Планировалось ввести не только строгий общежительный устав, но и довольно обширную учебную программу, общеобразовательную и богословскую. Им подробно описана система образования и воспитания, которую иноки должны проходить в таком монастыре в течение 12 или 13 лет. Этим же вопросом занимался и свт. Московский Филарет. Открытый им Никольский единоверческий монастырь (1854) стал миссионерским центром для возвращения старообрядцев в лоно Церкви 226 . Всего к концу XIX в. насчитывалось 16 единоверческих монастырей (8 мужских и 8 женских) во Владимирской, Костромской, Московской, Нижегородской, Самарской, Оренбургской, Уфимской и Черниговской епархиях С. 95]. В 1870 г. свт. Иннокентием (Вениаминовым) был устроен первый монастырь-институт для подготовки миссионеров. Им стал московский Покровский монастырь. Братия в основном собиралась из тех, кто уже имел миссионерский опыт, мог составлять сочинения для новообращенных, заниматься переводами, архивной и библиотечной работой (предполагалось собрать архив миссионерских дел). В монастыре располагался Совет Миссионерского общества С. 39]. Еще ранее, начиная с XVI в., в христианском просвещении Западной и Восточной Сибири (и др.) монастырям принадлежала ключевая роль. Среди них особо следует отметить в Западной Сибири: Знаменский в Тобольске (1596), Свято-Никольский в Верхотурье (1604), Преображенский в Тюмени (1621); в Восточной Сибири: Преображенский в Якутске (1662), Троицкий Усть-Киринский (1663), Троицкий Селенгинский (1681). В XIX в. открывались новые обители, например Свято-Троицкий Иссыккульский мужской монастырь для обращения киргизов. На Каме в 1893 г. был возобновлен Свято-Никольский монастырь, оттуда началось миссионерство среди вотяков С. 232]. В Алтайской миссии еще при архим. Владимире (Петрове) трудами свт. Макария (Невского) возникло несколько монастырей. К 1917 г. в состав Алтайской миссии входили три миссионерских монастыря: Улалинский Никольский женский, Чулышманский Благовещенский мужской, Бийский Тихвинский женский; две миссионерские женские общины: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Чемале и Матурская в честь Иверской иконы Божией Матери. Центрами миссионерской работы в Поволжье в конце XIX в. стали Казанская духовная академия и казанский Спасо-Преображенский миссионерский монастырь, при котором действовали специальные двухгодичные Высшие миссионерские курсы (с 1889 г.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ («на Болоте») (Переславской епархии Ярославской митрополии), находится в г. Переславле-Залесском Ярославской обл. История Первоначально мужской. Основан прп. Димитрием Прилуцким, о чем упоминается в различных редакциях его Жития. Согласно Минейной редакции, наиболее ранний список к-рой содержится в «Минее новым чудотворцам» 1494 г. (РНБ. Солов. 518/537), прп. Димитрий происходил из богатого купеческого рода. Местное предание связывает его с купеческой семьей Покропаевых (Прокопаевых) из дер. Веслево ( Смирнов. 1921. С. 60). Монашеский постриг он принял в переславском Горицком мон-ре (см.: Переславль-Залесский Горицкий в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь ), но затем покинул его, удалившись «на Болото» (в болотистую поросшую кустарником низину на берегу оз. Плещеева, расположенную неподалеку от юж. городских ворот). Вместе со сподвижниками преподобный соорудил деревянную ц. свт. Николая Чудотворца, вокруг к-рой вскоре образовался мон-рь. Точная дата основания П.-З. Н. м. не установлена. Автор одного из первых описаний монастыря свящ. Н. М. Меморский († 1869) считал, что это произошло «в последней половине XIV столетия, но в каком именно году, неизвестно» ( Меморский. 1851. С. 66). Указания ряда исследователей (Ф. П. Делекторский (сщмч. Никита ) и В. В. Косаткин) на 1350 г. не находят подтверждения в источниках раннего времени. Никольский мон-рь в Переславле-Залесском. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев Никольский мон-рь в Переславле-Залесском. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев В Житии прп. Димитрия Прилуцкого Минейной и последующих редакций П.-З. Н. м. назван общежительным. По предположению И. М. Верюжского, прп. Димитрий был вынужден основать новую обитель со строгим общежительным уставом, т. к. в Горицком мон-ре не было общежития, а также «не только духом, но и самым местом жительства стараясь унизиться и смириться» ( Верюжский И., свящ. Прп. Димитрий, игум. Прилуцкий, Вологодский чудотворец. Вологда, 1879. С. 7). При св. Димитрии обитель пользовалась известностью и уважением у жителей Переяславля, часто посещавших службы в монастырской церкви. Прп. Димитрий неоднократно бывал в Троице-Сергиевом монастыре у прп. Сергия Радонежского, ездил в Москву по приглашению св. блгв. вел. кн. Московского Димитрия Иоанновича Донского. Возможно, мон-рь посещал и прп. Сергий во время своих приездов в Переяславль. Когда и почему прп. Димитрий покинул П.-З. Н. м., уйдя с учеником мон. Пахомием на север, достоверно неизвестно. По мнению авторов описаний мон-ря XIX - нач. XX в., он бежал от «славы людской».

