Г.Г. Карпов, нужно отдать должное, также прилагал усилия к возвращению храмов, но не все вопросы решались в принципе, и не все вопросы решались в Москве. Хорошей «директиве из центра», как в наше время, так и при советской власти, часто мешали как политика местной администрации, другими словами - «самоуправство на местах», так и «война ведомств». В Ленинграде было отказано в воз­вращении всех закрытых в 1918-1930 годах собо­ров и церквей в центральной части города. Последний настоятель Казанского собора, митрополит Григорий уже подбирал для него иконы. Однако собор не отдали епархии по той причине, «что он на Невском», как Карпов объяснил владыке. Отказом власти ответили и на ходатайства митрополита Григория в Совет по делам Рус­ской Православной Церкви об открытии Свято-Троицко­го собора Лавры в 1946 и 1947 годах. С открытием Духовных школ и учреждением в апреле 1946 г. Учебного комитета при Священном Синоде, председателем которого был утвержден митрополит Григорий, а также в связи с активной внешнецерковной деятельностью владыки и необходимостью принимать многочисленные иностранные делегации, приезжавшие в город, остро встал вопрос о митрополичьей резиденции. С 1945 г. «резиденция» владыки находилась на хорах Николо-Богоявленского кафедрального собора и могла быть названа таковой лишь приблизительно. Она не могла обеспечить нор­мальной работы канцелярии и была абсолютно непригодна для приема посетителей, а тем более высо­ких гостей. Митрополит поставил этот вопрос перед Советом по делам РПЦ, и власти города предложили несколько вариантов, которые, однако, не подошли: «26 июня 1947 г. Четверг [...]. С уполномоченным беседовал об иконах для Казанского собора и об отводе дома для Митрополита. Горсовет намечает какую-то дачу в Новой деревне [...]. 1 июля. Вторник. Архитектор Соколов С.Н. привозил планы трех «дач» - Головина на Выборгской набережной, Колюбакина на Стародеревенской, 9 и Зиновьева - на набережной у моста Малой Невки. Согласились в четверг поехать - лично посмотреть [...]. 4 июля. Пятница. Вчера ездил с архитектором Михаилом Федоровичем Броницким и С.Н.Копыловым осматривать те дома, которые они предполагают и дачу Александра II у Старого Петергофа. Конечно, не подходят; старые, полуразвалившиеся и отдаленные. Хотят искать в центре города. Указал им свои пожелания» [v] .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Как представляется, автор расставляет неправильные акценты, говоря о том, что Московская Патриархия была вынуждена принять данное постановление. Так как Католическая Церковь в ходе работы Второго Ватиканского собора, в частности, приняла «Декрет о восточных католических церквах», согласно которому христиане-некатолики могли просить о Таинствах католического священника. С. Земских делает отсюда вывод о том, что этот Декрет «позволял вести диалог с католиками более открыто, но требовалответных шагов от православной стороны» (С. 278). Представляется, что «Декрет о восточных церквах» был принят в связи с присущей католической Церкви тенденцией к экуменизму, а также учитывая личные пристрастия папы Иоанна XXIII. Конечно же, это ни к чему не обязывало ни семью Православных Церквей, ни Русскую Православную Церковь. Далее в тексте статьи С. Земских говорит о симпатиях митрополита Никодима (Ротова) к католицизму, при этом не дается ни одной ссылки на документы или исторические исследования. С. Земских, со ссылкой на архимандрита Августина (Никитина), повествует о праздновании Пасхи в Ленинграде: «Местный ксёндз по приглашению владыки ежегодно присутствовал за пасхальным богослужением в алтаре Николо-Богоявленского кафедрального собора и приглашался к принятию Святых Христовых Таин» (С.279). По-видимому, этому свидетельству нельзя верить, по крайней мере постановление Священного Синода говорит лишь об исключительных случаях принятия Святых Христовых Таинств католиками в православном храме. Маловероятно, чтобы уважение к католикам и их священнослужителям позволило митрополиту Никодиму (Ротову) нарушать постановление Священного Синода. Несомненно, положительным моментом статьи является то, что автор обращается к архивным данным по загранучреждениям Русской Православной Церкви и проводит сравнительный анализ того, как на факт принятия положения 1969 года отреагировало духовенство и верующие за границей. В конце публикации приводится литература по заявленной теме. Кандидат исторических наук, доцент кафедры международного и международного частного права Орловского государственного университета В.И. Филонов предлагает читателям журнала «Вестник Орловского государственного университета» ознакомиться с позицией РПЦ относительно проведения Второго Ватиканского собора [vi] . Автор подробно рассматривает подготовку к проведению Ватиканского собора, процесс переговоров с Православными Церквами на предмет направления наблюдателей от Поместных Церквей.

