Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАРСОВ Николай Иванович (21.04.1839, Лужский у. С.-Петербургской губ.- 30.03.1903, С.-Петербург), богослов, церковный историк. Род. в семье священника. Окончил С.-Петербургскую ДС (1859), затем СПбДА (1863), получил степень магистра богословия (часть магист. дис. «Братья Андрей и Семен Денисовы: Их жизнь и значение в истории раскола» опубл. в ж. «Православное обозрение» в 1865 и отдельным оттиском в 1866). Был назначен бакалавром по гомилетике в МДА, но отказался от назначения, надеясь получить место в СПбДА. С 18 сент. 1863 г. преподаватель словесности в С.-Петербургской ДС, с 1864 г. одновременно учитель словесности в Мариинской и Рождественской жен. гимназиях С.-Петербурга. Изучив методы преподавания словесности в светских учебных заведениях, составил подробную программу семинарского курса теории и истории словесности с объяснительной запиской (опубл. в ж. «Христианское чтение» в 1870, программа с изменениями была издана от имени С. С. Лебедева как руководство для семинарий). Сохранились литографированные издания лекций Б., прочитанных в семинарии,- «Очерки русской словесности и литературы» (1867), «Словесность» (1867?),- к-рые использовались как пособия учителями семинарии. В 1869 г. Б. стал доцентом СПбДА по кафедре пастырского богословия, читал лекции по гомилетике, в 1871 г. назначен экстраординарным профессором, в 1887 г.- ординарным профессором. С 1874 г. являлся членом учрежденной при Святейшем Синоде комиссии для разбора и описания дел архива Синода, был редактором 2, 6, 8-го томов ОДДС (1878-1891). В 1877 г. работал в комиссии по описанию рукописей б-к Кириллова Белозерского мон-ря и СПбДА, был занят проверкой и исправлением каталога Софийской б-ки. В 1884 г. участвовал в комиссии по пересмотру и изменению семинарских программ, в 1885 г. выпустил брошюру «О преподавании гомилетики в семинариях применительно к новому уставу». В 1889 г. получил чин действительного статского советника, вышел в отставку. Являлся действительным членом РГО, почетным членом С.-Петербургского Археологического ин-та, Киевского церковно-археологического об-ва, Ростовского музея церковных древностей. Похоронен на Смоленском кладбище в С.-Петербурге.

http://pravenc.ru/text/77608.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИНОВИЙ (Дроздов Николай Петрович; 14.07.1875, с. Холм Галичского у. Костромской губ.- 9.09. 1942, пос. Турьинские Рудники, ныне г. Краснотурьинск Свердловской обл.), архиеп. Тамбовский и Козловский. Из семьи священника. По окончании Костромской ДС (1897) рукоположен во диакона, затем - во иерея. Вскоре овдовел. В 1899 г. поступил в СПбДА, 2 года учился на 1-м курсе. В 1903 г. пострижен в монашество с именем Зиновий. В 1904 г. окончил академию со званием кандидата богословия. 14 авг. 1904 г. командирован священником на госпитальное судно «Орел» в составе 2-й Тихоокеанской эскадры адмирала З. П. Рожественского. Участвовал в походе эскадры из Балтийского м. на Дальн. Восток во время русско-япон. войны. Во время плавания вел дневник, впосл. изданный. В Цусимском сражении в мае 1905 г. судно «Орел» было захвачено япон. крейсером и отведено в Шанхай. После возвращения в Россию был назначен 23 сент. 1905 г. преподавателем Вятской ДС. С 28 сент. 1906 г. смотритель Кутаисского ДУ. С 14 июля 1907 г. правитель канцелярии Грузинского Экзархата. 12 сент. возведен в сан архимандрита. В период обострения ситуации в Экзархате из-за активизации сторонников автокефалии принял сторону экзарха Грузии архиеп. Никона (Софийского) . После убийства архиеп. Никона назначен 13 июля 1908 г. смотрителем Екатеринбургского ДУ. С 22 янв. 1909 г. ректор Кишинёвской ДС. 11 дек. 1911 г. хиротонисан в Троицком соборе Александро-Невской лавры в С.-Петербурге во епископа Измаильского. Стал викарием Кишинёвской епархии. 17 янв. 1913 г. назначен епископом Козловским, викарием Тамбовской епархии. После назначения 1 апр. 1918 г. Тамбовского и Шацкого архиеп. сщмч. Кирилла (Смирнова ; впосл. митрополит) на Тифлисскую кафедру З. вступил во временное управление Тамбовской епархией. 22 мая 1918 г. был избран епархиальным собранием священнослужителей и мирян епископом Тамбовским и Шацким. Избрание было утверждено Патриархом Московским и всея России св. Тихоном 4 июня того же года. В июле-сент. 1918 г. участвовал в работе 3-й сессии Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Был членом соборного Отдела о богослужении, проповедничестве и храме. В выступлении на заседании отдела говорил о том, что в случае проведения церковной реформы может возникнуть опасность «потери векового наследия красоты богослужебного языка». Предложил для лучшего управления епархией образовать полусамостоятельные Шацкое и Липецкое вик-ства, что было утверждено Патриархом Тихоном 28 нояб. 1918 г. После этого З. стал именоваться епископом Тамбовским и Козловским.

