С 1764 г. в разных местах России стали возникать общины с целью давать приют женщинам, посвящающим себя Богу без пострижения для служения ближним, при общинных больницах, приютах, училищах и пр. Многие общины потом были преобразованы в женские монастыри и становились благотворными источниками просветительского и нравственного влияния. Большая часть обителей Алтая были женскими. Общежительные монастыри на Алтае появились с середины XIX в., среди них: Улалинский Никольский женский монастырь (95 верст от Бийска). 1858 г. – зарождение общины, появление первых насельниц; 1863 г. – официальное учреждение общины; 1881 г. – преобразование общины в монастырь. Чулышманский Благовещенский мужской монастырь (230 верст от Бийска). 1864 г. – формальное учреждение монастыря и появление первых насельников; 1917 г. – создание скита на мысе Ижон (левый берег Телецкого озера). Бийский Тихвинский женский монастырь. 1897 г. – учреждение общины; 1900 г. – преобразование общины в монастырь. Все вышеуказанные монастыри официально именовались миссионерскими, так как относились к Алтайской духовной миссии 180 . Кроме того, в начале XX в. на Алтае появились новые женские общины и мужская пустынь: Чемальская женская община-приют (165 верст от Бийска). 1892 г. – образование детского приюта; 1911 г. – официальное учреждение общины; 1916 г. – подано ходатайство о преобразовании общины в монастырь. Жуланихинский Александро-Невский мужской скит (200 верст от Бийска). 1908 г. – первые постройки на территории будущего скита; 1912 г. – учреждение скита; 1915 г. – Жуланихинский скит приписан к Чулышманскому монастырю. Матурская Иверская женская община (360 верст от Бийска): 1913 г. – открытие общины. Такой высокий темп роста числа монастырей на Алтае, с одной стороны, связан с возрождением монашества в XIX в. по всей Российской империи, с другой стороны, – с активной деятельностью Алтайской духовной миссии. Кроме монастырей Алтайской духовной миссии был еще один – епархиального подчинения – Барнаульский Богородице-Казанский женский монастырь. В 1894 г. была основана община, а в 1900 г. обитель была преобразована в монастырь. История Богородице-Казанского монастыря подробно изложена в книге Я.Е. Кривоносова и Т. И. Скворцовой «Православные храмы Барнаула» 181 , однако эта тема выходит за рамки данного исследования. Улалинский Никольский женский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

