They belong to the early period of the hierarch’s biography and are associated with his work in the theological and educational sphere. The letters were addressed to Nikifor Alexandrovich Ilyinsky, the assistant inspector at Vologda Theological Seminary. In his letters, Archbishop Nikolai dealt with various topics, but to a greater extent he considered the problems of theological schools. The letters are therefore a valuable source on the history of theological education during the Synodal period. These letters also reflect the destinies of those individuals whose life path was connected with Vologda Diocese and Vologda Theological Seminary. Particularly interesting is the characterisation of the control and auditing activities held by the Educational Committee under the Holy Synod, as well as the description of individual auditors and events which took place in theological schools during the period in question. The aim of the publication is to show the view of one of the hierarchs of the Russian Church of the early 20 th century on the problems and controversial issues of the inner life of theological schools. The letters are kept together with N. A. Ilyinsky’s diary in the State Archive of Vologda Region. Keywords: Archbishop Nikolai (Ziorov), N. A. Ilyinsky, theological education, Educational Committee, audits of theological and educational institutions, Vologda Theological Seminary, Bishop Petr (Losev). References Bogdanova T., Mironovich A. (2008) «Nikolai Ziorov, arkhiep. Varshavskii i Privislenskii», in Pravoslavnaia entsiklopediia, vol. L, Moscow, pp. 322–238 (in Russian). Danilenko B. (archpriest), Petr (Eremeev; hieromonk) (eds) (2005) N. Glubokovskii. Academy- cheekier obey I zavety. Moscow; Sergiev Posad. Kalinovskii V. (2017) «Arkhiepiskop Nikolai (Ziorov): krymskie stranitsy biografii ierarkha», in Aktual’nye voprosy sovremennogo bogosloviia i tserkovnoi nauki: Materialy IX mezhdunarod- noi nauchno-bogoslovskoi konferentsii, posviashchennoi 100-letiiu nachala muchenicheskogo i ispovednicheskogopodviga Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi, pp.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Ziorov...