http://pravenc.ru/text/199817.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕКИНСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Находился в г. Пекине (Китай). Основан в XVIII в. как подворье Пекинской духовной миссии , с 1863 г. первоклассный мон-рь. Предыстория основания П. м. связана с поселением в 80-х гг. XVII в. в Пекине албазинцев , потомков рус. казаков, жителей пограничного с Китаем острога Албазин, принятых на службу в гвардию кит. имп. Канси. По указанию императора они проживали на сев.-вост. окраине города, близ крепостной стены, «на так называемом «берестовом урочище» (хоа-пи-чан)». При этом Канси повелел «очистить стоявшее на этом же месте буддийское капище, окруженное домами обывателей, и отдал его во владение албазинцам, которые переделали его в часовню» ( Николай (Адоратский). 1887. 3. С. 335-336). В 1689 г. на месте будущего мон-ря была устроена часовня свт. Николая Чудотворца, вскоре переоборудованная в церковь. В ней служил свящ. Максим Леонтьев. В 1695 г. митр. Сибирский и Тобольский Игнатий (Римский-Корсаков) отправил в Пекин верхотурского свящ. Григория и тобольского диак. Лаврентия Иванова с антиминсом, миром, богослужебными книгами и церковной утварью, а также послал свящ. Максиму благословенную грамоту, по к-рой он «с посланными из России священнослужителями» освятил обновленный храм во имя св. Софии, Премудрости Божией (1696). «Но эта первая православная церковь в Пекине долго называлась Никольскою», т. к. в ней хранилась чтимая икона свт. Николая Чудотворца (Николы Можайского), принесенная казаками из Албазина (Там же. С. 346-348). Прибывшая в Пекин 1-я Российская духовная миссия (1715-1728) расположилась именно при этом храме. Для членов 2-й миссии (1729-1735), проживавших уже на Российском дворе ближе к центру города, была построена ц. в честь Сретения Господня (1736). На месте разрушенной во время землетрясения (1730) Софийской (Никольской) ц. албазинцами была построена и 5 авг. 1732 г. по благословению свт. Иннокентия (Кульчицкого) освящена каменная ц. Успения Пресв. Богородицы; но и она «по-прежнему именовалась Никольскою». При церкви имелась колокольня на 4 деревянных столбах с колоколом, 2 «китайскими чашами» и 4 «чугунными колоколечками». Среди храмовых икон упоминается образ свт. Николая Чудотворца «можайского типа» (Там же. 1887. 5. С. 122).

