Лукин Евгений Павлович, протоиерей (1885–1967). Окончил СПбДА в 1909 г., кандидат богословия. 5 декабря 1909 рукоположен во диакона, а на следующий день во священника к церкви Воскресения Христова у Варшавского вокзала. До 1935 г. служит в храмах Ленинграда. В апреле 1935 г. выслан из Ленинграда. В 1944 г. служил в Знаменской церкви Борисоглебска. В 1945–1948 гг. – настоятель кафедрального Никольского собора Воронежа. С 24 мая 1948 г. – в причте Николо-Богоявленского собора Ленинграда, с 5 декабря 1948 г. по 23 февраля 1953 г. – его настоятель. До 1 августа 1952 г. – секретарь митрополита Григория (Чукова). С 23 февраля 1953 г. по 30 января 1962 г. – настоятель Князь-Владимирского собора. В 1951–1959 гг. и в 1961–1962 гг. – член Епархиального Совета, 30 января 1962 г. по болезни уволен за штат. Скончался в 21 апреля 1967 г. (Архив СПб епархии, личное дело; ЖМП. 1967. 10. С.27.) Николай (Платонов), в миру – Николай Федорович Платонов , обновленческий митрополит Ленинградский (1889–1942). Окончил Петроградскую Духовную Академию (1914), кандидат богословия. С июля 1915 г. служит в Андреевском соборе на Васильевском острове, с апреля 1922 г. по январь 1938 г. – настоятель этого собора. В 1922 г. уклонился в обновленчество под давлением ГПУ и назначен благочинным III округа церквей г. Ленинграда. С 1925 по 1929 г. состоял профессором Ленинградского богословского института (обновленческого) по кафедре экзегетики Нового Завета. 8 сентября 1925 г. хиротонисан во епископа Охтинского, с 3 августа 1926 г. – архиепископ Гдовский, с 5 сентября 1934 г. – митрополит Ленинградский. 4 апреля 1938 г. освобожден от управления Ленинградской митрополией и исключен из списков обновленческого епископата. В 1939 г. написал статью в антирелигиозной прессе, оскорбляющую величие Божие. В том же году лишен сана и отлучен от церкви за выступления в печати на страницах газет «Известия» и др. и в журнале «Безбожник», в которых отрекался от Бога. В 1940–1941 гг. работал научным сотрудником музея «Истории религии и атеизма». Во время блокады принес покаяние и воссоединился с Православной Церковью в звании мирянина. Умер (от голода?) 5 марта 1942 г. в блокадном Ленинграде.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

Времени оставалось очень мало, потому что самый большой крестный ход Владивосток – Москва должен был выйти весной 2007 г. Оставалось менее двух месяцев. И надо было все по дням просчитать. Друг нашего Фонда протоиерей Константин Кобелев, настоятель храма Святителя Николая Чудотворца в Бирюлево, предложил провести молебен на начало благого дела в фонде «Андреевский флаг». Мы с Николаем Головкиным и Михаилом Дмитруком поехали в храм Святителя Николая в Бирюлево, где после молебна отец Константин взял в руки икону Царственных страстотерпцев и мы с ней отправились в фонд. Отец Константин нес икону, мы с Николаем Головкиным и Михаилом Дмитруком его сопровождали, а замечательный фотограф Александр Зверев нас, шествующих среди толп недоумевающих в электричке, на Павелецком вокзале, а потом по Валовой улице, фотографировал. Нас трогательно встретили сотрудники и Президент Фонда «Андреевский флаг» А.В.Мельник, отслужили молебен на начало благого дела. Так икона из храма Святителя Николая Чудотворца из Бирюлева стала первой святыней для нашей программы. Потом из храма священномученика Климента, папы Римского настоятель храма о. Леонид Калинин передал икону святого Климента с частицей мощей, а из храма Святой Екатерины на Всполье, с подворья Американской Православной Церкви принесли икону с мощами Святителя Германа Аляскинского. Потом настоятель Николо-Перервинского монастыря протоиерей Владимир Чувикин передал большую икону с частицей мощей сщмч. Владимира, митрополита Киевского. Из Псковских Печерского и Спасо-Елеазаровского монастырей и храма св. Александра Невского переданы были святыни. Свой крест-мощевик передал митрофорный протоиерей Матфей Стаднюк, настоятель Богоявленского кафедрального собора. А также передали из этого собора древний список Казанской иконы Богородицы, которую пронесли от Владивостока до Москвы. В тихом уголке фонда «Андреевский флаг» мы поставили аналойный столик. На нем лежал Крест, Псалтирь, Молитвослов. Были установлены иконы, в том числе и те, которые потом шли с крестными ходами.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/11/ta...

