Тейково. Храмовый комплекс. Церкви Илии Пророка и Николая Чудотворца. Храмы комплекса: Церковь Илии Пророка Церковь Николая Чудотворца Карта и ближайшие объекты ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: ЦЕРКВИ ИЛЬИ ПРОРОКА И НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, кон. 17-19 вв., ул. Октябрьская, 1,2. Расположен на высоком холме у обрыва, в центральной части города. В комплексе господствует Ильинская церковь типа " иже под колоколы " , увенчанная высоким шатром (1699). К северо-западу от нее находится Никольская церковь (3-я четв. 18 в. с приделами 1795 и 1833 г.) и дом причта (2-я пол. 19 в.), поставленный на понижающемся к северу склоне на границе участка. В южной его части в 1-й пол. 17 в. стояла также деревянная Троицкая церковь, вместо которой в 1694 г. на средства князей Прозоровских, владевших Тейковом, был построен каменный пятиглавый храм (не сохр.). В сер. 19 в. при последних владельцах графах Олсуфьевых территория комплекса была обнесена металлической оградой на кирпичном основании, выполненной в формах классицизма. Она включала двое ворот и угловые башни-павильоны с изогнутыми гуськовыми кровлями, украшенные главками-вазонами и сдвоенными колонками на углах (ныне ограда утрачена). В 1862-64 гг. Никольская церковь на средства Каретниковых была отреставрирована, а в 1892-95 гг. значительно расширена. Комплекс, ориентированный изначально на центральную площадь, сейчас отсечен от нее крупным жилым домом, построенным в 1950-е гг. на месте Троицкой церкви. Интересный пример храмового комплекса, объединяющего один из ярких памятников рубежа 17-18 вв. и церковь, архитектура которой характерна для периода эклектики. Журов, 1854, с. 384-387; Березин, Добронравов, 1898, с. 135-138. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3» - М., Наука, 2000, с. 254-257 В селе Тейково была церковь Живоначальной Троицы с деревянным верхом и двумя приделами: Николая Чудотворца и Ильи Пророка. В 1630-е годы в царствование царей Петра и Ивана Алексеевичей вместо пришедшей в ветхость деревянной церкви князья Василий и Алексей Прозоровские обратились с просьбой к митрополиту Суздальскому и Юрьевецкому Иллариону о строительстве в селе Тейково нового каменного храма. По благословлению митрополита Иллариона была выдана храмозданная грамота, и в 1694 году усердием князей Прозоровских, владельцев села, и приходских людей вместо деревянной Троицкой построили каменную церковь о пяти главах, которая была освящена в прежнее наименование в честь Святой Живоначальной Троицы.

http://sobory.ru/article/?object=03156

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (+ 1918) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 25 янв. в день мученической гибели и в ближайшее к 25 янв. воскресенье вместе с Собором новомучеников и исповедников Российских Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (в миру Василий), родился 1 января 1848 г. в селе Малые Моршки Моршанского уезда Тамбовской губ., в семье священника Никифора Богоявленского, впоследствии также принявшего мученическую кончину. С детства Василия отличали скромность и чистосердечность. Воспитывался он в деревне и хорошо знал народную жизнь. Стремление быть ближе к простым людям стало в дальнейшем особенностью его пастырского пути. Образование он получил в Духовном училище и семинарии в Тамбове и в Киевской Духовной академии, которую окончил в 1874 г. со степенью кандидата богословия, получив назначение преподавателем в родную семинарию. Василий Богоявленский был рукоположен во пресвитера в Покровской соборной церкви города Козлова в 1882 г. и вскоре был назначен настоятелем Троицкого храма и благочинным городских церквей. С начала своего пастырского служения он стяжал любовь и уважение мирян и клира. В трагической смерти жены и единственного ребенка молодой священник усмотрел Промысл Божий. Поступив в Тамбовский Казанский монастырь, он 8 февраля 1886 г. принял иноческий постриг с наречением ему имени Владимир, на следующий день возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Троицкого Козловского монастыря. В тот же год переведен настоятелем одного из монастырей Новгорода. 3 июня 1888 г. в Александре-Невской лавре архимандрит Владимир был рукоположен митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским и Финляндским Исидором (Никольским; + 1892) и другими иерархами во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.

