Переславль-Залесский. Никольский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 1300 - 1400. Ссылки:   Адрес: Ярославская область, Переславль-Залесский, ул. Гагарина, 43 Координаты: 56.732102, 38.839098 Проезд:из Москвы автобусом от метро " ВДНХ " , далее от автостанции Переславль по городу пять остановок до монастыря на местном рейсовом автобусе или такси. Ориентировочное время в пути составляет 2 часов 15 минут. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Николаевский монастырь, заштатный, в городе Переславле. Основан в XIV веке святым Дмитрием Прилуцким. Разоренный поляками в начале XVII века, он вскоре восстановлен был схимонахом Дионисием (1645 г.). Сначала он был мужским; в 1898 году обращен в женский. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Переславльский Николаевский заштатный необщежительный женский монастырь в самом городе. Основан в конце XIV столетия преп. Димитрием Прилуцким. Разорен в смутное время, но возобновлен схимонахом Дионисием. Первоначально был мужским, в 1898 г. обращен в женский. Игуменья, монахинь 7, послушниц 44. Л.И. Денисов «Православные монастыри Российской империи…» Москва, издание А.Д. Ступина, 1908 На том месте, где теперь располагается Свято-Никольский монастырь, более шести с половиной веков назад было " болотистое, заросшее лесом и непроходимым кустарником место близ озера Плещеева " . Начало основания Никольского монастыря положил в 1348 году святой Димитрий, позже названный Прилуцким. Сам преподобный родился под Переславлем в небольшом селе Веслево в купеческой семье Подкопаевых. В находящемся недалеко мужском Успенском Горицком монастыре он постригся в монахи. Спустя некоторое время преподобный в том самом лесу на берегу Плещеева озера построил деревянный небольшой храм. Спустя некоторое время возле этой церквушки и возникла обитель, названная в честь Святителя Николая Чудотворца и чьим настоятелем святой Димитрий оставался значительное время. В 1354 году в Переславле состоялась знаменательная встреча игумена Димитрия с Сергием Радонежским. Благодаря беседам с преподобным Сергием Радонежским, Димитрий вводит в своей обители общежительный устав. Со временем Никольский монастырь начал приобретать все большую популярность, к нему стали стекаться богомольцы и верующие. В 1368 году по рекомендации преподобного Сергия Димитрий, желая уединенной молитвы, оставляет Переславль и уходит в Вологодские земли, где основывает другой монастырь - Спасо-Прилуцкий. В 1382 году Переславский Никольский монастырь был разорен и сожжен ханом Тохтамышем, а в 1408 году подвергся разорению эмиром Эдигеем. Обитель начала восстанавливаться после разрушительных нашествий только со второй половины 15 века. В то время царь Василий Третий начал собирать земли вокруг Московского княжества в единое государство.

