Био-библиографический список авторов (Bio – Biographical) (List of Authors) АВЕРКИЙ. Архиепископ Сиракузско-Троицкий. A. П. Таушев. 1906 Родился 19 октября в Казани. Покинул Россию в 1920 г. Окончил в 1930 г. богословский факультет Софийского университета. Пострижен и рукоположен в 1931 г. С 1932 по 1940 вел просветительную работу в Подкарпатской Руси. С 1940 по 1944 был приходским священником в Белграде, а до 1951 г. в Мюнхене, с 1951 г. преподавателем в Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле. Посвящен в епископы 1953. С 1960 является настоятелем обители и ректором семинарии. Дух современности и дух Христов. Б.Д. стр. 15. Мысли о. Иоанна Кронштадского о Церкви. М. 1947. Преподобный Серафим Саровский . 1949. Россия-Дом Пресвятой Богородицы. Дж. 1954. Руководство к изучению Четвероевангелия. Дж. 1954. стр. 354. Руководство к изучению Апостола. Дж. 1956. стр. 454. Руководство к изучению св. писания. Дж. 1957. Св. Марк Ефесский . Дж. 1964. Провозвестник кары русскому народу. Еп. Феофан Затворник . Дж. 1964. Истинное православие и современный мир. Дж. 1971. стр. 309. АЛЕКСАНДР. Епископ Зилонский. Семенов Тян-Шанский, Александр Дмитриевич».1890 Родился 7 октября в Петербурге. Внук знаменитого исследователя Средней Азии Петра Петровича Семенова Тян-Шанского 1827 –1914. Окончил Петербургский университет в 1914 г. Участвовал в войне. Переехал во Францию в 1925 г. Окончил Богословский Институт в Париже в 1942 г. Рукоположен в 1943 г. Настоятель прихода в Париже. Посвящен в епископы в 1971 г. Участник экуменического движения, много потрудившийся в деле духовного окормления молодежи. О. Иоанн Кронштадский. Н-Й. 1955 стр. 380. Cathechlsme Orthodoxe. (Pour adultes.) P. 1961. 152 pp. Пути Христовы. П. 1970. стр. 297 АЛЕКСЕЕВ, Василий Иванович. 1906 Родился во Владимире 6 октября. Окончил Московский университет в 1930 г. Покинул Россию во время второй мировой войны 1944. В Америке с 1951 г. Профессор русской литературы в Миннесота, Америка. Невидимая Россия. Н-Й. 1952. стр. 405 Россия солдатская. Н-Й. 1954. стр. 3437

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Заграница Бывая за границей, владыка старался выучить хотя бы несколько фраз на местном языке. Но иногда его подводили тонкости произношения. Так, совершая богослужение в одном из православных храмов Хельсинки, владыка преподал прихожанам благословение на финском языке: «Мир (рауха) всем!» Но звук «у» был произнесён нечётко, и получилось: «Деньги (раха) всем!» Ещё большая накладка произошла в Греции, в годы правления чёрных полковников. Митрополиту нужно было нанести визит в Министерство иностранных дел. Взяв такси, он сказал шофёру: «Министерство внешних (эксотерикон) дел!» Но шофёру послышалось: «эсотерикон» (внутренних дел). Когда такси подкатило к мрачному зданию, опоясанному проволочными заграждениями и вышками, владыка взглянул на зловещие лица охранников и понял, что его здесь не ждали... В течение пяти лет (1944–1949 гг.) Сталин разжигал в Греции гражданскую войну с целью превратить страну в «народную демократию». Это удалось сделать в соседней Болгарии. Болгария В Болгарии владыка бывал неоднократно. Однажды он совершал Божественную литургию в столичном Софийском соборе св. блгв. кн. Александра Невского. В Болгарии даже при коммунистах можно было поминать имя императора Александра II, Освободителя от турецкого ига. И вот архиерей возглашает об упокоении... Николая Александровича! (Вместо Александра Николаевича.) И получилось – святитель помянул имя императора Николая II, «умученного от безбожников-большевиков». Старички-эмигранты, стоявшие в храме, начали истово креститься, лица их просветлели, – надо же, не побоялся! В тот раз из этой оговорки «второй Шипки» не получилось – «братушки из безпеки» (госбезопасности) в такие тонкости не входили. В те годы, когда русская армия освобождала Болгарию от турок, революционеры-народовольцы мечтали вырезать всю «великую ектенью», т. е. всю династию Романовых, поминавшихся «за здравие» во время богослужений. В 1881 г. «господа бомбисты» ликвидировали Александра Николаевича, а Николай Александрович с семьёй принял смерть в подвале Ипатьевского дома по приказу Ленина. Мог ли владыка Никодим предполагать, что его титул «Ленинградский» в 1991 г. будет «ликвидирован», а в 2000 г. император Николай II, с семейством, будет причислен к лику святых Русской православной Церкви?

