Тёплый храм, посвященный явлению иконы Тихвинской Богоматери, возвели в 1686 г. с южной стороны от уже построенной шестью годами ранее холодной церкви Николы Мокрого. Известно, что обоим этим храмам предшествовали деревянные церкви, которые стояли на территории Спасской слободы Ярославля задолго до этого. Ктиторами строительства, то есть благотворителями, выделившими деньги на возведение новой церкви, стали купцы ярославской гостиной сотни Клим и Семен Лузины. Задачей архитекторов и строителей было создать из двух храмов гармоничный, красивый архитектурный ансамбль. И, нужно сказать, с они с этим вполне вправились. Теплую церковь сделали по пропорциям сходной, но в отдельных элементах отличающейся от холодного храма. Она получилась небольшой по размерам, именно такой, какую удобно протопить в холодное время года. Спустя восемь лет после постройки, в Тихвинской церкви освятили придел, посвященный святителю Василию Великому, архиепископу Кесарийскому. Тихвинская церковь - невысокий одноглавый храм. Его отличительная особенность в том, что он не имеет абсидного алтарного выступа, то есть его восточная стена - прямая. На квадратной абсиде, на небольшом постаменте, так называемом «трибуне», установлена маленькая декоративная главка, покрытая цветной чешуйчатой черепицей. А на кровле расположен стройный двухярусный барабан. Кроме того, этот храм имеет длинную приземистую трапезную и притвор. Увенчанное шатром крыльцо было пристроено к церкви в 90-е г.г. XVII в. Как и у соседнего храма Николы Мокрого, притвор церкви богато декорирован поливной многоцветной керамикой. Но в Тихвинском храме керамические плитки сохранились лучше. Таких пышных украшений не имеет сегодня ни один ярославский храм. Яркие, цветные изразцы покрывают его стены снизу доверху, словно настоящий ковер. Шатер тихвинского притвора также покрыт поливной черепицей. Во времена советской власти, в 1929 г. эту церковь закрыли, а помещения использовали под склад. В последние годы перед передачей приходской общине (1992 г.), церковь стояла вообще бесхозной, и здание находилось в аварийном состоянии. Потолок почти по всей площади обрушился. И специалистам-реставраторам, которых возглавил Андрей Вячеславович Ржевский, пришлось выполнить очень сложные в инженерном плане работы по выпрямлению наклоненной церковной главы. Повторно освятить храм удалось только после многолетнего тщательного восстановления - в 2006 г.

http://sobory.ru/article/?object=06022

Композиция с изображением «Чуда о детище» с XIV в. включалась в древнерус. житийные циклы свт. Николая Чудотворца: напр., на иконе «Никола Зарайский, с житием» из ц. свт. Николая Чудотворца в Киевце в Москве, согласно легенде, привезенной из Киева (нач. XIV в., ГТГ); на иконе с образами свт. Николая, Ростовских святителей Исаии и Леонтия и с житием свт. Николая (кон. XIV - нач. XV вв., ГТГ); на житийных иконах свт. Николая из Николо-Угрешского мон-ря (кон. XIV в., ГТГ); из ц. Успения Пресв. Богородицы в Мелётове близ Пскова (ГТГ, сер. XV в.). В ранних изображениях чуда, как правило, показан момент обретения младенца в соборе подле висящей на стене иконы с поясным образом святителя. В редких случаях «Чудо о детище» представлено в 2 клеймах, как, напр., на иконе свт. Николая (Николы Зарайского), с житием (частное собрание, нач. XVI в.), где сцене с обретением младенца предшествует сцена моления его родителей святителю. С XVI в. в композиции с чудом о младенце в клеймах житийных икон появляется много деталей. На иконе 1-й пол. XVI в. из с. Борисково (РязХМ) изображены киевский собор Св. Софии с узнаваемыми архитектурными деталями, икона свт. Николая, подле которой лежит ребенок (отрок), и сам свт. Николай, указывающий на спасенного ( Пуцко В. Г. Древнейшее изображение Киевской Софии//Моск. ж. 2005. 11. С. 50-53). На иконе 2-й пол.- кон. XVI в. в одном клейме подробно проиллюстрирована вся история: на фоне условного изображения Киева (город с храмами, заключенный в кольцо красных стен) и похожего на море Днепра показаны плывущие в ладье родители и тонущий ребенок, свт. Николай, стоящий на водах с младенцем в руках, обретение живым мальчика в соборе Св. Софии. В монументальной живописи чудо включено в роспись ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Мокрого) в Ярославле (1673): на переднем плане - сценав ладье с падающим в воду ребенком, на заднем - сцена его обретения живым в интерьере собора. Лит.: О чудотв. иконе свт. Христова Николая Мокрого//Киевские ЕВ. 1869. 12. Отд. 2. С. 439-444; Этингоф О. Е. Византийские иконы XV - 1-й пол. XIII в. в России. М., 2005; Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев...»: Тема почитания икон в искусстве средневек. Руси. М., 2007. С. 186-195; Cihkebuч Н. О. Peлikbiï та чyдombophi ikohu Coфiï Киïвськоï. К., 2011; Верещагина Н. В. Николай Мирликийский - духовный патрон новообращенного Киева. Од., 2012.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

