После эвакуации белых в Крым ВВЦУ Юго-Востока России, бывшее на грани распада, возродилось в значительно обновленном составе при правительстве барона П. Н. Врангеля. В ВВЦУ вошли: архиепископ Таврический Димитрий (Абашидзе), архиепископ Полтавский Феофан (Быстров), епископ Севастопольский Вениамин (Федченков), ставший представителем ВВЦУ в Совете министров при бароне Врангеле, и известный ученый-экономист и богослов, профессор-протоиерей С. Н. Булгаков. Председателем ВВЦУ с сентября 1920 г . являлся митрополит Антоний (Храповицкий). С отставкой А. И. Деникина и назначением на пост главнокомандующего Русской армией (так стали называться остатки Вооруженных сил Юга России) Врангеля епископ Вениамин (Федченков) в ответ на предложение последнего согласился возглавить военное духовенство. ВВЦУ назначило владыку «епископом Армии и Флота». 1967 год – Состоялось заседание Священного Синода. Епископом Переяслав-Хмельницким, викарием Киевской епархии, определено быть архимандриту Феодосию (Дикуну), ректору Одесской Духовной семинарии. Свято-Троицкий собор Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Фото: В.Н. Корнюшин Начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме назначен ключарь Николо-Богоявленского кафедрального собора Ленинграда архимандрит Антоний (Завгородний). Секретарем Русской Духовной Миссии в Иерусалиме назначен иеродиакон Гавриил (Стеблюченко). Заслушан доклад митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима (Ротова), председателя Отдела внешних церковных сношений. В докладе говорилось, в частности, о письме, поступившем на имя Святейшего Патриарха Алексия от председателя Секретариата по содействию христианскому единству кардинала Августина Беа от 22 февраля 1967 г .. В письме шла речь «о решении папы Римского Павла VI относительно признания законности смешанных браков между католиками и восточными христианами – некатоликами, совершаемых канонически рукоположенным священником». Синод постановил: «Выразить удовлетворение по поводу устранения серьезных недоразумений, нередко случавшихся при совершении смешанных браков между католиками и православными. Признавать законность Таинства брака между православными и католиками, совершаемого римско-католическими священниками, в тех случаях, когда этот брак совершается с благословения и согласия православного епископа».

http://pravoslavie.ru/5407.html

Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Болгарскую Православную Церковь. Возложение в Пловдиве венков к памятникам русским и советским воинам — освободителям Болгарии Патриаршее служение в Свято-Георгиевском храме на Поклонной горе в день памяти великомученика Георгия Победоносца Молебен в Благовещенском соборе Кремля в день инаугурации Президента Российской Федерации В.В. Путина Купола Благовещенского собора в день инаугурации Президента Российской Федерации В.В. Путина Патриаршее служение на Бутовском полигоне Патриаршее служение на Бутовском полигоне Храм Христа Спасителя Патриаршее служение в неделю 6-ю по Пасхе в Храме Христа Спасителя. Празднование пятилетия воссоединения Русской Православной Церкви в Отечестве и за рубежом Торжественный акт, посвященный пятилетию восстановления канонического единства Русской Православной Церкви, в Храме Христа Спасителя Панихида по Патриарху Алексию II в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове Божественная литургия в Николо-Богоявленском Морском соборе Петербурга в день памяти святителя Николая Чудотворца. Хиротония архимандрита Мстислава (Дячины) во епископа Лодейнопольского Божественная литургия в Николо-Богоявленском Морском соборе Петербурга в день памяти святителя Николая Чудотворца После торжественного приема в Юсуповском двореце Санкт-Петербурга Крестный ход с чудотворной Иверской иконой Божией Матери из Успенского собора к храму Василия Блаженного на Красной площади Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла с днем тезоименитства Патриарший визит в Казахстан. IV Съезд лидеров мировых и традиционных религий Патриаршее служение в день Святой Троицы в Троице-Сергиевой лавре Освящение домового храма Синодального духовно-административного и культурного центра Русской Православной Церкви на Юге России Заседание Священного Синода в Патриаршем и Синодальном духовно-административном и культурном центре Русской Православной Церкви Заседание Священного Синода в Патриаршем и Синодальном духовно-административном и культурном центре Русской Православной Церкви

http://patriarchia.ru/db/text/2708700.ht...

