Владимир, архиепископ Казанский и Свияжский (Ужинский) Родился 22 марта 1777 года. В 1807 году пострижен в монашество. 30 мая 1811 года возведен во игумена Деревяницкого Воскресенского монастыря Новгородской епархии. 5 ноября того же года переведен в Антониев монастырь в сане архимандрита. С 7 марта 1816 года – настоятель Иверского монастыря. 10 марта 1819 года переведен в Юрьев монастырь. 11 мая 1819 года хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 12 апреля 1822 года – епископ Курский и Белгородский. 28 марта 1831 года возведен в сан архиепископа Черниговского. С 19 сентября 1836 года – архиепископ Казанский. 1 марта 1848 года уволен на покой в Свияжский Богородицкий монастырь. Скончался 16 декабря 1855 года и был погребен в пристрое к Никольскому храму Свияжского монастыря, около могилы святителя Германа, архиепископа Казанского († 1567, память 23 июня/6 июля, 25 сентября/8 октября, 6/19 ноября). Труды: Слово, говоренное на обновление кафедрального собора г. Казани по освящении придельного при нем храма, во имя святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба 1846 г., июня 24 дня.//Православный собеседник. – 1878, август. – С. 313–318. Литература: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1401, 1404, 1417. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 232. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 245. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 48, 54, 61, 74, 267, 290, 512, 635. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 232. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 319.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вышел декабрьский номер журнала " Вода живая " ноября 2022 Открывает его проповедь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия " Великая Божия милость " , посвященная празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы . Темой раздела " Подробно " стал церковный хор. В материале Татьяны Кириллиной " Хор расширяет кругозор " - рассказ о созданном год назад молодежном хоре Исаакиевского собора , которым руководит Лариса Христич. Материал Елизаветы Кричфалуший " Живу тогда, когда поет наш хор " знакомит читателей с хором воссозданного храма Рождества Христова на Песках и его регентом Владимиром Львовым. В материале " Хрустальные звуки на берегах Невы " Татьяна Кириллина беседует с исполнительным директором хорового фестиваля духовной музыки " Хрустальная часовня на Невских берегах " Анастасией Мазанкиной: в этом году фестиваль прошел 4-6 ноября. В разделе " Образы и смыслы " о перемене взглядов на события 1917 года некоторых деятелей русской эмиграции Тимур Сунайт беседует с доктором исторических наук Петром Базановым; интервью озаглавлено " Переоценка революции " . В материале из серии " Слово петербургского предстоятеля " Тимур Щукин продолжает знакомить с богословскими высказываниями церковных деятелей, возглавлявших в разное время Санкт-Петербургскую кафедру: приведены отрывки из сочинений митрополитов Исидора (Никольского; 1799-1892) и Палладия (Раева; 1827-1898). Раздел " Люди в Церкви " открывает очерк Елизаветы Кричфалуший " Тридцать лет студенческого храма " о Покровском храме при Политехническом университете . Материал Евгения Перевалова " Поднять из руин " рассказывает о восстановлении храма Владимирской иконы Божией Матери в селе Елизаветино Гатчинского района, построенного, возможно, по проекту известного архитектора Саввы Чевакинского. Пока работы в самом начале, а о дальнейших планах рассказывает настоятель священноинок Николай (Безуглов) . Материал того же автора " Музейная миссия " - о совместном проекте епархиального миссионерского отдела и Невского благочиния : для школьников Невского района организованы регулярные экскурсии в музей истории Санкт-Петербургской епархии с посещением Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры .

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Глубоково (погост Иванова Гора). Домовая церковь Рождества Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Храм Рождества Иоанна Предтечи на Ивановой Горе построен в 1721 году, разрушен в 1936 году. Сохранилась уникальная колокольня, построенная в 1894 году. В здании богадельни устроен храм, патриаршее подворье. Рядом расположен святой источник. Первое письменное упоминание о храме на Ивановой горе относится к 1571 году, он был сожжен при татаро-монгольском набеге. Каменная церковь была выстроена в 1721 году, позже неоднократно перестраивалась, устроены Успенский и Никольский приделы. В конце XIX века старостой Предтеченской церкви был хозяин текстильной фабрики и благотворитель Диомид Митрофанович Хутарев. Он решил увековечить место, где рос дуб, посаженный преподобным Сергием Радонежским. Когда в 1892 году Россия отмечала 500-летие преставления святого, Хутарев заказал колокол весом в 550 пудов (более 8 тонн), что соответствовало примерному возрасту Сергиева дуба — 550-ти годам. Установлен он был 29 марта 1894 года на временной деревянной звоннице над местом, где к тому времени оставался лишь огромный пень. В 1895 году началось строительство колокольни, которое продолжалось четыре года. Грандиозное пятиярусное здание с примыкающими с севера и юга часовнями выполнено из красного кирпича и белого камня с богатым декором в псевдовизантийском стиле. В Подмосковье колокольня на Ивановой горе по высоте уступает только колокольне Троице-Сергиевой Лавры и колокольне Ивана Великого в Московском Кремле. Ее высота – 79,5 метров. Для новой звонницы отлили колокол весом 554 пуда и 16 фунтов (почти 9 тонн); во втором ярусе был освящен храм во имя святого мученика Диомида. По обеим сторонам колокольни устроены две усыпальницы рода Хутаревых. На средства Д.М. Хутарева на Ивановой горе были открыты церковно-приходская школа и богадельня. Церковь Иоанна Предтечи была разрушена в 1936 году, внутреннее убранство часовен уничтожено, усыпальница разграблена, захоронения осквернены, кладбище в церковной ограде срыто. Школа продолжала существовать в советское время, классы были оборудованы в корпусе богадельни. В послевоенные годы территорию бывшего храмового комплекса занял детский дом, а в начале 1960-х годов – психиатрическая больница.

http://sobory.ru/article/?object=56495

Евлампий, архиепископ Тобольский и Сибирский (Пятницкий Петр Никитич) Родился в семье священника Ярославской епархии. С 1805 года учился в Ярославской духовной семинарии. В 1816 году поступил в Московскую духовную академию. 18 сентября 1820 года окончил академию со степенью магистра богословия и был назначен бакалавром. 21 ноября 1822 года пострижен в монашество; 6 декабря рукоположен во иеродиакона, а 9 декабря – во иеромонаха. 24 ноября 1824 года возведен в сан архимандрита. С 15 февраля 1826 года – инспектор академии; с 19 марта – настоятель Дмитровского Борисоглебского монастыря и в том же году назначен экстраординарным профессором академии. С 31 декабря 1828 года – член Московского цензурного комитета. С 28 марта 1830 года – настоятель Московского Знаменского монастыря. С 27 апреля 1831 года – настоятель Можайского Рождество-Богородичного Лужецкого монастыря. 18 ноября 1831 года назначен ректором Вифанской духовной семинарии. 11 февраля 1834 года хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии, в Казанском соборе Санкт-Петербурга. С 22 июня 1840 года – епископ Орловский и Устюжский. 13 июня 1853 года уволен на покой в Свияжский Богородицкий монастырь. Скончался 12 марта 1862 года. Погребен в Свияжском Успенском монастыре Казанской епархии, в пристройке к Никольскому храму. В годы ректорско-преподавательской деятельности архиепископа Евлампия (тогда еще архимандрита) характеризовали добрым, непридирчивым, но очень нерасторопным. Он был плохой администратор и преподаватель. Студенты не любили ни его лекции, ни его записки. Изучение его записей они считали для себя настоящим наказанием и поэтому часто осыпали автора беспощадными сарказмами. Но многие студенты были последователями его благочестивой жизни. Он отличался необыкновенным усердием к равноевангельскому житию. Из 35 студентов его выпуска 10 приняли монашество. Вступив на пост архипастырского служения, преосвященный Евлампий произвел самое приятное впечатление на свою паству и духовенство, а последующая постническая и благочестивая жизнь еще более укрепила к нему всеобщую любовь. Он часто говорил проповеди, чем привлекал народ к посещению богослужений. Даже многие из раскольников уважали преосвященного.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Жиздра. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Свято-Покровский храм построен в память спасения жизни императора Александра II. Закрыли храм в 1930 г. Перед войной жителями было замечено необычное явление: колокольня храма, колокола с которой были давно сняты, стала издавать мелодичный звон, послушать который приходили многие. Оказалось, что причиной были вибрации, вызванные, установленной неподалеку, электростанцией, попадавшие в резонанс со зданием. Явление считали предзнаменованием грядущих бед, что, в общем-то, оправдалось. В годы оккупации (1941–1943 гг.) храм был открыт, но при отступлении, в августе 1943 г., немцы его взорвали. Проект храма был выполнен в стиле эклектики. Фотографий храма не сохранилось. Сохранился чертеж его фасада с подписью: Каменной Церкви Покрова… с приделами Петра и Павла и Свят. Тихона в г. Жиздре в честь спасения жизни императора Александра II-ro. Алтари прежнего и нового, заложенного в 1992 г. храма примерно совпадают. Автор современного проекта – Кондратьев Олег Иванович (г. Москва). Проект сочетает в себе элементы традиционного русского храмового зодчества и новой архитектуры. В храме имеются две чтимые иконы. Обе из несохранившегося ныне Успенского храма в с.Песочня. Первая – икона Божией Матери “Скоропослушница”, афонского письма, XIX в. Во время войны в избу, где находилась эта икона, попала бомба, уцелел только тот угол, гда она стояла. На иконе и теперь видны следы осколков. Вторая – “Калужская” икона Божией Матери, XIX в. Написана маслом по дереву (без левкаса). Согласно записям в метрических книгах, хранящихся в жиздринском архиве, в 1878-1892 гг. в Покровском храме служил о. Дмитрий (Никольский), с августа 1882 г. – о. Петр (Виноградов). За 1905-1915 гг. данные в метрических книгах отсутствуют. Отец Николай (Зелепугин) служил в Покровском храме перед его закрытием. 16 ноября 1937 г. был приговорен “тройкой” УНКВД Орловской области по ст. 58 п. 11. УК. РСФСР к ВМН. Во время войны в Покровском храме служил прот. Гавриил (Фатеев).

