Ефрем Сирин . Толкование на Книгу Бытия.  Почему она называется «Николы Мокрого»? Потому что там останавливались баржи, которые тащили батраки, и там с батраками расплачивались. Когда они получали деньги, прежде чем идти их пропивать, они заходили в этот храм и покупали свечки в благодарность Господу за то, что они благополучно дошли до Москвы. И в храме всегда была вода, потому, что они вылезали из воды и с этими своими мокрыми портянками шли в храм. Вот и называется храм «Николы Мокрого». И царь по смирению пошел венчаться в этот маленький храм.  В настоящее время там городской парк.  Катены на Книгу Бытия. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии наташа 23 октября 2017, 00:34 Всегда с большим интересом читаю статьи протоиерея Олега Стеняева на Библейскую тему. Всё доступно объясняет и поясняет. Спасибо. Евгений 20 октября 2017, 11:00 В статье пусть и неважная, но фактическая ошибка. Церковь Николы Мокрого, которая была снесена в 1932 году, в статье описывается как «маленькая церквушка, беленькая, которая и сейчас стоит на берегу Москвы-реки рядом с бывшей гостиницей ближе к Москве-реке». Это описание – церкви Зачатия святой Анны, которая соседствовала со снесённым храмом Николая Чудотворца до 1932 года и недавно, слава Тебе, Господи, стала доступной человеческому взору снова, после сноса многолетнего забора вокруг стройки на месте бывшей гостиницы.Между обоими храмами около двухста метров. Дионисий 19 октября 2017, 22:53 Очень просто и понятно.Спаси вас Господи,батюшка. тамара 18 октября 2017, 15:33 Батюшка Олег,Божией Вам помощи во всём.Спаси Бог Вас за все Ваши труды у престола Божиего,книги,статьи. Зинаида 18 октября 2017, 12:02 Большое спасибо за все статьи на Вашем сайте. Каждый день начинаю с просмотра. Читаю Евангелие, Апостола и житие святых, статьи. Очень познавательно и душевно. Очень доступно пишет протоирей Олег Стеняев. Благодарю за Ваш такой нужный труд. Божией Вам помощи. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю:

http://pravoslavie.ru/107264.html

Храм освещался тремя большими медными паникадилами с орлами работы голландских мастеров. У столпов стояли роскошные резные моленные места середины XVII в., предназначенные для царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Ныне они находятся в ц. Илии Пророка. Паперть церкви украшает красивая кованая решетка XVII в., состоящая из S-oбpaзhыx звеньев, заканчивающихся цветочными бутонами. Решетка выполнена с большим декоративным вкусом и является уникальным памятником прикладного искусства. Стенопись церковь Николы Мокрого была выполнена в 1673-1674 г.г. на средства прихожан. Как явствует из челобитной Семена Лузина царю Алексею Михайловичу (1675), в создании стенописи принимали участие ярославские мастера Логин Сидоров, Ермолай Федоров, Тимофей Федотов, Иван Ануфриев, Федор Савин, Андриан Иванов, Семен Козлов, Карп Михайлов, Федор Карпов, Дмитрий Григорьев и Василий Ананьин. В XIX в. живопись дважды поновлялась в клеевой технике - в 1853 г., затем в 1895-1896 г.г. московскими художниками С. Чириковым и Епанешниковым под патронажем Московского Археологического Общества. В 1970 - 1980-х г.г. были проведены реставрационные работы по стенописи в Алексеевском и Варваринском приделах. Николо-мокринская роспись стала этапным произведением в истории ярославской школы стенной живописи. Ее хорошо разработанная символико-композиционная схема, новый для того времени метод рассказа посредством непрерывных горизонтальных фризов, богатейшая орнаментика и использование в качестве иконографического образца гравюр Библии Пискатора оказали определяющее влияние на судьбу ярославского монументального искусства второй половины XVII в. Ансамбль росписи храма Николы Мокрого, состоящий из 660 сюжетных клейм, дошел до нас не в полном объеме - утрачена живопись сводов западной паперти. В центральном куполе помещена фреска «Вседержитель», вокруг нее летопись с текстом тропаря «Нерукотворенному образу». В барабане изображения 16 праотцев в два ряда. На парусах написаны евангелисты, их символы вынесены на лобовые части паруса. На восточной подкупольной арке изображена Троица Ветхозаветная, на западной - «Спас на убрусе», поддерживаемый летящими ангелами. В куполах четырех боковых барабанов представлены: в юго-восточном «Бог Саваоф», в северо-западном «Христос Эммануил», в северо-восточном «Иоанн Предтеча ангел пустыни» и в юго-западном «Богоматерь Знамение». Между окнами боковых барабанов - изображения ветхозаветных пророков. На подпружных арках северо-западного барабана сюжеты «Исцеление слепого» и «Насаждение Честных древ», на арках юго-западного - «Неверие Фомы» и «Преполовение». На восточном своде над алтарем изображено «Отечество», на западном - «София созда себе дом», на северном - «Исцеление тещи апостола Петра» и «Притча о сеятеле», на южном - «Благословение детей» и «Изгнание торгующих из храма».

