Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФОМИН ГАВРИИЛ ХАРИТОНОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Гавриил Харитонович Фомин ( 1882 - 1942 ), мученик Память 9 апреля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской Родился в 1882 году в селе Ивачево Зарайского уезда в семье крестьянина. Гавриил был холост. Он помогал священнику в храме и исполнял при церкви обязанности сторожа. Иногда он пел на клиросе в Захариино-Елизаветинской церкви села Горетове , отчего некоторые думали, что он служит псаломщиком. В 1925-1926 годы жил в селе Городец Коломенского района, и помогал священнику Никольского храма . В 1928 году он был лишен избирательных прав, в 1932 году арестован и осужден на три года за несдачу хлебозаготовок государству. Все его имущество, включая дом и надворные постройки, было конфисковано, так что он в буквальном смысле остался без крова. По возвращении из заключения поселился в селе Сушково Коломенского района (ныне в составе г. Луховицы ) и стал помогать служившему здесь в Казанском храме священнику Сергию Любомудрову . 7 сентября 1938 года был арестован и обвинен в распространении контрреволюционной клеветы. В тот же день следователь предъявил ему обвинения в ведении среди пассажиров в июне 1937 г. на станции Сушково, а также среди колхозников в ноябре 1937 г. разговоров о скорой гибели советской власти. Гавриил Харитонович не признал себя виновным, тогда были вызваны «свидетели», некоторые из которых служили негласными сотрудниками НКВД; они и подтвердили свои письменные доносы. После этого мученик вновь был допрошен, но опять не подтвердил показаний лжесвидетелей. Тогда ему были устроены с ними очные ставки, но и тогда он проявил стойкость и мужество. 2 октября 1938 года следствие было завершено; в обвинительном заключении говорилось, что «допрошенный по делу в качестве обвиняемого Фомин Г. X. виновным себя не признал, но достаточно изобличается тремя свидетельскими показаниями и тремя очными ставками».

http://drevo-info.ru/articles/27011.html

помощник инспектора Вологодской духовной семинарии, с октября 1880 г. преподаватель русской словесности, истории литературы и логики. С 28.11.1892 смотритель Звенигородского духовного училища, с 18.01.1894 г. инспектор Костромской духовной семинарии. С 1902 г. смотритель Коломенского духовного училища. См. Состав должностных лиц в Костромской духовной семинарии и духовных училищах Костромской епархии за 1900-1901 учебный год//КЕВ. 1901. 15. 1-8; Памятная книжка Московской губернии на 1914 г. М., 1913. С. 319. Афанасий Федорович Знаменский окончил Санкт-Петербургский университет (предположительно в 1871 г.). В 1880-х годах учитель физики и математики в Вологодской губернской гимназии и Вологодской Мариинской женской гимназии. В 1890-х годах инспектор народных училищ 1-го и 2-го районов Вологодской губернии. В 1906 г. инспектор народных училищ Новгородской губернии. См. Знаменский Афанасий Федорович//Кто есть кто в «Памятных книжках Вологодской губернии». http://www.booksite.ru/who-is-who/z_266.html Яков Ильич Левитский сын священника Воскресенской церкви г. Путивля окончил Курскую духовную семинарию и Московскую духовную академию (1879). Преподавал психологию, логику, философию и педагогику в Вологодской духовной семинарии в 1879–1882 г. Василий Петрович Копылов окончил Псковскую семинарию, Московскую духовную академию (1875). Преподавал в Вологодской духовной семинарии и Вологодской Мариинской женской гимназии с 1879-1882 г. (Копылов Василий Петрович.//Кто есть кто в «Памятных книжках Вологодской губернии». http://www.booksite.ru/who-is-who/k_866.html) Николай Никанорович Глубоковский (1863-1937) родился в семье священника села Кичменгский Городок Никольского уезда Вологодской губернии. Окончил Никольское духовное училище (1878), Вологодскую духовную семинарию (1884), Московскую духовную академию (1889). Выдающийся русский богослов. См. о нем далее в воспоминаниях Н.А. Ильинского, а также: Т. А. Богданова. Н.Н. Глубоковский. Судьба христианского ученого. М.; СПб., 2010.