http://sobory.ru/article/?object=00232

К.Ф. Калайдович Историческое и топографическое описание мужского общежительного монастыря, что на Пешноше с присовокуплением устава его и чиноположением Источник I. Описание Пешношского монастыря Расстояние монастыря от столицы и ближайших городов Николаевский Пешношский, или на Пешноше, заштатный, общежительный, мужской монастырь, находится в Московской губернии, в Дмитровском уезде; расстояние его от столицы по Рогачевской дороге 79, по Дмитровской же 87 верст, от города Дмитрова 25, от Клина 34, и 65 от Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Положение монастыря Он расположен на ровном месте, по правому берегу реки Яхромы 1 , которая протекая мимо западной стороны его, принимает в себя текущую с востока, не далеко от полуденной стены монастыря, речку Пешношу 2 . Последняя берет свое начало из родников и долин Раменской волости и потом протекает через Никольское озеро, которое по времени превратилось в сенные покосы 3 , находящиеся между монастырем и близ лежащими селами, Куликовым и Говейновым. Речка Пешноша при устье своем разделяется на два рукав; оставляя свой путь вправо, она течет потом новым путем, которым и изливается в Яхрому; старым же подойдя почти к самым стенам монастыря, впадает в ту же реку, прошив наугольной юго-западной монастырской башни. Река Яхрома имеет также два течения: в старом, не дошедшем до монастыря 115 сажень, уклоняется от него влево, большими изгибами, к дубовому лесу, оттуда возвращаясь, опять соединяется с нынешним, вновь прорытым путем, против упомянутой башни, составляя сим уклонением к юго-западу остров, около версты в длину и более полуверсты в ширину. И так окружность монастыря изобилует водой, количество которой еще увеличивается несколькими прудами, около монастыря находящимися. От того, при разлитии рек, монастырь омывается водами со всех сторон, кроме северной, и кажется тогда лежащим на острове. Путь к нему в это время бывает на лодках, нарочно для того устроенных. Монастырь со всех сторон окружается сенокосными лугами, а за ними лесом. На юго-восточной стороне находится березовая роща, называемая ельником, от коей по низменной широте к реке Яхроме раскинут кустарник, и потому южная сторона обители имеет вид открытый. На западе, по левую сторону реки Яхромы, древний крупный дубовый лес; к северо-западу, по правую сторону Яхромы, на возвышенном месте, величественная и также древняя сосновая роща, которая в полую воду обливается ей кругом, и тем представляет вид прекрасного острова. За сей рощей, к северу, два пахотных поля и лес разного рода; на северо-восточной же стороне березовая роща, известная под именем Макарьевской 4 ; а за ней третье поле. Часть восточной стороны ничем не закрыта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава II. О средствах содержания: доходах и расходах. А. О доходах. В течение XV–XVI и начала XVII веков главными источниками экономического благосостояния Кириллова монастыря были: земельные владения (и промысловые учреждения на них), пожертвования движимостью (за требоисправление), торговля и кабальные записи. а) Земельные владения и доходы с них. Земельные владения были одним из самых ранних и наиболее крупных источников монастырских доходов. На Руси земледелие для всего населения в исторические века служило одним из неизбежных средств к пропитанию, и русское монашество уже в древнейшую пору сделалось и земледельцем и землевладельцем, тем более что с этим положением его были в согласии и порядки, завещанные Византией и записанные в монастырском «уставе патриарха Алексия» 1 . Еще при жизни преподобного Феодосия Печерского его монастырь был наделен территориальною собственностью, которая заведывалась при помощи приставников, слуг и тиунов 2 . С XII века вошло в обычай, чтобы монастыри владели вотчинами и пользовались ими, как средствами содержания 3 , хотя на ряду с этим необходимость монастырского «вотчинного быта не была еще окрепшею в сознании южно-русского дружинного общества 4 . В более оседлой Ростовско-Суздальской области этот быт установился гораздо прочнее, и в Московской Руси, где еще со времени преподобного Сергия стали преобладать общежительные монастыри, нуждавшиеся в постоянных средствах содержания, и где первичные основы зарождавшейся государственности приближались к типу землевладельческих хозяйств 5 , поземельные источники доходов являлись почти неминуемым условием существования больших обителей с общежительным устройством. Только на севере, в пределах новгородской колонизации, крупными своеземцами были: сам новгородский владыка и монастыри (общежительные), стоявшие внутри или вблизи вечевого города; монастырьки же колоний оставались и малоземельными, и со скудным достатком 6 . Не смотря на то, что Кириллова обитель расположилась почти на порубежной черте пятины Великого Новгорода и в районе бывшей новгородской колонизации, она уже в конце XVI века по количеству земельных владений и доходов занимала между обителями всего Московского государства одно из первых мест.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Свято-Покровский Киевский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Покровский монастырь в Киеве — Никольский собор Покровского монастыря православный женский монастырь Украинской православной церкви (Московского патриархата). Варианты наименования — Киево-Покровский монастырь, монастырь Покрова Божьей Матери. Первоначальное наименование — Киевский Покровский женский общежительный монастырь. Основан 11 января 1889 года великой княгиней Александрой Петровной Романовой (в девичестве Александра-Фредерика-Вильгельмина Ольденбургская, в иночестве — Анастасия). При монастыре имеется гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] Покровский женский монастырь был основан Великой Княгиней Александрой Петровной Романовой (в иночестве — Анастасия), супругой Великого Князя Николая Николаевича, третьего сына Императора Николая I. 24 января 1889 года состоялось освящение места постройки будущей обители, возникновение которой было предсказано прп. Феофилом Киевским ещё в 30-х годах XIX века; и уже в июле Великая Княгиня перешла сюда на жительство с первыми сестрами из Липок. Она принимала деятельное участие в созидании и налаживании жизни в обители, вложив в это все свои средства. Монастырский городок включал в себя корпус монашеских келий, к которому примыкал храм, и двенадцать других зданий. В них располагались больница с домовой церковью, церковноприходская школа для девочек, приют для слепых и неизлечимых больных, приют для сирот и бедных детей. Были также предусмотрены бесплатная амбулаторная лечебница, аптека с бесплатной выдачей лекарств, странноприимница и многое другое. Переехав в монастырь, Александра Петровна получила чудесное исцеление от Почаевской иконы Пресвятой Богородицы. Восприняв это чудо как знак верного выбора дальнейшего пути, Великая Княгиня желала послужить Господу в иноческом чине. Осенью того же года она, облекшись в иноческое одеяние, с которым не расставалась до смерти, приняла постриг от афонского иеромонаха, бывшего проездом в Киеве. Это оставалось глубокой тайной до её кончины. Лишь после вскрытия духовного завещания почившей узнали, что в инокинях она — Анастасия.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Покровск...

