Надовражино. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 2000 и 2001. Архитектор: А.А. Анисимов (рук. коллектива) , Т.И. Ефимова Ссылки:     Адрес: Россия, Московская обл., Истринский р-н, с. Надовражино Координаты: 55.91653, 37.11452 Проезд:с Рижского вокзала до ст. Дедовск, далее автобус или маршрутка в сторону дом отдыха " Лесная поляна " ГУВД до остановки на развилке в сторону д. Турово и пос. Надовражино. Далее пешком пос. Надовражино коттеджный. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Надовражино известно с XVII в. В 1730 г. вдова владельца села, стольника Протасьева, Любовь Михайловна, построила в Надовражино деревянную церковь Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. В 1767 г. новая владельца села, коллежская советница Пелагея Павловна Дурнова, построила каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Храм в Надовражино был разрушен в 1930-х гг. 21 сентября 2001 г. в Надовражино настоятелем Сретенского монастыря в Москве архимандритом Тихоном (Шевкуновым, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II) освящён новый каменный храм Рождества Божией Матери с приделом святителя Николая Мирликийского. Он построен " Русским Домом " и находится в ведении Сретенского монастыря, ктиторами являются Александр, Ирина и Николай Крутовы. Из книги " Храмы Истринского района " , протоиерей Олег Пэнэжко, Владимир 2009 г.  Существовавшая ранее церковь Николая Чудотворца в селе Надовражине. Село Надовражное в 1623 г. пустошь Московского уезда Горетова стана, принадлежавшая Григорию Пушкину. В переписных книгах 1646 г. написано: «за Петром Даниловичем Протасьевым деревня Надовражная, а в ней двор крестьянский, людей в нем 2 человека». По смерти П. Протасьева этой деревнею владел сын Дмитрий Петрович Протасьев, при котором Надовражное в 1678 г. было поселено вновь крестьянами, перевезенными из других вотчин Дмитровского и Ярославского уездов, и названо сельцом, в котором находилось в 1704 г. двор вотчинников, дворы скотный, конюшенный и 6 дворов крестьянских, всего в них 65 человек.

http://sobory.ru/article/?object=06763

Митрополит Крутицкий Ювеналий совершил Литургию в московском храме святителя Николая Мирликийского в Хамовниках 29 апреля 2017 г. 14:25 27 апреля 2017 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в храме святителя Николая Мирликийского в Хамовниках города Москвы. В этот день отмечалось 45 лет со дня возведения владыки Ювеналия в сан митрополита и 50 лет со дня рождения управляющего Северо-Восточным викариатством столицы, настоятеля храма святителя Николая епископа Подольского Тихона . Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел , митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий , ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий , епископ Подольский Тихон, первый заместитель Управляющего делами Московской Патриархии епископ Воскресенский Савва , епископ Владикавказский и Аланский Леонид , руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям епископ Богородский Антоний , секретарь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве протоиерей Владимир Диваков , столичное духовенство. За богослужением молились настоятели и клирики храмов Северо-Восточного викариатства. По окончании богослужения митрополит Ювеналий обратился к собравшимся с архипастырским словом: «Возлюбленные братья архипастыри, всечестные отцы, дорогие и возлюбленные братья и сестры! Мы продолжаем праздновать Светлое Христово Воскресение, поэтому от души поздравляю вас с Пасхой Господней и приветствую вас вечно живым приветствием: Христос Воскресе! Святейший Патриарх Кирилл по случаю пятидесятилетия епископа Подольского Тихона благословил нам собраться в этом святом храме, чтобы вознести о нем молитвы и благодарения Господу. Дорогой и возлюбленный владыка Тихон! 13 апреля этого года Святейший Патриарх удостоил Вас награждения орденом преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского за Ваши многолетние, обширные труды. А сегодня мы, любящие Вас собратья-архипастыри, пастыри и Ваша возлюбленная паства, приветствуем Вас в этом святом храме, где Вы совершаете свое архипастырское служение.

http://patriarchia.ru/db/text/4880526.ht...

