Собирание русских земель вокруг Москвы привело к тому, что с начала XV в. в Московском княжестве стали составляться общерусские летописные своды. Первым из них была Троицкая летопись (свод 1409 г.), составленная в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре при преп. игумене Никоне Радонежском (начало XV в.) и включавшая материал Лаврентьевской летописи, а также новгородские, тверские, псковские, смоленские и особенно многочисленные московские летописные известия. При дворе великих князей московских в конце XV в. составлен Московский свод 1479 г. Эти общерусские своды отразили чрезвычайно важные для истории Русской Церкви события церковной жизни Руси во второй половине XIV в. Летописные своды, основанные на богатой новгородской письменности, были созданы в XV в. в Новгороде при архиепископском дворе (Софийский временник, Софийская I Летопись и др.). Общерусские летописные своды создавались не только в Северо-Восточной Руси, но и в Великом княжестве Литовском, правители которого в XIV-XV вв. вели с князьями московскими борьбу за наследство державы великих князей киевских и владимирских X-XII вв. Некоторые из этих сводов создавались при епископских кафедрах и в монастырских епархий Юго-Западной Руси. Особый интерес представляют Летопись Белорусско-Литовская (краткая и пространная редакции), Густинская летопись, Супрасльская летопись, Летопись Быховца, Хроника Литовская и Жмойстская. Эти источники содержат многие сведения о событиях гражданской и церковной истории Древней и Средневековой Руси, отсутствующие в московских и новгородских сводах. Особый интерес, как исторический первоисточник, представляет Никоновская летопись, получившая свое название от того, что первый обнаруженный учеными ее список был из личной библиотеки патриарха Московского Никона. Этот летописный свод был создан в Москве при дворе митрополита Даниила в 30-е гг. XVI в. и был доведен до 1520 г. Свод включил собранные со всей Руси летописные материалы, жития, повести и т.п., среди которых были очень редкие исторические свидетельства, не встречающиеся ни в одном другом дошедшем до нашего времени источнике.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

296 МДА, 88. Л. 300 об. 297 ПСРЛ. Т. 15. вып. 1. Стлб. 106—107. 298 МДА, 88. Л. 300. 299 Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 470. 300 МДА, 88. Л. 276 об. 301 Прохоров Г. М. Памятники переводной и русской литературы XIV—XV веков. Л., 1987. С. 116—117. 302 Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 439. 303 МДА, 88. Л. 295 об. 304 Житие Стефана Пермского. С. 110. 305 ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стлб. 73. 306 Там же. Стлб. 74. 307 Об атрибуции Троицкой летописи Епифанию Премудрому впервые было напечатано в статье: Kloss B. M. Determining the Authorship of the Trinity Chronicle//Medieval Russian Culture. Vol. II. University of California Press, Berkeley and Los Angeles, California. 1994. P. 57—72. Но в кратком виде проблема была сформулирована еще ранее: Клосс Б. М. Жития Сергия и Никона Радонежских в русской письменности XV—XVII вв.//Методические рекомендации по описанию славяно–русских рукописных книг. Вып. 3. М., 1990. С. 291—292; Он же. Быть святым на Руси//Наука в России. 1, 1993. С. 96—101. 308 Клосс Б. М., Лурье Я. С. Русские летописи XI—XV вв. (Материалы для описания)//Методические рекомендации по описаний славяно–русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР, вып. 2 М., 1976. С. 118—119. 309 Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI—XVII вв. М., 1980. С. 200—202. 310 Лурье Я. С. Независимый летописный свод конца XV в. — источник Софийской II и Львовской летописей//ТОДРЛ. Л., 1972. Т. 27. С. 408. 311 О других списках летописи см.: Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI—XVII вв. С. 19—23, 190—199, 266—274. 312 О своде 1560 г. см.: Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI—XVII вв. С. 199—205. 313 См.: Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI—XVII вв. С. 206—265. 314 Литература о «Русском Временнике» (без учета вновь открытых списков): Насонов А. Н. История русского летописания XI — начала XVIII в. М., 1969. С. 418—477; Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI—XVII вв. С. 199—205. 315 О Троицком сборнике см.: Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI—XVII вв. С. 274—280.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