http://bogoslov.ru/article/6174500

Церковь на 1910 год описывалась так: «деревянная на каменном фундаменте, обшита тёсом и покрашена масляной краской, покрыта железом, окрашенным зелёною масляною краскою. Длина церкви, считая о колокольню – 7 ½ саж., наибольшая ширина – 2 ½ саж., высота до потолка – 2 саж., на церкви имеется одна глава, …церковь без отопления, … колокольня в один ярус, общею высотою до верха карниза – 3 саж.». Никольская церковь в Винницах была выстроена в конце XVII – нач. XVIII века на подобие Никольской церкви в с. Уйме (1708 г., см. Историческая иконография, илл. 14-15 ). Многоскатные церкви были распространены на территории Обонежской пятины в XVII – начале XVIII вв. Историческое местоположение церкви Смоленской Божией Матери неизвестно. В настоящее время вместо утраченной церкви в 2007 году выстроена многоскатная церковь Смоленской Богоматери, в формах, напоминающих древние церкви. Окончательно ансамбль Ильинского погоста (Винницкого) сложился к концу XIX в. В 1881-1882 году территория погоста была обнесена оградой на каменном основании. К 1910 году были выстроены: ворота ограды, библиотека-читальня с церковной сторожкой (1901 г.), дом-школа (1895 г.), дом священника (1896 г.), дом дьяка (1910 г.), церковноприходская школа (1899 г.), проскурня и др. К погосту было приписано 16 часовен, в 16 деревянных приходах. К настоящему времени сохранилось только две церкви, фрагмент ограды и историческая хозяйственная постройка неизвестного назначения. В 1937-1939 гг. церкви были закрыты, во второй половине ХХ в. церковь Рождества Богородицы использовалась как склад зерна. Дата утраты Смоленской церкви неизвестна. Объект культурного наследия регионального значения «Погост с двумя церквями и оградой» в настоящее время имеет в своём составе две церкви: Смоленской Богоматери (1882 г. постройки согласно нормативно-правой документации, и неверно атрибутирована: это церковь Василия Великого, 1866, инж. М. Калитович) и церковь Рождества Богородицы (построена в 1791 году, перестроена в 1881 г., автор не установлен).