Глава Казахстанского митрополичьего округа возглавил торжества по случаю престольного праздника собора святителя Николая Мирликийского в Алма-Ате 22 мая 2022 г. 15:25 22 мая 2022 года, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию на площади перед собором святителя Николая Мирликийского в г. Алма-Ате. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в рамках празднования 150-летия учреждения Туркестанской епархии в пределы Казахстана из г. Костромы (Россия) осуществляется принесение чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрия-Полонская». Перед началом Литургии чудотворный образ Царицы Небесной был встречен у ворот храма, перенесен крестным ходом к месту совершения богослужения и установлен на престоле. За Литургией главе  Казахстанского митрополичьего округа сослужили архиепископ Уральский и Атырауский Антоний , архиепископ Павлодарский и Экибастузский Варнава , архиепископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан , архиепископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий , архиепископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион , архиепископ Петропавловский и Булаевский Владимир , управляющий делами Казахстанского митрополичьего округа епископ Каскеленский Геннадий , епископ Бишкекский и Кыргызстанский Даниил ( Среднеазиатский митрополичий округ ), епископ Актюбинский и Кызылординский Игнатий , викарий Астанайской епархии епископ Талдыкорганский Клавдиан , благочинный г. Алма-Аты, настоятель Никольского собора протоиерей Валерий Захаров, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Алма-Аты протоиерей Евгений Воробьев, благочинный г. Уральска, секретарь управляющего Уральской епархией архимандрит Дионисий (Козулев), руководитель отдела Казахстанского митрополичьего округа по связям с общественностью, ключарь кафедрального собора Вознесения Господня г. Алма-Аты протоиерей Александр Суворов, секретарь Петропавловско-Булаевского епархиального управления протоиерей Сергий Первушин, секретарь Костанайской епархии иеромонах Геннадий (Бурдюжа), руководитель личного секретариата митрополита Астанайского Александра иеромонах Прохор (Ендовицкий), руководитель административного секретариата главы Казахстанского митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, протодиакон Николай Гринкевич, руководитель службы протокола митрополита Астанайского Александра протодиакон Роман Головин, секретарь Усть-Каменогорской епархии диакон Илия Кван, настоятели и духовенство храмов г. Алма-Аты, священнослужители, прибывшие с гостями-архипастырями.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В 2013-2014 годах произведена комплексная реставрация храма (подробнее о реставрации). 5-го апреля (н. ст.) 2014 года был освящён малым чином главный — Никольский — храм, 1-го июня (н. ст.) 2015 года был освящён малым чином придел в честь чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица». Описание [ править править код ] Храм святителя Николая Мирликийского имеет уникальную архитектуру. Вой­дя в храм, прихожанин оказывается в светлом и высоком притворе, голубой свод которого украшен золочеными звездами. Справа на стене перед входом в главный придел находится памятная доска XIX века, на которой начертаны слова, повествующие об учредителях и благоукрасителях храма. За притвором — главный храм, где взору прихожани­на предстоит величественный пятиярусный иконостас, а слева и справа — вышеупомянутые приделы: Покровский и иконы Божией Матери «Троеручицы». Внутренняя роспись храма выполнена в греческом стиле. Святые [ править править код ] Святыни и иконы [ править править код ] Иконы главного ико­ностаса старинные, хорошего письма. Здесь находятся редкие иконы большого размера — святого мученика Уара и Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоан­на. Свод и стены главного и правого приделов украшены настенными росписями на сюжеты Священного Писания. В главном храме расположены больших размеров иконы Божией Матери в кивотах: «Иверская», «Казанская», «Всех скорбящих Радость», «Нечаянная Радость», а также икона с пятью изображениями Божией Матери. Здесь же иконы многих чтимых святых: трёх святителей, священномученика Ермогена (с частицей мощей), благовер­ной княгини Анны Кашинской (с частицей мощей), святи­теля Николая Мирликийского с житием. К числу особо чтимых святынь храма следует отнести шестнадцать частиц мощей святых, прославивших­ся перед Господом. С иконой святителя Николая связано одно весьма ин­тересное и поучительное приходское предание. Сама икона в 1856 году была привезена из какого-то северного мона­стыря. А немного ранее, в 1855 году, Никольский храм по­сетил наследник Российского престола великий князь Ни­колай, сын императора Александра II, который, некоторое время спустя, прислал в дар храму эту икону через митро­полита Филарета (Дроздова). По прибытии в Москву икона была положена митрополитом Филаретом на мощи святите­ля Алексия Московского в Чудовом монастыре Московско­го Кремля. Оттуда на следующий год совершилось её пере­несение в наш храм. Встречало икону все единоверческое духовенство во главе с митрополитом. Храм не мог вме­стить в себя всех молящихся, и они семь часов стояли под палящими лучами солнца. Икона святителя Николая

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святителя...

