребления глагольных форм в Похвальном слове Сергию Радонежскому в сравнении с др. сочинениями Епифания Премудрого//Там же. 2007. Вып. 3(29). С. 127-128; Шибаев М. А. Житие Сергия Радонежского и Новгородско-Софийский свод//Там же. 2006. Вып. 1(23). С. 53-58. М. А. Шибаев Иконография Прп. Епифаний Премудрый. Икона. 70-е гг. XX в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (придел прп. Никона Радонежского Троицкого собора ТСЛ) Прп. Епифаний Премудрый. Икона. 70-е гг. XX в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (придел прп. Никона Радонежского Троицкого собора ТСЛ) Наиболее ранние изображения Е. П. сохранились в составе миниатюр из лицевых рукописей Жития прп. Сергия Радонежского, в частности троицкого списка 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21. Л. 2-10). Цикл композиций с образом Е. П. (имя везде подписано) иллюстрирует предисловие, посвященное истории составления Жития. На 1-й миниатюре рядом с более крупной фигурой прп. Сергия даны 2 изображения Е. П.: слева в молении пред иконой Божией Матери (на столе приготовленные свитки и тетрадь), справа как писца, сидящего за столом.

http://pravenc.ru/text/Епифаний ...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010