Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь Дата создания: XV в. Описание: Краткая история Соловецкой обители 1429-1434  Преподобные Савватий и Герман поселились на севере пустынного Соловецкого острова и пять лет жили там пустынножительным уставом. 1435 — конец XV beka  Nocлe кончины святого Савватия преподобные Зосима и Герман основали общежительный монастырь на юге Соловецкого острова, на месте видения «церкви на воздусе» между Святым озером и бухтой Благополучия. В центре обители, на возвышении располагались деревянные Спасо-Преображенский собор с Никольским приделом и Успенская церковь. Вокруг, по периметру, размещались одноэтажные келлии. Деревянный монастырь страдал от пожаров и дважды выгорал до тла. Конец XV — начало XVI beka  B 1503 году митрополитом Киевским Спиридоном-Саввой со слов игумена Досифея I было составлено первое житие преподобных Зосимы и Савватия. Стараниями игумена Досифея была основана знаменитая соловецкая библиотека, в которой к 1602 году числились 481 рукопись и 38 печатных книг. 1547  При митрополите Макарии причислены к лику святых основатели обители, преподобные Зосима и Савватий, Соловецкие чудотворцы. 1548-1566  Во время игуменства будущего святителя Филиппа в монастыре развернулось каменное строительство. По проектам игумена Филиппа возведены Успенская церковь с Трапезной и Келарской палатами (1552-1557) и Спасо-Преображенский собор (1558-1566). На Большом Заяцком острове была сооружена первая в России каменная гавань для морских судов, обновлена монастырская ферма на острове Большая Муксалма, начато сооружение канальной системы. Основным вкладчиком обители был государь Иоанн IV. Конец XVI — начало XVII beka  После кончины святителя Филиппа, под руководством монаха Трифона (Кологривова), были сооружены мощная валунная крепость (1582-96), Благовещенская церковь над Святыми вратами (1600) и центральная каменная галерея (1602). Оформилась окончательная планировка монастыря: пятиугольный, вытянутый в плане, он напоминает корабль, устремленный с севера на юг.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244856...

Московское устройство здесь было введено уже его основателем, преп. Кириллом 30 . В мире Косма 31 , он, по своему происхождению, принадлежал к высшему сословию 32 Москвы (родился около 1337 года) 33 и еще в молодых летах ознакомился с порядками жизни и организациею окрестных монастырей. Рано оставшись сиротою, он поселился у своего родственника Тимофея Васильевича Вельяминова (околничего великого князя Димитрия Донского), который предоставил ему должность казначея своего имущества. Но так как мирская жизнь не влекла Косму, то уже в это время он посещал монастыри, испытывая «места, образы и седалища», где удобно спастися 34 . Когда же, наконец, в одно из посещений боярского дома игуменом Махрищским Стефаном 35 , последний решился, по просьбе Космы, облечь его в рясофор 36 , а околничий смирился с мыслью о поступлении Космы, принявшего имя Кирилла, в монастырь, то местом иноческого воспитания преп. Кирилла стала московская Симонова обитель. Это было до 8 сентября 1380 года 37 . В то время Симонов монастырь только что получил свое начало и в нем поддерживались строгие общежительные порядки, учрежденные основателем его и тогдашним архимандритом Феодором, впоследствии ростовским архиепископом 38 . Поступив в монастырь, пройдя здесь срок испытания и получив окончательное пострижение 39 , преп. Кирилл под руководством сурового старца Михаила (впоследствии смоленского епископа) воспитал в себе искреннюю привязанность к обычаям симоновским. Он становится одним из самых ревностных тружеников на монастырскую пользу. Работая в хлебне, поварне и прочих службах, он соединял в себе такое трудолюбие с воздержанием, что его подвиги стали известными преп. Сергию Радонежскому, который, приходя в Симоново для посещения своего «братанича» архимандрита Феодора, прежде всего заходил в хлебню ко святому Кириллу и вел с ним наедине продолжительные беседы о пользе душевной. В тяжелых трудах, удаляясь только изредка в келлии (а иногда принимая юродство для усугубления трудов), преп. Кирилл провел в Симонове 9 лет, после чего был удостоен священства 40 , хотя и этот сан не остановил его подвигов на монастырскую пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

