В 1863 году, пылая любовью к преп. Сергию, он решил совершить пешком паломничество в Лавру этого преподобного. «Я скопил тогда три-четыре рубля на дорогу», – вспоминал о себе святитель, – отказавшись от чая, но откладывая кусочки сахара и продавая их, чтобы помочь родителям для этого путешествия. Когда настало благоприятное время, я стал просить отца и мать, чтобы отправиться в столь желанное странствование. Когда я услышал: «Знаем, сынок, что это дело доброе, да как же быть-то: ведь денег нет!» – я с торжеством выложил тогда пред ними свой «сахарный» капитал и – о радость! – я обезоружил их!На утро мы были уже в пути. 60 верст сделали в полутора суток.Вот пред нами открылась и святая Лавра во всей ее красоте. Вот поле, которое, по незнанию истории, конечно, родители мне назвали «Мамаевым». И в моем воображении уже пронеслась картина исторической битвы, о которой уже читал в житии угодника Божия. Вот собор – то покоище Сергиево, где почивает он в благоухании святыни. Что пережило тогда мое детское сердце – не пересказать». Окончив духовное училище, он поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1874 году первым учеником. Помня предсказание старца, он по смирению своему уклонился от поступления в духовную академию, которая вела к архиерейству. Он боялся, чтобы не исполнилось на нем это предсказание. Вместо академии юноша поступает в 1877 году послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и 12 марта 1880 года принимает постриг в монашество. 16 мая 1882 года рукоположен во иеродиакона, а 23 мая – во иеромонаха. В 1885 году возведен в звание соборного иеромонаха Ставропигиального Московского Донского монастыря. В 1892 году утвержден действительным членом учрежденного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, с исключением из Донского монастыря и возведен в сан архимандрита. В 1893 году – казначей Лавры. В 1901 году – председатель епархиального училища иконописания при Свято-Троицкой Лавре. В этот период своей деятельности он трудился над изданием «Троицких листков», «Троицкой библиотеки», «Божией Нивы», «Троицких цветков», «Троицкой Народной Беседы» и «Троицкого Слова».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В полдень 15-го июня 1897 г. из Казанского собора к месту закладки храма на пересечении улиц Мещанской и Торговой (современный адрес – ул. Челюскинцев, 25) двинулась торжественная процессия городского духовенства и огромного количества народа с хоругвями и иконами. И совершилось, наконец, давно ожидаемое жителями Новой Линии событие – закладка храма во имя апостолов Петра и Павла. Началось строительство. Все каменные работы производились подрядчиком сызранским мещанином Петром Андреевичем Урусовым. К осени 1902 года постройка храма была завершена и уже 9-го ноября в нем была отслужена первая всенощная. 29-го декабря того же года на колокольню были водружены четыре колокола весом более 40 пудов (почти 656 кг), стоимостью 583 рубля, пожертвованные сызранским мещанином Александром Ивановичем Поляковым. 12-го января 1903 г. был заказан иконостас мастеру Александру Андреевичу Лаврентьеву, жертвенник и Престол за 1000 рублей. В то же время были заказаны 25 икон крестьянину села Палех Владимирской губернии, известному мастеру Михаилу Васильевичу Белоусову. Он же выполнил заказ общества официантов, служащих при вокзале «Сызрань» - написал икону на Горнее место «Моление о Чаше». Киот для нее делал мастер Лаврентьев за 100 руб. Все священные принадлежности: священные сосуды, одеяния, ризы, подсвечники и многое другое было пожертвовано добрыми христианами. Великое освящение храма состоялось 21-го декабря 1903 г. Освящал храм епископ Симбирский и Сызранский Никандр (Молчанов). Ему сослужили: наместник Сызранского Вознесенского мужского монастыря архимандрит Антоний (Никольский), протоиерей Симбирского кафедрального собора М.Ф. Троицкий, протоиерей Казанского сызранского собора М.Е. Ксанф и три городских священника. Членами Строительного Комитета по окончании архиерейской Литургии была поднесена Владыке икона святых равноапостольных Петра и Павла и выражена глубокая благодарность за теплое участие и поддержку в их трудах... В 1904 г. епископом Гурием (Буртасовским) был назначен причт в новый храм. Настоятелем стал священник Иоанн Петровочи Гиляровский из села Новая Рачейка Сызранского уезда, диаконом – Николай Порфириевич Флоринский, бывший псаломщик Ильинской церкви и псаломщиком - Иоанн Егорович Спасский, псаломщий из села Михайловки Сенгилеевского уезда. В том же году о. Иоанна Гиляровский был переведен в Успенскую церковь г. Сызрани, а на его место назначен священник Димитрий Петрович Цветков из села Ясашная Ташла Симбирского уезда. Спустя пять лет отца Димитрия Цветкова, переведенного в сызранскую Преображенскую церковь в свою очередь сменит священник Борис Васильевич Востоков. Первым церковным старостой был избран член Строительного Комитета сызранский мещанин Филипп Алексеевич Оленин. Причт жил в домах на улицах Мещанской, Торговой и Петропавловской (ныне – район сельского поселения Варламово)...