http://sedmitza.ru/lib/text/436850/

Верхний Услон. Церковь Николая Чудотворца. Николо-Ильинская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца , Илии Пророка Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1831 и 1892. Адрес: Республика Татарстан, Верхнеуслонский район, село Верхний Услон, улица Советская, д. 28 Координаты: 55.776059, 48.985787 Проезд: Из Казани по автодороге М-7 в сторону Москвы. Через 5,5 км после моста через Волгу налево на развязке по указателю " Ульяновск " . Еще через 7,5 км на перекрестке сложной формы с круговым движением налево по указателю " Верхний Услон " . Через 9,3 км, когда дорога пройдет через весь Верхний Услон и начнет ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Казани по автодороге М-7 в сторону Москвы. Через 5,5 км после моста через Волгу налево на развязке по указателю " Ульяновск " . Еще через 7,5 км на перекрестке сложной формы с круговым движением налево по указателю " Верхний Услон " . Через 9,3 км, когда дорога пройдет через весь Верхний Услон и начнет спуск к пристани, повернуть за 200 метров до пристани (будет прямо впереди в прямой видимости) в предпоследний поворот налево, на улицу Советская. Через 450 метров церковь будет справа у дороги. В период навигации из Казани можно добраться речным транспортом. От пристани надо подняться вверх метров 200 и повернуть направо. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм был построен в 1831-1838 гг. Придел был освящен во имя Святого Пророка Илии. В 1892г. на южной стороне храма был выстроен придел, в нем был размещен Ильинский престол, а в основном здании остался Никольский престол. Храм выстроен в традициях раннего классицизма. Симметрия нарушена южным приделом. Храм был построен на средства прихожан. В 80-е гг. XIX в. большую помощь храму оказал купец Павел Алексеевич Прибытков, что и позволило расширить здание церкви. Особо чтимой в храме была икона Божьей Матери " Отрада " , из пожертвованная Свияжской купчихой Е.И. Локотухиной в середине XIX в. Также особо почитался большой деревянный крест, обретенный на берегу Волги (в 1878 г. купец Степан Алексеевич Макашин построил на месте обретения большую каменную часовню, однако сейчас это место затоплено).

