17 января 1992 г. постановлением правительства Андреевский флаг был возвращен в качестве официального Военно-Морскому флоту России. Освящение Андреевского флага произошло 15 февраля того же года в праздник Сретения Господня в верхнем храме Богоявления Господня Николо-Богоявленского кафедрального Морского собора Санкт-Петербурга (что подчеркивало статус города как морской столицы России). Настоятель собора протоиерей Богдан Сойко в присутствии матросов, старшин, мичманов, офицеров и адмиралов освятил флаг Санкт-Петербургской военно-морской базы и вручил его командующему базой вице-адмиралу В.Е. Селиванову, который передал его почетному караулу, выстроенному у входа в собор. Ныне этот освященный флаг в дни праздников реет в северной столице над главным Адмиралтейством. Первый на Военно-Морском флоте России официальный подъем Андреевского флага состоялся на входящем в состав Балтийского флота эскадренном миноносце «Беспокойный», освященном 29 февраля 1992 г. настоятелем Николо-Богоявленского собора о. Богданом Сойко. 26 июля 1992 г. в день Военно-Морского флота на всех боевых кораблях в последний раз были подняты и спущены флаги СССР. Вместо них под гимн Российской Федерации были подняты Андреевские флаги. В октябре 1996 г., в день празднования 300-летия Российского флота, Андреевские флаги развивались над Москвой и Санкт-Петербургом, поднятые в небо на аэростатах. 4 января 2001 г. вступил в силу федеральный закон «О знамени Вооруженных сил Российской Федерации, знамени Военно-Морского флота Российской Федерации...», закрепивший официальный статус Андреевского флага. В последнее время обсуждается вопрос о создании на Российском флоте института корабельных священников, и возможно вскоре над морями и океанами снова зазвучат слова: «С нами Бог и Андреевский флаг».   Храмы святого апостола Андрея В XVIII - XIX веках на Северо-Западе России было построено несколько андреевских храмов. Так в 1717 - 1718 годах в первой и главной базе русского военно-морского флота Кронштадте по личному указанию Петра Великого был возведен деревянный Андреевский собор. Средства на строительство выделил генерал-губернатор Санкт-Петербурга и Кронштадта Александр Данилович Меньшиков, избравший место для храма вблизи своего дворца. 13 июля 1718 г. состоялось торжественное освящение храма в присутствии императора, и в 1720 г. Андреевская церковь стала главным храмом остова Котлин и всего побережья Финского залива, а ее настоятель — «заказчиком духовных дел» (благочинным). Уже в 1721 г. по Высочайшему повелению церковь была наименована собором.

http://bogoslov.ru/article/564114

7 апр. 1998 г. в присутствии командующих всеми российскими флотами состоялись освящение досок и панихида. После гибели в 2000 г. атомной подводной лодки «Курск» на стенах храма появились имена погибших. Патриаршее богослужение в Николо-Богоявленском соборе в праздник свт. Николая Чудотворца. Фотография. 19 дек. 2016 г. Патриаршее богослужение в Николо-Богоявленском соборе в праздник свт. Николая Чудотворца. Фотография. 19 дек. 2016 г. Возобновляя традицию, в 85-ю годовщину Цусимского сражения, 27 мая 1990 г., Алексий (Ридигер), митр. Ленинградский и Новгородский, отслужил в храме торжественную панихиду. 15 февр. 1992 г. в соборе состоялось освящение возвращенного Военно-морскому флоту РФ Андреевского флага. В этот день настоятель храма прот. Богдан Сойко, освятив флаг С.-Петербургской военно-морской базы, вручил его вице-адмиралу В. Е. Селиванову. Тогда же настоятелем была возрождена еще одна традиция - освящение спущенных со стапелей боевых кораблей. 29 февр. 1992 г. он освятил миноносец «Беспокойный», и с тех пор каждый спуск на воду нового корабля сопровождается его освящением. Собор сохранял статус кафедрального храма С.-Петербургской епархии до кон. 1999 г. В 1987-1989 и 1996-1998 гг. был проведен крупный ремонт здания. 19 апр. 2008 г. Владимир (Котляров), митр. С.-Петербургский и Ладожский, освятил обновленный верхний храм Богоявления. В 2000 г. в нижнем ярусе колокольни была освящена часовня в честь Рождества Христова. В соборе, преимущественно в нижнем храме, пребывают часть древа Креста Господня, чтимые иконы Божией Матери (Владимирская, Казанская, Тихвинская, «Знамение», «Собор икон Богородицы»), Сретения Господня, арх. Михаила, св. Иоанна Предтечи, великомучеников Георгия и Пантелеимона и мн. др. святых. В наст. время духовенство собора проводит большую духовно-просветительную работу среди военнослужащих, продолжая традиции, связанные с российским флотом. При соборе действует Свято-Никольский молодежный союз. К собору приписаны часовни Рождества Христова в НИИ «Рубин», свт.