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – ноябрь 2008 25 мин., 25.11.2008 1-я страница обложки – венчание Алексея Тузова и телеведущей Марии Китаевой. Таинство венчания совершает протоиерей Николай Степанюк. Фото Влада Бурыкина . (См. заметку М. Китаевой «Наша семья началась в Церкви» в рубрике «Тема номера»). Пролог: (на заставке – фото Алексея Семкина) Николай Заболоцкий . О красоте человеческих лиц . Стихотворение, 1958 год («Есть лица, подобные пышным порталам…»)//Фома. - – ноябрь 2008. – С.2. – (рубрика « Пролог »). Содержание: С.3. Грани: Владимир Легойда , главный редактор . Список Паскаля, или О христианской ненависти . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – ноябрь 2008. – С.4. – (рубрика « Грани »). Вопрос номер один: (на заставке – фото Владимира Ештокина) Мешает ли послушание самореализации? //Фома. - – ноябрь 2008. – С.5-8. – (рубрика « Вопрос номер один »). На вопрос редакции ответили: Священник Глеб Грозовский , клирик Софийского собора, город Пушкин, Санкт-Петербург. Был футболистом, стал священником. Фото Мадины Астаховой. – С.6; Наталия Нарочницкая , президент «Фонда исторической перспективы», руководитель парижского филиала Института демократии и сотрудничества, доктор исторических наук, Москва. Самореализация – в преодолении себя . Фото из архива автора. – С.6; Валерий Алексеев , Президент Международного фонда единства православных народов, профессор, Москва. Христос любит дерзновенных. Фото Владимира Ходакова. – С.6; Сергей Ганьжин , корреспондент ИА «Интерфакс», Москва. Иллюзия, которую рисует гордость . Фото из архива автора. – С.6; Владимир Шохин , заведующий секцией философии религии Института философии РАН, доктор философских наук, Москва. Послушание – не цель, а средство . Фото Максима Праздника. – С.7; Дарья Затулина , сотрудник пресс-службы Правительства РФ, Москва. Послушание ценится обществом . Фото из архива автора. – С.7; Галина Выдрина , советник губернатора Ханты-Мансийского Автономного округа по делам национальностей и общественных объединений. Послушные не одиноки . Фото из архива автора. – С.7;

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-67-...