Отталкиваясь от этого краеугольного камня христианской веры, митрополит Никодим выстроил правильные приоритеты духовной жизни для самого себя и для своей паствы. Его путеводителем по жизни стали не мертвые буквы типиконов и канонов, а живой Евангельский Дух. В своем пастырском делании владыка Никодим, по слову апостола Павла, имел «ум Христов» (1 Кор. 2, 16). Т. е. старался поступать так, как (гипотетически, конечно) поступил бы в данной ситуации Христос. В центре его архиерейского служения были люди: со своими проблемами, скорбями, слабостями. И свою миссию он видел не в том, чтобы вешать на этих людей «бремена неудобоносимые» (Лк. 11, 46), ссылаясь на духовные рекомендации каких-либо древних подвижников, а в том, чтобы помочь им, исходя из конкретных обстоятельств каждого. Наш отец рассказывал нам с отцом Иоанном такую историю. Когда он был настоятелем Николо-Богоявленского (тогда кафедрального) собора , к нему обратилась молодая пара с просьбой о венчании. В то время венчание было событием крайне редким. Отец Борис с радостью бы повенчал их, но это было Великим постом. А парень с девушкой специально приехали из другого города (видимо, опасаясь огласки), чтобы повенчаться. Отец пришел к митрополиту Никодиму и изложил ситуацию. Ответ был приблизительно следующим: «Запрет на венчание в Великом посту подразумевает запрет на супружеские отношения. Подобные требования явно избыточные и неразумные, особенно по отношению к молодой паре. И на практике этот запрет не действует. Но если мы откажем сейчас этим людям, то, может быть, они в храм больше не придут. А мы должны бороться за каждого человека. Повенчайте их и дайте благословение на добрую супружескую жизнь. Но только сделайте это в верхнем храме собора (Никольский собор двухэтажный) и при закрытых дверях, чтобы не было соблазна у „немощных в вере“ (Рим. 14, 1)». По факту это было вопиющее нарушение церковного устава. Но по сути это было проявление подлинно евангельского подхода к нуждам людей и практическая реализация слов Христа «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк.

