Симферополь, 1902-1905. 2 вып.; Ялтинские беседы и речи, 1905-1906 гг. СПб., 1907; Варшавские беседы и речи. СПб., 1909-1915. 7 вып.; Беседы и речи. СПб., 1910; Имп. Александр Благословенный и его время. СПб., 1912; Мои воспоминания о МДА: (К столетнему юбилею). Варшава, 1914. Арх.: Archiwum Gówne Akt Dawnych w Warszawie. Zespó N 466: Kancelaria arcybiskupa warszawskiego Nikoaja, 1908-1915. Библиогр.: Печатные труды архиеп. Николая//Варшавский епарх. листок. 1915. 19. С. 234. Лит.: Наречение и хиротония ректора Тифлисской ДС архим. Николая во еп. Алеутского и Аляскинского//ЦВ. 1891. 40. С. 1375-1376; Путешествие Преосв. Николая//Амер. правосл. вестн.1896. 2. С. 30; 3. С. 41-42; 4. С. 61-63; 6. С. 93-100; Грепачевский П. Путешествие Его Преосв. Николая, еп. Алеутского и Аляскинского, по Аляске//Там же. 1897. 22. С. 460-465; 23. С. 484-494; 24. С. 519-526; Протопопов А. Путешествие Его Преосв. Николая, еп. Алеутского и Аляскинского, по Северной Америке: Открытие Миннеаполисской миссионерской школы//Там же. 5. С. 159-164; Путешествие Его Преосв. Николая, еп. Алеутского и Аляскинского, по Северной Америке//Там же. 4. С. 122-134; 6. С. 193-206; Вилат, архиеп. Открытое письмо Преосв. Николаю, еп. Русской Православной Церкви в Сан-Франциско//Там же. 1898. 10. С. 325-327; Пашковский Ф., свящ. Ко дню десятилетия Архиерейского служения Преосв. Николая, еп. Таврического и Симферопольского//Таврические ЕВ. Симферополь, 1901. 22. С. 1297-1302; Руководственные резолюции Его Преосв. Николая, еп. Таврического и Симферопольского//Там же. 1903. 22. С. 1491-1496; А. В. Литературные труды Высокопреосв. Николая//Там же. 1909. 15. С. 167-179; Архиеп. Варшавский Николай//Таврический Церк.-обществ. вестн. Симферополь, 1916. 1/2. С. 15-17; Памяти Высокопреосв. Николая, архиеп. Варшавского и Привисленского//Варшавский епарх. листок. 1916. 1. С. 4-9; Дубровский А., свящ. Православная Церковь в Польше//ЖМП. 1971. 1. С. 45-48; Георгий (Грязнов), игум. Архиеп. Варшавский и Привислинский Николай (Зиоров): К 125-летию со дня рождения//ЖМП.

http://pravenc.ru/text/2565980.html

Но на Вятке сложилось иначе. Там была составлена отдельная служба Рождеству святителя 10 . Она-то и дошла до нас в рукописи Вятского кафедрального собора (БАН Вятского собрание 66). Это рукопись начала XVIII века, возможно, список с более раннего источника. Гимнографические тексты доносят до нас информацию о написании службы «по святительскому благословению». Возможно, оно было дано самим митрополитом всероссийским Макарием – глубоким почитателем св. Николая. С цветением духовного поля земли Русской в XVI веке связано распространение русских памятей, церковных торжеств, связанных с отечественной духовной традицией. Рождество св. Николая несомненно принадлежит к числу полюбившихся и, может быть, прижившихся только на Руси церковных памятей. Этот праздник обнимает всю Россию. Посудите сами. Днем 29 июля оказываются отмечены все важные вехи заступнического шествия св. Николая по Руси: Пренесение Зарайкого образа из Корсуни в земли Рязанские, Пренесение образа «Николы Великорецкого» в Москву и Пренесение на Русь Можайского образа святителя 11 . Таким образом, не входивший в число постоянно отмечавшихся церковных памятей праздник Рождества св. Николая стал в своем роде «всепразднственным» и отмечался всем русским православным миром. Светлана Черкасова. 1 См. нашу статью «Слава на Руси св. Николая»//«Музыкальная академия». 2001. С. 1–12. 2 В целом современный месяцеслов Православной Церкви содержит шесть праздников св. Николаю. Каждому из них соответствует своя гимнография. Условно их можно разделить на две группы . Первую составляют памяти, скажем так, житийного цикла. Сюда относятся: праздник Преставления св. Николая или, как он именуется в богослужебных рукописях, «Память св. Николая...» (6/19 декабря); Пренесение мощей св. Николая из Мир Ликийских в Бар градъ… (9/22 мая) и Рождество св. Николая (29 июля/11 августа). Вторую группу составляют праздники в честь чудотворных икон святителя. Таких праздников на Руси сложилось довольно много, но в Месяцеслове Православной Церкви указано только три – те, слава о которых прошла по всей России.