http://bogoslov.ru/article/1926918

На богослужении присутствовали губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко, губернатор Ленинградской области В.П. Сердюков и другие официальные лица. По завершении богослужения Святейший Владыка посетил Юсуповский дворец Санкт-Петербурга, где осмотрел восстановленные исторические интерьеры, и принял участие в торжественном приеме по случаю празднования 250-летия Николо-Богоявленского Морского собора. В тот же день Святейший Патриарх Кирилл вылетел в Москву. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Благодарить Предстоятеля Русской Православной Церкви за понесенные труды. 3. Благодарить председателя Попечительского совета Целевой комплексной программы " Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России " С.В. Медведеву и членов Общественно-попечительского совета Кронштадтского Морского собора во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца за вклад в дело восстановления Морского собора. 4. Выразить признательность митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру, губернатору Санкт-Петербургу Г.С. Полтавченко, бывшему губернатору Ленинградской области В.П. Сердюкову за внимание и радушный прием, оказанные Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и сопровождавшим его лицам. ЖУРНАЛ 27 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшемся праздновании пятилетия подписания Акта о каноническом общении, которым было восстановлено единство Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Справка: Акт о каноническом общении был утвержден Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви Заграницей 6 сентября 2006 года и Священным Синодом Русской Православной Церкви 16 мая 2007 года. Акт вступил в силу после торжественного подписания Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Председателем Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, в праздник Вознесения Господня 17 мая 2007 года.

