А.А. Половцов Железнов, Николай Иванович Железнов , Николай Иванович , профессор Московского университета; родился 22 октября 1816 года, умер 15-го января 1876 года. Первоначальное образование получил в Горном Институте, а по окончании в нем курса (в 1834 г.), поступил в Петербургский университет на второе отделение философского факультета, (впоследствии факультет физико-математический). В университете Ж. изучал естественные науки, преимущественно ботанику – физиологию растений. По окончании курса в 1838 году, Ж. приступил к совершенно новой, в то время для русских ученых работе по эмбриологии растений: «О развитии цветка и яичка у растения Tradescantia virginiaca», за которую в 1840 году получил степень магистра, а через два года, по защите диссертации: «О происхождении зародыша и о теориях происхождения растений», был удостоен степени доктора естественных наук. В 1842 году Ж. был командирован за границу Министерством Народного Просвещения для изучения сельского хозяйства с тем, чтобы по возвращении в Россию взять на себя чтение публичных лекций по различным отраслям сельского хозяйства в городах, которые ему будут указаны. За границей Ж. первоначально прослушал с 1842 по 1844 г. полный курс сельского хозяйства в Гогенгеймском королевском институте (близ Штутгарта); остальное время посвятил практическим занятиям в образцовых имениях, слушанию лекций в Сорбонне и Парижской консерватории искусств и ремесел и, совершив затем целый ряд сельскохозяйственных исследований и путешествий по Швейцарии, Франции, Англии, Бельгии и Германии, вернулся в Россию. Здесь, однако, для него не нашлось места, так как первоначальный план Министерства Народного Просвещения был отменен, – и только летом 1846 года Ж. был отправлен в командировку по России с поручением исследовать состояние сельскохозяйственной промышленности. Он объехал губернии Московскую, Владимирскую, Ярославскую, юго-западную часть Костромской, Нижегородской, отчасти Казанской, Смоленскую и Саратовскую, и составил богатую коллекцию проб чернозема.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

преподобномученик Кронид (Любимов) Близость Спасителя и Божией Матери к больным и скорбящим Близость Спасителя к больным и скорбящим Спаситель грешную душу к Себе призывает Вразумленная в сонном видении женщина принесла покаяние в неверии и скончалась в мире Зинаида Николаевна Курихина была воспитана в вере и благочестии. Она искренно любила храм Божий и своих родителей. Но, вступив в замужество, она была увлечена неверием и совершенно отошла от Бога. В полном расцвете сил Зинаида Николаевна после какой-то случайной простуды вдруг заболела скоротечной горловой чахоткой. Изнемогая от чахотки и к тому же терпя болезненные приступы от рака желудка, она нигде не могла найти себе покоя, так как с утратой веры в Бога у нее не было и смиренной покорности Его воле. Душа ее страдала безгранично, и она была близка к отчаянию. А смерть уже близилась к ней. Ночь перед кончиной она провела в неописуемом страдании. К утру в изнеможении забылась легким сном, и ей видится удивительный сон. Будто бы она на необъятном поле, которое заполнено бесчисленным количеством народа. Казалось, весь мир был собран здесь. С бесконечного пространства небесной высоты, видит она, внезапно заблистал молниеносный свет. В нем явился, подобно молнии, Спаситель мира – Господь Иисус Христос . Лик Его настолько был добр и милостив, что передать это человеческим языком невозможно. Весь народ со слезами и радостью воскликнул: «Господи! Прииди и спаси нас». Он в сиянии света приближался к плачущим. Вблизи стояла старушка с простертыми к Нему руками, сквозь рыдания она говорила: «Господи, возьми меня к Себе. Я всего лишена, и страданию моему нет предела». И слышит она ответный голос Господа: «Успокойся, раба Моя. Лютая твоя скорбь сменится вечной неизреченной радостью». Приблизившись к больной, Господь милостиво воззрел на нее и сказал: «Что с тобой, Моя раба?» Она, чувствуя виновность перед величеством Его славы, свое сердечное удаление от Него, испугалась и не знала, что Ему сказать. Только одно успела проговорить: «Господи, у меня нестерпимо болят горло и желудок». Еще милостивее воззрел Он на нее и сказал: «Завтра же после покаяния ты будешь совершенно здорова»,– и стал невидим.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/troits...