http://pravenc.ru/text/2566170.html

Величественно смотрится верхняя церковь Богоявления Господня, освящённая 20 июля 1762 года. Просторная и светлая, она разделяется пилонами на семь нефов. Её иконостас, словно подпирающий свод своей великолепной колоннадой, поражает искусством резьбы, пышностью орнамента, богатством растительного узора (резчик И. Ф. Канаев). Стволы колонн увиты гирдяндами цветов и листьев чрезвычайно тонкого рисунка. Особенно ценными в иконостасе являются образа, написанные живописцами середины XVIII века М. Л. и Ф. Л. Колокольниковыми и выполненные в византийской традиции. Они очень своеобразны и выразительны, включают множество фигур, показанных порой в сложных ракурсах. Не менее интересны десять образов, подаренных собору Екатериной II в память побед, которые были одержаны русскими моряками над турецким и шведским флотами в 1770, 1789 и 1790 годах. Главной святыней нижней церкви собора, освящённой 5 декабря 1760 года, является икона Святителя Николая Чудотворца греческого письма XVII века, перенесённая в новый храм из старой деревянной церкви. В 1835 году для образа был сооружён золотой венец с драгоценными камнями, а позднее - и золотая риза. К святыням храма принадлежат также частицы мощей Святителя Николая Чудотворца, Святого Феодосия Черниговского и священномученика Александра. На набережной Крюкова канала, в нескольких десятках метров от собора, высится четырёхъярусная колокольня, возведённая в 1756-1758 годах. Лёгкая и изящная, она стройной многоступенчатой пирамидой устремляется в небо, завершаясь острым шпилем. Три нижних яруса колокольни декорированы колоннами, верхний же ярус трактован как барабан, увенчанный куполом. Колокольня одинаково эффектно смотрится как со стороны Крюкова канала, так и со стороны канала Грибоедова. Вместе с Медным всадником, Адмиралтейством, Исаакиевским собором, Смольным собором, Петропавловской крепостью и Биржей, храмовый комплекс Николо-Богоявленского собора принадлежит к тем достопримечательностям Петербурга, которые давно стали его образными символами. В 1941 году Николо-Богоявленский Морской собор получил статус кафедрального храма. Он был одним из самых посещаемых в Петербурге.

