Поскольку путешествие святителя в Палестину всегда датировалось примерно 300 г, т.е. временем, когда Крест еще не был найден святой царицей Еленой, а храм Воскресения Господня не был построен, хронология жития архиепископа Николая вступала в явное противоречие с церковной историей. Ситуация прояснилась после открытия древних текстов житий святителя Николая Пинарского, ставшего архиепископом ликийского города Пинара при императоре Юстиниане I и скончавшегося 10 декабря 564 года. В них подробнейшим образом описываются два его путешествия в Святую Землю. Оказалось, что паломничество св. Николая Пинарского в Палестину было целиком перенесено в жития святителя Николая Мирликийского. " Смешение житий двух святителей Николаев и привело к указанной исторической несообразности… Дополнение жития святителя Николая Мирликийского эпизодами из жизни Николая Пинарского было предпринято в первой половине X века некоторыми анонимными авторами ( " Смешанное житие " , " Ликийско—александрийское житие " и др.). Версия блаженного Симеона Метафраста основывается на каноническом житии святителя Николая, составленного в VIII—IX вв. архимандритом Михаилом, в которое добавлены фрагменты из жития Николая Пинарского (историк А. Ю. Виноградов обнаружил пример такого соединения до Метафраста в Cod. Mosq. GIM gr. 378, XI в., лл. 36—54). Высокие литературные достоинства Метафрастова жития святого Николая сделали его версию самой популярной и авторитетной, тем самым на тысячелетие невольно " узаконив " ошибочное смешение житий двух Николаев " . Как показали исследования архимандрита Антонина (Капустина), проведенные им в 1869—1873 гг., и именаблюдениямителей – Феофан (Епифаний) и Нонна, а также дяди Николая, – заимствованы из жития святителя Николая Пинарского. Древнейшие тексты жития святителя Николая Пинарского, восходят к VI веку. Первый из них обнаружен в Ватиканской библиотеке еще в XVII в. кардиналом Фалькони. Деяния и чудеса Николая Пинарского оказались другими, нежели в житии Николая Мирликийского. Однако в жизнеописании Николая Пинарского сообщалось о его родителях с именами Епифаний и Нонна, дяде, епископе Пинарском Николае, построившем Сионский монастырь. Оттуда родом оказался и эпизод о трехчасовом стоянии младенца Николая в крещальной купели .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Ситуация прояснилась после открытия древних текстов житий святителя Николая Пинарского, ставшего архиепископом ликийского города Пинара при императоре Юстиниане I и скончавшегося 10 декабря 564 года. В них подробнейшим образом описываются два его путешествия в Святую Землю, Оказалось, что паломничество св. Николая Пинарского в Палестину было целиком перенесено в жития святителя Николая Мирликийского. «Смешение житий двух святителей Николаев и привело к указанной исторической несообразности… Дополнение жития святителя Николая Мирликийского эпизодами из жизни Николая Пинарского было предпринято в первой половине X века некоторыми анонимными авторами («Смешанное житие», «Ликийско-александрийское житие» и др.). Версия блаженного Симеона Метафраста основывается на каноническом житии святителя Николая, составленного в VIII–IX bb. архимандритом Михаилом, в которое добавлены фрагменты из жития Николая Пинарского (историк А. Ю. Виноградов обнаружил пример такого соединения до Метафраста в Cod. Mosq. GIM gr. 378, XI b., лл. 36–54). Высокие литературные достоинства Метафрастова жития святого Николая сделали его версию самой популярной и авторитетной, тем самым на тысячелетие невольно «узаконив» ошибочное смешение житий двух Николаев» . Как показали исследования архимандрита Антонина (Капустина), проведенные им в 1869–1873 гг., и имена родителей — Феофан (Епифаний) и Нонна, а также дяди Николая, — заимствованы из жития святителя Николая Пинарского. Древнейшие тексты жития святителя Николая Пинарского, восходят к VI веку. Первый из них обнаружен в Ватиканской библиотеке еще в XVII b. кардиналом Фалькони. Деяния и чудеса Николая Пинарского оказались другими, нежели в житии Николая Мирликийского. Однако в жизнеописании Николая Пинарского сообщалось о его родителях с именами Епифаний и Нонна, дяде, епископе Пинарском Николае, построившем Сионский монастырь. Оттуда родом оказался и эпизод о трехчасовом стоянии младенца Николая в крещальной купели . Указанные совпадения привели Фалькони к неправильным выводам. Кардинал решил, что был только один святитель — Николай Мирликийский в VI b. при императоре Юстиниане. Только спустя двести лет архимандрит Антонин (Капустин) установил истинность существования двух Николаев, святителей ликийских. Он писал: «Можно дивиться, каким образом два лица, оба знаменитые, слились в представлении народном, а затем и в памяти церковной, в один досточтимый и свято-ублажаемый образ, но отрицать факта нельзя… Итак два было святителя Никопая ликийских» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

