В то время как толпа ругалась над обезображенным трупом самозванца, другие толпы разделывались с ненавистными поляками. Все утро в Кремле, Китай-городе и по всей Москве, где только жили поляки, кипел бой и совершались убийства и грабежи при непрерывном звоне колоколов и неистовых криках народа. Уцелели лишь посланники, которых велено было охранять, и те, кто в состоянии был защититься. Всего, говорят, поляков убито было до двух тысяч, да и русских не меньше тысячи. Бояре решили прекратить неистовства толпы. Князья Шуйский, Мстиславский, Ромодановский, И. Н. Романов, Шереметев и другие бояре разъезжали по городу, везде стараясь остановить кровопролитие и успокоить народ. За час до полудня прекратилась резня. Страшный шум и крики мало-по-малу сменились на улицах мёртвой тишиной, и только валявшиеся повсюду трупы свидетельствовали о недавнем кровопролитии. Три дня труп самозванца лежал на Красной площади и три дня чернь издевалась над обезображенным расстригой и еретиком. Ему положили на грудь грязную маску, найденную во дворце, и говорили: – Вот твой Бог! Ему совали в рот дудку и приговаривали: – Долго мы тебя тешили, теперь сам нас позабавь! Резали труп ножами или секли его плетьми и говорили: – Сгубил ты наше царство и разорил казну! По прошествии трёх дней Басманова похоронили у церкви Николы Мокрого, а самозванца отвезли за Серпуховские ворота и там зарыли в убогом доме. Но в народе пошли странные слухи. Говорили, что над его могилой творится что-то невероятное. Говорили, что сильные морозы, вдруг ударившие в это время, стоят потому, что расстрига был чернокнижник и колдун. Тогда труп его вырыли из могилы и сожгли на Котлах в той самой крепости, которая называлась адом. Пепел собрали, зарядили им пушку и выстрелили им из пушки в ту самую сторону, откуда пришёл самозванец. Так печально закончилась судьба злосчастного расстриги Григория Отрепьева. Лишь в Польше и Риме пожалели самозванного царя, готовы были проливать „бесконечные слёзы», и 23-го сентября кардинал Боргезе произнёс надгробное слово о погибшем, которое закончил так: „Злосчастная судьба, постигшая Димитрия, служит новым доказательством превратности человеческой судьбы. Да примет Господь его душу в царство небесное и да окажет Он нам таковую же милость " …