http://sobory.ru/article/?object=00105

кн. Андрею Боголюбскому, к-рый построил в 1158-1160 гг. во Владимире храм для Владимирской иконы Божией Матери, принесенной им из Вышгорода. Как и он, вел. кн. Василий поставил в новый храм Гостунскую икону свт. Николая Чудотворца, украсил ее «златом и камением драгим и бисером». О почитании вел. кн. Василием Иоанновичем Гостунской иконы до конца его жизни свидетельствует «Повесть о смерти великого князя Василия III» (сер. XVI в.), где упоминается о принесении к смертному одру государя в 1533 г. наряду с Владимирской иконой Божией Матери образа Николы Гостунского, т. е. 2 храмовых почитаемых икон - из кафедрального Успенского собора и ктиторской церкви самого вел. князя (ПЛДР. 1985. Вып. 7: Сер. XVI в. С. 39). Вел. кн. Василий III поставляет икону свт. Николая Чудотворца (Гостунского) в Николо-Гостунский храм. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 669) Вел. кн. Василий III поставляет икону свт. Николая Чудотворца (Гостунского) в Николо-Гостунский храм. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 669) Почитание Гостунской иконы продолжалось и при сыне вел. кн. Василия III - царе Иоанне Грозном. Храм пользовался известностью, его настоятель был в сане протоиерея, в храм делали вклады представители русской знати (Акты московских монастырей и соборов 1509-1609 гг. из архивов Успенского собора и Богоявленского мон-ря/Сост.: Т. Н. Алексинская, В. Д. Назаров. М., 1984. Вып. 1. 12. С. 92). Из летописных текстов известен «протопоп Николской Амос» - один из свидетелей чуда от Гостунской иконы, случившегося во время проведения в Москве церковного Собора 1553 г. Согласно Никоновской летописи, на этом церковном Соборе «у митрополита истязались с Перфиром о чюдотворцех, еже глаголют святаго Николу проста мужа». Некто Перфир (Порфирий) усомнился не в рус. святых, «новых чудотворцах», как это можно было бы ожидать после Соборов 1547 и 1549 гг., а в возможности почитания одного из самых прославленных вселенских святых - свт.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

Верхний храм во имя Богоявления Господня – более светлый и просторный. У северной стены верхней церкви стоит небольшой саркофаг-мощевик красного дерева, ранее подаренный Русским Пантелеймоновым монастырем на Афоне Афонскому подворью в Петербурге. С закрытием подворья в 1930-х годах эта святыня была перенесена в Николо-Богоявленский собор. Перед царскими вратами верхнего храма стоит резное вызолоченное царское место, обитое внутри темно-малиновым бархатом с резной вызолоченной короной наверху и буквами Е. П. У левого столпа перед иконостасом находится резная вызолоченная кафедра. В начале этого века, одновременно с сооружением в Никольском сквере, рядом с собором, памятника морякам броненосца «Император Александр III», погибшим в 1905 году, на южной стене верхнего храма были установлены две мраморные доски морякам, павшим в русско-японскую войну 1904–1905 гг. Традиции прежнего Морского собора не прерываются и поныне. 27 мая 1990 года в день 85-ой годовщины Цусимского сражения, митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием торжественно была отслужена панихида по русским морякам, погибшим в том сражении. В 1989 году, с благословения митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера), ныне Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго, в храме была установлена доска в память 42-х моряков-подводников, погибших у берегов Норвегии, с надписью: «Подводникам Русского флота. Взяты морем 7 апреля 1989 года. Вечная память». На северной стене верхнего храма висит киот с образом св. Апостола Петра, сооруженный на стоимость серебряных венков, возложенных в 1893 году на гроб П. И. Чайковского от Русской оперы, Мариинского театра, музыкальных училищ и частных лиц. На южной стене находится икона св. прор. Анны, по преданию пожертвованная в храм А. А. Ахматовой. Храмовыми праздниками в Николо-Богоявленском кафедральном соборе являются дни: 6 (19 н. ст.) января – Богоявление Господне; 9 (22) мая – день перенесения мощей св. Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар-град (Бари); 24 июля (6 авг. н. ст.) – день Рождества Иоанна Предтечи, день Чесменской победы над турецким флотом; 29 августа (10 сент. н. ст.) – день Усекновения Главы Иоанна Предтечи; 21 сентября (3 октября) – день обретения мощей св. Димитрия Ростовского ; 6 (19) декабря – день св. Чудотворца Николая Мирликийского. Спасо-Преображенский собор

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/hramy-...