В день памяти святителя Николая Чудотворца Предстоятель Русской Церкви освятил Никольский храм в Тушине г. Москвы и возглавил хиротонию архимандрита Константина (Мануйлова) во епископа Братского и Усть-Илимского 19 декабря 2022 г. 14:07 19 декабря 2022 года, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святителя Николая Мирликийского, Патриаршего подворья в Тушине г. Москвы — духовного Центра моряков и речников России (Спасское благочиние Северо-Западного викариатства Московской епархии ) и Божественную литургию в новоосвященном храме. За Литургией состоялась хиротония архимандрита Константина (Мануйлова) во епископа Братского и Усть-Илимского. Были освящены два престола храма: центральный — в честь святителя Николая Мирликийского, левый — в честь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Рязанский и Михайловский Марк ; митрополит Иркутский и Ангарский Максимилиан ; епископ Покровский и Новоузенский Пахомий ; епископ Саянский и Нижнеудинский Алексий ; епископ Наро-Фоминский Парамон , управляющий Северным и Северо-Западным московскими викариатствами; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; иерей Игорь Константинов, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в Куркине г. Москвы, благочинный Спасского округа Московской епархии; иерей Олег Яньшин, настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Тушине г. Москвы; иерей Антоний Васильев, секретарь епархиального управления Братской епархии ; иерей Димитрий Пономарев, руководитель информационного отдела Братской епархии; духовенство г. Москвы. В храме присутствовали: губернатор Иркутской области И.И. Кобзев; депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра г. Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства, куратор Программы строительства православных храмов в г. Москве В.И. Ресин; руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлота) З.Т. Джиоев; заместитель министра транспорта РФ А.И. Пошивай; мэр г. Братска Иркутской области С.В. Серебренников; председатель Исполнительного комитета Координационного транспортного совещания государств-участников СНГ — заместитель председателя КТС СНГ, председатель Попечительского совета фонда содействия строительству храма святителя Николая Мирликийского в Тушине г. Москвы А.А. Давыденко; заместитель генерального директора ПАО «Совкомфлот» Ю.А. Цветков.

http://patriarchia.ru/db/text/5985401.ht...

Базилика святителя Николая Мирликийского (Бари) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Basilica di San Nicola Базилика святителя Николая построена для хранения мощей святителя Николая Мирликийского, перенесённых в 1087 году из Мир Ликийских. Уже первые русские путешественники на Запад считали святым долгом приложиться к мощам чудотворца. Итальянское название базилики — Basilica di San Nicola. Не следует путать базилику святителя Николая Мирликийского с русской церковью святителя Николая в городе Бари . Храмы находятся недалеко друг от друга. В базилике совершаются богослужения по католическому и по православному обрядам, в русской церкви — только по православному обряду. Содержание История [ править править код ] Мощи святителя Николая привезли в город Бари 22 мая 1087 года. В это время герцог города Рожер I Борса и архиепископ Урсон были в Риме на коронации папы Виктора III. Мощи святителя были отданы на хранение аббату бенедиктинского монастыря Илье. По возвращении архиепископ попытался овладеть реликвией, начались народные волнения. Илья смог убедить Урсона отказаться от своих намерений и аббату было поручено возвести храм для хранения мощей. Место для строительства храма было выбрано в центре города на территории «катапенальской цитадели» (место для проведения официальных мероприятий и церемоний). Земля была подарена церкви герцогом Рожером. В 1089 году базилика была освящена, мощи святого Николая разместили в её крипте. Вскоре после постройки церковь стала местом крупных исторических событий: в 1095 году Пётр Амьенский выступил в ней с проповедью Первого Крестового похода, а в 1098 году в базилике прошёл церковный собор под председательством папы Урбана II по вопросу объединения Западной и Восточной церквей, который не увенчался успехом. Строительные работы продолжались до 1105 года. В 1156 году во время захвата города Вильгельмом I Злым базилика пострадала и была восстановлена в 1160 году. Базилика была придворной капеллой императора Фридриха II, при Анжуйской династии имела статус дворцового храма. Достаточно подробное описание состояния базилики в конце XVII века можно найти в путевых записках стольника П. А. Толстого.