Арзамас. Николаевский женский монастырь. Храмы монастыря: Церковь Николая Чудотворца Церковь Богоявления Господня Карта и ближайшие объекты Николаевский монастырь, 3 класса, общежительный, в городе Арзамасе. Основан, неизвестно когда, священником Феофилактом Яковлевым. Существовал уже в XVI веке. В монастыре находится чудотворная икона святителя Николая, пожертвованная игуменом Арзамасского Спасо-Преображенского монастыря Сергием (+1585 год). При монастыре больница с аптекой, живописная мастерская и приют для девочек — сирот духовного звания. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Арзамасский Николаевский женский монастырь основан в конце XVI века. В 1738 г. построена церковь Николая Чудотворца ( " Большой крест " ), в 1811 г. - церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь действующая, церковь Николая Чудотворца восстанавливается, но без колокольни. СВЯТО-НИКОЛАЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ На одном из изгибов реки Теша в 1552 году Иван Грозный заложил пограничный город Арзамас. В последней четверти XVI века в самом центре города на главной Соборной площади был поставлен еще один монастырь (женский), освященный во имя Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца. Строителем монастыря явился арзамасец Феофилакт Яковлев. Первоначально он выстроил храм во имя Святителя Николая с приделом в часть святых бессеребренников Космы и Дамиана. В этот храм игумен Арзамасского Спасопреображенского монастыря Сергий пожертвовал большой резной образ святителя, прославившийся вскоре многочисленными чудотворениями и исцелениями больных. Строитель храма был рукоположен во священники и стал служить в приходе выстроенной им церкви. Тот же игумен Сергий подал ему мысль об устройстве женской обители при храме. Тогда отец Феофилакт для нужд будущей обители построил еще теплую деревянную церковь во имя Богоявления Господня, колокольню и кельи для тридцати сестер. Так было положено начало первой женской обители в Арзамасе, которая от образа Николая Чудотворца стала называться НикольскойНикола Новые Прощи (проща означает прощение, освобождение от болезни, а значит и от греха). Дважды за свою историю – в 1650 и 1726 гг. – монастырь выгорал дотла. Первый раз он восстанавливался на средства вдовы отца Феофилакта Пелагии и его сыновей Григория и Афанасия. Во второй раз город, а вместе с ним и монастырь, был опустошен пожаром, пожалуй, самым ужасным за все время существования Арзамаса.