http://sobory.ru/article/?object=06021

Никольский храм поставили в Великом посаде в XIV в. До какого времени он простоял в дереве, неизвестно. В XVI веке, после постройки Китайгородской стены, выход к воде здесь был перекрыт, и пристань перенесли в другое место. В 1606 г. во время восстания против Лжедмитрия I был убит приближенный самозванца боярин Петр Федорович Басманов. Но если труп Лжедмитрия был сожжен, то тело Басманова, своего брата по матери, боярин князь В.В. Голицын похоронил при храме Николы Мокрого. Дошедшее до XX века здание храма построили в конце в 1695-го – 1697 году. Строилась церковь по обету супругой окольничего Евдокией Чириковой. Это был древний дворянский род, из которого вышел знаменитый мореплаватель середины XVIII века А.И. Чириков, участник Великой северной морской экспедиции В. Беринга. Главный престол освятили в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Храм был одноглавый, на высоком подклете. В подклете (скорее, его можно назвать нижним этажом) находилась трапезная одностолпная палата с мощными сводами. За ней – теплая церковь святителя Николая. В 1740 г. там же устроили придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В 1802 г. прихожане пригласили архитектора А.Н. Бакарева, одного из лучших учеников М.Ф. Казакова, который перестроил храм, изменив его внешний вид. В начале XIX в. считалось, что, если надо перестраивать древний храм, лучше всего применять формы готического стиля. Именно в таком стиле перестроили церковь «Николы Мокрого». А.Н. Бакарев изменил верх храма, сделав его намного выше, завершив четырьмя стрельчатыми арками и небольшой главой над ними. Он пристроил с запада высокую стройную колокольню. Церковь стала красиво смотреться из-за Китайгородской стены, возвышаясь над невысокой застройкой Зарядья. При перестройке в верхний храм перенесли приделы святителя Николая – в северную часть трапезной, Скорбященскийв южную. Также готическими стали окна основного этажа. Закрыли церковь в 1932 г. и тогда же обезглавили. В 1930-е гг. в Зарядья решили возвести огромное здание Наркомтяжпрома. Никольский храм было решено разобрать первым. Разборкой занимались сотрудники Всесоюзной академии архитектуры весной 1941 г. В фонде ГНИМА имени А.В. Щусева хранятся большое количество фотоснимков, фиксирующие архитектурные особенности этого древнего храма.