В 1786 году Никольская церковь на этом месте была упразднена и перенесена сначала в Староямскую-Николодворянскую церковь, а затем в начавшуюся строиться Никольскую церковь в новой Ямской слободе. В 1780 году Рязань получила новый регулярный план застройки города, и Ямская слобода, ранее простиравшаяся от реки Лыбеди до современной площади Свободы, была перенесена на южную окраину города. Каменный Николо-Ямской храм по данным клировых ведомостей построен в 1788 году. Хотя до нас не дошли документы о точной дате постройки этого храма, однако в духовных книгах церкви за 1788 год, куда записывали всех православных данного прихода, явившихся на исповедь и к причастию, значится: «города Рязани новопостроенной Ямской слободы ямщики...». Кроме кирпича из церкви «Николы Мокрого», используемого для стройки, из старого храма был перенесен и иконостас, а также вся церковная утварь. Оттуда же перенесли «напрестольный крест, устроенный в 1648 году» и чтимую храмовую икону святителя Николая Чудотворца. Архивные источники говорят о том, что в Ново-Ямской Никольской церкви находился надгробный камень, на котором была выбита фамилия некоего Колмакова. Камень этот был перенесен туда с кладбища, которое ранее было у церкви «Николы Мокрого». Известно, что прихожанами этой старинной церкви были некогда три известных в Рязани купеческих двора: Колмаковых, Крюковых и Рюминых. Колмаковы были благоукрасителями старой церкви, меценатами, поэтому, возможно, надгробный камень и был перенесен к новой церкви. С годами храм ветшал, и его несколько раз поновляли. По архивным документам, дошедшим до нас, известно, что придельная церковь была перестроена и распространена в 1826 году, а колокольня - в 1822 году. Настоящая холодная церковь перестраивалась в 1837 и 1845 годах. Перестройка «произведена была тщанием бывшего церковного старосты ямщика Ивана Ивановича Жучкова меньшего. Зданием каменная, крыта железом, крепкая, с таковою же колокольнею». Престолов в храме сначала было три: в настоящей холодной - во имя святителя Николая, в теплой в приделах: в правом - во имя святых мучеников Флора и Лавра; в левом - во имя преподобного Марона чудотворца. Четвертый престол появился значительно позже: в клировых ведомостях за 1861 год он еще не указан, а в документах за 1862 год значится престол «в середине в арке над дверьми в настоящую церковь - во имя священномученика Григория Великого Армении».