6) Св. мученика Логгина сотника (16 октября, день открытия общежития и посвящения в сан игумена). 122 Вот четверо замечательнейших из настоятелей Московской епархии – почти современники, которым обязаны в равной степени те обители, в которых они находились: Макарий – Пешношский, 1788+1811. Игумен, архимандрит, схимонах. Самуил – Староголутвинский, 1800+1829. Строитель. Антоний – наместник Троицкой Лавры, 1831+1877. Архимандрит Вифанский. Пимен – Николо-Угрешский, 1853+1880. Игумен с 1853, архимандрит с 1858, поступил на Угрешу послушником в 1834 году. 123 Отец Мелетий значительное время был казначеем Троицкой лавры, с ноября 1870 года архимандрит Высоцкого Серпуховского монастыря, в 1879 году назначен в Соловецкий монастырь, где с тех пор и находится настоятелем, после архимандрита Феодосия, переведенного в Ростовский Богоявленский монастырь. 124 Николо-Бабаевский монастырь, Костромской епархии, в 35 верстах от Костромы и в 35 от Ярославля, основан был, как гласит предание, выходцами из Николо-Угрешского монастыря, который имел владения в той местности, в Нерехте, близ Больших Солей: деревни и пожни и в Больших Солях, подворье, где жили поселыцики-монахи, управители вотчин. Когда в конце XV века, во время неприятельского нашествия, Большие Соли были разорены, то угрешские поселыцики огородили себе шалаши на берегу Волги и таким образом положили основание новой обители. См. Описание Больших Солей, Е.Лаговского. Кострома, 1861, стр. 7. 125 Крест напрестольный, восьмиконечный, величиной в восемь вершков, серебряный, чеканный, позлащенный, кругом обнизан довольно крупным жемчугом, с шестнадцатью частицами Св. мощей. На рукояти по серебру вырезана надпись: «Жалованье достодолжной памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Руси Самодержца, великого государя, святейшего Филарета, патриарха Московского и всея Руси, сделан сей крест в обитель великого чудотворца Христова Николая, что на Угреше, в десятое лето государства его, лета 7131». См. Исторический очерк Николо-Угрешского общежительного монастыря. 1872, Москва, стр. 93. 126 В завещании мануфактур-советника П.М.Александрова († в 1859 году), главного благотворителя Угрешского монастыря, было сказано: «Не выводить никуда архимандрита Пимена, а оставить его до смерти настоятелем Николо-Угрешского монастыря». Завещание это было Высочайше утверждено. 127 Гроб был кипарисный, снаружи ничем не отделанный, а внутри, как обыкновенно, белой шелковой тканью; покров глазетовый белый, с золотыми галунами, высшего достоинства, весьма ценный. Читать далее Источник: Архимандрит Пимен, настоятель Николо-Угрешского монастыря [Текст] : биогр. очерк (1810-1880). - [Б. м.] : Свято-Никольский Угрешский монастырь, 1998. - 575 с. - ISBN 5-900022-02-1 : Б. ц. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

К 1896 году братия монастыря насчитывала пять-шесть человек. Колокольня, храмы, жилые постройки нуждались в капитальной реставрации. Жители Переславля проявили попечение о древней святыне своего города. Для обновления Никольской обители они решили ходатайствовать перед Святейшим Синодом о переименовании Никольского мужского монастыря в женский. Предписанием Святейшего Синода от 10 июня 1898 года заштатный Никольский мужской монастырь был обращен в общежительный женский. Из Свято-Успенского монастыря города Александрова прибыли четыре монахини и восемь послушниц. Сестры с горячим усердием начали возрождать обитель. В 1903 году один из благотворителей привез в Никольский монастырь икону преподобного Серафима Саровского, освященную на мощах святого старца в день его прославления 19 июля (1 августа) 1903 года. В это время Никольский монастырь был полностью благоустроен, сиял благолепием и красотой. Заметно возросло число насельниц, к 1903 году их было уже около ста человек. «Монашество наложило печать святости на русскую душу, – говорил один из выдающихся проповедников того времени протоиерей Иоанн Восторгов , – и сделало ее сродною подвигу». Именно к подвигу готовила в начале XX века укрепляющая сила Божия всех верующих – монахов и мирян, давая им обильные дары благодати. К таким дарам милости Божией можно отнести восстановление и расцвет Переславского Свято-Никольского монастыря в преддверии грозных событий. В октябре 1917 года новое бедствие обрушилось на Россию, к власти пришли большевики. В это время обитель не миновала духовного упадка – духа обновленчества, принесенного священником Алексеем Чижовым. Физическому разрушению предшествовало духовное разорение. После революции Никольская обитель претерпевает значительные разрушения – были взорваны соборный храм Святителя Николая и древняя колокольня, снесена ограда. В некоторых хозяйственных и жилых постройках новые городские власти поместили животноводческую базу. В келейном сестринском корпусе разместилась школа-интернат для слаборазвитых детей. Оставшиеся помещения, в том числе и святые алтари храмов, заняли жильцы.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Никольск...

