Скачать epub pdf Краткая историческая справка авторе книги Стеллецкий Николай Семенович (1862–1919) – протоиерей, русский православный богослов, философ, публицист. Родился в слободе Мурафа Богодуховского уезда, Харьковской губернии. Происходил из священнического сословия. Из семьи священника. Его прапрадед Иоасаф (Асаф) Зиновьевич Стеллецкий (1726–1796), первый кто стал носить фамилию Стеллецкий, был священником, учителем и другом известного малороссийского философа Г.С. Сковороды. Отец Николай окончил Харьковскую духовную семинарию; затем в 1888 году Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Став священником, служил в киевской Набережно-Никольской церкви. Был законоучителем в разных киевских гимназиях, цензором журнала «Юго-Западная школа». В 1893 году защитил магистерскую диссертацию «Брак у древних евреев». Затем служил в киевском Софийском Соборе. В 1909 году был назначен профессором богословия в Императорский Харьковский университет, где был настоятелем Антониевской университетской церкви. Одновременно протоиерей Николай Стеллецкий был профессором богословия на Харьковских Высших женских курсах, Высших женских медицинских курсах, а так же на Высших коммерческих курсах Харьковского купеческого общества. Протоиерей Николай Стеллецкий был активным общественным деятелем. Состоял членом «Русского собрания», участвовал в правом академическом движении. За первый том «Опыта нравственного богословия в апологетическом освещении» (Харьков, 1914) получил степень доктора богословия. После революции, летом 1919 года (во время успешного наступления белых) был взят вместе со множеством православной интеллигенции в заложники Харьковской ЧК, вывезен сначала в город Сумы, а затем в Орёл, где и был зверски зарублен 11 сентября 1919 года. Соч.: Брак у древних евреев. Киев, 1892; Странствующий украинский философ Григорий Савич Сковорода. Киев, 1894; Харьковский коллегиум до преобразования. Киев, 1895; Протоиерей А.А. Самборский, законоучитель императора Александра I. Киев, 1896;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

8 июня в Болгарии началась работа совместной конференции Свято-Софийских и Глинских чтений 10 июня 2005 г. 18:35 Свято-Софийские чтения впервые проходят совместно с Глинскими чтениями. О духовном форуме рассказывают его организаторы и участники. Татьяна Борисовна Сабурова (Исполнительный директор общества «Наследники Александра Невского»): Сегодня в Софии начались Свято-Софийские чтения. Они имеют свою историю. Впервые они состоялись в 1999 году, продолжились в 2000 году. Теперь у них состоялось второе рождение, открылось второе дыхание. Будем надеяться, что с этого года они станут ежегодными. На этот раз они впервые проходят совместно с Глинскими чтениями, по совместной инициативе Болгарского подворья, которое находится в Москве, и общества «Наследники Александра Невского» — по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Одним из главных организаторов со стороны Болгарии является директор Синодального издательства Болгарской Православной Церкви Георгий Тодоров, который может рассказать об официальных лицах, которые присутствовали на открытии форума. Георгий Тодоров: На открытии нашей конференции присутствовали такие официальные лица, как вице-президент Болгарской Республики генерал Ангел Марин, Силинский митрополит Иоанникий, который читал основной пленарной доклад. Был викарий Святейшего Патриарха Болгарского епископ Литовский Николай, были представители министерств, был депутат Народного собрания (Парламента) Болгарии, был ректор богословского факультета Софийского университета доцент Иниот Райчев. Было много журналистов, в том числе и телевидение, представителей общественности и, конечно, очень много православных людей, которые интересуются основной темой конференции, а именно «Православное духовное просвещение и современное общество». Елена Олеговна Крылова (директор Глинских чтений, доктор экономических наук): В России исторически сложилось так, что Церковь и государство совместно вели народ к духовному просвещению. И даже на Софийских чтениях в Болгарии это нашло свое отражение в приветствии Святейшего Патриарха Алексия II. В своем послании Святейший подчеркнул, что «православные разных стран, тем более тех, которые объединены общей историей, – а русский народ неоднократно помогал болгарам в течение всей истории, – должны объединять свои усилия в деле борьбы с тем потоком греха и пороков, которые сейчас обрушиваются на чистоту нравственной жизни всего человечества».