http://sobory.ru/article/?object=59545

В течение года семинария простилась с тремя преподавателями — отошли ко Господу протоиерей Николай Никутин, много лет преподававший догматическое богословие, игумен Игнатий (Жидков), бывший некогда преподавателем Священного Писания Нового Завета, и действующий преподаватель истории Поместных Православных Церквей протоиерей Михаил Щепетков. Участники собрания пропели «Вечную память» почившим. От имени министра образования Правительства Московской области М.Ю. Кокуновой на выпускном акте выступила ее первый заместитель Е.Э. Филатова. Благотворитель семинарии, председатель Совета директоров финансовой корпорации «Уралсиб» Н.А. Цветков поделился воспоминаниями, как в 2007 году впервые состоялся разговор с митрополитом Ювеналием о новом здании для семинарии. Через пять лет оно было построено. Н.А. Цветков призвал молодых пастырей сеять Слово Божие там, где сейчас особенно много молодежи — в Интернете, тем более что благоустроители сделали все, чтобы самые новейшие технологии были доступны семинаристам. По традиции, со словами благодарности преподавателям и Священноначалию выступили выпускники семинарии: от имени студентов очного отделения — священник Димитрий Шаповалов, от заочников — протоиерей Игорь Горячев. В заключение взял слово митрополит Ювеналий. Зачитав Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю выпускного дня в духовных школах Русской Православной Церкви , владыка поделился своими мыслями, продолжив напутственное слово, сказанное после Литургии: «Я часто встречаюсь с представителями Министерства образования, и как-то внутренне сжимаюсь, когда речь заходит о сотрудничестве: представители Министерства образования называют в своих выступлениях сотни и тысячи имен педагогов, а мы говорим со своей стороны о нескольких десятках и сотнях священников. Сопоставление, вроде бы, неравнозначное. И сегодня — кругом выпускные балы, в средствах массовой информации будем читать о сотнях и тысячах выпускников в Подмосковье, а у нас — десятки… Но я хотел бы вам сказать: как все начиналось в день Пятидесятницы? Сколько было людей в Сионской горнице? Мне всегда интересно изучать иконографию: когда изображается Сошествие Святого Духа на апостолов, где присутствует и Божия Матерь — всего 13 человек. А в тропаре поем: " И теми уловлей Вселенную " … Просветили всю Вселенную! Не числом, не разумом, а силой Божией, силой Святого Духа.

http://patriarchia.ru/db/text/3068845.ht...

История хранит также память о времени гонений на веру и о вынужденном прекращении в Коломне обучения будущих пастырей. В 1990 году наша духовная школа возродилась. Можно сказать, что к тому моменту, когда Николай Александрович Цветков принял решение в 2007 году начать благотворительный проект финансовой корпорации " Уралсиб " и своей семьи по возведению нового комплекса зданий Коломенской семинарии, у нас уже здесь сложилось и полноценно функционировало учреждение высшего церковного образования. Теперь Коломенская семинария по своему материально-техническому обеспечению является одной из лучших в Русской Православной Церкви. Это, конечно, ко многому обязывает. Возрождение церковной жизни в современной России ставит перед молодыми людьми, получающими духовное образование и готовящимися принять священный сан, комплекс разнообразных и сложных задач. Как я уже неоднократно говорил, самым главным для будущего пастыря является его внутреннее духовное устроение. Святитель Макарий (Невский, +1926) так сформулировал идеал пастырского служения: " Жить не для себя, а для других; отречься от себя и, повинуясь призванию Божию, идти за Пастыреначальником Христом, взяв на себя крест нищеты и трудов, скорбей и уничижения " . Находясь в стенах духовной школы, не стоит упускать возможности для воспитания в себе любви к молитве, смирения, послушания и трудолюбия. Все это способствует становлению личности будущего служителя Церкви. Поступая так, " вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа " (2 Пет. 1:8). Одной из исключительно важных задач семинария имеет перед собой образовательную цель: дать студентам комплекс знаний и навыков, необходимых для исполнения ими своей будущей миссии. Достойной внимания особенностью нашей духовной школы является то, что большинство преподавателей клирики Московской епархии. Я пользуюсь случаем, потому что здесь присутствуют благочинные нашей епархии, которые через приходы собирают средства для содержания духовной школы, чтобы выразить благодарность всем приходам нашей епархии за то, что они помогают достойному существованию и осуществлению деятельности нашей духовной семинарии. А преподаватели в духовном сане могут передать не только теоретические знания, но и свой практический опыт, потому что об этом вы нигде в учебниках не прочтете, как в современном мире нужно строить приход, возрождать храмы, как осуществлять просветительскую и социальную работу.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2797433...