Святолуцкий монастырек в 17-18 веках В 1630 году в приписной Святолуцкой пустыни стояли две деревянные церкви: холодная Николаевская и тёплая с трапезой, освящённая в честь Сретения Господня. Строитель и старцы, присылаемые из Спасо-Каменного монастыря, жили в трех кельях. За монастырской стеной находились двор дьячка, 4 двора монастырских детенышей, конюшня и скотный двор. Бедная малолюдная пустынь упразднена ранее 1764 года. Церковь обращена в приходскую. Святолуцкий приход Каменная в одной связи с колокольней Николаевская Святолуцкая церковь построена прихожанами в 1786 году. Главный престол вверху – святителя Николая архиепископа Мирликийского, придельные – иконы Божией Матери «Казанская», великомученицы Екатерины Александрийской; внизу – один престол Сретения Господня. Приписные часовни стояли в деревнях: Большое Верхотино, Капустино, Калиново, Малое Линяково, Шера. В 1916 году в деревнях Святолуцкого прихода проживало 2818 человек (мужского пола – 1328, женского – 1490). В церкви служил Николай Николаевич Юшков, диакон – Николай Иванович Батин, псаломщик – Евлампий Алексеевич Черняев. В советское время церковь и часовни разрушены. Македонская Н. М.  http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=284 Святолуцкая Николаевская церковь. Современное местоположение: с. Погост Лука, Митенское с/п, Усть-Кубенский р-н, Вологодская обл. Историческое местоположение: Вологодский уезд, Вологодская губерния. Приход был образован на месте Святолуцкого Николаевского мужского монастыря. Этот монастырь был восстановлен не позднее 1393 г. преп. Дионисием Глушицким, упразднен до 1764 г.Церковь Николая Чудотворца во Святой Луке, в вотчине Спасокаменного на Кубенском озере монастыря, в Вологодском уезде, упоминалась в окладной книге 1618 года. Приходская Святолуцкая Николаевская церковь, каменная, двухэтажная, с 4-мя престолами. Нижняя церковь устроена в 1786 г., верхняя - в 1790 г. Престолы в честь: свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского - главный, Сретения Господня, иконы Божией Матери «Казанская», вмц. Екатерины Александрийской. Обновлённый придельный храм во имя свт. Николая Мирликийского освящён 4 ноября 1879 г. Под спудом - мощи прп. Пахомия Великоозерского.