http://sobory.ru/article/?object=07114

В 1841 г. приходской Никольский храм по указу Николая I передали в ведение военного ведомства и более пятидесяти лет он был полковым храмом, прихожане которого (солдаты и офицеры Фанагорийского полка) хранили в церкви в специальных витринах реликвии (полковой мундир императора Николая I, наградные знамёна и мемориальные раритеты суворовских времён). В бурные революционные годы храм Николы Мокрого сильно пострадал. В 1918 г. во время одного из уличных боёв были значительно повреждены его главы и шатёр колокольни, но богослужения не прекращались даже несмотря на разрушения, пока в 1929 г. церковь не закрыли. Царское и патриаршее моленные места перенесли в Ильинский храм, большая часть из 146 икон была сожжена (уцелело лишь их малое количество и в настоящее время они находятся в Ярославском музее-заповеднике и в других музейных коллекциях, а шесть икон украшают церковь Ильи Пророка). Долгие десятилетия церковь пустовала, пока в 1992 г. её вместе с Тихвинским храмом и домом причта передали в ведение Ярославской епархии. Тогда началось постепенное возрождение храма, продолжающееся и сегодня. Тихвинская церковь отремонтирована и освящены её престолы, уже восстановлены главы Никольской церкви и шатёр колокольни, но уникальные фресковые композиции ещё ждут своей масштабной реставрации. В настоящее время храм является действующим, в праздничные дни в нём совершаются богослужения. 660 сюжетных композиций украшают храм изнутри. Живописные ярко-красочные сочные сюжетные картины сплошным ковром покрыли стены, своды, паруса, простенки, оконные откосы Никольской церкви и двух её приделов. Разбитые на семь ярусов южная и северная стены оформлены 70 фресковыми картинами, посвящёнными житию и чудесам Николая Чудотворца, а также Семи Вселенским соборам. Западную, центральную стену полностью закрыла картина «Страшный Суд» – великолепное произведение фресковой живописи, один из фрагментов которой – «Геенна огненная» – обладает магическим свойством. Покрытое конденсатом изображение огня не только холодит руку в любое время года, но и при прикосновении к нему след от ладони исчезает только спустя более минуты.

http://sobory.ru/article/?object=06021

Если паломник будет руководствоваться весьма подробной книгой Гусева и Вознесенского о великом чудотворце и местах его почитания, изданной в 1899 году, он не получит достоверную информацию о том, где сейчас находятся особо чтимые иконы и какие монастыри, ему посвященные, ныне действуют. Сообщения о древних иконах, о древних обителях нуждаются в том, чтоб их привели в соответствие с нынешним состоянием дел.Наиболее древние из сохранившихся изображений святителя Николая относятся к VII-VIII векам: на синайском диптихе (вместе со святыми Петром, Павлом и Иоанном Златоустом), на печати митрополита Комитского и на сирийской ставротеке Frechi-Morgan из музея «Метрополитен» в Нью-Йорке. Например, общеизвестно, что первое чудо свт. Николая на Руси связано с образом Николы Мокрого. В книге Гусева и Вознесенского рассказывается, что эта византийская икона находится в Киеве в Никольском приделе Софийского собора. Но если вы посетите храм св. Софии, вы эту икону не увидите. Дело в том, что в 1943 году, во время немецкой оккупации, она исчезла. Перед очередным симпозиумом я попросил исследователя Надежду Верещагину сделать доклад об этой иконе. И в результате выяснилось, что образ Николы Мокрого через Польшу попал в Америку и находится ныне в Троицком храме в Бруклине. Современный почитатель свт. Николая, который побывает в Америке, может там поклониться этой древней святыне. Выяснилось также, что это не византийская икона, а образ XIV века, написанный с древнего византийского подлинника и принявший на себя его чудотворные свойства. Образ из села Диканьки Несмотря на впечатляющую полноту сведений о святителе Николае у Гусева и Вознесенского, в настоящее время выясняется, что все же в этом обширном труде повествуется не обо всех чудотворных образах святителя Николая. Так, новое исследование Владимира Воропаева знакомит нас с Диканской чудотворной иконой святителя Николая, явленной, по церковному преданию, в XVII веке на пне в лесу. Святую находку трижды переносили в церковь, но каждый раз она вновь оказывалась на месте обретения.