К.Ф. Калайдович Историческое и топографическое описание мужского общежительного монастыря, что на Пешноше с присовокуплением устава его и чиноположением Источник I. Описание Пешношского монастыря Расстояние монастыря от столицы и ближайших городов Николаевский Пешношский, или на Пешноше, заштатный, общежительный, мужской монастырь, находится в Московской губернии, в Дмитровском уезде; расстояние его от столицы по Рогачевской дороге 79, по Дмитровской же 87 верст, от города Дмитрова 25, от Клина 34, и 65 от Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Положение монастыря Он расположен на ровном месте, по правому берегу реки Яхромы 1 , которая протекая мимо западной стороны его, принимает в себя текущую с востока, не далеко от полуденной стены монастыря, речку Пешношу 2 . Последняя берет свое начало из родников и долин Раменской волости и потом протекает через Никольское озеро, которое по времени превратилось в сенные покосы 3 , находящиеся между монастырем и близ лежащими селами, Куликовым и Говейновым. Речка Пешноша при устье своем разделяется на два рукав; оставляя свой путь вправо, она течет потом новым путем, которым и изливается в Яхрому; старым же подойдя почти к самым стенам монастыря, впадает в ту же реку, прошив наугольной юго-западной монастырской башни. Река Яхрома имеет также два течения: в старом, не дошедшем до монастыря 115 сажень, уклоняется от него влево, большими изгибами, к дубовому лесу, оттуда возвращаясь, опять соединяется с нынешним, вновь прорытым путем, против упомянутой башни, составляя сим уклонением к юго-западу остров, около версты в длину и более полуверсты в ширину. И так окружность монастыря изобилует водой, количество которой еще увеличивается несколькими прудами, около монастыря находящимися. От того, при разлитии рек, монастырь омывается водами со всех сторон, кроме северной, и кажется тогда лежащим на острове. Путь к нему в это время бывает на лодках, нарочно для того устроенных. Монастырь со всех сторон окружается сенокосными лугами, а за ними лесом. На юго-восточной стороне находится березовая роща, называемая ельником, от коей по низменной широте к реке Яхроме раскинут кустарник, и потому южная сторона обители имеет вид открытый. На западе, по левую сторону реки Яхромы, древний крупный дубовый лес; к северо-западу, по правую сторону Яхромы, на возвышенном месте, величественная и также древняя сосновая роща, которая в полую воду обливается ей кругом, и тем представляет вид прекрасного острова. За сей рощей, к северу, два пахотных поля и лес разного рода; на северо-восточной же стороне березовая роща, известная под именем Макарьевской 4 ; а за ней третье поле. Часть восточной стороны ничем не закрыта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приблизительно в конце XVII века в Николаевской обители появился Корсунский Крест, который по легенде, в город Переславль принесли раскольники из Суздаля. Сохранённый в советские годы в Переславском музее-заповеднике он является одной из святынь главного монастырского храма - Никольского собора. С помощью московских благотворителей весь ансамбль монастыря уже к последней трети XVIII века был отстроен в камне. В истории Никольской обители конца XVII - первой половины XVIII столетия остались имена игуменов Варлаама и Питирима, а также их преемников, много заботившихся о благоустройстве древней святыни. 10 июля 1898 года заштатный Никольский мужской монастырь был обращён в общежительный женский по предложению переславского гражданина А. Варенцова, из-за того, что братия к концу XIX века сократилась до нескольких человек, и монастырь совсем запустел. Из Свято-Успенского Александровского монастыря прибыли четыре монахини и восемь послушниц. Старшая монахиня Антония была назначена настоятельницей с возведением в сан игумении. В начале ХХ века число насельниц было уже около ста человек. В 1923 году власти закрыли монастырь, но ещё какое-то время на территории бывшей обители " проживали люди " . Так, в 1927 году на территории обители проживало более ста человек, но лишь четверо из них входило в " общество верующих " . Местопребывание других членов общины было в основном неопределённым. Трое человек проживало в Благовещенской церкви, и " ...1 - монашка, в б. покойницкой монастыря " . Для богослужения им временно оставили Евангелие в окладе 1877 года, шесть икон, подсвечники, серебряный ковш и шёлковые подризники. Никольский собор, лишившись своего церковного убранства, уже пустовал, глядя на всё происходящее пустыми, без стёкол, окнами. Монастырский сад был " по плану ликвидирован... ввиду низости грунта и частого насаждения " , плодовые деревья, в основном яблони, перенесены в Горицкий монастырь, а кладбище закрыто. Долгое время в бывшей обители находидась животноводческая база, школа-интернат, а в монастырских корпусах проживали простые переяславцы, переселённые сюда " по программе улучшения жилищных условий " .