http://sobory.ru/article/?object=02526

иером. Мефодий Иеромонах Мефодий Кавказский миссионерский монастырь Кавказский миссионерский монастырь находится в Кубанской области, близь станицы Кавказской, Кавказского отдела, в местности, называемой «Обвалы» или «Провалы», на правом берегу реки Кубани, среди леса и оврагов, образовавшихся от времени вследствие обвалов гористого берега реки Кубани. Святейший Синод определением своим от 31 – января – 12 февраля 1892 за 368 постановил: «учредить на месте бывшего раскольнического скита, близ станицы Кавказской, Кубанской области, Кавказский миссионерский монастырь, назначив настоятелем сего монастыря иеромонаха Мефодия» (См. Ставроп. Епарх. Вед. 20 стр. 1140). Следовательно, Кавказский миссионерский монастырь образовался там, где некогда процветал раскол, распространяя свое зловредное учение. Поэтому мысль невольно переносится ко времени существования Никольского раскольнического скита. Вот как пишется о нем в «Историческом очерке о заселении станицы Кавказской Кубанского казачьего войска». «Лишь обстроилась станица и жители обзавелись кое-каким хозяйством, старики Андрей Адриянов и Аникей Давидов, оба старообрядцы безпоповцы, поселились в пещерах, устроенных ими в обрыве над Кубанью, в 2 верстах выше станицы. Это было на третьем году водворения станицы (в 1797 году). Перед войною 1812 г. к старообрядцам прибыли из России около десятка иноков и поселились здесь же в пещерах. Некоторые из них возвратились потом в Россию, другие умерли здесь же и только один инок по имени Евфимий остался на месте и жил в пещере до 1832 г., когда случившийся обвал горы с пещерами в р. Кубань заставил его избрать другое место для будущего скита. Такое место нашлось ближе к станице, около Ивановского поста. Евфимий жил здесь до смерти своей, последовавшей в конце шестидесятых годов. Старожилы говорят, что не было случались нападения черкесов на иноков; в начале они даже доставляли инокам хлеб, мед и воск. Примеру безпоповцев последовали и поповцы. В сороковых годах старики Иван Зрянин и Яков Терешин поселились в обвалах прежних пещер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иона, митрополит Ростовский и Ярославский (Сысоевич) Родился около 1607 года в семье священника Сысоя, служившего на погосте близ деревни Ангелово, неподалеку от города Ростова. Монашество принял в Углицком Воскресенском монастыре. Был архимандритом Белогостицкого Георгиевского и Авраамиева Богоявленского Ростовских монастырей. 15 августа 1652 года патриархом Никоном хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Ростовского и Ярославского. В 1654 и 1656 годах присутствовал в Москве на Соборах об исправлении церковных книг. В 1663 году участвовал в разборе дел патриарха Никона . Во время удаления патриарха Никона в монастырь был местоблюстителем патриаршего престола со 2 сентября по 18 декабря 1664 года. В 1664 году по приговору всех архиереев удален от управления делами патриархии за то, что принял благословение от прибывшего в Москву после долгого отсутствия патриарха Никона . В 1666 году присутствовал в Соборе, осудившем патриарха Никона . С 1674 по 1690 год участвовал во всех последующих Соборах и съездах иерархов в Москве. 5 июля 1690 года удалился на покой. Скончался 20 декабря 1690 года. Погребен в Ростовском кафедральном соборе. Митрополит Иона известен своей ревностью к церковному благолепию. В своей епархии им воздвигнуты следующие храмы и церковные строения: Введенская трапезная и Никольская церкви в Авраамиевом монастыре, Благовещенский собор и Михаило-Архангельская церковь в Белогостицком Георгиевском монастыре, стены и башни митрополичьего дома, Воскресенская церковь митрополичьего дома, церковь Григорьевского затвора в митрополичьем доме, Белая, Отдаточная и Ионинская палаты, церковь Спаса на Сенях, Сретенская церковь, звонница, декоративное убранство ворот и трапезной Борисоглебского монастыря, звонница Ростовского собора, собор Петровского монастыря, церковь Иоанна Богослова в митрополичьем доме, Троицкий собор в Зачатьевском монастыре, комплекс Воскресенского монастыря в Угличе, митрополичий дом с церковью Леонтия в Ярославле, каменный храм в честь Зачатия праведной Анны в Спасо-Яковлевском Димитриевском монастыре. Многие постройки были украшены фресками, наделены щедрыми митрополичьими вкладами.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Каменка. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Данные на 1905 год: Село Каменка название свое получило от реки Каменки, на которой оно расположено. Расстояние села от Орла 200 верст, от Ельца 35 верст. В состав прихода входит село Каменка и деревни: Алексеевка, Пестровка, Ольшаный Колодезь. Количество прихожан обоего пола 1796 душ. Храм каменный, построен в 1784 году помещиком Михаилом Сем. Извольским, однопрестольный, во имя св. Николая. К достопримечательностям храма должно отнести икону Иверской Божьей Матери, выписанную с Святой горы Афонской. Причт 3 членный. Сведений об истории Никольского храма с. Каменка сохранилось немного. Известно, что село получило своё название от реки Каменки, на которой оно расположено и впервые упоминается в 1620 г. как «село Никольское на речке на Каменке, за Парфёном за Андросовым сыном Хвостова». А уже в источниках 1676 г. отмечается как село Каменка с 37 дворами. Название села «Никольское» в документах 1620 г. косвенно может свидетельствовать об уже имеющимся в нем храме Свт. Николая, как это было в традиции русских поселений. Однако достоверных данных по этому вопросу нет. Небольшая каменная церковь в стиле барокко сооружена в 1784 г. помещиком М.С. Извольским. Из архивных данных г. Ельца за 1905 г. известно следующее: «В состав прихода входит село Каменка и деревни: Алексеевка, Пестровка Ольшаный Колодезь. Количество прихожан обоего пола 1796 душ. Храм каменный, построен в 1784 году помещиком Михаилом Семеновичем Извольским, однопрестольный, во имя св. Николая. К достопримечательностям храма должно отнести икону Иверской Божьей Матери, выписанную с Святой горы Афонской. Причт 3 членный». Известно, что в 1843 г. в селе была открыта церковно-приходская школа, ставшая родоначальницей школьного образования в с. Каменка. Согласно архивным документам, в 1892 году она носит звание народного училища, становится земской. Содержание школы велось на народные средства. Особо отмечается, что в дореволюционное время жители села были зажиточными, дома строили каменные под железной крышей.