[b9] Розанов В. В . Старое и новое//Собрание сочинений. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского. Литературные очерки. М., 1996, с. 199. И далее: “Понятна ли теперь та мучительность, которую внушает эта теория эклектизма всякому, кто имеет понятие о началах органического развития? Правила, удобные для того, чтобы, руководясь ими, составить мозаику, прилагаются к неизмеримо более сложному, трудному и таинственному живому росту. Эти правила, соблазняющие своею простотой, уже два века прилагаются к нашему народу, и после всех страданий, всех неудач, всей горечи, какая чувствуется от этого в жизни, находятся настолько “элементарные” умы, что все еще не могут переступить за свои “простые и ясные мысли” (с.199). [c] “А что, государь-царь, как бы ты мне дал волю, я бы их, что Илия пророк, всех перепластал во един день. Не осквернил бы рук своих, но и освятил, чаю. Да воевода бы мне крепкий и умной. Перво бы Никона-того собаку, разсекли бы начетверо, а потом бы никониян-тех. Не согрешим, не бойся, но и венцы небесные приимем!” ( Протопоп Аввакум . Челобитная царю Федору Алексеевичу//Пустозерская проза. Сборник. М., 1989, с. 133). [c1] Весной 1988 года в Радонеже (в те времена это место было скрыто под псевдонимом “Городок”) была сделана попытка установить памятник преп. Сергию Радонежскому, автором которого был В. М. Клыков. Первоначальное разрешение властей было получено. Памятник был привезен, но накануне открытия ветер в верхах переменился. Перестройка ведь была движением на Запад, а тут жест получился бы уж слишком патриотичным, слишком русским. Милиция оцепила Радонеж, были отменены электрички из Москвы, церемония открытия не состоялась. Вечером того же дня, объясняя по московскому телеканалу причину такого своего решения, М. С. Горбачев произнес дивную фразу: “Я думаю, что духу перестройки установка этого памятника не соответствовала бы”. В устах семинаристов немедленно сложился апокриф: очевидно, дух перестройки ночью явился Михаилу Сергеевичу и сказал: “Слушай, Михаил, мне это дело не соответствует!”.

http://azbyka.ru/vyzov-ekumenizma/11

В пятницу утром вдвоем уехали в Бостон " инкогнито " . Два с половиной дня самого подлинного счастья. Жили в гостинице] Ritz Carlton. Гуляли по Beacon Hill, по историческому Бостону. Солнечные, почти летние дни. Непередаваемый шарм этих тихих улочек с красными кирпичными домами, такими же тротуарами. Аристократический пласт Америки. Поездка в Кембридж, прогулка по Гарварду. Вернулись вчера вечером, и вот надвигается неделя заседаний, встреч, поездок. Тяжесть суеты, в которой я всегда живу и которую ощущаю все сильнее… Все большая трудность возвращений, как сейчас – после недели перерыва, сначала на Аляске, потом в Бостоне. И самое трудное – это желанье " собраться с мыслями " , которые толпятся в голове как бы в ожидании этого… Путешествие из Бостона вчера: повсюду начинают зажигаться елки. Любимейшая мною пора в Америке: нарождение, нарастание праздника. Вторник, 30 ноября 1976 Тридцать лет со дня рукоположения в священники митрополитом Владимиром, на Сергиевском подворье, в " братский " праздник преп. Никона Радонежского. Служил раннюю Литургию (Андрей Первозванный – по новому стилю) с И.Мейендорфом и Фомой Хопко]. Все та же мысль: как быстро проходит, как быстро прошла жизнь. Вчера вечером у Мортонов. Несколько англиканских священников. Беседа о Солженицыне. Как трудно говорить о России, какое полное незнание ее и нечувствие… Но гости уходят в восторге: " What a lovely evening… " . Среда, 1 декабря 1976 Сегодня утром А.В. сказал мне, что Солженицын хочет меня видеть завтра после утрени. " Каково будет целование сие? " Утро в семинарии: Шнейрла, затем Мейендорф, Верховской, Дриллок, Лазор… Пешком на вокзал: чудный, солнечный мороз. Радио " Свобода " . И вот уже темно за окнами, а через два часа – двухчасовая лекция в семинарии. Четверг, 2 декабря 1976 Только что отвез Солженицына на станцию, проведя с ним, следовательно, немногим больше часа. Как и было решено, он приехал с Алешей Виноградовым] к утрени. Стоял в притворе, все в том же костюме, высокий, статный, благообразный. В конце утрени я сначала сказал студентам, что с нами сегодня молился Солженицын и т.д., потом приветствовал его самого. Потом мы провели с ним час дома. Два впечатления: очевидное желание быть очень милым со мной, почти нежным(!?), и столь же очевидный факт, что, в сущности, все это – семинария, я и пр. – его не интересует. Он весь, целиком в себе, в своих планах, в своем " деле " , видит только его, одержим им… Хочет издавать ИНРИ – " Исследования по новейшей русской истории " (серию).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Юрьев-Польский. Введенский Никоновский мужской монастырь. Церковь Никона Радонежского. Николая Чудотворца Церковь. Действует.   Престолы: Никона Радонежского , Николая Чудотворца Год постройки:1666. Адрес: 601800 Владимирская область, г. Юрьев-Польский, Каланчевский пер., 5 Координаты: 56.5013, 39.680816 Проезд:На территории монастыря Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Монастырь возрожден на месте храма построенного в честь Преп. Никона Радонежского, уроженца Юрьев-Польского. Преп. Никон Радонежский был одним из любимых учеников Преп. Сергия Радонежского, при нем были возведены современные стены Троице-Сергиевой Лавры. По преданию храм возведен на месте рождения Преп. Никона. В храме два придела. Левый в честь святителя Николая, правый в честь Преподобного Сергия. Настоятель монастыря - иеромонах Сергий. В 1666 г. в монастыре была построена каменная церковь во имя преп. Никона, Радонежского чудотв., с придельным престолом св. и чудотв. Николая. Отдельно же существовавшая деревянная Николаевская церковь была упразднена. В 1685 г. снова была построена отдельная деревянная церковь во имя Николая чудотв. и стояла до 1710 г., а в этом году, во время бывшего в Юрьеве пожара, сгорела. В том же пожаре сгорела и соборная деревянная монастырская церковь Введения Пресвятой Богородицы. От этого пожара в монастыре сохранилась только одна Никоновская церковь. В 1725 г. к Никоновской церкви был пристроен, вместо сгоревшей Введенской церкви, каменный придел в честь Введения Пресвятой Богородицы, но в 1763-66 гг. усердием игуменьи монастыря Агафии и прихожан снова была построена соборная церковь в честь Введения Богородицы, зданием каменная, пятиглавая. С построением ее в Никоновской церкви Введенский престол был переименован в Николаевский престол. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 3. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1896 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=03184