§ 1. Предмет настоящего описания Киево-Софийский собор, древнейший из кафедральных в России, памятник благочестия славного Ярослава благовластного Самодержца; и заветная святыня наших предков, был всегда предметом преимущественного уважения сынов России. Но в новейшее время, после того, как утвердил, на этом древнейшем святилище особенное внимание своё Сам Благочестивейший Государь Николай Павлович, и открылись на стенах этого храма 8-вековые священные изображения фресковые, около двух столетий скрывавшиеся под слоями позднейших окрасок 1 ; он сделался не только предметом благоговения чтителей святыни, но и предметом; в высшей степени занимательным для всех любителей искусств и древностей. По открытии фресок, Собор, о Высочайшей воле, обновляем был не только по стенам внутренним, где открыты фрески, но и во всех частях своих, внутренних и внешних. Таким образом, представился случай тщательнее обозреть весь план и всё устройство этого древнейшего храма; открылась потребность и новых описаний 2 Собора и возможность решить некоторые археологические вопросы 3 точнее, по крайней мере, c большей достоверностью, а с тем вместе провести более значимо черту между достоянием Собора древнейшим и приобретениям его позднейшими. Желая представить опыт описания обновлённого Собора, мы будем иметь в виду как древнейшее, так и новое состояние его, и потому расположим описание наше на следующие отделения: I. О начале и первобытном состоянии Собора. II. Краткая летопись Собора. III. Обновление Собора. IV. Принадлежности Собора, наиболее примечательные 4 . Отделение I. О начале и первобытном состоянии Киево-Софийского Собора § 2. Сведения о Соборе в летописях О начале и первобытном состоянии Киево-Софийского Собора у Преп. Нестора находим следующее ратное известие: «В лето 6545 (от P.X. 1037) заложи Ярослав град великий (т. е., как изъясняют, стену, или ограждение, вокруг Киева), у него же града суть Врата Златыя; заложи же в церковь Св. Софии и Митрополью, и украси ю златом и сребром и сосуды церковными». Прибавим к сему сказание Киевского Синопсиса: «Укрепившися на княжении, обнови град Киевский и созда (Ярослав) церковь велику и предивну Св. Софии, сиречь, Премудрости Божия, от камени, по подобию Константипопольския, точию меньшия от нея, на месте том, идеже Печенегов победи, и украсило всякою красотою, а при ней вежу сооруди, и верх позлати». Таким образом, получаем следующие достоверные сведения о нашем Соборе:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Архив Пн Предстоятели Русской и Болгарской Православных Церквей совершили Литургию в Покровском женском монастыре г. Москвы Видео: Роман Самсонов, Лев Брусенцов, Александр Бригадов, Платон Конухов. 8 марта 2016 г. 16:13 8 марта 2016 года, в праздник обретения главы Иоанна Предтечи, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и  Святейший Патриарх Болгарский Неофит  совершили Божественную литургию в храме Воскресения Словущего  Покровского ставропигиального женского монастыря  г. Москвы. В этот день, согласно решению Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 июля 2013 года ( журнал 81 ), отмечается также дополнительный день празднования памяти святой блаженной Матроны Московской.   7-11 марта Святейший Патриарх Болгарский Неофит совершает визит в Русскую Православную Церковь, в ходе которого ему будет вручена премия  Международного фонда единства славянских народов . По прибытии в Покровский монастырь Предстоятели Русской и Болгарской Православных Церквей поклонились честным мощам блаженной старицы Матроны, почивающим в храме Покрова Пресвятой Богородицы. За Литургией Патриарху Кириллу и Патриарху Неофиту сослужили:  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата; митрополит Западно- и Центральноевропейский Антоний ( Болгарская Православная Церковь );  митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; епископ Браницкий Григорий, викарий Софийской митрополии (Болгарская Православная Церковь);  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Подольский Тихон ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Герасим (Георгиев), главный секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви; архимандрит Дионисий (Мишев), председатель Церковного совета храма-памятника св. блгв. кн. Александра Невского в Софии (Болгарская Православная Церковь);  архимандрит Филипп (Васильцев) , представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском;  архимандрит Феоктист (Димитров) , представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси;  архимандрит Серафим (Шемятовский) , представитель  Православной Церкви Чешских земель и Словакии ;  протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя ОВЦС МП;  игумен Петр (Еремеев) , наместник  Высоко-Петровского ставропигиального монастыря ; духовенство г. Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/4392341.ht...