http://sobory.ru/article/?object=04969

Дзержинский. Николо-Угрешский монастырь. Карта и ближайшие объекты Монастырь основан, согласно преданию, в 1380 г. князем Дмитрием Донским. Архитектурный ансамбль XVI-XVII веков был кардинально перестроен во второй половине XIX в. по инициативе настоятеля монастыря архимандрита Пимена. Новый ансамбль в ложнорусском стиле создан на расширенной территории монастыря в 1850-1870-х гг. при участии художника и археолога Ф.Г. Солнцева. В 1880-1899 гг. Архитектором А.С. Каминским был построен грандиозный Спасо-Преображенский собор, ставший центром монастыря. Монастырь обнесен кирпичной стеной с 8 воротами и 16 башнями. Наибольший интерес представляет северный участок стены, называемый Палестиной, или Иерусалимской стеной. Этот участок построен в 1866 г. и изображает древний город в условных иконописных формах. Из старых построек в переделанном виде сохранились: Государевы и Патриаршие палаты (XVII в.), колокольня (1758-1763 гг.), три башни ограды XVIII в. В 1920 г. монастырь был закрыт, на его территории размещалась колония для беспризорников. В 1940 г. уничтожен Никольский собор (XVI-XIX вв.). С 1970-х гг. начались восстановительные работы. С 1990-х гг. монастырь был вновь открыт. Государевы и Патриаршие палаты с Успенской церковью (позднее Настоятельские покои): кирпичное двухэтажное здание, построено в XVII в. От этого времени сохранились планировка и своды. В XIX в. корпус был расширен, растесаны проемы, фасады оштукатурены. Вплотную к зданию с севера пристроена миниатюрная церковь апостола Матфея и Параскевы Пятницы. Позднее каменное крыльцо палат и завершения Успенской церкви были утрачены, изменены формы ее покрытия. В 1990-х гг. палаты реставрировались, восстановлено завершение Успенской церкви. Николо-Угрешский монастырь, общежительный, 3 класса, на берегу реки Москвы, в 15 верстах от города Москвы, в 6 верстах от железнодорожной станции Люберцы. Основан в 1380 году великим князем Дмитрием Донским, на месте явления ему иконы святого Николая чудотворца во время стоянки здесь с войсками пред походом против Мамая. Обрадованный проявлением благословения Божия и оживленный надеждою великий князь воскликнул: «Сия вся угреша (согрело) сердце мое», и дал обет создать на этом месте монастырь, который и был назван «Угрешским». В древнем Николаевском соборе находится явленная икона святителя Николая, прославленная чудесами.