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Сим именем огласилась вдруг и Дума и Красная площадь. Не все избирали, но никто не отвергал избираемого – и 19 Маия, во втором часу дня, звук литавр, труб и колоколов возвестил нового Монарха столице. Бояре и знатнейшее Дворянство вывели Князя Василия Шуйского из Кремля на лобное место, где люди воинские и граждане, гости и купцы, особенно к нему усердные, приветствовали его уже как отца России... там, где еще недавно лежала голова Шуйского на плахе и где в сей час лежало окровавленное тело расстригино! Подобно Годунову изъявляя скромность, он хотел, чтобы Синклит и Духовенство прежде всего избрали Архипастыря для Церкви, на место лжесвятителя Игнатия. Толпы восклицали: «Государь нужнее Патриарха для отечества!» и проводили Шуйского в храм Успения, в коем Митрополиты и Епископы ожидали и благословили его на Царство. Все сделалось так скоро и спешно, что не только Россияне иных областей, но и многие именитые Москвитяне не участвовали в сем избрании – обстоятельство несчастное: ибо оно служило предлогом для измен и смятений, которые ожидали Шуйского на престоле, к новому стыду и бедствию отечества! В день Государственного торжества едва успели очистить столицу от крови и трупов: вывезли, схоронили их за городом. Труп Басманова отдали родственникам для погребения у церкви Николы Мокрого, где лежал его сын, умерший в юности. Тело Самозванца, быв три дня предметом любопытства и ругательств на площади, было также вывезено и схоронено в убогом доме, за Серпуховскими воротами, близ большой дороги. Но Судьба не дала ему мирного убежища и в недрах земли. С 18 по 25 Маия были тогда жестокие морозы, вредные для садов и полей: суеверие приписывало такую чрезвычайность волшебству расстриги и видело какие-то ужасные явления над его могилою: чтобы пресечь сию молву, тело мнимого чародея вынули из земли, сожгли на Котлах и, смешав пепел с порохом, выстрелили им из пушки в ту сторону, откуда Самозванец пришел в Москву с великолепием! Ветер развеял бренные остатки злодея; но пример остался: увидим следствия!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Немного сохранилось архиерейских вне-алтарных тронов от старых времён в греческих и югославянских церквах, да и те не все приведены в известность и описаны. В пример их можно указать на приписываемую преданием св. Иоанну Златоусту кафедру из чёрного дерева в константинопольской патриаршей церкви и на архиерейский трон в кафедральном Охридском соборе св. Климента, устроенный в мае 1528 года болгарским архиепископом Прохором, с иконой Спасителя, украшенной ещё в XIII в. не безызвестным в канонической области архипастырем Димитрием Хоматином. Были в старое время вне-алтарные архиерейские „места“ и у нас на Руси по соборным, монастырским и привилегированным приходским церквам. В летописях и особенно в Чиновниках и вообще в уставах нашей соборной службы они очень часто упоминаются и в отличие от бывшего среди церкви „служебного“ места или „облачального амвона“ изредка называются „святительским местом, что у столпа“ 1379 . Патриаршее кирпичное место у первого от иконостаса южного столпа в Большом Успенском московском соборе, деревянное святительское место на той же стороне, в св. Софии в Новгороде, резное из дерева место патриарха Никона в ярославской церкви Николы Мокрого и другие немногие до сих пор сохранились и дают наглядное представление о том, как устроялись и украшались вне-алтарные кафедры русских святителей в XVI–XVII столл. 1380 . —573— В некоторых наших монастырях, например в Троице-Сергиевой лавре, до недавнего совсем времени существовал, к сожалению, оставленный теперь обычай ставить у правого клироса особое место на случай приезда их священно-архимандритов. Митрополичье место в нашей лавре не древнее, вероятно, современное учреждению в ней наместничества; но оно являлось любопытным остатком от нашего старинного церковного убранства 1381 . Литературных сведений об архиерейских вне-алтарных местах сохранилось несравненно больше, чем древних образцов их. В теперешнем священническом Служебнике лишь глухо говорится, что диакон, получив благословение от священника, с обычного места остановки входа (то есть, со средины храма) „отходит ко святителю или игумену, и целуют евангелие, аще предстоит; аще же ни, целует сие священник“ 1382 . Но если от этого краткого и неясного упоминания обратиться к более подробным на этот счёт предписаниям нашего Типикона и другим древним памятникам литургической, паломнической и т. п. литературы, то не только обрисуется вполне рассматриваемая принадлежность старинных греко-русских церквей, но и определится подробно её назначение. Из греческих и славянских литургийных чинов, древнерусских уставов соборной службы 1383 и наших старых путешественников по востоку, особенно из приложенного старцем Арсением Сухановым к Проскинитарию „Тактикона, еже есть Чиновника“ 1384 ясно видно, что в старину у