Библиография Список литературы на русском языке Аксаков= Аксаков Н. Патриаршество и каноны. СПБ., 1906. Акты=Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943. М., 1994. Алексий II. Обращение=Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру и приходским советам города Москвы на Епархиальном собрании 21 декабря 1995. М., 1996. Алмазов=Алмазов А.И. Законоправильник при русском Требнике. СПБ., 1902. Афанасьев= Афанасьев Николай , протопресвитер. Церковь Духа Святого. Рига, 1994. Бартошек – Бартошек М. Римское право. Понятия, термины, определения. М. 1989. Бенешевич. Синагога=Бенешевич В.Н. Синагога в 50 титулах и другие юридические сборники Иоанна Схоластика. СПБ., 1914. Бенешевич. Кормчая=Бенешевич В.Н. Древнеславянская Кормчая в 14 титулах без толкования. 4.1. СПб., 1906. Бенешевич – 883=Бенешевич В.Н. Канонический сборник 14 титулов со второй четверти 7 в. до 883 г. СПб., 1905. Бердников=Бердников И.С. Краткий курс церковного права Православной Церкви. Вып. 1. Изд. 2-е. Казань, 1903. Бердников –1888=Бердников И.С. Краткий курс церковного права. Казань, 1888. Благочиние=Инструкция благочинному приходских церквей. Болотов. Архим. Владимир=Болотов В.В. Из церковной истории Египта. Архимандрит Тавенниотов Владимир при Константинопольском дворе в 431 г. Ч. 1. Болотов. История=Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т.2. М., 1994. Болховитинов= Евгений (Болховитинов) , митрополит. Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии. Киев, 1825. БТ 2, 18, 25=Богословские труды. Сборник 2. М., 1961; Сборник 18. М., 1978; Сборник 25. М, 1984. Булгаков=Булгаков СВ. Настольная книга для священно-церковно- служителей. Ч. 2. М., 1993. Вальсамон=Вальсамон. Толкование на «Номоканон» 9. Гл. 29. Василий Вел.= Василий Великий . Творения. Т. 3. СПб., 1850. Вестник=Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. Властарь. Синтагма= Матфей Властарь . Алфавитная Синтагма. Изд. 2-е. Симферополь, 1901.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В Японии сегодня мода на христианство Я знаю девушку, которая пришла к православной вере из язычества. Еще в детстве она начала думать о том, кто же сотворил этот мир, и постепенно пришла к мыслям о Боге как о Творце мира. Потом у нее родилось желание уйти в буддийский монастырь. 12 сентября, 2009 Я знаю девушку, которая пришла к православной вере из язычества. Еще в детстве она начала думать о том, кто же сотворил этот мир, и постепенно пришла к мыслям о Боге как о Творце мира. Потом у нее родилось желание уйти в буддийский монастырь. Читайте также: Не было столь уважаемого в Японии человека, кроме императора Вербное воскресенье в Японии. Фоторепортаж Интерфакс-Религия Первые ростки православия появились в Японии в результате активной миссионерской деятельности святителя Николая (Касаткина). Сегодня в стране «восходящего солнца» насчитывается несколько десятков православных верующих. О том, как японцы воспринимают проповедь о Христе и каковы перспективы православной миссии в Японии, в интервью порталу «Интерфакс-Религия» рассказал наместник православного Свято-Никольского монастыря в Токио иеромонах Герасим (Шевцов). — Отец Герасим, как давно Вы служите в Японии? — Недолго, всего год и два месяца. Но мне известно немало интересных историй, связанных с воцерковлением местных жителей. Большинство японцев приходит к православию из протестантизма и католичества. Однако я знаю девушку, которая пришла к православной вере из язычества. Еще в детстве она начала думать о том, кто же сотворил этот мир, и постепенно пришла к мыслям о Боге как о Творце мира. Потом у нее родилось желание уйти в буддийский монастырь, но каким-то образом, как, она и сама не может объяснить, у нее появились мысли о том, что истина содержится в христианстве. Возможно, сказалось то, что она ходила в протестантский детский сад, и какие-то семена в ее душу запали. Из телепередач она узнала о русском православии, и в конце концов эта японка поступила на факультет русского языка в Софийском католическом университете, затем поехала в Россию. И здесь она, наконец, нашла то, что искала. Теперь она прихожанка собора Воскресения Христова в Токио (Николай-до).