Обращаясь к собравшимся по окончании богослужения, митрополит Ювеналий, в частности, сказал: «Я горячо и сердечно поздравляю всех вас с престольным праздником. Всех зде начальствующих, учащих и учащихся поздравляю с юбилеем и пользуюсь этим торжественным моментом, чтобы преподать вам благословение Святейшего Патриарха Кирилла. Когда я рассказал после богослужения в воскресенье в Успенском соборе Московского Кремля Святейшему Патриарху, что направляюсь в Коломну для того, чтобы отметить юбилей, Святейший Патриарх попросил меня всем участникам передать его Первосвятительское благословение. Он интересовался, как функционирует новое здание новой семинарии, как осуществляет свое служение новый ректор, как проходят трудовые будни семинаристов, и просил меня всем вам передать его благословение. Он также попросил сегодня огласить на торжественном акте его Первосвятительское послание». Затем в актовом зале семинарии состоялся торжественный акт. Гостями праздника стали глава города Коломны В.И. Шувалов, заместитель министра образования Московской области Е.Э. Филатова, советник первого заместителя председателя правительства Московской области А.И. Котова, председатель совета директоров ФК «Уралсиб» Н.А. Цветков, Г.В. Цветкова, председатель правления фонда просвещения «Мета» В.А. Сигаева, ректор Московского государственного областного социально-гуманитарного института, депутат Московской областной думы А.Б. Мазуров, ректор Коломенского института, филиала МГОУ А.Ф. Маруков и другие. Открылся вечер показом видеосюжета об истории возрождения Коломенской духовной семинарии и ее нынешней деятельности. Епископ Балашихинский Николай огласил приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. С актовой речью на тему «Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст о пастырстве» выступил проректор Коломенской духовной семинарии по воспитательной работе иеромонах Серафим (Голованов). С приветственным словом митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий: «Сердечно приветствую вас на праздновании 290-летия нашей духовной школы. На примере ее истории мы со всей отчетливостью видим торжество Промысла Божия о Церкви Христовой и народе православном. Были времена, когда наша семинария являлась значимым центром духовного образования в Российской империи. Затем здесь было духовное училище, также отличавшееся высоким уровнем обучения воспитанников. Биограф ее выпускника, выдающегося церковного иерарха и богослова, святителя Филарета, митрополита Московского, писал: " Кто же положил в детском еще разумении Василия Дроздова прочное основание знаниям? Бедный безвестный учитель грамматики в Коломенском училище " .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2797433...

Перед уходом на проповедь в дальние страны по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме, апостол написал Евангелие. Речи и деяния Спасителя апостол Матфей излагает в соответствии с тремя сторонами служения Христа: как Пророка и Законодателя, Царя над миром невидимым и видимым и Первосвященника, Приносящего Жертву за грехи всех людей. Апостол и евангелист Матфей. Фото: www.pravoslavie.ru Апостол Матфей закончил свои проповеднические труды в Эфиопии, правитель которой, Фулвиан, не хотел, чтобы его подданные перестали поклоняться языческим богам. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого засыпали хворостом и подожгли. Когда костёр разгорелся, все увидели, что огонь не вредит апостолу Матфею. Тогда правитель приказал добавить хвороста, облив его смолой и поставив вокруг идолов. Но пламя растопило их и опалило самого Фулвиана. Испуганный эфиоп обратился с мольбой о пощаде, и по молитве апостола пламя улеглось. Раскаявшийся правитель также исповедал Христа. И сейчас, вспоминая подвиг святых апостолов, мы должны помнить, в каких тяжелейших условиях им приходилось проповедовать Слово Божие. Ту Истину, которая две тысячи лет назад преобразила весь мир. Священномученик Феодор Колеров, пресвитер, и с ним мученики Анания Бойков и Михаил Болдаков (1929), священномученики Иоанн Цветков, Николай Троицкий, Виктор Воронов, Василий Соколов, Макарий Соловьёв и Михаил Абрамов, пресвитеры, преподобномученик Пантелеимон (Аржаных), игумен (1937), мученик Димитрий Спиридонов (1938). Священнослужители Церкви Христовой, а также миряне, погибшие в этот день в период советских богоборческих гонений, в том числе во времена так называемого Большого террора в кровавых 1937–1938 годах. За свой подвиг все эти страдальцы были прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской. Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: " Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья! "

http://ruskline.ru/opp/2020/11/30/pavshi...