http://sobory.ru/article/?object=00232

Характерно, что сноха кн. Ромодановского также имела свои кельи «у великого страстотерпца Георгия за Немглиною», которые она поручила душеприказчикам после ее смерти продать и деньги отдать в тот же монастырь 299 . У общежительного Иосифо-Волоко- ламского монастыря кельями умерших распоряжался сам монастырь. Не означает ли, что Георгиевская обитель за Неглинной относилась к «особным» монастырям? «Особный монастырек» существовал в 80-х годах XVI в. в Тверском уезде Микулинском стану в с. Городище, что на р. Шоше 300 . К «особным» монастырям В. В. Зверинский на основании материалов XVII в. (более ранние источники ему не были известны) относил торопецкий Никольский монастырь. По писцовой книге 1539/40 г. в церкви шла «вседневная служба, а служит игумен да поп, да дьякон». От великого князя 40 монахам шла руга: 70 четей ржи и 60 четей овса. Монастырь занимался ростовщичеством: на момент описания было «на престоле 26 руб., а рост емлет на те деньги игумен да священник». Монахи имели рыбные ловли в озерах, сдавая их в аренду из расчета: «ловцам 5 рыб», а монастырю – шестая. Возможно, к тому же типу принадлежит торопецкий девичий монастырь с храмом в честь Иоанна Предтечи. В нем проживали священник, игуменья, «а сестер 25, а питаются от церкви о мире», т. е. по-существу нищенствуют, так как ругу не получали 301 . Особными, несмотря на реформу 1528 г., остались новгородские монастыри: Николаевский в Неревском конце и Христорождествен- ский на Поле. Из писцовой книги середины XVI в. явствует, что Тверской Вышневолоцкий Удомеский монастырь во имя Ивана Богослова был «не община». В нем проживали игумен, 5 монахов, поп белый, дьякон, проскурница 302 . Интересен анализ Макарием наказной грамоты особножи- тельным обителям: половина всех монастырских доходов, зерна должна идти настоятелю, четверть – попам и дьяконам, и остальная часть – чернецам. Из денег на молебны, сорокоусты чернецы не получали ничего: все шло по половинам игумену и попам с дьяконами 303 . Монастыри-особняки, по всей вероятности, были достаточно широко распространены в XVI в., особенно на окраинах страны, иначе трудно объяснить, почему писцы порой специально помечали тип обители. Так, в сотной 1543/44 г. сказано: «В Вологде в Бухтю- ге монастырь общий Деонисья Глушицкого». При описании того же У езда в 1589/90 г. подобным образом охарактеризована еще одна °битель: «Монастырь общинка на речке на Доровице, а на монастыре Церковь древяна клетцки Спаса Нерукотворного пуст. Пашни у Монастыря 4 чети в поле, а в дву по тому же». В Каширском уезде на территории дворцовой тешиловской волости стоял «монастырь общий у Оки реки на берегу, а на монастыре церковь Преображенья». Тут же поставлена келья игумена, о наличии братии сведений нет 304 Из грамот середины XV в. следует, что Важский Иоанна Богослова – «вопцей монастырь на Пинешке». То же относится и к Николаевскому Чухченемскому («всем старцам общежительный») 305 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из книги " Николо-Пешношский монастырь " , ООО " Родники " , Дмитров, 2012г. Кирпичный Никольский со6ор документально не датирован. Постройка его, на основании анализа архитектурных и декоративных форм, может быть отнесена к первой четверти XVI в. Первоначально собор был, по-видимому, двуглавым, поскольку в южной апсиде помещался придел Леонтия Ростовского, к западному фасаду примыкала небольшая каменная паперть. В 1683 - 1691 гг. паперть была расширена и охватила здание с трех сторон. Собор приобрел четыре малых, крытых черепицей главы, которые простояли до 1782 г. Архитектурно-художественный облик памятника кардинально изменился в начале XIX в., когда расширенный пристройкой трапезной и новых крытых папертей собор получил классицистическую обработку с чертами псевдоготики. Было возобновлено пятиглавие, увеличены окна, порталы заменены арочными проходами, разобраны западная стена храма и стены придела. В ходе реставрационных работ 1964-1965 гг. древнему ядру памятника в основном возвращены его первоначальные формы. Крестово-купольный, четырехстолпный, ныне одноглавый храм с повышенными подпружными арками перекрыт коробовыми сводами. Фасады разделены на три части лопатками без учета положения внутренних столбов, завершаются килевидными закомарами. В основании закомар помещается орнаментальный керамический фриз с двумя рядами иоников, который, очевидно, распространялся и на апсиды. Аналогичный фриз опоясывает верх барабана. Лаконизм наружного убранства и утяжеленные пропорции здания сообщают ему суровую монументальность. От пристроек XIX в. у собора осталась лишь низкая трехсторонняя паперть. Ее художественные формы, в том числе портики с муфтированными колоннами, массивны и тяжеловесны. Детали отличаются крупным масштабом и обобщенной трактовкой. Внутри собор оштукатурен и побелен, пол - из чугунных плит. Иконостас и убранство интерьера отсутствуют. По материалам книги " Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог " . Выпуск 1. Часть 2.; Калайдович К.Ф. Историческое и топографическое описание мужского общежительного монастыря святого чудотворца Николая, что на Пешноше. - М., 1880; ПАМО, 1; Руднев В. Историческое описание мужского общежительного монастыря св. чудотворца Николая, что на Пешноше. - М., 1893; Тюренкова О.В. " Летопись " Иеронима Суханова - новый источник по истории Николо-Пешношского монастыря//История и культура Ростовской земли: 1992. - Ростов, 1993: Холмогоровы, 11, с. 306.