http://sobory.ru/article/?object=34524

7 . Николая Чудотворца Дворищенская, находящаяся в Новгороде, в бывшем княжеском Николо-дворищенском соборе. По позднейшему сказанию, чудесно обретена плавающей в озере Ильмене по тому поводу, что больным Новгородским князем Мстиславом Владимировичем, вследствие сонного видения, было послано посольство в Киев за тамошней иконой Николы Мокрого 823 . Вероятно, дело было так, что Мстислав Владимирович желал иметь храмовой иконой построенного им в 1113г. Дворищенского собора копию с иконы Киевского Николы Мокрого, вследствие того, что последняя начала прославляться чудотворениями. 8 . Знамения Божьей Матери, находящаяся в том же Новгороде, в Знаменском соборе. О чуде, совершённом иконой в 1169г., мы говорили выше, и здесь только коснёмся вопроса об её названии. На иконе, называемой Знамением, Божия Матерь изображается стоящей в молитвенном положении с распростёртыми руками (как на алтарной мозаике Киево-Софийского собора). Этого вида иконы Божьей Матери назывались у Греков «молениями» ( δησις) или по нашему деисусами 824 . Не решая окончательно вопроса о том, от чего случилось, что икона, называвшаяся у Греков «молением», у нас названа Знамением, на основами имеющихся указаний думаем, что она получила название от совершённого ею «знамения», т. е. чуда 825 . 9 . Николая Чудотворца Жидичинская. В древнее время город или местечко, в настоящее время – местечко, Жидичин находится на реке Стыри, недалеко на север от города Луцка. Под 1227г. в Ипатской летописи сообщается, что в нём была икона св. Николы, молиться которой ездили князья. 10 . Спаса Избавника Мельницкая. Город Мельник находился (а в виде села и до настоящего времени находится) на Западном Буге, между Брест-Литовском и Дрогичиным. Под 1260г. в Ипатской летописи сообщается, что в этом городе, в церкви святой Богородицы, находилась икона Спаса Избавника, которая была «в велице чести» 826 . 11 . Николая Чудотворца (Николы) Зарайская. Существует пространная повесть о принесении образа Николая Чудотворца из Корсуни Крымской в Зарайск Рязанский священником Корсунским Евстафием, в 1224г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Русь во времени, в личностях, в идеях: Альм. СПб., 2015. Вып. 3. С. 111-132; Назаренко А. В. «Никола вешний»: Новое об обстоятельствах установления на Руси памяти свт. Николая Мирликийского 9 мая//Церковь в истории России. М., 2016. Сб. 11. С. 258-284; Шарихина М. Г. Синтаксические особенности славяно-рус. переводной агиографии XIV-XV вв.: (На мат-ле рус. списков Жития Николая Мирликийского): Канд. дис. СПб., 2016. Н. В. Пак Почитание на Руси широко распространилось вместе с принятием христианства. По сведениям Летописи, ц. во имя Н. была построена на могиле Аскольда (НПЛ. С. 107; см. ст . Аскольд и Дир), что в свете устной традиции, считавшей Аскольда и Дира первыми рус. христ. правителями, давало основание для предположения, будто Аскольд был крещен с именем Николай. Однако сведения, приведенные в летописи, невозможно считать вполне достоверными; их можно рассматривать в качестве предания, которое свидетельствует о том, что почитание Н. проникло на Русь на самом раннем этапе христианизации. Встречается мнение, что центром почитания Н. был Новгород, т. к. там находилось особенно много церквей, посвященных святителю (наиболее известны храмы Николы на Липне (1292), Николы Белого (нач. XIV в.)). Однако вряд ли можно говорить в этой связи о какой-то особой роли Новгорода, т. к., напр., своим покровителем и защитником святителя считали также жители Изборска, где главный храм