http://azbyka.ru/palomnik/Базилика_святи...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Австрия [Австрийская Республика, нем. Republik Österreich], гос-во в Центр. Европе. Территория: 83,9 тыс. кв. км. Столица: Вена (1,6 млн. чел.). Крупнейшие города: Грац (238 тыс.), Линц (205 тыс.). Гос. язык: немецкий. География. Граничит на севере с Германией и Чехией, на востоке со Словакией и Венгрией, на юге с Италией и Словенией, на западе со Швейцарией и Лихтенштейном. Большая часть страны расположена в Австрийских Альпах, где высокие горные массивы (Гросглокнер - 3796 м) соседствуют с глубокими речными долинами (Инн, Зальцах, Энс, Мур). Климат в основном умеренно-континентальный. Население: 8 139 299 (1999). 99,4% - австрийцы, народ герм. происхождения. Также проживают хорваты (0,3%), словенцы (0,2%), венгры, чехи, словаки, евреи. Гос. устройство. А.- парламентская федеративная демократическая республика. Состоит из 9 федеральных земель - Н. Австрия, В. Австрия, Бургенланд, Штирия, Каринтия, Тироль, Форарльберг, Зальцбург, Вена - каждая из к-рых имеет свой собственный парламент. Формальным главой гос-ва является федеральный президент. Высший законодательный орган - Федеральное собрание. Федеральный канцлер является главой правительства. Основной закон - Конституция 1920 г., пересмотренная в 1929 г. Религия Католич. Церковь объединяет 85% верующих, протестантов (в основном лютеран) - 6%, др. христ. Церкви - 3% (1998). Русская Православная Церковь Православный собор свт. Николая Мирликийского в Вене (1893–1899) Православный собор свт. Николая Мирликийского в Вене (1893–1899) (Московский Патриархат) представлена Венской и Австрийской епархией с кафедрой в Вене, в к-рую входят 2 прихода. С 20 по 23 июня 1997 г. Святейший Патриарх Алексий II находился в А. с целью пастырского посещения Венской епархии и открытия форума европ. христиан. Он обратился с пастырским словом к прихожанам собора во имя свт. Николая Мирликийского в День всех святых. Святейший Патриарх Алексий II выступил с приветственным словом на открытии II Европейской экуменической ассамблеи «Примирение - дар Божий и источник новой жизни» 23 июня 1997 г. 29-30 янв. 1999 г. состоялась международная научная конференция по поводу 100-летия освящения венского собора во имя свт. Николая Мирликийского. В апр. 2000 г. решением Свящ. Синода РПЦ в связи с преобразованием Венгерского благочиния в Венгерскую епархию с кафедрой в Будапеште управление новой епархией было поручено епископу Венскому и Австрийскому Павлу (Пономарёву) с титулом епископа Венского и Будапештского (на каф. с 29 дек. 1999 г., с 23 фев. 2001 - архиеп.). С 7 мая 2003 г. епархией управляет еп. Венский и Австрийский Иларион (Алфеев).