Елена Ермолаева Начальная история Троице-Сканова монастыря затерялась где-то в первой половине XVII века. Пожар 1676 года, к большому сожалению, уничтожил все имеющиеся тогда в монастыре документы. Название местности, где была основана обитель, истолковывается так: Местность, вместе с селом и монастырскими землями, исстари принадлежала боярам Исканским, и монастырь прежде носил именно это название, а село именовалось Искановым. Но с течением времени в народе повелось называть местность Сканью. Скановым стал и монастырь. Благодаря активности настоятелей монастырь довольно быстро отстроился после пожара и даже умножил свои владения. В частности, в 1688 году, как известно из документов Приказа Большого Дворца, " против челобития Нижнеломовского городища, Живоначальные Троицыскановой пустыни строителя старца Кирилла с братиею, велено им в Наровчатском городище из пустого огороду, на котором прежде сего севали на обиход Великих Государей анис, отвесть под двор и часовню 40 саж. в длину и 20 саж. в ширину " . А еще прежде того, в 1673 году, Сканову монастырю по челобитью " черного попа Феодосия с братией да старца Кирилла " отвели " земли пашенностей и лесной поросли в полянках девяносто десятин, да сенных покосов по смете на семьсот копен " . В XVIII веке обитель не только не запустела, но оказалась способна принять насельников из упразднённых по реформе 1764 года Краснослободского Предтеченского монастыря и Инсарской пустыни, и в 1786 году епископ Пензенский Афанасий (Корчанов) представил в Синод прошение об увеличении штатного числа монашествующих для Сканова монастыря. Предварительно здесь был введён строгий общежительный устав. Тем не менее, монастырские постройки вплоть до конца XVIII века оставались деревянными, в том числе возведённые после пожара Троицкая и Никольская церкви. При этом Троицкая церковь простояла только до 1785 года, когда обитель снова погорела, хотя и не столь масштабно, как сто лет назад. В 1795 году на месте сгоревшей Троицкой церкви был заложен ныне существующий собор.

http://sobory.ru/article/?object=02766

В течение следующих 12 лет более пятисот раскольников из ближних селений перешли в Православие, став прихожанами Успенского храма. 13 июля 1820 года Указом императора Александра I Высоковский скит был переименован в общежительную Высоковскую Успенскую пустынь. Новая обитель явилась оплотом в борьбе с расколом и старообрядческими сектами в поволжских лесах. 14 июля 1823 году священноинок Герасим, при личной встрече с Александром I в Петербурге, обратился к нему с просьбой о помощи в строительстве монастыря. Император пожаловал на сооружение в Высоковской пустыни церкви святителя Николая Чудотворца 5 тысяч рублей. Построенная на них каменная однопрестольная Никольская церковь была освящена в 1827 году. Постепенно количество братии возрастало, и 13 апреля 1829 года Высоковская пустынь была преобразована в третьеклассный монастырь. До 1917 года он относился к Костромской епархии. В 1929 году монастырь был закрыт. Возрождение обители началось в 1999 году, когда он был передан Нижегородской епархии. После назначения в 2002 году настоятелем игумена Александра (Лукина), началось активное восстановление монастыря: за 2,5 года под его руководством все здания монастыря были покрыты кровлей, восстановлены купола и установлены кресты. В колокольне восстановлены лестничные марши, оборудован для летних служб храм Трех Святителей, под братский корпус отремонтирована бывшая монастырская больница. В 2005 году братский корпус являлся единственным жилым помещением, в нём размещалась храм-часовня в честь святителя Николая, в которой совершались зимние службы. Также в братском корпусе находились трапезная, котельная и склады. Современное состояние [ править править код ] Храмы [ править править код ] Подворье монастыря [ править править код ] Монастырь имеет подворье - храм-часовню во имя святого благоверного князя Александра Невского в городе Балахне Нижегородской области. Социальное служение [ править править код ] При Высоковском Успенском мужском монастыре существует социально-реабилитационная группа для мирян.

http://azbyka.ru/palomnik/Высоковский_Ус...