9 апреля 2014 г. 11:20 Алексей Реутский В Русской Православной Церкви создают сеть, объединяющую работу всех ее структур, которые занимаются наркозависимыми. Об этом заявил на конференции " Об участии реабилитационных структур РПЦ в национальной системе реабилитации и ресоциализации наркозависимых граждан " руководитель Координационного центра по противодействию наркомании епископ Каменский и Алапаевский Мефодий. В настоящее время в стране насчитывается 62 церковных реабилитационных центра, которые в течении от года до полутора лет реабилитируют около тысячи наркозависимых. Их эффективность признают и в Минздраве и в ФСКН. «На всестороннюю реабилитацию одного человека необходимо порядка 25-30 тыс. рублей в месяц, - сказал епископ Каменский и Алапаевский Мефодий. - Из-за отсутствия этих средств наши подопечные не получают необходимый объем требуемой помощи». Если учитывать, что в общество возвращаются здоровые люди, у 50% которых наблюдается устойчивая ремиссия (в государственных центрах это в лучшем случае 30%),  эти деньги стоят того.  Большинство из них приобщается к основам своей традиционной веры, которая помогает им в дальнейшей борьбе с зависимостью. Это происходит, когда они участвуют в восстановлении храмов и в богослужениях, помогая в том числе в качестве алтарников  певчих, пономарей. И по словам заместителя директора ФСКН России, руководителя аппарата Государственного антинаркотического комитета Николай Цветкова государство уже готово начать финансировать церковную реабилитационную работу, все документы в настоящее время находится на подписании в Правительстве РФ. Финансирвание рассчитано на три года, начиная с текущего. Он уточнил, что речь идет именно о финансах, а не о услугах или других формах помощи.          «Если все эти центры будут объединены, мы сможем получить целевое бюджетное  финансирование на реабилитацию и ресоциализацию, потому что сегодня это финансируется губернаторами. А единого федерального финансирования этой системы нет», - считает председатель Синодального отдела Московского патриархата по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. Создание объединенной системы церковной помощи, ее интерграция в государственную систему помощи наркозависимых позволит сделать ее крупным грантополучателем, каким, например, является общество инвалидов. По оценке епископа Пантелеимона, у церковной системы наркопомощи сегодня два слабых звена- это плохая  информированность о ней для тех, кому требуется эта помощь и ресоциализации. Для этого нужны помещения и дополнтельный персонал. В Церкви надеются, что государство поможет в решении этих вопросов.

http://e-vestnik.ru/church/zerkjv_reabil...

Глава 28. Попрание Самарии и основание спасения на Сионе 1. Горе венку гордости пьяных Ефремлян, увядшему цветку красивого убранства его, который на вершине тучной долины сраженных вином! (Горе венцу гордыни, наимницы Ефремовы, цвет отпадый от славы, на версе горы тучныя пьянии без вина) Пророк говорит о Самарии, главном городе в колене Ефремовом и столице всего царства Израильского. Будучи во главе богатейшего колена и многолюдного царства, Самария рано почувствовала свою силу: её цари гордились не только перед царями иудейского царства, но и перед самим Богом, и до такой степени, что не боялись гнева Божия, не страшились бедствий, презирали и осмеивали грозные слова пророков, Божиих (ст.9,15,22 и др.). Такой гордостью было проникнуто и все царство Израильское, а Самария, как столица его, была как бы венком на его голове. Подобие это тем более точное, что Самария была расположена на склоне горы, окружена виноградниками и представляла цветущий красивый венок. Пророк называет ее наимницей Ефрема и этим обличает постыдную связь её с царями языческими: увлекаемая обещаниями богатой добычи, Самария вступала во враждебный союз с Сирией против Иудейского царства и, таким образом, предпринимала братоубийственную войну ради лихоимства (ст.8; ср.гл.7:1,5–6; 8:4; 9:9–11; 11:13). За эту гордость и враждебное лихоимство пророк и возвещает Самарии определение суда Божия: Самария будете как цвет, отпадший от славы, т.е. от венка, который, обыкновенно сплетали из живых цветов и возлагали на голову, как знак почета и славы (ст.5); отпадший цветок без всякого внимания и сожаления попирается ногами и уничтожается. Так уничтожится слава и вместе с тем и гордость Самарии: её жители будут попраны ногами врагов. На верху тучной горы, где расположена была Самария, пьяницы – её жители – будут пьяными без вина... Владея хорошими виноградниками, жители Самарии имели много вина и постоянно пьянствовали; но теперь, при наступлении гнева Божия, они будут пьяны без вина, т.е. они лишатся чувств, сознания и сил телесных от ужаса, в виду чрезвычайно грозных и разрушительных бедствий, какие наведет Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