был посвящен Н., в др. городах средневек. Руси также строились многочисленные храмы и мон-ри во имя Н. В Москве, по легенде, 1-ю ц. во имя Н. в 1304 г. основали беженцы из Киева от татаро-монгольского нашествия. В 1390 и в 1401 г. упоминается мон-рь Николы Ветхого, к-рый находился на ул. Никольской в Китай-городе, рядом с Заиконоспасским в честь Нерукотворного образа Спасителя муж. мон-рем, напротив муж. мон-ря в честь Богоявления. В разные периоды он именовался «Никола Старый», «Никола Большая Глава», «что на Крещатике», «у Крестного целования» (подробнее см. в ст .: Московский греческий святителя Николая Чудотворца монастырь ). В Китай-городе с 1468 г. известен также храм Николы Мокрого (разрушен в 1932). В 1380 г. в 25 км от Москвы основан мон-рь Николы Угрешского. В 1498-1506 гг. в Московском Кремле строилась ц. свт. Николая Гостунского (разобрана в 1817), в 1818 г. в колокольне Ивана Великого переосвящен новый Николо-Гостунский собор. Всего к XVI в. в Москве существовало 6 церквей с посвящением Н. Частицы мощей Н. начали прибывать на Русь с XV в., вероятно, они привозились послами в качестве даров из Греции. На Руси были восприняты основные аспекты почитания Н., напр., его помощь морякам и терпящим бедствие на воде, что отражено в названии собора, посвященного Н. в С.-Петербурге (Никольский Морской собор, сер. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Николо-Набережная церковь (Муром) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Николо-Набережная церковь (или церковь Николы Мокрого) — православный храм Муромской епархии Русской православной церкви, находящийся в городе Муроме, Владимирской области. Церковь расположена на высоком берегу реки Оки. Внизу у подножия горы бьёт Никольский родник, у которого, по преданию, несколько раз являлся сам Николай Чудотворец. Рядом, в овраге, находится часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Содержание История [ править править код ] Церковь впервые упомянута в источниках второй половины XVI века: «В Муроме на посаде за городом государя и царя и великого князя двор против Николы Мокрого…». В XVI веке храм имел два придела: мученика Феодора Стратилата и святых Косьмы и Дамиана. Рядом стояла деревянная церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Упоминание о Николо-Набережной церкви содержится и в Писцовой книге г. Мурома 1636/1837 гг., где церкви названы «строением государевым». В 1700 году началось строительство каменного Никольского храма. Его возводил московский священник Дмитрий Христофоров в память о своём отце — священнике Никольской церкви протоиерее Христофоре. В 1707 году была получена благословенная грамота на строительство и в 1714 году в новопостроенной церкви уже установлен иконостас. В 1717 году для храма Николы Набережного знаменитый муромский иконописец Александр Казанцев исполнил изображения двенадцати сивилл — пророчиц, якобы предсказавших рождение Иисуса Христа. В 1717 году храм был освящён. В 1803 году к храму была пристроена трапезная с приделом Сошествия Святого Духа. В 1847 году появился новый придел в честь священномученика Власия — покровителя животных, так как в числе храмоздателей были купцы Суздальцевы-Ушаковы, занимавшиеся торговлей скотом. Церковь была закрыта в 1940 году. В 1950—1960-х годах в храме размещалась птицефабрика. В конце 1960-х годов Николо-Набережную церковь передали городскому музею, который предполагал создать в ней экспозицию, посвященную реке Оке и выставку деревянной скульптуры (на тот период вся коллекция хранилась в храме). В последующие годы храм пустовал.