http://pravenc.ru/text/2580000.html

Кавказская. Кавказский Никольский миссионерский монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Архитектурный стиль: Эклектика Год основания:1894. Год утраты:Не установлен. Адрес: Краснодарский край, Кавказский район, станица Кавказская Координаты: 45.436922, 40.682663 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Кавказский Никольский православный миссионерский монастырь В 1797 году после обустройства станицы Кавказской два старообрядца ушли из нее и поселились в пещерах, устроенных ими в обрыве над рекой Кубань, в двух верстах выше станицы. Перед войной 1812 года к старообрядцам прибыли из России около десятка иноков и поселились здесь же в пещерах. В 1832 году случился обвал горы с пещерами в реку Кубань и было выбрано другое место для будущего скита. Черкесы, жившие в этих местах, уважительно относились у инокам и даже доставляли им хлеб, мед и воск. Один из живших в пещерах Иван Зрянин, в 1855 году был вызван в Москву и возведен в сан старообрядческого епископа Кавказского и Донского под именем Иова. Возвратившись в станицу Кавказскую, Иов построил две плетенные кельи и продолжил основание старообрядческого Никольского скита. В скиту было 20-30 иноков, содержались они на доброхотные пожертвования. Скит имел общежительный устав, молитвенный дом, постройки для жилья и службы. В 1894 году скит был упразднен архимандритом Исидором и заменился на Кавказский Никольский православный миссионерский монастырь. В монастыре жили 70 человек братии. Особой любовью братии и народа пользовался иеросхимонах Рафаил за чтение молитв над беснующимися и лечением немощных людей. Братия монастыря своими руками одевала и питала себя. Монастырю пришлось для поддержания искать источники извне. Такими источниками оказались подворья Романовское и Армавирское.