http://sobory.ru/article/?object=53497

Николая Мирликийского почитанием некоего Николая Пиллигримма, который был положен в крипте собора Трани и канонизован особой буллой папы Урбана II от 9 января 1097 года. 1989 Тогда как на Востоке св. Николай Мирликийский занимал первое, после Богоматери, место; ему составлялись каноны, песнопения, посвящались храмы и т.д. 1990 В частности, в Константинополе не было почти ни одной церкви, монастыря, где не имелись бы частицы его мощей. Понятно само собою, что особенно ревностными почитателями великого Чудотворца были монашествующие 1991 , которые и принесли с собою на почву Италии его образ и память 6 декабря, узаконенную для этого дня императором Мануилом Комненом (1143–1181). 1992 Изображения св. Николая Мирликийского встречены были мною в следующих пещерных храмах Апулии. Бриндизи. Крипта s. Lucia под ц. s. Trinità Настоящая крипта представляет собою пещерный храм греческих выходцев, над которым в 1635 г. была построена приходская церковь . В крипте сохранились фрагменты фресок, которые можно датировать концом XI или началом XII в. Возможно, что к этому времени относится переписка их: под настоящим слоем есть другой слог также с фресками. Изображение св. Николая Мирликийского сохранилось —248— в верхней части довольно хорошо (рис. 1). Уважаемый кан. собора в Бриндизи Пасквале Камасса, которому я обязан за сотрудничество по обследовании гротов в окрестностях Бриндизи, считает эту фреску за изображение св. Власия. 1993 Однако мне удалось, при более тщательном обследовании, открыть с правой стороны головы греческую надпись ΝΙΚΟΛ (нед. α) ос. Характер букв иной, чем в других гротах, нисколько поздний. – Нимб желтый с коричневым и белым ободками. Седые короткие волосы, довольно гладко причесанные, небольшая прядь на лбу. Лоб большой, открытый, с двумя большими морщинами. Черноватые брови. Прямой тонкий нос. Большие черные глаза. На щеках небольшой румянец. Короткая седая борода и такие же усы, спущенные вниз. Острые уши. Перстосложе- —249— ние правой руки греческое. Фелонь древнего образца, лиловатая.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Святитель же Николай, узнав о высоком сане, в который хотят возвести его, долго сначала отказывался от него. Но, уступая настойчивым просьбам епископов и народа, наконец, согласился на принятие архиепископского сана. Святой Мефодий, патриарх Константинопольский, один из составителей жития святого Николая, повествует, что угодник Божий еще пред смертью архиепископа Ликийского Иоанна в чудесном видении был предуведомлен об ожидающем его великом сане. В одну ночь святой Николай видел, что Спаситель наш Господь Иисус Христос в великом блеске стоит возле него и подает ему книгу Евангелия, оправленную в золото и жемчуг, а с другой стороны стоит Пресвятая Богородица и кладет на плечи его святительский омофор. Собор епископов рукоположил святого Николая в архиепископа Мирликийской церкви. Так, находившийся ранее под спудом, светильник веры и благочестия воссиял для всей Мирликийской Церкви. При вступлении в управление Мирликийской архиепископией святой Николай сказал сам к себе: «Теперь, Николай, твой сан и твое место требуют от тебя, чтобы ты всецело жил не для себя, но для других». Поэтому, он уже не стал скрывать свои добрые дела, как прежде. Однако и теперь он делал это не из гордости или тщеславия, но единственно для блага паствы и для прославления имени Божия, согласно заповеди Спасителя: так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф. 5:16 ). Он был, по словам святителя Димитрия Ростовского , «зерцало добрых дел стаду своему» и служил, по апостолу Павлу, образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте ( 1Тим. 4:12 ). Добрый архипастырь был кроток и незлобив сердцем, смирен духом, чужд всякой надменности и своекорыстия. Несмотря на свой высокий сан, в жизни святой Николай по-прежнему соблюдал строгую умеренность и простоту: всегда носил простую одежду, вкушал постническую пищу раз в сутки – вечером. Целый день великий архипастырь упражнялся в делах милосердия и пастырских трудах. Двери его дома были открыты для всех: каждого принимал он с любовью и радушием, являясь для сирот – отцом, для нищих – питателем, для плачущих – утешителем, для притесненных – заступником. В этих многотрудных делах ему усердно помогали два священника – Павел Родийский и Феодор Аскалонит, «мужи, известные всем грекам, – замечает святитель Димитрий Ростовский , – добродетельною жизнью и просвещением». Вместе с ними и другими сотрудниками неутомимо и успешно действовал святитель Николай, и паства его процветала. Глава 5. Исповедничество святителя Николая в гонение Диоклетиана. Заботы о пастве после гонения