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Очевидно, что основанием для этого верования послужили чудеса св. Николая, которыми прославился этот угодник на море. Четьи-Минеи о св. чудотворце Николае повествуют так: однажды случилось, что корабль, на котором плыл в Палестину св. Николай для поклонения святым местам, подвергался опасности от бурных волн на море. Но когда св. Николай помолился о спасении, буря укротилась, и корабль благополучно прибыл к месту своего следования. Исполнив свой обет в Палестине, св. Николай на том же корабле намерен был отправиться на родину, но корабельщики, обещавшие привести его в Ликию, обманули и направили свой корабль в другую сторону. Вдруг по молитве св. Николая поднялась буря, и корабль, вопреки всем усилиям корабельщиков, принесло к берегам Ликии. В другой раз какой-то корабль на пути в ликийские страны застигнут был сильною бурею, которая угрожала кораблекрушением. Корабельщики только по слуху о св. Николае как помощнике всем несчастным на водах воспомянули вел. свт. Николая, и он, явившись сам на корабль, стал править рулем и запретил бушевать ветру по морю. В прологе XVII в. в числе чудес чудотворца Николая повествуется «о чуде чудотворца Христова Николая, бывшем в Кыеве месте, в церкви св. Софии». Чудо состояло в том, что утопшее дитя св. Николай сохранил живым. «Так раб Господень, – говорится в Минеях, – морю и ветрам повелеваше и послушливы ему бываху». На этом основании Русская Церковь в своих песнопениях в честь св. Николая величает его спутником путешествующих и на море сущим правителем. На Руси с давних времен св. Николая в народе называли «морским» и «мокрым». Последнее прозвище укрепилось за ним и не только потому, что его молитва спасала плавающих по водам, но и от того еще, что он держал в своей властной руке и воды подземные. Влага, выступающая из-под земли и спасающая поля от засухи, поднимаясь в виде испарений и снова падая на грудь земную дождем, в некоторых местностях признавалась даром св. Николая. Потому-то и оставляли во многих селах на сжатой ниве горсть колосьев «на бороду святому Николе» – обычай, в большинстве случаев связанный с почитанием Ильи-Пророка. Ко дню 6 дек. в честь св. Николая приурочены были в старину т. н. братчины. О братчинах встречаем весьма частые упоминания в летописях и других древних русских памятниках, и братчины, совершавшиеся на празднике св. Николая, получили название Никольщины (см.: Никола Зимний).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Недостоверен и житийный рассказ о путешествии св. Николая Мирликийского в Святую Землю. Блаженный Симеон Метафраст в Х веке так описывает его паломничество в Палестину: «святой направляется к гробу Господню и к честной Голгофе, где нас ради вкопан спасительный крест. Ночью подходит к святому крестному древу, и сами собой перед ним распахиваются священные врата» 127 . Но уже в XIX веке выдающийся русский ислледователь ближневосточных церковных древностей архимандрит Антонин (Капустин) писал: «Кто читал со вниманием житие свя­тителя Николая, положенное в нашей Четьи-Минее, от того не может укрыть­ся одна, встречающаяся в нем, историческая несообразность. Говорится там, что великий угодник Божий, бывши еще пресвитером, отправлялся в Палестину на поклонение св. местам, восходил на Голгофу, и вошел раз в св. церковь (конечно, Воскресения) вратами, которые отверзлись ему самому. Затем, по возвращении домой в Ликию, он возводится на архиепископский престол города Миры, и уже после всего этого делается исповедником веры Христовой при ца­рях Диоклетиане и Максимиане. Но святые места Иерусалима приведены во всеобщую известность при императоре Константине и цер­ковь Воскресенья освящена только 13 сентября 335 года, т. е. 30 лет спустя поспе Диоклетианова и Максимианова правления» 128 . Поскольку путешествие святителя в Палестину всегда датировалось примерно 300 г, т.