Сам владыка вел упорнейшую борьбу со своим недугом, не сдаваясь ни на шаг, вверив себя воле Божией, и на каждый пытливый вопрос обыкновенно отвечал: – «это как Богу будет угодно». Летний отдых в живительном климате Кисловодска приносил только временное облегчение и владыка с каждым годом в течение трех последних лет все более и более таял. 2-го ноября 1912-го года, в 5-м часу утра, после продолжительных, мучительных страданий, владыка о Господе почил. Лаврский колокол унылыми ударами разнес печальную весть по всей столице, и ему скорбным эхом ответил перезвон колоколов всех Петербургских церквей. Никогда еще не было на Руси, от дней святого Владимира Равноапостольного, – говорил в своей речи в Славянском Благотворительном Обществе высокопреосвященный архиепископ Волынский Антоний, – чтобы в погребении кого-либо принимало участие такое множество архиереев, как это было при погребении владыки-митрополита Антония. Господь судил ему скончаться в такое время, когда съехались члены зимней сессии Святейшего Синода и еще не успели уехать члены летней сессии, так что в Петербурге оказалось 2 состава Святейшего Синода. Прибыли члены Государственного Совета и Государственной Думы. Подъехали некоторые ученики почившего владыки. Всего участвовало в отпевании владыки 22 архиерея: митрополиты Московский Владимир (Богоявленский) и Киевский Флавиан (Городецкий), архиепископы Карталинский, экзарх Грузии Иннокентий (Беляев), Финляндский Сергий (Страгородский) , Волынский Антоний (Храповицкий) , Новгородски Арсений (Стадницкий) , Гродненский Михаил (Ермаков), епископы – член Святейшего Синода и Государственного Совета Никон (Рождественский) , Олонецкий Никанор (Надежин), Могилевский Константин (Булычев), Тамбовский Кирилл (Смирнов), Екатеринославский Агапит (Вишневский), Псковский Евсевий (Гроздов), Смоленский Феодосий (Феодосиев), Пермский Палладий (Добронравов), Орловский Григорий (Вахнин), викарные епископы Нарвский Никандр (Феноменов), Ямбургский Георгий (Ярошевский), Гдовский Вениамин (Казанский), пребывающе на покое епископы Антонин (Грановский) и Владимир (Благоразумов). В средине Богослужения прибыл с вокзала архиепископ Варшавский Николай (Зиоров) , ставший в мантии среди богомольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Оценивая идеологическую платформу церковного реформаторства начала XX века, мы разделяем вывод о наличии в этом движении четко выраженного хилиастического мотива, к каковому выводу приходит в своей работе о. Г. Ореханов 1408 . По его мнению, церковное реформаторство 1905–1906 гг. исторически возникает как движение «псевдоцерковных или околоцерковных групп, действующих в своих обмирщенных, расцерковленных интересах (...) [как] попытка решить действительные или мнимые проблемы церковной жизни неадекватными Церковному преданию способами», путем приспособления к новым историческим условиям, к духу времени, к обществу, то есть в этом движении очевидно стремление следовать «социальному заказу». «Это всегда отказ от подвига, без которого бессмысленно говорить о тех или иных церковных задачах; это всегда стремление «церковную планку» опустить до своего наличного духовного уровня; другими словами, это отказ от борьбы с собой и начало борьбы с внешними обстоятельствами» 1409 . Эти выводы находятся в согласии с тем «моральным диагнозом», который ставил в свое время и Н. Н. Глубоковский , рассуждая о «расслабленном поколении» и «кумирном служении современности», о пастырстве «для всех посильном и всем доступном»... На наш взгляд, в этой борьбе с «внешними обстоятельствами» церковное реформаторское движение смыкается с социальным реформаторством, крайней формою которого является революционный переворот. Не случайно и символично, что среди идеологов церковного реформаторства был бывший лидер одной из самых значительных революционных организаций 1870–1880-х гг., «Народной воли», известной своими централистическими и государственными тенденциями, – Л. А. Тихомиров . Став «ярым» монархистом, он сохранил тип и направление своего мышления и психологию революционера-семидесятника с сильным креном в сторону «политики». «Времена переживаем трудные и люди нужны. Обуревалась ли Церковь в эпоху ересей так, как обуревается она теперь нападениями таких лиц, как ваши петербургские Розановы, Мережковские, Минские? Каждую книжку «Нов[ого] пути» читаю со скорбью. Чего лезут туда ваши Сергии, Михаилы?» 1410 , – писал Глубоковскому в декабре 1903 г. профессор Харьковского университета о. Т. И. Буткевич . Сам Глубоковский считал опасным и ложным новопутейское направление, а «богоискательство» ненавидел как «зловредное извращение» 1411 . По мере развития событий прогнозы Глубоковского и его корреспондентов становились все более тревожными, в них звучала обреченность... В ноябре 1904 г. архиепископ Николай (Зиоров) замечал: «Теперь у нас (...) как и во всей России, такая смута во всем, что становится страшно за будущее. Как будто все съехало с рельсов и мчится куда-то в бездну... То, о чем говорили прежде по углам и по секрету, теперь чуть не на всех углах (...) К. П. Победоносцев пишет, что теперь можно ждать не только печальных, но даже и страшных событий» 1412 . §2. Неудачная попытка церковной реформы весной 1905 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

С работой в Синоде, однако, ничего не вышло, тем более что и первенствующий в Синоде митрополит Антоний нисколько не верил в возможность какой-либо эффективной работы и, отвечая как-то архиепископу Арсению (Стадницкому) на его вопрос об инциденте, сказал: «Думают, что сразу все можно сделать. Иное дело говорить, а иное – делать, что должно, – не так легко, как им кажется. Они сами увидят и убедятся в этом. Вот, например, реформа духовно-учебных заведений. Ведь вот собирались мы все в прошлый понедельник. Говорили-говорили, а ни к чему не пришли. И я думаю, что из всех этих разговоров ничего не выйдет, – да и по другим вопросам так» . 5 апреля 1908 года епископ Гермоген отбыл из Санкт-Петербурга в свою епархию. Еще в 1901 году Русская Православная Церковь была вынуждена сказать свое слово о религиозном учении Льва Толстого и в связи с этим зафиксировать его положение как человека, отпавшего от Церкви. Толстой в ответе Синоду подтвердил, что он действительно отрекся от Церкви и является приверженцем изобретенного им учения. Отец Иоанн Кронштадтский, наблюдая как пастырь духовную разруху, которую всевает учение Толстого в души людей, выступил в проповедях с его обличением . Но русское общество как будто обезумело и в 1908 году, спустя семь лет после отлучения Толстого от Церкви, широко праздновало его 80-летие, проводя в его честь с участием «православных» властей шумные торжества и называя его именем общеобразовательные школы для смущаемого его учением народа. Епископ Гермоген, как архипастырь, не согласился молчаливо наблюдать это безумие, развращающее верующий русский народ, и выступил против публичной демонстрации отступления от Христа . Для пастырей он написал и разослал по епархии 28 августа 1908 года соответствующее послание . 9 сентября 1908 года стало известно о новом составе Синода; при оставлении первоприсутвующим митрополита Санкт-Петербургского Антония, к работе в Синоде были привлечены митрополиты Московский Владимир (Богоявленский) и Киевский Флавиан (Городецкий), архиепископы Волынский Антоний (Храповицкий), Варшавский Николай (Зиоров), Финляндский Сергий (Страгородский) и епископы Тамбовский Иннокентий (Беляев) и Холмский Евлогий (Георгиевский), но епископов Серафима и Гермогена здесь уже не было, причем епископ Серафим и вовсе был переведен на Кишиневскую кафедру.