ЖМП 5 май 2011 /  5 мая 2011 г. Инвестиции в будущее: III Общероссийская олимпиада по основам православной культуры В мае этого года подведены итоги III Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры. Победители и призеры были определены еще в апреле. И теперь они приглашены оргкомитетом олимпиады для того, чтобы встретиться друг с другом, еще раз доказать свое право называться обладателями первых мест и, самое главное, прожить пять незабываемых дней в кругу своих единомышленников и соратников.   Как всё начиналось Этот ежегодный конкурс школьников проводится Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом по благословению Святейшего Патриарха Кирилла уже третий раз. Существенную поддержку в организации и проведении олимпиады оказывают Министерство образования и науки РФ, Союз ректоров России, Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и фонд просвещения «Мета». Идея олимпиады родилась в Калуге в декабре 2007 года в ходе общероссийской конференции «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся». Именно здесь Министерством образования РФ и Русской Православной Церковью была принята концепция включения предмета «Православная культура» в образовательные стандарты средней школы нового поколения. Тогда же было высказано пожелание проводить предметную олимпиаду школьников в масштабе всей страны. Осуществить этот замысел выпало на долю ПСТГУ и учрежденного председателем совета директоров ФК «Уралсиб» Николаем Цветковым фонда просвещения «Мета», который оказывает не только финансовую, но и стратегическую, консультативную и организационную поддержку. По словам председателя правления фонда Валентины Сигаевой, «ключевое направление нашей совместной работы с ПСТГУ — обращение к православной традиции. Мы работаем сегодня для того, чтобы эта традиция не прервалась, чтобы завтра наши дети смогли передать ее нашим внукам». Первая олимпиада, которая стартовала в декабре 2008 года, немного опередила эксперимент по введению курса «Основ религиозной культуры и светской этики» в средних школах 18 регионов России. В ней участвовали 13 тыс. школьников, во второй олимпиаде — 45 тысяч, а в этом году в различных олимпийских проектах насчитывается более 80 тыс. участников — школьников 4–11 классов из 67 регионов России. По количеству участников Всероссийская олимпиада по ОПК вышла на высокий уровень по сравнению с другими олимпиадами и конкурсами, проводимыми при поддержке Российского союза ректоров России. В ноябре 2010 года Российский совет олимпиад школьников прогнозировал, что общее число участников олимпиад в 2010–2011 учебном году достигнет 500 тыс.человек. Всего олимпиад и конкурсов в перечне Министерства образования РФ 77. Число же участников одной олимпиады по Основам православной культуры составляет почти 1/5 от общего числа.