е. временем, когда Крест еще не был найден святой царицей Еленой, а храм Воскресения Господня не был построен, хронология жития архи­епископа Николая вступала в явное противоречие с церковной историей. Ситуация прояснилась после открытия древних текстов житий святителя Николая Пинарского, ставшего архиепископом ликийского города Пинара при императоре Юстиниане I u ckohчabшerocя 10 декабря 564 года. В них подробнейшим образом описываются два его путешествия в Святую Землю. Оказалось, что паломничество св. Николая Пинарского в Па­лестину было целиком перенесено в жития святителя Николая Мирликийского. «Смешение житий двух святителей Николаев и привело к указанной исторической несообразности… Дополнение жития святителя Николая Мирликийского эпизодами из жизни Нико­лая Пинарского было предпринято в первой половине X века некоторыми анонимными авторами («Смешанное житие», «Ликийско-александрийское житие» и др.). Версия блаженного Симеона Метафраста основывается на каноническом житии святителя Николая, составленного в VIII-IX вв. архимандритом Михаилом, в которое добавлены фрагменты из жития Николая Пинарского (историк А. Ю. Виноградов обнаружил пример такого соединения до Метафраста в Cod. Mosq. GIM gr. 378, XI в., лл. 36–54). Высокие литературные достоинства Метафрастова жития святого Николая сделали его версию самой популярной и авторитетной, тем самым на тысячелетие невольно «узаконив» ошибочное смешение житий двух Николаев» 129 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Макогонского Григория, Крылова Павла, 50) Рождественского Николая, Кипарисова Бориса, Бажанова Николая, Глаголева Георгия, Крылова Владимира, Соболева Михаила, 55) Алмазова Александра , Соколова Василия , Воскресенского Михаила и 58) Попова Александра . в) В IV-й курс – студентов III курса: 1) Кобранова Евгения, Соловьева Дмитрия, Иванова Бориса, Счастнева Петра, 5) Розанова Николая , Мытарева Николая, свящ. Ворончева Александра, иером. Матфея (Олейника), Виноградова Сергея, 10) свящ. Ляде Серафима, Меморского Алексея, Доброва Владимира, Щеголькова Михаила, свящ. Дмитриева Василия, 15) Ружицкого Константина, иером. Павла (Волкова), Никольского Виктора, Воронцова Вениамина, свящ. Дубровина Димитрия, 20) Товстуху Михаила, свящ. Цветаева Николая. Соколова Бориса, Протодиаконова Александра, Андреева Федора, 25) Орлова Антония, Соколова Николая, Давидова Федора, Саффрана Георгия, Кириченко Василия, 30) Шувалова Петра, Постникова Михаила, Руднева Николая, иером. Павлина (Крошечкина), Розова Григория, 35) Жданова Леонида, Тихомирова Владимира, Бриллиантова Петра, свящ. Беляева —131— Николая, Соловьева Ивана, 40) Боголюбского Геннадия, Некрасова Михаила, свящ. Рождествина Александра, Батина Павла, Шереметевского Алексея, 45) Молчанова Николая, Безродного Михаила, Верхоустинского Дмитрия, Архангельского Константина, Васильевского Александра, 50) Смирнова Дмитрия, Новосельского Владимира, Иваницкого Владимира, свящ. Смирнова Николая и 54) Заболотского Павла. 2) Студента II курса Георгия Вязигина оставить в том же курсе на второй год. 3) Студентам: III курса – Авдиеву Александру, свящ. Белорукову Александру, Истомину Дмитрию, Металлову Валентину, Пешкову Стояну, Пиуновскому Николаю и иеромонаху Валериану (Рудичу); II курса – Доброхотову Михаилу, иеромонаху Трифону (Мохору), свящ. Проталинскому Иоанну, иеромонаху Вассиану (Пятницкому) и Суворову Николаю и I курса – Мизерову Дмитрию – разрешить сдать устные испытания и представить письменные работы после летних каникул, в августе месяце сего 1915 года, – о чем и представить предварительно на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. III. а) Доклад секретаря Совета Н. Д. Всехсвятского: «Честь имею представить Совету Академии ведомость об успехах и поведении студентов настоящего IV курса за все четыре года академического образования. – По предложению Преосвященного Ректора, поверка ведомости в отношении точности подсчета и вывода среднего балла произведена доцентом Академии иеромонахом Варфоломеем (Ремовым)».