http://pravenc.ru/text/63028.html

Церковь Все рубрики Иеромонах Димитрий (Першин) Рождество Христово. Новый год. Как провести новогодние каникулы? Новый год наступает сегодня. Ломать голову над вопросами о подарках – это полбеды. Многие задаются другими: неужели, как обычно, придется банально поглощать салат Оливье, слушать президентскую речь и кричать «ура!», когда куранты пробьют полночь? Как сделать интересной встречу Нового года и как интересно провести новогодние каникулы с детьми? Своими идеями на этот счет поделился иеромонах Димитрий (Першин) Сергей Вячеславович Перевезенцев Почитание на Руси святителя Николая Мирликийского Святителю Николаю посвящено большое число различных сочинений, авторами которых стали как известные православные писатели и деятели церкви (Антоний Критский, Кирилл Философ, Климент Охридский и др.), так и простые священники. В Х веке византийский агиограф Симеон Метафраст на основе многих древних латинских и греческих источников написал Житие св. Николая Мирликийского (на русском языке известно в рукописях, начиная с XV века). Рождество Христово. Новый год. Как провести новогодние каникулы? Новый год наступает сегодня. Ломать голову над вопросами о подарках – это полбеды. Многие задаются другими: неужели, как обычно, придется банально поглощать салат Оливье, слушать президентскую речь и кричать «ура!», когда куранты пробьют полночь? Как сделать интересной встречу Нового года и как интересно провести новогодние каникулы с детьми? Своими идеями на этот счет поделился иеромонах Димитрий (Першин) Иеромонах Димитрий (Першин) Почитание на Руси святителя Николая Мирликийского Святителю Николаю посвящено большое число различных сочинений, авторами которых стали как известные православные писатели и деятели церкви (Антоний Критский, Кирилл Философ, Климент Охридский и др.), так и простые священники. В Х веке византийский агиограф Симеон Метафраст на основе многих древних латинских и греческих источников написал Житие св. Николая Мирликийского (на русском языке известно в рукописях, начиная с XV века). Сергей Вячеславович Перевезенцев

http://pravmir.ru/category/cerkov/doroga...

Патриаршее служение в день памяти святителя Николая Чудотворца. Великое освящение Никольского храма в Тушине г. Москвы. Хиротония архимандрита Константина (Мануйлова) во епископа Братского 19 декабря 2022 года 19 декабря 2022 года, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святителя Николая Мирликийского, Патриаршего подворья в Тушине г. Москвы — духовного Центра моряков и речников России (Спасское благочиние Северо-Западного викариатства  Московской епархии ) и Божественную литургию в новоосвященном храме. За Литургией состоялась хиротония  архимандрита Константина (Мануйлова)  во епископа Братского и Усть-Илимского. Были освящены два престола храма: центральный — в честь святителя Николая Мирликийского, правый — в честь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  митрополит Рязанский и Михайловский Марк ;  митрополит Иркутский и Ангарский Максимилиан ;  епископ Покровский и Новоузенский Пахомий ;  епископ Саянский и Нижнеудинский Алексий ;  епископ Наро-Фоминский Парамон , управляющий Северным и Северо-Западным московскими викариатствами;  протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; иерей Игорь Константинов, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в Куркине г. Москвы, благочинный Спасского округа Московской епархии; иерей Олег Яньшин, настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Тушине г. Москвы; иерей Антоний Васильев, секретарь епархиального управления  Братской епархии ; иерей Димитрий Пономарев, руководитель информационного отдела Братской епархии; духовенство г. Москвы. В храме присутствовали: губернатор Иркутской области И.И. Кобзев; депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра г. Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства, куратор Программы строительства православных храмов в г. Москве В.И. Ресин; руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлота) З.Т. Джиоев; заместитель министра транспорта РФ А.И. Пошивай; мэр г. Братска Иркутской области С.В. Серебренников; председатель Исполнительного комитета Координационного транспортного совещания государств-участников СНГ — заместитель председателя КТС СНГ, председатель Попечительского совета фонда содействия строительству храма святителя Николая Мирликийского в Тушине г. Москвы А.А. Давыденко; заместитель генерального директора ПАО «Совкомфлот» Ю.А. Цветков.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Столичный храм святителя Николая Мирликийского в Котельниках передан Церкви 10 февраля 2020 г. 14:46 Департамент городского имущества города Москвы издал распоряжение от 28 января 2020 года 2282 о передаче здания храма святителя Николая Мирликийского в Котельниках  по адресу: г. Москва, 1-й Котельнический пер., д. 8, стр. 1, в собственность Русской Православной Церкви, сообщает  Финансово-хозяйственное управление  Московского Патриархата.  Здание храма святителя Николая в Котельниках является объектом культурного наследия федерального значения. В настоящее время здесь располагается Патриаршее подворье  Православной Церкви Чешских земель и Словакии . Первое упоминание о церкви на месте современного храма относится к 1547 году. Ныне существующий храм был построен в стиле ампир в 1822-1824 годах (архитектор О.И. Бове) на средства князя С.М. Голицына. Храм имел два придела — в честь святителя Николая Мирликийского и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В 1873 году был устроен новый придел в честь мученицы Евдокии. После революции храм был закрыт. В 1922 году из храма были изъяты церковные ценности, позже здание передали Министерству геологии СССР. Внутренние интерьеры были уничтожены. В 1992 году состоялось малое освящение вновь открывшегося храма, а в 1999 году храм был освящен  Святейшим Патриархом Алексием II  и Блаженнейшим Митрополитом Чешских земель и Словакии Дорофеем. 5 октября 1999 г. Священный Синод учредил при храме подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Также в соответствии с распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 28 января 2020 года 2287 в собственность подворья было передано здание, расположенное по адресу: 1-й Котельнический пер., д. 10, стр. 3. Это выявленный объект культурного наследия «Дом причта храма св. Николая в Котельниках, 1840-е гг.». Дом причта был построен в 1832 году на средства князя С.М. Голицына. В 1841 году здание надстроено вторым этажом. Строение использовалось для размещения богадельни, созданной при храме, и проживания церковнослужителей. Патриархия.ru Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5590368.ht...