http://sobory.ru/article/?object=41869

Храм один, в честь Св. Троицы. Количество сестер невелико. Управляет ими игуменья. Средне-Никольский единоверческий монастырь в Николаевском уезде. В 5 верстах от уездного города Николаевска, на правом берегу реки Большого Иргиза, живописно расположен единоверческий Средне-Никольский общежительный монастырь. Основал его раскольничий инок Пахомий в 1764 году; первоначально обитель была мужской. В царствование Николая I иноки этого монастыря приняли единоверие; после этого они были переведены в Воскресенский и Преображенский монастыри, а Средне-Никольский монастырь был обращен в женский. В обители несколько церквей. Одна из них построена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Монастырем управляет игуменья. Симбирская губерния Обителей мужских 6, женских 5. Мужские обители Алатырский Свято-Троицкий монастырь. На берегу р. Алатыря, недалеко от ее впадения в р. Суру, в городе Алатырь расположен Свято-Троицкий необщительный монастырь. Исторических сведений о времени основания этой обители не сохранилось. Народное предание возводит начало Алатырского монастыря ко времени царствования Uoahha IV Васильевича (XVI в.). В Смутное время монастырь много терпел от нападений врагов России; он пришел, вследствие этого, в крайний упадок и был приписан к Свято-Троицкой Сергиевой лавре (1615 г.). В 1764 году Алатырскую Троицкую обитель снова сделали самостоятельным монастырем 8 класса. В обители три церкви: Троицкая, во имя прп. Сергия Радонежского, с двумя приделами, и в честь Богоявления Господня. В этой последней церкви находится могила известного схимонаха Вассиана, жившего в Алюторском монастыре в XVII столетии. Он вел святую, строго подвижническую жизнь и пользовался уважением горожан. Господь прославил его нетлением и чудотворениями, совершающимися по молитвам на его могиле. Гробница его находится в упомянутой церкви, за правым клиросом. На ней лежат железные вериги, которые носил старец Вассиан. Гробница Вассиана издавна привлекает к себе множество богомольцев. Страждущие духом и телом совершают над могилой панихиды и по вере своей получают облегчение.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Церковь основывала свои права на канонах и правилах Вселенских и поместных Соборов, которые, однако, говорят против земельных владений: 38 апостольское правило, 12 правило VII Вселенского Собора (Правила святых апостолов, святых Соборов и святых отцов с толкованиями. М., 1876. С. 87, 668) и в особенности 6 правило II Константинопольского Поместного Собора 861 г. (Деяния девяти Поместных Соборов. Казань, 1877. С. 238). Св. Феодор Студит требовал от своей братии строжайшей бедности и отвергал право монахов на личную собственность. Доброклонский А. Преподобный Феодор, исповедник и игумен Студийский. Одесса, 1915. С. 498. От Киприана, митрополита Московского (1381–1382, 1390–1406), осталось послание (1395/1405) к игумену Афанасию (АИ. 1. 253), в котором он затрагивает вопрос о праве монахов на личную собственность и отвергает это право как противоречащее взглядам святых отцов. Он признает, однако, правомерность земельных владений для общежительных монастырей, если эти владения находятся под управлением мирянина, снабжающего монастырь всем необходимым. Эту же точку зрения разделяли св. Сергий Радонежский и св. Кирилл Белозерский, которые в принципе признавали право общежительных монастырей на земельные владения, но отрицали право личной собственности для отдельных монахов. Хотя оба святых пытались ввести и поддерживать в своих обителях строжайшую киновию, они не могли отказываться от наделов, которые передавались монастырям в дар, особенно если эти дары были от князей. Павлов. Ук. соч. С. 11, 66; Макарий. 8 (1874). С. 154; Никольский. Кирилло-Белозерский монастырь. 1. 2 (1910). С. 11. В Кирилло-Белозерском монастыре братия разделилась на две партии, спор между которыми продолжался всю 2-ю половину XV в. и привел к образованию группы монахов-нестяжателей, которые решительно выступили против монастырских владений. Никольский. Общинная и келейная жизнь в Кирилло-Белозерском монастыре, в: Христ. чт. 1907. Август. С. 155–173. Ср.: ВМЧ. Сентябрь. С. 550. Возможно, что именно эти споры побудили Нила Сорского основать собственный скит.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

Лебяжий Остров. Екатерино-Лебяжья Никольская пустынь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1796. Адрес: Краснодарский край,Брюховецкий район,остров Лебяжий Координаты: 45.885149, 38.913926 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Черноморская Екатеринино-Лебяжская Николаевская пустынь, заштатная, общежительная, в Кубанской области, близ острова Тамани, на Лебяжьем острове, в 120 верстах от города Екатеринодара, в 20 верстах от Каневской и Брюховецкой станиц. Основана в 1796 году. При ней школа, больница, детский приют и мастерские: иконописная, столярная и др. Кавказский Николаевский Обвальный монастырь, миссионерский, общежительный, на берегу реки Кубани, в 2 верстах от станицы Кавказской, Кубанской области. Учрежден в 1897 году на месте бывшего Никольского старообрядческого скита. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Екатерино-Лебяжская общежительная мужская пустынь в свое время стала первым монастырем, открытым на Кубани. Основана она была по просьбе казаков, обратившихся к императрице Екатерине II, с благословения Святейшего Синода. Пустынью монастырь назвали потому, что возник он в отдалении от населенных мест, на небольших полуостровах, расположенных на северной стороне Лебяжьего лимана. Место выбрано монахами неслучайно – покрытая камышом болотистая местность, лиман, впадающие в него реки Бейсуг и Бейсужек очень богаты рыбой, которая является основной пищей монахов, а тучи гнуса в летнее время помогают закалить собственные дух и тело. Название дано пустыни в память милостей Екатерины II, а также в честь Святителя Николая, глубоко почитаемого казачеством. Монастырь, бывший приютом для раненых, престарелых казаков, строили и содержали полностью за счет войска. Екатерино-Лебяжинскую Свято-Николаевскую общежительную пустынь закрыли в 20-е годы прошлого века, затем разрушили, а часть монахов расстреляли. Сегодня от монастыря практически не осталось ничего, но в 2011 году началось возрождение обители. А пока богослужения проводят в бывшем доме культуры, переоборудованном под церковь. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Екатерино-Лебяжская Николаевская пустынь была основана в 18 веке по прошению казаков и по указу императрицы Екатерины II. Источник: 05.11.2012 видеосюжет об истории монастыря и о его возрождении на телеканале СОЮЗ  http://www.tv-soyuz.ru/videonews/eparhy/at30414 --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=23039