Смольниковская (Курья). Церковь Сергия Радонежского. Церковь. Действует.   Престолы: Сергия Радонежского , Илии Пророка , Никона Радонежского Год постройки:Между 1803 и 1829. Ильинский придел - 1815, придел прп.Никона - 1888. Ссылки:   Адрес: Архангельская обл., Холмогорский р-н, д.Смольниковская Координаты: 64.276846, 41.523637 Проезд:с а/д Новодвинск - Холмогоры в Анашкино повернуть на север, 1 км, церковь справа от дороги в 150 м, на высоком берегу Сев. Двины Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Курейско-Сергиевский приход Приход располагался на левом берегу Северной Двины, на 8 верст ниже Холмогор. Был частью Курейско-Сретенского прихода до 1801 г., когда 11 деревень были выделены в самостоятельный приход. Ближайшей к приходской церкви была д. Смольниковская. Прихожан к 1 января 1894 г. числилось - 369 мужского пола и 448 женского. Местность, которую занимала церковь, по устному преданию, записанному в памятную книгу в 1822 г., издревле принадлежала Троице-Сергиевой лавре, имевшей здесь большие вотчины и устроившей деревянную церковь во имя преп. Сергия Радонежского. В связи с упразднением этого подворья в 70-х годах XVIII в., церковь при подворье была обращена в приходскую с отчислением к ней до 40 дворов от соседнего Курейско-Сретенского прихода. Но, так как церковь была очень ветха, нужна была новая церковь. Ее и построил один московский купец. Возможно, в одной из этих двух церквей имелся престол во имя преп. Никона, ученика преп. Сергия Радонежского, поскольку издревле соблюдался обычай служить 17 ноября, в день памяти преп. Никона, литургию и молебен; к тому же в числе утвари имелись две иконы преп. Никона. Вторая церковь к концу XIX в. настолько обветшала, что оказалось необходимо построить новую каменную церковь. Для увеличения средств на постройку церкви, по указу Духовной консистории от 28 января 1802 г., Сергиевский приход был увеличен через вторичное отчисление нескольких дворов от Курейско-Сретенского прихода, и количество прихожан в этих двух приходах сравнялось. Строительство церкви, начатое в октябре 1803 г., продолжалось почти до 1829 г. Это объяснялось медленным сбором средств. 13 июня 1815 г. был освящен придельный престол в честь прор. Илии, устроенный по желанию бывшего прихожанина, архангельского купца Андрея Плотникова, пожертвовавшего на это 400 руб. 4 июля 1820 г. был освящен главный престол во имя преп. Сергия Радонежского. 28 августа 1888 г. был освящен новый придел во имя преп. Никона, ученика преп. Сергия Радонежского.