Подобные схемы и стереотипы сегодня приводят к тому, что аргументы противников патриаршества на Поместном Соборе 1917–1918 годов зачастую всерьез не рассматриваются, несмотря на то, что в них содержится чрезвычайно ценный материал для исследований, актуальных для нашего времени – в том числе в разрешении вопросов, рассматриваемых в рамках работы Межсоборного присутствия. Поместный Собор 1917–1918 годов был Собором новомучеников. Среди участников Собора, выступавших против патриаршества, в лике священномучеников ныне прославлен протоиерей (впоследствии архиепископ) Николай Добронравов – наиболее яркий представитель противников патриаршества, который позднее станет одним из верных последователей и сподвижников Патриарха Тихона. Против патриаршества выступал на Соборе профессор И.М. Громогласов – впоследствии священномученик Илия (†1937). Протоиерей Н.В. Цветков, также выступавший против патриаршества, в 1921–1922 гг. станет представителем Патриарха в Помголе и соавтором патриарших воззваний к верующим по поводу изъятия церковных ценностей. Профессор П.П. Кудрявцев – один из наиболее активных критиков патриаршества, оказавший существенное влияние на принятие соборных решений, обновленческое движение впоследствии также не поддержал. В начале 1930-х годов он проведет 3 года в исправительно-трудовом лагере, будет освобожден в связи с болезнью сердца, похоронен в Киеве. Похожую судьбу разделит и профессор Н.Д. Кузнецов (перенес несколько арестов, умер в ссылке) . Состав участников Поместного Собора 1917–1918 годов представлял собой цвет русской богословской и церковно-исторической науки, находившейся на пике своего развития. Соборной дискуссии предшествовала серьезная научная проработка и всецерковное обсуждение вопросов и проблем, которые предстояло решать на Соборе. Вопросы о высшем церковном управлении на самом компетентном уровне предварительно были рассмотрены в рамках работы Предсоборного Присутствия 1906 года. Большинство соборных выступлений – как сторонников, так и противников восстановления патриаршества – являют высочайший образец академической культуры ведения церковной дискуссии, основательности богословской и историко-канонической аргументации.

http://bogoslov.ru/article/2271021

При административной, информационной и финансовой поддержке государства Русская Православная Церковь сможет многократно увеличить меру своего участия в общем деле создания национальной системы реабилитации. Можно рассматривать подписанное Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и председателем Государственного антинаркотического комитета Виктором Петровичем Ивановым Соглашение о взаимодействии Русской Православной Церкви и ГАК в качестве официального начала совместной деятельности государства и Церкви по противодействию наркомании. Уже приступила к работе созданная в рамках Соглашения постоянно действующая рабочая группа, сформированная из представителей Церкви и представителей министерств, входящих в ГАК. Сопредседателями рабочей группы являются епископ Смоленский и Вяземский, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Пантелеимон и заместитель директора ФСКН России, руководитель аппарата Государственного антинаркотического комитета Цветков Николай Борисович. Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению учрежден благотворительный фонд святого праведного Иоанна Кронштадтского, который будет финансово поддерживать церковные инициативы в профилактике наркомании и реабилитации наркозависимых. Реабилитационный процесс в Церкви включает в себя следующие этапы: 1. Первичное консультирование. Обычно проводится в кабинетах первичного приема. 2. Дезинтоксикация. Целесообразно проводить в медицинских учреждениях, с которыми церковным организациям следует заключать договоры о направлении к ним пациентов с целью медикаментозного лечения абстинентного синдрома. 3. Мотивационный период. Проводится в мотивационном центре. В этот период необходимо настроить пациента на полный отказ от употребления изменяющих сознание психоактивных веществ, мотивировать на дальнейшее прохождение реабилитации. 4. Основной период реабилитации. Проводится в реабилитационном центре, организованном на принципах Терапевтического сообщества, или внутри церковных общин, приходских или монастырских, с участием реабилитанта в церковной жизни.

http://pravmir.ru/igumen-mefodij-v-cerko...