http://pravenc.ru/text/2579900.html

Нектарий (Надеждин), архиеп. Харьковский и Ахтырский. Гравюра. Кон. XIX в. (Надеждин Николай Самуилович; 30.11.1819, г. Моршанск Тамбовской губ.- 7.09.1874, Харьков, ныне Украина), архиеп. Харьковский и Ахтырский. Род. в семье диак. Самуила Ивановича Надеждина. В кон. 1860 г. пребывавший на покое еп. Иеремия (Соловьёв) постриг диак. Самуила в монашество с именем Феоктист. Впосл. архим. Феоктист был настоятелем нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня монастыря . Н. Надеждин обучался в Тамбовской ДС, в 1839-1843 гг.- в КДА; окончил академию магистром, 26-м по разрядному списку. 22 окт. 1842 г. ректором архим. Димитрием (Муретовым) пострижен в монашество с именем Нектарий в честь прп. Нектария Киево-Печерского, 25 дек. рукоположен во диакона, 14 авг. 1843 г.- во иерея. 31 окт. 1843 г. определен смотрителем и учителем высшего отделения Приворотских уездного и приходского духовных училищ в Подольской епархии. 31 авг. 1844 г. с сохранением прежней должности назначен строителем Покровского мон-ря г. Бар Подольской губ. 21 сент. 1845 г. возведен в степень магистра, получил магистерский крест. В 1846 г. обозревал Крутянское ДУ, 20 сент. 1846 г. возведен в сан игумена. 14 янв. 1847 г. по случаю перемещения Приворотского уездного ДУ в г. Бар Подольской губ. переведен на должности ректора и учителя высшего отд-ния этого уч-ща. 30 окт. того же года назначен на те же должности в Киево-Софийское ДУ. С 13 февр. 1848 г. эконом Киево-Софийского митрополичьего дома. 22 апр. 1849 г. назначен инспектором и профессором богословия КДС с возведением 19 нояб. 1850 г. в сан архимандрита. С 5 сент. 1850 по 11 апр. 1853 г. состоял членом временного строительного комитета, учрежденного для ремонта зданий КДС. С 6 февр. по 20 марта 1851 г. исполнял должность ректора семинарии, преподавал богословие на высшем отд-нии, 5 мая утвержден в должности ректора и профессора богословских наук. 31 мая 1851 г. определен настоятелем Киево-Николаевского Пустынного мон-ря, 31 авг.- членом киевского Комитета для цензуры духовных книг, членом академической конференции и внешнего окружного академического правления. В 1851 г. назначен членом Киевской духовной консистории и членом временного Комитета для составления церковно-исторического и статистического описания Киевской епархии. С 8 по 15 июля 1854 г. инспектировал Черниговскую ДС.

http://pravenc.ru/text/2564884.html

(Новый) [болг. Никола Софийски] (1510, г. Янина, обл. Эпир - 17.05.1555, София), мч. (пам. 17 мая). Единственным источником сведений о Н. С. является пространное Житие - самое объемное произведение болг. лит-ры XVI в., написанное Матеем Грамматиком , очевидцем его мученичества. Н. С. род. в г. Янина в благочестивой семье Мартина и Ефросины. В крещении получил имя в честь свт. Николая Чудотворца, к-рого очень почитали его родители. Воспитывался в боголюбии и преданности Церкви. Обучился сапожному делу. Оставшись сиротой, молодой человек решил странствовать во имя Бога. Ведомый Божиим промыслом, он пришел в Софию. Благодаря доброму нраву и мастерству вскоре он заслужил любовь горожан. В Софии Н. С. вступил в брак. Но впосл., желая избежать человеческой славы и считая себя вечным странником, он вновь отправился в путь. Три года, в период между 1546 и 1554 гг., он проработал сапожником при дворе валашского правителя Мирчо Чобана. Вернувшись в Софию, он занял видное место среди обувных мастеров, чем вызвал зависть коллег-мусульман. Хитростью они заманили его на пир, напоили спиртным до потери сознания и совершили над ним обряд обрезания, чтобы вынудить его отречься от Христа. Но, придя в себя, Н. С. отказался предать веру и стал тайно держать строгий пост с желанием слезами и покаянием преодолеть обиду и унижение. Через год, в дни празднования Вознесения Господня, его посетил мусульманин, чтобы утвердить в исламе, но обнаружил, что Н. С. сохранил верность Православию. Отказ отречься от Христа вызвал гнев гостя, к-рый решил обвинить Н. С. в поругании мусульманской веры. На судебном процессе святой держался с достоинством. Судья позволил ему высказаться в свою защиту, т. к. понимал, что он был обманом обращен в ислам. Н. С. заключили в темницу и подвергли жестоким мучениям. На 2-м заседании суда твердость мученика еще более разгневала мусульман, к-рые стали требовать его казни. В тексте Жития приведены подробные описания мучений Н. С., которые во многом близки страданиям Христа в темнице. Подобно первомч. архидиак. Стефану, Н. С. забили камнями в местности Три-Кладенци, в зап. части Софии (совр. р-н Ючбунар).