http://sobory.ru/article/?object=16253

Клосс Борис Михайлович Скачать epub pdf Содержание Введение Часть I. Значение преподобного Сергия Радонежского в истории русского монашества Глава 1. Строитель Дома Святой Троицы Глава 2. Монастырская реформа на Руси: митрополит Алексий и Сергий Радонежский Глава 3. Русская Фиваида Глава 4. Троицкий монастырь при преемниках Сергия Часть II. Троицкая литературная школа Глава 1. Епифаний Премудрый Глава 2. Пахомий Логофет Глава 3. Сергий Новгородский Глава 4. Митрополит Симон Чиж Глава 5. Митрофан Коломенский Глава 6. Адриан Ангелов Глава 7. Авраамий Палицын Глава 8. Симон Азарьин Часть III. Рукописная традиция жития Сергия Радонежского Глава 1. Похвальное слово Сергию Радонежскому, сочиненное Епифанием Премудрым Глава 2. Житие Сергия Радонежского, составленное Епифанием Премудрым в 1418–1419 гг. Глава 3. Первая Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 4. Вторая Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 5. Третья Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 6. Четвертая Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 7. Проложная редакция Глава 8. Редакция с записью чудес 1449 года Глава 9. Пятая Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 10. Пространная редакция Жития Сергия Глава 11. Редакции Жития Сергия Радонежского XVII века Глава 12. Житие Никона Радонежского Глава 13. Житие Сергия в составе Троицкой летописи Глава 14. Житие Сергия в составе летописных сводов XVI-XVII вв. Часть IV. Тексты I. Похвальное слово Сергию Радонежскому, написанное Епифанием Премудрым в 1412 году II. Житие Сергия Радонежского, составленное в 1418 г. Епифанием Премудрым III. Первая Пахомиевская редакция жития Сергия Радонежского IV. Третья Пахомиевская редакция Жития Сергия Радонежского V. Рассказы о чудесах 1448–1449 гг., присоединенные к Третьей Пахомиевской редакции VI. Книга о новоявленных чудесах преподобного Сергия Радонежского. Творение Симона Азарьина     Введение Основным источником сведений о жизни Преподобного Сергия Радонежского является Житие святого. Составленное в первоначальном виде в 1418 г. учеником Сергия, монахом основанной им Лавры, выдающимся писателем Средневековой Руси Епифанием Премудрым , Житие является и ценным историческим источником о Московской Руси XIV века, и ярким памятником агиографической литературы, оказавшим ощутимое влияние на последующие произведения этого жанра.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Варварское. Церковь Никона Радонежского. Никоновская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Никона Радонежского Год постройки:1899. Адрес: Нижегородская область, Кстовский р-н, с.Варварсое Координаты: 55.99535, 44.51463 Проезд:По трассе М7 из Н.Новгорода после Запрудного через км поворот направо по указателю на Варварское Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью 1 апреля 2017 года на храм в честь преподобного Никона Радонежского, который находится в селе Варварское Кстовского района Нижегородской области, установили малый купол и крест. С 2014 года храм восстанавливается после 70-летнего запустения. С XVII века в селе Варварском находился скит Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Известно, что в скиту стояли два храма, один из которых был освящен в честь преподобного Никона Радонежского. В начале ХХ века на месте обветшавшей деревянной церкви был построен каменный Никоновский храм. В 30-х годах церковь была закрыта, а в ее здании многие годы располагался колхозный склад. Восстановление церкви началось в 2014 году с расчистки территории. Варварское – село в Кстовском районе. По сведениям исследователя Кирилла Лупанова, в селе было две церкви: Троицкая (1753 год) и Никоновская (1764 год). Согласно приказу департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» к объектам историко-культурного наследия была отнесена Никоновская церковь (датировка объекта – 1899 год). По данным Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, приказ 5-ОД утратил силу 20 октября 2014 года приказом 159. В книге «Святой преподобный Сергий и Нижегородская земля» (Нижний Новгород, 2015//Дёгтева О.В. «Сергиевские храмы Нижегородской епархии». С. 191): «По преданию в селе Варварском с XVII века находился скит Свято-Троицкой Сергиевой лавры. На протяжении нескольких столетий прихожане здесь молились в двух храмах: к Варварскому примыкали четыре соседние деревни, и вместе они были поделены на два прихода. Деревянный с колокольней Троицкий храм был построен в 1753 году на средства прихожан. В храме было два престола: главный в честь Святой Живоначальной Троицы и придел в трапезной части в честь св. прп. Сергия Радонежского. В дореволюционный период церковный староста крестьянин Иван Степанович Сухов в 1909 году для украшения Троицкой церкви на свои средства приобрел образ Пресвятой Богородицы «Знамение», новое паникадило и резные Царские двери в алтарь.