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Денщик-белорус Валясик выглянул из окна и стремительно распахнул парадное. Заспанное, всегда благодушное лицо его, напоминавшее капитану мочалку в тесте, — такое оно было рыжевато-мохнато-мягкое, — смотрело с укоризной. — Покушать запоздали, ваше высокоблагородие. А я куренка варил, все дожидал… Спросил барыню, а она ничего не говорит… а потом говорит, ничего надо. А я сам уж, куренка сварил. Вот мы и ждали, ваше высокоблагородие! — Кто ждал? — спросил капитан, прислушиваясь к чему-то в доме. — А я ждал, супик какой сварил… — лопотал Валясик, бережно вешая фуражку. — Сапоги-то как отделали, дозвольте сыму, почистить. — Почта была? — спросил капитан, не видя почты на подзеркальнике. — Было письмецо, на кухне лежит. А я в роту хотел бежать, забеспокоился… долго вас нет чего-то. Письмо было от старого полковника, из «Яблонева». Капитан не спешил прочесть. Он прошел в салончик, красную комнатку, заставленную стульчиками и пуфами, вазочками, букетиками, этажерочками, с веерами и какими-то птичьими хвостами на бархатных наколках, с плисовыми портьерами, с китайскими фонарями с бахромой. Пахло японскими духами и кислой какой-то шкурой, купленной ею на Сухаревке, в Москве. Оглянул с отвращением — и остановился у большого портрета на мольберте. Долго глядел, вспоминая черты живой: страстный и лживый рот, чуть приоткрытый, жаждущий, — все еще дорогой и ненавистный; матовые глаза невинности — девочки-итальянки, похожие на вишни, умевшие загораться до бесстыдства и зажигать, — и маленький лоб, детски-невинный, чистый, с пышно-густыми бровками, от которых и на портрете тени. Эти бровки! словно кусочки меха какого-то хитрого зверушки… Вспомнил: когда Люси появилась в городе и делала визиты, командирша определила томно: «ничего, мила… так, на случай!» Вспомнил и про слухи, приползшие с губернатором из Вятки, которые назывались «вятскими», — и все-таки все забыл! За салончиком была спальня, с итальянским окном к Заречью. За площадкой с куртинками падал к реке обрыв, с зарослями черемухи, рябины, буйной крапивы и лопуха, с золотыми крестиками внизу — церкви Николы Мокрого. Соловьи начинали петь, и даже теперь, в дожде, щелкали сладко-сладко.

http://azbyka.ru/fiction/soldaty/

Центр ансамбля – высокая, красивая церковь Николы Мокрого. Церковь Николы Мокрого была построена в 1665-1672 годах на средства ярославских купцов гостиной сотни Астафия Лузина и Андрея Лемина, а также посадских людей Федора Выморова и Степана Тарабаева. Замысел нового храма был грандиозен, он был призван соединить в себе лучшие черты храмов Иоанна Златоуста в Коровниках и Илии Пророка. Однако в полной мере замысел не удался, так как совмещение черт строго симметричной церкви в Коровниках и подчеркнуто асимметричной Ильинской − задача непростая. И все же храм получился очень интересным и необычным. Высокий, без подклета, он опоясан с трех сторон одноэтажными галереями, в концах которых были устроены два симметричных шатровых придела − Алексия, Митрополита Московского, и Великомученицы Варвары. В северо-западном углу галерей поставлена стройная шатровая колокольня. Галереи на зиму закрывались съемными деревянными рамами − это было новшество для Ярославля. Храм был расписан сразу после завершения строительных работ – в 1673 году. Необычайно пышные, многоцветные и разнообразные керамические изразцы украсили Никольский храм в конце XVII века, в 1680-1690-х годах. Особо выделяются очень широкие, словно из персидского ковра вырезанные, наличники окон в апсидах храма. Ни в одном храме Ярославля, да и других городов, подобных украшений нет. В 1929 году храмы были закрыты и оба отданы под склады. В 1992 году возвращены верующим, отремонтированы, и теперь здесь по праздникам проводятся богослужения. Церковь Николая Чудотворца, более известная как церковь Николы Мокрого – один из православных храмов Ярославля, выстроенный во второй половине XVII в. вместо деревянной церкви с одноимённым посвящением. Закрытый в советский период, храм возвращён верующим в конце минувшего века, в настоящее время является действующей церковью Ярославского центрального благочиния Ярославской епархии и находится под охраной государства. Между Которосльной набережной и проспектом Октября, на улице Чайковского (ранее – улица Любимская) находится один из старинных православных храмов Ярославля – церковь Николы Мокрого – типичный образец посадской культовой архитектуры XVII столетия. Интересно обиходное название храма – Николы Мокрого, по одной версии, связанное с его месторасположением (между притоками реки Которосль – ручьями Ершовым и Паутовым), отчего в храме всегда было сыро, а по другой – с именем самого святителя Николая Чудотворца, являющегося помощником всем терпящим на воде бедствие. Как бы то ни было, посвящение храма самому известному святителю – Николаю Чудотворцу – народ трансформировал в название Николы Мокрого, под которым храм известен и в наши дни.