http://sobory.ru/article/?object=13995

37) Троицкое, погост близ реки Истры, в 8 вер. от Воскресенска, с деревянною церковью во имя Св. Троицы, построенною во второй половине XVII столетия, при усадьбе боярина Р. О. Бобарыкина. В 1681 г. царь Феодор Алексеевич купил оное село с деревнями у Бобарыкина и приписал к Воскресенскому монастырю. 38) Филатово, на реке Мологоще (Малгуше), в 12 вер. от Воскресенска, с каменною церковью во имя Рождества Христова, построенною в 1750 г., которая до 1820-х годов была домовой гг. Домашневых. Близ этого села, в урочище называемом «Морозова гора», был погост Рождественский, с церковью Рождества Христова, сгоревшею около 1821 года. 39) Холмы, на реке Песочне, в 8 вер. от Воскресенска, с каменною церковью во имя Знамения Пр. Богородицы, построенною в 1696 году. В 1585 г. значится сельцом, за Д. В. Салтыковым. 40) Хованское-Космодемьянское, на речке Самаринке, в 12 вер. от Воскресенска, с деревянною церковью во имя Знамения Пр. Богородицы, построенною в 1785 г., приписною к селу Никольскому- Надовражному (см. 27). В начала XVII столетия упоминается как деревня, за Сабуровым. . 41) Аносино-Борисоглебское. При этом селе находится женский общежительный монастырь (Аносин-Борисоглебский), устроенный трудами и иждивением бывшей владелицы села Аносина, княгини Евдокии Николаевны Мещерской (в монашестве Евгения – первая настоятельница сего монастыря). Церковь в оном соборная каменная во имя Живоначальныя Троицы, с 2-мя приделами: Тихвинской Божией Матери и свв. Бориса и Глеба, построена в 1811 году, но по случаю неприятельского нашествия 1812 г., главный престол остался неосвященным до 1822 года (Тихвинский придел освящен в 1813 г., Борисоглебский в 1814 г.), и тогда же открыто при сей церкви общежитие. В 1823 г. Борисоглебское общежитие обращено в Борисоглебский Аносинский общежительный девичий монастырь, первою настоятельницею которого была назначена его основательница мать Евгения, в сане игуменьи. В 1824 г. устроена в Аносином монастыре небольшая церковь во имя св. Димитрия Ростовского , для отправления треб приходским жителям села Аносина и освящена преосвящ. Филаретом митрополитом Московским.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Кострома. Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1426. Ссылки:   Адрес: Россия, Костромская область, г. Кострома, ул. Богоявленская (Симановского), д. 26 Координаты: 57.77285, 40.92332 Проезд:троллейбус 2 и 7, автобус 1 до остановки «Улица Пятницкая», автобус 2 до остановки «Фабрика-кухня». Изменить описание Храмы монастыря: 1. Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор 2. Собор Богоявления Господня 3. Церковь Смоленской иконы Божией Матери 4. Колокольня Другие постройки монастыря: 5. Настоятельский корпус 6. Духовная семинария, бывший трапезный корпус (XVII в.) 7, 8, 9. Сестринские корпуса 10. Памятный крест на месте разрушенного Никольского храма 11. Южные ворота 12. Ограда (XVII в.) Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Основан в 1426 г. Имеет богатую историю (прославился героизмом защитников в Смутное время). Пользовался покровительством Великих князей и царей московских. После постройки нового (ныне - кафедрального) собора старый собор Богоявления является его алтарем. Богоявленский Анастасиин монастырь, 3 класса, общежительный, в Костроме. Он совмещает в себе три обители, существовавшие некогда отдельно: Богоявленский мужской монастырь, Крестовоздвиженский и Анастасиинский женские монастыри. Основателем первого считается старец Никита (1425-1462 годы), ученик и сродник пр. Сергия, память его сохраняется и чтится доселе в обители. После пожара в 1847 году монастырь был упразднен и отдан в ведение женского (прежде мужского) Крестовоздвиженского монастыря. Анастасиин монастырь основан в XV веке первою супругою Иоанна Грозного Анастасиею Романовною; в 1764 году был упразднен, а инокини перемещены в Крестовоздвиженский женский монастырь; вскоре монастырь сгорел; через 10 лет Анастасиин монастырь восстановлен был на прежнем своем месте под названием Крестовоздвиженского Анастасиина. В 1863 году он переведен был на место упраздненного Богоявленского монастыря. В юго-западной башне монастырской ограды устроен храм во имя Смоленской иконы Божией Матери. Здесь во время пожара, бывшего в 1779 году и позднейшего в 1887 году, стены башни, на штукатурке которой изображен был лик Богоматери, охвачены были волнами пламени, однако святая икона и деревянный на ней киот чудесно остались совершенно невредимыми; с того времени святая икона особенно чтится жителями города. В часовне, на юго-восточной стороне, находится образ святителя Николая, написанный на древней стене и оставшийся целым во время пожара. Ежегодно 6 января и 9 мая бывает крестный ход вокруг обители.

