В 1673-1674 годах Семён Лузин подрядил ярославских мастеров Логина Сидорова, Яр­молая Фёдорова, Тимофея Федотова, Ивана Ануфриева, Фёдора Саввина, Андриана Иванова, Семёна Козлова, Карпа Михайлова, Фёдора Карпова, Дмитрия Григорьева и Василия Ананьи­на расписать церковь Никлы Мокрого. Имена иконописцев известны из челобитной ктитора от 3 апреля 1675 года царю Алексею Михайловичу, в котрой он просит не забирать мастеров, вызванных Митрополитом и оной «для иконного письма» в Ростов, пока не будут завершены работы в Никольской церкви. Царь удовлетворил просьбы Семёна Лузина и иконописцев «от того дела имать … не велел». По оценке Э.Д. Добровольской, картина «Страшного суда», тра­диционно для ярославских мастеров расположенная на западной стене, - «одна из самых луч­ших фресок во всей ярославской живописи 17 века». Живопись церки поновлялась В.И. Сизо­вым в 1896 году, в ее иконостасе и на правом столпе стояли чтимые иноны Николая Чудо­творца и Тихвинской Богоматери в богатых ризах. Для церкви Николы Мокрого ещё в 17 веке были выполнены моленные места — редчайший образец момументальной резьбы по дереву. По преданию, они предназначались для царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона. Однако ещё И.А. Тихомиров, отмечая их рос­кошь, подчеркивал, что соорудили их храсоздатели, скорее всего, для себя и своих семейств. В 1939 году царская и патриаршие места были перенесены в церковь Илии Пророка для экс­позиции антирелигиозного музея. Теплая церковь прихода в честь явления Тихвинской иконы Богоматери была возведена го­стем Семёном и купцом гостиной сотни Климом Лузиными в 1686 году, а 11 октября 1694 года в ней осятили придел во имя Василия Великого. В начале 18 века западнее Николо-Мокринских церквей по распоряжению Петра Первого были устроены оружейный и полотняный «государевы дворы», на которые прислали пленён­ных под Полтавой шведских мастеров. Документы о дальнейшей судьбе предприятий неиз­вестны, но именно на этой территории была в 1722 году основана мануфактура голландца Ивана Тамеса и коренных спасских жителей Максима Семёновича Затрапезного с сыновья­ми. Через несколько лет новая мануфактура «перебралась», в основном, за Которосль, но по­сле раздела в 1741 году между братьями Иваном и Дмитрием Максимовичами Затрапезни­ковыми производство в родовом затрапезновском приходе вновь стало успешно развиваться. А её крепостные работники стали прихожанами храма. Помимо ткацкой мануфактуры, назы­вавшейся в отличие от закоторосльной Ярославской Малой, её содоржатель Дмитрий Максимович к середине столетия устроил здесь же колокололитейный завод. Для церкви Ни­колы Мокрого на нём был отлит в 1754 году колокол в 40 пудов московским мастером Константином Слизовым.

http://sobory.ru/article/?object=06021

Ярославль. Церковь Николая Чудотворца (Николы Мокрого). Церковь Николы Мокрого Добавить фотографии Царское место в церкви Николы Мокринского на левой стороне. Фото начала ХХ века. Альбом «Храмы России. Альбом фотографических снимков с церковной архитектуры Ярославской губернии» http://andcvet.narod.ru/arxan/13/sam.html Т. ?? Карта и ближайшие объекты Добавить статью Есть легенда, что первая Никольская церковь, тогда еще деревянная, появилась на мете языческого капища на берегу реки Которосль. Жертвенный камень был якобы положен под фундамент. Название церкви по распространенной версии было дано из-за сырого и топкого месторасположения. Церковь сооружена на средства купцов Астафия Лузина, Андрея Лемина и посадских людей Федора Выморова и Стефана Тарабаева. Главный престол, во имя Николая Чудотворца освящен в 1672 году. В Южном приделе спустя несколько дней освятили престол во имя святителя Алексия, митрополита Московского. В 1682 в северном приделе – во имя великомученицы Варвары. В 1673 году церковь была расписана. Росписи напоминают выполненные семь лет спустя в храме Ильи Пророка (http://sobory.ru/article/?object=00213). Впервые в Ярославле здесь применена полузакрытая система галереи: на зиму она закрывалась рамами. Исходя из этого обстоятельства некоторые исследователи предполагают, что росписи были выполнены гурием Никитиным, которого после завершения этой работы пригласили расписать Ильинскую церковь. Летописных источников об авторстве фресок не сохранилось. В 1680-е годы храм богато декорировали терракотовыми изразцовыми наличниками, пучковыми колонками. Резчиками по дереву были выполнены молельные места, по преданию, для царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. До 1841 года церковь была приходской, потом по велению Николая I храм передали военному ведомству: прихожанами стали военнослужащие карабинерного полка, а позднее 11-го Фанагорийского полка. Храм закрыли в 1929 году. В 1939 году царское и патриаршее места перенесли в церковь Ильи Пророка. В1992 году возвращена Ярославской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=06021