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Высокие литературные достоинства текста блаженного Симеона Метафраста сделали его версию жития свт. Николая Мирликийского самой популярной и авторитетной и тем самым на тысячелетие невольно «узаконили» ошибочное смешение житий двух Николаев. Несмотря на признание факта смешения житий двух святителей такими известными николаеведами, как Г. Анрих, И. и Н. Шевченко, Дж. Чоффари, и многие другие, до настоящего времени ни один автор или редактор при издании жития свт. Николая Мирликийского не пошел по пути удаления из его жизнеописания сведений и событий, относящихся к другому ликийскому святому. Для устранения из жития свт. Николая всех заимствований из жизнеописания свт. Николая Пинарского, впервые выявленных архим. Антонином (Капустиным) , нами были использованы тексты Ватиканской и Синайской рукописей жития свт. Николая Пинарского. О дополнениях к тексту жития свт. Николая В течение ряда столетий при переписывании жития свт. Николая или составлении авторами собственных редакций текста сокращались и искажались многочисленные достоверные сведения и важные агиографические подробности о святом, сохранившиеся в «Деянии о стратилатах» и других памятниках. По этой причине немало фактов и даже целые деяния святителя оказались вне текстов менологиев и Четьих-Миней. Как можно объяснить, что в состав жития свт. Николая не вошло «Деяние о подати»? Жития святых, всегда повествовавшие о высших идеалах и нормах христианского благоповедения, были основным кругом чтения в православной Византии, и поэтому созданию Метафрастова менология придавалось важное государственное значение. Работа над ним курировалась лично императором, и появление в менологии «Деяния о подати» могло вызвать гнев самодержца, поскольку описываемый в нем поступок свт. Николая содержал невыгодный для царской казны пример поведения архипастыря 13 . Казна византийских монархов в X в., как и в IV в., очень нуждалась в пополнении, и опасение, что влиятельные архиереи станут подражать свт. Николаю, обращаясь к императору с ходатайствами о снижении налога в своих епархиях, имело веские основания. Весьма вероятно, что именно по этой причине более тысячи лет тому назад «Деяние о подати» архиеп. Николая не вошло в состав его жития и до настоящего времени оказалось совершенно неизвестным читателю.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Слово в день памяти святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца. Мы празднуем сегодня память одного из величайших святителей Церкви Христовой – иже во святых отца нашего Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца, которого, как никого другого, высоко и свято чтили во все времена все народы земли – и не только христиане, но и мусульмане и даже многие язычники. – «Я вижу, братие, новое солнце, восходящее над землей и приносящее сладостное утешение скорбящим и страждущим», – так воскликнул посвящавший его в сан пресвитера Епископ Патарский: – «счастлива та паства, которая будет иметь его своим руководителем: он укрепит ее в вере в Господа, он наставит ее в добродетельной и благочестивой жизни, он будет усердным помощником для всех бедствующих». Вся жизнь св. Николая была блистательным исполнением этих пророческих слов прозорливца-епископа. Св. Николай от самой юности своей весь горел пламенной верой в Бога, будучи строгим и непреклонным ревнителем чистоты Православия; он проводил самую суровую подвижническую жизнь в непрестанных бдениях, постах и молитвах; забывая себя, он самоотверженно помогал бедным, утешал страждущих, защищал несправедливо обиженных, осужденных и обездоленных, укреплял и наставлял колеблющихся в вере и малодушных – он никогда не уставал совершать всевозможные дела христианской любви и милосердия по отношению ко всем людям. Он в полном смысле слова был «Правилом веры» и «образом кротости», как именует его Святая Церковь в своих песнопениях, а поэтому нет другого такого угодника Божия, которого бы все так чтили, прославляли и величали, как святителя Христова Николая. Святость его и при жизни и после блаженной его кончины засвидетельствована многочисленными чудесами. Нет другого такого угодника Божия, от которого бы источалось такое «неисчерпаемое чудес море», как от святителя Николая. Особенно же нежно и свято чтил его всегда наш православный русский народ, как «Николу-Милостивца», подчеркивая этим названием основную черту его христианской добродетели, которой он так пленяет сердца человеческие.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Фильтяево. Церковь Николая Чудотворца. Церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1810 и 1825. Адрес: Кировская обл., Подосиновский р-н, с. Филятьево Координаты: 60.119175, 46.531413 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Утмановская Николаевская церковь, 1810 года. Каменная, трехпрестольная. Престолы свт. Николая Мирликийского, свт. Афанасия Александрийского, вмч. Георгия Победоносца. В 1904 г. значительно перестроена. Из ведомости о церкви Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского Чудотворца за 1917-й год. «Церковь построена в 1810 году тщанием прихожан. В 1904 году подверглась капитальному переустройству в некоторых частях. В ней главный храм освящен в 1825 году, северный придел – 26 января 1916 года, а южный 3 декабря 1909 года. С какого времени и по какому случаю начала существовать церковь в сем приходе, об этом ни письменных документов, ни устных преданий – нет. Зданием церковь каменная, крыта железом, крепка. В связи с ней каменная колокольня, крыта железом, крепка. Вокруг церкви устроена каменная, с железными решетками, ограда. Престолов три: главный – во имя Святого Николая Мирликийского Чудотворца, в приделах: южном – Святого Афанасия Патриарха Александрийского, северном – во имя Святого Великомученика Георгия. По штату жалованием положено: священнику – 300 рублей, диакону – 150 рублей и псаломщику – 100 рублей. Просфорня содержится добровольными сборами от прихода. Кружечных доходов за 1917-й год получено 660 рублей. Всего вообще в 1917 году получено всем причтом 3737 рублей 95 копеек. Земли при церкви состоит: всего 47 десятин. 1052 квадратных сажени, неудобной под дорогами и рекой 9 десятин, 1244 квадратных сажени. Дома для священно- и церковнослужителей на церковной усадебной земле: для священника и диакона построены тщанием церкви, а для псаломщика – прихожанами в 1870, 1895, 1906 годах. Другие здания, принадлежащие церкви: каменное здание для помещения церковно-приходской школы, а с 1 сентября 1917 года отдано на три года под помещение земского училища. В связи с ним каменная церковная сторожка, внутри церковной ограды, крыта железом; одноэтажный деревянный дом для помещения приюта и квартиры учительниц; одноэтажный деревянный дом для помещения рабочих; четыре номера каменных лавок и семь деревянных и восемь номеров тесовых балаганов, от которых церковь получает до 44 рублей; каменная крытая железом усыпальница внутри церковной ограды.

http://sobory.ru/article/?object=19104

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010