http://patriarchia.ru/db/text/24414.html

[болг. Златарски] Васил Николов (14.11.1866, Тырново - 15.12.1935, София), болг. историк-медиевист. В Тырново учился в начальной школе и в ДС во имя святых Петра и Павла. Затем переехал в Россию, где окончил 1-ю с.-петербургскую классическую гимназию (1887) и поступил на историко-филологический фак-т С.-Петербургского ун-та (окончил в 1891). Учился у выдающихся рус. историков В. И. Ламанского и В. Г. Василевского, под руководством последнего написал магист. дис. «Письма Константинопольского патриарха Николая Мистика болгарскому царю Симеону» (Писмата на Цариградския патриарх Николай Мистик до бълг. цар Симеон//СбНУНК. 1894. Кн. 10. С. 372-428; Кн. 11. С. 3-54; 1895. Кн. 12. С. 121-211). По возвращении в Болгарию З. был командирован для продолжения образования в Берлин, а затем преподавал в Софийской муж. гимназии и в Высшей школе (с 1904 ун-т). В 1904-1935 гг. возглавлял кафедру болг. истории и истории балканских народов (с 1921 кафедра болг. истории) историко-филологического фак-та Софийского ун-та. Дважды избирался деканом историко-филологического фак-та (1906-1907 и 1919-1920) и ректором Софийского ун-та (1913-1914 и 1924-1925). Преподавал в Софийской ДС (1902-1904), Военной академии и Свободном ун-те. Один из основателей Болгарского исторического об-ва и его председатель в 1911-1935 гг. Действительный член Болгарского археологического общества. Член-корреспондент (с 1898), с 1900 г. действительный член Болгарского ученого общества (с 1911 Болгарская АН), с 1900 по 1921 г. занимал пост ученого секретаря Историко-филологического отделения БАН, с 1921 по 1926 г. возглавлял его, с 1921 по 1935 г. был зам. председателя БАН. Действительный член Русского археологического ин-та в К-поле и Московского археологического об-ва, Об-ва истории и древностей российских. Иностранный член РАН (с 1911), Чешской АН и искусств (с 1911), Венгерского ученого об-ва (с 1928), Югославянской АН и искусств в Загребе (с 1929), Финно-Угорского общества в Хельсинки (с 1921) и т. д., почетный д-р Харьковского ун-та (с 1907).