Сведения о посвящении престолов деревянных храмов прихода сообщает грамота царя Алексея Михайловича 1647 года о приписке слобод Спасо-Преображенского монастыря к по­саду: «храм холодный клецки на том месте, что словет по прозвищу Мокрая, в том же храме в приделе престол во имя мученицы святой Варвары да храм тёплый во имя святого Василия Кесарийского». Наименование церкви Николы Мокрого, по одной версии, пошло от сырого, топкого места на берегу реки Которосль, на котором стоял храм, по другой- от особого покровительства Ни­колая Чудотворца терпящим бедствия на воде. В Киеве, в Софийском соборе, находился древний образ святителя, который по совершённому чуду спасения младенца, утонувшего в Днепре, назывался Никола Мокрый. Это предание нашло отражение в стенописях ярослав­ских храмов, в том числе и в Николо-Мокринском. Восприятие Николая Чудотворца как спа­сителя тонущих нашло любопытное подтверждение в записи из «памятника событий» Дмит­рия Серебренникова. Под 1801 годом читаем: «мая 9-го дня, в день святителя Николая, было ненастье, дождь и погода немалая, от чего на реке тогда опрокинуло лодку с осмью человек людей, из которых было пять маленьких детей, да трое больших мужиков. Над этими малыми детьми показалось тогда великое чудо, что выпадшие из ботика оные малолетние, которые были лет по четыре и по пять и семь, по верху плавали, на волнах носимые. И когда увидели на берегу оную гибель, подъехала лодка и оных младенцев плавающих порозну собрали в лодку и повезли к Толчкову. И сказывали, что де все они плавали по верху без всякого движе­ния, потому что они и не могли ничем себе поспособствовать, будучи не в силах своих лет, но однако плавали на спинах, носимые волнами. И собрали их безвредно, только одна девочка из них захлебнулась водою, в вытащили (её) замертво, но в лодке же её и откачали». Посколь­ку дети тонули напротив церквей Николы Мокрого на одном берегу Которосли и Николы Пенского- на другом, Серебренников заканчивает свою запись словами: «сие приключение можно было почесть за чудо, что Бог помиловал невинных младенцев ради своего угодника Николая».