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Когда люди поднялись на гору они увидели икону, образ того старца, что привиделся нападавшим. Все поселенцы благодарили Николая Чудотврорца за спасение от завоевателей. По сей день Николина гора считаетсся святым местом. Здесь установили новую икону и востановили часовню, которые были разрушены в 1930-х годах. Считается, что тот кто заберется в гору по крутой стороне, тот избавится от болезней или избавится от своих грехов. Также люди ищут здесь камушки с образом Николая чудотворца. Сотни поломников приезжают на это место ежегодно. Особенно много людей приезжают на праздник Николая Чудотворца 22 мая. Людмила 23 декабря 2013, 14:26 Святителю отче Николае моли Бога о нас! Николаюшка помоги пожалуйста, если угодно Господу, создать мне добрую, счастливую, здоровую семью и воспитать деток в православии! Елена 21 декабря 2013, 15:22 О, Всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень!!! Моли Бога о нас грешных, помоги нам в житии нашем земном!!! Мария 21 декабря 2013, 02:26 Сегодня, моя 3-х летняя дочка, сильно поранила себе небо.В тот момент когда я читала о чудесной помощи Николая Угодника, а это уже была глубокая ночь, она очень сильно расплакалась, ее всю трясло- сильно болело небо.Успокаивая ее,я попросила Николая Чудотворца помочь дочурке успокоиться, снять боль, дать спокойного сна.Надо сказать, что наша доченька, если начнет капризничать, то это надолго.А тут не прошло и пяти минут, она спокойно уснула,а я сразу решила поделиться со всеми о помощи Николая Чудотворца.Спасибо, тебе Николай, моли Господа Бога за нас грешных. Марина 20 декабря 2013, 11:38 Вчера молитвами Святителя Николая, спасен мой брат, оказавшийся на Кутузовском в момент взрыва газовых баллонов при ДТП (в котором погиб дагестанский вице-премьер). Утром я напомнила брату, что сегодня день памяти Св.Николая. Весь день он был занят, а вечером проезжая, зашел в Церковь Николая Угодника на Щепах, попал на помазание, помолился и поехал дальше. В дороге его несколько раз задерживали разные происшествия, поэтому чудом он избежал ДТП. ДТП произошло на его глазах, буквально секунды, спасли жизнь. Вчера мой сын был причастником, мы были на службе и молебне, и весь день читали молитвы, акафист, канон Св.Николаю. И вот такую милость явил нам святой!

http://pravoslavie.ru/61692.html

Определили: I) Студентов второго курса: Покровского Александра, Николина Николая, Павлова Александра, Воронцова Евгения , Преображенского Николая, Воскресенского Евгения, Рубина Николая, Соколова Ивана , Кобрина Михаила, Каверзнева Федора, Волнина Александра, Казанского Николая, Вознесенского Николая, Петрова Тихона, Колтыпина Леонида, Вишерского Модеста, Вылегжанина Николая, Грибановского Александра, Борисоглебского Ивана, священника Иванова Ксенофонта, Смирнова Сергея 1-го, Москвина Александра, Розанова Андрея, Голованова Ивана, Силина Дмитрия, Цветкова Сергея, диакона Бережкова Ивана, Орлова Никанора, Подобедова Сергея, Смирнова Сергея 3-го, Горского Сергея, Полозова Николая, Фелицына Егора, Арбютина Владимира, Орловского Ивана, Попова Николая , Березовского Николая, Альбова Вениамина, Никольского Владимира , священника Доброхвалова Михаила, диакона Вознесенского Александра, Литкевича Алексея, Зверева Александра, Минкевича Ивана, Долганева Ефрема, Кречетовича Иосифа, Бонина Григория, Смирнова Гавриила, Троицкого Ивана , Голубцова Николая, Некрасова Сергея, Васютина Гавриила, Тронина Василия, Забавина Бориса, Мило- —122— видова Виктора, Певницкого Михаила, Поповича Михаила, Смирнова Алекандра, иеродиакона Дамаскина, Савабини Панаиота и Достойнова Якова перевести в следующий курс. II) Принимая во внимание, что студенты: Ласточкин Онисифор и Смирнов Сергей 5-й своевременно не представили семестровых сочинений вследствие болезненного состояния, подтвержденного медицинскими свидетельствами, дозволить им подать сочинения после летних каникул. III) Прочее принять к сведению. III., а) Внесенные председателями комиссий, производивших испытания студентов и вольнослушателей III-ro курса, списки с отметками баллов, по ответам, данным ими на испытаниях, и сочинениям, написанным ими в течение