http://pravmir.ru/v-kakom-to-smysle-v-ya...

Древнейшая, ныне несуществующая, церковь св. Иоанна Предтечи у Боровицких ворот, в Московском Кремле Рисунок Виктора Дмитриевича Кокорина. В первой половине XIX века к числу дворцовых церквей в Москве была присоединена вновь устроенная в Боровицкой башне церковь во имя Рождества св. Иоанна Крестителя. Церковь эта заменила собою древнейшую из Московских церквей, носившую название «под Бором». Последнее слово, по мнению Забелина, вернее всего указывало на то, что обозначенная местность, лежавшая хотя бы и за рекою, в действительности, находилась под сению кремлевского бора. Часть этого леса, вероятно, произрастала и по замоскворецкому берегу, но главный сплошной бор все-таки простирался по Кремлевской нагорной стороне реки, почему и явилось урочище «под бором», каковое, как местность древнего поселения, должно относиться к отдаленной древности 1 . По свидетельству летописи, до построения в Кремле в 1460 г. каменной церкви Рождества св. Иоанна Предтечи, здесь была деревянная церковь «на Бору», в том лесу и срубленная, которая была «соборною» при св. митрополите Петре, а двор его был поблизости 2 . Забелин не без основания допускает то предположение, что эта церковь была здесь выстроена вскоре после крещения здешнего населения. Некоторым указанием на это служат найденные в 1847 году под кирпичным полом каменного жертвенника разрушенного храма св. Иоанна Предтечи скотские кости: лошадиная голова и две голени, из которых одна была признана за бычью, а другая за коровью 3 . Возможно, что первая деревянная церковь и была воздвигнута на самом месте древнего языческого капища. Самое наименование церкви Рождества св. Иоанна Крестителя также может служить своего рода указанием на бывшие здесь языческие празднества в честь Купалы, которые совершались именно накануне христианского праздника во имя Рождества св. Иоанна Предтечи, 24 июня. Известно также и то, что во время первого крещения русских племен повсюду поставлялись на месте прежних языческих требищ храмы 4 . Когда первоначальный деревянный храм пришел в ветхость, тогда на место его в лето 6968 (1461) был заложен каменный 5 перед двором князя Юрия Васильевича 6 , а в следующем году великий князь Василий Васильевич устроил при нем придел во имя преп. Варлаама Хутынского 7 . В 1493 г. храм выгорел 8 , и под ним погибла казна великой княгини Софии 9 . Пожар этот, по свидетельству Софийского временника, произошел от небесного огня, возгоревшегося на церкви св. Николы на Песку, и, вследствие сильной бури, перенесшегося на другую сторону Москвы реки ко Всем Святым, а оттоле за Неглинною к каменной церкви, к Егорию Святому, и в тот час начался пожар во многих местах... и за Архангелом выгорело, и митрополичий двор и у Пречистыя алтарь обгорел под немецким железом... и церковь Иоанна Предтечи у Боровицких ворот выгорела и запала. А пожар был так велик, прибавляет современник, что, по сказанию летописцев и старых людей, как Москва стала, не бывало такого пожара 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Из месяцеслова Православных святых Святитель Иоасаф Белгородский 22 (К 200-летию его преставления) 4 сентября, 10 декабря Из родовитых семей малороссийского края произошел святитель Иоасаф. Полковниками Прилукского казачьего полка были предки, с отцовской стороны, Иоакима Горленко, родившегося 8 сентября 1705 г. Дочерью гетмана Даниила Апостола была его мать Мария. Благочестив был отец Иоакима, Андрей Горленко, сестра же и брат последнего приняли иноческий образ. Учениками Киево-Братской Могилянской академии состояли отец и дядя Иоакима. В ту духовную школу и был отдан в обучение восьмилетний отрок. Мать городов Русских, с Печерской Лаврой, другими