http://sobory.ru/article/?object=02207

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ Александрович Лебедев (28.09.1871, с. Спирово Волоколамского у. Московской губ.- 27.11.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 14 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот., историк Церкви. Из семьи священника. В авг. 1886 г., по окончании Волоколамского ДУ, поступил в Вифанскую ДС, к-рую окончил в июне 1892 г. В 1894 г. поступил в МДА, к-рую окончил в 1898 г. со степенью действительного студента. С 15 окт. 1898 г. преподаватель в Единецком ДУ (Бессарабская губ.), с 1903 г. преподаватель рус. языка в Уфимском ДУ. 12 февр. 1904 г. получил степень канд. богословия за исследование, посвященное структурным элементам христ. пасхалии (««Основание» и «епакта»»). 4 февр. 1905 г. рукоположен во иерея к Никольскому собору г. Можайска Московской губ. С 1908 г. настоятель того же храма и председатель Можайского отд-ния епархиального училищного совета. С 1909 г. законоучитель земской школы дер. Ченцово Бронницкого у. С 1911 г. благочинный 1-го окр. Можайского у., в нояб. 1915 г. переведен в Ильинскую ц. погоста Стребукова Московского у. В кон. 1915 г. получил звание магистра богословия за соч. «Из истории древних пасхальных циклов». Доцент, с нач. 1916 г. экстраординарный профессор МДА по кафедре истории древней Церкви. В 1919 г. подал в Совет МДА в качестве докт. диссертации работу «Список епископов Первого вселенского собора в 318 имен. К вопросу о его происхождении» (о присуждении степени д-ра неизвестно). После закрытия МДА жил в родном селе. По др. данным, в нач. 20-х гг. продолжал преподавать в учебных заведениях, продолжавших традиции академии. 30 авг. 1930 г. арестован за «хождение с иконами» и оштрафован. В 1932 г. не смог заплатить повышенный налог, взимаемый с него как со священнослужителя, все его имущество было конфисковано. В 1933 г. арестован по обвинению в «антисоветской агитации» и выслан в Казахстан на 3 года. Вернувшись из ссылки на родину, служил в спировской ц. Введения во храм Пресв. Богородицы. Был возведен в сан протоиерея. Организовал ремонт храма, сумев привлечь к этому даже руководство местного колхоза, что в дальнейшем было отдельно поставлено Д. в вину.