http://pravenc.ru/text/199899.html

Святейший Патриарх Болгарский Максим принял делегацию Русской Православной Церкви HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Святейший Патриарх Болгарский Максим принял делегацию Русской Православной Церкви 12 марта 2009 года Святейший Патриарх Болгарский Максим принял делегацию Русской Православной Церкви, прибывшую в Софию по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла для участия в рабочем совещании представителей Поместных Православных Церквей, посвященном рассмотрению юридических и канонических вопросов, связанных с решением Европейского суда по правам человека относительно жалобы болгарских раскольников, сообщает Служба коммуникаций ОВЦС. София, 13 марта 2009 г. 12 марта 2009 года Святейший Патриарх Болгарский Максим принял делегацию Русской Православной Церкви, прибывшую в Софию по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла для участия в рабочем совещании представителей Поместных Православных Церквей, посвященном рассмотрению юридических и канонических вопросов, связанных с решением Европейского суда по правам человека относительно жалобы болгарских раскольников, сообщает Служба коммуникаций ОВЦС. В беседе, которая состоялась в Софийской митрополии, приняли участие представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион, викарий Софийской митрополии епископ Знепольский Иоанн, секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов, исполняющий обязанности секретаря ОВЦС по взаимоотношениям Церкви и общества священник Георгий Рябых. Епископ Иларион передал Святейшему Патриарху Максиму приветствие и добрые пожелания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и заверил Предстоятеля Болгарской Православной Церкви в готовности Московского Патриархата предпринять все необходимые усилия для защиты достоинства и законных прав Церкви-Сестры, для оказания поддержки в ее стремлении преодолеть последствия богопротивного раскола.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Святейший Патриарх Болгарский Максим принял делегацию Русской Православной Церкви (версия для печати)/Православие.Ru Святейший Патриарх Болгарский Максим принял делегацию Русской Православной Церкви Православие.Ru , 13 марта 2009 г. София, 13 марта 2009 г. 12 марта 2009 года Святейший Патриарх Болгарский Максим принял делегацию Русской Православной Церкви, прибывшую в Софию по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла для участия в рабочем совещании представителей Поместных Православных Церквей, посвященном рассмотрению юридических и канонических вопросов, связанных с решением Европейского суда по правам человека относительно жалобы болгарских раскольников, сообщает Служба коммуникаций ОВЦС. В беседе, которая состоялась в Софийской митрополии, приняли участие представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион, викарий Софийской митрополии епископ Знепольский Иоанн, секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов, исполняющий обязанности секретаря ОВЦС по взаимоотношениям Церкви и общества священник Георгий Рябых. Епископ Иларион передал Святейшему Патриарху Максиму приветствие и добрые пожелания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и заверил Предстоятеля Болгарской Православной Церкви в готовности Московского Патриархата предпринять все необходимые усилия для защиты достоинства и законных прав Церкви-Сестры, для оказания поддержки в ее стремлении преодолеть последствия богопротивного раскола. В теплой атмосфере взаимопонимания обсуждались итоги состоявшегося накануне совещания представителей Поместных Православных Церквей и дальнейшие совместные шаги в связи с ситуацией, возникшей после упомянутого решения Страсбургского суда. Епископ Иларион познакомил Его Святейшество с содержанием писем, направленных Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом Президенту Болгарии Георгию Пырванову и Премьер-министру Сергею Станишеву, а также с итогами встреч, проведенных делегацией Русской Православной Церкви в дни пребывания в Софии с представителями болгарского государства. Темой обсуждения были, кроме того, различные вопросы двусторонних и общеправославных взаимоотношений.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Начался визит митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла в Японию 11 сентября 2008 г. 15:58 10 сентября 2008 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата    митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл прибыл в столицу Японии Токио во главе делегации Русской Православной Церкви. В поездке в Японию митрополита Смоленского и Калининградского сопровождает сотрудник ОВЦС Д.И. Петровский. У трапа самолета владыку Кирилла встретили Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Японии М.М.Белый и заведующий консульским отделом советник посольства России в Японии О.Н.Рябов. В аэропорту гостей встретили епископ Сендайский Серафим , викарий Владивостокской епархии епископ Уссурийский Сергий , настоятель подворья Русской Православной Церкви в Токио протоиерей Николай Кацюбан, протоиерей Иоанн Нагая, священник Димитрий Танака. Митрополит Кирилл в сопровождении встретившего его духовенства посетил Софийский монастырь в префектуре Чиба, где жил на покое викарий Патриарха Московского и всея Руси архиепископ Раменский Николай (Саяма) . Владыка Николай скончался здесь 26 августа 2008 года на 94-ом году жизни . В главном Софийском храме обители митрополит Кирилл совершил молебен, а в Покровской церкви — заупокойную литию о почившем архиепископе Николае. В настоящее время в обители проживают монахини Русской Православной Церкви, которые на протяжении последних лет ухаживали за престарелым владыкой Николаем. Сестры показали митрополиту Кириллу обитель и келию почившего архипастыря при Софийском храме. Всем был предложен чай, за которым митрополит Кирилл обсудил с насельницами монастыря перспективы развития монашеской жизни. 11 сентября 2008 года, в день празднования памяти Усекновения главы Крестителя Господня и Предтечи Иоанна , митрополит Кирилл в сослужении епископа Уссурийского Сергия, клириков подворья и Владивостокской епархии совершил в старом храме Подворья Русской Православной Церкви в Токио в честь святителя Николая Мирликийского Божественную литургию. После богослужения владыка Кирилл обратился к прихожанам Подворья со словами приветствия, обратив особое внимание собравшихся на сущность пророческого служения — возвещение правды Божией. «Именно свидетельство о правде Божией в наше время, когда все привыкли ко лжи и полуправде, которые особенно ясно являют себя таковыми пред лицом неизменной Божественной истины, и составляет сущность пророческого служения Церкви Христовой ныне», — подчеркнул владыка Кирилл.