http://sobory.ru/article/?object=01726

Зиняки. Церковь Алексия, митрополита Московского. Алексеевская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Зиняки – село в Городецком районе. Памятник градостроительства и архитектуры – Алексеевская церковь. Датировка объекта – 1900-1913 гг. Документ о принятии на госохрану 286.  Проект разработал архитектор Никитин, а строительным процессом руководил архитектор Домбровский. В советский период была разобрана трёхъярусная каменная колокольня, из кирпичей которой построили совхозный гараж, а само здание церкви переделали под машинно-тракторную станцию, а позже в склад. В настоящее время храм действующий.  http://www.gttp.ru/map_NN/gorodec.htm Изначально село носило название Зиняково и принадлежало к Семеновскому уезду Нижегородской Губернии. Село входило в состав имений Дурново. В Адресной книге Нижегородской епархии на 1904 год следующие сведения о храме: Храм деревянный (1765 г.), престолы: главный холодный - Свт. Алексия митр. Московского, придел теплый - Свт. Иоанна Затоустого. Земли около 32 десятин, лесу 4 десятины. Дом священника собственный, псаломщика – квартира. Казенного жалования 392 р.; прочий капитал 150 р. В приходе 24 дома, православных 622 муж., 748 жен., раскольников (старообрядцев) 11 муж., 11 жен.; церковно-приходская школа. Настоятель иерей Петр Сергеевич Сперанский, 55 лет, окончил семинарию, в приходе с 1889 года, законоучитель, имеет камилавку (1899 г.). Псаломщик В.И. Никольский, 36 лет, из 3 класса духовного училища, в приходе с 1892 года. Церковный староста Н.А. Медведев (1893 г.). Каменный храм строился с 1900 по 1913 гг. предположительно по проекту арх. А.К. Никитина. 22 сентября 1913 г. был освящен центральный престол во имя святителя Алексия, митрополита Московского. Боковые приделы были посвящены в честь свт. Иоанна Златоуста и свт. Николая Чудотворца. К 1914 г. боковые престолы не были освящены. Последним настоятелем перед закрытием храма был сын Петра Сергеевича Сперанского – Сергей Петрович Сперанский.