http://sobory.ru/article/?object=06021

Москва. Церковь Николая Чудотворца Мокрого. Церковь Николы Мокрого /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Согласно летописям, в прошлые века была традиция возводить на пристанях древнерусских городов храмы в честь Святого Николая. Считалось, что именно этот святой оказывает покровительство как судоходству по морям и рекам, так и самим мореплавателям. Именно поэтому и называли его тогда Никола Мокрый. Первое упоминание каменной церкви Николы Мокрого датируется ещё 1468 г. Есть упоминания о ней в летописях за 1547 и 1625 гг. На самом деле все эти упоминания связаны с церковью Покрова Пресвятой Богородицы, которая и была основана изначально во имя этого церковного праздника. А в 1697 г. был возведён к ней каменный придел во имя святого Николая Чудотворца. Так же к главному престолу во имя Покрова Богоматери был добавлен и придел Всех Скорбящих Радость. В таком виде храм просуществовал вплоть до 1802 г., когда на средства прихожан был полностью переделан. В 1920 г. церковь была закрыта, а позже, в 1932 г., была и вовсе разобрана, после чего на месте её былого расположения долгие годы был заброшенный пустырь. Место это находится на Москворецкой набережной и имело некогда адрес Мокринский переулок, вл. 9. Позже здесь была отстроена гостиница «Россия», а в настоящее время там опять возводится другое здание. Главный престол был освящён в честь Покрова Божией Матери, северный придел — в честь Николая Чудотворца (по которому храм и назывался), а южный — в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих радость. Николая Мокрого, святителя, в Зарядье церковь В Великом посаде, более известном как Китай-город, вдоль берега Москвы-реки в XIV–XVI веках построили несколько церквей. Ближе всех к торговой пристани возвели церковь святителя Николая Мирликийского, называемая в народе храмом «Николы Мокрого». Святитель Николай, считался покровителем торговли, купечества и мореплавания, ему молились о спасении на водах. На Руси была почитаема икона «Николы Мокрого» – первообраз ее находился в Софийском соборе Киева. На ней святой Николай представлен со спасенным им упавшим в Днепр младенцем, перенесенным святителем в собор. В русских торговых городах Никольские храмы ставили именно около водных пристаней, часто они назывались, как и московский, – «Николы Мокрого».

http://sobory.ru/article/?object=34524

Ярославль. Храмовый комплекс церкви Николы Мокрого. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Между 1665 и 1686. Адрес: Ярославская область, г. Ярославль, ул. Чайковского, 1 Координаты: 57.61979, 39.87071 Изменить описание Храмы комплекса: Церковь Николая Чудотворца Церковь Тихвинской иконы Божией Матери Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью XVII в. Архитектурный ансамбль церкви Николы Мокрого расположен на левом низменном берегу Которосли. Ансамбль состоит из двух храмов: холодного во имя Николая Чудотворца и теплого иконы Тихвинской Божьей Матери, и бывшей богадельни. Он возник на месте деревянных церквей, что стояли на небольшой площадке между двух ручьев Паутова и Ершова (притоков Которосли). Приход храма составляли две монастырские слободы Спасская и Киселюха (топкое, мокрое место , грязь, как кисель). Холодный храм Николы Мокрого был выстроен в 1660-1670 гг. Этот четырехстолпный пятиглавый храм без подклета с двумя шатровыми приделами на восточных углах, с опоясывающей его одноэтажной закрытой галереей и шатровой колокольней на северо-западном углу паперти. Богатое декоративное убранство - изразцовое обрамление окон, изразцовая отделка западного притвора - появилось на храме в конце XVII века. Интерьеры церкви Николы Мокрого расписаны в 1673 г. предположительно костромичами и ярославцами во главе с Гурием Никитиным. Церковные сюжеты поданы в повествовательной манере, что станет отличительной чертой росписи ярославских церквей. Теплая Тихвинская церковь построена в 1686 г. Небольшая приземистая трапезная церкви Тихвинской Богоматери имеет редкой прямоугольной формы апсиду и увенчана декоративной главкой на квадратном постаменте. Крыльцо, увенчанное шатром, пристроено в 1790-е г. г. Ее основные фасады имеют скромный декор. Упрощенная по своим формам, церковь выделяется притвором, щедро украшенным изразцами, которые занимают почти всю плоскость стен и по пышности декора не имеют равных в Ярославле. Церковь Николы Мокрого был воздвигнута за Ефимовским ручьем в 1665-72 годах по инициативе ряда купцов Спасской слободы. Предполагалось, что этот храм, превосходящий по размерам все остальные церкви города, затмит их своим великолепием. По-видимому, на освящении храма присутствовал царь Алексей Михайлович, так как в интерьере сохранились царские и патриаршие места (ныне перенесены в церковь Ильи Пророка).