http://religare.ru/2_94998.html

В 1946 году также был произведен ремонт Николо-Богоявленского кафедрального собора. Семинарская церковь св. Иоанна Богослова в здании возрожденных Ленинградских духовных школ, с 1946/47 учебного года функционировавших уже как академия и семинария, была освящена в том же году - 8 октября . В этом редкостном для СССР домовом храме, в котором читали и пели за службами одни семинаристы, царила особая атмосфера, и он полюбился многим старожилам города. Торжественный акт открытия духовной академии состоялся 14 октября 1946 г. в присутствии Патриарха Алексия. 13 марта 1947 г. митрополит совершил в семинарском храме первый в городе за 15-20 лет монашеский постриг: с именем Симеон был пострижен протоиерей Сергий Бычков и 30 марта рукоположен во епископа Лужского. Это была первая (с 1929 г.) хиротония в Ленинграде. 20 апреля 1947 г. митрополит Григорий учредил Особый строительный комитет для руководства ремонтными и строительными работами по зданию семинарии. В январе 1948 г. митрополит организовал Епархиальный строительный комитет, в котором работали профессиональные архитекторы. Оба комитета были объединены под руководством викария митрополита епископа Симеона. Густонаселенный Васильевский остров в 1935 г. лишился последнего «патриаршего» храма, а летом 1940-го - и последнего обновленческого (на Смоленском кладбище). В декабре 1943 г. митрополит Алексий отклонил, как несвоевременное, желание верующих осажденного города добиваться открытия на Смоленском кладбище часовни блаженной Ксении. Этой митрополичьей резолюцией власти «отбивались» от верующих и при их последующих обращениях . Митрополит Григорий и здесь переломил ситуацию - часовня блаженной Ксении и Смоленско-кладбищенская церковь были возвращены верующим в январе 1947 г. Положительное заключение Ленгорисполкома об открытии Смоленской церкви в Свердловском районе Ленинграда датировано 26 сентября 1946 г. Поскольку в епархии уже был накоплен некоторый опыт, их удалось восстановить в рекордно короткий срок: назначение настоятеля произошло 19 января, часовня была открыта для богослужений 1 февраля, а церковь освящена 8 марта 1947 г.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Искренне желая послужить делу народного просвещения родного края, Н. К. Чуков с жаром отдался своим новым обязанностям. В 1897 году он стал священником и был причислен к кафедральному собору, без несения причтовых обязанностей. Большую часть своего времени он проводил в разъездах по школам, воодушевлял местных священников к работе, добивался крупных денежных ассигнований из Хозяйственного Управления Святейшего Синода и из Губернского Земства, устраивал ежегодно летние курсы для учителей церковных школ с целью повышения их квалификации, открыл много школ и 308 библиотек. Церковные школы вышли в ряд лучших школ Олонецкого края. Имя епархиального наблюдателя Н. Чукова получило широкую известность, как энергичного организатора, педагога по призванию, примерного пастыря и проповедника. На этой работе раскрылись его природные дарования: сильный, ясный ум, твердая воля, горячий темперамент. Здесь нашли богатое применение все знания, полученные им в Духовной Семинарии и Академии; здесь проявилось драгоценное качество наших прежних лучших воспитанников духовной школы – необыкновенное трудолюбие. Н. К. Чуков пробыл в должности епархиального наблюдателя 16 лет. Каждый день он записывал все важное, что произошло за день в его деятельности. Его записи, отчеты, доклады, рапорты, служебные записки, переписка с учителями и священниками, долгое время хранившиеся у него, составили ценный материал по истории церковных школ Олонецкой епархии. В 1911 году прот. Н. К. Чуков был переведен на должность ректора Олонецкой Духовной Семинарии. Запущенная в хозяйственном отношении, слабая по педагогической работе Олонецкая Духовная Семинария в годы ректорства прот. Н. К. Чукова стала заметно преображаться к лучшему, как засвидетельствовал в своем отчете ревизор из Учебного Комитета при Святейшем Синоде в 1915 году. В 1918 году, по закрытии Духовных Семинарий, прот. Н. К. Чуков переехал в Ленинград и здесь был назначен настоятелем Казанского собора, а в 1923 году – настоятелем Николо-Богоявленского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий отмечает 45-летие архиерейской хиротонии 26 декабря, 2010. Редакция " Правмира " 26 декабря митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, управляющий Московской епархией, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, заместитель председателя Патриаршего совета по культуре, отмечает 45-летие архиерейской хиротонии. 26 декабря митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, управляющий Московской епархией, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, заместитель председателя Патриаршего совета по культуре, отмечает 45-летие архиерейской хиротонии. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий — 45-лет архиерейской хиротонии! 26 декабря в Троицком Соборе Александро-Невской Лавры он был рукоположен во епископа Зарайского. Хиротонию  возглавил митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, Председатель Отдела внешних церковных сношений. Справка Источник: Патриархия.ru Родился 22 сентября 1935 года в городе Ярославле в семье служащих. С 1946 года состоял в числе прислуживающих в алтаре Ярославского кафедрального собора при ярославских архипастырях. В 1953 году, завершив среднее образование, поступил в Ленинградскую духовную семинарию, которую окончил по 1-му разряду. 9 октября 1956 года во время обучения в 4 классе Семинарии в академическом храме во имя св. Иоанна Богослова поставлен во чтеца епископом Старорусским Сергием (Голубцовым). В 1957 году поступил в Ленинградскую Духовную Академию. 10 октября 1959 года в Иоанно-Богословском храме при Ленинградской Духовной Академии пострижен в монашество архимандритом Никодимом (Ротовым) с именем Ювеналий, в честь святителя Ювеналия, патриарха Иерусалимского. 4 ноября 1959 года митрополитом Ленинградским и Ладожским Питиримом (Свиридовым) в Князь-Владимирском Соборе города Ленинграда рукоположен во иеродиакона. 1 января 1960 года епископом Лужским Алексием (Коноплевым) в Николо-Богоявленском Соборе города Ленинграда рукоположен во иеромонаха. В 1961 году в Патриаршем Богоявленском Соборе на праздник Благовещения Святейший Патриарх Алексий I возложил на иеромонаха Ювеналия наперсный крест и набедренник.

http://pravmir.ru/mitropolit-krutickij-i...