Староторжский Николаевский монастырь, 3 класса, общежительный, в городе Галиче. Основан в XV веке, по преданию, пр. Иаковом Железноборовским (см. 11 апреля); сначала был мужским; с 1668 года стал женским. Здесь находится чудотворная икона святителя Николая. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» По преданию, обитель была устроена преподобным Иаковом Галичским предположительно в кон. 15 - нач. 16 вв. Первоначально монастырь был мужским, а в 1668 г. обращен в женский. Согласно писцовым книгам 1635 г. в монастыре находилось две церкви - Никольская и архидиакона Стефана. В документах 2-й половины 18 в. упоминаются четыре церкви: одноглавая, обшитая тесом Никольская с колокольней над папертью (построена после 1755 г.), надвратная архидиакона Стефана (упразднена из-за ветхости в 1775 г.), Богоявленская (1784 г.) и Борисоглебская. Последняя разобрана в 1770 г., а вместо трех первых храмов в 1798-1804 гг. в самом центре обители сооружена каменная Богоявленская церковь с приделами Николая Чудотворца и архидиакона Стефана. В 1833 г. к востоку от монастырской стены на месте упокоения прп. Иакова была сооружена каменная одноглавая двухэтажная церковь. Верхний престол был освящен во имя иконы Божией Матери " Живоносный Источник " , а нижний в честь св. ап. Первомученика и Архидиакана Стефана. На левой стороне от входа была устроена гробница и на нее положен образ прп. Иакова. В 1884 г. престол в нижней церкви был устроен новый. На антиминсе к имени архидиакона Стефана присоединено имя прп. Исаакия Далматского, память которого празднуется 30 мая (день преставления прп. Иакова). В 1839-59 гг. на территории монастыря строится каменный Троицкий собор. Престолы: а) в честь Животворящей Троицы, б) Покрова Божией Матери и в) святит. Николая Чудотворца. После сооружения Троицкого собора, Богоявленскую церковь разобрали. К монастырю была приписана церковь прп. Серафима Саровского в усадьбе Сокорово, что в 12 верстах от г. Галича по левую сторону торгового тракта Галич-Кинешма. Ближайшие церкви: Васильевская, что в Рыбной слободе и Варваринская городская.

http://sobory.ru/article/?object=00496

Полукруглый алтарь пространный и светлый с нагорным патриаршим местом. Обширная трапеза показывает свое назначение для общежительной обители, какова издревле была Богоявленская. В нижней церкви с северной стороны сооружен в 1747 году княгинею Еленою Алексеевной Долгоруковой придел во имя Св. Великомученика Георгия; там погребено тело храмоздателеницы; а с южной стороны рядом с алтарем церкви Казанской Божией Матери, был придел во имя Св. Апостола Иакова Алфеева, построенный в 1754 году княжною Марией Александровной Долгоруковой; по упразднении, этот придел обращен в ризницу. Перед входом в главный храм, с западной стороны, к притвору пристроена еще обширная ризница со шпилевым верхом, увенчанным крестом. Над воротами с Никольской улицы церковь Рождества Св. Иоанна Предтечи, освещаемая тремя окнами на север н тремя на юг. В ней старинный алтарный иконостас и древний местный образ Св. Троицы греческого письма. От прежнего иконостаса хранятся здесь старинные иконы греческого письма. Внутри монастыря над воротами каменная колокольня, высотой 20 сажей с 9-ю колоколами; четыре из них со следующими надписями: 1) 7124 (1616) дал этот колокол по душу по свою Яков Дмитрьев сын Петухов к чудному Богоявлению в монастырь, что на Москве за ветошным рядом. 2) 7125 (1617) Февраля в 20 день этот колокол дал вкладу в дом в Богоявленский монастырь, что за ветошным рядом, Алексей Григорьев сын Витофтов, по своем отцу Григорию, во иноцех схимник Герасим по себе и по всех своих родителях. 3) Слит этот колокол для Богоявленского монастыря в Москве в 7200 (1692) году, лил этот колокол мастер Григорий Иванцев. 4) Лил этот колокол мастер Михаила Моторин, в 7244 (1736) году 14 . Под колокольней над входными вратами прежде был храм во имя Св. Мучеников Бориса и Глеба, сооруженный в 1739 году, а в последствии переименован в честь Спаса Нерукотворного и возобновлен на иждивение гвардии капитанши Евдокии Власовой, 1830 года, с завещанием, чтобы в летнее время здесь совершаемы были ранние заупокойные обедни. В эту церковь из Настоятельских келлий ведет крытая галерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Статус: действующий Адрес: Ярославская обл., Переславский р-н, с. Сольба Телефон: (48535) 4-83-48 Сайт: http://www.solba.ru/ Свою историю Николо-Сольбинский монастырь ведет со второй половины 15 века, и предполагается, что основан одним из учеников преподобного Сергия Радонежского. Первоначально монастырь был мужским и построен на Быльцином поле, что в 6 км от нынешнего местонахождения монастыря. Древнейший храм обители, «что в Быльцине» – деревянная Никольская церковь с приделом великомученицы Варвары. Вокруг нее и собрались первые иноки. Обитель много претерпела на своем веку. Во времена междуцарствия, в начале 17 века, монастырь подвергся разорению от поляков и разбойников. Почти сто лет обитель находилась в запустении, но в 1711 году она возродилась, только на новом месте уже близ реки Сольбы. В том же году была начата постройка новой деревянной церкви, в память прежней с приделом великомученицы Варвары. Первым строителем монастыря, который официально именовался теперь Солбинской Пустынью, стал иеромонах Серапион. Подробнее... Никольский Переславский женский монастырь [ править править код ] Дата основания: 1348 Статус: действующий Адрес: Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Гагарина, 43 Телефон: (48535) 7-00-10 Сайт: http://nikolskii.jimdo.com/ Основал Никольский монастырь преподобный Димитрий Прилуцкий около 1350 года. Это было трудное для Руси время татаро-монгольского ига, а, кроме того, по свидетельству Летописцев «вся Россия испытала тогда гнев Небесный: явилась жестокая язва, известная в летописях под именем черной смерти. В 1354 году произошла первая встреча преподобных Димитрия Прилуцкого и Сергия Радонежского. Встретились они в Переславле, куда преподобный Сергий прибыл для рукоположения в сан пресвитера. Под влиянием бесед со святым Игуменом преподобный Димитрий ввел в Никольском монастыре общежительный устав, неизвестный до того на Севере Руси. Преподобный Димитрий часто посещал игумена Сергия для духовных бесед о том, как бы лучше управить иноческим общежитием и людей избранных привести к Богу. По преданию, и преподобный Сергий посещал своего духовного друга в устроенной им обители и молился здесь в Никольском храме.

