Мишеронский (Мишеронь). Церковь Воздвижения Креста Господня (Николая Чудотворца). Крестовоздвиженская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь при благотворительных заведениях, выстроена фабрикантом А. А. Костеревым. Стиль - псевдорусский. Кирпичная, не оштукатурена, с белокаменными деталями. Двухэтажное церковное здание, занятое в прошлом школой, в настоящее время занято поселковой больницей. В плане Т-образное, венчания полностью разобраны. Центр западного фасада выделен кокошниками. Декоративное убранство достаточно богато, хотя и однообразно, пилястры украшены бочкообразными колонками. Имелись Крестовоздвиженский и Покровский престолы. Внутреннее убранство не сохранилось, помещения перепланированы. Вообще-то по документам Шатурского благочиния этот храм именуется Никольским. По нашим сведениям: Будучи двухэтажным, храм был построен в 1882 году, имелось три придела, освященных в честь святителя Николая, Покрова Божией Матери и Воздвижения Креста Господня. Храм был освящен 20 августа 1902 года, на втором этаже размещалось здание церковно-приходской школы. В 1930 году храм был закрыт, утварь разграблена, здание переоборудовано под среднюю школу, в 1965 году в помещении храма разместилась сельская больница. Здание храма Церкви не передано. Помошник благочинного Шатурского округа протоиерей Рафаил Бармушкин, настоятель Никольского прихода г.Шатуры (rafailbar@rambler.ru) По документам Государственного архива Владимирской области (ГАВО) эта церковь была построена на средства владельцев Мишеронского стеклянного завода, входившего в " Товарищество стеклянных заводов " Братья Н. и И.Костеревы " " . Автор проекта - знаменитый лаврский архитектор Александр Афанасьевич Латков, более 10 лет занимавший должность архитектора Троице-Сергиевой Лавры. По тем же документам строительство церкви было начато в 1900 и завершено в 1902 г., в этом же году, 30 августа, она была и освящена. Кирпичная двухэтажная церковь-школа была построена в 1892-1902 гг. по проекту арх.А.А.Латкова на средства братьев Костеревых, владельцев Мишеронского стекольного завода. Здание - образец " русского " стиля, имело шатровую звонницу. Внизу располагался храм с Покровским и Никольским приделами, вверху - школа. Церковь была закрыта в 1930 г., венчания сломаны, переоборудованы помещения. С 1965 г. в здании располагается больница.

http://sobory.ru/article/?object=05954

Николо-Пенье. Церковь Николая Чудотворца. Церковь Николая Чудотворца в с. Николо-Пенье (Никольское на Пеньях) Церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1863. Адрес: Ярославская область, Борисоглебский район, село Николо-Пенье (Никольское на Пеньях). Координаты: 57.344094, 39.081051 Проезд:от автостанции Ростова-Великого или от Борисоглеба ехать на пригородном автобусе " Ростов-Турово " до остановки " Совхоз Красный Октябрь " , далее пешком. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты По преданию, на старых пнях, оставшихся после рубки леса, в 1688 году был поставлен деревянный храм. Новый храм построен в 1863 году на средства крестьянина Алексея Адрианова Писцова по типовому проекту архитектора К. Тона. Каменный, одноглавый, с ярусной колокольней. В 1892 году расписан на средства купца Дмитрия Кононовича Кекина. Престол во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Особенно почитались храмовая икона святителя Николая, чудотворца, написанная в пошехонском Адриановом монастыре, и икона Божией Матери, именуемая " Всех скорбящих радость " . Закрыт в 1933 (1934?) году. В советский период в храме был склад зерна. Источник информации: " Монастыри и храмы земли Ярославской " , краткая иллюстрированная энциклопедия в 3-х томах, том первый, 2000 год Никола-Пенье, владельческое село, при прудах и колодцах, в 28 верстах от Ростова; в нем 25 дворов, 58 душ и 62 надела. Каменная пятиглавая, в связи с колокольнею церковь во имя св. Николая построена в 1863 г. усердием крестьянина Писцова, а прежде создания этого храма в селе находилась церковь деревянная, которая и была окончательно нарушена 28 июня 1878 г. Из местно чтимых икон следует указать на храмовую икону св. Николая с надписью: «написался сей святой образ в Ростовском уезде в церковь св. Николая, зовомый что на Пенье. А строил сей образ Адриановой пустыни игумен Иаков по своим родителям своими келейными деньгами». Крестных ходов в приходе бывает два: 9 мая – в честь храмового праздника и 28 июля, установленный с давних пор в память скотского падежа. При церкви числится 33 десятины земли и приход из одного селения.