http://zavet.ru/a/post_1355899886.html

Коломна. Церковь Воскресения Словущего. Церковь Николы Посадского, Николы на Посаде Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Кирпичная церковь построена в конце XVIIb., внешние архитектурные формы были изменены в XVIIIb. в стиле раннего барокко. Бесстолпный двусветный четверик с трапезной и северным приделом поставлен на высокий подклет. Четверик перекрыт сомкнутым сводом, близким к куполу. В ходе реставрации 1970-х гг. был разобран прямоугольный алтарь XVIIIb. и восстановлены три древние апсиды, от которых сохранялись основания в подклете. Внутри четверика храма при исследованиях были обнаружены остатки кирпичной алтарной перегородки, этот прием устройства алтаря внутри основного объема уникален для конца XVIIb. Храм завершается ярусами кокошников и небольшим пятиглавием. Декор фасадов, срубленный в XVIIIb., восстановлен при реставрации по " хвостам " кладки. От шатровой колокольни, современной храму, сохранился первый ярус. На Посадской улице в доме, обозначенном на карте под среди уютных двориков, утопающих в зелени, возвышается храм Николы Посадского, иначе называемой церковь Воскресения Словущего - один из старейших и красивейших храмов Посада, да и города Коломны. Первое упоминание о деревянной церкви во имя Николы " Мокрого " содержится в писцовых книгах 1577-1578 гг. Тот храм, который мы видим сегодня, в стиле " московского узорочья " был возведён на средства прихожан в 1716 году. Вместе с храмом была возведена и шатровая колокольня. Но от изящной шатровой колокольни осталось лишь основание с заложенным арочным проходом, внутристенной лестницей и муравлёным изразцовым декором. А ведь в старину эта звонница звалась " Сорокозвоном " . Четыре ряда слухов - изящных арок, опоясывающих свечу звонницы - придавали ей вид ажурности и невесомости. В 1763 году при колокольне была построена каменная богадельня. Особый вклад внесли местные купцы Иван Алексеев и Иван Бичевин. Хлеботорговцы Бичевины ещё до возведения каменной церкви делали большие пожертвования на содержание прихода, в частности, в 1661 году Иван Бичевин пожертвовал храму старинный напрестольный крест, который хранился там до начала ХХ века. В 1792 году храм пережил пожар, от которого церковное здание сильно пострадало. Но прихожане, немного отойдя от случившегося происшествия, начали собирать средства на восстановление " Коломенской жемчужины " . Но по каким-то необъяснимым причинам, после проведения ремонтно-реставрационных работ, церковь изменилась до неузнаваемости: горку нарядных кокошников кровли накрыл железный шатёр, упростились фасады и апсиды, резные наличники варварски срубили. Были утрачены крыльца и галерея западной паперти. Ажурные кресты заменили крестами простой формы. Новые времена - новые архитектурные формы.