http://fond.ru/kalendar/499/konstantin/

4) Наконец плодотворность труда для научного исследования славянского текста Нового Завета, заключающаяся в том, что труд Г.А. Воскресенского составить твердую основу для всех дальнейших работ по тому-же предмету…» Такие-же достоинства труда проф. Воскресенского указывал в своем отзыве совету и проф. И.Н. Корсунский , прибавляя, кроме того, что труд имеет важное значение, между прочим, и «в отношении к исправлению славянско-русского перевода Библии , что особенно важно в виду предпринятого ныне Высшей Церковной властью дела пересмотра и исправления русского и славянского перевода Нового Завета». Малую Макарьевскую премию (300 руб.), специально предназначенную по правилам для магистерских диссертаций, совет присудил инспектору академии, архим. Григорию за его книгу: «Третье благовестническое путешествие Св. Апостола Павла (изъяснение Деян. 18, 22 – 21, 16 – и Галат. 2, 11–12 ), – опыт историко-экзегетического исследования». В отзыве о своем книге о. Григория доцент М.Д. Муретов указывал такие достоинства: «1) Незаурядную обширность труда, состоящую в изучении многочисленных пособий по критике текста, по толкованию относящихся к данному вопросу отделов Нового Завета, по Апостольской истории, но новозаветной филологии, археологии, географии и пр., – и источников, заключающихся, кроме свящ. текса Нового Завета, в описаниях древних авторов (Геродота, Страбопа, Илиния, Иосифа Флавия и др.). – 2) тщательность работы, обнаруживающуюся как в полной и обширной цитации и в приложенных трех указателях, так и особенно в простом, отчетливом, стройном и, по местами, художественном изложении. 3) Важность и плодотворность труда, долженствующего составить настольную книгу для русских библейских историков, экзегетов, географов и археологов». В минувшем учебном году в Московской академии учреждена и еще одна премия со специальным, по мысли учредителя, назначением Преосвященный Николай (Зиоров) , Епископ Алеутский и Аляскинский, воспитанник Московской академии 30-го выпуска, 1895-го года, с искреннею признательностью и благоговением чтя память незабвенного о.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