http://sobory.ru/article/?object=07948

Пермь. Церковь Николая Чудотворца на Слудке. Никольская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1895. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Пермский край, г. Пермь, район дома по ул. Монастырской Координаты: 58.009192, 56.200333 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Никольская церковь на Слудке " Для удовлетворения религиозных потребностей рабочего населения Заимок в 1895 г. устраивается на Слудке небольшая деревянная церковь... В сооружении ее большое участие принимали преосвященный Петр, ректор семинарии протоиерей К.М. Добронравов и ... офицер Лопухилов " . В ней имелось два престола: во имя святителя и Чудотворца Николая и в память Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. В имуществе церкви значился деревянный дом, пожертвованный церкви мещанкой Александрой Семеновной Леготкиной в 1913 г., по Монастырской улице 150, при доме усадьба в 150 кв. саженей, в доме проживал дьякон-псаломщик. В 1904 г. настоятелем церкви назначен Николай Викторович Удинцев. Н.В. Удинцев родился в 1868 г. В 1889 г. окончил Пермскую духовную семинарию, в 1917 г. зачислен студентом юридического факультета Пермского университета. После окончания семинарии Н.В. Удинцев 5 лет служил в Оханском уезде, являлся благочинным Оханского уезда, затем переведен в Пермь. За годы службы он был неоднократно награжден: в 1892 г. - набедренником, 1895 - архипастырским благословением со свидетельством, 1896 - скуфьей, 1901 - камилавкой, 1904 - наперсным крестом, 1913 - благословением Св. Синода и грамотой, 1915 - орденом Св. Анны 3 степени, имел медали императора Александра 3 и 300-летия дома Романовых. Второй священник - Николай Васильевич Пьянков - также награждался набедренником, скуфьею, камилавкою, наперсным крестом. Псаломщиками служили Иоанн Афанасьевич Налимов и Николай Андреевич Козьмин.

http://sobory.ru/article/?object=55813

Стан. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь на Удомельском Николаевском погосте /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты По дороге в Котлован из Удомли проезжаешь деревню Стан. Перед деревней, с правой стороны, за протокой, находится тополиная роща. В роще ещё можно увидеть несколько надгробий бывшего кладбища, а также остатки фундамента и осколки кирпича и штукатурки на том месте, где стояли церкви. Удомельско-Никольский погост расположен в геометрическом центре района и является одним из древнейших. Село Николо Стан в новгородские времена было центром обширной волости Удомля, и уже в 1478 году упоминается погост в Стане. У К.А. Неволина в издании " О пятинах и погостах Новгородских в XVI веке " имеется выписка из Писцовой книги Бежецкой пятины от 1582-1583 гг.: " Погост на озере на Удомле. А на погосте церковь Никола Чудотворец, да придел Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа... " По информации Н. Архангельского из " История Удомельского района " : " Погост располагался там, где река Съежа вытекает из озера Удомля… Позже этот погост стал называться Никольско-Удомельским, а село при нём – Николо-Станом " . Согласно статистическому сборнику " Тверская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 г. " в 1859 году в селе Николо-Стан было две церкви. По данным " Тверского епархиального статистического сборника за 1901 год " : Погост Удомельский Николаевский, от Твери 150 верст. Богоявленская церковь построена в 1872 году, каменная, престола четыре: в холодной: Богоявления Господня и Великомученика Пантелеимона, в теплой: Святителя Николая и Преподобного Сергия Радонежского. Церковные документы: опись 1880 года, план на землю. В 1901 году служили: Священник Николай Малинин 38-ми лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1885 года, священником с 1886 года, состоял законоучителем церковно-приходской школы. Диакон Георгий Иоаннович Худяков 32-х лет, диаконом с 1892 года. Псаломщик Иоанн Никольский 47-ми лет, в должности с 1885 года. Церковный староста крестьянин Аггей Аггеев Марков, в должности первое трехлетие.