http://sobory.ru/article/?object=01119

Мы это сегодня поняли. Но ты, наш мужчина, не включил на кухне электрическую лампочку, с ней было бы легче. А в темноте, представляю, как было трудно. Ну, поспи еще, если хочешь. Господь с тобой. А там, наверное, твоя вода уже согрелась. Пойду ставить тесто. Что такое счастье Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы на окраине Москвы, в Черкизове, построенная на средства прихожан – ткачей, отделочников, работавших и живших в этом районе, – имела еще и свое адресное название – «Введения на платочках». На душе становится уютно, когда слышишь эти русские, чисто московские, ласковые адреса: «Введения на платочках», «Николы под вязом», «Николы – красный звон», «Николы на курьих ножках», «Троицы на грязех», «Ермолая на козьем болоте», «Николы мокрого». Русской домовитостью веет от этих названий. Эти дополнения согревают русской чистотой и родственно сближают. Думаешь о храме и входишь в него будто в родной дом. Рядом с Черкизовом есть целый узел мест, где названия дополняют и украшают друг друга: Покровский мост на реке Яузе, бывшее село Введенское и храм Введения во храм, дворцовое село Покровское и храм Покрова Пресвятой Богородицы. И неважно, село ли названо по храму или храм по селу. Важно, что в этой сплетенности – особое наше русское благочестие. Если от Покровского моста через Яузу пойти к огромному сооружению из многих краснокирпичных корпусов – Электрозаводу (улица, по которой идешь, теперь Электрозаводская, раньше была Генеральная), то с правой стороны увидишь широкий бульвар, усаженный по бокам линиями развесистых деревьев, и широкий лабиринт из клумб и дорожек. Бульвар тянется вверх, а дома за деревьями, слева и справа, будто подчеркивают возвышение, поднимаясь ступенями один над другим. Эти ступени из домов и устремляющийся вверх бульвар будто уносят тебя туда, вверх, все выше и выше. А там, далеко и высоко, кажется, над бульваром и домами, будто солдаты, стоящими по росту, там, в выси, стоит храм. Снизу он кажется сказочным, игрушечным. Он будто взлетел над всем, что вокруг, и парит – белый с куполами, окруженный по нижнему краю зеленью, которая казалась облаками, несущими неземное сооружение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Николо-Ямской храм (Рязань) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь святого Николая Чудотворца в Ямской слободе или Николо-Ямская церковь — одна из крупнейших православных церквей в Рязани. В настоящее время подворье Иоанно-Богословского монастыря и архиерейское подворье. Содержание История [ править править код ] По имеющимся в Государственном архиве Рязанской области документам и источникам начало истории Никольской церкви в Ямской слободе было связано с церковью, именуемой в народе «Никола Мокрый». Для этой, начавшейся строиться новой Николо-Ямской церкви, и был «употреблен ... материал, оставшийся от обветшавшей и упраздненной каменной церкви, бывшей в Выползовой слободе, известной под именем «Николы Мокрого». Строительство Николо-Ямского храма было закончено в 1788 году. Кроме кирпича, используемого для стройки, из церкви «Николы-Мокрого» был перенесен и иконостас со всей другой утварью. Здесь же находился «напрестольный крест, устроенный в 1648 году» и храмовая чтимая икона Николая Чудотворца. В 1837 году в Новоямской Никольской церкви была распространена придельная часть, а в 1845 году заново перестроена настоящая. Постройка колокольни, замечательной по своей высоте, относится к 1822 году. Об этой колокольне можно рассказать отдельную историю, ведь именно юна делала храм внешне неповторимым. Из архивных документов известно, что престолов в храме было четыре, «...в настоящей – холодной во имя Св. Николая; в теплой: в приделах: правом – во имя Св. Муч. Флора и Лавра, в левом - во имя Преп. Марона чудотворца и в середине, в арке над дверьми в настоящую церковь - во имя священномученика Григория Великия Армении, память совершается 30 сентября». В храме «икона Св. Николая и св. Марона древние были и почитаемы». (Клировые за 1901 год и 1915 г.) В 1900 " причту храма было разрешено устроить новые киоты на иконы на левой стороне трапезной на пожертвованные средства, с добавлением 700 рублей из свободных церковных сумм за 1900). В свое пребывание на Рязанской кафедре архиепископ Иувеналий (Масловский, 1878-1937, память 11/24 октября, прославленный священномученик) с почтением относился к Николо-Ямскому исполину. В воспоминаниях С. Д. Яхонтов писал: «Колоссальный храм - остановил на себе внимание Ювеналия, чтобы сделать его своею кафедрою. Но храм долго не ремонтировался, так как сумма за ремонт Горсоветом была назначена такой огромной, что приход не в состоянии был ее осилить, к тому же в Ямской слободе устроен был колхоз. Поэтому от ремонта как непосильного - отказалась слобода, а отсрочки не давали».

http://azbyka.ru/palomnik/Николо-Ямской_...