Лукин Евгений Павлович, протоиерей (1885–1967). Окончил СПбДА в 1909 г., кандидат богословия. 5 декабря 1909 рукоположен во диакона, а на следующий день во священника к церкви Воскресения Христова у Варшавского вокзала. До 1935 г. служит в храмах Ленинграда. В апреле 1935 г. выслан из Ленинграда. В 1944 г. служил в Знаменской церкви Борисоглебска. В 1945–1948 гг. – настоятель кафедрального Никольского собора Воронежа. С 24 мая 1948 г. – в причте Николо-Богоявленского собора Ленинграда, с 5 декабря 1948 г. по 23 февраля 1953 г. – его настоятель. До 1 августа 1952 г. – секретарь митрополита Григория (Чукова). С 23 февраля 1953 г. по 30 января 1962 г. – настоятель Князь-Владимирского собора. В 1951–1959 гг. и в 1961–1962 гг. – член Епархиального Совета, 30 января 1962 г. по болезни уволен за штат. Скончался в 21 апреля 1967 г. (Архив СПб епархии, личное дело; ЖМП. 1967. 10. С.27.) Николай (Платонов), в миру – Николай Федорович Платонов , обновленческий митрополит Ленинградский (1889–1942). Окончил Петроградскую Духовную Академию (1914), кандидат богословия. С июля 1915 г. служит в Андреевском соборе на Васильевском острове, с апреля 1922 г. по январь 1938 г. – настоятель этого собора. В 1922 г. уклонился в обновленчество под давлением ГПУ и назначен благочинным III округа церквей г. Ленинграда. С 1925 по 1929 г. состоял профессором Ленинградского богословского института (обновленческого) по кафедре экзегетики Нового Завета. 8 сентября 1925 г. хиротонисан во епископа Охтинского, с 3 августа 1926 г. – архиепископ Гдовский, с 5 сентября 1934 г. – митрополит Ленинградский. 4 апреля 1938 г. освобожден от управления Ленинградской митрополией и исключен из списков обновленческого епископата. В 1939 г. написал статью в антирелигиозной прессе, оскорбляющую величие Божие. В том же году лишен сана и отлучен от церкви за выступления в печати на страницах газет «Известия» и др. и в журнале «Безбожник», в которых отрекался от Бога. В 1940–1941 гг. работал научным сотрудником музея «Истории религии и атеизма». Во время блокады принес покаяние и воссоединился с Православной Церковью в звании мирянина. Умер (от голода?) 5 марта 1942 г. в блокадном Ленинграде.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