http://sobory.ru/article/?object=61004

Хотень. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1782 г. село Хотень вместе с деревнями Клесово, Морозово, Селиваново, Альшанка и Хватово принадлежало князю Николаю Михайловичу Голицину. В его владении было 257 дворов и 2104 крепостных. В Хотени была церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери, стоящая на писцовой церковной земле. Дом господский был деревянный. В 1859 г. Хотень числилась за казенным ведомством, здесь были 81 двор и 607 жителей (278 мужчин и 320 женщин). В 1903 г. в Хотени было 386 мужчин и 436 женщин. В «Ведомости о церкви Введенской состоящей Козельского уезда Калужской епархии в селе Хотени» за 1915 и 1916 гг. сказано, что каменная церковь с такой же колокольней была построена в 1765 г. действительным камергером князем Николаем Михайловичем Голициным. Престолов было три: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, во имя свт. Николая Чудотворца, во имя вмц. Екатерины. Также была каменная сторожка, вокруг церкви - ограда. Церковь отапливалась духовыми печами. Приход: село Хотень (109 дворов) и деревня Альшанка (95 дворов), Морозово (99 дворов), Селиваново (122 двора), Хватово (114 дворов); Фроловской волости Мещовского уезда деревни Глазково (61 двор) и Жердево (111 дворов). Всего в приходе было 659 дворов. Прихожан было 2199 мужчин и 2413 женщин. В приходе были школы: церковно-приходская - в деревне Морозово, учреждена в 1892 году, помещалась в собственном доме, в 1915 году в школе учились 47 мальчиков и 32 девочки; двухклассная министерская - в селе Хотень, открыта в 1877 году; земская - в деревне Селиваново, открыта в 1891 году; земская - в деревне Жердево, открыта в 1896 году. По штату причт должен был состоять из двух священников, дьякона и двух псаломщиков. Николай Васильевич Королёв был священником села Хотень с 1835 года до своей смерти в 1885 году. Его сын Николай Николаевич Королёв был священником села Хотень с 1885 года до своей смерти в 1891 году. Тарбеев Василий Павлович был священником и уездным наблюдателем церковно-приходских школ в селе Хотени с 1904 по 1905 гг. С 1915 г. священником был Федор Иванович Чистяков, 26 лет. С 1914 г. вторым священником был Никольский Михаил Михайлович, 29 лет. С 1913 года дьяконом был Иван Иванович Филонов, 34 лет. Первым псаломщиком был Василий Тимофеевич Васильев, 73 лет, на этом месте с 1884 года. В 1913 г. за 50-летнюю усердную службу церкви Божией был награжден золотой медалью для ношения на Александровской ленте. С 1902 г. вторым псаломщиком был Алексей Тимофеевич Добринский, 30 лет. Церковным старостой с 1914 г. был Василий Ильич Кривошеев, 49 лет. Последним священником был о. Николай Никольский (1886 г.р.) Расстрелян 6 декабря 1937 г. Сына о. Николая - Николая Николаевича Никольского (1917 г.р.) осудили на 10 лет ИТЛ.