http://e-vestnik.ru/culture/investitsii_...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Царская подушка 29.10.2007 287 Время на чтение 3 минуты Во время моего проживания в г. Калининграде областном, будучи ещё светским человеком, я познакомился и подружился с князем Алексеем Николаевичем Хованским, на тот момент - преподавателем Калининградского госуниверситета. Это был образованнейший, глубоко эрудированный истинный интеллигент, обладавший даром энциклопедической памяти и при этом скромнейший, даже несколько застенчивый человек. Он был прекрасным знатоком русской истории и особенно - знатоком и исследователем истории рода князей Хованских. Будучи прекрасным рассказчиком, он поведал нам много интересных историй, одна из которых сугубо запечатлелась в моей памяти. История эта связана с пребыванием Августейшей Царской Семьи в г. Тобольске. Вот что поведал князь Алексей Николаевич: " После окончания Казанского университета мой отец - Николай Александрович Хованский, родившийся 13 февраля 1879 г., женился на моей матери Зинаиде Алексеевне (урождённой Никольской), родившейся 21 февраля 1874 г., и вместе с ней уехал служить в Сибирь в Переселенческое Управление. Во время Первой мировой войны они жили в Тобольске и там пережили и февральскую, и октябрьскую революции. Когда Царскую семью привезли в Тобольск и поселили в бывшем губернаторском доме, то вместе с ними приехали, в частности, фрейлина государыни баронесса Софья Карловна Буксгевден со своей бывшей воспитательницей мисс Мэзэр. Они обе бывали у моих родителей, и через баронессу установился контакт с Царской Семьёй. Баронесса и её воспитательница имели право свободного выхода из дома. Пользуясь этой связью, мама передавала через них для Царской Семьи приготовленные ею сладкие ароматные коврижки и сухарики и другие продукты, а папа для Царя передавал английские журналы и газеты, которые он выписывал и получал. И это продолжалось до тех пор, пока Царская Семья не была вывезена из Тобольска весной 1918 г. В ночь, накануне отъезда, в знак благодарности Царская Семья вышила подушку, которая потом хранилась у моих родителей. Мама рассказывала, что вся Царская Семья приняла участие в этом рукоделии, даже и 14-летний наследник. Мама показывала мне, кто какой цветок вышивал, но это, к сожалению, я не запомнил за исключением цветка, вышитого Царевичем, который получился менее искусным, чем остальные шесть.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЦВЕТКОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Протодиакон Николай Цветков. Москва. Таганская тюрьма. 1937 год Николай Иванович Цветков ( 1879 - 1937 ), протодиакон , священномученик Память 15 сентября , в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской , в Соборе Московских святых и в Соборе Бутовских новомучеников Родился 8 марта 1879 года в селе Никольском Звенигородского уезда Московской губернии в семье диакона Иоанна Цветкова . Брат сщмч. Сергия Цветкова . Хозяйство диакона Иоанна состояло из дома, коровы и участка земли в 14 десятин, но из-за того, что он страдал страстью винопития, семья, в которой было четверо детей, постоянно бедствовала. Землю он не мог и не хотел обрабатывать и сдавал ее в аренду крестьянам, а деньги пропивал. Николай рос мальчиком благочестивым, и с детства его мечтой стало служение Церкви. Уже с раннего возраста он уделял серьезное внимание своему духовному настрою, и, чтобы вполне отдавать себе отчет в том, каков он в тот или иной момент жизни, Николай вел дневник, в который записывал не только внешние события, но и различные помыслы, а также делал заметки о церковном богослужении, смысл которого он всегда старался уяснить для себя поточней. Поскольку семья из-за страсти отца жила бедно, то в дневник попал и рисунок первых сапог, которые купили ему довольно поздно, когда пришла пора отдавать его учиться. По окончании духовного училища поступил в Вифанскую духовную семинарию , которую окончил в 1900 году. В 1901 году в волоколамский собор потребовался диакон с хорошими певческими данными. Выбор пал на Николая Ивановича, как только что окончившего семинарию и имевшего прекрасный голос. Его посватали девице Анне; она была сиротой и воспитывалась у дяди. Они обвенчались, и вскоре после этого он был рукоположен в сан диакона к волоколамскому собору. Начав служить в соборе, отец Николай взял к себе в дом престарелых родителей; отец продолжал пить, в нетрезвом состоянии вел себя буйно, и сыну пришлось через страсть отца потерпеть многие скорби, так как это расстраивало мирное течение жизни глубоко религиозной семьи. Несмотря на все усилия диакона Николая удержать отца от винопития, они не увенчались успехом – диакон Иоанн страдал от этой страсти до самой смерти и скончался в 1908 году в нетрезвом состоянии. Такая смерть отца явилась ударом для благочестивого сына; с этого момента он совершенно переменил образ жизни и, уже не удовлетворяясь исполнением предписанных церковным уставом молитв, поселился в отдельной келье на колокольне и повел жизнь постническую и сугубо молитвенную, иногда проводя в молитве всю ночь. Свою маленькую комнатку он всю заставил иконами, превратив ее в моленную.