http://sobory.ru/article/?object=06021

Стенопись церкви Николы Мокрого была выполнена в 1673-1674 годах на средства прихожан. Как явствует из челобитной Семена Лузина царю Алексею Михайловичу (1675 г.), в ее создании принимали участие ярославские мастера Логин Сидоров, Ермолай Федоров, Тимофей Федотов, Иван Ануфриев, Федор Савин, Андриан Иванов, Семен Козлов, Карп Михайлов, Федор Карпов Дмитрий Григорьев и Василий Ананьин. XIX-XXI век. В XIX веке живопись дважды поновлялась в клеевой технике – в 1853 году, затем в 1895–1896 годах московскими художниками С.Чириковым и Епанешниковым под патронажем Московского Археологического Общества. В 1970–1980-ых годах были проведены реставрационные работы по стенописи в Алексеевском и Варваринском приделах. Николо-мокринская роспись явилась этапным произведением в истории ярославской школы стенной живописи. Ее хорошо разработанная символико-композиционная схема, новый для того времени метод рассказа посредством непрерывных горизонтальных фризов, богатейшая орнаментика и использование в качестве иконографического образца гравюр Библии Пискатора оказали определяющее влияние на судьбу ярославского монументального искусства второй половины XVII века. Ансамбль росписи храма Николы Мокрого, состоящий из 660 сюжетных клейм, дошел до нас не в полном объеме – утрачена живопись сводов западной паперти. Столпы храма разбиты на четыре широких яруса, нижний из которых орнаментальный. В верхнем ярусе западных столпов изображены благоверные князья и цари: Константин и Елена, Владимир и Ольга (южный столп), Борис и Глеб, Всеволод Псковский и Ярослав Мудрый (северный столп), в среднем воины-мученики, в нижнем – русские святые, в том числе царевич Димитрий Угличский, Дмитрий Донской, Михаил Черниговский, ярославский князья Федор, Давид и Константин (южный столп), Константин, Михаил и Федор Муромские, Довмонт Псковский, Михаил Тверской и ярославские чудотворцы Василий и Константин (северный столп). Роспись столпов отмечена высочайшим уровнем исполнения. Северная и южная стены храма разбиты на семь ярусов.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Николы_Мо...

В 1929 году Николо-Мокринская церковь была закрыта, в марте 1992 года оба храма вме­сте с домом церковного причта переданы РПЦ. Перед этим оба храма после выезда арендато­ров по несколько лет простояли бесхозными. В последующие годы под наблюдением Александра Станиславовича Рыбникова силами ярославских специалистов по архитектурной реставрации во главе с Андреем Вячеславови­чем Ржевским были выполнены сложнейшие работы по выпрямлению центральной главы Тихвинской церкви. Состояние её было крайне тяжёлое: почти по всей площади обрушился потолок. Протоиерей Василий Александрович Марченко вспоминает, что первый год службы при­шлось проводить в приделе холодной церкви, основной объём которой был не в лучшем со­стоянии. Тем не менее, уже в следующем году в приходе открылась воскресная школа. Нача­лось постепенное, от притвора к алтарю, восстановление тёплого храма - в год удавалось продвинуться метров на 5-7. Иконостас выполнили специалисты из Костромы, иконы - худож­ник Юрий Лобода. В арке между трапезной и четвериком уцелел фрагмент росписей - над ним трудился Владимир Сорокин. Значительная часть работ выполнена благодаря помощи благотворителей Николая Алексеевича и Фотины Павловны Александрычевых. 23 сентфбря 2006 года архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл освятил главный, Тихвинский престол храма. В октябре этого же года прихожанин В. Басов передал в него рез­ную скульптуру преподобного Нила Столобенского (установлена перед иконостасом). По словам дарителя, святыня чудесным образом «приплыла» по Которосли. В 2007 году был обустроен придел Василия Великого: над иконостасом вновь работали ко­стромские резчики, иконы написала Людмила Дейнеко. Летнему храму (собственно храму Николы Мокрого) предстоят сложнейшие реставраци­онные работы - место, на котором стоят церкви, не зря «словет по прозвищу Мокрое». Т.А. Рутман: Храмы и святыни Ярославля, история и современность. Ярославль, издатель А. Рутман, 2008 Храмовый ансамбль Николы Мокрого и Тихвинской иконы Божией Матери на низком берегу Которосли, в бывшей монастырской Спасской слободе, начал строиться в 1665 году на месте прежней деревянной пары церквей. Храмы располагаются между двух притоков Которосли – ручьев Паутова и Ершова.