http://sobory.ru/article/?object=44971

Александр, епископ Вятский и Великопермский Родился около 1608 года в Сольвычегодске Вологодской губернии. Принял пострижение в монашество в Никольском Коряжемском монастыре и с 1643 года был в нем игуменом. С 7 июня 1651 года – архимандрит Спасо-Каменного монастыря. 3 июня 1655 года хиротонисан во епископа Коломенского и Каширского. 5 декабря 1657 года назначен во вновь учрежденную Вятскую епархию. 8 января 1674 года самовольно ушел на покой в Коряжемский монастырь, где принял схиму и скончался 16 октября 1679 года. Погребен в этом же монастыре у северной паперти. В 1655 году епископ Александр участвовал в Московском Соборе, созванном патриархом Никоном по поводу исправления богослужебных книг. Тогда он одобрил вместе с другими исправленную книгу «Служебник» и вновь переведенную «Скрижаль». Но когда был назначен в Вятскую епархию, то стал упорным противником исправления книг и 30 декабря 1662 года написал письмо царю Алексею Михайловичу, в котором высказал ненависть к патриарху Никону , боярину Стрешневу и митрополиту Газскому Паисию (Лигариду). В конце письма он советовал царю собрать «истинных архиереев» для избрания нового патриарха, который бы «имел возраст не менее 60 лет, в монашестве находился более 15 лет и был бы прежде в послушании у искусного старца». Когда же на большом Московском Соборе 1666 года начался суд над противниками книжного исправления, то вызван был в числе расколо-учителей и епископ Александр. Однако он раскаялся в своей вине. Собор простил его и отпустил в 1669 году на Вятскую кафедру· Вятский период жизни преосвященного Александра описал известный писатель Н. С. Лесков. В связи с учреждением Вятской епархии епископу Александру было поручено обновить престол в г. Хлынове, построить архиерейский дом для себя и для будущих архиереев. Для этого ему было отведено специальное место и «вместо суммы выделены две вотчины, с коих не менее трех тысяч душ считали». Но епископ Александр не умел и не хотел трудиться. Он 16 лет управлял Вятской епархией и за это продолжительное время так и не начал строительства, а «просидел ничего не делая, но неустанно обижаясь». Сам же все это время из-за отсутствия архиерейского дома жил в Успенском Трифоновском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Берёзовая Грива. Церковь Николая Чудотворца (старая). Никольская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1902. Год утраты:2002 (сгорела) Адрес: Республика Татарстан, Алексеевский район, деревня Березовая Грива, улица Космонавтов, д. 8. Координаты: 55.201221, 49.737158 Проезд: Из Казани по автодороге Р-239 Казань - Оренбург. На развязке после моста через Каму (не доезжая села Алексеевское) повернуть направо на автодорогу Р-240 (на Самару), через 5,5 км на перекрестке после села Мокрые Курнали повернуть по главной дороге налево на Самару, Базарные Матаки. Через 9,5 км пове ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Казани по автодороге Р-239 Казань - Оренбург. На развязке после моста через Каму (не доезжая села Алексеевское) повернуть направо на автодорогу Р-240 (на Самару), через 5,5 км на перекрестке после села Мокрые Курнали повернуть по главной дороге налево на Самару, Базарные Матаки. Через 9,5 км повернуть направо по указателю " Лебедино " . Далее ехать около 13 км по асфальтовой дороге, никуда не сворачивая. В деревне Березовая Грива, когда асфальт повернет налево и через 200 м закончится, проехать прямо по грунтовой дороге около 100 метров и повернуть налево, когда дорога прямо закончится. Через 200 метров будет расположена новая церковь, построенная на фундаменте старой. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Деревянный храм был воздвигнут в 1902 г. Здание церкви решено в стиле деревянной эклектики. Храм построен на средства помещиков Юрия Владимировича и Александры Платоновны Трубниковых, купцов Дмитрия Васильевича Пошехонова, известного храмоздателя Алексея Львовича Векшина (он же подрядчик) и местных прихожан. Из книги Липаков Е.В., Афонина Е.В., Долгов Е.Б., Середа Г.И., Якимов И.В. «Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI — начало XX веков)» — Казань: Издательство «Фест», 1998. Село основано в 1-й половине 18 в. В дореволюционных источниках известно также под названием Ватага. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян. В 1902 году зарегистрирован православный приход, и в этом же году построена церковь. Деревянная, крытая железом, внутри была оштукатурена. Колокольня также деревянная и тоже покрытая железом. Престол один - в честь святителя Николая Чудотворца. В селе с 1892 г. уже действовала церковно-приходская школа. Приходских деревень не было. В самом селе на 1904 год имелось 210 хозяйств с 1373 жителем, русские православные. Священник Семен Васильевич Дементьев, 36 лет.

http://sobory.ru/article/?object=22167

В монастыре было три храма. Главный собор в честь Воскресения Христова был основан прп. Кириллом, а в 1648 году по обету, данному боярином Борисом Морозовым, на месте деревянного храма было начато строительство каменного. Мощи прп. Кирилла Новоезерского в земле препочивали сто двенадцать лет и обретены были как раз, при строительстве нового собора, 7-го ноября 1649 года. В соборе было два придела: Никольский и Кирилловский. В начале 1780-х над Никольским приделом возвели колокольню, но впоследствии ее разобрали. В 1799 году собор подвергся реконструкции и перестройке (появилось пятиглавие, убрали украшение с фасада). В 1685 году и второй древний деревянный храм был заменен каменным. На средства царевны Софьи Алексеевны возвели теплую церковь Смоленской Богоматери с трапезной палатой и приделом Алексея человека Божия. Ежегодно, в день памяти этого святого при монастыре открывалась ежегодная ярмарка. Алексеевская ярмарка, приносившая немалый доход обители, просуществовавшая почти 250 лет, с 1649 по 1892 год, когда, несмотря на протесты монастыря, была переведена в Белозерск. Известным указом Екатерины II о секуляризации церковных земель Новоезерский монастырь был отнесён по штату к III классу. Начался большой экономический спад хозяйственной жизни монастыря и продолжался он до 1793 года, когда настоятелем монастыря был назначен архимандрит Феофан (Соколов). За время его руководства, продолжавшегося 36 лет, была достроена ограда с шестью небольшими башенками и Святыми воротами, возведена колокольня. Красный остров при игумене Феофане был соединен с соседним Сладким островом деревянными мостками на сваях, вбитых в дно озера. Сделано это было на случай пожара, чтобы спасти святыни и ценности. На близлежащих островах и вдоль берега озера располагались гостиницы и другие монастырские службы. На территории монастыря находилась также надвратная церковь апостолов Петра и Павла. А рядом с монастырём, на Кобылиной горе, Тихвинская церковь, где хранилась икона Богородицы, принесённая прп. Кириллом Новоезерским, и к которой совершался крестный ход в праздник Тихвинской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=15768