http://sobory.ru/article/?object=00212

Четыре верхних шириной 1,6-2,2 м – сюжетные, пятый (1,8 м) – орнаментальный фриз, шестой (0,45 м) – летопись о построении храма, седьмой (1,1 м) – подзор из полотенец. Живопись сюжетных ярусов посвящена храмовой теме – житию и чудесам Николая Чудотворца, которая иллюстрирована здесь в 70 крупных клеймах. Четвертый ярус южной стены занят изображением семи вселенских соборов. Всю западную стену занимает грандиозная картина Страшного Суда. На восточной стене за иконостасом написаны Страсти Христовы, над центральным алтарем – «Распятие» и «Семь таинств». Верхние части оконных откосов дополняют погрудные изображения преподобных в овальных медальонах, увитых цветочными бутонами. На северной и южной стенах – подвижники вселенской и русской церкви, на западной стене – печерские чудотворцы. В арках окон изображения Саваофа, Христа Благое Молчание, ангелов и херувимов. В арках входных порталов Деисус из медальонов (западная), «Недреманое око» (северная) и «Не рыдай мене, мати» (южная). В своде северного Варваринского придела композиция «София Премудрость Божия». На стенах в четырех ярусах иллюстрировано житие святой Варвары. В конхе придельного алтаря сюжет «О тебе радуется», в апсиде и на оконных откосах изображения 26 мучениц. В своде южного Алексеевского придела композиция «Царь Царем», на стенах в три яруса сцены из жития митрополита Алексия. Свод паперти заполнен сценами из Ветхого Завета. Роспись западного крыла паперти утрачена в XIX веке в связи с перекладкой свода. Декоративно-образный строй николо-мокринской росписи проникнут духом особой торжественности. Чувство большого стиля царить здесь во всем – и в самой программе росписи, претендующей на соборную репрезентативность, и в замечательной тектонической связи живописи с архитектурой церкви. В XIX церковь Николы Мокрого была передана военному ведомству и с 1892 года являлась полковым храмом расквартированного в Ярославле Фанагорийского полка. В 1929 году церковь закрыта. В 1992 году храм Николы Мокрого передан Русской Православной Церкви. Современное состояние [ править править код ] Храмы [ править править код ] В ансамбль церквей Николы Мокрого входят два каменных храма. Совершить виртуальную экскурсию Престольные праздники [ править править код ] Контакты [ править править код ] Адрес: 150000, Россия, Ярославская обл., г. Ярославль, ул. Чайковского, 1. Телефон : +7 (4852) 30-42-77 Социальная сеть ВКонтакте храма Паломнику [ править править код ] Богослужения Богослужения в храме совершаются в воскресные и праздничные дни. Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Храм Николы Мокрого в Ярославле теперь под надзором ЮНЕСКО Храм Николы Мокрого 1665 1672 г и Тихвинской иконы Божией Матери 1686 г в Ярославле Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Николы_Мо...

