„Призвав Божие благословение на новое Братство и выразив ему наши благожелания, призываем Божие благословение и на тех молодых людей, которые будут приходить сюда и воспитываться здесь при пособии от Братства и пожелаем им, чтобы они со всею ревностью трудились здесь над образованием своего ума и сердца и старались запасаться разнородными познаниями и твердыми религиозными убеждениями и чтобы потом, когда настанет время, могли отблагодарить Братство своим благоплодным служением Св. Церкви и Отечеству» 2 . Окончив речь, незабвенный Московский Архипастырь благословил Братство иконою Преп. Сергия и пожертвовал в пользу Братства из своих сумм 2000 руб. и из сумм Московской кафедры – 1000 руб. Когда отбыл Митрополит Макарий из Академии, то, согласно Уставу, избраны были должностные лица Братства. Председателем Совета Братства был избран Алексий, Епископ Можайский, викарий Московской митрополии; Товарищем Председателя – профессор Виктор Димитриевич Кудрявцев-Платонов; Членами Совета – протоиерей Николай Васильевич Благоразумов , протоиерей Павел Михайлович Волхонский и священник Алексий Феодорович Некрасов; Казначеем Братства – профессор Димитрий Феодорович Голубинский; Секретарем – доцент Академии Григорий Александрович Воскресенский . Новоизбранным управлением Братства приняты были денежные суммы, ранее поступившие в пользу Братства и хранившиеся в кассе Академии, а равно денежные взносы от наставников Академии, от преподавателей Московской и Вифанской семинарий и от других лиц, пожелавших быть членами Братства. Всего поступило, включая, как ранее, так и в день открытия Братства доставленные суммы, до 9500 р. Уже значительные пожертвования, поступившие в Братство, служат ясным указанием, что учреждение Братства встречено было весьма сочувственно. Свидетельствуют об этом и прямые заявления многих лиц. Московский протоиерей С. И. Зернов писал, между прочим, Преосвященному Савве, Епископу Тверскому, от 1 октября 1880 года: „Самая светлая у нас, и уже, конечно, известная Вам новость есть открытие Братства Преп. Сергия в Академии. Бог привел и мне быть на этом торжестве. Дай Бог сему учреждению полного успеха» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Cvetkov/b...

В 1917 г. состоялся последний набор в В. с., 11 нояб. «ввиду тяжелых экономических условий» занятия были прекращены и воспитанники отпущены домой (согласно распоряжению, «по 5 февраля 1918 г.»), занятия в семинарии не возобновились. За все время своего существования В. с. подготовила и выпустила свыше 3500 чел. Среди ее выпускников - новомученики протоиереи Григорий Воинов и Сергий Константинов , свящ. Константин Некрасов , диак. Николай Цветков , а также профессора МДА Алексей И. Введенский , В. П. Виноградов , Д. Ф. Голубинский , П. И. Горский-Платонов , П. С. Казанский , Н. Ф. Каптерев , проф. КазДА А. И. Гренков , археолог К. И. Невоструев и др. Среди ректоров семинарии были буд. архиереи, деятели духовного просвещения, ученые, люди высокой монашеской жизни: Парфений (Чертков , 1814-1817; впосл. архиеп. Владимирский), Никанор (Клементьевский , 1818-1826; впосл. митр. Новгородский и С.-Петербургский), Венедикт (Григорович , 1829-1831; впосл. архиеп. Олонецкий), Евлампий (Пятницкий , 1831-1834; впосл. архиеп. Тобольский), Агапит (Введенский ; 1834-1842), свт. Филофей (Успенский , 1842-1847; впосл. митр. Киевский), Евгений (Сахаров-Платонов , 1847-1849; впосл. еп. Симбирский), Леонид (Краснопевков , 1849-1853; впосл. архиеп. Ярославский), Игнатий (Рождественский , 1857-1861; впосл. еп. Костромской), Никодим (Белокуров , 1862-1866; впосл. еп. Дмитровский), Сергий (Спасский , 1866-1872; впосл. архиеп. Владимирский), прот. Филарет Сергиевский (1874-1883), Александр (Светлаков , 1883-1885; впосл. еп. Калужский), Иаков (Пятницкий , 1886-1891; впосл. митр. Казанский), Антоний (Каржавин, 1891-1895; впосл. архиеп. Тверской), Трифон (Туркестанов , 1897-1899; впосл. митр.), прот. Андрей Беляев (1899-1912) и др. Последним ректором В. с. был сщмч. Герман (Ряшенцев , 1912-1918, впосл. еп. Вязниковский). Семинария владела хорошей б-кой, сформированной благодаря пожертвованиям митр. Платона, свт. Филарета (Дроздова), С.-Петербургского митр. Никанора (Клементьевского), профессоров семинарии и др. лиц. В 1858-1877 гг. Московская консистория передала в В. с. часть рукописей и книг, конфискованных у старообрядцев (наиболее древние относятся к XVI в.). В 20-х гг. XX в. большая часть б-ки В. с. хранилась в помещении б-ки МДА и в 1930-1945 гг. в составе собрания МДА поступила в ГБЛ (в 1966 выделена в отдельный фонд - 556). Значительную часть собрания составляют материалы, связанные с деятельностью митр. Платона, Псковского архиеп. Мефодия (Смирнова) , преподавателей семинарии (Рукописные собрания ОР ГБЛ. Т. 1. Вып. 2. М., 1986. С. 171-177).