6 декабря. День памяти святого Александра Невского. [В 1263 году великий князь Александр возвращался из Орды, где провел почти год, ведя переговоры с ханом Берке о том, чтобы отменить военный призыв русских людей в ордынское войско. Князь был тяжело болен и чувствовал, что не доедет до своего стольного града Владимира. Поэтому он остановился в Городце. Чувствуя приближающуюся кончину, Александр Невский принял великую схиму. Так называют высшую ступень монашества — полное отречение от мира и посвящение своей жизни одному лишь Богу. В постриге великий князь получил имя Алексий. Отошел ко Господу святой сразу после принятия великой схимы]. Ил.: Александр Невский, молящийся об избавлении своего отечества. Петр Басин. 1861-1862. Вологодская областная картинная галерея. — С.5; 25 декабря. День памяти святого Спиридона Тримифунтского . [Спиридон Тримифунтский родился b III beke. Он был пастухом на острове Кипр. Когда его избрали епископом, он продолжал пасти овец в свободное от епископских обязанностей время. И щедро раздавал их всем нуждающимся. Однажды несколько молодых парней задумали украсть у Спиридона скот. Забрались ночью в загон и отобрали самых упитанных баранов. Но тут какая-то невидимая сила связала их и приковала к стенам загона. Утром Спиридон пришел к овцам и увидел ночных посетителей. Пожалев незадачливых воришек, Спиридон помолился, и невидимые веревки упали с их рук. Владыка с любовью вразумил парней, чтобы не зарились на чужое добро, и... подарил им одного барана! «Чтобы никто не говорил, что вы напрасно не спали ночь и без пользы пришли к человеку, у которого лучше просить и получать даром, чем красть»]. Ил.: Святитель Спиридон Тримифунтский. Иконография. — С.5; 19  декабря. День памяти святителя Николая. [На русской земле византийского святого Николая Мирликийского стали почитать c XI cmoлemuя, когда его мощи были украдены норманнами из города Миры и перенесены в итальянский город Бари. Вскоре после этого на Руси был создан письменный памятник под названием: «Сказание повести, еже о перенесении честных мощей иже во святых отца нашего Николы архиепископа града Миры». Примерно в то же время появился еще один текст, описывающий первое чудо святителя Николая, совершенное им на Русской земле, — «Чудо о некоем детиши утопшем, его же святый Никола жива сохрани». В нем рассказывалось, как во время переправы через Днепр мать уронила ребенка в реку и он утонул. Убитые горем родители со слезами молились перед иконой святителя Николая. В ту же ночь в Софийском соборе Киева служители обнаружили живого мокрого ребенка под иконой Николая Мирликийского. Митрополит велел оповестить всех жителей города об этом событии. Родители утонувшего ребенка с изумлением и радостью опознали в нем свое утонувшее дитя. С тех пор эту икону, под которой был найден мокрый младенец, так и стали называть — икона Николы Мокрого]. Ил.: «Никола Мокрый». Народная икона, XIX-XX bb. — С.5.

http://foma.ru/bibliografija-foma-12-236...

О закладе каменной церкви Николы Мокрого сообщала грамота, данная митрополитом Ро­стовским Ионой священнику Иоанну Дранишникову с приходскими людьми 6 августа 1665 года, которой владыка благословлял «по указу Великого Государя царя Алексея Михайлови­ча, по обещанию прихожан, поставить царское богомолье холодную церковь каменную, во имя Святого Николая Чудотворца, да к той же церкви два придела во имя Святителя Алексея Митрополита Московского Чудотворца, да Святой Великомученницы Варвары». Храм сооружался на средства купцов Астафия Лузина и Андрея Лемина и посадских лю­дей Фёдора Выморова и Стефана Тарабаева. Они были прихожанами храма- записаны в пере­писных книгах Спасской сотни за 1646-1671 годы (кроме Лемина, сведений о котором обна­ружить не удалось): «Федка Елеуфериев сын Выморов, у него сын Серёжка», «Степан Васи­лев сын Тарабаев», а так же сыновья Астафия Лузина «Ондрей да Семён с братьями Ылею да с Михаилом». К началу строительства и сам Астафий Осипов Лузин и его сыновья были купцами гости­ной сотни. Под Новоторговым уставом царя Алексея Михайловича 1667 года среди «луччих торговых людей» Московского государства стоит подпись второго сына: « гостиные сотни Андрюшка Лузин руку приложил». Отметим, его подпись идёт 29-й из более чем 60 подписавших документ. Завершения строительства храма Астафий Лузин, вероятно, уже не увидел. Дальнейшая судьба Николо-Мокринских церквей связана с его сыновьями, в первую очередь, с Семёном. В 1675 году Андрей и Семён Астафьевы Лузины одновременно стали государевыми гостями. Вблизи мокринских храмов располагалось полдюжины дворов, принадлежавших Лузиным, среди них двор, на котором Семёном были построены каменные палаты., известные сегодня, как «дом Иванова». В Ярославле у Семёна был не только склад товаров, но и кожевенный промысел, а на городском торге ему и младшим братьям принадлежало 13 лавок... Главный престол храма был освящен во имя Николая Чудотворца 14 июня 1672 года, через несколько дней, 23 июня 1672 года, освятили престол в южном шатровом приделе во имя Алексия, Митрополита Московского, а спустя 10 лет, 2 июля 1682 года, в северном — во имя великомученницы Варвары.

http://sobory.ru/article/?object=06021

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010