http://sobory.ru/article/?object=02923

577 «Кешей» в письме условно именуется архиепископ Иннокентий (Летяев) (1882–1937), с мая 1931 по февраль 1935 г. занимавший Владимирскую кафед­ру. В 1921 г. хиротонисан во епископа Клинского, викария Московской епар­хии. В 1922 г. перешел в обновленчество. В 1923 г. принес покаяние. В 1923­-1926 гг. епископ Ставропольский и Кавказский. С 1934 г. – член Временно­го Патриаршего Священного Синода. С 1935 г. архиепископ Харьковский. В 1936 г. арестован. Расстрелян. 578 Епископ Антоний (Миловидов) в период с 29. 06. 1933 по 03.05.1934 зани­мал кафедру Красноярскую и Енисейскую. 582 Здесь очевидна смена настроения митрополита Кирилла, принявшего ре­шение не следовать после ссылки в Казань. 584 Диакон Иосиф Афанасьевич Потапов (25.03.1899–23.07.1981), впослед­ствии – протоиерей. С 1916 – келейник епископа Юрьевского Евгения (Мерца­лова), викария Владимирской епархии. 25.02.1922 рукоположен епископом Афанасием (Сахаровым) во диакона. 31.01.1921 арестован во Владимире, при­говорен к трем годам ИТЛ. С июня 1934 служил в Успенском храме пос. Петушки Московской обл. 02.05.1936 арестован вместе с епископом Афанасием. Приго­ворен к трем годам Ухтинских лагерей. В 1941–1945 – на фронте. После окон­чания Великой Отечественной войны служил в Никольском кафедральном собо­ре Новгорода. В 1947 – протодиакон. 12. 09. 1947 – рукоположен во иерея. В 1957 – протоиерей. В 1969 – духовник Новгородской епархии. Крестник, о ко­тором идет речь в письме, первый сын о. Иосифа – Георгий. 585 Священник Вознесенской церкви г. Кинешмы Николай Панов, род. 1884. В июле 1928 г., после категорического отказа стать осведомителем ГПУ, был арес­тован. Вины своей не признал и был приговорен к трем годам ссылки в Сибирь. В 1932 году Николай вернулся в Кинешму, работал уличным сторожем, совер­шал требы по домам. В 1933 г. был вновь арестован и приговорен к пяти годам концлагерей. Находился, как и владыка Василий, в Рыбинской колонии. Скон­чался от непосильной работы и голода в 1937 г. 587 Монахиня Виталия (в миру – Фекла Ивановна Кузнецова), насельница Ус­пенского монастыря в Кинешме. Была арестована по «делу владыки Василия (Преображенског о)». Обвинялась в том, что «являясь активной последовательни­цей епископа Преображенского, воспитывала в антисоветском духе членов кружков; являясь нелегальной связью между кружками и ссылкой, собирала сред­ства в помощь ссылке». Приговорена к пяти годам концлагерей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Феодосий Орнатский родился 22 марта 1878 г. в п. Погост Шемагодской волости Великоустюжского уезда Вологодской губ. (современная Вологодская обл.). Родители принадлежали к духовному сословию. В 1899 г. закончил Вологодскую духовную семинарию, после чего определен дьяконом к Халезской Ново-Георгиевской церкви Никольского уезда. 6 февраля 1900 года преосвященнейшим Гавриилом, епископом Великоустюжским, посвящён в сан дьякона. 20 февраля 1900 года Никольским отделением Великоустюжского Стефано-Прокопиевского Братства назначен учителем церковно­славянского языка Ново-Георгиевской церковноприходской школы. 10 ноября 1903 года тем же отделением назначен законоучителем младшего отделения той же школы. В сентябре 1904 года определён священником к Ношульской Стефановской церкви Усть-Сысольского уезда. 23 января 1905 года Преосвященнейшим Алексием, епископом Великоустюжским, рукоположен во священника (сан иерей). 12 августа 1905 года назначен законоучителем Лихачевского начального земского училища, а 9 сентября 1905 года на ту же должность в Ношульское начальное училище Министерства народного просвещения. В 1907 году избран «членом попечительного совета о бедных духовного звания III округа». С 1 сентября 1910 года назначен учителем вновь открытого Ношульского 4-х классного городского училища. С 19 ноября 1911 года – председатель попечительного совета «о бедных духовного звания III округа». 4 марта 1912 года «за ревностное пастырское служение» награжден набедренником. 24 апреля 1913 года «за усердное исполнение законоучительских обязанностей преподано архипастырское благословение». Женат на дочери священника Екатерине Ивановне Суровцевой (род. 24.4.1882), имеет сыновей Михаила (род. 5.03.1903), Александра (род.12.02.1907), Владимира (род. 1.03.1909), дочь Евдокию (род.01.03.1914), сына Сергея. В 1914 году Михаил учился в Усть-Сысольской классической гимназии, остальные дети были при семье. Вёл службы в Стефановском храме с 1905 до декабря 1935 года. После закрытия церкви совершал обряды в домах прихожан. Арестован в 1937 году, расстрелян в Сыктывкаре 25 августа 1937 года.