http://pravenc.ru/text/158878.html

В 1929 г. была замещена Череповецкая кафедра. Кирилловская кафедра вдовствовала до 29 сент. 1931 г., когда ее занял еп. Валериан (Рудич) , который ранее, в 1930-1931 гг., не смог выехать к местам назначений в Баку и Свердловск. После ареста Череповецкого еп. Нифонта (Фомина) в 1931 или 1932 г. еп. Валериан получил в управление также приходы Череповецкого викариатства . Власти существенно ограничивали его в свободе передвижения, о всех поездках он обязан был уведомлять комиссию по вопросам культа при Череповецком горсовете. В сер. 1933 г. еп. Валериан находился в Ленинграде (весной 1933 из Ленинграда в Тихвин уехал не получивший прописки Ленинградский митр. сщмч. Серафим (Чичагов) ). С окт. 1933 г., после увольнения митр. Серафима на покой, еп. Валериан жил в Тихвине, под его управлением находились храмы 17 районов Ленинградской обл. Еп. Валериан был арестован в ночь на 1 янв. 1934 г., обвинен в руководстве мифической контрреволюционной организацией «евлогиевцев», «разоблаченной и ликвидированной» ОГПУ в Ленинграде в дек. 1933 - янв. 1934 г. Вскоре после ареста еп. Валериана была замещена Череповецкая кафедра; К. в. прекратило существование, его территория, очевидно, была включена в Череповецкую епархию. В 1922-1923 гг. Череповец и его уезд стали одним из центров обновленческого движения в Новгородской губ. Предпоследнему обновленческому Череповецкому «архиепископу» Виктору (Путяте; окт. 1931 - 4 авг. 1936), 8 дек. 1931 г. был усвоен титул «Череповецкий и Кирилло-Белозерский». Его преемник Николай (Елпидинский; 1936-1937) имел титул «епископ Череповецкий и Тихвинский». Арх.: РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 218. Ист.: ЦВед. 1892. 48. C. 465; 1907. 38. С. 345, 347; Цветков В., свящ. Великое благодеяние//Новгородские ЕВ. 1907. 46. С. 1149-1451; Иоанникий (Дьячков)//Состав Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода и Российской церковной иерархии на 1917 г. Пг., 1917. С. 296-297; К духовенству Череповецкой губернии: Резолюция по вопросу о линии поведения верхов православной церкви в связи с изъятием церковных ценностей, вынесенная на собрании духовенства Кирилловского у. 11-15 июня 1922 г.//Коммунист: Газ. Череповец, 1922. 132. С. 2.