обителями и храмами, дала много умному и восприимчивому ко всему доброму Иоакиму, утвердив то хорошее, что вложено было в него боголюбивой семьей. При постоянном молитвенном общении с великими святынями колыбели русского христианства рано созрела у него решимость посвятить себя Богу. Достигнув 18 лет, он открыл свое благое намерение родителям, но, неожиданно для себя, встретил препятствия с их стороны. Нелегко далась ему борьба между исполнением воли любимых им родителей и все больше захватывавшим его стремлением к иночеству. Наконец, решение принято Иоакимом. Он покидает академию и скрывается под сень старого Межигорского монастыря вблизи Киева. 27 октября 1725 г. он принимает иноческий постриг и нарекается Иларионом. Только тогда он дает, через верного слугу, весточку родителям, от которых получает долгожданное благословение. В мантию постригается он 21 ноября 1727 г. в Киево-Братском монастыре, где в годы учения задумал он уйти на узкий путь спасения. Наречен он был Иоасафом, в ознаменование, очевидно, пренебрежения мирскими почестями и славой, явленных одноименными ему святыми иноками: царевичем Индийским, на заре христианства, и князем Заозерским, в середине XV века. В 1728 г. последовало рукоположение о. Иоасафа в сан иеродиакона и назначение преподавателем низшего класса Академии. В 1733 г. к этому присоединились обязанности экклесиарха Братского монастыря. В иеромонахи он был поставлен 8 ноября 1734 г. и включен в клир древнего Софийского собора. Через год вошел он в состав Духовной консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Когда было написано обличительно послание царя Ивана Васильевич IV в Кирилло-Белозерский монастырь? Источник ИЗВЕСТНОЕ послание царя Иоанна Грозного к братии Кирилло-Белозерского монастыря и её игумену Косме, представляющее собою ценный источник для характеристики вотчинного иночества XVI века и в то же время один из памятников литературного творчества грозного царя, обыкновенно в рукописях встречается без даты. Поэтому, составитель IV части Истории Российской Иерархии (М., 1812), издавая послание (стр. 420 и след.), не решился отнести его к тому или иному году. Точно так же издатель I тома Актов Исторических, собранных и изданных Археографической Комиссией (Спб. 1841, 204, стр. 372 и след.), печатая вновь послание по трем Софийским и одной Кирилловской рукописям, не нашел между ними ни одного датированного списка. Между тем в зависимости от решения вопроса о времени составления послания находится хронология целого ряда исторических фактов, о которых оно упоминает. Вследствие этого в научной литературе возникло несколько попыток точнее определить время появления обличительного писания царя. И уже в «Актах Исторических» издатель снабдил послание заметкой: «около 1578» года. К этому времени его приурочил Н. М. Карамзин 1 , мнение которого было принято и поддержано, кроме Н. М. Строева, преосв. Макарием 2 , Н. И. Костомаровым , Ясинским 3 и другими 4 . С другой стороны, А. П. Барсуков в I томе своего исследования «Род Шереметевых» (Спб. 1881), отвергнув, мнение Н. М. Карамзина , высказал предположение, что послание, о котором идет речь, было написано в промежуток времени между весной 1574 года и весной 1575 года (стр. 324–325). Эта новая дата была принята и Д. И. Иловайским. Но в одной из рукописей бывшей Софийской библиотеки (ныне С.-Петербургской Духовной Академии) 1152, нам удалось найти список послания, правда неполный, но с точно определенной датой, которая не сходится ни с мнением Н. М. Карамзина , ни с догадкой А. П. Барсукова. Список этот сохранился на последних листах рукописи (л. 117–120) и содержит. только несколько первых страниц послания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010