Так был открыт первый храм на территории Александро-Невской Лавры, и он был единственным в этом районе города. Храм вмещал 1200 человек, но после обрушения в Пасхальную ночь 1947 года пролета лестницы в здании, доступ верующих в храм был ограничен. В 1946 г. владыка Григорий восстановил существовавший до революции институт епархиального архитектора. За 1946 год в городе было восстановлено 4 приходских храма, 2 бесприходные церкви и одна домовая - Академическая. Был произведен ремонт Николо-Богоявленского кафедрального собора, возобновились богослужения в восстановленном храме Смоленской иконы Божией Матери и часовне Ксении Блаженной на Смоленском кладбище, а также в Троицкой церкви «Кулич и пасха». Владыка лично решал все вопросы жизни подведомственных приходов - от восстановления, ремонта, оснащения всем необходимым и их открытия, тщательно просматривая и подписывая сметы и следя за расходованием средств, до вопросов поддержания на надлежащем уровне пастырского служения и морально-нравственного состояния причта и общин. С благословения митрополита в 1946 г. была составлена смета на восстановление разрушенного в годы войны Павловского собора Гатчины, и под его личным наблюдением к 1949 г. ремонт был закончен. Митрополит выделил ссуду из средств Епархиального управления и распорядился о том, чтобы храмы города также дали ссуды. Всего было выделено 140 тыс. руб. при стоимости всего ремонта 416 тыс. Некоторые храмы пожертвовали ссуды безвозмездно. Митрополит Григорий освятил восстановленный храм, а к торжественному богослужению на празднование столетнего юбилея и престольного праздника собора 12 июля 1952 г. испросил у Патриарха награды настоятелю прот. П. Белавскому и свящ. И. Кондрашову, как ревностно относящимся к своему пастырскому делу и много потрудившимся для восстановления храма. В апреле 1947 г. владыка митрополит организовал Строительный комитет по дальнейшему восстановлению здания Духовных школ, который в 1948 г. был объединен с Епархиальным Строительным комитетом. Руководство обоими комитетами митрополит возложил на новопоставленного епископа - викария Ленинградской митрополии Симеона (Бычкова).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Оставалось менее двух месяцев. И надо было все по дням просчитать. Друг нашего Фонда протоиерей Константин Кобелев, настоятель храма Святителя Николая Чудотворца в Бирюлево, предложил провести молебен на начало благого дела в фонде «Андреевский флаг». Мы с Николаем Головкиным и Михаилом Дмитруком поехали в храм Святителя Николая в Бирюлево, где после молебна отец Константин взял в руки икону Царственных страстотерпцев и мы с ней отправились в фонд. Отец Константин нес икону, мы с Николаем Головкиным и Михаилом Дмитруком его сопровождали, а замечательный фотограф Александр Зверев нас, шествующих среди толп недоумевающих в электричке, на Павелецком вокзале, а потом по Валовой улице, фотографировал. Нас трогательно встретили сотрудники и Президент Фонда «Андреевский флаг» А.В.Мельник, отслужили молебен на начало благого дела. Так икона из храма Святителя Николая Чудотворца из Бирюлева стала первой святыней для нашей программы. Потом из храма священномученика Климента, папы Римского настоятель храма о. Леонид Калинин передал икону святого Климента с частицей мощей, а из храма Святой Екатерины на Всполье, с подворья Американской Православной Церкви принесли икону с мощами Святителя Германа Аляскинского. Потом настоятель Николо-Перервинского монастыря протоиерей Владимир Чувикин передал большую икону с частицей мощей сщмч. Владимира, митрополита Киевского. Из Псковских Печерского и Спасо-Елеазаровского монастырей и храма св. Александра Невского переданы были святыни. Свой крест-мощевик передал митрофорный протоиерей Матфей Стаднюк, настоятель Богоявленского кафедрального собора. А также передали из этого собора древний список Казанской иконы Богородицы, которую пронесли от Владивостока до Москвы. В тихом уголке фонда «Андреевский флаг» мы поставили аналойный столик. На нем лежал Крест, Псалтирь, Молитвослов. Были установлены иконы, в том числе и те, которые потом шли с крестными ходами. И каждый день в 12.00 по очереди все сотрудники читали и молились в этом молитвенном углу.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/11/ta...