http://pravenc.ru/text/1840469.html

В Путилково впервые в истории был заложен храм. Не просто храм, а храм красоты необыкновенной, словно парящий над низинами и летящим там МКАДом. Пока же богослужения продолжались во временных храмах. Первым таким храмом, как было отмечено выше, стал строительный вагончик. В 2006 году был построен первый временный деревянный храм. А в 2011 году - второй деревянный храм, с двускатной крышей, гранёной апсидой, небольшой трапезной с притвором и сенями с крыльцом (ныне эта церковь разобрана и переправлена с воссозданием в село Степановское). Рядом с храмом была устроена шатровая звонница. В том же 2011 году митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении клириков Красногорского благочиния совершил молебен перед началом строительства большого каменного храма. Через год владыка совершил чин основания храма, на котором присутствовал и главный ктитор - Николай Александрович Цветков, председатель совета директоров компании " Корпорация Органик " . Началось довольно трудное строительство. Так-как церковь возводилась на холме, по соседству с построенными многоэтажными домами, места было мало, было принято решение по-максимуму укрепить основание. В 2012 и 2013 гг. было создано свайное поле из 491 сваи диаметром 35, 45 и 62 см. На фундамент ушло 2,500 куб. м бетона. Большую помощь оказали многочисленные жители Путилкова, принявшие участие в таком виде пожертвования, как " Именной кирпич " , когда имя верующего пишется на стене храма на пожертвованном им кирпиче. Стены стали словно на глазах возвышаться, и строительство пошло быстрее. Ныне имена жертвователей выведены на стенах храма для молитвы о них. Пока большой храм возводился, под сенью нескольких сменявших друг друга деревянных храмов возводилась и крепла община во главе с нынешним настоятелем храма иереем Сергием Чесноковым. С Божьей помощью церковь белоснежная снаружи и небесно-голубая внутри, была отстроена. Строительство завершилось в 2018 году. Первая служба прошла в 2017 году ещё без иконостаса, а с января 2018 года, со службы на Рождество Христово, стали служить постоянно. А уже летом, 17 июня 2018 года, митрополит Ювеналий совершил великое освящение Михаило-Архангельского храма и возглавил Божественную литургию в новоосвящённом храме. Спустя совсем небольшое время и территория вокруг храма была облагорожена. На склоне холма появился уютный Братцевский парк, который украшает детская площадка с макетом ладьи, словно напоминая те времена, когда настоящих кораблей в Путилково было много. Храм имеет два этажа, пять престолов. На верхнем этаже центральный престол в честь Архистратига Михаила, боковые посвящены иконе Богородицы " Казанская " и святителю Николаю. В нижнем храме престолы в честь святого Александра Невского и святителя Спиридона Тримифунтского. Также на цокольном этаже классы воскресной школы, крестильня, где есть купель и для взрослых.

http://sobory.ru/article/?object=40494

Дьякон Петр Симеонович Лапин (1844-1907) был уроженцем г. Опочка, сыном дьячка Лукинской церкви, обучался в Псковской духовной семинарии. Служил дьяконом в погосте Коровск Островского уезда, с 1875 года служил псаломщиком в Николаевской церкви, в 1896 г. назначен штатным дьяконом. Ему была объявлена архипастырская признательность с призыванием благословения Божия. 9 апреля 1907 года дьякон Петр Лапин скончался. Дьякон Василий Николаевич Цветков 6 июля 1907 года переведен в Николаевскую церковь из Александровского Посада Псковского уезда, служил предположительно до 1914 г. С 4 мая 1914 г. дьяконом служил Василий Георгиевич Шамардин. Он родился в 1882 г. в семье пономаря Троицкого собора г. Пскова. После окончания Псковской Арсениевской псаломщической школы служил псаломщиком в погосте Мелётово Псковского уезда. В Опочке дьякон Шамардин преподавал Закон Божий в Николаевской церковно-приходской школе, женском и земском училищах, в женской гимназии в Опочке. В последующие годы Василий Георгиевич возведен в сан священника. Где служил о. Василий – неизвестно. 10 октября 1937г. в Калининской области, в которую входил Опочецкий район, его приговорили к 10 годам лишения свободы. Реабилитирован священник только 12 февраля 1999 года. Псаломщиками служили: Сергий Никифоровский, 14 января 1905 г. переведён священником в погост Гнилки Островского уезда; Николай Головацкий, назначен псаломщиком Николаевской церкви 23 июля 1910 г. Александр Ильич Рудаков (1890-?) родился в семье псаломщика. После обучения в Псковской духовной семинарии служил псаломщиком Николаевской церкви, преподавал Закон Божий в земских училищах. Дальнейшая судьба священника Иоанна Невдачина, дьякона Василия Цветкова, псаломщика Александра Рудакова неизвестна. Старостой церкви с 1893 года был опочецкий мещанин Иван Павлов. За пожертвования в пользу церкви ему объявлена архипастырская признательность, награжден серебряной медалью «За усердие» на анненской ленте для ношения на груди. Приход составляли жители г. Опочка и деревень Амосово, Афонасково, Белугино, Бобяки, Болохонцево, Верхние Дупли, Вороново, Вспрыгали, Голованово, Городище, Грихново, Дегтяри, Дерганово, Ермолино, Жуково, Звоны (Большие Новтеребы тоже), Карпово, Кисляки, Китово, Костково, Кудка, Ладыгино, Лаптево, Литвиново, Малышево, Меньшиково, Мостищи (Малые Новтеребы), Нижние Дупли, Орехово, Панихидино, Полехново, Пухлы, Сковородино, Седлово, Юхново, Ягодино. В 1914 году в приходе проживало 1246 мужчин и 1312 женщин.