http://sobory.ru/article/?object=00627

Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь состоит из двух частей – Васильевского мужского и Николаевского женского монастырей, находящихся в одной ограде и расположенных в селе Никольское Волновахского района Донецкой области на месте бывшего сельского прихода в честь святителя Василия Великого. Первые упоминания о Свято-Васильевском приходе с. Васильевка (ныне с. Никольское) появляются в архивных записях с 1859 г. Здесь до 1912 г. стояла деревянная церковь. В 1912 г. на средства прихожан и благодетелей был построен теплый каменный храм и освящен в честь свт. Василия Великого. В 1934 г. храм был закрыт и сильно пострадал от безбожников, была снесена вся его верхняя часть, 9 куполов и колокольня, фаянсовый иконостас уникальной работы полностью разрушен. В 1954 году Васильевский храм был восстановлен в нынешнем его виде с одной главой и колокольней и с тех пор больше не закрывался. В 1986 году на Свято-Васильевский приход был назначен настоятелем игумен Савватий (Сокур). Его трудами был отреставрирован храм, в 1988 построена крестилка с настоятельскими покоями и паломническая с трапезной. В 1990 г. игумен Савватий был возведен в сан архимандрита, а в 1992 пострижен в схиму с именем Зосима. Со временем количество людей, желавших послужить Богу на сем месте под духовным окормлением схиархимандрита Зосимы увеличилось. В 1998 году был построен братский корпус, а в 1999 – сестринский. В 1997 г. обитель взяла в аренду у сельсовета «Дом временного проживания», расположенный на территории, прилегающей к храму, где усилиями братии и сестер устроена богадельня «Дом милосердия» на 50 человек по уходу за немощными и престарелыми. На данный момент действует новая богадельня, построенная в 2003 г. на 100 человек с храмом в честь прп. Сампсона Странноприимца. В 2001 г. сестринской общине дан статус монастыря, а в 2002 г. зарегистрирован мужской монастырь. Женской обителью управляет игуменья Анна (Морозова). Наместником мужского монастыря является схиархимандрит Алипий (Бондаренко). Священноархимандритом и настоятелем обители является митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион. В обители введен общежительный устав. В монастыре совершаются ежедневные богослужения. В сестринском корпусе и в богадельне читается неусыпаемая Псалтирь. По воскресным дням и великим праздникам на богослужениях братский и сестринский хоры поют антифонно. В монастыре действует пекарня, библиотека, медицинская амбулатория для насельников, мастерские: столярная, резьбы по дереву, золотошвейная, швейная, иконописная, мастерская по изготовлению мебели. Насельники обители занимаются сельским хозяйством. Действует Воскресная школа для детей. Обитель принимает паломников. В цокольном этаже сестринского корпуса устроена паломническая на 200 мест, есть гостиничные кельи для священнослужителей.

http://pravoslavie.ru/48965.html

Старая Ладога. Никольский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1241. (?); по документам известен с кон. 15 в. Ссылки:   Адрес: Россия, Ленинградская область, Волховский район, с. Старая Ладога, Никольская ул., д. 1 Координаты: 59.991412, 32.301455 Проезд:из Санкт-Петербурга с Московского или Ладожского вокзалов электричкой до станции Волхов, затем автобусом 23 до Старой Ладоги, остановка СХТ, от остановки спуститься пешком вниз к монастырю. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Старо-Ладожский Николаевский монастырь, 3 класса, общежительный, на берегу реки Волхова, в 1 версте от села Старой-Ладоги, в 13 верстах от города Новой ладоги. Основан в XIII веке; упоминается с 1499 года. В соборном храме находятся чудотворные иконы: святителя Николая и великомученицы Параскевы. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Власти Ленинградской области планируют отреставрировать Староладожский Свято-Успенский девичий и Никольский мужской монастыри. Как сообщает пресс-служба региональной администрации, на восстановление девичьего монастыря из федерального бюджета планируется привлечь 210 млн. рублей и 530 млн.- на реставрацию мужской обители.  Запланированы масштабные восстановительные и реставрационные работы в Старой Ладоге, где находится более 130 памятников культуры VIII-XIX веков, из них 26 объектов федерального и 81 объект регионального значения. Никольский мужской монастырь (XIII век) - один из древнейших монастырей в Старой Ладоге, основанный Александром Невским после победоносного сражения со шведами в устье реки Ижоры, посвящен Николаю Чудотворцу. Источник: " Православная газета. Екатеринбург " (704) декабрь 2012 г. Если Успенский монастырь фланкирует Ладожскую крепость с севера, то Никольский - с юга. По преданию, обитель основана после победы Александра Невского над шведами в 1240 году. Первое летописное упоминание о монастыре содержится в переписной книге Водской пятины Новгородской земли 1498-1501 годов. Среди монастырских построек выделяются необычные Святые врата, выходящие к Волхову, и особенно - удивительная по своей архитектуре церковь святителя Иоанна Златоуста, построенная в 1861-1873 годах.