http://drevo-info.ru/articles/13677651.h...

1883 6 июля введен я был в Святейший Синод и приведен к присяге 1 , в присутствии Первенствующего Члена Св. Синода, Высокопреосвященного Митрополита Новгородского и С-Петербургского Исидора 2 и Членов архиепископа Холмско-Варшавского Леонтия 3 и Духовника Их Величеств, Протопресвитера Василия Борисовича Бажанова 4 , а также г. Обер-Прокурора, Действ. Тайного Советника Константина Петровича Победоносцева , его товарища Тайного Сов. Николая Павловича Смирнова 5 и чиновников Синодальной Канцелярии. Затем, открыто было обычное заседание Св. Синода. Обер-секретари и секретари Синодской Канцелярии поочередно докладывали дела, каждый по своей части. На первый раз мне пришлось слушать, между прочим, дело по представлению Настоятеля Иерусалимской миссии, архимандрита Антонина 6 , о построении во граде Иудове (в Горней) домовой церкви, под названием: «Встретение Божией Матери праведной Елизаветой». Определено наименовать церковь : «Благовещение» и дозволено в 30-й день марта совершать службу Благовещения 7 . Вечером в тот же день был у меня Ключарь Казанского собора, протоиерей Павел Константинович Цветков, мой земляк, сын учителя моего по Шуйскому духовному училищу – Константина Николаевича Цветкова 8 . О. Цветков прежде состоял на службе в Финляндии; был предстоятелем тамошнего духовного Правления. Он рассказывал мне о положении православного духовенства в Финляндии и об отношениях к пастве. Содержание причтов в каждом приходе строго определено точными актами, утвержденными высшей властью. Были попытки и у нас в России обеспечивать материальное положение причтов мирскими приговорами; но эти приговоры, большей частью, не были прочны и ненадолго сохраняли обязательную силу. 8-го числа был у меня другой почтенный земляк, настоятель Владимирской церкви, протоиерей Александр Николаевич Соколов 9 . Родина его – село Кохма, Шуйского уезда, в 20-ти верстах от моей родины, села Гориц. Мы вместе с ними учились в Шуйском училище и во Владимирской семинарии, но он шел курсом впереди меня. Много лет не видевшись, мы взаимно обрадовались теперь друг другу. Беседа между нами на этот раз была самая искренняя и откровенная. Вспомнили мы , между прочим, об общем земляке, старшем нас, недавно скончавшемся придворном протоиерее и Члене Св. Синода, Иоанне Васильевиче Рождественском 10 . А. Н-ч говорил о нем, как о ревностном защитнике в Синоде интересов белого духовенства; сообщал, что он строго преследовал злоупотребления синодских чиновников и даже раскрыл какой-то подлог покойного Товарища Обер-Прокурора Ю. В. Толстого 11 ; и что не пользовался расположением митрополита. Но последнее, кажется не совсем верно. По крайней мере, владыка Исидор, во время пребывания своего в Москве на коронации, мне лично выражал свое сожаление о кончине Иоанна Васильевича и с благодарностью вспоминал о его прилежном и тщательном занятии делами синодскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