http://patriarchia.ru/db/text/458544.htm...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Блаженный Николай Кочанов, Христа ради юродивый, Новгородский чудотворец (+ 1392) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 21 июля в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Родители св. блаженного Николая были богатые новгородские горожане Максим и Иулиания. Жили они на Софийской стороне. Мать его почитается в Новгороде праведной; почивала она до наших дней под спудом, и над могилой ее была сооружена часовня. В день ее памяти, 21 декабря, там служилась торжественная панихида. Скончалась она в 1384 г., незадолго до сына. Понятно, что такая мать сумела вложить в сердце сына любовь к Богу и ближнему и научить его молитве. В детстве он не любил играть, а став взрослым, избегал общества своих веселых сверстников. Благочестивого юношу многие стали почитать, но этого он больше всего боялся, и это его заставило взять на себя крест юродства Христа ради. Он не оставил Софийскую сторону, но стал жить на улице, в бедной одежде, босой, притворяясь потерявшим рассудок. Питался он только милостыней. Не все понимали его путь, многие оскорбляли его, но блаженный все терпеливо сносил. Больше всего любил он быть в церкви, часто бывал у горожан и поучал их спасению, заблудших вразумлял, а печальных утешал. Раз был такой случай: один вельможа пригласил его на пир. Посланным блаженный сказал: «Как Богу угодно, так да будет» — и пошел с ними. Но когда он пришел, хозяина не было, и слуги, которые ничего не знали, его выгнали, и он ушел, говоря: «Пусть будет так, как Бог хочет!» Между тем оказалось, что вино непонятным образом исчезло из бочек. Тогда благочестивый боярин, которому сказали о проступке слуг его, послал лучших из них испросить прощения блаженного и привести его опять на пир. Он ответил: «Как Богу угодно, так да будет!» — и пошел с ними. Встретив его, боярин поклонился ему до земли, ввел в дом, посадил за стол и сказал: «Блаженный Никола, прости мне согрешение слуг моих и благослови внести пития». — «Пусть будет так, как ты хочешь!» — отвечал блаженный. Хозяин сам пошел со слугами в погреб, и бочки оказались полными вина, причем это вино оказалось лучше прежнего. Блаженный велел скрыть это чудо до его смерти и незаметно ушел из дома.

http://sedmitza.ru/lib/text/437510/

Валаамские острова. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Часовня-сень над могилой схимонаха Николая (Смелова). Часовня. Действует.   Год постройки:не ранее 1862. Адрес: о. Валаам, за Игуменским кладбищем Координаты: 61.395736, 30.970113 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Схимонах Николай (в миру Никита Амвросиевич Смелов) родился в 1752 году. Он происходил из мещан города Софийска. В 1803 году, уже немолодым, он поступил в Валаамский монастырь и сначала был келейником у игумена Назария. Переняв от него опыт духовной жизни, отец Николай 11 декабря 1811 года принял постриг в великую схиму (келейно) и получил благословение на подвиг пустынножительства. В лесной глуши, в 200 метрах к востоку от бывшей пустыни своего духовного отца игумена Назария, на небольшом пригорке, он построил себе маленькую келью в одно окно и подвизался в ней до конца своих дней. Впоследствии паломники, посещавшие келью старца, вспоминали: «Келья пустынника Николая немногим более квадратной сажени и так низка, что человек высокого роста едва может в ней поместиться. Большую часть ее занимает находящаяся в углу русская печь. Вся меблировка состоит из простого стола, деревянной скамьи с войлоком и небольшого кресла со сточенною деревянною спинкою и на очень низеньких ножках». «В келью нужно почти вползать, – так описывал жилье старца писатель В.И. Немирович-Данченко. – Дверь узка и низка. В углу кое-как печка сложена, у печки нара малая… Стол, стул твердый – да больше и поместить нечего… Безлюдье кругом». Истинный аскет, старец радовался уединенной жизни в своем домике, говорил: «Я из мещан ведь. К суете и прелести мирской не привык, мне и тут хорошо… Со мною всякое деревцо беседует, всякая травка мне сказки рассказывает. Ветерок с поля пролетит – о том, что в поле делается, поведает, ключ овражный – про недра горные, откуда истек он. У меня собеседников много». Вне всех утешений мира он утешался лишь мыслью о Боге и непрестанно горел к Нему любовью, шествуя к небесному отечеству, претерпевал тесноту и скорбь пустынного жития. Молитвой одолевал он смущения от бесов, видимо являвшихся в округе кельи.