Монастырский. Никольский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1764. Адрес: 413720, Саратовская область, Пугачевский район, п. Монастырский (бывший МОПР) тел.: (845-74) 2-22-47 Координаты: 51.972327, 48.816353 Проезд:рейсовый междугородний автобус Саратов-Пугачев, поезд до г.Пугачева, далее такси до монастыря 3 км. Расстояние от г. Саратова до г. Пугачева 250 км. Изменить описание Храмы монастыря: Церковь Николая Чудотворца Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Средне-Никольский женский монастырь был основан в 1764 году сначала как старообрядческий мужской скит выходцем из Польши старообрядческим священноиноком Пахомием. Монастырь располагался в живописном месте, в излучине реки Иргиз. Указом Саратовской духоной консистории от 6 февраля 1837 года скит был обращен в единоверие и преобразован в Средне-Никольский мужской общежительный монастырь 3-го класса. 31 августа 1843 года монастырь был преобразован в женский и передан в управление инокине Ефросинии (Ерёминой), ставшей его первой настоятельницей. В 1851 году Николаевский уезд Саратовской губернии, в котором находился монастырь, вошел в состав новообразованной Самарской губернии. В монастыре имелись 2 церкви: Свято-Никольская и Покровская. Свято-Никольская церковь была деревянной, холодной, снаружи она была обшита тесом, а внутри оштукатурена. На церкви имелось 14 глав. При церкви находилась 4-х ярусная деревянная обшитая тесом колокольня. Высота колокольни с крестом достигала 12 сажен. В 1886 году Свято-Никольская церковь была перестроена, а 31 мая 1887 года - освящена. Покровская церковь сначала была деревянной, теплой, без колокольни. Снаружи церковь была обшита тесом и окрашена с 3-х сторон паперти, а внутри оштукатурена. На церкви имелась одна глава с крестом, высота которой достигала 4 метров. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=21947

В 1371 году подвижник вместе со своим учеником Пахомием ушли из Переславля в дремучие северные леса, что неподалёку от Вологды. Там, в излучине реки, они основали первый на русском Севере " общежительный " монастырь. Преподобный прожил в Спасо-Прилуцкой обители более 20 лет. В 1392 году игумен Димитрий " отошёл в мир иной " . Благодаря чудесам, совершавшимся у его гроба, преподобного Димитрия Прилуцкого начали почитать местно, а с XV века уроженец Переславля инок-подвижник стал одним из наиболее известных и почитаемых русских святых. Основанному же преподобным Димитрием Прилуцким Никольскому монастырю в Переславле была уготована в какой-то мере необычная судьба; в недалёком будущем древнюю переславскую обитель ожидало ещё одно серьёзноё испытание. В годы лихолетья Никольский монастырь почти превратился в руины: исчезли монастырские стены, оказался взорванным главный храм, церкви были полуразрушены, не осталось и следа от колокольни. Если обратиться к истории монастыря, то стоит упомянуть о том, что в 1382 году, когда было нашествие татарских полчищ, руководимых ханом Тохтамышем, на земли Переславля, монастырь был разорён вместе с городом. В 1408 году монастырь сожгли отряды эмира Эдигея. История не донесла до нас обстоятельства и имена людей, связанных с восстановлением обители после татарских нашествий. Видимо, монастырские летописи сгорели в Смуту. Восстановили Никольский монастырь в XV веке, и до Смутного времени обитель переживала расцвет, в 1505 году великим князем Иваном Васильевичем III монастырю были пожалованы государственные земли. В 1609 году обитель полностью была разорена польско-литовскими захватчиками, и лишь в 1613 году здесь возобновилась монастырская жизнь; в том же году сюда пришёл старец Дионисий - благочестивый мирянин родом из армянской купеческой семьи, впоследствии ставший схимонахом и затворником. Согласно преданию, во сне ему явился образ Николая Чудотворца и повелел ему возобновить монастырь его имени. С ним началась новая эпоха возрождения обители. Его преемником стал ближайший сподвижник игумен Варлаам, который, по преданию, стал духовником прп. Корнилия Молчальника.