http://aquaviva.ru/journal/?jid=229189

Архиепископ Григорий активно поддерживал патриотические призывы митрополита Сергия и всячески заботился о поддержании жертвенного служения православного народа своей Родине. К 1944 году Саратовская и Сталинградская епархии собрали в Фонд обороны и на нужды, связанные с войной, и передали Родине 2 338 776 руб. Пребывание на Саратовской и Сталинградской кафедрах (с управлением одно время и Тамбовской епархией) с 15 октября 1942 года по 25 мая 1944 года составило первый период святительской деятельности нового архипастыря. В это время он широко входит в жизнь Русской Православной Церкви: 8 сентября 1943 года участвует в Архиерейском Соборе избранием Святейшего Патриарха Сергия. Его подпись стоит под всеми обращениями и деяниями этого Собора. 12 сентября в светлый день интронизации Святейшего ему выпадает честь произнести новому Первосвятителю приветственное слово. Убежденный приверженец Святейшего Патриарха Сергия, Владыка Григорий никогда не оставлял своей паствы в заблуждении относительно позиции Церкви в отношении с гражданскими властями. Он направлял ее правильным путем, постоянно говорил проповеди, вел апологетические беседы. Его настроения по этому вопросу наиболее точно были сформулированы им самим. В первый раз он говорил об этом в вышеприведенной проповеди, произнесенной в Николо-Богоявленском Морском Соборе 21(8) августа 1929 года. Второй раз он говорил об этом же в речи, произнесенной в Московском Кафедральном Соборе в день интронизации Патриарха Сергия 12 сентября 1943 года: «Тяжелый крест выпал на долю Митрополита Сергия; скорбен был путь, которым пришлось идти ему – второму Местоблюстителю: и епископы не все признавали его, и в народе враги Церкви старались возбудить против него злые слухи. Но он – глубоко убежденный православный канонист – твердо отмежевался от всякой нелояльной в отношении государства работы, на которую толкали его некоторые из его собратий-епископов. Он помнил слова Христа: „воздадите кесарево кесарю и Божие Богу“, и эти божественные слова легли в основу его деятельности, как Патриаршего Местоблюстителя. Он занялся исключительно устроением Церкви и твердо держался строгой церковной линии. Горько было Блаженнейшему Сергию переживать эти испытания, тяжело ему было слышать укоризны со стороны непонимавших характера его деятельности, обвинения в Пассивности, якобы, в бездействии. Но он глубоко верил, что Церковью правит Господь и Своими премудрыми судьбами ведет ее к славе, а верующих к опасению, и потому он твердо шел своею прямою дорогою и за 17 лет привел ее к тому спокойному и прочному положению, в каком находится наша Русская Православная Церковь в настоящий момент» 442 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После освобождения архимандрита Никодима (Ротова) от должности начальника миссии на это место был назначен архимандрит Августин (Судоплатов), которого в октябре 1961 года сменил архимандрит Варфоломей (Гондаровский) – в прошлом насельник Троице-Сергиевой Лавры. Новым начальником миссии в мае 1963 года был назначен архимандрит Ювеналий (Поярков), которого председатель ОВЦС характеризовал как близкого ему человека . В помощь отцу Ювеналию в качестве заместителя начальника миссии решением Священного Синода Русской Церкви в марте 1964 года был назначен игумен Гермоген (Орехов) – однокурсник митрополита Никодима по Ленинградской духовной академии. Уже в декабре 1964 года игумен Гермоген сменил на посту начальника миссии архимандрита Ювеналия, назначенного на должность заместителя председателя ОВЦС. Патриарх Алексий просил Патриарха Венедикта возвести отца Гермогена, в связи с новым назначением, в сан архимандрита . В апреле 1967 года новым начальником миссии был назначен ключарь Николо-Богоявленского кафедрального собора Ленинграда архимандрит Антоний (Завгородний). Трехлетние труды архимандрита Антония на посту главы русского церковного представительства получили высокую оценку Патриарха Иерусалимского Венедикта . Архимандрита Антония в марте 1970 года сменил земляк митрополита Никодима архимандрит Иероним (Зиновьев), перешедший с должности заместителя начальника миссии. Последним начальником миссии в обозреваемый период с августа 1972 года был ранее трудившийся заместителем начальника миссии архимандрит Климент (Толстихин). Примечательно, что начальники миссии были людьми, близкими митрополиту Никодиму, которых он не только хорошо лично знал, но и совершал их постриг, рукополагал в священный сан. Внимание председателя ОВЦС к должности главы русского церковного представительства на Святой Земле можно объяснить тем, что архипастырь отдал этому служению годы жизни, хорошо знал специфику такого служения. Должность начальника миссии становилась своего рода подготовкой к епископской стезе. Митрополит Никодим, когда у него имелась возможность, лично читал периодические отчеты начальника миссии, на некоторых делал многочисленные пометки, свидетельствующие о его осведомленности в излагаемых вопросах. В штате миссии находились заместители начальника, секретари и члены . Внутренние решения принимались на заседаниях Совета миссии.

http://bogoslov.ru/article/6195260

- Расскажите, какими были ваши первые прихожане. Известно, что в 1990-е Россия пережила бум интереса к православию, люди потянулись в храмы. Чем-то они отличались от нынешних?  - В 1990-е людей в храмах было очень много. За свою первую исповедь я принял около 600 человек, потом ко мне на помощь подоспели ещё два священника, но начинал-то я один. В те времена вера для людей была чем-то сокровенным. Они относились к вере очень благоговейно. Сейчас люди приходят в храм чаще всего с неким предубеждением: переубедите меня, докажите мне… Но истина в том, что, когда они начинают молиться, то становятся такими же, как наши вечные русские бабушки в белых платочках, которые, как предсказывал преподобный Серафим Саровский, спасут Россию.  Прихожане, по словам отца Святослава, это те, кто что-то уже пережил. Остальных наш батюшка любя и в шутку называет " захожанами " , " прохожанами " , " мимохожанами " . При этом никого из церкви не выгонит, рад каждому...  За 16 лет в Кронштадте… - Как получилось, что вы оказались в Кронштадте? В каком состоянии встретил вас Владимирский собор?  - В 1998 году я был ключарём кафедрального Николо-Богоявленского морского собора. И приходит мне послание из епархии, чтобы я явился, взял указ и ехал в Кронштадт. До этого в Кронштадте ни разу не был. То, что увидел здесь, был страх и ужас! Владимирский собор стоял не то что без крестов - без главок, без окон, без дверей. Руины. Правда, восстановление уже началось благодаря бывшему до меня священнику - отцу Владиславу. Службы же шли в домовом храме. Помню, первую Литургию отслужил 4 декабря - на праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы.  Сегодня кронштадтский собор Владимирской иконы Божией Матери сияет красотой. И не один он. Восстановлены часовни старицы Феодоры, матери Иоанна Кронштадтского, и старицы Параскевы Ковригиной на городском кладбище, реконструирована часовенка " Спас-на-Водах " у Ленинградских ворот, возрождён храм Николая Чудотворца у Военно-Морского госпиталя, воссозданы Тихвинская часовня и Свято-Троицкая кладбищенская церковь, в красоте " большей, чем первозданная " засиял Николаевский Морской собор; а в скверике у дома на Посадской улице, где 53 года жил пастырь всея Руси, установлен прекрасный памятник святому праведному Иоанну Кронштадтскому. 