http://azbyka.ru/palomnik/Николо-Набереж...

Кострома. Церковь Рождества Христова (Николы Мокрого) на Дебре (утраченная). Никола Мокрый /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь, построенная в честь Рождества Христова («Никола Мокрый») на Дебре, впервые упоминается в писцовой книге 1628 г. Храм был построен во имя святителя Николая Чудотворца на берегу реки Волги, возле пристаней. Выбор такого места объясняется почитанием этого святого как покровителя путешествующих по водам. Каменная церковь с такою же колокольней была построена в 1734 г. на средства прихожан. Она привлекала внимание прихожан своими вмурованными в стену изразцами. В храме было три престола: в честь Рождества Христова, во имя святителя Николая Чудотворца и Феодосия Черниговского, еще один престол находился в колокольне во имя преподобного Сергия Радонежского. Церковь была закрыта в начале 1930 гг. и вскоре разрушена. http://oldkostroma.ru Рождества Иисуса Христа, что на Дебре. Каменная, с каменною колокольнею, построена в 1734 году. Престолы: в славу Рождества Иисуса Христа, и в честь: Божией Матери, празднования Ея Иконы всех скорбящих Радость, святителя Николая, и преподобнаго Серия, Радонежскаго чудотворца. Причта: священник, диакон и пономарь. Земли при церкви 979 кв. саж. План и межевая книга на землю имеются. Прихожан муж. пола 132, жен. 149, дворов 33. В пользу причта получаются проценты с капитала 450 рублей. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии, составленное на основании подлинных сведений, имеющихся по духовному ведомству, членом Костромского губернского статистического комитета, кафедрального Успенского Собора Протоиереем Иоанном Беляевым. – СПб: Типография Почтового Департамента, 1863. С. 14. Христорождественская в Дебре г. Костромы каменная, с такою же колокольнею, построена в 1734 г. на средства прихожан. Ограда каменная. Престолов 3: в главной – летней в честь Рождества Христова, в зимней - во имя святителя Николая Чудотворца и Феодосия Черниговскаго чуд., в колокольне во имя преп. Сергия Радонежскаго чуд. Постоянныя средства церкви: проценты с капитала в 4959 р., заключающагося в билетах разнаго наименования (184 р. в год); арендная плата с церковнаго дома до 100 р. и с ¼ торговой лавки до 70 р. в год.

http://sobory.ru/article/?object=35328

– Я знаком с несколькими представителями руководства «Архнадзора», мы поддерживали предлагавшийся ими вариант застройки Зарядья. Наши позиции близки, мы не очень много работаем вместе, но знакомы и сотрудничаем. Например, именно представители «Архнадзора» познакомили нас с Сергеем Кузнецовым, главным архитектором Москвы. – Как вы относитесь к идее уже сейчас сделать улицу Варварка пешеходной? – Я думаю, что это преждевременно, потому что в таком случае мы будем отрезаны от всех путей подъезда к храму и окажемся «на острове». Я озвучивал эту проблему еще бывшему управделами Президента. Храмов у нас много, хозяйство большое, рядом два музея, которые тоже требуют доступа автотранспорта (хотя Английский двор и закрыт на реставрацию), и это учтено в проекте парка. А пока подъезда через парк нет, это преждевременно. Нужно решать проблему комплексно, при проектировании всей территории. Какой смысл торопиться? Даст Бог, у нас в следующем году начнется реставрация (проекты реставрации на все храмы подготовлены и отправлены на экспертизу, мы надеемся согласовать их в этом году), и за два-три года мы приведем храмы в порядок – хотя бы фасадную их часть. Тогда, к открытию парка и отреставрированных храмов, можно будет сделать и Варварку пешеходной. – Под гостиницей «Россия», как говорят эксперты, сохранился фундамент храма Николы Мокрого. Проект парка не предполагает даже сохранения или музеефикации этого фундамента, не то что восстановления храма. С вашей точки зрения, имеет ли смысл восстанавливать этот храм? – Мы в любом случае за восстановление храмов! Тем более, что он дожил до ХХ века и был разрушен уже при советской власти. В Зарядье были и другие храмы, которые были разобраны раньше. Если бы такая возможность появилась, то хорошо было бы восстановить храм святителя Николая. Пространство Зарядья как бы духовно обрамлено: с одной стороны храмы вдоль улицы Варварка, на другой стороне Храм зачатия праведной Анны, что в Углу. Храм Николы Мокрого со своей стороны тоже хорошо вписался бы в ландшафт этой территории. По крайней мере, это было бы свидетельством того, что Россия возрастает и укрепляется прежде всего через духовность. Это было бы символично.

http://pravmir.ru/tayga-i-tundra-vokrug-...