http://sobory.ru/article/?object=16410

Покровский Шиханский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Покровский Шиханский женский монастырь был основан как мужской в XIX веке, в советское время был разрушен. Возрождение монастыря началось в 2007 году с постройки храма преподобного Сергия Радонежского. Содержание История [ править править код ] На горе Шихан в конце 1850-х годов с разрешения тогдашнего правящего епископа Пензенского Варлаама поселился старец Сергий Полянский с двумя иноками. В 1866 году была освящена небольшая деревянная Покровская церковь, но уже в конце 1860-х годов место опустело почти на два десятилетия. Разрушенный Троицкий собор Шиханского монастыря В 1882 году решили попытаться возродить обитель, но уже как женскую. Вскорости собралось 8 сестер, была организована богадельня. В 1890 году по указу Святейшего Синода богадельня была преобразована в женскую общину в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1893 году - в Покровский общежительный монастырь. В 1890-1905 годах был построен десятиглавый каменный собор во имя Святой Троицы, появились пять двухэтажных деревянных корпусов, флигель, кельи и хозяйственные постройки, дома для притча, просфорная, пожарный сарай, водопровод с водокачкой, конный и скотный дворы, сад, огород, пасека, пруд с мельницей. В конце 1900-х годов построили гостиницу. В обители подвизались преподобномученицы Елена (Асташикина) и Ева (Павлова). В 1937 году обитель закрыли, разрушив все постройки. Монахини, насильно изгнанные из монастыря после его закрытия, ежегодно приходили на гору в день Сошествия Святого Духа, приходили, чтобы помолится на месте разрушенной обители, на фундаменте Троицкого собора. Чтобы люди не забывали дорогу к святому месту, на пути устанавливали кресты, по которым ориентировались паломники. Кресты ломали, но на их место неизменно устанавливались новые. К началу 1970-х годов от монастырских построек не осталось ничего. Сергиевский храм В 1993 году в память о монастыре на Шихане установили памятный знак. Главным инициатором возрождения святого места и историографом обители стал благочинный Никольского района, настоятель Никольского собора города Никольска протоиерей Владимир Кознов. Ему удалось собрать не только богатые исторические сведения и фотографии, но и иконы, и церковные предметы, которые сохранили и передали ему старые монахини и селяне.

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_Ших...