http://sobory.ru/article/?object=06021

Никольский храм может похвастаться ещё одной довольно редкой фресковой картиной – изображением святого мученика Христофора с пёсьей головой, расположенного на одном из столпов храма. В 1722 г. звероподобные изображения святых были официально запрещены Святейшим Синодом и в Ярославль даже приезжала специальная комиссия, изучавшая фрески, но, к счастью, в отличие от других церквей, где лики подобного рода были затёрты или закрашены, фреска святого Христофора уцелела – её попросту не нашли. Восточную стену заняли картины на тему Страстей Христовых, верхние части откосов, простенки, арки окон и входных порталов – изображения преподобных, подвижников русской и вселенской церкви, Печерских чудотворцев, херувимов и ангелов. Приделы святой Варвары и святителя Алексия оформлены картинами из жития святых, Ветхого Завета и изображениями 26 мучениц. В 1853 г. и в 1895–1896 г.г. фресковая живопись храма была обновлена в клеевой технике, а в 1970–1980-х г.г. были проведены масштабные реставрационные работы фресок его северного и южного приделов. Находится на ул. Чайковского (бывш. Любимская), 1. В ансамбль церквей Николы Мокрого входят два каменных храма. Холодный пятиглавый храм с колокольней построен на месте старого деревянного в 1665-1672 г.г. На правой стороне паперти, в пристройке с шатровым верхом, был устроен придел во имя Алексия, митрополита Московского, на левой, в такой же пристройке - во имя Великомученицы Варвары. Заказчиками храма были купцы Афанасий Лузин и Андрей Лемин, а также ярославцы посадские люди Федор Выморов и Степан Тарабаев. Теплая одноглавая церковь во имя Тихвинской иконы Богоматери находится к югу от Никольского храма. Время ее постройки - 1686 г., придел Василия Великого освящен в 1694 г. Церковь построена на средства купцов Клима и Семена Лузиных. В архитектурном отношении церковь Николы Мокрого - типичный ярославский посадский храм. Пятиглавая четырехстолпная холодная церковь без подклета окружена с трех сторон невысокой закрытой одноэтажной галереей. Северный фасад фланкирован шатровыми объемами Варваринского придела и колокольни. Первоначально храм имел позакомарное перекрытие. Очевидны попытки храмовых зодчих ориентироваться на уже существовавшие к тому времени лучшие образцы ярославской церковной архитектуры: общая композиция напоминает храм Иоанна Златоуста в Коровниках, в формах колокольни повторены формы колокольни церковь Илии Пророка, рисунок слухов шатра заимствован у колокольни церковь Рождества Христова. В конце XVII в. ансамбль был обильно декорирован полихромными изразцами. Алтарные окна Никольской церкви были тогда украшены нарядными изразцовыми наличниками. В 1690-х г.г. к западным фасадам обоих храмовых зданий были пристроены увенчанные небольшими восьмигранными шатрами притворы, необычайно пышно декорированные цветной керамикой. До наших дней лучше сохранился южный, расположенный у церкви Тихвинской Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=06021

В своде северного Варваринского придела композиция «София Премудрость Божия». На стенах в четырех ярусах иллюстрировано житие святой Варвары. В конхе придельного алтаря сюжет «О тебе радуется», в апсиде и на оконных откосах изображения 26 мучениц. В своде южного Алексеевского придела композиция «Царь Царем», на стенах в три яруса сцены из жития митрополита Алексия. В конхе — «Похвала Богородице», над конхой - «Предста Царица», в апсиде - пророки в медальонах. Свод паперти заполнен сценами из Ветхого Завета. В ее северном колене иллюстрированы «Дни творения» в кругах и сцены жизни Адама и Евы, в южном - «История Иосифа и Моисея». Роспись западного крыла паперти утрачена в XIX в. в связи с перекладкой свода. В люнетах внутренних стен паперти размещены многофигурные символико-дидактические композиции: «Собор всех святых», «Апостольская проповедь» (с.); «Символ веры», «Отче наш» (з.); «О тебе радуется», «Богородица Честнейшая херувим» (ю.). Над входом в северный придел на паперти написана «Богоматерь Знамение», над входом в южный - «Спас на убрусе», поддерживаемый летящими ангелами. На откосах окон паперти и между окнами фигуры ветхозаветных персонажей - праотцы и пророки. В западном крыльце сцены из «Апокалипсиса». Декоративно-образный строй николо-мокринской росписи проникнут духом особой торжественности. Чувство большого стиля царить здесь во всем - и в самой программе росписи, претендующей на соборную репрезентативность, и в замечательной тектонической связи живописи с архитектурой церкви. В XIX в. церковь Николы Мокрого была передана военному ведомству и с 1892 г. являлась полковым храмом расквартированного в Ярославле Фанагорийского полка. В 1929 г. церковь была закрыта. В 1992 г. храм Николы Мокрого передан Русской Православной Церкви. Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. – Ярославль, 1901.; Суслов А.И., Чураков С.С. Ярославль. – М.: Стройиздат, 1960.; Воейкова И.Н., Митрофанов В.П. Ярославль. – Л.: Аврора, 1973; Масленицын С.И. Писал Семён Спиридонов. – М.: Изобразительное искусство, 1980; Добровольская Э., Гнедовский Б. Ярославль. Тутаев. – М.: Искусство, 1981.; Брюсова В.Г. Фрески Ярославля. – М.: Искусство, 1983.; Масленицын С.И. Ярославская иконопись. – М.: Искусство, 1983.; Ярославль. Памятники архитектуры и искусства/Сост. В.П. Выголов. – М., 1985; Маров В.Ф. Ярославль: архитектура и градостроительство. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000.; Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2005.; Юрьева Т.В. Ярославский иконостас. – Ярославль, 2007.; Хрупалова И. Крестом увенчанный//Северный край, 2009, 14 октября; Егорова Т. Сотворили такие картины, чтоб висели они без гвоздя//Северный край, 2012, 23 октября