Житие Н. было переведено на слав. язык (см. в ст. Николай , еп. Мирликийский (слав. агиографическая традиция)) и переложено на латынь. С сер. Х в. Жития 2 тезоименитых святых стали объединять. К самому раннему по времени создания Житию свт. Николая Мирликийского (Vita per Michaelem) были добавлены агиографические мотивы из Жития Н.: в чистом виде такое соединение отражено в московском списке Vita per Michaelem - ГИМ. Греч. 379, содержащем утраченный текст «чистого» смешения Vita per Michaelem с Житием Н. Этот текст лег в основу «смешанных» Житий свт. Николая Мирликийского, где эпизоды из обоих источников подверглись авторской переработке. Из-за «смешения» текстов память о Н. полностью исчезла. Эпизод с уничтожением священного дерева из Жития Н. превратился в посмертное чудо свт. Николая Мирликийского (BHG, N 1352d), а чудо в Арнабанде и исцеление Николая из Пресбеи - в прижизненные чудеса свт. Николая Мирликийского (BHG, N 1352r/s). До наст. времени на территории Св. Сиона (ныне Аладжахисар, Турция) сохранились базиликальный храм с триконхиальным алтарем со следами росписи (датировка остатков росписи в алтаре средневизант. временем сомнительна ( Grossmann, Severin. 2003; Hellenkemper, Hild. 2004)), нартекс 2-го придела (в т. ч. вероятная гробница Н.), т. н. горница (частично вырублена в скале), колодец. Их изучение подтвердило данные Жития Н. В VI-VII вв. мон-рь пользовался большой популярностью как паломнический центр; с ним связан т. н. Сионский клад, содержащий предметы с надписью «Благословение Св. Сиона» ( Boyd. 1992). Неподалеку сохранились руины Акалиссейского мон-ря (ныне Асарджик). Благодаря Житию Н., содержащему огромное количество местных топонимов, появилась возможность определить большое число населенных пунктов Юж. Ликии, где бывал Н. Лит.: Антонин (Капустин), архим. Св. Николай, еп. Пинарский и архим. Сионский//ТКДА. 1869. 6. С. 445-497; он же. Перенесение мощей свт. и чудотв. Николая из Ликии в Италию//Там же. 1870. 2. С. 396-427; он же. Еще о свт. Николае Мирликийском//Там же.

http://pravenc.ru/text/2565642.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010