См.: Максим (Рыжов), игумен. Архимандрит Трифон (Кревский).//ЖМП. 2003. 4. С. 73–75. 446 Кремлевский (до 27 марта 1897 – Шайтанов) Петр Магистрианович; (1868 – 26 декабря 1941). Окончил Вологодскую ДС (1891) и С.-Петербургскую ДА (1895), к. б. С 18 апреля 1896 – помощник инспектора Вологодской ДС. В 1897 определен псаломщиком к С.-Петербургскому Николо-Богоявленскому собору, с 30 мая 1901 – псаломщик Благовещенской церкви лейб-гвардии Конного полка; 8 февраля 1902 определен священником церкви приюта свмч. Мефодия (до 1930). В 1917 принимал участие в издании «Всероссийского Церковно-общественного вестника», был товарищем председателя Временного комитета Союза церковного единения. В 1922 находился в заключении как руководитель нелегальной организации «Мефодиевское братство». Арестован 22 декабря 1933 по делу «евлогиевцев». Приговорен к 3 годам концлагеря условно. В 1935 служил в Николо-Богоявленском соборе. В марте 1935 выслан в Тургай на 5 лет. С 1936 разрешено жить в Рыбинске. В 1937 дело пересмотрено и установлено лишение права проживания в 12 п.п. Духовный писатель. См.: Санкт-Петербургский мартиролог. С. 138. 57, 182 Кристи Михаил Павлович; (1875–1956). Прослушал курс экономических наук в Парижской высшей коммерческой школе. Участник революционного движения с 1893, с 1898 член РСДРП. С 1918 – уполномоченный Наркомпроса в Петрограде, с 12 января 1920 – член Петроградской комиссии по улучшению быта ученых, с 1921 – заведующий Петроградским управлением научных и научно-художественных учреждений Академического Центра Наркомпроса, затем – заведующий Ленинградским отделением Главнауки. С 1926 – заместитель начальника Главнауки; 1928–1937 – директор Государственной Третьяковской галереи, 1938–1948 – художественный руководитель московского товарищества художников. 194 Крохин Виктор Петрович; (? – 11 января 1950). Окончил Олонецкую ДС (1891) и С.-Петербургскую ДА (1895), к. б. С 26 октября 1895 причислен к канцелярии обер-прокурора Св. Синода, 3 ноября 1895 откомандирован для занятий в канцелярию Св. Синода. С 20 февраля 1896 – столоначальник Финляндской Духовной консистории. 1 сентября 1897 определен священником на протодиаконскую вакансию Спасо-Преображенского кафедрального собора Выборга (7 сентября рукоположен во диакона, 8 сентября – во священника). С 10–21 декабря 1897 по 4–13 февраля 1904 – сверхштатный член Финляндской Духовной консистории, уволен ввиду назначения младшим инспектором преподавания русского языка при Главном управлении училищного ведомства в Финляндии. Впоследствии служил священником в Выборгском кафедральном соборе, Гельсингфорском Успенском соборе, с 6 мая 1913 – протоиерей; 1940–1949 – настоятель Никольской патриаршей общины в Хельсинки.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1109 Павел (Дмитровский, 15.01.1872–01.02.1946) – архиепископ. В 1894 г. окончил Таврическую Духовную Семинарию, проучился 3 курса в СПбДА. С 06.05.1898 г. священник церкви с. Ивановское Ямбургского уезда, с 1914 г. военный священник. В 1920-е гг. преподавал Закон Божий в эстонских гимназиях. С 03.10.1937 г. епископ Нарвский. Принадлежал к Эстонской схизме. В 1939 г. воссоединился с Московской Патриархией. С 25.12.1942 г. архиепископ. В Марте 1945 г. назначен правящим архиепископом Таллинским и Эстонским. В 1945 г. участвовал в Поместном Соборе РПЦ. 1110 Зайц Кирилл Иванович (1869-?) – протопресвитер. В 1891 г. окончил Рижскую Духовную Семинарию. С Окт. 1896 г. священник. В 1917–1918 гг. член Всероссийского Поместного Собора. Затем священник в различных городах Латвии, Полоцке, Витебске. В 1930-е гг. протоиерей, настоятель Рижского кафедрального собора, духовный отец филиала «Русского христианского студенческого движения за рубежом » – «Единения русских православных студентов Латвии ». С Авг. 1941 г. член Управления Псковской Миссии, с Окт. 1942 г. протопресвитер, начальник Управления. Экзарх предоставил ему право совершать литургию по архиерейскому чину. Арестован 28.07.1944 г. в г. Шауляе. По приговору Военного трибунала НКВД ЛВО за «измену Родине » от 12–15.01.1945 осуждён на 20 лет лишения свободы. Определением Военного трибунала ЛВО от 08.08.1956 г. приговор отменен и дело производством прекращено. 