3 февраля 2011 г. Реабилитация наркозависимых: церковный метод Проблему наркоугрозы в современной России обсуждали в Москве и участники недавно состоявшихся XIX Рождественских образовательных чтений. В зале коллегий ФСКН прошло заседание специальной секции на тему: «Деятельность Церкви и государства по защите общества от наркотической угрозы. Ретрансляция удачных церковных методик реабилитации наркозависимых». В обсуждении приняли участие представители Церкви, сотрудники министерств и ведомств, входящих в Государственный антинаркотический комитет (ГАК), специалисты в области наркологии. Сертификат 1 С первых минут своего выступления замдиректора ФСКН и руководитель аппарата ГАК Николай Цветков признал, что работа церковных центров реабилитации очень эффективна. Сегодня в России только четыре государственных реабилитационных центра для наркоманов, принимающих в год около 900 человек (всего же за время существования через них прошло менее 6000 человек). Между тем, по словам Цветкова, «эффективность соцреабилитации — мощнейший рычаг снижения наркомании». И с учетом количества наркозависимых в стране государству просто необходима помощь Церкви. Это тем более актуально, что, как заявил Цветков в интервью корреспонденту «Церковного вестника», у него «нет достоверных данных, каков на самом деле масштаб немедицинского наркопотребления», так как в России отсутствует государственная система мониторинга наркоситуации. Такая система будет создана в ближайшее время, уже готово соответствующее постановление правительства РФ, заверил замдиректора ФСКН. ГАК и Церковь будут работать вместе по трем направлениям: профилактика наркомании, расширение социальной помощи и развитие структуры волонтерства и благотворительности. Уже создана система сертификации реабилитационных учреждений, и весьма символично, что сертификат 1 был вручен руководителю отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии, духовнику центра реабилитации наркозависимых «Саперное» протоиерею Сергию Белькову.

http://e-vestnik.ru/church/reabilitatsiy...

диакон Феодор Цветков О вере Для спасения души, прежде всего, нужно правильно веровать в Бога. В. Что такое вера? О. Вера есть твердая увренность в том, что есть Бог , Который сотворил небо и землю и все видимое и невидимое, всем премудро управляет, всем подает все нужное для жизни и самую жизнь. В. Откуда христианин может научиться правильной вере? Правильной вере в Бога можно научиться из Священного Предания и из Священного Писания . Для удобнейшего же хранения в памяти данного в них учения веры, свв. отцы первого и второго вселенских соборов составили символ веры . В. Что такое символ веры ? О. Символ веры есть кратко и точно изложенное учение о том, как должен веровать каждый православный христианин для своего спасения. В. Как раздляется символ веры ? О. На двенадцать частей или членов. В. Кем он составлен? О. Св. отцами и учителями церкви, по внушению Св. Духа, на первом и втором вселенских соборах. В. Что такое Вселенский собор? О. Вселенским собором называется собрание пастырей и учителей Христианской Православной Церкви по возможности со всей вселенной для утверждения истинного учения о вере, в обличение ложных учителей и для рассуждения о церковных делах. В. Как называются те люди, которые неправильно учат о вере Христовой? О. Такие люди называются лжеучителями, еретиками, а их ложное учение называется ересью. В. Сколько было Вселенских соборов? О. Вселенских соборов было семь. 1. Никейский в 325 г. 2. Константинопольский в 381 г. 3. Ефесский в 431 г. 4. в 451 г. 5. Константинопольский (второй) в 553 г. 6. Константинопольский (третий) в 680 г. 7. Никейский (второй) в 787 г. В. Для чего был созван первый Вселенский собор? О. Первый Вселенский собор был созван по поводу лжеучения Ария о Сыне Божием. Арий неправильно учил, что Иисус Христос сотворен и не равен Богу Отцу. Для утверждения истинного учения о Иисусе Христе, в городе Никее в 325 г. собрались пастыри и учители Церкви со всей вселенной. Это был первый вселенский собор. На этом собор был Святитель Николай Чудотворец, особенно ревностно защищавший истинное учение о Иисусе Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010