С октября 1934 г. уволен с Канской кафедры для пользы обновленческого дела – с правом подыскать себе настоятельское место вне пределов Восточной Сибири. С 1935 г. проживал в г. Троицке, Челябинской митрополии, где был допущен Челябинским митрополитом к исполнению священнических обязанностей. 19/V-1937 г. уволен за штат. Дальнейших сведений о нём нет. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 7, 14, 23. ФАОС дело 6. Кат-АМ 22. Кат-ЯВ 17. С. 9. Кат-ЕС 3. С. 20, п/п 3. [Кат-ГУБ. С. 959.] АЛЕКСАНДР (Турский) Архиепископ Красноярский Родился 1/XI-1886 года. В 1915 г. окончил Красноярскую духовную семинарию. С 1915 г. состоял священником и разъездным миссионером Урянхайского края. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. 4/XII-1927 г. хиротонисан во еп. Минусинского, Красноярского края. В 1934 году уволен за штат. В 1935 году возведён в сан архиепископа и назначен архиеп. Красноярским. С 22/I-1938 г. уволен за штат. Дальнейших сведений о нем не имеется. ЛИТЕРАТУРА: ФАОС дело 13. Кат-АМ Кат-ЯВ 18. С. 10. [Кат-ГУБ. С. 959.) АЛЕКСАНДР (Филиппов [Александр Тихонович!) Архиепископ Ишимский, викарий Тобольской епархии Родился 24/VIII-1858 года. В 1882 г. окончил Тобольскую духовную семинарию. С 1882 г. священствовал в течение 40 лет. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол, будучи вдовцом. 28/VII-1923 г. хиротонисан во еп. Туринско-Ирбитской епархии. С сентября 1923 г. – еп. Тобольский. С 1924 г. – еп. Кустанайский. С 1925 г. – еп. Тюменский и Ялуторовский. С 1927 г. – еп. Омский и в том же году еп. Ставропольский. С 1929 г. – еп. Елецкий. 21/1–1931 года возведён в сан архиепископа и назначен архиеп. Борисоглебским. В том же году – архиеп. Ишимский, вик. Тобольской епархии. 5/VIII-1936 г. уволен за штат. 24/XI-1936 г. назначен на должность настоятеля Никольской церкви в г. Торжке Калининской митрополии. 13/IX-193 7 г. уволен за штат. Дальнейших сведений о нем нс имеется. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 13; 1931. С. 12.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Новая Селя. Шиханский Покровский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1890. Ссылки:   Адрес: Пензенская область, Никольский район, с. Новая Селя, ул. Центральная, 102. Координаты: 53.615394, 46.303566 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью На горе Шихан в конце 1850-х годов с разрешения тогдашнего правящего епископа Пензенского Варлаама поселился старец Сергий Полянский с двумя иноками. В 1866 году была освящена небольшая деревянная Покровская церковь, но уже в конце 1860-х годов место опустело почти на два десятилетия. В 1882 году решили попытаться возродить обитель, но уже как женскую. Вскорости собралось 8 сестер, была организована богадельня. В 1890 году по указу Святейшего Синода богадельня была преобразована в женскую общину в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1893 году - в Покровский общежительный монастырь. В 1890-1905 годах был построен десятиглавый каменный собор во имя Святой Троицы, появились пять двухэтажных деревянных корпусов, флигель, кельи и хозяйственные постройки, дома для притча, просфорная, пожарный сарай, водопровод с водокачкой, конный и скотный дворы, сад, огород, пасека, пруд с мельницей. В конце 1900-х годов построили гостиницу. В обители подвизались преподобномученицы Елена (Асташикина) и Ева (Павлова). В 1937 году обитель закрыли, разрушив все постройки. Монахини, насильно изгнанные из монастыря после его закрытия, ежегодно приходили на гору в день Сошествия Святого Духа, приходили, чтобы помолится на месте разрушенной обители, на фундаменте Троицкого собора. Чтобы люди не забывали дорогу к святому месту, на пути устанавливали кресты, по которым ориентировались паломники. Кресты ломали, но на их место неизменно устанавливались новые. К началу 1970-х годов от монастырских построек не осталось ничего. В 1993 году в память о монастыре на Шихане установили памятный знак. Главным инициатором возрождения святого места и историографом обители стал благочинный Никольского района, настоятель Никольского собора города Никольска протоиерей Владимир Кознов. Ему удалось собрать не только богатые исторические сведения и фотографии, но и иконы, и церковные предметы, которые сохранили и передали ему старые монахини и селяне.