http://sobory.ru/article/?object=10030

Иванково. Колокольня церкви Иоанна Богослова. Колокольня. Не действует.   Престолы: Иоанна Богослова Год постройки:приблизительно 1892 - 1917. Адрес: Россия, Рязанская область, Спасский район, с. Иванково Координаты: 54.508213, 40.843585 Проезд:От села Ижевского на юг 5км Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Иванково первоначально в качестве деревни принадлежало к селу Выжелесу. В окладных книгах 1676 г. упоминается церковь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в селе Иванкове двор помещика Ивана Григорьевича Неронова, 42 двора крестьянских, 10 дворов бобыльских… В 1786 г. благочиния смотритель селе Ижевска Николаевский иерей Василий Иванов донес преосвящ. Симону, что в селе Иванкове церковь во имя св. Иоанна Богослова как стенами, так и полом очень ветха, под самым престолом поставлены подпоры, церковь наклонилась в одну сторону и склонна к падению. Кроме того, благочинный прописывал, что «он приходским людям многократно увещевание чинил, чтобы к построению новой церкви заготавливали лес, прошедшею зимою сего 1786 г. им сыскан был лес из 500 дерев, к покупке оного благочинный начальников села двоекратно к себе призывал, но они отвечали: мы господ своих спросим и вас уведомим». На донесение благочинного последовала резолюция преосвящ. Симона: «Ежели давно такова поминаемая обветшалая церковь, что и престол святой подперт, то давно было и служить в ней не надлежало: чего ради немедленно ее запечатать, выбрав все нужное, а престол рушить и никакой службы в ней не отправлять. Прихожан же и клир определить к близкому селу Малышеву. Впредь же дать ли дозволение в селе Иванкове церковь, Консистория не опустительно имеет в силу указанных предписаний рассмотреть и нам доложить. 1786 года декабря 16 дня». В силу означенной резолюции, указом Консистории от 17 января 1787 г. села Ижевска Никольскому иерею Василию было предписано выбрать из нее лучшую утварь, церковь запечатать, Иванково определить в приход в село Малышево. Прихожане Богословской церкви в том же году обратились к епархиальному начальству с просьбою освидетельствовать церковь их и дозволить отправлять в ней богослужения до построения новой церкви, что и было разрешено.

http://sobory.ru/article/?object=17839

Иваново. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская единоверческая церковь. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы , Михаила Архангела , Николая Чудотворца Год постройки:между приблизительно 1837 и 1839. Колокольня - 1842; в 1890 расширен тёплый придел. Год утраты:1971 (снесена) Адрес: Ивановская область, г.Иваново, территория у перекрестка ул. Парижской Коммуны и ул. Ярославская Координаты: 56.995863, 40.962664 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:Церковь находилась в пределах современной ул. Парижской Коммуны 16Б, юго-восточная часть. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1800 году была учреждена единоверческая церковь, куда перешла часть старообрядцев. Они признали Синод и подчинились местному епархиальному руководству, при этом им было разрешено сохранить старые обряды. В 1834 году перешел со своей семьей в единоверие фабрикант Д.А.Бурылин. Через три года он купил участок земли у графа Шереметева, а в 1839 году на его средства была выстроена Благовещенская Единоверческая церковь. В 1842 году появилась высокая двухъярусная колокольня, все здание получило отделку в традициях позднего классицизма. В теплых приделах Михаила Архангела и Николая Чудотворца богослужения начались с 1839 года, а главный храм освятили только спустя шесть лет. В 1845-1848 годах весь храм был расписан, а в 1850-1862 годах на средства фабрикантов Борисовых позолотили главы и кресты на храме и колокольне. В конце XIX века церковь была реконструирована. В 1890 году староста фабрикант Н.Н.Фокин расширил теплую часть храма, а через три года устроил новый придел в память мучеников Никона и Параскевы. В 1892 году внуки Диодора Андреевича - братья Н.Г. и Д.Г.Бурылины устроили придел Всех святых над могилами своих родителей и деда, где установили резной иконостас. Сюда Бурылины передали много старинных вещей. В первом ярусе иконостаса были помещены древние иконы. В 1894 году на их же средства установили новые иконостасы в главном храме, Михайловском и Никольском приделах, которые вскоре были позолочены.