Приведем темы лишь некоторых докладов: «Нищие духом» в контексте Нагорной проповеди: внутренний диалог филолога с переводчиком» (М. Селезнев), «Гипотеза Фаррера-Гоулдера: современные перспективы» (Г. Ястребов), «Руфь в Новом Завете» (А. Шмаина-Великанова), «Афины» в «Иерусалиме»: греческая стихия в книгах Нового Завета» (А. Коваль), «Проблемы трапез в христианской общине Антиохии конца 40-х-нач. 50-х гг. I в.» (А. Цветков), «Мир как колодец, могила и труп в Евангелии от Фомы» (И. Мирошников), «История редактур церковнославянского текста Апостола от первопечатника Ивана Федорова до наших дней» (П. Королев) и другие. Вторая часть конференции была посвящена воспоминаниям друзей и коллег об о. Георгии. Николай Шабуров отметил, что вокруг имени его друга уже возникла некая «мифология», которую приходится развенчивать. Так, поступление «вундеркинда» Георгия Чистякова в МГУ в 14 лет является настоящим вымыслом (он стал студентом в 17 лет). Далее, нельзя сказать, что глубокую веру он получил в семье – это была «русская интеллигентная семья, почитающая традиции, но это не означает глубокой религиозности», отметил Н. Шабуров. По его словам, трудный и самостоятельный путь Георгия Чистякова к вере начался в 70-е гг. Коснувшись широких научных интересов своего однокурсника, лежащих в области истории, филологии, древних языков, он подчеркнул, что «огромный научный потенциал о. Георгия не был реализован до конца». Друг о. Георгия и его преемник на посту руководителя Центра религиозной литературы Всероссийской библиотеки иностранной литературы Евгений Рашковский сделал сообщение «Библия как литургия и литургия как Библия», опираясь на опыт «двух великих священников» -- о. Александра Меня и о. Георгия, которые «радикально близки друг другу». Касаясь проблемы соотношения Священного Писания и Предания, Е. Рашковский отметил, что «служение этих батюшек, более царственное -- о. Александра и более эмоциональное -- о. Георгия, насыщалось библейскими смыслами; это была Библия, изливавшаяся в литургическое время».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Разряд I Павел Виноградов. Григорий Дремяцкий. Стеф. Славинский. Ив. Васильев. Ник. Давинский. Фокий Быстряков. Разряд II Василий Васильев. Матвей Турский. Конст. Васильев. Василий Зотиков. Стеф. Пенинский. Ник. Федоров. Вас. Чулков. По журналу сем. правления от 28 авг. 1817 г., согласно с мнением ревизора еп. Филарета (Дроздова) , постановлено: «по тому уважению, что воспитанники сего отделения занимались богословскими науками в продолжении 4-х лет, положено на сей раз третьему разряду в сем отделении не быть». 1819 г. Разряд I Филипп Кудрявцев. Петр Вестгомский. Дим. Абрюцкий. Ив. Виноградов 2-й. Архипп Зряхов. Пав. Полянский. Вас. Флеров. Разряд II Ив. Лукьянов. Ив. Виноградов 1-й. Сем. Разумовский. Стеф. Цветков. Федор Тигодский. Ив. Дивов. Ив. Павинский. А-р Мызавский. Ив. Кедров. А-р Реткинский. Вас. Виноградов. Ив. Александров. 20. Ив. Студийский. Андрей Эвенхов. Мих. Максимов. Разряд III Ник. Эвенхов. А-р Песоцкий. Ив. Лебедев. Лучшие воспитанники этого курса Спиридон Гуляев и Федор Птицын назначены были в академию в 1817 г. из средн. отделения, за неимением достойных кандидатов в высшем отделении. 1821 г. Разряд I Ив. Смирнов, в спб. ак. Ив. Ивановский, в спб. ак. Мих. Лабецкий. Алексей Максимов, в спб. ак. А–р Горянский, в спб. ак. Онисифор Копьев. Вас. Тихомиров. Антон Игнатьев. Александр Елисеев. Ал–й Розанов. Разряд II Стеф. Кедров. Ив. Песков. 1 Ал–р Владимирский. Вас. Кудрявцев. Андрей Ласкин. Семен Вишневский. Дим. Молчанов. Пав. Албенский. Конст. Несвицкий. Мих. Григорьев. Христофор Криницкий. Ник. Воскресенский. Ив. Рождественский. Андрей Никитин. Влад. Логиневский. Вас. Недремский. А-р Албенский. Ник. Эвенхов. Федот Пикалев. Гавр. Рубцов. Ефим Соловьев. Петр Лебедев. Ал-й Филиппов. Разряд III Николай Владыкин. Ник. Александров. Из этого курса Фед. Аменицкий, Сем. Каменский – по назначению и Иосиф Самческий – по прошению поступили в спб. академию из сред. отд. в 1819 1823 г. Разряд I С спб. дух. акад. Иван Чупровский Андрей Михайлов Маркель Монастырев

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010