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

В 14 часов дыхание умирающего стало прерывистым, рот больного после каждого вздоха наполнялся густой слизью. Над больным прочитали канон на разлучение души от тела и молитву на исход души. В 14 часов 25 минут дыхание прекратилось почти на 30 секунд, затем – последний сильный вздох, от которого приподнялась верхняя половина туловища и голова и этим кончилось. Митрополит Григорий отдал Богу душу. В 14 часов 35 минут извещение о кончине митрополита Григория было получено в Ленинграде. В 16 часов вечера печальный звон на колокольне кафедрального Николо-Богоявленского собора сообщил верующему населению города эту грустную новость. Тело почившего Митрополита было отерто священнослужителями, облачено в священные одежды, положено во гроб, установленный в патриаршей церкви. По возвращении после всенощной из храма на Ордынке, Святейший Патриарх совершил над почившим панихиду. 6 ноября гроб с телом Митрополита был вынесен в Успенскую церковь Новодевичьего монастыря и там днем Святейшим Патриархом с сонмом московского духовенства была отслужена панихида. 8 ноября гроб был отправлен специальным рейсом самолетом из Москвы в Ленинград. Гроб сопровождали митрополит Минский и Белорусский Питирим. 5 ноября преосвященным епископом Романом, оставленным Владыкой Митрополитом в Ленинграде своим заместителем, была образована комиссия по организации похорон Владыки, в которую вошли члены Епархиального Совета: протоиереи А. Медведский, С. Румянцев, Н. Ломакин, Е. Лукин и ректор Духовной академии и семинарии М. Сперанский. Рисунок 87. Епископ Ивановский и Кинешемский Роман, бывший викарий Ленинградской епархии. 29 августа 1956 года, Ленинград Через о.о. благочинных духовенство и верующие епархии были извещены о смерти Владыки Митрополита. По всем Ленинградским храмам вечером в субботу 5 ноября после всенощного бдения служились соборные панихиды, а в воскресенье 6 ноября в Кафедральном Николо-Богоявленском соборе в 5 часов вечера была отслужена преосвященным епископом Романом с сонмом духовенства при массовом стечении народа общегородская панихида. При служении первой торжественной панихиды в Спасо-Преображенском соборе, настоятель собора, секретарь митрополита протоиерей С. Румянцев произнес слово о почившем Святителе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так был открыт первый храм на территории Александро-Невской Лавры, и он был единственным в этом районе города. Храм вмещал 1200 человек, но после обрушения в Пасхальную ночь 1947 года пролета лестницы в здании, доступ верующих в храм был ограничен. В 1946 г. владыка Григорий восстановил существовавший до революции институт епархиального архитектора. За 1946 год в городе было восстановлено 4 приходских храма, 2 бесприходные церкви и одна домовая – Академическая. Был произведен ремонт Николо-Богоявленского кафедрального собора, возобновились богослужения в восстановленном храме Смоленской иконы Божией Матери и часовне Ксении Блаженной на Смоленском кладбище, а также в Троицкой церкви «Кулич и пасха». Владыка лично решал все вопросы жизни подведомственных приходов – от восстановления, ремонта, оснащения всем необходимым и их открытия, тщательно просматривая и подписывая сметы и следя за расходованием средств, до вопросов поддержания на надлежащем уровне пастырского служения и морально-нравственного состояния причта и общин. С благословения митрополита в 1946 г. была составлена смета на восстановление разрушенного в годы войны Павловского собора Гатчины, и под его личным наблюдением к 1949 г. ремонт был закончен. Митрополит выделил ссуду из средств Епархиального управления и распорядился о том, чтобы храмы города также дали ссуды. Всего было выделено 140 тыс. руб. при стоимости всего ремонта 416 тыс. Некоторые храмы пожертвовали ссуды безвозмездно. Митрополит Григорий освятил восстановленный храм, а к торжественному богослужению на празднование столетнего юбилея и престольного праздника собора 12 июля 1952 г. испросил у Патриарха награды настоятелю прот. П. Белавскому и свящ. И. Кондрашову, как ревностно относящимся к своему пастырскому делу и много потрудившимся для восстановления храма. В апреле 1947 г. владыка митрополит организовал Строительный комитет по дальнейшему восстановлению здания Духовных школ, который в 1948 г. был объединен с Епархиальным Строительным комитетом. Руководство обоими комитетами митрополит возложил на новопоставленного епископа – викария Ленинградской митрополии Симеона (Бычкова).