http://sobory.ru/article/?object=41711

Однако Николай был не просто отважным и непреклонным борцом. За его внушительной наружностью скрывалась поразительно тонко чувствующая натура. Она проявляется и на страницах его дневников — в эмоциональных восклицаниях и выражениях, что к тех же дневниках их самокритично настроенный автор называет «экзальтацией» (запись от 1 января 1872 г.). Иногда он бывал недоволен своими подчиненными, что явствует из дневников, вне :шписимости от того, относится ли оно к русским или японцам, будь то лица духовного звания или простые прихожане. И все же его теплая заботливость распространялась на всех прихожан без исключения. В душе этого проповедника-богатыря жила поистине отеческая доброта. Сердце о. Николая не оставалось глухо и к лирическим настроениям простых японцев. Он положил за правило почти ежегодно отлучаться из столицы, служившей оплотом миссионерства, и объезжать приходы, где жили православные верующие. Во время одного из таких путешествий, по пути в район Тохоку, самую глухую часть Японии, погонщик, которые вел лошадь о. Николая, спел ему несколько народных песен, которые тот записал в дневник вместе со своим русским переводом (4 июня 1881 г.): Ототое вакарете киноу но кёова мунени намида но таемосену. Расставшись вчера, и сегодня грудь кипит вчерашними слезами. Иронга мурасаки каоринга момоё хананга сакураги, хитонга буси. Из цветов лучший — фиолетовый, из запахов — сливы, из цветков — вишня, из людей — самурай. Гири-но цумореба угуису саемо миёри ханарете ябуде наку. Бывают причины, что и соловей, покинувший сливу, поет в хворостиннике. Из «Рапорта начальника Российской Духовной Миссии в Японии архимандрита Николая Совету Православного Миссионерского Общества» мы узнаем, что по состоянию на 1878 г., восьмой год деятельности Миссии, руководимой о. Николаем, в Японском приходе числилось: священников-японцев — 6 человек, миссионерских приходов — 31, миссионеров — 73, православных прихожан — 4115, населенных пунктов, в которых проживали православные, — 150. При Токийской миссии работали Катехизаторское училище (количество учащихся — 28 чел.), Семинария (30 чел.); кроме того, в Хакодате, где находилось первое русское консульство и начиналась проповедническая деятельность о. Николая, также существовала школа при Миссии (40 учеников и 31 ученица).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Разные судьбы, разные биографии. Кто-то на момент начала войны уже был в сане, кто-то только начинал свою дорогу к Богу… «Во время войны часто приходилось выполнять опасные поручения и участвовать в боевых действиях. Я дал обещание Господу Богу, если останусь живым, послужить Церкви». Это — строки из воспоминаний диакона Богоявленской церкви села Большая Грибовка Балашовскогот района Тихона Смольянова, кавалера ордена Красной Звезды, медалей «За боевые заслуги», «За победу над Германией». _________________________________________ В Саратовской области на начало войны не было ни одного действующего храма. Церковная жизнь возобновилась лишь в 1942 году. Первым открылся Свято-Троицкий собор в Саратове. Затем — Благовещенская церковь в Вольске, Казанская в Петровске, Александро-Невская в Ртищево, Воскресенская в Пугачеве. В 1946 году за патриотическую работу наиболее отличившиеся священнослужители были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Вместе с управляющим епархией преосвященным Паисием (Образцовым) этой правительственной награды были удостоены протоиереи Димитрий Жог, Иоанн Варин, Владимир Спиридонов, Алексей Шереметев, священники Михаил Лобачев, Георгий Осипов, Николай Цветков. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Слава о подвижнике, молитвы которого угодны Богу, стала расходиться все шире, и с каждым годом все больше людей приходило к отцу Николаю. В округе его почитали как святого и праведника. Но пришли к власти безбожники, и начались гонения. В 1918 году власти арестовали отца Николая и заставили чистить уборные в городе; они запрягали его вместо лошади, и он вывозил из города бочки с нечистотами. Им хотелось опозорить того, кого народ почитал святым, но для него это была слава и честь – пострадать за Христа. Праведник со смирением переносил все издевательства. В дьявольской ненависти к Церкви безбожники однажды арестовали икону-скульптуру святителя и чудотворца Николая и заключили ее в сарай под замок, а с ней вместе поместили в тот же сарай протодиакона Николая. Но и этого безбожникам показалось мало. Вблизи Волоколамска в деревне Андреевской жил сочинитель рассказов на тему крестьянского быта Сергей Терентьевич Семенов. В юности он встретился с писателем графом Львом Толстым, который лестно отозвался о первых рассказах крестьянского юноши. Впоследствии Семенов уехал в Англию, в 1904–1905 годах жил у толстовца В. Г. Черткова и присоединился к обществу толстовцев, разделив ихрелигиозное учение. Когда Семенов вернулся в Россию, правительство арестовало его за антигосударственную пропаганду, и он был приговорен к ссылке, которая была заменена разрешением на выезд за границу. Большевистские идеологи писали о нем как о выдающемся деятеле, который вернулся в деревню, чтобы «отдаться в ней до конца жизни всевозможной культурной, просветительской, реформистской работе, борясь со всевозможными препятствиями, борясь с властью духовной тьмы, окружавшей его, подвергаясь сыску и преследованиям царской власти, выславшей его на несколько лет за границу за " вредное влияние на население». 3 декабря 1922 года Семенов был убит недалеко от села. В убийстве были обвинены местный зажиточный крестьянин Григорий, одно время бывший председателем местного совета, и его семья – жена, сыновья, дочери, а также муж дочери, начальник районного отделения милиции. Крестьяне, будучи арестованными, признали себя виновными в убийстве, объяснив, что мотивом убийства явилось многолетнее преследование и домогательство Семеновым жены Григория, Аграфены, закончившееся изменой мужу. Воинствующие безбожники решили превратить этот процесс из уголовного в антирелигиозный и арестовали вместе с убийцами протодиакона Николая, зная, что народ почитает его за святого. Основанием для обвинения явилось знакомство Аграфены с отцом Николаем и то, что она ездила к нему за советом, как поправить неустройство и отсутствие мира в семье. «И сказал ей один раз волоколамский соборный дьякон, – писала месяц спустя после убийства центральная газета " Правда», – почитают его все за святого:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