http://sobory.ru/article/?object=06021

То есть, совершив подобное, Авимелех нарушил и закон гостеприимства, обязательного по отношению не опасных для страны переселенцев. « Авимелех же не прикасался к ней и сказал: Владыка! неужели ты погубишь [не знавший сего] и невинный народ? » ( Быт. 20:4 ). «Слова не прикасался имеют ту же силу, что и следующие: «хорошо человеку не касаться женщины» ( 1Кор. 7:1 ) – то есть, даже без соединения, не следует ни страстно взирать, ни касаться до женщины. Итак, Бог не позволил Авимелеху прикоснуться к ней, а, возможно, что и всякому возвышенно помышляющему, ибо такое качество (то есть целомудрие, – О. С.) – дар Божий» 183 . Авимелех, как царь своей земли, отлично понимает, что если кара от Бога падет на него, то через него кара придет и на весь его народ, потому что царь в языческих пониманиях – это некий тотем собственного народа. Древние цари Ханаана были одновременно и жрецами, они выполняли жреческие функции. Но и в любом случае, если правитель впадает в какие-то согрешения, это сказывается на его подданных. Известно, что когда государю Иоанну Васильевичу Грозному запретили вступить в очередной брак – у него несколько жен умерли, и он решил опять жениться, а по канонам это было недопустимо, у него был уже четвертый, кажется, брак – то Церковь не дала ему благословения. И тогда он обратился к духовенству, сказав: «Неужели вы хотите, чтобы государь впал в блуд? Тогда и все государство погибнет!» – настолько ответственно он относился к этой ситуации. Ему запретили венчаться в Кремле. И он пошел венчаться в храм, который называется храм «Николы Мокрого». Это – маленькая церквушка, беленькая, которая и сейчас стоит на берегу Москвы-реки рядом с бывшей гостиницей «Россия». Как раз ближе к Москве-реке. Маленькая такая, красивая церквушка. Почему она называется «Николы Мокрого»? Потому что там останавливались баржи, которые тащили батраки, и там с батраками расплачивались. Когда они получали деньги, прежде чем идти их пропивать, они заходили в этот храм и покупали свечки в благодарность Господу за то, что они благополучно дошли до Москвы. И в храме всегда была вода, потому, что они вылезали из воды и с этими своими мокрыми портянками шли в храм. Вот и называется храм «Николы Мокрого». И царь по смирению пошел венчаться в этот маленький храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В 1835 году территория ЯММ была приобретена военным ведомством- в специально вы­строенных казармах (позднее они стали называться Николо-Мокринскими) разместились ба­тальоны третьего учебного карабинерного полка. В 1841 году по велению Николая Первого военному ведомству передали и храмы. Наиболее ценная утварь (сохранилась «Опись церковному имуществу ярославской военно-инженерной Николо-Мокринской церкви») и прихожане Николо-Мокринского храма отошли от церкви Петра Митрополита. В последую­щие десятилетия никольскими прихожанами были военнослужащие квартировавших в Яро­славле после учебного армейских полков: Нежинского, Фанагорийского, Островенского. С прибытием в казармы новой части в церковь приходили не только полковые иконы, но и ис­торические реликвии. Так, с 1892 по 1910 год в казармах стоял «11-й Фанагорийский гренадерский Генералисси­муса князя Суворова, а ныне Его Императорского Высочества великого князя Дмитрия Пав­ловича полк». С ним в храм поступили иконы Казанской Богоматери, Николая Чудотворца и другие, в надписях на них значилось, какому батальону они принадлежали и когда были на­писаны. Фанагорийцы хранили в церкви Николы Мокрого пожалованный им в 1845 году пол­ковой мундир Николая Первого, поскольку император числился в списках полка; 13 мая 1898 года реликвию осматривал вместе с другими достопримечательностями потомок Николая Первого, московский генерал-губернатор и командующий войсками Московского Военного округа великий князь Сергей Александрович. В храме также стояли наградные знамёна фа­нагорийцев «За Рымник» и «За Кинбурн», а в особых витринах - мемориальные суворовские раритеты. 20 мая 1899 года в церкви Николы Мокрого по инициативе членов Ярославской губернской учёной архивной комиссии была отслужена панихида по случаю 250-летнего юбилея Собор­ного уложения царя Алексея Михайловича. Церковь для совершения этого ритуала была вы­брана по той причине, что она современна правлению царя и в ней был придел Алексия, мит­рополита Московского... В трагические дно 1918 года «... повстанцы установили пулемёт на высокой колокольне и держали под прицельным огнём все лежавшие впереди городские кварталы. С утра 7 июля по этой колокольне открыла сильный огонь красная батарея, стоявшая на позиции у станции Всполье...» - в результате, отмечала Ярославская реставрационная комиссия, храму был на­несён значительный урон: пробиты в разных местах стены памятника, сильно разрушен шатёр колокольни, разбиты пять глав центрального объёма.