Архив Пн В праздник Вознесения Господня Предстоятели Русской и Болгарской Православных Церквей совершили Литургию в Казанском соборе Санкт-Петербурга 29 мая 2014 г. 14:13 29 мая 2014 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Святейший Патриарх Болгарский Неофит совершили Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга. Перед началом богослужения у врат Казанского собора архиереи и духовенство встретили прибывших вместе Предстоятелей Русской и Болгарской Православных Церквей, которые проследовали в собор и на кафедре были одновременно облачены в богослужебные одежды. За Божественной литургией Святейшему Патриарху Кириллу и Святейшему Патриарху Неофиту сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий ; архиепископ Петергофский Амвросий , ректор Санкт-Петербургских духовных школ ; епископ Выборгский и Приозерский Игнатий , председатель Синодального отдела по делам молодежи ; епископ Царскосельский Маркелл ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Кронштадтский Назарий , наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры ; епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав ; епископ Гатчинский и Лужский Митрофан ; протоиерей Павел Красноцветов, настоятель Казанского собора г. Санкт-Петербурга; протоиерей Сергий Куксевич, секретарь епархиального управления Санкт-Петербургской митрополии ; протоиерей Богдан Сойко, настоятель Николо-Богоявленского Морского собора г. Санкт-Петербурга; протоиерей Владимир Сорокин, настоятель Князь-Владимирского собора г. Санкт-Петербурга; архимандрит Филипп (Васильцев) , настоятель подворья Русской Православной Церкви в Софии (Болгария); духовенство Санкт-Петербурга.

http://patriarchia.ru/db/text/3663047.ht...

Архив Пн В праздник Вознесения Господня Предстоятели Русской и Болгарской Православных Церквей совершили Литургию в Казанском соборе Санкт-Петербурга 29 мая 2014 г. 17:46 29 мая 2014 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и  Святейший Патриарх Болгарский Неофит  совершили Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга. Перед началом богослужения у врат Казанского собора архиереи и духовенство встретили прибывших вместе Предстоятелей Русской и  Болгарской  Православных Церквей, которые проследовали в собор и на кафедре были одновременно облачены в богослужебные одежды. За Божественной литургией Святейшему Патриарху Кириллу и Святейшему Патриарху Неофиту сослужили:  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата;  митрополит Саранский и Мордовский Зиновий ;  архиепископ Петергофский Амвросий , ректор  Санкт-Петербургских духовных школ ;  епископ Выборгский и Приозерский Игнатий , председатель  Синодального отдела по делам молодежи ;  епископ Царскосельский Маркелл ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Кронштадтский Назарий , наместник  Свято-Троицкой Александро-Невской лавры ;  епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии;  епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав ;  епископ Гатчинский и Лужский Митрофан ; протоиерей Павел Красноцветов, настоятель Казанского собора г. Санкт-Петербурга; протоиерей Сергий Куксевич, секретарь епархиального управления  Санкт-Петербургской митрополии ; протоиерей Богдан Сойко, настоятель Николо-Богоявленского Морского собора г. Санкт-Петербурга; протоиерей Владимир Сорокин, настоятель Князь-Владимирского собора г. Санкт-Петербурга;  архимандрит Филипп (Васильцев) , настоятель подворья Русской Православной Церкви в Софии (Болгария); духовенство Санкт-Петербурга.

http://patriarchia.ru/db/text/3664148.ht...