учебного года. По рассмотрении сих списков оказалось, что из 77 студентов и 4 вольнослушателей 63 студента и 3 вольнослушателя имеют в среднем выводе по ответам и сочинениям баллы не менее 4 и ни по одному предмету менее 3–; у 6 студентов и 1 вольнослушателя средний балл не менее 3,31. Студенты: Гаев Кузьма, Кириллов Василий, Маминайшвили Евтихий и Рыбинский Василий не представили семестрового сочинения по догматическому богословию, Молчанов Сергей – по педагогике, иеродиакон Протасий – по истории и разбору западных исповеданий и педагогике и студент Надеждин Христофор не держал устных испытаний по Священному Писанию Ветхого и Нового Завета, русской церковной истории, гомилетике, истории и разбору западных исповеданий и греческому языку и не представил ни одного семестрового сочинения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Батумский собор Рождества Пресвятой Богородицы был назван кафедральным. В этом соборе служили: Митрополит Константин ( Меликидзе)---1986-1992 г.г. Епископ Христофор (Цамалаидзе)-1992-1993 г.г. Епископ Иов (Акиашвили)--- 1993-1996 г.г. Епископ Димитрий (Шиолашвили)---1996 г.- по сей день Церковь св. Николая в Батуми Строительство церкви им. св. Николая, как указывает мемориальная надпись на стене, закончилось в 1865 году. В 1871 г. была отслужена первая литургия, но к сожалению, не известно, кто освятил церковь. Церковь св. Николая, в то время была одной из наилучщих архитектурных памятников г. Батуми. В 1894-1898 г.г. на территории церкви были открыты мужская и женская школы. В 1898 г. в под подчинение этой церкви вошла церковь св. Пантелеимона в селе Королистави. В начале 20-го века греки острова Хиоси преподнесли церкви иконы св. Николая, Пресвятой Богородицы и св. Георгия. С 1890 г. протопресвитером г. Батуми являлся священник Симон Кикодзе. В 1896 г. священником церкви св. Николая благословили Александра Ральцевича, а в 1896-1917 г.г. в церкви служил священник Константин Цандеков. После создании Батумо-Шемокмедской епархии в 1920-1935 г.г. в церкви св. Николая служили митрополит Георгий(Аладашвили), епископ Давид (Качахидзе), епископ Нестор (Кубанеишвили) и митрополит Иоанн (Маргишвили). Во время владычества епископа Давида, в 30-е годы, церковь была закрыта. С 1931 г. все церковные строения стали государственным имуществом. В 1941 г. с цекви св. Николая богословская литература была перенесена в государственный музей. После окончания второй мировой войны, представителиБатумской интелигенции попросили Его Святейшество и Блаженство патриарха Калистрата (Цинцадзе) о посредничестве перед верховным правительством в деле открытия церкви. После согласия правительства, в 1948 г. в церкви св. Николая литургию вознес патриарх всея Грузии Калистрат. С 1963-1967 г.г. по благословению католикоса-патриарха Ефрема второго, в цекви св. николая служил иеромонах Илья (Шиолашвили). В последствии католикос-патриарх всея Грузии. С 1961 г. в церкви св. Николая служит архимандрит Харитон (Тудовш). Он в течении многих лет являлся наставником церкви. В разные годы в церкви служили: 1955-1964 г.г.---протоиерей Василий Табатадзе 1956-1965 г.г.---священник Алексей Собчук 1967-1973 г.г.--- священник Индиси Нуцубидзе 1970-1987 г.г.---священник Григорий Сванадзе 1986-1988 г.г.---священник Давид Шиолашвили (ныне епископ Батумо-Схалтской епархии Димитрий). В 1998 г. по благословению епископа Димитрия, по инициативе и финансовой помощью З. Джаиани, начались реставрационные работы. В 1999 г. финансовой помощью О. Галогре и А.Ахвледиани началось обновление и благоустроиство интериера церкви.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Богослужебные песнопения исполнил приходской хор храма святителя Николая в Покровском (старший регент — Ю.П. Ильюхова). На телеканале «Союз» осуществлялась прямая трансляция Патриаршего богослужения. К престольному празднику в храм для поклонения был принесен старинный ковчег с частицей мощей святителя Николая Чудотворца. По окончании богослужения и.