Архиепископ Григорий активно поддерживал патриотические призывы митрополита Сергия и всячески заботился о поддержании жертвенного служения православного народа своей Родине. К 1944 году Саратовская и Сталинградская епархии собрали в Фонд обороны и на нужды, связанные с войной, и передали Родине 2 338 776 руб. Пребывание на Саратовской и Сталинградской кафедрах (с управлением одно время и Тамбовской епархией) с 15 октября 1942 года по 25 мая 1944 года составило первый период святительской деятельности нового архипастыря. В это время он широко входит в жизнь Русской Православной Церкви: 8 сентября 1943 года участвует в Архиерейском Соборе избранием Святейшего Патриарха Сергия. Его подпись стоит под всеми обращениями и деяниями этого Собора. 12 сентября в светлый день интронизации Святейшего ему выпадает честь произнести новому Первосвятителю приветственное слово. Убежденный приверженец Святейшего Патриарха Сергия, Владыка Григорий никогда не оставлял своей паствы в заблуждении относительно позиции Церкви в отношении с гражданскими властями. Он направлял ее правильным путем, постоянно говорил проповеди, вел апологетические беседы. Его настроения по этому вопросу наиболее точно были сформулированы им самим. В первый раз он говорил об этом в вышеприведенной проповеди, произнесенной в Николо-Богоявленском Морском Соборе 21(8) августа 1929 года. Второй раз он говорил об этом же в речи, произнесенной в Московском Кафедральном Соборе в день интронизации Патриарха Сергия 12 сентября 1943 года: «Тяжелый крест выпал на долю Митрополита Сергия; скорбен был путь, которым пришлось идти ему – второму Местоблюстителю: и епископы не все признавали его, и в народе враги Церкви старались возбудить против него злые слухи. Но он – глубоко убежденный православный канонист – твердо отмежевался от всякой нелояльной в отношении государства работы, на которую толкали его некоторые из его собратий-епископов. Он помнил слова Христа: „воздадите кесарево кесарю и Божие Богу“, и эти божественные слова легли в основу его деятельности, как Патриаршего Местоблюстителя. Он занялся исключительно устроением Церкви и твердо держался строгой церковной линии. Горько было Блаженнейшему Сергию переживать эти испытания, тяжело ему было слышать укоризны со стороны непонимавших характера его деятельности, обвинения в Пассивности, якобы, в бездействии. Но он глубоко верил, что Церковью правит Господь и Своими премудрыми судьбами ведет ее к славе, а верующих к опасению, и потому он твердо шел своею прямою дорогою и за 17 лет привел ее к тому спокойному и прочному положению, в каком находится наша Русская Православная Церковь в настоящий момент» 442 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После освобождения архимандрита Никодима (Ротова) от должности начальника миссии на это место был назначен архимандрит Августин (Судоплатов), которого в октябре 1961 года сменил архимандрит Варфоломей (Гондаровский) – в прошлом насельник Троице-Сергиевой Лавры. Новым начальником миссии в мае 1963 года был назначен архимандрит Ювеналий (Поярков), которого председатель ОВЦС характеризовал как близкого ему человека . В помощь отцу Ювеналию в качестве заместителя начальника миссии решением Священного Синода Русской Церкви в марте 1964 года был назначен игумен Гермоген (Орехов) – однокурсник митрополита Никодима по Ленинградской духовной академии. Уже в декабре 1964 года игумен Гермоген сменил на посту начальника миссии архимандрита Ювеналия, назначенного на должность заместителя председателя ОВЦС. Патриарх Алексий просил Патриарха Венедикта возвести отца Гермогена, в связи с новым назначением, в сан архимандрита . В апреле 1967 года новым начальником миссии был назначен ключарь Николо-Богоявленского кафедрального собора Ленинграда архимандрит Антоний (Завгородний). Трехлетние труды архимандрита Антония на посту главы русского церковного представительства получили высокую оценку Патриарха Иерусалимского Венедикта . Архимандрита Антония в марте 1970 года сменил земляк митрополита Никодима архимандрит Иероним (Зиновьев), перешедший с должности заместителя начальника миссии. Последним начальником миссии в обозреваемый период с августа 1972 года был ранее трудившийся заместителем начальника миссии архимандрит Климент (Толстихин). Примечательно, что начальники миссии были людьми, близкими митрополиту Никодиму, которых он не только хорошо лично знал, но и совершал их постриг, рукополагал в священный сан. Внимание председателя ОВЦС к должности главы русского церковного представительства на Святой Земле можно объяснить тем, что архипастырь отдал этому служению годы жизни, хорошо знал специфику такого служения. Должность начальника миссии становилась своего рода подготовкой к епископской стезе. Митрополит Никодим, когда у него имелась возможность, лично читал периодические отчеты начальника миссии, на некоторых делал многочисленные пометки, свидетельствующие о его осведомленности в излагаемых вопросах. В штате миссии находились заместители начальника, секретари и члены . Внутренние решения принимались на заседаниях Совета миссии.