http://bogoslov.ru/article/3233912

Помню, как владыка Антоний благословил меня представлять нашу епархию на торжественном мероприятии по случаю реконструкции баптистами бывшей православной церкви Святой Живоначальной Троицы в Озерках. Я побывал у баптистов на Поклонной горе, увидел большое количество людей, поинтересовался, каким образом им удалось организовать стройку. Они рассказали, что в строительстве принимали участие все члены общины — они у них все сосчитаны. После этого я имел разговор с уполномоченным Жариновым: «Вот баптистам разрешили перестроить православный храм. А у нас в Никольском соборе очень много прихожан, и по праздничным и воскресным дням большое скопление народа. Нельзя ли приписать к Никольскому собору Троицкий собор на Измайловском проспекте?» Уполномоченный назвал «конкретную цифру» членов баптистской общины — несколько тысяч, и сказал, что они не вмещаются в свой молитвенный дом. «А вы, — говорит, — православные, не имеете конкретной цифры и можете свои службы служить в разное время в вашем соборе». А православным было запрещено вести счет своих прихожан, так что «конкретные цифры» как аргумент в диалоге с властью использовать было невозможно.  Владыка митрополит Антоний скончался 29 мая 1986 года, и 29 июля на Ленинградскую кафедру был назначен митрополит Алексий (Ридигер). Начиналась новая эпоха. Служил владыка Алексий в соборе не часто, потому что знакомился с епархией и служил в разных храмах. Принимать делегации в соборе приходилось настоятелю. Когда в руководстве Духовной академии и семинарии случился кризис, владыка Алексий мне сказал: «Возвращайтесь в академию и приведите дела в должный порядок». В соответствии с Указом от 10 августа 1987 года я был освобожден от обязанностей настоятеля Николо-Богоявленского кафедрального собора в связи с назначением на должность ректора Ленинградских Духовных школ.  Поделиться Короткая ссылка Код для вставки в блог просмотров 28 марта, четверг Популярные статьи Рубрики журнала «Вода живая» Перепечатка в интернете разрешена при условии наличия активной ссылки на сайт ВОДА ЖИВАЯ. Перепечатка материалов в печатных изданиях разрешена только с письменного разрешения редакции. © ИА " ВОДА ЖИВАЯ " 2011-2013. Свидетельство Роскомнадзора о регистрации СМИ: ИА ФС77-31345 от 05.03.2008 Разработка «Сфера Ай Ти»

http://aquaviva.ru/journal/nikolskomu-mo...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Шкаровский М. В. Община Князь-Владимирского собора в годы Великой Отечественной войны   Важным переломным этапом в истории как Русской Православной Церкви и Санкт-Петербургской епархии в целом, так и общины Князь-Владимирского собора, стали тяжелые и героические годы Великой Отечественной войны. Ушло в прошлое время открытых гонений, исчезла угроза закрытия храма, существовавшая вплоть до 1941 г. С первых же дней войны Русская Православная Церковь посвятила себя защите Родины. Казалось бы, начавшаяся война должна была обострить противоречия между государством и Церковью. Однако этого не произошло. Складывавшиеся веками национальные и патриотические традиции русского православия оказались сильнее обид и предубеждений. Несмотря на духовную несвободу, гонения на них, верующие приняли самое активное участие в борьбе с агрессором. Уже 22 июня, когда многие государственные и партийные руководители пребывали в растерянности, Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) обратился с посланием к верующим и благословил их на борьбу за оборону Отечества. Это послание зачитывалось в храмах Ленинграда, и люди уходили на фронт, как на подвиг, благословленный Церковью. Ленинградский митрополит Алексий утром 22 июня служил литургию в Неделю всех русских святых в Князь-Владимирском соборе. Престол, посвященный этому празднику, был устроен в притворе храма в декабре 1920 г., к 1941 г. он был давно упразднен, но сам праздник продолжал отмечаться в соборе архиерейским служением. Вернувшись после службы в свою квартиру при кафедральном Николо-Богоявленском соборе, куда он недавно переехал из Князь-Владимирского собора, митрополит узнал о начале войны. Получив вскоре послание Патриаршего Местоблюстителя, Владыка Алексий сразу же сделал его достоянием всех православных города.

http://sedmitza.ru/lib/text/7924056/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010