http://pravenc.ru/text/2566136.html

Паломничество православных трезвенников Санкт-Петербурга в Кронштадт ноября 2009 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, православные трезвенники Санкт-Петербурга по окончании литургии отправились в паломничество к святыням Кронштадта. 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери , православные трезвенники Санкт-Петербурга по окончании литургии отправились в паломничество к святыням Кронштадта. В паломничестве приняли участие более 50 человек во главе с руководителем петербургских Школ трезвения Владимиром Анатольевичем Цыганковым. В первую очередь православные трезвенники помолились в Кронштадте у музея-квартиры святого праведного Иоанна Кронштадтского, находящегося в доме на пересечении улиц Посадской (Михайловской) и Андреевской, где батюшка Иоанн прожил более полувека. Далее паломники отправились к главной святыне русского флота - Морского собора святителя Николая Чудотворца . Он расположен в самом центре исторической части города, та территории бывшей Кронштадстской крепости. Якорная площадь, на которой находится собор, является главной в Кронштадте. Величественный Морской собор построен подобно храму Софийскому собору в Константинополе. В него вмещалось до 5000 прихожан. Здесь особенно легко могли вспомниться слова " Повести временных лет " о константинопольской Святой Софии: " …не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом… " .   В строительстве и освящении Морского собора принимали участие лично святой царь-мученик Николай Александрович, видные деятели Российского флота: выдающийся флотоводец адмирал С.О. Макаров, адмиралы В.П. Верховский, А.К. Сидеснер, М.Г. Веселаго, вице-адмиралы князь П.П. Ухтомский, А.А. Бирилев, К.П. Никонов, морской министр И.К. Григорович и многие другие. Закладку храма совершал св. праведный Иоанн Кронштадтский. Богослужения в Морском соборе совершались до 1927 года, после чего собор был закрыт. Сегодня входящий в храм не увидит прежней роскоши и величия.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=197...