-Следствие располагает материалами о том, что вы являетесь организатором и руководителем контрреволюционной группы церковников. Расскажите о составе этой группы и ее деятельности. – Прихожане питали ко мне чисто личную симпатию. Они обращались ко мне с вопросами религиозного содержания, на которые я им давал ответы в своих беседах. Встречался я с ними только в церкви. Организатором же группы и руководителем таковой я себя не признаю, так как никакой контрреволюционной группы церковников я не организовывал. Вместе с отцом Петром был арестован сторож Сергиевского храма. Во время допросов следователь попросил его охарактеризовать с политической точки зрения отца Петра. На это требование он ответил: «Никотин антисоветски настроенный человек. Он выражал резкое недовольство политикой советской власти в отношении религии, кроме того, свое недовольство советской властью Никотин проявляет в действиях: призывал верующих к тому, чтобы они водили своих детей в церковь , учили их молитвам; в прошлом году провел специальный молебен для школьников перед началом учебного года, кроме исповеди для верующих читает еще общие проповеди, развивая у них религиозный фанатизм и безразличие к окружающей жизни и событиям». Были допрошены как свидетели священнослужители, которые служили с отцом Петром и хорошо его знали. Проявив малодушие, они оговорили его. Один из них, священник Павел Цветков, сказал: «Никотина я могу охарактеризовать как человека, враждебно настроенного к советской власти. Так, Никотин неоднократно высказывал недовольство советской властью, заявляя, что большевики устроили гонение на религию и духовенство, закрывают храмы, отбирают насильственно храмы у тихоновцев и передают обновленцам». Другой лжесвидетель, протодиакон Устин, оговорил отца Петра и всех арестованных с ним прихожан Сергиевского храма. Будучи секретным осведомителем, Устин постоянно доносил о них в НКВД. Характеризуя отца Петра, он сказал: «В большие религиозные праздники он произносит проповеди антисоветского характера, вот например: «Без Христа человечество жить не может. Где нет Христа, там ссоры, драки, ругань, там нет ни чести, ни стыда». Для воспитания детей в духе веры он систематически среди женщин матерей распространяет церковную литературу. Проповедует Церковь как единственное место спасения для души человеческой.»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С заседания 22 марта «полевение» деятельности Общества стало весьма заметным. Был «поднят вопрос о необходимости скорейшего реформирования  печатного органа Общества – «Московских Церковных ведомостей» – и освобождения его от опеки Митрополита. Впоследствии даже были сделаны попытки, правда оставшиеся тщетными, создать новое периодическое издание, с новой редколлегией, с измененным форматом и названием («Вера и жизнь»). На следующее собрание, 26 апреля, пришло только 17 человек. Трудно сказать, с чем была связана такая малочисленность заседания. Быть может, многие члены Общества еще не определились в своих взглядах, или же над сомневающимися довлел страх – ведь «свободы» Манифеста 17 октября еще не были объявлены... Во всяком случае, предполагаемый докладчик, А.В. Зверев, за три дня до заседания отказался  от выступления и вместо него доклад на тему «Участие мирян в делах Церкви в век апостольский» сделал Н.П. Розанов. Священномученик Иоанн Артоболевский Реферат Розанова, очевидно, не отличался ожидаемой новизной и «современностью» и потому вызвал со стороны более радикально настроенных пастырей существенные дополнения. Так, прот. Николай Добронравов заметил, что докладчик «напрасно опасается излишних претензий со стороны светской интеллигенции на занятие руководящей роли в делах церковного управления и что Общество любителей духовного просвещения смело могло бы протянуть руку лучшей части интеллигенции, действительно живо и серьезно интересующейся делами Церкви, без всяких корыстных видов» . Союз с интеллигенцией стал одним из главных пунктов обновленческой программы москвичей. Подробно о привлечении интеллигенции к преобразованию церковно-приходской жизни позже будет говорить прот. Николай Цветков на закрытом пастырском собрании, организованном Обществом 7 декабря 1905 года, и изложит свои взгляды в брошюре «О приходе» . Митрополит Владимир предупреждал Совет Общества, «что духовенство не должно потакать неверующим интеллигентам» , однако тема обсуждалась. В «потакании» интеллигенции о. Николай Цветков, в частности, доходил до таких крайностей, что писал: «Обязательность для членов приходских общин принятия Таинств исповеди и причащения является нежелательною, так как этим оторвана будет от Церкви значительная часть интеллигенции, которая по разным историческим и бытовым условиям жизни не имеет крепкой связи с Церковью и неаккуратно исполняет вышеуказанный христианский долг» .

http://pravoslavie.ru/5279.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010