1111 Петров Александр Михайлович (ок. 1891–1942) – протоиерей. В 1917 г. окончил СПбДА. В 1929–1930 гг. священник Преображенской церкви в Урицке (Лигово). Арестован 29.01.1930 г. В процессе следствия обвинение в контрреволюционной деятельности не подтвердилось и 08.03.1930 г. был освобождён. В 1930-е годы служил в Николо-Богоявленском соборе. Оказался на оккупированной территории. В 1941–1942 гг. настоятель Павловского собора в Гатчине. За патриотическую деятельность расстрелян фашистами летом 1942 г. 1112 Легкий Иван Саввич – священник. В 1930-е гг. священник Рижского женского Троице-Сергиева монастыря. С Авг. 1941 г. участвовал в работе Псковской Миссии, с Дек. 1941 г. администратор Рижского кафедрального собора, благочинный Рижского округа. В 1942–1943 гг. помощник начальника Управления Псковской Миссии, благочинный Гдовского округа, председатель Гдовского отделения «Народной помощи » – добровольной благотворительной организации. В настоящее время проживает в Аргентине.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако среди Православных выработалось резко отрицательное отношение к новым ухищрениям врагов Церкви. Управлявший тогда Петроградской епархией епископ Кронштадтский Венедикт (Плотников) категорически запретил о. Николаю и его сторонникам какие-либо сношения с обновленцами во избежание большой церковной беды». 547 Протоиерей Н.К. Чуков подчинился этому указанию архипастыря, стоявшего на страже чистоты церковного строя. Во время волнений в Ленинградской епархии в связи с перемещением митрополита Иосифа на Одесскую кафедру осенью 1927 г., о. Николай занял позицию Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. К митрополиту Сергию протоиерей Н. Чуков ещё в предреволюционный период испытывал чувство самого искреннего уважения и преданности. Их связь переросла в дальнейшем в глубокую и крепкую дружбу. Когда же 11 Июня 1930 года о. Николай был арестован ОГПУ по очередному обвинению в контрреволюционной деятельности в составе подпольной монархической организации «Всенародный Союз Борьбы за Возрождение России», то личное заступничество митрополита Сергия спасло его и через месяц – 11 Июля он был освобождён. 548 В 1924–1925 годы о. Николай служил настоятелем Николо-Богоявленского кафедрального собора, однако в Марте 1935 года его выслали из северной столицы. «Великая Отечественная война, – пишет далее профессор Успенский, – застала Н.К. Чукова в городе Саратове, где он был настоятелем кафедрального собора. Незадолго перед этим он овдовел; во время же блокады Ленинграда умерли остававшиеся в последнем два сына и дочь о. Николая. Тогдашний Патриарший Местоблюститель, Блаженнейший митрополит Сергий, усмотрев в постигшем несчастье Промысел Божий, склонил его принять монашество и взять на себя новый подвиг епископского служения. 13 Октября 1942 г., в день памяти священномученника Григория, просветителя Армении, в гор. Ульяновске состоялось пострижение о. Николая в монашество с наречением ему имени Григория. 14 Октября он был хиротонисан во епископа, а 15 Октября возведён в сан архиепископа Саратовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но и в предшествующие 5 лет, в самый пик «особых отношений» коммунистического государства и Московской Патриархии, лишь незначительный процент ходатайств о регистрации приходских общин с возвращением им храмов решался положительно. В Ленинграде митрополит Григорий боролся, но безуспешно, за открытие Сампсониевского собора и Симеоновской церкви, в которой в 1910-х - 1920-х гг. в сане иерея служил епископ Симеон (Бычков), планируя разместить в ней