http://sobory.ru/article/?object=03302

Теряево. Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1479. Ссылки:     Адрес: Московская область, Волоколамский район, Теряево, Теряева слобода Координаты: 56.171167, 36.099747 Проезд:От ж. д. ст. Волоколамск (Рижское направление) авт. 31 до ост. Валуйки, далее на север 1 км до монастыря; или от ж. д. ст. Чисмена (Рижское направление) авт. 23 до ост. Теряево (конечная), далее 1 км на запад до монастыря. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Основан преподобным Иосифом Волоцким в 1479 на земле удельного князя Бориса Васильевича Волоцкого во имя Успения Божия Матери. Первоначально состоял в юрисдикции Новгородского митрополита, позже вошел в Московскую митрополию. Деревянный Успенский храм возведен в августе 1479, первый каменный собор построен при жизни преподобного Иосифа в 1485. Игумен Иосиф ввел в монастыре общежительный Студийский Устав. Во время польско-литовской интервенции в 1611 монастырь подвергся разорению, хотя мощные крепостные стены обители выдержали многодневную осаду войск гетмана Рожинского. В 15-16 вв. при Успенском монастыре в Волоколамском уезде существовали так называемые малые монастырьки: богорадный Введенский Спировский (в селе Спирово), устроенный для погребения неизвестных странников, которых поминали в родительские субботы «Бога ради», и Никольский Черленковский (в селе Черленково). В 16-17 вв. Иосифов монастырь использовался как тюрьма для видных русских государственных деятелей и опальных иерархов Русской Православной Церкви. В начале 17 в. здесь содержался низложенный царь Василий IV Шуйский, преподобный Максим Грек и его сотрудники провели здесь в заточении 12 лет, сюда был заключен сведенный с престола московский митрополит Даниил, пребывали в заточении до казни Матвей Башкин и Василий Курицын. Во время военных действий в начале 17 в. здесь содержались польские военнопленные, в кампанию 1812 пленные французы. С 1777 по 1823 в монастыре существовала школа для детей духовного звания.

http://sobory.ru/article/?object=00394

Астрахань. Кремль. Троицкий монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и церковь Сретения Господня. Введенская и Сретенская церкви На территории Троицкого монастыря Карта и ближайшие объекты История Троицкого монастыря в Астрахани начинается с 1568 года, когда царь Иоанн Грозный, посылая сюда игумена Кирилла, повелевает ему устроить в городе «Николы Чудотворца монастырь общий», т. е. общежительный. К 1573 году игуменом Кириллом были выстроены: храм Живоначальной Троицы, к которому была «прирублена трапеза о шести сажень, да келарская о трёх саженях, 12 келий, две погребицы с сушилами, хлебня и поварня». Все постройки были деревянные. Были они обнесены дощатою оградою высотою в две сажени. Ко времени кончины игумена Кирилла в 1576 году им было выстроено в монастыре ещё два деревянных храма: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Сам монастырь, первоначально именуемый Никольским, позже получил название Троицкого, в честь соборного храма Живоначальной Троицы, освящённого 25 июля 1576 года. Присланный в Астрахань в 90-х годах XVI века новый игумен Феодосий ревностно занялся перестройкой монастыря из деревянного в каменный. 13 сентября 1603 года освящён был новый каменный Троицкий собор. Чуть позже к нему был пристроен придел в честь Святых Страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Кроме того, при игумене Феодосии были построены: каменная колокольня с храмом Святителя Николая Чудотворца под ней и деревянный храм Происхождения Честных Древ Креста Господня с приделом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1606 году уже при новом игумене Ионе начато было строительство каменной Введенской церкви с трапезными палатами в одной связи, а под нею хлебнёю и тёплым погребом. Всё это сооружение примыкало к Троицкому собору с западной стороны и в основных чертах уже начинало походить на дошедший до наших времён комплекс зданий монастыря. Но завершение строительства Введенской церкви с трапезой замедлилось в связи с событиями Смутного времени 1606 – 1614 годов, и только в 1620 году эта церковь была освящёна. В 1619 году при игумене Рафаиле было начато строительство каменных святых врат обители с церковью Входа Господня в Иерусалим над ними. Через год постройка была завершена.

http://sobory.ru/article/?object=18059

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010