Ответ доктора исторических наук М. В. Шкаровского на статью протоиерея Сергия Окунева. Часть II (Окончание. См. начало статьи .  ) Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский) Особенно тяжелые обвинения в статье протоиерея Сергия Окунева выдвинуты против митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского), который якобы в дни блокады устраивал роскошные застолья на втором этаже Никольского собора. Это утверждение опровергается как архивными документами, так и свидетельствами очевидцев, некоторые из которых еще живы. С лета 1941 г. митрополит жил в небольшой квартире на хорах третьего этажа собора. В 2005 г. иподиакон владыки в период блокады Константин Федоров воспоминал, что во время войны митрополит не имел личного транспорта, но старался служить во всех действовавших в городе храмах, голодал, как и все. Проживавшие в северном пригороде Ленинграда Парголово и имевшие свой огород Константин с сестрой Галиной, носили овощи владыке в собор. «Резиденция митрополита состояла из кабинета и кухни на хорах Николо-Богоявленского кафедрального собора, перегороженных занавеской. Диакон Павел Маслов, и иподиаконы  часто оставались ночевать на хорах собора за клиросом, а Костю, как самого маленького, владыка  иногда укладывал  на свой диван в кабинете, накрывая  подрясником, подбитым мехом колонка с красивыми кисточками, а сам при этом ложился спать в ванной, накрытой досками. Сестра митрополита, жившая с ним,  А. В. Погожева,  спала в кухне, где было тепло, т.к. дровами топили плиту. В войну собор, как и другие храмы, в целом, не отапливался». Двери квартиры митрополита были открыты для всех посетителей. По воспоминаниям протоиерея Николая Ломакина: «Очень многим владыка из личных средств оказывал материальную помощь, немалым лишая себя, по-христиански делился пищей. Желая молитвенно утешить и духовно ободрить пасомых… он нередко сам отпевал усопших от истощения мирян, невзирая при этом на лица, и обставлял эти погребения особенно торжественно». Московский протоиерей Борис Пономарев (принявший сан после войны), который около трех лет служил в частях Ленинградского фронта, вспоминал: «В 1942 г.

http://pravoslavie.ru/474.html

Светильник земли русской. Годы старческого подвига отца Серафима в поселке Вырица (1930–1949) Русская Голгофа (По материалам источников 26, 42, 60, 68, 114, 117, 118, 122, 124, 126, 163, 164, 196, 292, 263, 266, 271) «Предай Господу путь твой и уповай на Него» ( Пс.36:5 ).   Переезд отца Серафима в Вырицу – еще одно свидетельство особого Божия о нем Промысла, ограждавшего старца от опасностей вплоть до самой его кончины. Именно с начала 30-х по Петроградской епархии и всей стране прокатилась новая волна еще более жестоких репрессий. Относительное затишье, наступившее после провала обновленческой смуты и судебных процессов 1922–1923 годов, оказалось наповерку только временной передышкой. Уже в августе 1928 года властями были закрыты Высшие Богословские курсы и Богословско-Пастырское училище, созданные взамен упраздненных Духовных Академии и Семинарии и подготавливавшие клириков для Петроградской и ряда ближайших епархий. Руководитель Богословско-Пастырского училища архимандрит Гурий (Егоров) вскоре был арестован и осужден на пять лет. Так отец Серафим, еще будучи в Лавре, лишился одного из ближайших своих друзей и сподвижников. В начале 1930 года в заключении оказались сразу три выдающихся петроградских пастыря, профессоры-протоиереи – настоятель Николо-Богоявленского кафедрального собора Николай Кириллович Чуков, настоятель храма Михаила Архангела Михаил Павлович Чельцов и Николай Викторович Чепурин из Покровской церкви в Коломне. Вслед за ними – настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Павел Иоаннович Виноградов, настоятель Спасо-Преображенского собора протоиерей Михаил Владимирович Тихомиров и многие другие известные клирики Петроградской епархии. Гонители готовили еще один удар – на этот раз по обителям. Воистину Гефсиманской стала для монашествующих ночь на 18 февраля 1932 года. В народе ее так и назвали – святой ночью. В те страшные часы гонители арестовали более пятисот иноков. Это было почти все уцелевшее к тому времени в Петрограде монашество: более 40 иноков Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, 25 – из Свято-Троицкой Сергиевой пустыни, 12 – из Старо-Афонского подворья, 12 – из Феодоровского подворья, 10 – из Валаамского подворья, 8 – из киновии Александро-Невской Лавры, 5 – из Киевского подворья, 40 человек из братии Макариевской пустыни Тосненского района во главе с настоятелем обители схиепископом Макарием (Васильевым); более 100 инокинь Воскресенского Новодевичьего монастыря, 16 монахинь из Леушинского подворья, 6 – из Серафимо-Дивеевского подворья в Петергофе, а также множество настоятелей и монашествующих проживавших вне обителей, по причине их упразднения.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010