http://sobory.ru/article/?object=45039

В 1815 г., согласно распоряжению Московской Духовной консистории, деревянный Никольский храм на погосте был упразднен, Никольский престол переведен в Знаменско-Захарьинский храм вместе с прихожанами селений Плещеево, Борисовка, Ордынцы, Быковка и Бяконтово. На месте разобранной церкви в память о ней и здесь погребенных воинах устроена новая кирпичная Никольская часовня, приписанная к Знаменской церкви в Захарьино. В сохранившихся «Ведомостях о церкви» за 1880, 1881, 1882 г.г. в пункте 9 священник Николай Сироткин писал: «каменных построек, принадлежащих церкви нет, за исключением каменной Никольской церкви на Васильевском погосте». Часовня, сложенная из кирпича и местного белого камня, была разрушена перед Великой Отечественной войной и разобрана на нужды жителей ближайшего сельца Плещеева. Захоронения на бывшем погосте прекращены в 1937 г. Священник Николай Киселев " Исторические исследования " ; В XVI-XIX в.в. здесь существовало село Васильевское с Никольским храмом, упразднённым в 1815 г. и вскоре разобранным. На месте церкви была построена каменная часовня, приписанная к церкви в Захарьино и разобранная в конце 1930-х - начале 1940-х г.г. В 2000-х г.г. вновь выстроена деревянная " входная " кубическая часовня под четырёхскатной кровлей с главкой, ныне приписана к Никольской церкви в Стрелково. Васильевский погост на Пахре при Лопенке является памятником археологии 1 тыс., XVII–XVIII в.в. Распоряжение Министерства культуры 551-р от 23.11.2006. В городском округе Подольск недалеко от места впадения речки Лопенки в Пахру находится древний Васильевский погост, где когда-то стоял храм Николая Чудотворца. В начале XIV столетия эти земли принадлежали семье святителя Алексия (Бяконта). Существует версия, что именно в этом подмосковном уголке появился на свет будущий святитель, занимавший первосвятительскую кафедру в эпоху преподобного Сергия Радонежского. Здесь же, вероятно, родились и сестры свт. Алексия – преподобные инокини Иулиания и Евпраксия. В конце XIV века в фамильных землях выдающегося иерарха был явлен резной образ Николая Чудотворца, хранившийся долгое время в церкви Васильевского погоста. После упразднения церкви на погосте, икону, получившую имя Николы Пахринского, переместили в Знаменский храм села Захарьино Подольского уезда.

http://sobory.ru/article/?object=48721

1373 Келарь – это «хранитель и расходчик монастырских припасов», – читаем в «Словаре» священника Григория Дьяченко (Полный церковно-славянский словарь. М., 1993, с. 203). В другом словаре читаем: «Келарь – должностное лицо в монастырском хозяйстве». – Кочин Г. Е. Материалы для терминологического словаря Древней Руси. М.–Л., 1937, с. 141. И. И. Срезневский приводит лишь несколько цитат из древнерусских текстов, где упоминаются келари (Словарь древнерусского языка. Репринтное изд. Т. 2. Ч. 2. Е–К. М., 1989, стб. 1204). 1374 Николаева Т. В. Троицкий живописец XVI в. Евстафий Головкин//Культура Древней Руси. М., 1966, с. 177–183. 1375 Державина О. А. «Сказание» Авраамия Палицына и его автор//Сказание Авраамия Палицына. М.–Л., 1955, с. 16–63. 1376 Трофимов И. В. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия XVII в. и их реставрация//Сообщения Загорского государственного историкохудожественного музея-заповедника. Вып. 3. Загорск, 1960, с. 107–129. 1377 Уварова Н. М. Симон Азарьин как писатель середины XVII века. Автореферат канд. дисс. М., 1974; Клитина Е. Н. Симон Азарьин (Новые данные по малоизученным материалам)//ТОДРЛ. Т. 34. Куликовская битва и подъем национального самосознания. Л., 1979, с. 298–312. 1379 Его можно отнести к числу книжников Древней Руси, однако о нем ничего не говорят ни митрополит Евгений (Болховитинов) (Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. Изд. 2. СПб., 1827), ни архиепископ Филарет Черниговский (Обзор русской духовной литературы. Изд. 3. СПб., 1884). Только П. Строев, перечисляя рукописи, содержащие Киевско-Печерский Патерик, называет, в частности, майскую Минею, переписанную «по приказанию Троицко-Сергиева монастыря келаря Адриана Ангелова». – Строев П. М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы. СПб., 1882, с. 373. 1380 См. Никольский Н. К. Рукописная книжность древнерусских библиотек (XI–XVII вв.). Материалы для словаря владельцев рукописей, писцов, переписчиков, переводчиков, справщиков и книгохранителей. Вып. 1. А–Б. СПб., б. г. с. 17–18. Со ссылкой на Н. Никольского упоминает старца Адриана И. У. Будовниц (Словарь русской, украинской, белорусской письменности и литературы до XVIII века. М., 1969, с. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010