Приложение 2 Покров пресвятой Богородицы над Россией Хронологический список явлений Пресвятой Богородицы и Ее прославления в знамениях, чудесах и иконах Русской Православной Церкви (988–1240) 2051 988 Патриарх Константинопольский Николай II Хрисоверг благословил царевну Анну на брак с принявшим крещение св. равноап. вел. кн. киевским Владимиром образом Пресвятой Богородицы – Зимненской Святогорской иконой (празднуется на Пятидесятницу) (1. С. 328) 2052 . 988, 1 августа Св. равноап. вел. кн. киевский Владимир принес после крещения из Херсонеса (Корсуни) иконы Пресвятой Богородицы, впоследствии прославившиеся как: Корсунская (9 октября), Минская (13 августа), Холмская (8 сентября), Изяславская (8 сентября), Иерусалимская (12 октября) (1. С. 633, 511, 579, 587–588, 645). Ок. 990–996 гг. Св. равноап. вел. кн. киевский Владимир построил в Киеве Десятинную каменную церковь в честь (Рождества?) Пресвятой Богородицы (4. С. 675–676). Иеромонах Симеон написал в Киеве список с Корсунской иконы Пресвятой Богородицы, который впоследствии был перенесен свт. Алексием († 1378) в Нижний Новгород (9 октября) (1. С. 640). Заложен киевский Софийский собор, в котором чудесно устроилось мозаичное изображение Пресвятой Богородицы «Нерушимая Стена» (31 мая; в неделю Всех святых) (1. С. 329–330). Константинопольский император Константин IX Мономах благословил свою дочь (царевну Анну?) на брак с кн. Всеволодом Ярославичем иконой Пресвятой Богородицы «Одигитрия» («Путеводительница»), впоследствии прославившейся как Смоленская (28 июля) (1. С. 474–475). 1070, 5 февраля Явление преподобному Антонию Печерскому († 1073) Елецкой иконы Пресвятой Богородицы на Болдиной горе близ Чернигова (5 февраля) (1. С. 114–115, 155–157). 1071, 25 апреля Явление Цареградской иконы Пресвятой Богородицы (25 апреля) (1. С. 256–257). Начало строительства Великой Успенской церкви Киево-Печерского монастыря по чудесному явлению и повелению Пресвятой Богородицы варяжскому кн. Шимону и четырем греческим зодчим во Влахерне: «Хочу церковь воздвигнуть себе в Руси, в Киеве». Вручение Пресвятой Богородицей зодчим во Влахерне иконы в честь Ее Успения (3 мая, 15 августа). Освящена в 1089 г. (1. С. 261– 264).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Русь приняла христианство из Константинополя. Первые русские епископы были греками 1 . Кафедральные соборы виднейших русских городов, Киева и Новгорода, именовались Софийскими 2 . Первым русским богослужебным уставом был устав Великой константинопольской церкви с его песненными по-следованиями 3 . Когда же Киевский Печерский монастырь в игуменство преп. Феодосия достиг общежительного устройства и потребовалось введение собственного монастырского устава, он был взят также из Константинополя 4  (Студийско-Алек-сиевский устав). Но христианизация русского народа протекала в ином плане, нежели в первые века существования Церкви в Римской империи. Согласно «Повести временных лет», князь Владимир, сокрушив статую бога Перуна, накануне крещения киевлян послал бирючей кликать народу: «Если не придет кто завтра на реку, будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, да будет мне враг» 5 . При таком методе насаждения христианства среди крещаемых была прослойка из язычников, для которых христианская идеология была чуждой и которые подчинялись княжескому приказу из опасения репрессий. Об этом митрополит Киевский Иларион спустя 60 лет после события Крещения Руси говорил: «И не бысть ни единого же противящася благочестивому его повелению, да аще кто и не любовию, но страхом повелевшаго крещахуся, понеже бе благоверие его со вла-стию сопряжено» 6 . За время с 988 года до смерти князя Владимира (1115) христианство было введено только на половине территорий Киевского государства, главным образом в городах. В частности, в новгородских владениях крещены были жители только Новгорода, Ладоги и Пскова, вся же периферия этой обширной территории оставалась языческой 7 . Так же обстояло дело в пределах Киевской области 8 . Земли же с прослойкой инородческого населения, Белозерье, Ростовская, Суздальская, Муромская и Рязанская с их городами-центрами, оставались языческими до середины XI века 9 . Только под 1037 годом, т. е. спустя 49 лет после Крещения Руси, летописец, говоря о княжении Ярослава Мудрого, мог сказать: «При нем начала вера христианская плодиться и распространяться» 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Святейший Патриарх Кирилл возглавил XVI церемонию вручения премий Международного фонда единства православных народов Видео: Роман Самсонов, Лев Брусенцов, Александр Бригадов. 10 марта 2016 г. 17:24 9 марта 2016 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил XVI ежегодную церемонию вручения премий имени  Патриарха Алексия II   Международного общественного фонда единства православных народов  «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества» за 2015 год. Лауреатами премии стали:  Святейший Патриарх Болгарский Неофит , Президент Республики Сербия Томислав Николич, председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкин. Перед началом церемонии в Патриарших покоях Храма Христа Спасителя  состоялась встреча  Святейшего Патриарха Кирилла с Президентом Республики Сербии Томиславом Николичем. Также состоялось краткое общение Предстоятеля Русской Православной Церкви с Патриархом Болгарским Неофитом и председателем Государственной Думы ФС РФ С.Е. Нарышкиным. По окончании беседы Святейший Патриарх Кирилл, лауреаты премии и другие участники встречи проследовали в Зал церковных соборов. Святейший Владыка благословил начало торжественной церемонии. На торжественном мероприятии присутствовали: управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий ; председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион ; председатель  Издательского Совета  Русской Православной Церкви  митрополит Калужский и Боровский Климент ; первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве  митрополит Истринский Арсений ; митрополит Западно- и Центральноевропейский Антоний ( Болгарская Православная Церковь ); викарий Софийской митрополии епископ Браницкий Григорий (Болгарская Православная Церковь); представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси  епископ Моравичский Антоний ;  епископ Подольский Тихон ; генеральный секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви архимандрит Герасим (Георгиев); председатель церковного совета собора Александра Невского в Софии архимандрит Дионисий (Мишев) (Болгарская Православная Церковь); заместитель председателя ОВЦС МП  протоиерей Николай Балашов ; настоятель подворья Русской Православной Церкви в Софии  архимандрит Филипп (Васильцев) ; представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси  архимандрит Феоктист (Димитров) ; представитель  Православной Церкви Чешских земель и Словакии   архимандрит Серафим (Шемятовский) .