http://pravenc.ru/text/178045.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАДОР (Ткаченко Иларион Афанасьевич) (6.06.1865, с. Боярка Киевской губ.- после 1938), архим., регент, композитор, автор гармонизаций церковных напевов. Род. в крестьянской семье. По словам И., у него «с малых лет были способности к пению» (см.: Рылкова. 2008. С. 126). Более 11 лет (с 1 мая 1878 по 28 окт. 1889) был певчим в хоре киевского Выдубицкого Свято-Михайловского мон-ря, где приобрел навыки хорового пения и управления хором под рук. опытного наставника - иером. Авдия (Там же; В. П. 1903. Стб. 641). С 31 окт. 1889 г. был на клиросном послушании в Киево-Печерской лавре. С 1892 г. служил в конторе странноприимницы, одновременно исполнял обязанности регента в Скорбященской ц. Никольского Больничного мон-ря. Впосл. руководил хорами в разных храмах лавры. 22 нояб. 1897 г. принял монашеский постриг. С 21 янв. 1898 г. и. о. регента митрополичьего хора, через 2,5 года утвержден в должности регента ( Рылкова. 2008. С. 127). Одновременно работал учителем пения в лаврской 2-классной школе (в то время называлась «пещерским училищем»). 9 мая 1900 г. рукоположен во диакона, 15 июня 1902 г.- во иерея. Как руководитель митрополичьего хора И. был хорошо известен в церковных и светских кругах Киева. Хор митрополита пел преимущественно в Крестовоздвиженской ц., в Великой (Успенской) ц.- чаще на архиерейских литургиях в воскресные и праздничные дни наряду с клиросными хорами ( В. П. 1903. Стб. 638). В отличие от последних, состоявших только из монашествующих и послушников, митрополичий хор включал группу певцов, набираемых извне (в частности, мальчиков), из-за чего назывался смешанным (свящ. Михаил Лисицын усматривал нарушение монастырского устава в таком смешанном, по его выражению «партесном», хоре - РМГ. 1903. Стб. 835). Кроме участия в лаврских службах часть хора сопровождала Киевского митрополита во время его поездок в С.-Петербург и пела на службах в церкви Киевского подворья (по данным В. И. Петра, в 1903 эта группа состояла из 5 мальчиков и 4 взрослых - В. П. 1903. Стб. 1122). Эти поездки способствовали профессиональному росту И. как регента: в нояб. 1901 г. по благословению митр. Киевского и Галицкого Феогноста II (Лебедева) И. специально отправился в С.-Петербург «для более тонкого ознакомления с церковным пением», «хорами и придворной капеллой» ( Рылкова. 2008. С. 127).

http://pravenc.ru/text/200129.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Поярков Виктор Алексеевич; 10.11.1883, г. Кунгур Пермской губ.- 30.01.1933, Уфа), архиеп. Уфимский и Давлекановский. Из потомственной казачьей семьи, отец был учителем. Рано осиротел. В 1892 г. поступил в Уральское казачье войсковое реальное уч-ще (в г. Уральске), получал стипендию и помощь от Об-ва вспомоществования недостаточным ученикам. С юности отличался религиозностью, посещал все службы в храме уч-ща, исполнял обязанности чтеца и псаломщика. Интересовался церковным бытом уральских единоверцев, изучал старую обрядность. В 1900 г. окончил уч-ще по основному отделению, а в 1902 г.- по дополнительному классу, получив право поступать в высшие специальные уч-ща. В авг. 1903 г. выдержал экзамены по богословским предметам семинарского курса в Казанской ДС и был принят на казенное содержание в КазДА. В период учебы в академии посещал казанский единоверческий храм во имя Четырех евангелистов, принимал участие в чтении и богослужении; сблизился с настоятелем храма, видным деятелем единоверия свящ. Симеоном Шлеёвым (впосл. еп. сщмч. Симон ). Их духовная связь не прервалась и после перевода свящ. Симеона в С.-Петербург в Никольский единоверческий храм. Летом 1905 г. Виктор Поярков стал одним из 3 полномочных представителей, получивших поручение объехать единоверческие приходы Н. Волги и Уральской обл. для сбора подписей под ходатайством о даровании всероссийскому единоверию особого архиерея - члена Святейшего Синода и о назначении на эту должность Антония (Храповицкого) , еп. Волынского и Житомирского. В 1907 г. окончил КазДА без аттестата, т. к. не представил работ, обязательных по окончании 3-го и 4-го курсов, и итогового сочинения. Получил приглашение от Волынского архиеп. Антония (Храповицкого) стать клириком Волынской епархии; после бракосочетания был рукоположен во иерея. Служил священником в церкви с. Галиевка Житомирского у. Волынской губ., позже в овручском Васильевском жен. мон-ре. В 1909 г. по представлении в КазДА не сданных ранее поучений получил звание действительного студента. В 1911 г. был удостоен степени кандидата богословия за соч. «Благодать и свобода в деле спасения человека (по творениям преосв. Феофана Затворника)». Архиеп. Антоний отзывался о свящ. Викторе Пояркове как об образцовом, ревностном пастыре, проповеднике строго церковного настроения и безупречного образа жизни.