http://sobory.ru/article/?object=00152

Еще одним знаменитым насельником стал игумен Питирим (впоследствии епископ Нижегородский и Алатырский). Весь ансамбль монастыря уже к последней трети XVIII века был отстроен в камне 28-ми метровая шатровая колокольня (1693); летний Никольский собор (1721); теплая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и Святые врата с надвратной церковью во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла (1772); каменная ограда (1761). 10 июня 1898 года заштатный Никольский мужской монастырь был обращен в общежительный женский. Из Свято-Успенского Александровского монастыря прибыли четыре монахини и восемь послушниц. Старшая монахиня Антония была назначена настоятельницей с возведением в сан игумении. За усердные труды Священный Синод наградил игумению Антонию золотым наперстным крестом. В 1899 году был произведен капитальный ремонт двухэтажного келейного корпуса с настоятельскими покоями, возведены несколько хозяйственных построек. К 1900 году была возобновлена придельная церковь Сретения Господня и освящена новая – Всех святых (1902) в Благовещенском храме. В 1903 году внутри был заново отреставрирован летний Никольский собор. Число насельниц было уже около ста. Времена гонений на Церковь в ХХ веке дали обители двух священномучеников – епископа Орехово-Зуевского Никиту (в миру Феодор Петрович Делекторский. 3 августа 1898 года рукоположенного в сан священника ко храму Николаевского женского монастыря города Переславля) и протоиерея Евгения Елховского (с 30 октября 1907 вплоть до закрытия монастыря 20 февраля 1923 года, бывшего старшим священником). В 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил их к лику святых. Главными святынями монастыря являются: Корсунский Крест; чтимый образ святителя Николая Чудотворца с частицей мощей; мощи благоверного князя Андрея Смоленского, Переяславского чудотворца; мощи преподобного Корнилия Молчальника; 84 частицы святых Киево-Печерских; икона праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского с частицей мощей; икона священномученика Климента, папы Римского с частицей мощей; икона святителя Луки исповедника, архиепископа Симферопольского с частицей мощей; икона праведного Иоанна Русского с частицей мощей; икона мученика Виктора с частицей мощей.