о. настоятеля храма святителя Николая в Покровском протоиерей Павел Кондраков приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и преподнес Его Святейшеству образ святителя Николая, написанный b XIX веке. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом . В дар храму Святейший Владыка передал Пюхтицкую икону Божией Матери. Завтра, 22 мая, в день памяти святителя Николая Чудотворца, Святейший Патриарх Кирилл совершит Божественную литургию в Николо-Угрешском ставропигиальном мужском монастыре . Первый деревянный храм в честь святителя Николая Чудотворца в деревне Покровское-Рубцово, которое находилось на территории современного Басманного района Москвы в северо-восточной части Центрального административного округа столицы был построен не позже нач. XVII века. По указу царевны и великой княжны Ирины Михайловны в 1676 году церковь была отстроена вновь. В 1721 году деревянный Никольский храм с приделом апостолов Петра и Павла был построен заново почти в центре церковного погоста. В 1740-1750-х годах прихожанами Никольского храма была семья будущего полководца Александра Суворова. Строительство каменного храма Николая Чудотворца началось в первой половине 1750-х годов. В 1763 года деревянный храм с приделом и пристроенная к храму в 1721 году церковь Ирины мученицы сгорели «все без остатку». В это время продолжала возводиться новая церковь: столпообразный одноэтажный храм, напоминавший массивным величественным блоком четверика деревянный дом или крепостную башню, отстроили «весь из кирпича толстого тяжеловесного обожженного без клейм». Освящение новопостроенного храма святителя Николая с колокольней состоялось в 1766 году. Были освящены престол Никольского главного алтаря и престол южного придела святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы освятили в 1824 году. В 1890-1892 годах была осуществлена капитальная перестройка храма.

http://patriarchia.ru/db/text/5207718.ht...

Внутренний вид верхней церкви храма св. Николая в Бар-граде От священников и от других людей мы узнали, что вблизи церкви находятся четыре торговые лавки, в которых продаются различного вида стеклянные сосуды, имеющие на себе изображение святителя Христова Николая: сосуды эти, продаются пустыми для наполнения их манной, истекающей от мощей св. Николая, которая в церкви его раздаётся всем желающим. Продаются также маленькие сосуды, уже наполненные манной и крепко запечатанные. И я купил несколько таких наполненных манной сосудов, и два пустых, которые я наполнил уже в церкви; то же сделал и спутник мой Иустин. Сосуды эти делаются на церковный счёт, а вырученные от их продажи деньги идут на управление церкви и снабжение необходимым гостиницы для странников. Мира или манны даётся там, сколько кто пожелает, лишь бы только были куплены из лавок церковные сосуды с изображением святителя Николая, так как в другие сосуды манны не дают. – Священники в церкви св. Николая называются «стражами» гроба святого Николая и пользуются высоким почётом; они строго блюдут себя, людей и гроб святителя Христова Николая, охраняют святыни церковные и раздают желающим указанную выше воду, которую они называют sancta manna, т. е. святая манна, и исправляют другие свои обязанности. Одного из заведующих гробом св. Николая священника мы спросили о том, сколько манны, и через какое время истекает она от мощей святителя Николая? Он ответил нам, что каждое утро гроб делается полным манны и, сколько раздаётся её в день, столько опять прибывает в ночь, так как она непрестанно течёт. Передавал он нам также, что перед праздником святителя, за два или за тря дня, манны прибывает иногда очень много, иногда же мало. Отсюда безошибочно заключают, что когда много прибывает манны, то явится много богомольцев ко гробу святителя; когда же – мало, тогда и богомольцев мало соберётся. Настолько прозорлив угодник Божий, что источает столько целебной манны, сколько нужно её правоверному народу! Затем мы спросили его о вышеупомянутом мраморном столбе, стоящем в малой церкви: почему один он ограждён железной решёткой, другие же – нет? Он ответил нам следующее.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010