http://azbyka.ru/palomnik/Ярославская_об...

Большой интерес представляли монастырские святые врата, выполненные в готическом стиле из листового железа с надписью: «1795 года мая 10 дня, Тульскаго Успенскаго монастыря сделаны ворота при преосвященном епископе Афанасие и игуменье Тавифе, подаянием заводчика Ивана Родионовича Баташева». При монастыре также имелись две каменные часовни - в юго-восточной башне «Успенская», и «Никольская» по линии северной стены монастырской ограды. Вторая была устроена в 1884 г., вместо прежней деревянной. Успенский монастырь был центром духовно-просветительской и благотворительной деятельности. Здесь действовала церковно-приходская школа, открытая игуменьей Агнией в 1894г. и содержавшаяся на монастырские средства, больница, библиотека, богадельня, Монастырь превратился в жемчужину нравственности, играя большую роль в духовной жизни города. В этом монастыре были лучшие золотошвейки. Вышивали и шелком, и золотом, и жемчугом. Особо выделялись такие работы как вышивание риз на иконы. Подобные златошвейные произведения неоднократно подносились высочайшим особам в дар от монастыря и удостаивались милостивого принятия и одобрения. Монастырь имел данные ему правительством в разное время владения в нескольких уездах тульской губернии. Но в 1864 г. вместо этих всех владений обители была выделена от казны земля в Богородицком уезде. На этой земле игуменьей Агнией был устроен хутор с хозяйством, были заведены постройки жилые и хозяйственные, пчельник, садик. А игуменьей Херувимой устроено было большое деревянное жилое помещение для трудящихся на хуторе сестер. Обитель постепенно богатела и расширяла свои владения. Росло и число монахинь. В 1657 г. их было только 50, но с 1904 г. монастырь по определению Святейшего Синода становится общежительным, и к 1911 г. сестер стало около 400. Внутри монастыря нашли покой не только настоятельницы и сестры обители, но и многие граждане Тулы. В нижнем этаже Преображенского храма находилась могила тульского гражданского генерал-губернатора Андрея Ивановича Лопухина, принимавшего деятельное участие в построении Успенского храма в 1791 г. Об этом захоронении свидетельствовала надпись на бронзовой доске. У южной стены алтаря Преображенского храма располагались могилы княгини Марии Николаевны Гагариной, а также настоятельниц Успенского монастыря игумений Виталии, Клавдии, Агнии, Епафродиты, и др. Советская власть нарушила мирную жизнь монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=05523

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010