Храм Николы Мокрого (Ярославль) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… В ансамбль церквей Николы Мокрого входят два каменных храма. Холодный пятиглавый храм с колокольней построен на месте старого деревянного в 1665 – 1672 годах. Теплая одноглавая церковь во имя Тихвинской иконы Богоматери находится к югу от Никольского храма. Время ее постройки – 1686 год. Содержание История [ править править код ] XVII-XIII век. В ансамбль церквей Николы Мокрого входят два каменных храма. Холодный пятиглавый храм с колокольней построен на месте старого деревянного в 1665 – 1672 годах. На правой стороне паперти, в пристройке с шатровым верхом, был устроен придел во имя Алексия, митрополита Московского , на левой, в такой же пристройке — во имя Великомученицы Варвары. Заказчиками храма были купцы Афанасий Лузин и Андрей Лемин, а также ярославцы посадские люди Федор Выморов и Степан Тарабаев. Теплая одноглавая церковь во имя Тихвинской иконы Богоматери находится к югу от Никольского храма. Время ее постройки – 1686 год, придел Василия Великого освящен в 1694 году. Церковь построена на средства купцов Клима и Семена Лузиных. В архитектурном отношении церковь Николы Мокрого – типичный ярославский посадский храм. Пятиглавая четырехстолпная холодная церковь без подклета окружена с трех сторон невысокой закрытой одноэтажной галереей. С. фасад фланкирован шатровыми объемами Варваринского придела и колокольни. Первоначально храм имел позакомарное перекрытие.В конце XVII века ансамбль был обильно декорирован полихромными изразцами. Алтарные окна Никольской церкви были тогда украшены нарядными изразцовыми наличниками. В 1690-ых годах к западным фасадам обоих храмовых зданий были пристроены увенчанные небольшими восьмигранными шатрами притворы, необычайно пышно декорированные цветной керамикой. До наших дней лучше сохранился южный, расположенный у церкви Тихвинской Божией Матери. Храм освещался тремя большими медными паникадилами с орлами работы голландских мастеров. У столпов стояли роскошные резные моленные места середины XVII века, предназначенные для царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Ныне они находятся в церкви Илии Пророка Паперть церкви украшает красивая кованая решетка XVII века, состоящая из S-oбpaзhыx звеньев,заканчивающихся цветочными бутонами. Решетка выполнена с большим декоративным вкусом и является уникальным памятником прикладного искусства.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Николы_Мо...

50. Василевская В. Я. Указ. соч. С. 137. 51. По преданию, стрельцы, основавшие Саратов в 1590 г., принесли с собой образ " Спаса Нерукотворенного " , точную копию фрески из Троице-Сергиева монастыря. В воспоминание об обители Св. Троицы в Саратове была освящена деревянная Троицкая церковь, ставшая впоследствии кафедральным собором. В Свято-Троицком соборе по сей день сохраняется чтимая икона " Спаса Нерукотворенного " , вероятно список со старинного образа (подробнее см.: Соколов В. П. Саратовский Троицкий (старый) собор. Саратов, 1904; Свято-Троицкий собор г. Саратова. Саратов, 2005). Саратов не имел местных святых. Саратовцы почитали покровителями города святителя Николая Чудотворца в местночтимом образе " Николы Мокрого " , преподобного Алексия, человека Божия, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. В настоящее время образы " Николы Мокрого " утрачены. Как сказано в каталоге " Николин день " : " Неизвестно, как выглядела икона " Николы Мокрого " " (Выставка 23 мая - 31 декабря 2003 г. М., 2003. С. 15). По воспоминаниям В. М. Руфимского, саратовский образ " Николы Мокрого " был тождествен резному образу " Николы Можайского " ; единственное отличие - на саратовской иконе в правой деснице святитель Николай держал меч, в левой - храм, и резная фигура была помещена на морской пучине. Украшенный золотой ризой и усыпанный драгоценными каменьями, саратовский образ хранился в ризнице Старо-Казанской церкви, в конце XIX в. был торжественно перенесен в Александро-Невскую часовню на центральной площади. После разрушения часовни образ переместился в церковь Петра и Павла, что на Хлебной площади, и находился там до закрытия храма в 1939 г., позднее храм был разрушен, образ утрачен. 52. В 1975 г. монахиня Параскева уехала к своему племяннику в город Шатура Московской области. 53. Этот факт сообщил архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов) в письме к о. Виктору Григоренко от 21 февраля 2006 г. (Архив священника Виктора Григоренко). 54. Там же. 55. Н. А. Мамедова помимо работы терапевтом сначала в городской больнице 3, затем в поликлинике 2, была домашним лечащим врачом у Саратовских архиереев с 1947 по 1993 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/475551/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010