В 1890 г. хиротонисан во епископа Нарвского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 1892 г. епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии; с 1893 г. епископ Саратовский и Царицынский. С 1899 г. архиепископ Финляндский и Выборгский; с 1905 г. архиепископ Тверской и Кашинский; с 1905 г. архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии; с 1906 г. архиепископ Владимирский и Суздальский. – Примечание. 630 Николай (Зиоров Михаил Захарович; 1851–1915), архиепископ. В 1891 г. хиротонисан во епископа Алеутского и Аляскинского. С 1898 г. епископ Таврический и Симферопольский. С 1905 г. возведен в сан архиепископа и назначен архиепископом Тверским и Кашинским, но по болезненному состоянию на кафедру не поехал. С 1905 по 1908 г. на покое в одном из монастырей Таврической епархии. С 1906 г. член Государственного совета от монашествующего духовенства. С 1908 г. архиепископ Варшавский и Привисленский. – Примечание. 632 Сноска митрополита Арсения: «Вчера взят был мне билет на десятичасовой поезд, даже номерной, т. е. якобы с определенным местом. Во время моего отсутствия из Лавры опять приходили представители комиссариата, чтобы приступить к осуществлению захвата Лавры. Братия отслужила молебен. Настоятель Лавры объявил им, что он добровольно не сдаст Лавры, так как у него нет предписаний своего начальства. Они ответили, что в таком случае придется употребить насилие. Владыка Вениамин сказал мне, что он созовет завтра или послезавтра собрание представителей приходских советов и будут протестовать. Простились мы с ним в тяжелом настроении. Он приедет на собор после Сретения, так как теперь нужно быть дома, и быть может к этому времени так или иначе выяснятся дела». 634 Пимен (Пегов Павел Григорьевич; 1875–1937), архиепископ. В 1911 г. хиротонисан во епископа Бакинского, викария Экзарха Грузии. С 1915 г. епископ Балтский, викарий Подольской епархии. В 1918 г. председатель Всеукраинского церковного собора. С 1918 г. епископ Каменец-Подольский и Брацлавский. С 1921 г. архиепископ.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НИКОЛАЙ (ЗИОРОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Николай (Зиоров) Еп. Николай (Зиоров), 1890-е Редакция текста от: 17.03.2015 07:38:50 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13672029.h...

Искренно Вас любящий и преданный, М. Зиоров. ГАВО. Ф. 5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 158 об. – 159 об. Рукопись. 7 Без даты (л. 175) Благодарю Вас, мой милый и добрый друг, что не забываете меня своими письмами; жаль только, что не часто балуете меня ими. В последнее время за ревизией и своей злобой дня вологжане что-то перестали ко мне писать, а между тем и для меня весьма важно знать, что и как делает С. В. Керский 46 ? Ведь он вместе с этим и меня ревизует по Вологодской семинарии. Что узнаете – напишите, пожалуйста, и подробнее. Вологжане настолько не любезны, что и до сих пор не сумели исполнить моей просьбы – послать выдержки обо мне из отчета Зинченко; ну, Бог с Вами! (л. 175 об.) Я отсюда писал С. В. Керскому на 6-й неделе поста, рекомендуя Вас, А. Д. Брянцева и В. С. Карпова как самых надежных и самых преданных долгу службы людей! Передайте почтение о. ректору и скажите, что я глубоко сочувствую его скорби, ибо и сам был искушен по всяческим. Пусть не падает духом, а возмогает о Господе! А ведь недаром же влетел пред моим выездом из семинарии филин в спальни ученические: вот он – этот филин! Требовал ли ревизор кондуитные книги и читал ли мои рапорты? У нас он брал копии, а у вас? Напишите подробно. Есть ли хозяйственная книга, которую я завел, и была ли она представлена ревизору? В. С. Карпова благодарю за привет с праздником, но этого мало: жду письма! Съездите в Прилуки и передайте мое почтение о. Константину Маслову 47 и о. Варнаве 48 за (л. 176) и любовь ко мне, скажите, что не пишу теперь потому, что решительно не имею времени, так как с выездом ректора в Москву и Питер, равным образом и помощника, я один исправляю три должности. Прощайте! Обнимаю Вас крепко и любовию лобызаю, с сердечным пожеланием всего лучшего в жизни. Искренно Вас любящий, Мих[аил] Зиоров. ГАВО. Ф. 5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 175 – 176. Подлинник. Рукопись. 8 Без даты (л. 190) Не писал Вам доселе, мой друг, потому что (л. 190 об.) частию был не совсем здоров (больше двух недель лихорадка), а частию – по множеству разного рода дел. Ваше вчерашнее письмо застало меня в постели: у меня были сильные гастрические боли. Вообще, здоровьем своим я похвалиться не могу: под влиянием житейских невзгод храмина моя дает трещины то там, то здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Ziorov...