http://patriarchia.ru/db/text/4394970.ht...

Скачать epub pdf Владыка Серафим был одним из немногих истинных избранников Божиих нашего духовно обнищавшего, апостасийного времени. Именно над этим необыкновенно смиренным и удивительно скромным угодником Божиим исполнилось Божественное обетование: «Смиряяй же себе, вознесется» ( Лк. 18:14 ). И прославление его в наши дни народным почитанием есть дело не человеческое, но Божие. Архиепископ Серафим, в миру Николай Борисович Соболев, родился в Рязани. Его мать, Мария Николаевна, была женщиной глубоко верующей и усердной молитвенницей. У нее было одиннадцать детей, большинство из которых умерли в раннем возрасте. Но особенно любила она свою маленькую дочь Верочку – сущего Ангела небесного. Верочка отличалась от своих сверстников и с младенческого возраста уже обладала удивительными духовными задатками: любила Бога, часто молилась и проявляла необыкновенную доброту ко всем людям. Когда ей было три года, её старший брат Вася смертельно заболел. В семье все тяжело переживали это печальное событие. Вдруг маленькая Верочка неожиданно сказала: «Мама, дай мне попить чайку». Когда выпила чашечку чая, перевернула её, поставила на блюдечко, и в задумчивости произнесла: «Мама, Вася выздоровеет, а я заражусь и умру». Так и случилось. И когда над умирающей Верочкой горько плакали родные, трехлетная девочка нежно их успокаивала: «Зачем-же плакать?! Надо Богу молиться!», и как Ангел, тихо отошла ко Господу. Скорбь матери была беспредельной. Она горячо молила Бога даровать ей в утешение другое дитя, которое бы напоминало ей Верочку. И вот, через несколько лет, в 1881 г., родился маленький Коля, одарённый Богом редкой по чуткости и любви к людям душой. Коля тоже был непохож на сверстников. Ласковый и отзывчивый на чужую боль, мальчик обладал несвойственной детям серьезностью. Окончив духовное училище в 1900 г., он поступил в Рязанскую Духовную семинарию, после которой продолжил образование в Петербургской Духовной академии с 1904 по 1908 г. Здесь, на последнем курсе, в 1907 г., он был пострижен в монашество с именем Серафим, в честь великого Саровского чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010