http://bogoslov.ru/article/6195260

Появились первые, пока еще редчайшие случаи восстановления закрытых храмов. Религиозные центры СССР признали де-факто, им снова разрешили устанавливать связи с заграничными церковными организациями. Осень 1941 г. была очень тяжелым временем для страны. Фронт приблизился к Москве. 12 октября митр. Сергий написал завещание, первый пункт которого гласил: «В случае моей смерти или невозможности исполнять должность Патриаршего Местоблюстителя эта должность во всем объеме присвоенных ей патриарших прав и обязанностей переходит к Преосвященному митрополиту Ленинградскому Алексию Симанскому» . В 1941–1944 гг. Владыка Алексий проживал в Николо-Богоявленском соборе, разделяя со своей паствой все тяготы блокады. В начале 1942 г. было разрешено в пропагандистских целях возобновить издательскую деятельность Русской Церкви. 10 марта Л.П. Берия написал Сталину о том, что немцы пытаются использовать Церковь на оккупированной территории в своих целях, и НКВД считает целесообразным силами Московской Патриархии подготовить книгу-альбом, разоблачающую действия фашистов. Вскоре Политбюро приняло секретное решение о подготовке и публикации этого издания. Предисловие к книге «Правда о религии в России» (не в СССР!) написал Патриарший Местоблюститель, заметное место в ней занимали обращения и статьи митр. Алексия, имелись и фотографии богослужений в кафедральном Никольском соборе. Подготовлена книга была в чрезвычайно короткие сроки и уже летом вышла из печати. Интересно, что ее напечатали в типографии практически переставшего существовать «Союза воинствующих безбожников», и часть тиража по оплошности имела гриф антирелигиозного издательства. Книга эта была издана тиражом 50 тыс. экземпляров, одновременно на нескольких языках и распространялась в США, Великобритании, Швеции, на Ближнем Востоке и за линией фронта . В 1943 г. была подготовлена и напечатана еще одна пропагандистская книга «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война», посвященная патриотической деятельности Московской Патриархии. В издание вошли и послания Владыки Алексия и его телеграмма Сталину. В Ленинграде изменения в отношении городских властей к Церкви стали происходить уже в начальный период войны. Помимо церковных взносов в фонд обороны одной из сфер сотрудничества стала маскировка храмов, которые могли стать ориентирами и целями при воздушных налетах на город. Первая пробная маскировка была проведена 6 августа 1941 г. в Никольском соборе: сделали покрытие золоченого креста одного из куполов с помощью ткани и покраску нижней части купола. Работы по маскировке собора были сложными и продолжались в 1942 г., в том числе и в зимнее время. Наконец, 25 сентября 1942 г. был подписан акт о выполнении в полном объеме маскировочных спецработ, причем приходской совет оплатил их стоимость, составившую только в августе-сентябре 20 600 руб. Подобные работы проводились и в отношении других храмов города, не только действующих, но и закрытых.