Вениамин, архиепископ Нижегородский и Арзамасский (Краснопевков-Румовский Василий) Родился 26 июля 1738 года в семье священника села Красного Санкт-Петербургской епархии. Окончил Александро-Невскую семинарию в Санкт-Петербурге. В 1759 году пострижен в монашество. Девять лет был преподавателем Невской духовной семинарии. В 1768 году назначен префектом семинарии. В 1770 году утвержден ректором семинарии. С 19 ноября 1770 года – архимандрит Никольского Старо-Ладожского монастыря Санкт-Петербургской епархии. 2 декабря 1771 года переведен в Зеленецкий монастырь, а 16 января 1774 года – в Петергофскую Троице-Сергиеву пустынь. 13 июля 1774 года хиротонисан во епископа Олонецкого и Каргопольского, викария Новгородской епархии. I апреля 1775 года переведен на Архангельскую и Холмогорскую епархию с повелением именоваться «Архангельским и Олонецким». Получил от императрицы Екатерины II панагию, украшенную бриллиантами и яхонтами. 26 октября 1798 года перемещен в Нижний Новгород. 11 ноября 1804 года возведен в сан архиепископа. Скончался 16 марта 1811 года. Погребен в Нижегородском кафедральном Спасо-Преображенском соборе. Епархиальная деятельность преосвященного Вениамина была направлена на благоустройство епархий, духовное образование юношества, восстановление обителей, создание и украшение церквей. Он поднял роль и значение благочинных в епархии. Все епархиальные дела преосвященный Вениамин решал быстро, без волокиты. Как любитель отечественной истории, преосвященный Вениамин много внимания уделял собиранию древних летописей и рукописей, трудился над составлением истории Архангельской иерархии. В 1781 году он предписал всем монастырям и церквам завести памятные книжки или летописи и внести в них все «древние достопамятности и все достойное памяти». Благодаря этим записям в Архангельской епархии было открыто много исторических памятников. Преосвященный Вениамин занимался и литературной деятельностью. Им написана книга «Новая Скрижаль». Большое внимание преосвященный Вениамин уделял изучению Священного Писания. Он приказал во всех церквах вместо поучений читать и объяснять Священное Писание .

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Верхний Акташ. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1880 и 1892. Адрес: Республика Татарстан, Альметьевский район, село Верхний Акташ, улица Советская 2б. Координаты: 54.964978, 52.149072 Проезд:По автодороге Альметьевск - Заинск - Набережные Челны. Через 6 км после выезда из Альметьевска повернуть налево по указателю " Верхний Акташ " . Через 1,5 км повернуть направо на центральном перекрестке заасфальтированных улиц в селе, еще через 300 метров церковь будет слева от дороги. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Старый однопрестольный каменный храм был построен в 1880 г. на средства прихожан. Это средних размеров пятиглавый храм, выстроенный в духе эклектики классицистического направления, в оформлении колокольни использованы мотивы византийского стиля. С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП . Архитектурное описание. Трехчастную композиционную основу церкви составляет центральный куполообразный объем храма, крестообразно огражденный портальными входами, апсидой и соединенный посредством широкой трапезной со встроенной колокольней. Двухэтажная храмовая часть завершается вальмовым перекрытием, на котором расположились по углам четыре маленькие главки луковидной формы, поддерживаемые высокими шейками и основная центральная главка. Церковь выполнена в классических традициях. Третий ярус колокольни выстроен в русско-византийском стиле. Из каталога-справочника. Р.А Айнутдинов, Е.В.Липаков, Р.Р.Хайрутдинов. " Республика Татарстан:Памятники истории и культуры " . г.Казань Издательство " Эйдос " -1993 г Село Верхний Акташ расположено в 14 км от Альметьевска по автомобильной дороге ведущей в Набережные Челны. До 1917 года село было также известно под названием Мордовский Акташ, так как было населено в основном мордвой-эрзей, поселившейся здесь в первой половине XVIII века. Переселенцы были государственными крестьянами и не находились в крепостной зависимости. По имеющимся данным в селе на 1913 год проживало 2669 человек. В 1880 году был зарегистрирован православный приход, состоящий из мордвы села Акташ и татар-кряшен деревни Калейкино, до постройки там, в 1915 году, свой церкви. В том же 1880 году на средства прихожан был построен однопрестольный пятиглавый каменный храм с колокольней средних размеров, освященный в честь святителя Николая Чудотворца. Церковь выполнена в классических традициях. Третий ярус колокольни в русско-византийском стиле. Причт составляли священник, дьякон и псаломщик. При храме в 1885 году открылась церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=25855

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010