http://sobory.ru/article/?object=52929

Иларион, епископ Крутицкий (Сарский и Подонский) (Григорович) Родился 20 декабря 1696 года в г. Соснице, на Украине. Окончил Киевскую духовную академию. В 1721 году пострижен в монашество в Киевском Братском монастыре и определен учителем в Киевской духовной академии. Из академии перешел в Харьковский коллегиум преподавателем и проповедником. В 1726 году назначен префектом. В 1733 году возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Святогорской обители Белгородской епархии, откуда переведен в Никольский монастырь г. Белгорода. В 1740 году перемещен в Саввино-Сторожевский монастырь (Московская епархия). В 1743 году переведен в Чудов монастырь. С 17 декабря 1744 года – архимандрит Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. С 15 марта 1748 года – член Святейшего Синода. 22 мая хиротонисан во епископа Крутицкого. Скончался 3 декабря 1760 года. Погребен в усыпальнице, под придельным храмом прежнего Крутицкого архиерейского дома. Епископ Иларион 12 лет управлял Крутицкой епархией и считался одним из самых замечательных архипастырей за все годы, предшествовавшие его святительству на Крутицах. Он стяжал в Москве славу человека богоугодной жизни, снискал любовь народа. Его считали святым. Епископ Иларион в течение ряда лет участвовал в исправлении славянской Библии. Он занимался и литературными трудами. Труды: Слово в Неделю шестую по Пасхе. – М., 1742. Слово на Новый год. – М., 1747. Слово на тезоименитство императрицы Елизаветы Петровны. – М., 1748. Литература: Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 6 ч. – М., 1807–1815, ч. 1. – С. 239, 641; ч. 2. – С. 353; ч. 6. – С. 879, 893. Леонид, иеромонах. История Церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские иерархи. – Калуга, 1876. – С. 65, 110. Едлинский М. E., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. – 1-е изд. – СПб., 1895. – С. 67. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. – М., 1852. – С. 267.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Климент, митрополит Киевский и всея Руси (Смолятич Клим) Митрополит Климент по происхождению русский. Фамилия его Смолятич дает повод предполагать, что он был родом из Смоленской земли. До святительства был схимником в монастыре, находящемся в городе Зарубе. Его кандидатуру на первосвятительский престол выдвинул великий князь Киевский Изяслав Мстиславич, несмотря на противодействие ряда епископов, возражавших против поставления митрополита без санкции Константинопольского патриарха. 27 июня 1147 года Собором русских епископов он был поставлен митрополитом Киевским главою святого Климента, папы Римского (эта святыня находилась в Киеве), подобно тому как греки ставили своих митрополитов рукою святого Иоанна Предтечи. Вскоре после смерти великого князя Изяслава († 1154) и занятии Киевского престола князем Юрием Долгоруким 20 марта 1155 года митрополит Климент был удален с Киевской митрополии во Владимир Волынский. Скончался после 1164 года. Летопись Ипатьевская (под 1147 годом) характеризует Климента как «книжника и философа», подобного которому не было «в Русской земле». Однако до нас дошло лишь одно произведение, бесспорно ему принадлежащее, – «Послание, написано Климентом митрополитом русским, Фоме, прозвитеру, истолковано Афанасием мнихом» (ГПБ, Кир.-Белоз. собр.; 134/1211). Труды: Послание, написано Климентом, митрополитом русским, Фоме, прозвитеру. истолковано Афанасием мнихом//Лопарев X. Послание митрополита Климента к смоленскому пресвитеру Фоме: Неизданный памятник литературы XII в. – СПб., 1892; Никольский Н. К. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII века. – СПб., 1892; Памятники истории Киевского государства IX–XII вв.; Сборник документов/Подготовлен к печати Г. Е. Кочиным. – Л., 1936. – С. 154–155; Послание Климента Смолятича/Подг. текста, пер. и ком. В. В. Колесова//Памятники литературы Древней Руси. XII в. – М., 1980. – С. 282–289, 658–660. Слово о любви Климово (авторство признается спорным). Литература: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. – М., 1880. – Т. 1, первая половина. – С. 285, 786.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010