http://sobory.ru/article/?object=56591

Киев. Церковь Иоанна Златоуста на Еврейском Базаре. Железная церковь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Сегодняшняя площадь Победы мало чем напоминает шумную Галицкую площадь. На той не было ни цирка, ни торгового центра, зато был знаменитый Еврейский базар — Евбаз, о котором вспоминали многие писатели. Сегодня о нем напоминает разве что вывеска кафе напротив входа в супермаркет. А украшением Галицкой площади была Железная Иоанно-Златоустовская церковь. Своим расположением именно на Галицкой площади, около торговых рядов Евбаза, она обязана просьбам самих прихожан, которые посчитали отсутствие на рыночной площади церкви большим упущением. История храма началась в 1858 году, когда городские власти решились на перенос деревянной приходской церкви Иоанна Златоуста с Большой Житомирской улицы (сейчас на ее месте стоит дом под номером 9). Храм этот был построен еще в 1731 году для немногочисленных тогда жителей Верхнего города. Со временем церковь пришла в упадок, а место, где ее поставили, было крайне неудобным — небольшой деревянной церкви приходилось соседствовать с Софийским собором и Михайловским монастырем. Николай Лесков написал в “Печерских антиках”, как дьячок Златоустовской церкви буквально затаскивал в храм богомольцев, которые шли в Десятинную церковь и на Подол. Когда же в 1866 году место для новой Златоустовской было определено на Галицкой площади, генерал-губернатор Александр Безак предложил провести эксперимент — построить церковь по оригинальной системе инженера Никкельса. Система эта состояла в том, что главным материалом для сооружения церкви выбиралось не дерево или камень, а металл. Это должно было ускорить строительство и давало возможность поставить сооружение храмов на поток, изготовляя серии стандартных составных частей. Никкельс очень быстро изготовил церковь в Петербурге, после чего ее разобрали и отправили в Киев, где уже был подготовлен фундамент. В марте 1868 года части храма прибыли в город вместе с другим аналогичным сооружением — железной часовней Александра Невского. Чугунные части церкви были изготовлены на заводе в Санкт-Петербурге под руководством инженера Никкельса. Конструкция весила 85 тонн, а само производство и установка церкви обошлись государству в 80 тысяч рублей. Чугунная конструкция церкви была доставлена в Киев в 1868 году, где установка храма заняла целых 3 года. На чугунному каркасу были прикреплены металлические окна, колокола, лестница и другие элементы. Церковь в Киеве «собирали» архитектор Николай Юргенс и Михаил Иконников. Чугунная церковь в псевдо-русском стиле была освящена в 16 августа 1871 года.

http://sobory.ru/article/?object=35796

Митрополит Варсонофий сослужил Святейшему Патриарху Кириллу в столичном храме Христа Спасителя декабря 2018 В Неделю 27-ю по Пятидесятнице, день памяти святителя Филарета, митрополита Московского, 2 декабря, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в в столичном храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Спиридона (Морозова) во епископа Бирского и Белорецкого. Патриаршее богослужение стало центральным событием торжеств, посвященных 10-летию Общества друзей милосердия. Перед входом в храм были размещены стенды с информацией о службе " Милосердие " , в галереях были оборудованы зоны сбора пожертвований и записи в общество. Его Святейшеству сослужили митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , Филиппопольский Нифон, Истринский Арсений, Уфимский и Стерлитамакский Никон, Ставропольский и Невинномысский Кирилл, архиепископы Сергиево-Посадский Феогност, Верейский Амвросий, Солнечногорский Сергий, Егорьевский Матфей, епископы Дмитровский Феофилакт, Орехово-Зуевский Пантелеимон, Салаватский и Кумертауский Николай, Балашихинский Николай, Нефтекамский и Октябрьский Амвросий, Домодедовский Иоанн, а также клирики Башкортостанской митрополии и столичное духовенство. На богослужении присутствовали представители органов власти. Среди молившихся были сотрудники службы помощи " Милосердие " : сестры милосердия и добровольцы, ухаживающие за одинокими больными, стариками, сиротами и инвалидами, студентки Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, а также люди, которые регулярными пожертвованиями поддерживают работу службы. Также богослужение посетили подопечные службы " Милосердие " из Свято-Софийского социального дома, насельники Свято-Спиридоньевской богадельни, детских и взрослых интернатов, где трудятся сестры милосердия, многодетные семьи. На сугубой ектении были возглашены прошения о нуждающихся, людях в беде и о тех, кто оказывает им помощь. Были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010