http://sobory.ru/article/?object=00232

В 1761 году построена каменная ограда. С 1776 по 1896 год в Переславском Никольском монастыре сменились тридцать пять настоятелей, то есть каждый управлял по три-четыре года. Это не могло благоприятно влиять на устройство обители - богослужебная и хозяйственная ее жизнь постепенно пришла в упадок. К 1896 году братия монастыря насчитывала пять-шесть человек. Колокольня, храмы, жилые постройки нуждались в капитальной реставрации. В 1894 году был построен двухэтажный келейный корпус. Женский монастырь Предписанием Святейшего Синода от 10 июня 1898 года заштатный Никольский мужской монастырь был обращен в общежительный женский. Из Успенского монастыря города Александрова для возрождения Никольского монастыря прибыли четыре монахини и восемь послушниц. В 1899 году была отремонтирована покосившаяся, угрожавшая падением колокольня. Камни, на которых она стояла, из-за влажности почвы разошлись в стороны, по всей высоте проходили большие трещины. В том же 1899 году был произведен капитальный ремонт двухэтажного келейного корпуса с настоятельскими покоями, возведены несколько хозяйственных построек. В 1900 году в Благовещенском храме была возобновлена придельная церковь Сретения Господня. Причиной возобновления придела послужила теснота теплой церкви для собирающихся богомольцев. Из этого можно сделать вывод, что жители Переславля во множестве стали посещать Никольский женский монастырь, несмотря на его местоположение «на болоте», невзирая на размытые дороги осенью и снежные заносы зимой. В 1900 году на средства благотворителей с южной стороны теплого Благовещенского храма была сооружена каменная двухэтажная ризница. Вся церковная утварь отреставрирована и заново вызолочена, приобретены двенадцать парчовых облачений для священнослужителей. В 1902 году была освящена новая придельная церковь Благовещенского храма во имя Всех Святых, а также выстроен еще один двухэтажный каменный келейный корпус. К 1903 году в монастыре насчитывалось около ста насельниц. Закрытие и разорение монастыря

http://drevo-info.ru/articles/5002.html

Городище. Николаевский Лядский монастырь. Николо-Лядский монастырь /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:между приблизительно 1615 и 1615. Год утраты:Не установлен. Адрес: 1 км к северу от села Городищи Координаты: 58.502159, 31.300396 Изменить описание Храмы монастыря: 1. Церковь Николая Чудотворца (кам. 1365 г.) 2. Церковь Троицы Живоначальной Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Николаевский Лядский монастырь существовал в XIV-XVIII вв. В 1764 г. упразднен. В 1765 г. отдан под госпиталь Вологодского полка. О разорении обители свидетельствует составленная через три года опись. В начале XIX в., по свидетельствам, еще стояли два ветхих храма, однако службы в них не проводились. К середине XIX в. от зданий монастыря осталась лишь груда камней. Николо-Лядский монастырь располагался на берегу Волхова. Место его расположения хорошо определяется по ивовой аллее, идущей от насыпи в сторону Волхова и внезапно обрывающейся. Местность эта называлась «Лядка», отчего и монастырь получил такое название. Возможно, в основе этого названия лежит слово «ляда», обозначавшее поле, расчищенное под луг или пашню. Еще в начале XIX века здесь стояли две ветхих каменных постройки, которые постепенно разрушились и были разобраны. Одна из них – древняя каменная Никольская церковь 1365 года – была поставлена новгородцем Лазутой, другая Троицкая церковь XVI века. Чудом сохранившаяся опись монастыря 1605 года, случайно купленная на рынке собирателем древних рукописей М.П.Погодиным, позволяет представить архитектурный ансамбль монастыря. Никольская церковь, построенная в период новгородской самостоятельности, представляла собой, как можно предполагать, кубическую постройку с трехлопастным завершением. Три деревянных крыльца вели в храм. Теплая церковь с трапезной палатой имела » немецкие окончины с наводы», то есть с узором, наведенным по поверхности стекла. Церкви с трапезными строились в монастырях со строгим общежительным уставом. В таких монастырях его обитатели не имели собственного имущества. В ансамбль входила деревянная колокольня на восьми столбах, крытая шатром. Этот тип колоколен часто изображался на древнерусских миниатюрах и был, по-видимому, типичен для новгородской архитектуры XVI века и более ранней. Хозяйственные постройки монастыря и кельи также были деревянными. Окружал монастырские постройки бревенчатый частокол. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=50523

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010