Искренне вас любящий и преданный Вам, Мих. Зиоров. PS О[тцу] Ректору, А[ркадию] Д[осифеи]чу 30 , Е[влампию] Н[иколаеви]чу 31 , П. Ачу, диакону, Алфеюшке 32 и всем преподавателям и воспитанникам мой поклон и привет. Напишите мне поскорей и побольше. ГАВО. Ф. 5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 146. – 147 об. Рукопись. 3 15 апреля 1886г. (л. 415) Пусть Ваше благородное сердце, мой добрый друг, само Вам скажет, насколько я благодарен Вам за Вашу ко мне любовь: мое же слабое перо не в состоянии этого выразить. С любовью облобызал я Ваши милые черты и тысячи благожеланий и благословений послал Вам мысленно в ответ на Ваше приветствие! И вот, пиша это письмо, я все посматриваю на Ваш портрет, который стоит на моем письменном столе: как он прекрасен! Дай Бог , чтобы то благородное сердце, которое Вы носите в своей груди и которое полно таких хороших стремлений, чтобы оно навсегда осталось таким же не только в отношении меня лично, но и в отношении всех людей! Не теряйте, мой друг, веры (л. 415 об.) в хорошее и светлое, не давайте засориться мелочами житейскими тому святому чувству, которое зовется любовию. С верою и любовию и на краю света, и в самой ужасной обстановке не погибнете и не заблудитесь. Воскресший Господь да сохранит Вас от всяких искушений и напастей отныне и до века. Всем своим друзьям, а следовательно, и моим, привет и поклон до земли! Последних три недели я сильно хворал расстройством нервов, а потому не мог отвечать Вам на Ваше любезное письмо от 25 марта. К сожалению, присланным бланкам я не мог дать того назначения, какое хотел дать, за краткостью времени для их напечатания; придется уже пред вакациями пустить их в ход. Праздники я встретил вместе с воспитанниками: служил только духовник, не было даже диакона; певчие пели прескверно. Не было ничего того, что было в Вологде в последний год. Ректор всю страстную служил в соборе с архиереем, а мы обходились сами по себе. Чтецы (л. 416) здесь из рук вон плохие. С удовольствием вспоминал Вас. На первый день в 10 ч. утра, после визита к архиерею и ректору, все преподаватели семинарии, дух[овного] училища, члены консистории и некоторые из духовенства, два хора певчих – семинарский и архиерейский – прошли ко мне. Так как ни у архиерея, ни у ректора стола не было, то закусывали и пили чай у меня. Вышло довольно порядочно. Затем и Преосвященный посетил меня. Вчера я отдавал визиты во время дождя и слякоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Ziorov...

  Л. 158 посетил Киев, К[аменец]-Подольск, Одессу, Елисаветград, Кременчуг. Во время путешествия отдохнул духом и телом в кругу друзей и родных. Часто припоминались мне прошлогодние вакации, когда мы вместе с вами предпринимали экскурсии скуки ради на городские кладбища или вообще за город. Как мне теперь приятно это вспомнить. Идет ли теперь перестройка семинарии и окончено ли общежитие? Кого послали в академию и какую именно? Что мои друзья VI-kлacchuku, мирно ли окончили курс или же воевали и с о. Климентом? А существует ли семинарская корова? Были ли цветы на моих клумбах и принялись ли (по-вологодски “отродились”) хвойные деревья? Занимается ли этим делом кто-нибудь после меня? А мне иногда приходит блажная мысль в голову: а что, если я возвращусь к вам в Вологду? Как тогда меня встретят? Прощайте! Сердечно обнимаю вас и от души желаю всякого благополучия. Искренно вас любящий М. Зиоров». В октябре месяце женился Г. И. Можаров. Он взял внучку митроп[олита] Московского Иоанникия и весьма удивил всех своей женитьбой. Женитьба эта имела, если можно так выразиться, политический характер. Посредством этой женитьбы Можаров думал приобрести связи и чрез эти связи во что бы то ни стало добиться удаления рект[ора] из нашей семинарии. От 15 октября М.З. Зиоров писал мне: «Много-много виноват пред вами, Н[икифор] А[лександрови]ч, что так долго не отвечал на Ваше любезное письмо, своя “злоба дня” было причиной этого замедления. Вероятно, о. ректор, которому я писал ко дню ангела, и В. С. Карпов передали мой поклон, а вместе с этим и те “скорби”, которыми я скорблю ныне, а потому не стану повторяться. Во всех этих неприятностях нахожу утешение, успокоение и подкрепление в нашем добрейшем архипастыре Сергие . Он как-то успокоительно всегда действует на мой дух. Да сохранит его Господь на многия лета! Впрочем, не все и скорби: есть и радости своего рода, так, например, утешаюсь тем, что порядки мои начинают понемногу прививаться, столовая улучшаться, дисциплина административная и учебная входит в силу, учителя не засиживаются в учительской и проч. и проч.

http://bogoslov.ru/article/6174747

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010