http://sobory.ru/article/?object=00232

Преподобный Димитрий Прилуцкий Преподобный Димитрий Прилуцкий, чудотворец, родился в богатой купеческой семье в Переславле-Залесском. С юности преподобный отличался редкой красотой. Приняв постриг в одном из Переславльских монастырей, в Нагорном Борисоглебском, на берегу Плещеева озера близ города святой основал Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом. В 1354 году Димитрий впервые встретился с Преподобным Сергием Радонежским , приходившим в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с Преподобным Сергием и сблизился с ним. Слава о переславльском игумене так распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Димитрия Ивановича. Под влиянием Радонежского чудотворца преподобный решил удалиться в глухое место и вместе с учеником Пахомием отправился на Север. В вологодских лесах, на реке Великой, в Авнежской округе они построили храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю. Но местные жители боялись лишиться угодий, и пустынники, не желая никому быть в тягость, отправились дальше. Неподалеку от Вологды, в излучине реки, в уединенном месте преподобный Димитрий решил создать первый на русском Севере общежительный монастырь. Жители Вологды и окрестностей с радостью согласились помочь святому. Владельцы земли, предназначенной под монастырь, Илья и Исидор, затоптали даже озимые нивы, чтобы храм был построен немедленно. В 1371 году воздвигнут был деревянный Спасский собор, и начала собираться братия. Многие ученики преподобного перешли сюда из Переславля. Углубленная молитва и строжайшее подвижничество сочетались у прилуцкого игумена с милосердием: он кормил нищих и голодных, принимал странников, беседовал с нуждающимися в утешении, давал советы. Преподобный любил молиться наедине. Постоянной пищей его была лишь просфора с теплой водой, даже в праздники не принимал он разрешенные уставом вино и рыбу. Зимой и летом носил один и тот же старый тулуп, до глубокой старости ходил вместе с братией на общие работы. Вклады в обитель святой принимал с разбором, следя, чтобы благотворения монастырю не были в ущерб ближним подававших. Господь наделил Своего угодника даром прозорливости.

http://patriarchia.ru/db/text/909171.htm...

После возвращения Рождественского собора Церкви, Феодоро-Тироновский наименование собора не утратил, но кафедральным быть перестал. В 2002 году при соборном храме Феодора Тирона был учрежден женский монастырь, получивший статус ставропигии Православной Церкви Молдовы. Адрес: Молдавия, г. Кишинёв, ул. Чуфля, 12 Подробнее... Успенский женский монастырь (Коада Язулуй) [ править править код ] Свято-Успенский женский монастырь в селе Коада Язулуй расположен в 118 км от Кишинева, недалеко от села Биличений Векь. Святая обитель была основана в 1999 году благодаря совместным усилиям верующих из окрестных сел и монахинь. Монастырь с престолом в честь Успения Пресвятой Богородицы был первоначально основан как скит монастыря Фрумоаса. Церковь с элементами русской церковной архитектуры (особенно купола в форме маковки), находящаяся на вершине холма, доминирует над ландшафтом. Адрес : Республика Молдова, Сынжерейский район, к. Старые Биличены, с. Коада Язулуй Подробнее... Свято-Никольский мужской монастырь (Кондрица) [ править править код ] Согласно историческим документам Кондрицкий Свято-Никольский заштатный общежительный мужской монастырь был основан в 1783 году, как скит, иеромонахом Иосифом на земле, принадлежащей Каприяновскому монастырю, к которому и был приписан, и они вместе подчинялись Святой Горе на Афоне. Легенда скита гласит, что гайдук Кондря, прося прощения и очищения души в молитве, получил ответ - ежедневно поливать сухой пень, водой, принесённой во рту. Через три года пень ожил. Первая каменная церковь «Святого Николая» была построена экономом Рафаэлем в 1820 году, а летняя церковь «Успение» была построена в 1895 году экономом монастыря Феофаном Урсу. Вследствие исторических событий 1918 года, скит Кондрица получил независимость и первым старцем становится иеромонах Даниил Грозаву. Это был пик расцвета монастыря, где проживало 45 братьев. В 1947 году монастырь был закрыт, тогда в нем проживали почти 60 монахов. Часть монашествующих расселили по еще действующим монастырям, немощных отправили в дома престарелых, молодежь определили на работу в колхозы. На месте монастыря была организована лесная школа, зимняя церковь превращена в клуб, летняя - в склад ядохимикатов. Через 12 лет здесь открыли пионерский лагерь имени Зои Космодемьянской.

http://azbyka.ru/palomnik/Молдова_(монас...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010