Антиохийское подворье. Старожилы, заставшие начало 1920-х гг., помнили митрополита протоиереем-настоятелем Казанского собора. Рапортом от 25 января 1947 г. митрополит сообщал Патриарху Алексию о многочисленных обращениях верующих «восстановить этот исторический храм в его прежнем значении Главного собора города» и просил его официально поставить вопрос перед Советом по делам Русской православной церкви . Однако собор «в сердце града» оставался закрытым еще более 40 лет. Кроме множества других дел, митрополит Григорий смог решить задачу обеспечения Ленинградских митрополитов соответствующей их сану резиденцией. С 1928 г. Ленинградские митрополиты имели резиденцию в игуменских покоях бывш. Воскресенского Новодевичьего монастыря у Московской заставы. Под новый 1938 год митрополит Алексий (Симанский) был выселен оттуда и нашел приют в комнатке под колокольней Князь-Владимирского собора (предыдущий ее обитатель - епископ Череповецкий Тихон (Рождественский) - 9 октября 1937 г. был расстрелян). Прожив там 3 года, митрополит Алексий занял более обширное помещение на хорах Николо-Богоявленского кафедрального собора. В конце 1945 г. эти «покои» отошли митрополиту Григорию, ранее также ютившемуся при Князь-Владимирском соборе. Поскольку проживание на хорах собора противоречило инструкции по эксплуатации памятников архитектуры, в конце 1948 г. владыка обратился к уполномоченному с просьбой возбудить ходатайство о передаче Епархиальному управлению заброшенной части Свято-Духовского корпуса Александро-Невской лавры, с обязательством его восстановления. 10 января 1949 г. Ленгорисполком удовлетворил эту просьбу, и весной работы начались. Их объем был так велик, что они продолжались полтора года.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Григорий (Чуков Николай Кириллович) (1870–1955), митрополит. Родился в крестьянской семье. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию (1895). С 1897 г. священник Петрозаводского кафедрального собора. С 1907 г. – протоиерей. Ректор Олонецкой духовной семинарии (1911–1918). В 1919–1921 гг. настоятель университетской церкви Петра и Павла в Петрограде. Ректор Петроградского богословского института (1920–1922). Настоятель Казанского собора (1921–1922). Арестован в 1922 г., освобожден по амнистии в 1923 году. Настоятель Николо-Богоявленского собора (1924–1935). Выслан из Ленинграда в Саратов в 1935 году. В 1942 г. хиротонисан во епископа Саратовского, с октября 1942 г. – архиепископ. Участник Архиерейского Собора 1943 года. Временно управляющий Волгоградской епархией (1942–1944), Астраханской епархией (1942–1943), Тамбовской епархией (1943–1944). Архиепископ Псковский и Порховский (1944–1945). Временно управляющий Таллиннской епархией (19447–1945?, 19497–1950?), Петрозаводской епархией (1944–1947, 1949–1955), Санкт-Петербургской (1945) епархией (1944–1945), Псковской епархией (1945–1949, 1949–1954), Новгородской епархией (1945–1955), Финляндской епархией (1950–1953). С 1945 г. – митрополит Ленинградский и Новгородский. С 1946 г. возглавлял Учебный комитет при Священном Синоде. Гримм Иван Давидович, юрист, профессор. В 1918 г. эмигрировал в Финляндию, проживал в Праге; с 1927 г. – в Тарту, читал лекции на юридическом факультете Тартуского университета. В годы оккупации немцами Прибалтики – начальник канцелярии Экзарха Латвии и Эстонии Сергия (Воскресенского). Высказывал идею создания единой, централизованной, влиятельной Русской Церкви на всей контролируемой Третьим рейхом территории. В дальнейшем поступил на службу в штаб генерала Власова, затем – начальник юридического отдела Комитета освобождения народов России (до мая 1945 года). Даниил (Юзвьюк Николай Порфирьевич) (1880–1965), архиепископ. Окончил Жировицкое духовное училище, духовную семинарию. До 1914 г. занимался педагогической деятельностью в духовно-учебных заведениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010