http://sobory.ru/article/?object=06021

– У вас есть доступ на территорию будущего парка? Удавалось ли увидеть место, где стоял храм Николы Мокрого? – Нет, не удавалось. Это не наша земля, доступа у нас туда нет, нам состояние площадки не показывали. Дело в том, что фундаменты храма Николы Мокрого остаются под стилобатом гостиницы «Россия». Так утверждал глава компании «СТ Девелопмент»Шалва Чигиринский, первым занимавшийся проектированием застройки этого места (я знаю об этом со слов архитектора компании). Поэтому, говорил Шалва Павлович, восстановить храм на его историческом месте не представляется возможным, – ведь стилобат по его проекту сохранялся. На ровной площадке стилобата они собирались построить здания, гостиницы, улицы, переулки, площадь, концертные залы. Если бы они и заложили в проект храм Николы Мокрого, это получилось бы не на историческом месте, а рядом, и это был бы уже другой храм – новодел. Если и можно говорить о его воссоздании, то это должно быть воссоздание на старом фундаменте. – Стилобат гостиницы «Россия» для строительства парка до сих пор не разобрали? – Нет, с юга не разобрали. Его начали было разбирать, но от ударов гидромолота сотрясалась земля, и нам пришлось потребовать остановить эту работу, потому что мы побоялись за судьбу нашего храма Зачатия праведной Анны. Потом прекратилось финансирование этих работ, и на несколько лет настало затишье. Что именно планируется сделать для демонтажа стилобата сейчас – я не знаю, хотя вижу, что потихоньку работы идут. – Есть опасность, что он не поддается более щадящим для окружающей застройки технологиям разбора? – Я думаю, что поддается, просто разбить гидравлическим молотом – быстрее. У нас был аналогичный случай, когда разбирали советский пандус вокруг Знаменского собора. Сначала они взяли большой груз – подъемный механизм поднимал его и резко сбрасывал на пандус. В результате закачался не только Знаменский собор, но и братский корпус. Нам пришлось в срочном порядке остановить это разрушение. Две недели они думали, что делать, и в результате алмазным тросом распилили пандус на части, погрузили их краном и увезли. Какой метод применять в случае разбора стилобата, пусть сами решают, лишь бы храм не качался: все-таки XVII век.

http://pravmir.ru/tayga-i-tundra-vokrug-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010