http://bogoslov.ru/article/6171408

- Расскажите, какими были ваши первые прихожане. Известно, что в 1990-е Россия пережила бум интереса к православию, люди потянулись в храмы. Чем-то они отличались от нынешних?  - В 1990-е людей в храмах было очень много. За свою первую исповедь я принял около 600 человек, потом ко мне на помощь подоспели ещё два священника, но начинал-то я один. В те времена вера для людей была чем-то сокровенным. Они относились к вере очень благоговейно. Сейчас люди приходят в храм чаще всего с неким предубеждением: переубедите меня, докажите мне… Но истина в том, что, когда они начинают молиться, то становятся такими же, как наши вечные русские бабушки в белых платочках, которые, как предсказывал преподобный Серафим Саровский, спасут Россию.  Прихожане, по словам отца Святослава, это те, кто что-то уже пережил. Остальных наш батюшка любя и в шутку называет " захожанами " , " прохожанами " , " мимохожанами " . При этом никого из церкви не выгонит, рад каждому...  За 16 лет в Кронштадте… - Как получилось, что вы оказались в Кронштадте? В каком состоянии встретил вас Владимирский собор?  - В 1998 году я был ключарём кафедрального Николо-Богоявленского морского собора. И приходит мне послание из епархии, чтобы я явился, взял указ и ехал в Кронштадт. До этого в Кронштадте ни разу не был. То, что увидел здесь, был страх и ужас! Владимирский собор стоял не то что без крестов - без главок, без окон, без дверей. Руины. Правда, восстановление уже началось благодаря бывшему до меня священнику - отцу Владиславу. Службы же шли в домовом храме. Помню, первую Литургию отслужил 4 декабря - на праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы.  Сегодня кронштадтский собор Владимирской иконы Божией Матери сияет красотой. И не один он. Восстановлены часовни старицы Феодоры, матери Иоанна Кронштадтского, и старицы Параскевы Ковригиной на городском кладбище, реконструирована часовенка " Спас-на-Водах " у Ленинградских ворот, возрождён храм Николая Чудотворца у Военно-Морского госпиталя, воссозданы Тихвинская часовня и Свято-Троицкая кладбищенская церковь, в красоте " большей, чем первозданная " засиял Николаевский Морской собор; а в скверике у дома на Посадской улице, где 53 года жил пастырь всея Руси, установлен прекрасный памятник святому праведному Иоанну Кронштадтскому. 

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

В 14 часов дыхание умирающего стало прерывистым, рот больного после каждого вздоха наполнялся густой слизью. Над больным прочитали канон на разлучение души от тела и молитву на исход души. В 14 часов 25 минут дыхание прекратилось почти на 30 секунд, затем – последний сильный вздох, от которого приподнялась верхняя половина туловища и голова и этим кончилось. Митрополит Григорий отдал Богу душу. В 14 часов 35 минут извещение о кончине митрополита Григория было получено в Ленинграде. В 16 часов вечера печальный звон на колокольне кафедрального Николо-Богоявленского собора сообщил верующему населению города эту грустную новость. Тело почившего Митрополита было отерто священнослужителями, облачено в священные одежды, положено во гроб, установленный в патриаршей церкви. По возвращении после всенощной из храма на Ордынке, Святейший Патриарх совершил над почившим панихиду. 6 ноября гроб с телом Митрополита был вынесен в Успенскую церковь Новодевичьего монастыря и там днем Святейшим Патриархом с сонмом московского духовенства была отслужена панихида. 8 ноября гроб был отправлен специальным рейсом самолетом из Москвы в Ленинград. Гроб сопровождали митрополит Минский и Белорусский Питирим. 5 ноября преосвященным епископом Романом, оставленным Владыкой Митрополитом в Ленинграде своим заместителем, была образована комиссия по организации похорон Владыки, в которую вошли члены Епархиального Совета: протоиереи А. Медведский, С. Румянцев, Н. Ломакин, Е. Лукин и ректор Духовной академии и семинарии М. Сперанский. Рисунок 87. Епископ Ивановский и Кинешемский Роман, бывший викарий Ленинградской епархии. 29 августа 1956 года, Ленинград Через о.о. благочинных духовенство и верующие епархии были извещены о смерти Владыки Митрополита. По всем Ленинградским храмам вечером в субботу 5 ноября после всенощного бдения служились соборные панихиды, а в воскресенье 6 ноября в Кафедральном Николо-Богоявленском соборе в 5 часов вечера была отслужена преосвященным епископом Романом с сонмом духовенства при массовом стечении народа общегородская панихида. При служении первой торжественной панихиды в Спасо-Преображенском соборе, настоятель собора, секретарь митрополита протоиерей С. Румянцев произнес слово о почившем Святителе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010