В первый день апреля заводские монтажники АО " Муромтепловоз " установили восемь колоколов, изготовление которых оплатило их предприятие, истратив более 4,5 миллионов рублей. Две недели спустя к ним добавился и девятый, самый большой, почти в тонну весом. 9 июля 1993 года Николо-Набережная церковь обрела свою главную нынешнюю святыню. Сюда были перенесены нетленные мощи святой Иулиании Лазаревской. Жившая в XVI веке под мирским именем Ульяна Осорьина, она была известна в округе как бескорыстная дарительница бедным и недужным собственного имущества. Для местных жителей она стала примером милосердия, доброты и благочестия. Николо-Набережный храм заботами и трудами своих священников и прихожан на сегодняшний день полностью соответствует тому историческому облику, который он обрёл в середине XIX века после проведения в ней восстановительных работ. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2018 г. Стоит на берегу реки Оки. Сооружена в 1700-1714 г.г. на месте деревянной церкви. Закрыта в 1930-е г.г. В 1991 г. передана Владимирской епархии. Церковь во имя св. Николая Чудотворца " Набережного " названа так по своему положению на береговой террасе реки Оки. Первоначальное основание этой церкви приписывается царю Ивану Васильевичу Грозному и связано с пребыванием его в Муроме во время похода на Казань. По показанию сотной книги 1574 г., против этой церкви был двор государев; на нем хоромы, горницы и повалуши, в то время уже сгнившие и развалившиеся. На государевом дворе жили тогда дворники. Тут же был государев двор поледный и двор зелейный. (Примечание: см. Акты Юридические, стр. 247) Как основанная государем, Никольская церковь и впоследствии пользовалась вниманием со стороны Московских государей. Так царем Михаилом Феодоровичем причту ружной церкви Николы Мокрого пожалованы были рыбные ловли и бортные уходья по реке Оке. В описи Бартенева 1637 г. мы находим следующее описание церкви Николы Набережного или Мокрого: " В Муроме ж за городом в осыпи и за осыпью церкви и монастыри...

http://sobory.ru/article/?object=00628

По своей архитектуре церковь Николы Мокрого – типичный посадский храм, каких в Ярославле в XVII столетии строилось достаточно много. Высокий четырёхстолпный четверик с трёх сторон опоясан полуоткрытой галереей с тремя крыльцами (не сохранились), арки которой на зимний период закрывались съёмными деревянными рамами, с восточной стороны к нему примкнули полукружья апсид, с западной стороны – высокая многоярусная шатровая колокольня, а с северной и южной сторон – небольшие приделы с шатровым навершием, богато украшенные цветной керамической плиткой. Фасады храма и колокольни неизвестный зодчий оформил пучковыми полуколонками и фигурным фризом, многоцветными изразцовыми вставками в виде орнаментов с повторяющимися рисунками, оконные проёмы - нарядными наличниками из поливных изразцов, основания шатров приделов декорировал ложными закомарами, а саму церковь увенчал пятью луковичными главами на тонких высоких световых барабанах. Освещался храм тремя большими медными паникадилами, его паперть была ограждена изящной кованой решёткой – шедевром декоративно-прикладного искусства XVII в., в главный деревянный пятиярусный резной иконостас храма, выполненный в стиле «рококо», как и в небольшие иконостасы приделов, были вставлены иконы, написанные известными изографами XVII в. Симоном Ушаковым, Семёном Холмогорцем и Фёдором Зубовым в византийском стиле. Изюминкой храма были моленные места – великолепные резные троны, предназначавшиеся, как считается, для царя Алексея Михайловича и патриарха Московского Никона, хотя многие исследователи предполагают, что эти места были выполнены для ктиторов храма – купцов ярославской гостиной сотни. В настоящее время эти моленные места находятся в другой ярославской церкви – Ильи Пророка. В 1686 г. рядом с Никольским храмом для совершения богослужений в зимнее время выстроили небольшую тёплую церковь в честь Тихвинской иконы Божьей Матери с приделом во имя Василия Великого, которая вместе с домом причта стала частью храмового ансамбля и хорошо сохранилась до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=06021

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010