http://pravenc.ru/text/469532.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ (Николаевский-Невский Иван Васильевич; ок. 1865, Новгородская губ.- 14.12.1930, г. Валдай, ныне Новгородской обл.), еп. Валдайский. Из семьи священника. Семейная фамилия Николаевский установлена из архивных материалов. В научной лит-ре (в т. ч. в статьях «Валдайский монастырь» и «Валдайское викариатство» в ПЭ (Т. 6. С. 519-520)) упоминается с фамилией Невский. 30 июня 1886 г., по окончании Новгородской ДС, поступил на испытание в Юрьев новгородский мужской монастырь . 1 мая 1887 г. принял там монашеский постриг с именем Иосиф в честь прп. Иосифа Песнописца. С 31 авг. 1887 по 27 июля 1891 г. являлся членом правления новгородского свечного завода, действовавшего при монастыре. 20 сент. 1887 г. рукоположен во диакона. С 18 апр. 1889 г. ризничий монастыря. 23 апр. 1889 г. рукоположен во иерея. 29 апр. 1892 г. назначен казначеем обители, с 17 нояб. того же года вместе с настоятелем заведовал монастырским хозяйством. 15 февр. 1894 г. Новгородский архиеп. Феогност (Лебедев) определил И. исполняющим должность эконома архиерейского дома (назначение утверждено Синодом 5 февр. 1895). В обязанности И. входили выделение денежных средств и наблюдение за ходом реставрации древнего Софийского собора Новгорода, финансируемой Новгородским архиерейским домом. 21 мая 1900 г. возведен в сан архимандрита. В сент. того же года участвовал в торжествах по случаю освящения отреставрированного Софийского собора. 2 нояб. 1902 г. Новгородский архиеп. Гурий (Охотин) назначил И. председателем строительной комиссии по капитальному ремонту исторического храма в честь Преображения Господня (ц. Спаса на Нередице) близ Новгорода. В 1903-1904 гг. контролировал ремонтные работы в Спасо-Нередицком храме, осуществлявшиеся на средства архиерейского дома. Определением Синода от 12-26 апр. 1906 г. назначен по представлению архиеп. Гурия настоятелем Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мужского монастыря . Отбыл к новому месту служения 8 июня того же года. Восстановил в обители надлежащий порядок. В 1908 г. вместе с Тихвинским еп. сщмч. Андроником (Никольским) ревизовал Старорусское ДУ. Содействовал проведению в февр. 1912 г. в Валдайском мон-ре миссионерских курсов для окрестного духовенства. В 1913 г. избран действительным пожизненным членом Новгородского церковно-археологического об-ва. Состоял членом местных отд-ний Палестинского и Миссионерского об-в. Был товарищем председателя братства свт. Тихона Задонского в с. Короцке близ Валдая. При школе братства мон-рь содержал приют.

http://pravenc.ru/text/578529.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010