http://sobory.ru/article/?object=29041

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 30 ноября Церковь вспоминает ученика Сергия Радонежского – преподобного Никона 1 мин., 30.11.2023 Память ближайшего ученика «игумена Земли Русской» преподобного Сергия Радонежского – преподобного Никона, игумена Радонежского, вспоминает Православная Церковь 30 ноября. Преемник святого Сергия родился в Юрьеве-Польском, и уже юношей услышав о великом подвижнике пришел к нему с желанием стать иноком. Преподобный Сергий Радонежский принял Никона, но не сразу, а лишь испытав серьезность его намерений. Пройдя испытания, изучив Священное Писание и преуспев в подвижничестве, тот достиг совершеннолетия и был рукоположен в священника преподобным Афанасием Высоцким. Именно к этому старцу отправил святой Сергий юношу для духовного возмужания. Вернувшись спустя время к преподобному Сергию, Никон был принят святым с радостью и остался в его обители. Целые дни проводил ученик преподобного в монастырских делах, а ночи – в молитвах. Видя это, святой Сергий сблизился с Никоном, уча его истинам духовной жизни. Позже Сергий Радонежский поставил преподобного Никона сначала на должность помощника настоятеля, а за шесть месяцев до своего преставления назначил ученика своим преемником. После преставления «игумена Земли Русской» в 1392 году преподобный Никон с любовью и усердием стал управлять обителью святого Сергия. При этом он продолжил выполнять самые тяжелые монашеские работы. В дальнейшем, периодически преодолевая различные трудности, Никон Радонежский построил в обители деревянный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, а позже – каменную церковь. При этом им были обретены нетленные мощи святого Сергия. При общей радости святые мощи положили в новую раку и поставили в перенесенную на новое место деревянную церковь (ныне на этом месте храм в честь Сошествия Святого Духа). Преподобный Никон преставился 17 ноября 1426 года и был похоронен близ раки своего духовного наставника. В 1548 году над гробом преподобного Никона была построена церковь его имени, а в 1623 году на ее месте устроена новая, в которой его мощи находятся и сегодня. Читайте также: Наши материалы о святом Сергии Радонежском читайте здесь Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/tserkov-vspominaet-ucheni...

Он согласился быть в удалении от Сергия, чтобы исполнить подвиг послушания Сергию, согласился быть учеником ученика, чтобы достигнуть большего смирения. Зато впоследствии никто не пользовался такой близостью к Сергию, как он, из послушания удалившийся от него! «Таков жребий беспрекословного послушника!» – замечает святитель Московский Филарет. И Афанасий не без испытания принял Никона. Он устрашал его трудностями монашеского жития, но, видя его твердую решимость на все, наконец принял и облек в Ангельский образ. Никон отдал себя руководству Афанасия, как бы самого Сергия, и за то скоро почтен был саном священства. Афанасий любил Никона, как сына, но душа Никона стремилась в пустыню великого Сергия. Года через два после прибытия к Афанасию Никон стал просить своего наставника отпустить его к Сергию, и Афанасий охотно согласился. Старец с радостью встретил Никона и уже навсегда оставил в своей обители. Здесь он сначала проходил келарское послушание, а потом старец взял его в свою келлию. В этой убогой келлии Никон нашел для себя и высшее училище духовного любомудрия в беседах богомудрого Сергия, и новое поощрение к подвигам в близком примере святого старца, и ограждение от искушений в его прозорливом руководстве, и подкрепление против немощей в его сильной молитве, и райское утешение в общении сей молитвы. Любящее сердце Сергия было для Никона отверстой дверью, откуда исходил к нему благодатный свет и мир; верное сердце Никона было также отверстой дверью для открытия Сергию помыслов и душевных движений, дабы никакое сомнение или смущение не уменьшило чистоты совести. Так почил на Никоне дух Сергия, и Сергий в последние годы сложил на Никона часть своих забот о братии, а потом, за шесть месяцев до кончины, и совсем передал Никону начальство над своей лаврой. Кто мог наполнить безмерную пустоту, оставленную в лавре кончиною преподобного Сергия? – вопрошает святитель Филарет и отвечает: по крайней мере, никто лучше преподобного Никона не мог уменьшить чувства сего лишения.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010